Пути решения проблемы застенчивости и замкнутости у детей

В нашей работе мы рассмотрим проблему психопрофилактической работы педагога-психолога с застенчивыми и замкнутыми детьми. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное — не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.

В школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.

Стеснительность ребенка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память.

С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка: для застенчивого ребенка выступление перед классом — стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребенка школьных страхов.

Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления ее у ребенка и различны в конкретном случае.

Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы зарубежных психологов Д. Бретта, М.Е. Бурно, Ф. Зимбардо, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.

Цель нашей работы: изучить психопрофилактическую работу педагога-психолога с застенчивыми и замкнутыми детьми.

Для достижения нашей цели, мы должны решить следующие задачи :

23 стр., 11403 слов

Ранняя диагностика детей с проблемами в развитии

... что особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии будут являться соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии и ... для построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития [21]. Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с выраженными нарушениями интеллекта - трудоустройство и дальнейшее ...

1. Изучить определение и причины застенчивости;

2. Рассмотреть проявления и последствия застенчивости и замкнутости у детей;

3. Определить диагностику застенчивости и замкнутости у детей;

4. Изучить пути профилактики детской застенчивости и замкнутости;

5. Проанализировать групповые методы работы с застенчивыми и замкнутыми детьми;

6. Предложить психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми.

Структура, Практическая значимость

застенчивость замкнутость детский психологический

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы застенчивости и замкнутости у детей

1.1 Определение и причины застенчивости

Точного определения застенчивости нет. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость

По мнению психолога Ф. Зимбардо, «быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении)» [12, 18].

М.Е. Бурно пишет, что «застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности.

Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми и одновременно отличается ранимым самолюбием, страдает от того, что так мало успевает в своей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными» [3, 85].

По мнению Д. Бретта, «застенчивость — явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми» [3, 95].

Среди школьников застенчивость распространена больше, чем среди взрослых, так как многим взрослым удается преодолеть свой детский недуг. В подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели у мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах. Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчины. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.

Различают внутренне застенчивого человека и внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые люди необщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешне застенчивые люди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этого заслуживают и редко становятся лидерами.

14 стр., 6699 слов

Детская застенчивость материал

... и даже глубокий невроз. Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся. «Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться ... характеристиками которого являются застенчивость, нерешительность, застенчивость, страх и скованность. Чаще всего он впервые появляется в раннем возрасте и наделяет детей такими качествами, как ...

По сравнению с внешне застенчивыми интравертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении. У них более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться в своем положении. Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они часто делают блестящую карьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат [11, c. 45].

На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.

Теория врожденной застенчивости

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Психолог Р. Кеттел в своем 16-факторном личностном опроснике выделил шкалу Н с двумя противоположными свойствами личности — смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми людьми.

Теория бихевиоризма

Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение — это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками общения. Но если создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить, так как застенчивость — это реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их «правильными», и исчезнет всякая зажатость [5, c. 28].

Психоаналитическая теория

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы. Кроме того застенчивость — это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить [5, c. 29].

Концепция А. Адлера

А. Адлер — представитель индивидуальной психологии. Именно он ввел термин «комплекс неполноценности». Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом. Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками. Дети могут стать таковыми по разным причинам (органическая неполноценность, частые болезни), что заставляет их соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все сделают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти три категории детей замыкаются в себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с «неуверенным поведением» зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы [5, c. 30].

4 стр., 1725 слов

Общение с застенчивым ребенком

... педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения [8]. 2.4 Способы преодоления застенчивости. Педагог может использовать игры ... самооценки застенчивого ребенка. Возраст : для дошкольного и младшего школьного возраста. При выполнении этого упражнения можно работать как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенку предлагается ...

В последнее время застенчивость стали обозначать как «высокую реактивность». Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый — ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает «стратегию избегания» (вид психологической защиты) и становится застенчивым. Второй — ребенок включается в соперничество и становится уверенным в себе.

природным факторам

социальным факторам

Неприятие, Гиперопека, Тревожно-мнительный тип воспитания

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов — агрессивные или застенчивые [10, с. 97].

В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается, то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства вины или стыда (В. Зеньковский, Д. Изард, В. Штерн).

Вместе с тем, все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Таким образом, можно сказать, что застенчивость — очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.

Причины застенчивости также разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости — страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

1.2 Проявления и последствия застенчивости и замкнутости у детей

Проявления застенчивости очень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни — это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству, одновременно повышая самоконтроль и склонность к самоанализу.

три основных вида проявления застенчивости

  • внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости;
  • физиологические симптомы;
  • внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

признаками

Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость — это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость — это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема.

13 стр., 6306 слов

Правила и нормы межличностного общения

... личностных образований, детерминирующих постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межличностного взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее ...

Замкнутость

физиологическом уровне

внутренних ощущений

Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем.

неловкость

Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду и школе, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребенок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого [7, c. 17].

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают еще в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми и взрослыми, сверстниками — мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе.

Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого [9, c. 45].

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия — общая задача педагога и родителей. Однако в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к ней приступать может быть поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, своеобразное поведение в обществе, он уже отдает отчет в этом своем недостатке. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребенку ее преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, еще сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребенку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Критерии застенчивости детей младшего школьного возраста

  • Эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);
  • Боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);
  • Избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднение в общении с посторонними.

В связи с тем, что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств.

Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств [7, c. 15].

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным, сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна [5, c. 16]. У школьников застенчивость сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие, они проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости — приблизительно так же, как и девочки. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к нему других людей.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка (оценивание человеком своих собственных, психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков), что они плохо думают о себе. Однако, это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе как личности самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребенка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых, родителей и воспитателей их оценка становится все ниже [19, c. 17].

Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребенка. Ее особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется через отношение других.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения.

мыслительные процессы

Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Ухудшается память, искажается восприятие.

депрессия

Последствия застенчивости

  • создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциально положительных переживаний;
  • не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения;
  • застенчивость ограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми;
  • способствует развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;
  • препятствует ясности мысли и эффективности общения;
  • застенчивость обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества.

[11, c. 54].

жизненно важные функции

  • фокусирует внимание на личности или на определенном аспекте личности и делает их предметом оценки;
  • способствует мысленному «проигрыванию» трудных ситуаций, что приводит к усилению «Я» и уменьшению уязвимости личности;
  • тот факт, что застенчивость, в общем, вызывается словами и действиями других, гарантирует определенную степень сензитивности в отношении чувств и оценок окружающих, особенно тех, с которыми у нас есть эмоциональный контакт и чьим мнением мы дорожим;
  • вызывает большее, чем другие эмоции, осознание собственного тела.

Повышенная чувствительность к своему телу может выразиться в более тщательном выполнении правил гигиены, в действиях, направленных на улучшение внешности, что способствует повышению общительности и т.д.;

  • застенчивость усиливает самокритику и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию более адекватной «Я-концепции». Объективно осознающий себя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивида осознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других;
  • усиленное противоборство переживанию застенчивости может облегчить развитие самостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь.

[8, c. 18].

«Сдержанный», «серьезный», «непритязательный», «скромный» — такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям. Более того, в изысканной форме их манеры могут рассматриваться как «утонченные» и «светские». Застенчивость выставляет человека в выгодном свете: он производит впечатление человека осмотрительного, серьезного, анализирующего свои поступки. Она оберегает внутреннюю жизнь от постоянного вторжения и позволяет вкусить от радостей полного одиночества. Застенчивые не обижают ближних и не причиняют им боли, как это часто делают люди властные.

Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать, и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний.

Если не допустить развития застенчивости в младшем возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в юношеском возрасте.

1.3 Диагностика застенчивости и замкнутости у детей

Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается «комплекс несоответствия», и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание ребенка в стиле «Золушки» способствует выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.

Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного и младшего школьного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. В подростковом возрасте основные причина кроются в непринятии собственного физического тела, своей внешности, отсутствии дружеских отношений со сверстниками, насмешках и унижениях с их стороны, внутриличностном конфликте «Я-реального» и «Я-идеального», несоответствии уровня самооценки и уровня притязаний, неспособности выразить свои чувства.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, «тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих» [28, 202].

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование и др.

Диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (см. табл. 1).

Таблица 1

Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей

Методика, автор

Дети

1. «Лесенка» О. Хухлаевой;

2. Рисунок семьи;

3. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана;

4. Методика «Выбери нужное лицо» (тест на оценку уровня тревожности) Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Родители

1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера;

2. Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова;

3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;

4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Педагоги

1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;

2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т.е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их.

проективные методики

подгрупповую работу

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное — это тактичность и терпение.

привлечение ассистента из сверстников

Выводы по главе 1

Рассмотрев главу 1 «Теоретические аспекты проблемы застенчивости и замкнутости у детей», мы узнали следующие понятия: застенчивость, замкнутость, смущение, неловкость и др., и раскрыли суть следующих вопросов: определение и причины застенчивости; проявления и последствия застенчивости и замкнутости у детей; диагностика застенчивости и замкнутости у детей. Проанализировав данные вопросы, мы сделали следующие выводы:

1. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Застенчивость — черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников;

2. Проявления застенчивости очень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Любые эмоциональные нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни — это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству, одновременно повышая самоконтроль и склонность к самоанализу;

3. В индивидуальной работе с ребенком можно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам, элементы куклотерапии. Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр — это будет способствовать развитию уверенности в себе.

Глава 2. Пути решения проблемы застенчивости и замкнутости у детей

2.1 Профилактика детской застенчивости и замкнутости

Предупредить застенчивость нелегко, но все же можно, если:

1) Лишний раз не демонстрировать склонность родителей к беспокойству и сомнениям;

2) Не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;

3) Не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;

4) Стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;

5) Не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении;

6) Не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;

7) Быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

[20, c. 15].

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому, чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте, где существует реальная опасность формирования тревожно-мнительных, тормозимых черт характера.

Если психологическая (родительская) и психотерапевтическая (профессиональная) помощь будет оказана в дошкольном или младшем школьном возрасте, можно еще рассчитывать на более или менее ощутимый эффект предупреждения развития психастенических черт характера.

Основные задачи родителей

  • Развить у детей позитивное самовосприятие;
  • Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку;
  • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Невнимание или недостаточное внимание родителей к детям означает утрату важнейшего воспитательного фактора — общения. В таких случаях родители оказываются неспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать их потребности и интересы. Возникшая скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родителей проникнуть в их мир, с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность [22, c. 93].

Наиболее действенной мерой по предотвращению застенчивости является последовательное целенаправленное формирование у малыша навыков общения и умения действовать совместно с другими, взрослыми и детьми [10, с. 46]. Большая часть ответственности лежит на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развития личности ребенка, его функция — приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений, его роль — наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности [22, с. 94].

На начальном этапе (особенно если ребенок болезненно реагирует на чужих людей — кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого и в особенности встречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивного общения.

Не нужно сразу без необходимости приглашать к себе домой чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии ребенка с кем-то посторонним или малознакомым на прогулке.

При этом обязательно надо сначала предупредить ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Не стоит беспокоиться, что полуторагодовалый малыш не все поймет. Он почувствует ровное, спокойное состояние матери, интонацию, успокаивающие жесты — поглаживание, похлопывание, увидит ласковый взгляд, и тревожность снизится. Предупредив малыша, можно вместе с ним, держа его за руку, подойти к выбранному вами человеку и задать ему какой-либо простой вопрос: узнать, сколько времени, как пройти на ближайшую улицу, когда открывается магазин и т.п. [20, с. 14].

Для дальнейшего развития навыков общения наиболее подходящим местом является площадка во дворе или в парке, где ребенок уже хорошо знает ее «географию» и оборудование. Площадка с частично постоянным, частично меняющимся составом «посетителей» — оптимальное место, где можно приучить ребенка не бояться людей, общаться с ними, разговаривать, вступать в простейшие игры.

На детской площадке ребенок легко переходит к активному общению, сначала с помощью мамы. Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. Ребенок становится более общительным, приобретает навыки совместной деятельности.

Родители застенчивого ребенка должны расширять круг его знакомств, чаще приглашать к себе друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям. Кроме того, необходимо расширять маршруты прогулок.

В связи с планомерным приобщением ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к посторонним, взрослым и детям, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь.

К сожалению, некоторые родители стараются избавить ребенка от любых контактов с чужими людьми, не подпускают к другим детям, изолируют, таким образом, от общества, а значит, не дают развиваться умению жить среди людей. Особенно плохо, когда сама мать ребенка отличается замкнутым, малообщительным характером, повышенной мнительностью, тревожностью. Окружая ребенка болезненно обостренным вниманием, она передает ему свою тревогу, неуверенность. Подобная эмоциональная атмосфера чрезвычайно вредна для маленьких детей и может привести не только к застенчивости, но и к более серьезным нарушениям, вплоть до невротических реакций.

Однако подобная прямая зависимость застенчивости ребенка от напряженной эмоциональной обстановки в семье встречается только приблизительно в 30% случаев. Остальные 70% застенчивых детей растут в семьях с противоположным типом воспитания, где к ребенку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов [26, c. 98]. В такой семье дети растут в атмосфере постоянных запретов, приказов, одергиваний, их часто наказывают и редко хвалят, почти не ласкают. В результате вопреки установкам родителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок стал сильным, настойчивым, уверенным в себе, он растет забитым, стеснительным, покорным и часто трусливым. Низкий уровень развития общения у ребенка в сочетании с тревожностью и ярко выраженной неуверенностью в себе является предпосылкой того, чтобы застенчивость стала определяющей чертой характера ребенка к 6 годам.

поднять самооценку ребенка

Может быть, ему не хватает выражения любви, похвалы и поддержки. Ведь застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только тогда, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд не нужна ему.

повысить самооценку в конкретных видах деятельности

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и активность. Гибкое поведение взрослых поможет избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Не надо бояться того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно, если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей [9, c. 16].

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают выступить их перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуации публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, дети становятся более открытыми для разговора о себе.

Таким образом, чуткое и внимательное отношение родителей и учителей к застенчивым детям позволят им преодолеть свою застенчивость, сформировать базовое доверие к миру, к окружающим людям.

2.2 Групповые методы работы с застенчивыми и замкнутыми детьми, Групповой метод работы

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.

Игра «Режиссер» позволит застенчивому ребенку управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Он же распределяет роли среди сверстников. Таким образом, спектакль становится его детищем.

Во время игры «Выставка» каждый из детей представляет себя фотографом, у которого открылась авторская выставка фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно не менее трех), на которых якобы запечатлены важные для автора события или человек. Из названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значимую для него и подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именно этот эпизод заинтересовал «автора». В процессе этой игры каждый ребенок должен говорить о важных для него моментах. Важное условие при этом — внимание «посетителей выставки», которые вправе при желании задавать вопросы.

Таким образом, ребенок получает возможность довольно длительное время находиться в центре внимания. Для изживания застенчивости у детей это просто необходимо [12, с. 30].

Еще одна игра — «Оратор». Здесь застенчивый ребенок также является центром внимания для других детей. С целью усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибуну для «оратора». Игра заключается в том, что в течение нескольких минут ребенок должен выступить с рассказом-экспромтом по избранной теме. Темы могут быть следующими: «Семья», «Школа», «Магазин», «Цирк», «Парк» и др.

Конечно, застенчивым детям трудно без «маски» вести себя таким нехарактерным для себя образом. Поэтому на первых этапах работы с ними «маской» может служить образ животного, растения или образ неживой природы. Так, изображая слонов, в игре «Бабочки и слоны», дети медленно передвигаются по комнате, общаются с такими же «слонами», а затем, превратившись в «бабочек», они продолжают общение, но движения у них уже быстрые и легкие. Таким образом, в «маске» животных дети с большей охотой взаимодействуют друг с другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть еще одна положительная сторона — характер общения может быть заданным. В связи с этим можно разрабатывать тот способ общения, которым дети не пользуются или пользуются редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» или прикосновениями.

В игре «Гроза» каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» — хором кричат: «Бабах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.