Сравнительно новым направлением дошкольной педагогики является экологическое воспитание. По результатам социологических исследований термин «экология» — один из самых распространенных и часто употребляемых на планете . В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных — бездействие людей к природе и конечно потребительское отношение человека в природе. Решать эту проблему необходимо начать с приобщения, как взрослых, так и дошкольников к труду в природе, но в первую очередь дошкольников. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается бережное отношения воспитания ценностного отношения к окружающему миру и труду в ней. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Настоящий коллектив, развивается и крепнет, только на основе общего труда. Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Воспитанный в труде человек, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия личности дошкольника в трудовой деятельности средствами природы.
процесс формирования личности дошкольника в трудовой деятельности средствами природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личности дошкольника в трудовой деятельности средствами природы.
Задача исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «трудовая деятельность дошкольника в природе».
Гипотеза: процесс формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста средствами природы будет эффективен при соблюдении условий: создания экологического пространства и активного участия и наблюдения детей в общении с природой.
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной ...
... упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР. Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности Задачи: 1. Изучить ... постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, ...
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических подходов к проблеме воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью на основе полученных эмпирических данных разработать рекомендации для педагогических работников ДОУ по повышению эффективности воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы в конкретном дошкольном учреждении.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы.
1 Теоретические основы формирования воспитания трудолюбия у детей средствами природы
1.1 Труд и его организация в природе, как средство
В связи с исследованием современными учеными, взаимодействия человеческого общества и природы, возникла проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Ученые, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, пришли к выводу: необходимо сменить ценностные ориентиры, изменить по ведение человека в современных условиях . Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, а также проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка [2].
Развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, считает В.А. Сухомлинский, так как на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения. С.Л. Рубинштейн считает, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте [2]
В нашей стране, как особое направление дошкольной педагогики, современное экологическое образование формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах [9,с.42].
Мы должны уделять особое внимание в воспитании детей, следующим вопросам:
— ребенок должен взаимодействовать с природой на равных, признать ценность и значимость природы;
— воспитанию у ребенка уважительного отношения ко всем без исключения видам, независимо от наших симпатий и антипатий;
— пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
Трудновоспитуемые дети и особенности работы с ними
... у него трудновоспитуемое. Природа отклонения может быть обусловлена влиянием: внешнего фактора Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания; внутреннего ... Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев). Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемым, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания ...
— осознанию ребенком себя как части природы;
— формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;
— пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;
-формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Процесс познания у ребенка в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Вот почему для ребенка-дошкольника такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близки и естественны.
Эмоциональные впечатления о природе, представления о разных формах жизни, ребенок получает в дошкольном детстве. У него закладываются начальные элементы экологической культуры, формируются первоосновы экологического мышления, сознания.
Дети, которые трудятся в природе, знакомятся с состоянием объектов природы, со свойствами и качествами, усваивают способы установления этих свойств. Большое образовательное значение имеет труд в природе. Кругозор детей расширяется, создаются благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Для выполнения определенного трудового действия, педагог учит детей ориентироваться на свойства объектов природы. Например, чтобы определить, нужно ли полить растение, необходимо учесть его состояние (плотность листьев и стебля, упругость, состояние земли).
Соблюдая все правила, у детей начинает складываться эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Дети, на практике узнают, о роли человека в управлении природой, усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится целенаправленным, осмысленным. У детей возникает интерес к объектам природы, развивается наблюдательность, любознательность, появляется уважение к труду человека. Также в труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Им доставляет радость посильная и интересная работа, а это — основа для воспитания, устойчивого интереса к труду [6].
У детей в процессе труда развиваются интеллектуальные умения, то есть планировать работу, подбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций, распределять их между участниками труда, оценивать результаты , и конечно формируются практические навыки ухода за растениями и животными.
Хотелось бы еще поговорить о формах организации труда в природе. Такие как поручения, дежурства, коллективный труд — что они представляют собой? Рассмотрим эти формы работы:
Формирование гуманного отношения детей к природе
... и экспериментальные подтверждения педагогических условий, при которых формирование гуманного отношения детей к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет эффективной. Объект исследования: ... в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя", программа Н.А. Авдеевой и ...
1) Самая простая форма организации труда детей – это трудовые поручения . Эта форма имеет важное воспитательное значение в работе с младшими дошкольниками. Педагог поручает ребёнку задание, которое он должен выполнить. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с общественным трудом, так и с самообслуживанием. Индивидуальные поручения очень важны в период от 3 до 5 лет. Большинство поручений носят постоянный, систематический характер. При этом они не теряют своей значимости.
2) По сравнению с поручениями более сложная форма организации труда детей — дежурства . Здесь требуется большая самостоятельность от ребенка, чем при поручениях. В воспитании детей дежурства имеют большое значение: дежурные выполняют работу, которая необходима для коллектива, имеющую общественную значимость. У детей формируется желание потрудиться ради кого-то, проявить отношение к своим товарищам, к животным и растениям, которые находятся в уголке природы. Воспитывать у детей умение и желание помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
Каждый день назначаются по два дежурных, которые помогают подготовиться к занятиям, и трудятся в уголке природы. Педагог знакомит детей с новыми обитателями живого уголка, и обязательно рассказывает, как за ними ухаживать. Обращая внимание на то, как важно тщательно ухаживать за животными и растениями: и только тогда им будет хорошо в нашей группе. Педагог на занятии, обязательно показывает приёмы работы дежурных: как нужно опрыскивать растения из пульверизатора, как готовить воду для полива растений и так далее.
3) Коллективный труд
Для того чтобы педагог смог организовать участие всех детей одновременно в коллективном труде и мог руководить их работой, необходимо объединять детей только в том случае, если они приобрели необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Также педагог, определяет содержание общей работы, включая в неё такие виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
Во время руководства коллективным трудом, педагог направляет особое внимание на слаженность работы звеньев, помогая отдельным детям или какому — либо звену, например, при возникновении спора. Предварительно, педагог заранее определяет объём работы, чтобы равномерно распределить его между звеньями.
Отсюда следует, что очень важно учитывать при организации труда поставленные задачи и пути их решения. Любой труд будет воздействовать на чувства и эмоции детей, если соблюдать все педагогические требования, которые так необходимы для формирования правильного отношения к природным объектам.
Реферат здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога
... разных категорий детей . Работа валеологической направленности в родителями ДОУ. 2. Элементы здоровьесберегательных технологий педагога- психолога в системе образования На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, ...
Можно сделать вывод, что формируя необходимые трудовые умения, навыки по уходу за растениями и животными, в процессе трудовой деятельности у детей, мы также формируем знания о природных объектах, их качествах и свойствах, а на основе этого у детей развивается осознанное отношение к природе, признание ее как ценности.
1.2 Задачи и содержание, В педагогическом процессе
-
Формирование у дошкольников экологических представлений.
-
Воспитание у дошкольников субъективного отношения к природе.
-
Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной дея тельности в природе.
Педагоги раньше ориентировались только на
Взрослый прослеживает с до
Дети, в младшем дошкольном возрасте являются больше наблюдателями, чем исполнителями. Образец взаимодействия с природой имеет решающее значение именно в этом возрасте. Слушая подробные, спокойные пояснения о том, что и как надо делать, ласковый разговор взрослого с животными и растениями, видят действия воспитателя, дети охотно помогают. Например, собираясь полить комнатные растений, педагог, приглашает Аню с Кириллом, и говорит: «Ребятки пойдемте со мной к окну, и посмотрим, не хотят ли наши растения пить. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Ребята посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Земля сухая, а ведь им нужна вода — они очень хотят пить, и без воды засохнут! Польем их». Педагог дает ребяткам леечки, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Вот наша милая фиалка, мы сейчас польем тебя водичкой, пей, сколько хочешь, расти дальше и радуй наши глазки!». Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его спокойную речь, держат лейки, подают их, вместе с педагогом наполняют их водой и ставят на место – вот в этом и заключается участие детей в совместной деятельности. На глазах у детей и вместе с ними, педагог заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. В процессе совместной практической деятельности, обучение малышей, как дидактическая задача не стоит на первом плане, она получается сама собой.
В дошкольном возрасте преобладают наглядно-действенная и
С содержанием осваиваемых ребенком
Следует также добиваться формирования широты отношения к природе. Очень важно, чтобы для ребенка природные объекты становились личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись добрые чувства.
Пространство, которое, С ориентацией на возраст детей, на период года,
Трудовая, а также совместная организационно-хозяйственная деятельность в природных уголках детского сада, (выращивание растений, забота о животных), могут проходить с разной степенью включенности и участия, взрослых, и детей, и принимать различные формы. Дошкольники становятся участниками через наблюдение деятельности взрослых, рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад.
Психика природа , механизмы , свойства. Сознание , как высший ...
... действует осознанно и самостоятельно. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне ... созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной ...
З
С детьми организуется коллективный труд, при условии, что дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем, или чем следует ухаживать).
Педагог организует совместную деятельность с подгруппой детей из пяти человек— «уборку» в комнате природы. Он распределяет обязанности детей: просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, потом уже приступать к уборке, ну и конечно сам помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы особенно важен — это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада.
Степень самостоятельности дошкольников и функция воспитателя, меняются, по мере того как дети вырастают, но деятельность все же остается совместной. В средней группе приоритет остается за взрослым, хотя воспитатель и дети выступают в паре: «Я делаю — вы мне помогаете!». Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Дети делают все необходимое сами, а педагог им помогает (и неважно, что помощь сначала может быть очень большой) — взрослый и дети меняются ролями. По созданию необходимых условий, для растений и животных, в совместной деятельности, обучение дошкольников происходит косвенно —помощь взрослого ребенку.
В основном труд в природе проходит на воздухе, он создает благоприятные условия для физического развития детей, он разнообразен по своему характеру, что способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
Формирование осознанности и сознательности отношения к миру природы, педагогически целесообразно, на разных возрастных этапах.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
2.1 Организация исследования
На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам курсовой работы был разработан педагогический эксперимент.
Цель эксперимента — выявить педагогические подходы, необходимые для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Для достижения цели мы выявили следующие задачи:
-
провести анализ работы воспитателей данной группы;
-
изучить пространство экологической среды;
3) выявить уровень трудовых навыков и умений дошкольников.
4) определить наиболее эффективные подходы к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
«Организация различных видов деятельности и общения детей»
... развитие общения с другими детьми влияет характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. Детский сад - первое социальное объединение детей, здесь проявляются различные ... видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия ...
Согласно с выдвинутой гипотезой исследования и поставленным задачам нами проводилось экспериментальное исследование в МБДОУ Д/с №296. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Опытно — экспериментальная работа состояла из трёх этапов: I этап констатирующий, II этап формирующий и III этап контрольный эксперимент.
Задачи решались следующими методами:
1.Проведен анализ экологического пространства.
2. Проведено анкетирование.
3. Проведено включенное наблюдение.
4. Проведено диагностирование.
Для начала, мы рассмотрели экологическое пространство в детском саду.
Ч тобы узнать, как обстоят дела по организации труда детей в детском саду, мы провели ряд исследований.
Методика проведения: ребёнку индивидуально предлагаются трудовые поручения в разные дни:
-
убрать сухие листья комнатных растений;
-
полить и опрыскать растение;
-
протереть листья фикуса;
-
подрыхлить почву;
Получив задание, и выслушав объяснения последовательности действий, действует ребёнок самостоятельно.
При получении результатов данного исследования, анализируя их, опирались мы на следующие критерии:
I уровень – ребенок охотно выполняет задание, проявляет инициативу, у него присутствует чувства долга по отношению к окружающим.
II уровень — у ребенка присутствует чувства долга при получении поручения, но планируя, упускает отдельные этапы работы, безразличен к результату выполнения задания.
III уровень – ребенок вообще отказывается, что- либо делать.
Результаты представлены в таблице 1., Таблица 1
Имя ребенка
Трудовое поручение, Характер действий, Содержание действий, Соответствие действий задаче
Алина
убрать сухие листья комнатных растений;
- полить и опрыскать растение;
- протереть листья фикуса;
- подрыхлить почву;
I уровень
II уровень
I уровень
Роман
II уровень
II уровень
III уровень
Диана
III уровень
III уровень
III уровень
Кирилл
II уровень
III уровень
III уровень
Риана
III уровень
III уровень
III уровень
Амир
I уровень
II уровень
III уровень
Наташа
III уровень
III уровень
II уровень
Рената
III уровень
III уровень
III уровень
Семен
II уровень
III уровень
III уровень
Никита
III уровень
III уровень
III уровень
Из данных наблюдений, получили следующие результаты: во время выполнения трудовых поручений по характеру действий 5 (50%) детей из 10 показали III уровень, 3 ребенка (30 %) – II уровень, и всего 2 ребенка (20%) – 1 уровень.
«Труд детей в природе»
... группе ДОУ96, подготовили задания и вопросы детям для диагностики отношения детей к природе, перспективный план по применению труда в природе, конспекты трудовых занятий. Глава 1.Формирование у детей отношения к природе в процессе труда ... Зачастую они требуют, чтобы дети самостоятельно выполняли необходимые действия, но сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, в принципе данным навыком не исполняет ...
По содержанию действий 3(30%) ребенка из 10 находятся на II уровне, 7(70%) на III уровне и соответствию действий поставленной задаче, всего 1 ребенок (10%) показал 1 уровень, остальные же 9 (90%) показали III уровень.
Дальше мы провели наблюдение, что бы узнать насколько любят дети трудиться, ухаживая за животными (кормя животных и убирая за ними)
На каждую клетку (по уходу за хомяками и попугаем) назначалось по два ребенка (дежурных).
Менялись дети каждые два дня и вместе с детьми оценивали качество их работы.
Проанализировав качество работы, отношение к ней, взаимоотношения между детьми в спорных ситуациях мы узнали: хотят ли дежурить дети, и отражается ли их желание в ходе работы по уходу за питомцами: (вообще не хотят дежурить; стараются только при контроле воспитателя; работают с удовольствием во время дежурств).
Результаты наблюдения мы определяли по следующим критериям:
1 Группа – дети дежурят нехотя, стараются обязанности переложить на других детей, бывает, забывают о дежурстве, не заканчивают, то — что начали.
2 Группа – дежурят дети также нехотя, качество их работы зависит от настроения.
3 Группа – детей пытаются выполнить свою работу хорошо, не забывают о ней, но не торопятся помочь своим товарищам.
4 Группа – детей дежурят с охотой, не забывают о своих обязанностях. Следят за наличием корма и воды у животных, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.
5 Группа – дети очень активны, с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности, помогают сверстникам, трудятся хорошо.
Мы получили результаты, учитывая критерии, которые мы рассмотрели ранее., Результаты представлены в таблице 2., Таблица 2
1
2
3
4
5
Коли-чество
%
Коли-чество
%
Коли-чество
%
Коли-чество
%
Коли-чество
%
5
50%
1
10%
2
20%
1
10%
1
10%
Данное наблюдение позволило определить, насколько сформировано трудолюбие у ребёнка.
1) 5 (50%) детей понимают, что за питомцами нужно ухаживать, но не доводят дело до конца, стараются обязанности переложить на других детей, за ними нужен постоянный контроль. (Группа 1).
2) 1 (10%) детей помогают, не смотря на то, контролируют их взрослые или нет, но только во время дежурства. Делая только то, что входит в их обязанности, ничего лишнего. (Группа 2).
3) 2 (20%) детей помогают без напоминания, но не помогают своим сверстникам, исполняя только свои обязанности (Группа 3).
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
... воспитания дошкольников. 4. Провести диагностику уровня нравственного развития дошкольников. 5. Охарактеризовать приемы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений. 6. Разработать программу формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста ... недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. ...
4) 1(10%) детей всегда готовы к дежурству, им не нужно напоминать, делают не только то, что делали раньше, но и то, что в данный момент, как им кажется важно. (Группа 4).
5) 1 (10%) ребёнок: старается выполнить задание лучше и быстрее всех, помогает своим товарищам, и всегда интересуется: хорошо ли он выполнил то или иное задание (Группа 5).
Результаты проявления трудолюбия по уходу за питомцами представлены в Таблице 3., Таблица 3
Имя
ребёнка
1-Группа
дети дежурят нехотя, стараются обязанности переложить на других детей, бывает, забывают о дежурстве, не заканчивают, то — что начали.
2-Группа дежурят дети также нехотя, качество их работы зависит от настроения.
3-Группа
детей пытаются выполнить свою работу хорошо, не забывают о ней, но не торопятся помочь своим товарищам.
4-Группа
детей дежурят с охотой, не забывают о своих обязанностях. Следят за наличием корма и воды у животных, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.
5Группа дети очень активны, с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности, помогают сверстникам, трудятся хорошо
Алина
+
Роман
+
Диана
+
Кирилл
+
Риана
+
Амир
+
Наташа
+
Рената
+
Семен
+
Никита
+
По результатам констатирующего эксперимента, мы выяснили, что уровень сформированности трудовых умений у детей средний.
Поэтому, спланировали второй этап (формирующий эксперимент), для того, что бы повысить уровень сформированности трудовых умений у детей.
Мы провели:
-
беседы с детьми;
-
сюжетно – ролевую игру «Семья», сюжет: «Уборка природного уголка»;
-
дидактическую игру «Какой я молодец».
Сначала мы провели сюжетно – ролевую игру «Семья», сюжет: «Уборка природного уголка».
Детей пришлось поделить на несколько групп и каждой группе дали по одному поручению, которые они должны выполнить хорошо, с большим удовольствием, так как помогали бы маме: подрыхлить почву, опрыскать цветы, протереть крупные листья, полить. Выполнив задание, дети стали озвучивать, что же чувствуют растения — после того, как у них подрыхлили почву, полили их, протерли листья, опрыскали:
Имя ребенка
Ответы детей
Алина
Цветочкам приятно быть чистыми
Роман
Растения рады, что им подрыхлили землю
Диана
Им теперь не хочется пить
Кирилл
Хотят всегда быть чистыми
Риана
Нравится быть мытыми
Амир
Им стало очень хорошо
Наташа
Цветочки очень довольные
Рената
Нравится быть чистыми
Семен
Им понравилось, что я им вытер листочки
Никита
Растения нам говорят спасибо
Затем с детьми была проведена дидактическая игра «Какой я молодец», в ходе которой мы провели беседу с детьми:
Попросив детей рассказать, что же такое полезное они сделали за сегодняшний день, для животных в уголке природы.
Имя ребенка
Рассказы
Алина
Покормила хомяков и попугая.
Роман
А я почистил клетку у попугая.
Диана
Взяла тряпку, ведро с водой и протирала пыль возле цветов
Кирилл
Полил и опрыскал цветы
Риана
Я взяла веник и подмела пол.
Амир
Я налил воды хомякам.
Наташа
Я приготовила воды для полива растений
Рената
Помыла посудку для корма у попугая
Семен
А я принес корм для попугая из дома
Никита
Я помогал Кириллу опрыскивать и поливать цветы.
Для педагога, организация труда – хлопотное дело. Но оно стоит того, ведь в труде даже самые неуверенные, хулиганистые, гиперактивные дети становятся целеустремленными, заботливыми, старательными. Если посильный труд организовать правильно, он будет привлекать малышей.
2.2Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Нашей целью являлось выявить педагогические подходы, которые необходимы для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Для этого на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы в ходе:
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы мы сравнили результаты исследования. Нами проводилось повторное наблюдение за детьми. Которое, показало большие изменения в поведении детей. Они стали вести себя более активно, самостоятельно, аккуратно, также стали помогать товарищам.
Мы воспользовались разработанными раннее критериями, и снова провели обследование, что бы изучить отношения детей к трудовым поручениям. Сравнение результатов показаны в таблице (Таблица 5).
Таблица 5, Результаты контрольного эксперимента:
Имя ребенка
Трудовое поручение, Характер действий, Содержание действий, Соответствие действий задаче
Алина
Убрать сухие листья комнатных растений;, Подрыхлить почву; Вымыть листья фикуса.
1
уровень
I уровень
II уровень
Роман
I
уровень
II уровень
II уровень
Диана
I
уровень
I уровень
II уровень
Кирилл
I
уровень
II уровень
II уровень
Риана
I уровень
I уровень
I уровень
Амир
I уровень
II уровень
II уровень
Наташа
I уровень
I уровень
II уровень
Рената
I уровень
I уровень
I уровень
Семен
II уровень
I уровень
II уровень
Никита
I уровень
I уровень
II уровень
Получили следующие результаты, в ходе контрольного эксперимента. Во время выполнения трудовых поручений по характеру действий 9 (90%) детей из 10 показали I уровень, и 1 (10%) ребенок – II уровень.
7 (70%) детей обладают I уровнем — по содержанию действий, 3(30%) – II уровнем.
По соответствию действий поставленной задаче 8 (80%) детей находятся на I уровне, и 2 (20%) детей – на II уровне.
Из 5 таблицы мы видим, что:
— I уровень, по характеру действий во время выполнения трудовых поручений увеличился на 90%, II уровень уменьшился на 10%; 3 уровня нет.
- по содержанию действий I уровень увеличился на 70%, II уровень уменьшился на 10%; 3 уровня нет.
— по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 70%, II уровень уменьшился на60%; 3 уровня нет.
По результатам наблюдения, тоже можно увидеть изменения. Сравнения результатов показаны в таблице. (Таблица 6,7).
Таблица 6
Имя ребенка
1 Группа дети дежурят нехотя, стараются обязанности переложить на других детей, бывает, забывают о дежурстве, не заканчивают, то — что начали.
2 Группа дежурят дети также нехотя, качество их работы зависит от настроения.
3 Группа детей пытаются выполнить свою работу хорошо, не забывают о ней, но не торопятся помочь своим товарищам.
4 Группа
детей дежурят с охотой, не забывают о своих обязанностях. Следят за наличием корма и воды у животных, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.
5 Группа
дети очень активны, с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности, помогают сверстникам, трудятся хорошо
Алина
+
Роман
+
Диана
+
Кирилл
+
Риана
+
Амир
+
Наташа
+
Рената
+
Семен
+
Никита
+
Таблица 7
Кол-во
%%
Кол-во
%%
Кол-во
%%
Кол-во
%%
Кол-во
%%
-−
−-
12
120 %
31
310 %
22
220 %
45
450 %
Наблюдения, которые, мы провели показали очень хорошие результаты. Отношение детей к труду мы можем увидеть ниже:
1) 1 Группа — 0 (0%) детей дежурят нехотя, стараются обязанности переложить на других детей, бывает, забывают о дежурстве, не заканчивают, то — что начали.
2) 2 Группа — 2 (20%) дежурят дети также нехотя, качество их работы зависит от настроения.
3) 3 Группа — 1 (10%) детей пытаются выполнить свою работу хорошо, не забывают о ней, но не торопятся помочь своим товарищам.
4) 4 Группа — 2 (20%) детей дежурят с охотой, не забывают о своих обязанностях. Следят за наличием корма и воды у животных, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.
5) 5 Группа — 5 (50%) дети очень активны, с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности, помогают сверстникам, трудятся хорошо.
Из полученных данных мы видим, что1 группа уменьшилась на 50%, 2 группа увеличилась на 10 %, группы 3уменьшилась на 10%, 4 группа увеличились на 10 %, и 5 группа увеличилась на 40 %.
Мы наблюдаем хорошую динамику, уровней сформированности трудовых умений на констатирующем и контрольном этапах. Что значит, проделанная нами работа не напрасна.
Гипотезу подтверждают, полученные результаты о том, что трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте средствами природы будет эффективным, если:
1) выявлены психологические и педагогические основы, трудового воспитания;
2) в детском саду созданы благоприятные условия для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к выводу о том, что дети лучше овладели навыками ухода за животными и растениями, стали добрее, научились волноваться за своих питомцев и радоваться красивым, цветущим растениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход — это и есть экологическое воспитание дошкольников. На понятия и основополагающие идеи экологии, опирается педагогический процесс. Вызывает у детей глубокий интерес, приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Необходимо направлять процесс восприятия детьми природы, для того чтобы они правильно воспринимали явления природы. В воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи, без приближения детей к природе, и широкого использования ее всестороннего развития дошкольников – такие как, эстетического, умственного, нравственного, трудового и физического развития.
Забота о живых существах, любовь к природе, бережное отношение к ней, рождают не только интерес к самой природе, но и формируют у детей лучшие черты характера, такие, как трудолюбие, патриотизм, уважение к труду взрослых, гуманность.
После проведенного наблюдения за деятельностью детей можно сказать о том, что они принимают активное участие в наблюдении за зеленой зоной детского сада. Дошкольники самостоятельно ухаживают за растениями, за всеми обитателями в уголке природы. Уход за питомцами и растениями воспитывает в детях чувство долга, формирует заботливое отношение к миру растений и животных.
Трудовое воспитание, какое бы оно ни было — это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование целеустремлённой активной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Одним из важных факторов воспитания личности является — трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет все представление о себе и об окружающем мире. И конечно же меняется самооценка. Именно в этом жизненном периоде он начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путём проведения занятий, бесед и мероприятий.
Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится наблюдательным, более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым. Он учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, сумеет преодолеть любые трудности, никогда не растеряется в жизни, если он воспитывался в труде.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется у детей в дошкольном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-trudolyubiya/
-
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика,1991.
-
Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. (ред.) Экологическое образование и экологическая культура населения Материалы международной научно-практической конференции. — Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 242 с.
-
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.. — М.: Академия, 2004. – 282 [1] с. – (Высшее образование). Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коломина. — М.: Педагогика, 2003. – 202 с.
-
Логуа Р.А. Экология культуры (экокультура) М.: Изд-во РАГС, 2010. 315 с.
-
Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р.С.Буре. – М., 1994. Павлов А.Н. Начала экологической культуры СПб.: РГГМУ, 2012- 206 с.
-
Пешкова В.Е. Педагогика. Общие основы педагогики. Часть 2 Учебное пособие. Курс лекций. — Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2010. — 76 с.
-
Подласый И.П. Педагогика. Книга 2 М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2009. — 576 с.
-
Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность — два кита устойчивого развития Самара: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014. — 292 c.
-
Сивашинская Е.Ф., Журлова И.В. Педагогика современной школы: Курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов /Под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск: Экоперспектива, 2009. — 212 с.
-
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика,1991. Современная педагогика: методология, теории, практика Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 28 февраля 2011 г. / Отв. ред. М.В. Волкова — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 172 с.
11)
12) Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.- метод.пособие.-СПб.:Детство-Пресс,2004.-141с.
13)
14)
15) Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС,2003.-143с.
17) Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с.
19)
20) Акимова Ю.С. Дождик для клёна, // Обруч. — 2005, — №5,- с, 19-22.