Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственность — определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

В связи с этим велико значение нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, в приобщении к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Наиболее важным является мотивационный уровень, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми. На чувственно-эмоциональном уровне формируются нравственные чувства и эмоции. Рациональный, или когнитивный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве.

Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Гармония нравственного мира человека обеспечивается всеми его слагаемыми, но направляющими являются духовно-нравственные потребности, которые формируют основные личностные начала и ориентиры.

Но, какие условия и детерминанты не определяли бы нравственную жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепится в ней. Констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслим не один шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна.

Значимость развития нравственно-этических качеств, их актуальность в настоящее время и возможности школы в данном процессе выделяют данную проблему в ряд актуальных и значимых для современной педагогики и для общего развития дошкольника в целом.

12 стр., 5847 слов

Нравственная культура личности

... и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему ...

Это положение определило тему нашей работы: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель работы: проанализировать теоретические и практически возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования: методы и приемы нравственного воспитания дошкольников средствами анализа художественных произведений.

Гипотезой исследования является положение о том, что процесс нравственного воспитания дошкольников будет наиболее эффективен, если в процессе чтения художественных произведений производится анализ поступков героев.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание понятия «нравственное воспитание».

3. Проанализировать возможности использования художественных в процессе нравственного воспитания дошкольников.

4. Провести диагностику уровня нравственного развития дошкольников.

5. Охарактеризовать приемы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

6. Разработать программу формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

7. Оценить ее эффективность и необходимость в образовательном процессе ДОУ.

В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – наблюдение, анкетирование, моделирование.

Методологической основой данного исследования являются теоретические труды Л.И. Рувинского, Л.Д. Столярекно, Н.И. Щурковой и др., посвященных изучению особенностей детей и становлению у них нравственных качеств.

Работа состоит из двух глав: теоретической, в которой рассматриваются понятийный аппарат, сущность нравственного воспитания, психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания.

Вторая глава посвящена изучению эффективности предложенных нами форм, приемов нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных по проблеме исследования, обобщение теоретических сведений по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

Практическая значимость заключается в разработке и подборе форм и приемов воздействия на дошкольника художественных средств в процессе нравственного воспитания.

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания дошкольников

1.1 Виды и формы нравственного воспитания

Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.

10 стр., 4658 слов

Из опыта работы « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников»

... темы художественных произведений, довести до сознания ребенка. Средств для решения этих задач множество, но я хочу рассмотреть сказку как могучее, действенное средство духовно- нравственного воспитания детей. II . Сказка в системе воспитания дошкольников Сказка сопровождает ребенка с ...

Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».[1; с. 19]

Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство Долга, стремление к добру и справедливости.

В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономии уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека.

  • Доморальный уровень: Ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания — внешний контроль.
  • На конвенциональном уровне соблюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы сохранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.
  • На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения.

[7; c. 89]

Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания.

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом ...

Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.[17; c. 90]

Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется — меняется и мораль. Этические нормы отражаются в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.

Тем не менее, современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие:

  • гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
  • вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
  • воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
  • ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
  • уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;
  • честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
  • сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.[4; c.

54]

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности. Нравственное формирование человека начинается с рождения.

Нравственное развитие ребенка – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.

Нравственная воспитанность детей определяется их добросовестным отношением к учению, к труду на общую пользу; заботой об общих успехах группы, класса; прочной дружбой и взаимопомощью; примерным поведением в школе и в семье. На основании длительных наблюдений И.С. Марьенко и другие выявили самые различные качества детей, вместе с учителями распределили по группам с указанием отрицательных явлений в их поведении.[25; c. 89]

К 1 группе можно отнести недобросовестное отношение к учению в силу слабого общего развития, неподготовленность к учебным занятиям, пассивное или безразличное отношение к жизни классного коллектива, к его мнению.

5 стр., 2254 слов

Нравственные качества личности: сущность, структура и типология

... морально творческую деятельность, на основе свободной воли вырабатывает собственные мотивы поведения, совершает поступки, которые влияют на существующие нравственные качества, отношения, на нравы общества, систему нравственных ценностей. Через деятельность отдельных личностей перестраивается общественное ...

Ко 2 группе – лживость, грубость, капризность и упрямство, озорство и драчливость, нечестность в поступках

К 3 группе – единичные проявления эгоизма, себялюбия, корыстолюбия, чванства, самомнения.

Процесс нравственного воспитания это, прежде всего, процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа… — тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. [25; c. 90]

Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2).

Там же сказано, что содержание образования должно «… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4).

Можно видеть, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи.

В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

Характерно, что при всем разнообразии своих поступков все так называемые «трудные» отличаются малоустойчивыми взаимоотношениями с товарищами, друзьями в классе.

Три уровня нравственного развития выделяют в своих исследованиях Т.А. Маркова и Л.А. Пенькова:

1) высокий – сочетаются знания, эмоции, воля;

2) средний – неустойчивое поведение детей: не могут постоянно проявлять доброжелательность и отзывчивое отношение к своим товарищам и близким, бывают нечутки, грубы, их поведение зависит от конкретной ситуации;

6 стр., 2610 слов

Связь нравственного и физического воспитания персонала

... Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление ...

3) низкий – дети равнодушны к родным, сверстникам.[29, с. 163]

Отличаемые учителями недостатки в нравственном развитии этих детей и трудности их воспитания в конечном счете объясняются нарушениями научно – педагогических основ содержания и организации учебно — воспитательного процесса в школе и вне ее.

Отрицательно влияет на детей отсутствие дружбы во взаимоотношениях старших в семье. Некоторые мальчики переносят из семьи в школу внушенные поведением взрослых манеры высокомерного, презрительного отношениям к женщинам, не хотят вместе с девочками сидеть за партой, дежурить, играть, помогать им в учебе.

Нельзя не учитывать часто встречающееся несоответствие словесных суждений ребенка и его действий. Могут быть высказаны высокие моральные суждения, но при совсем ином поведении.

Среди поступков детей особую группу составляют совместные поступки вдвоем, втроем. Чаще всего «вожаками» таких группировок являются ребята постарше. В этом случае следует различать поступки преднамеренные и непреднамеренные; случайные, но объединяющие весь класс. Типичным примером могут служить «массовые» шалости (хохот всего класса, записи на стенах, надписи на доске

Общая линия поведения и каждый отдельный поступок ребенка имеют свои побудительные силы. Не зная их, нельзя правильно судить об истинных отношениях ребенка к окружающему. Хотя в области нравственного воспитания дошкольников мы имеем общие положительные результаты, но отрицательные явления в уровне их нравственной воспитанности еще значительны. Проявление их можно и нужно предупреждать и преодолевать. А для более успешного управления процессом нравственного воспитания и развития детей активно воздействовать на все условия их жизни и воспитания, активизировать весь учебно – воспитательный процесс [16; c. 86].

В процессе нравственного развития ребенка мы различаем следующие группы противоречий:

  • Во – первых, внутренние противоречия между сложившимися и возникающими потребностями и возможностями ребенка. Это выражается, например,. в постоянных столкновениях «хочу» и «могу»;
  • «хочу», но «не могу»;
  • «могу», но «не хочу».

Во – вторых, противоречия между потребностями, возможностями. ребенка и системой воспитания как целенаправленной организацией всей его жизни и деятельности («надо» и «не хочу»).

Эти противоречия повседневно проявляются во взаимоотношениях ребенка и его воспитателей, детского коллектива и ребенка.

В – третьих, между сложившимися возможностями ребенка, устремлениями воспитателей и влиянием окружающей среды. А среди них следует выделять влияния, содействующие достижению задач воспитания и противодействующие этому в силу как непреднамеренных, так и преднамеренных воздействий. [9; c. 165]

Таким образом, объединяя все перечисленное в исследованиях, можно сказать, что в дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагогики.

Нравственное воспитание — это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания — сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.

Организуя воспитательное воздействие на учащихся, нужно учитывать их психологические особенности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащихся в учреждении образования, они находились в ситуации возможности свободного выбора, самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка. В этих условиях задача педагога состоит в том, чтобы не снимая жизненных противоречий и трудностей, направить выбор учащегося на приобретение ими ценностных жизненных ориентаций. В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Дети одного и того же возраста нередко отличаются друг от друга и общим развитием, и интересами, и своими возможностями. Окружающая среда ее организованное и направленное влияние – воспитание — воздействуют на человека и вызывают с его стороны ответные действия. Взаимоотношения между организмом и средой регулируются у человека сложнейшим инструментом — нервной системой и ее высшим отделом-корой головного мозга, значит, окружающая среда своими бесконечными раздражителями воздействует на нервную систему, и тем самым создается не только необходимая причина для немедленного рефлекса, но и в пластичной мозговой ткани, в ее нервных клетках накапливаются следы этих влияний в будущем [10; c. 108].

Главная отличительная особенность каждого возрастного периода характеризуется тем, что происходят качественные изменения. Понятно, что новая качественная особенность появляется не сразу, она подготавливается длительным и медленным путем предварительного развития. Суметь отыскать эти качественные особенности куда сложнее, чем сказать, что в том или ином возрасте дети немного больше или немного меньше понимают, чувствуют, знают. Поэтому к характеристике возраста надо считаться не только и не столько с количественной разницей, сколько с новыми качествами.

Имея ввиду постоянное движение и изменение в развитии, надо быть осторожными при характеристике возраста, возрастного периода. Черты возраста не являются неподвижными. Гораздо правильнее понимать под возрастными чертами относительно устойчивые особенности. Итак, нужно иметь в виду, что особенности — слишком общая и чрезвычайно относительная характеристика.

Эти исследования имеют большое значение при изучении особенностей нравственного развития.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Особое значение приобретает дошкольный и младший школьный возраст.

Процесс усвоения ребенком правил и норм, которыми он руководствуется при управлении своим поведением, изучался в работе В.А. Горбачевой. На основе длительных наблюдений, анализа поведения детей и их заявлений она пришла к выводу, что семилетние дети четко дифференцируют как поведение товарищей, так и свое собственное. Они осознанно выделяют сами правила и начинают ими руководствоваться. Поведение становится более свободным и устойчивым. Дети влияют на поступки и действия друг друга, требуя выполнения правил, и могут принимать правила, даваемые педагогом в обобщенном виде.

Этой же точки зрения придерживается и Л.И. Рувинский. Но, дополняя, считает, что ребенок еще не устанавливает связи между поведением и своими недостатками, не осознает своих качеств. И, несмотря на наличие всех очевидных предпосылок осознания личности, дети оказываются не в состоянии устанавливать связи между своими поступками и качествами, объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. Неспособность детей переносить установленные связи между поступками и качествами личности на другие ситуации, в которых проявляются те же недостатки или достоинства, по мнению Л.И. Рувинского, свидетельствуют о том, что дети лишь формально повторяют мнение взрослых, не устанавливают связи между поступками и качествами личности, не осознают последнее [13; c. 166].

В других своих работах психологи С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский установили, что дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

1.2 Психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания средствами анализа художественных произведений

c. 235].

Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

Особенности восприятия художественной литературы в процессе развития речи дошкольниками исследуются в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной и др.

Помимо общих особенностей восприятия художественной литературы, необходимо изучить возрастные особенности этого процесса. Обобщенно они представлены Л.М. Гурович [10;107].

Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Рекомендуется тщательно изучить конкретные задачи по возрастным группам, раскрыть содержание принципов отбора художественной литературы, определить круг детского чтения и проследить линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль [1; с. 9]

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. [20; с. 158]

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. [20; с.2131]

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. [2; с.17]. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. [8; с.9].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. [2; с. 17]

»На каждое произведение, — писал К.Д. Ушинский, — мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [47; с. 594]. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтение художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [25; с. 9].

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся.

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности [2; с.37-38].

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. »Искусство, — писал психолог Л.С. Выготский, — никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию» [5; с. 325].

Приобщение ребенка к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1; с.62].

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане

[35; с.8].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания дошкольников, способствует пополнению жизненного опыта последних тем самым, формируя нравственную культуру дошкольника.

Глава 2. Организация нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений

2.1 Диагностика уровня нравственного воспитания дошкольников

Проанализировав теоретические положения в контексте изучаемой проблемы, мы определили, что основной специфической особенностью детей дошкольного возраста является их способность к усвоению норм и правил поведения в обществе, активное формирование нравственности.

Основываясь на положениях, рассмотренных в главе 1 данной работы, учитывая цель и гипотезу исследования, мы определили цель эмпирического исследования: определить эффективность использования анализа художественных произведений в процессе нравственного воспитания дошкольников.

База исследования: МДОУ № 371 города Челябинска, дети подготовительной группы в составе 20 человек. В подготовительной группе дети уже достаточно сознательно воспринимают предлагаемые им нормы и правила поведения, более осмысленно относятся к происходящему, поэтому эмоциональная реакция на проводимые мероприятии будет, на наш взгляд, более эффективной.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделить основные положения, требующие практического доказательства в ходе опытно-экспериментальной работы: определение эффективности влияния анализа художественных произведений на процесс нравственного воспитания дошкольников.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение уровня нравственного воспитания дошкольника;

3. Провести изучение нравственного воспитания, проанализировать полученные результаты;

5. Предложить приемы и способы работы, используемые в процессе анализа художественного произведения, поступков героев, направленных на формирование нравственности, оценить их эффективность при помощи контрольных измерений.

Первый этап – констатирующий. С целью исследования особенностей нравственной воспитанности дошкольников была использована методика: «Неоконченные предложения». Детям были предложены начала предложений, которые им было необходимо продолжить. Данная методика позволяет выяснить особенности представлений детей о добре, любви, зле, ненависти, честности, дружбе, хитрости, враждебности.

Каждое предложение начиналось с понятия, нравственной категории, дошкольники должны были охарактеризовать данное понятие. Оценивалась точность воспроизведения сущности данной нравственной категории. Полученные данные представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Изучение уровня нравственного воспитания дошкольников

Категория

Кол-во правильных ответов (%)

Кол-во неправильных ответов (%)

1.

Добро

55

45

2.

Любовь

60

40

3.

Зло

45

55

4.

Ненависть

40

60

5.

Честность

65

35

6.

Дружба

75

25

7.

Хитрость

50

50

8.

Враждебность

40

60

Проанализировав полученные данные можно отметить, что в целом данные дошкольников об основных нравственных категориях достаточно сформированы, трудность в определении представляли только такие категории, как «ненависть» и «враждебность». Т.е. общее представление у детей о нравственности и нравственных понятиях сложилось.

С целью более детального анализа нравственного воспитания была проведена методика независимых оценок, по которым детям, воспитателям и родителям предлагалось оценить уровень развития ребенка по пятибалльной системе. Полученные данные обобщены и представлены в таблице 2 в виде сводной оценки и определения уровня нравственного развития дошкольника.

Таблица 2

Изучение уровня нравственного развития дошкольников методом независимых характеристик

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

1.

Люда Б.

4

ВС

2.

Лена В.

3

С

3.

Денис В.

3

С

4.

Костя Г.

4

ВС

5.

Олег Д.

3

С

6.

Алексей К.

3

С

7.

Женя К.

4

ВС

8.

Андрей К.

2

НС

9.

Катя К.

4

ВС

10.

Марат К.

3

С

11.

Женя И.

3

С

12.

Алексей П.

4

ВС

13.

Оля П.

4

ВС

14.

Лена Р.

4

ВС

15.

Юля Н.

5

В

16.

Лена С.

4

ВС

17.

Люда Д.

5

В

18.

Лена И.

4

ВС

19.

Максим Н.

3

С

20.

Олег К.

4

ВС

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем нравственного воспитания – 10% (2 человека); 50% дошкольников — уровень нравственного воспитания выше среднего; у 35% (7 человек) — средний уровень нравственного воспитания, у 5% (1 человек) отмечен недостаточный уровень нравственного воспитания – «ниже среднего».

Наглядно данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень нравственного воспитания дошкольников (1 — высокий уровень, 2 – уровень выше среднего, 3 – средний уровень, 4 – ниже среднего)

Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятия и норм, часть дошкольников не могут или не умеют применять данные нормы в жизни, выражая чувства в процессе взаимоотношений.

В рамках нашей работы, согласно выдвинутой цели и гипотезы, необходимо разработать проект нравственного воспитания дошкольников средствами анализа художественных произведений.

2.2 Анализ эффективности использования анализа художественных произведений в процессе нравственного воспитания дошкольников

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Для младшего возраста — это репродуктивные вопросы (Кто? Что? Где? Как?), а с четвертого года жизни вопросы должны носить аналитический характер (Почему?), то есть побуждать размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Вопросы должны быть доступными для детей. А все слова понятными, точными, оправданными.

На первых порах рекомендуется составить «партитуру» текста, то есть параллельно тексту записывать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого.

Анализ произведения нужно организовывать так, чтобы он представлял собой серьезный, интересный и полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы — от самых простых до глубоких, философских. Правильно организованный анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять.

Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка взрослые стараются преподнести литературного героя, как образец для подражания и по всякому поводу начинают напоминать ему, что должен на него равняться. В таком случае ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Возможно даже, ребенку захочется походить не на положительного, а на отрицательного героя.

Следует помнить, что одна из основных задач при анализе произведения — не лишать литературу ее права быть, прежде всего, искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.

В соответствии с этим, работа по анализу поступков героев проводилась на каждом занятии. Пример конспекта занятия приведен ниже.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Оборудование и материалы : иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.

Словарная работа : затылок, растопырил, домовничал.

Вступительная часть.

Загадка о лисе:

Сама рыжевата

Мордочка плутовата

Ей не надо пирожка

Ей бы скушать петушка (лиса).

Сюрпризный момент

Ребята скажите, пожалуйста:

  • А какие вы знаете сказки о лисе?
  • Где встречается лиса?

«Колобок», «Теремок», «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка», «Морозко».

А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка.

Рассказывание сказки.

Проводится физкультминутка.

«Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка

Вышла погулять.

Захотелось ей

Кого-нибудь поймать —

Или птичку, или рыбку

Или зайку, или мышку,

Но птички улетают,

Рыбки уплывают,

Зайки убегают,

Мышки прячутся в нору.

Дети ходят по кругу, выполняют упражнение Лисичка .

Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок».

Выполняют упражнение Птичка, а затем Рыбка.

Выполняют упражнение Зайчик, а затем Мышка.

Разводят руки в стороны.Выполняют упражнение Птичка, двигая скрещенными руками по кругу.

Выполняют упражнение Рыбка, движение рук от себя.

Выполняют упражнение Зайчик, движение рук от себя.

Хлопают в ладоши за спиной.

Беседа о сказке.

Вопросы по содержанию:

Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.

Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?

Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

Как вы думаете они грустили, переживали?

Вспомните, как про это сказано в сказке?

Творческое задание:

Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?

Как бы могла закончиться его встреча с лисой?

Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?

Как вы думаете, Жихарка веселый человек?

Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.

Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.

Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

В конце занятия предложить детям сыграть в подвижную игру «Лиса в курятнике».

«Лиса в курятнике»

На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих).

В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

Один из играющих назначает лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» — куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводить ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой.

Проводимая работа осуществлялась на протяжении 2 месяцев, после чего, с целью определения эффективности предложенных нами форм и средств работы над процессом нравственного воспитания, был проведен контрольный срез, включающий для достоверности и объективности аналогичные задания, как и констатирующий.

Полученные при проведении контрольного среза данные представлены в таблицах 3,4 и диаграммах.

Таблица 3

Изучение уровня нравственного воспитания (контрольный срез)

Категория

Кол-во правильных ответов (%)

Кол-во неправильных ответов (%)

1.

Добро

60

40

2.

Любовь

55

45

3.

Зло

45

55

4.

Ненависть

75

25

5.

Честность

55

45

6.

Дружба

60

40

7.

Хитрость

70

30

8.

Враждебность

60

40

В целом отмечаем, что количество детей, верно определяющих значение той или иной нравственной категории увеличилось, что говорит о более точном понимании дошкольниками данных понятий, а, следовательно, можно предположить их более четкое применение в жизни.

Для сравнения наглядно проанализируем количество правильных ответов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Диаграмма 2. Изменение понятия о нравственных категориях на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

С целью более детального анализа нравственного воспитания на контрольном этапе эксперимента была проведена методика независимых оценок, по которым детям, воспитателям и родителям предлагалось оценить уровень развития ребенка по пятибалльной системе. Полученные данные обобщены и представлены в таблице 4 в виде сводной оценки и определения уровня нравственного развития дошкольника.

Таблица 4

Изменение уровня нравственного развития дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Ф.И. ребенка

Средний балл (констатирующий срез)

Средний балл (контрольный срез)

1.

Люда Б.

4

4

2.

Лена В.

3

4

3.

Денис В.

3

3

4.

Костя Г.

4

4

5.

Олег Д.

3

4

6.

Алексей К.

3

3

7.

Женя К.

4

4

8.

Андрей К.

2

3

9.

Катя К.

4

4

10.

Марат К.

3

4

11.

Женя И.

3

3

12.

Алексей П.

4

4

13.

Оля П.

4

4

14.

Лена Р.

4

4

15.

Юля Н.

5

5

16.

Лена С.

4

5

17.

Люда Д.

5

5

18.

Лена И.

4

5

19.

Максим Н.

3

4

20.

Олег К.

4

5

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем нравственного воспитания – 25% (5 человек), что на 15% больше, чем на констатирующем этапе; 55% дошкольников — уровень нравственного воспитания выше среднего; у 20% (4 человека) — средний уровень нравственного воспитания, что ниже на 15%, чем раньше; дошкольников с недостаточным уровнем нравственного воспитания не выявлено.

Диаграмма 3. Изменение в уровне нравственного воспитания (1 — высокий уровень, 2 – уровень выше среднего, 3 – средний уровень, 4 – ниже среднего)

Таким образом, полученные данные говорят об эффективности проводимой нами работы с использованием анализа художественных произведений в процессе нравственного воспитания дошкольника. Тем не менее, отмечаем, что данную работу необходимо продолжать, так как процесс нравственного воспитания продолжается.

Заключение

События последних лет, связанные с ростом проблем в обществе, упадком нравственности, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной личности, так и осознанием необходимости решения проблемы. В специальной литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомендации по их разъяснению учащимся, но в стороне остается проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребенка, чтобы он был с детства восприимчивым к морали.

Анализ теоретической литературы позволил раскрыть сущность таких вопросов, как сущность и содержание нравственного воспитания, психологические, педагогические и методические основы использования художественных средств в процессе нравственного воспитания дошкольников.

Исходным положением определения сущности понятия «нравственность» в работе явилось высказывание В.А.Сластенина о том, что нравственность – это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека». В ходе исследования были раскрыты такие понятия, как мораль («обычай, нрав, правило»), этика («привычка, обыкновение, обычай», «философская наука, изучающая мораль»), нравственные нормы («правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации»), а также определены пути исторического развития проблемы. Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности

Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря и моральных качеств. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы нравственности и морали.

Полученные теоретические данные составили основу эмпирического исследования. В процессе опытно-экспериментальной работы апробировать методы и приемы использования анализа художественных произведений, способствующие повышению нравственной воспитанности дошкольников. Проведенное исследование показало эффективность применения художественных средств в процессе нравственного воспитания, а, следовательно, необходимость проведения работы в дальнейшем.

Проведенное эмпирическое и теоретическое исследование данной проблемы позволили выполнить цель, поставленную в работе, доказать гипотезу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6

3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.

4. Братусь Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г

6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979

7. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988

8. Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1992 – №5-6.

9. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.

11. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка в школе. – 1987 – №4.

12. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. – 1990 – №8.

13. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

14. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.1999.

15. Мухина В.С. Психология дошкольника, Москва, 1975г.

16. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.

17. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Под ред. Н.И. Загоренко. – Новосиб., 1988.

18. О человеческом в человеке. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.

19. Пиличяускас А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. – 1990 – №4.

20. Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

21. Психология эмоций. Хрестоматия/Под ред. И.М. Смирных. – М.: Такт, 2004. – 673 с.

22. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1998.

23. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 672 с.

24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.

25. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

26. Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. – 2001 – №6.

27. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 1998.

28. Шамина Л.М. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: «Музыка», 1988 г

29. Энциклопедия современного учителя. – М.: Знание, 2006.

30. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.