Поведение людей в конфликте

Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни, поскольку жизнь человека сложна и полна противоречий. Они выполняют как отрицательные, так и положительные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой.

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Цель данной работы состоит в изучении сущности и особенностей поведения людей в конфликте.

1. Сущность конфликтов и их классификация

Проблема конфликтов как конфликтов вообще, так и в частности подростковых конфликтов, является весьма обширной и имеет существенное прикладное значение. Развитие научного интереса к данной теме имеет свою историю, в которой можно отметить как периоды повышения активности, так и ее спады. Результатом развития данной проблемы стало возникновение раздела социальной психологии — науки конфликтологии, имеющей ярко выраженный междисциплинарный характер.

11 стр., 5287 слов

По истории «Техника. Её влияние на жизнь человека»

... ли человечество преодолеть технику и зависимость от техники? Таким же вопросом задавался замечательный философ Н.А. Бердяев: «Машина совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои ... и оформляла в реферате; создавала презентацию, как сопровождение к защите реферата. Я думаю, что в современном мире важно знать, как влияет машина на жизнь человека, на его внутренний мир – ...

Термин конфликт происходит от латинского слова «conflictus», что в переводе означает столкновение. Изучая определения конфликтов разных авторов, можно заметить, что в качестве источника конфликта выступают различные виды противоречий. Б.И. Хасан отмечает, что первоначальный источник конфликтов кроется в бесконечной изменчивости жизни, в непрерывном противостоянии новых и старых форм культуры: «Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм».

Одной из самых общих типологий конфликта является разделение их на социальные, социально-психологические и психологические. К определениям, отражающим социально-психологический аспект конфликта относится определение Л. Козера, который рассматривает социальную группу как часть общества, неотъемлемой частью которой, являются «процессы объединения и разъединения, кооперации и конфликтов». По Козеру, социально-психологический конфликт это — «борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников должны быть нейтрализованы, ущерблены или лимитированы их соперниками».

Особенностью, отличающей социально-психологический конфликт от других видов (социального и психологического), является то, что он является противоречием, возникающим в процессе непосредственного общения людей. Психологический или межличностный конфликт, является результатом расхождения установок, ценностей, мнений, интересов, потребностей, мотивов и пр.

В. Латынов дает определение, позволяющее, по его мнению, «перевести проблему конфликта на операциональный уровень ее изучения и разработать конкретную программу по предупреждению, разрешению и управлению конфликтами». Его определение звучит так: «Конфликт определяется как форма проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей, осознаваемых или не осознаваемых участниками действий, направленных на разрешение или снятие противоречия».

Б.И. Хасан специально отмечает, что ключевым явлением, как в возникновении, так и в разрешении конфликта является противоречие. Т.е. именно в противоречии, его сути и представленности лежит основа разрешения конфликтной ситуации. Он трактует конфликт как специальную организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия.

Невозможность подвести все разнообразие конфликтов под общий теоретический подход создает условия для возникновения множества типологических систем данного понятия. Одной из таких типологий является деление всех конфликтов на две большие группы. В первую группу входят те конфликты, исходом которых является полный отказ от своих целей и притязаний одной из сторон, в то время как другая сторона конфликта занимает радикально противоположную позицию и считается выигравшей. Вторая группа, так называемы компромиссные конфликты, это такие противоречия, в которых существует возможность проявления частичных взаимных уступок, отказа от первоначальной совокупности целей, достижения договоренностей, а также временного или окончательного прекращения конфликта.

14 стр., 6662 слов

Природа конфликта

... скорее исключение, чем правило; в спорте она отнюдь не поощряется. 2.Границы конфликта. Чтобы уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и ... насильственно) хотя бы одного из субъектов общения. В данном случае конфликт отличается от противоречия, от борьбы противоположностей степенью ущемления нравственного достоинства. Здесь, как видим, ...

Типологию во многом определяет основание классификации, которое, по мнению автора достоверно отражает многообразие форм жизнедеятельности общества. Так, если за основание взяты особенности сторон, участвующих в конфликте, то можно выделить конфликты межличностные, между личностью и группой, между большими и малыми социальными группами, межгосударственные конфликты. Исследователями отмечается, что в реальной жизни конфликты определенного типа в чистом виде встречаются крайне редко.

Обобщив сложившиеся представлений, Н.В. Гришина предлагает три модели развития конфликтов. Отправной точкой каждой модели взят характер прежнего взаимодействия оппонентов, а именно оппоненты, имеющие позитивный опыт отношений, затем — участники конфликта не всегда находившие общий язык и третий тип — когда прошлое взаимодействие сопровождалось не только непониманием, но и различными проявлениями негативных эмоций и враждебностью. Опыт взаимодействия накладывает отпечаток на прогнозы будущего развития отношений и актуализирует типы установок: позитивная установка на достижение договоренностей; неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренностей; нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций. Сложившиеся установки определяют характер остальных параметров конфликта, таких как цели, восприятие оппозиционной стороны, средства воздействия.

Таким образом, истоки конфликтов находятся в процессе развития и смене старых форм выражения человеческой культуры новыми. В основе каждого конфликта лежит какое-то противоречие, в котором находится и ключ к его разрешению. Конфликт, является распространенным атрибутом любого взаимодействия. Сложность и разнообразие проявлений конфликта, при построении теоретической базы (формулировка определений, терминология, выделение структуры), требует от исследователей применение системного подхода.

Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем более шансов для его локализации.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые из этих способов:

  • устранение объекта конфликта;
  • замена одного объекта другим;
  • устранение одной стороны участников конфликта;
  • изменение позиции одной из сторон;
  • изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;
  • недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
  • приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитражу при условии подчинения любому его решению.

Здесь необходимо ввести еще два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:

2 стр., 880 слов

Топик 1237. (B). Конфликты в нашей жизни

... предотвратить будущие войны. Не было такого времени на нашей планете, когда не было войны. Но самые ужасные – это конфликты между людьми и Землей. В течение последних ... 40 лет люди плохо влияли на нашу планету. В настоящее время, есть ...

  • из затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
  • из ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;
  • из потери, связанной с ухудшением общей ситуации.

Но строгость интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта. Под ней понимается это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот выход. Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна.

Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. Вот почему неудивительно, что гораздо чаще встречается иной вариант: утраты представляются больше приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта. Если цена конфликта меньше, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл. Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же прекратить его.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают всевозможные процедуры: признание наличия конфликта; утверждение процедуры, правил и норм; выявление основных спорных вопросов; исследование возможных вариантов решения проблемы; поиск соглашения по каждому спорному вопросу и урегулирование конфликта в целом; выполнение всех принятых взаимных обязательств.

В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем. Методы ведения переговоров и их результат зависит не только от отношений между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и другие внеконфликтные факторы.

Завершение непосредственного единоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений:

  • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;
  • какими методами и способами велась борьба;
  • насколько велики потери сторон;
  • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
  • удалось ли в результате мира снять эмоциональное напряжение сторон;
  • какие методы были положены в основу переговорного процесса;
  • навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или являлся результатом взаимного поиска решения конфликта;
  • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Таким образом, конфликт является двусторонним встречным процессом, каждая из сторон которого пользуется различными стратегиями и стилями. Выбор стратегии неразрывно связан с целями, мотивами и установками сторон. Цели и мотивы образуют иерархию и не могут однозначно влиять на способы реагирования. Трудности определения способов эффективного взаимодействия связаны с отсутствием четкой грани между конструктивными и деструктивными приемами, а также с методическими проблемами их вычленения.

28 стр., 13866 слов

Использование финансов для решения социальных проблем

... социальные проблемы вызванные недостатками экономической системы. Глава 1. Сущность государственных расходов на социальные нужды, .1 Понятие «финансы» Приступая к рассмотрению темы моей курсовой работы, ... денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. 1.2 Роль финансов в национальной экономике Роль финансов в национальной экономике трудно переоценить, поскольку ...

Итак, конфликт — неотъемлемая и часто необходимая часть жизни. Поэтому, какой бы метод не был выбран, цель наших действий состоит не в насильственном прекращении конфликта или сглаживании противоречий. Исходным моментом здесь является попытка актуализировать различия в позициях, сделать их явными и понятными для всех, так или иначе причастных к создавшейся ситуации. Таким образом, мы выполняем условие, необходимое для перевода конфликта в конструктивное русло.

Что касается методов (или техник) разрешения конфликтов, разные авторы по-своему подходят к решению этой проблемы. Наверное, каждый набор этих техник обладает своими преимуществами и имеет ограничения. Смысл не в том, чтобы механически овладеть какой-либо из них. Решающим является умение видеть их взаимосвязь с источниками конфликта, применять их согласованно, варьировать применение, сообразуясь с изменяющейся ситуацией.

Существуют определенные возможности конструктивного и успешного решения конфликта. Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем — применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация из взаимоотношений. Можно заключить, что лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. Таким образом, умение вовремя остановить конфликт, умение вовремя перевести его в нужное направление, может помочь избежать деструктивных последствий конфликта или кризиса, извлечь из него максимум пользы.

Бородкин, Ф. Внимание: конфликт. — Новосибирск: Наука, 2011. — 250 с.

Гришина, Н. Психология конфликта / Н. Гришина. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с.

Даниленко, А. Конфликты и пути их разрешения / А. Даниленко. — СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2013. — 56 с.

Зеркин, Д. Основы конфликтологии / Д. Зеркин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 190 с.

Карпентер, С. Урегулирование споров в обществе / С. Карпентер. — М.: Издательский центр «Март», 2015. — 332 с.

Корнелис, Х. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / Х. Корнелис. — М.: Стрингер, 2012. — 215 с.

Котаджян, Г. Грани согласия — конфликта / Г. Котаджян. — СПб.: Ладога, 2013. — 281 с.

Крогиус, В. Личность в конфликте / В. Крогиус. — Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 2014. — 146 с.

13 стр., 6005 слов

Пути решения проблемы застенчивости и замкнутости у детей

... и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми. Структура, Практическая значимость застенчивость замкнутость детский психологический Глава 1. Теоретические аспекты проблемы застенчивости и замкнутости у детей 1.1 Определение и ... около 40% подростков и взрослых ... и разумом, который охраняет моральные нормы. Кроме того застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. ...

Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон / В. Латынов. — СПб.: Лань, 2013. — 268 с.

Хасан, Б. Конструктивная психология конфликта / Б. Хасан. — СПб.: Питер, 2013. — 250 с.