Проблема Севера и Юга в классических парадигмах международных отношений

Введение

Данная работа посвящена изучению проблемы «Север-Юг» в мировой политике. Различие между передовыми индустриальными странами северного полушария и беднейшими государствами южного полушария, является основной чертой отношений «Север-Юг».

Разделение на Север и Юг рассматривается в связи с рассмотрением социально-экономического разрыва, его преодоления и возможных обязательств Севера по отношению к Югу.

Тенденция такова, что социально-экономический разрыв между бедными и богатыми странами все больше увеличивается, отношения богатых и бедных стран будут все больше обострятся, вследствие чего эгоизм богатых стран и несправедливое отношение к бедным государствам может привести к катастрофе глобального масштаба. Отсталость развивающихся стран потенциально опасна для мировой системы в целом.

Масштабная вынужденная миграция и развивающихся стан в развитые, а также распространение в мире новых и ранее считавшихся уже побежденными инфекционных заболеваний, эти предпосылки дают основания считать эту проблему глобальной. Проблема «Север-Юг» представляется проблемой огромной теоритической и практической значимости. Сможет ли мир уйти от конфронтации, сможет ли он преодолеть разрыв между развитыми и развивающимися странами или же конфронтация в современном мире будет усиливаться. Все эти проблемы обуславливаю актуальность работы.

Объектом исследования данной работы является проблема «Север-Юг» в мировой политике.

Предмет исследования — развитые и развивающиеся страны.

Целью исследования является — исследование развития проблемы «Север-Юг» в истории противостояния Севера и Юга, пути решения проблемы.

Исходя из этого, задачами данной работы являются:

  • Дать определение «развитым» и «развивающимся» странам.
  • Проанализировать историю противостояния «Севера-Юга».
  • Рассмотреть проблему «Север-Юг» в классических парадигмах международных отношений.
  • Оценить роль международных организаций.
  • Рассмотреть роль великих держав США и РФ в решении этой проблемы.

Основными источниками, которые были использованы в данной работе, стали многочисленные учебные пособия, политические и исторические статьи, юридические документы, а также монографии известных авторов и публицистов:

17 стр., 8147 слов

Особенности социальной адаптации как центральной проблемы социальной работы

... в анализе социальной адаптации как центральной проблемы социальной работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие социальной адаптации; обозначить уровни и виды социальной адаптации; охарактеризовать половозрастную социальную адаптацию; рассмотреть механизм социальной адаптации; проанализировать технологию социальной работы по регулированию ...

  • Валлерстайн И. «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире».
  • Лебедева М.М.

«Мировая политика».

  • Шараев Ю.В. «Теории экономического роста».
  • Киссинджер Г. «Дипломатия».
  • Франк А.Г.

«Кризис в мировой экономике».

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены аспекты, связанные с определением понятий «развитые» и «развивающиеся» страны, с характерными особенностями данных категорий. Также в первой главе описывается история противостояния стран «Севера» и «Юга» и рассматривается проблема в классических парадигмах международных отношений. Во второй главе рассмотрена роль международных организаций и великих держав в проблемы «Север-Юг», а также представлен путь самостоятельного развития посредством Движения Неприсоединения.

Глава 1. Проблема разрыва между странами Севера и Юга

1.1 Определение понятий «развитые» и «развивающиеся» страны

История представляет собой естественную конкуренцию народов, борьбу за выживание и экономические ресурсы. Европейцы открывали и колонизировали множество земель, истребляя проживающее там население и пользовались их ресурсами. Американцы при нехватке рабочей силы завозили рабов из Африки, распространяли свое влияние по всему миру, это не казалось чем-то противоестественным или противоправным. Россия в свою очередь осваивала северные территории, присваивая ресурсы коренных народов. Можно приводить множество примеров, но факт остается фактом, история шла естественным образом, более развитые и сильные вытесняли слабых и пользовались их ресурсами. Воробьев-Брусило В.В. Размышления дилетанта. М., 2009. С. 56

На протяжении многих лет, развитые страны становились богаче благодаря слаборазвитым странам. Многие исследователи полагают, что мировая экономика основана на асимметричных отношениях между доминирующим центром и эксплуатируемыми странами, интегрированными в неравноправную систему, тесно переплетенную с другими странами. Понятия «развитые» и «развивающиеся» страны у разных авторов интерпретируется по-разному, но универсальное понятие до сих пор отсутствует. Сам термин «развитие» получил свое широкое распространение во второй половине двадцатого века, с началом процесса деколонизации. Возникновение термина было прямым последствием появления стран «третьего мира» в период после 1945 года. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001. С. 231.

Понятие «третий мир» впервые было использовано французским исследователем Альфредом Сови в 1955, он классифицировал страны на «первый», «второй» и соответственно «третий» мир. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С.427.Это деление обуславливалось противостоянием между капиталистическими и коммунистическими странами, во время «Холодной войны». Странами «третьего мира» считались государства, не принимавшие прямого участия в «Холодной войне» и сопутствующей ей гонке вооружений.

Позднее в 1974 году, китайцы представили свою теорию трех миров, в частности, ее выдвинул Мао Цзэдун. Под первым миром подразумевались страны гегемоны, на тот момент это были СССР и Америка.

Второй мир включал в себя союзников двух гегемонов, а третий, развивающиеся страны. Для определения понятия «Третий мир» исследователи использовали различные критерии, в том числе: группа государств, не присоединившихся ни к одному из блоков, страны, характеризующиеся общими признаками слабого развития, географические, эксплуатируемые империализмом. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. В 3-х тт. Т.3. М., 2002. С. 91

8 стр., 3953 слов

«Типы стран мира по уровню их экономического развития» ...

... классификации по уровню социально-экономического развития, которая включает систему показателей, таких как ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП (экономики), уровень грамотности населения, продолжительность жизни. Классификация стран по этой группе признаков позволяет выделить развитые и развивающиеся страны. Классификации стран ...

Эдмонд Юфф — французский политолог, рассматривал «третий мир» как совокупность географической реальности, как понятие, где существуют определенные акторы, связанные с идеологическими, социологическими, экономическими и психологическими факторами. С географической точки зрения он включал в понятие африканские, азиатские, латиноамериканские страны, которые позиционировались как страны с беспорядками, борьбой за национальное освобождение и экономическую независимость.

Концепция Альфреда Сови намного популярней в научных кругах, потому что первый и второй мир все-таки следует исследовать, как противоборствующие блоки НАТО и ОВД, рассматривать другие страны вне этой системы не логично. В целом, взгляды исследователей на «Третий мир» были одинаковыми. После окончания «Холодной войны» для статистического удобства, стали появляться критерии для определения развитых и развивающихся стран, поэтому термин «Третий мир» становится неактуальным.

Народы периферийных зон, которые получили независимость преследовали две основные цели: политическая независимость для народов, которые были колонизированы и повышение благосостояния. Если получение автономии не стало большой проблемой, то повышение благосостояния наоборот стало занимать умы многих экономистов и политиков. В период 1945-1970 шла экспансия экономики и наблюдался прогресс и перспективы дальнейшего повышения благосостояния становились больше. Учеными все же признано наличие серьезного разрыва между развитыми и слаборазвитыми странами, в дальнейшем стал употребляться термин между «Севером и Югом». Процесс преодоления этого разрыва стал называться «развитием».

Понятие «разрыв» обусловлено социально-экономической пропастью между развитыми и развивающимися странами и представляет большую опасность для всего населения человечества. Развивающиеся страны характеризуются тяжелыми санитарными и жилищными условиями, из чего вытекают проблемы здравоохранения, существует угроза распространения инфекционных заболеваний по всему миру. Очень сильно отличается уровень образования, большинство людей не умеют читать и писать, вследствие чего отсутствуют квалифицированные кадры для развития экономики и медицины.

Так же развивающиеся страны характеризуются высокой смертностью, продолжительность жизни составляет около 60 лет, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 80 лет. Более 17 процентов новорождённых не доживают до 5 лет, а в развитых странах 1,5. В развивающихся странах низкий уровень здравоохранения, образования, безработицы, сопровождается нестабильностью в этих регионах, частыми конфликтами, политическими переворотами. Из-за ограниченности природных ресурсов, остро стоит вопрос о высоком росте населения бедных стран, каждые восемь месяцев на земном шаре появляется население по численности равное целой Франции, это грозит перенаселением и развитию проблемы миграций. Многие развивающиеся государства столкнулись с проблемой задолженности. Эта проблема образовалась в результате кредитов, страны Юга берут все новые и новые займы, прежде всего для выплаты процентов по накопившимся старым долгам. Если в 1982 году сумма долга развивающихся составляла 805 млн долларов, то к 2015 году эта цифра достигла 62 триллиона долларов, эта ситуация может привести к дефолту компаний развивающихся стран, а кредиторы «Севера» теряют большие суммы денег. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2007. С. 224-225

8 стр., 3630 слов

Типы стран по уровню социально-экономического развития

... части населения и другие. Тем не менее, среди развивающихся есть страны и территории, по показателям социально-экономического развития, уже приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Это, например, Турция, официально обратившаяся в 1987 г. ...

В международной практике существует стандартная типология, в соответствии с которой все страны подразделяются на 4 основные группы: развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и наименее развитые страны.

Таким образом, развитыми странами принято считать группу стран, занимающих господствующее положение в мировой экономике, которые создают основную часть экономического и научно- технического потенциала мира. Как правило, они оказывают решающее влияние на мировое развитие стран. международный экономика колониальный

К группе развитых стран в настоящее время практически однозначно относят совокупность следующих(23) государств: все страны Западной Европы (кроме карликовых), США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Япония (иногда к ним причисляют еще и ЮАР).

Щербанин Ю.А. Мировая экономика. М., 2004. С. 244.

К развивающимся странам относят государства, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. Зильбертова Т.Н. в своей работе условно разграничивает развивающиеся страны на несколько блоков: Тропическая Африка; Арабские страны; Индо-буддистско-мусульманский блок; конфуцианский блок; Латинская Америка.

Население в развивающихся странах чаще всего страдает от голода, болезней, нищеты, локальных этнических конфликтов. Зильбертова Т.Н. История экономики. М., 2011. С. 256 В большинстве своем развивающиеся страны — это бывшие колонии империалистических держав. Для развивающихся стран характерны следующие социально-экономические проблемы: высокий уровень рождаемости и перенаселения, неразвитость системы образования, низкий уровень продолжительности жизни, безработица, нехватка капитала, неравномерное распределение природных ресурсов. Щербанин Ю.А. Мировая экономика. М., 2004. С. 289.

Страны с переходной экономикой это государства, осуществляющие переход от административно-командной экономики к рыночной. К таким странам относятся бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, страны СНГ и бывшие прибалтийские республики: Латвия, Эстония и Литва. Коротаев А.В. Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. М., 2009. С. 135.

Некоторые авторы и международные организации выделяют так же страны, в которых не происходит практически никакого развития, такие страны относят к «наименее развитым странам». Страны, которые нет оснований называть развивающимися, поскольку процессы экономического развития там не идут, или идут очень медленно. Куприянов С.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. М., 2011. С. 140.

На сегодняшний день к числу «наименее развитых стран» Организация Объединенных Наций относит 48 стран мира. Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС).

В ходе обзора перечня наименее развитых стран в 2003 году Экономический и Социальный Совет ООН использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

28 стр., 13627 слов

Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию ...

... детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. ... развивались нормально, ему необходимы как знания, так умения и навыки. Ознакомившись с работами ... состав развитых ...

  • критерий низкого уровня дохода, который рассчитывается как среднее значение ВВП на душу населения за три года, если ВВП составляет меньше 750 долларов, то страна входит в перечень, страна исключается из перечня, если ВВП выше 900 долларов.
  • критерий слабости людских ресурсов, который рассчитывается с помощью сложного расширенного индекса реального качества жизни, который учитывает показатели: а) питания;
  • b) здоровья;
  • c) образования;
  • d) грамотности взрослого населения;
  • критерий экономической уязвимости, который рассчитывается с использованием индекса экономической уязвимости (ИЭУ) и учитывает показатели:
  • А) Нестабильного состояния сельскохозяйственного производства;
  • B) Нестабильного состояния экспорта товаров и услуг;
  • C) Экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);
  • D) Концентрации товарного экспорта; и негативного влияния узости экономической базы и доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

Для включения в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных выше критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, так как численность населения не должна превышать 75 миллионов человек.

Исходя из данных критериев, в случае если государство признано наименее развитым, оно может получать финансовую помощь от международных организаций, кредиты на льготных условиях, для того, чтобы быть более развитыми и на равных функционировать на мировом рынке. Очень сомнительная попытка решения проблемы, потому что критериев для оценки слабого развития не достаточно, не учитываются такие важные критерии, как географическое положение и климат. Например, Мали, не имеет выхода к морю, территория страны находится в зоне пустынь, стране тяжело экспортировать имеющиеся ресурсы, потому что они вынуждены брать в аренду порты. Если помимо выдачи кредитов, обеспечить им неограниченный доступ к портам, то ситуация безусловно улучшится, экспорт товаров заметно возрастет. При оценке слабого развития необходимо оценивать специфику развития каждой страны отдельно, стандартизация не показывает реальную ситуацию и возможные варианты решения проблем.

На протяжении всей истории правила поведения на мировых рынках устанавливали наиболее сильные и наиболее развитые государства. Роль развитых стран, состоит в определении стратегии развития мировой экономики. Развивающимся странам, отводится роль сырьевого придатка, поставщика дешевой рабочей силы и объекта для продвижения западных «ценностей». До сих пор не существует универсального понятия «развитые» и «развивающиеся» страны, потому что нет общих критериев для оценки развития, статистика, приводимая такими международными организациями как ООН и МВФ дает лишь общую картину, учитывая разные критерии, но не универсальные, потому что задачи организаций отличаются, поэтому соответственно списки стран разные.

9 стр., 4006 слов

Философские подходы к техническому и научному развитию XXI века

... и техники мировоззрение философский научный технология Кризисные явления в развитии ... Философия призвана ответить на вопрос: в чем заключается система базисных ценностей современной цивилизации и что должно и можно изменить в этой системе» [2, c. 16]. Радикальное переосмысление и ... и иных аспектов применения высоких технологий ... веком, не только не решены, но и становятся все более запутанными и ...

Необходимо рассматривать специфику развития каждой страны отдельно, учитывая не только социальные и экономические факторы, а также географические, психологические и исторические. Так же стоит отметить условность классификации «Север-Юг», так как она весьма относительная. Исследователи отождествляют понятие

«Север-Юг» с понятиями «развитые» и «развивающиеся» страны, что является не вполне корректным, так как такое деление не соответствует реалиям, потому что развитая Австралия находится на Юге, а развивающиеся страны СНГ на Севере. Таким образом, современный мир представляет собой скорее некую «мозаику» по уровню жизни, а не четко разделенную по полам сферу. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2007. С. 227. Мозаичность мира не устраняет неравномерного социально-экономического развития «Север-Юг», поэтому необходимо упорядочить статистические данные, для более плодотворной работы над этой проблемой.

1.2 Историческое противостояние «Севера и Юга»

В периодизации истории противостояния «Севера и Юга» трудней всего выбрать какой-то один хронологический принцип. Прежде всего это связано с тем, что мы имеем множество различных исторических регионов: Азия, Европа, Америка, Африка и др. Каждый регион имеет свою хронологию исторических событий, государства на территориях регионов развивались своим универсальным путем и имеют богатое прошлое. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века. М., 1997. С. 268.

При оценке уровня противоречий Севера и Юга и их противостояния важное значение имеет сфера знаний о международных конфликтах. В рамках исследования будет рассматриваться история противостояния на глобальном уровне, между развитыми и развивающимися странами, потому что противоречия регионального характера имеют свою специфику, охватывают не только развитые и развивающиеся страны, а также конфликты, которые происходили, как и в ныне развитых странах (Гражданская война в США 1861-1865), так и в развивающихся (Корейская война 1950-1953).

Хардт М, Негри А. Империя. М., 2004. С. 127.

История противостояния «Севера и Юга» подразделяется на два основных периода: колониальный и послеколониальный. Наиболее ярко противостояние «Севера и Юга» выражено в колониальный и послеколониальный период.

Для отдельных стран большое значение приобретает доколониальный период, потому что именно с ним сегодня связывается самоопределение народов, освободившихся от колониализма. Одной из целей этих народов является возрождение национального величия и религиозно-культурных традиций. Например, такие страны, как Египет и Ирак, имеют историю свыше пяти тысяч лет, или Иран имеет 25 веков древней религии и культуры. Под влиянием конфуцианства и буддизма, страны Азии так же имеют большую преемственность и постоянность своей истории. Катасонов В. Ю. Мировая кабала. М., 2012. С. 244

Под термином «колониализма» принято понимать политику империалистических государств, направленную на эксплуатацию и угнетение народов колониальных и зависимых стран. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-ое. М., 1987. С. 603. Первый этап формирования колониальной системы берет свое начало в эпоху географических открытий, стали образовываться обширные колониальные владения. Главным стимулом приобретения колоний служили потребности европейцев в источниках сырья и рынках сбыта. Начало колониальной политике было заложено договором между Испанией и Португалией, по которому мир был поделен по 30 градусному меридиану в Атлантическом океане в 1494 году. Зиновьев А.А. Запад. М., 2007. С. 234.

14 стр., 6798 слов

Экономическая характеристика США

... странах, на структуру международного экономического объема. Цель данного исследования – подробная экономическая характеристика США. В работе ... региональные модели развития: богатство колониям ... не осталось. На севере Аляски распространена тундровая ... экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального ...

Иметь колонии оказалось очень выгодно, процесс колонизации обеспечил европейским государствам дискретное политическое господство почти по всему земному шару. Британская и Французская колониальные империи появились 17 веке, в тоже время свою экспансию начали Бельгия и Голландия. Португалия и Испания завоевали и колонизировали Южную Америку, Британия и Франция — Северную Америку. Затем настал черед Азии и Австралии, а в начале XIX в. — Африки. Создались огромные колониальные империи, причем каждая последующая была могущественнее предыдущей и имела большую территорию. Если Португальская империя в период своего наивысшего могущества (1815 г.) имела 10,4 млн кв. км, испанская (1800 г.) — 14, Французская (1920 г.) — 15, то самая мощная Британская империя в 1920 г. имела площадь 34 млн кв. км. Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. М., 2009. С. 240.

Этот период ограничивался основанием опорных пунктов и торговыми постами на побережье, затем сопровождавшееся освоением глубинных территорий. При столкновении с коренными народами, европейцы продемонстрировали всю мощь своего технологического превосходства. Европейцы имели корабли, использовали огнестрельное оружие, более прочную сталь, на новых территориях распространяли болезни, чтобы избавляться от коренного населения, у которых отсутствовал иммунитет к новым видам заболеваний. В Европу переправлялось большое количество золота и других материальных ценностей.

Следующий этап колониализма характеризовался созданием Ост- индских компаний, так как с ростом зависимых территорий, для дальнейших захватов колоний потребовалось объединение крупных купцов и промышленников, чтобы расширять рынок. В результате на востоке образовалась Английская, Голландская и Французская Ост-индские компании. В центральной, северной Америке и южной Африке, Голландская и Французская Вест-индская компании. Компании имели монопольное право осуществлять захват колоний и эксплуатировать народы. Главным источником фондов компании было перепродажа товаров по более высокой цене. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. М., 2001. С. 173.

Так же, на этом этапе развития колониальной системы в Европе происходит промышленная революция, которая начинается с последней трети 18 века и заканчивается в развитых европейских странах примерно к середине 19века. На этой стадии начинается период обмена товарами, с помощью которого колониальные страны втягиваются в мировое товарное обращение.

Таким образом, происходит замена внеэкономических методов эксплуатация (т. е. насилия) другими методами — экономическими (это обменом товаров между колониями и метрополиями), в результате метрополии превращают колонии в свои аграрно-сырьевые придатки для нужд своей промышленности. Микаэль И. Тодаро. Экономическое развитие. М., 2001. С. 283

11 стр., 5155 слов

Социально-экономическая характеристика Италии

... 20 % итальянских границ. Италия преимущественно морская страна. Из 9,3 ... 1946 года - парламентарная республика, во главе которой стоит ... экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам. Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии. Страна ... характерных особенностей природы страны - широкое развитие вулканических и сейсмических ... умеренного пояса (на севере) и в субтропическом поясе ...

Но, с другой стороны, метрополии способствуют социально-экономическому развитию колоний, а именно развитию местной промышленности по переработке сырья, развитию транспорта, связи и др. Кроме того, в эпоху промышленного капитализма произошла специализация колоний, появились полуколонии, такие как Китай, Турция, Иран и др. Под полуколонией подразумевались государства, в которых экономическая и внешнеполитическая структура попадает под зависимость более мощной империалистической державы. Зильбертова Т.Н. История экономики. М., 2011. С. 256.

Ярким примером служит Китай после опиумных войн 1839-1842 и 1856- 1860, в результате которых Китай выплачивал большую контрибуцию, открывал порты для торговли, легализовал продажу опиума, что способствовало большому росту наркомании и деградации населения, а также использованию китайцев в качестве рабочей силы в колониях. Бутаков А.М. Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая. М., 2002. С. 57

Коренные народы на протяжении всего периода колонизации не переставали сопротивляться. Совокупность борьбы народов против колониализма представляют национально-освободительные движения. На разных этапах коренные жители оказывали упорное сопротивление захватчикам. Например, бабидские восстания в Иране (1848-1852), восстание под руководством Дипонегоро на острове Ява в Индонезии (1825-1830), тайпинское движение в Китае (1850-1864), сопротивление французской колонизации в Алжире под руководством Аб аль-Кадира (1832-1847), антибританские выступления в Индии (1857-1859), движение аль-Макди в Судане (1881-1898) и др. Янковский О.А. Бригатина О.В. Всемирная история в 3-х частях. Часть 3-я. М., 2002. С. 237.

Мощным факторами способствующие сплочению и организации широких масс являлась религия, культура и история. Но в основном эти движения носили стихийный и неорганизованных характер. Европейцы имели более модернизированное вооружение

Третий этап соответствует последней трети девятнадцатого века и до Первой мировой войны. В этот период колонии втягиваются в мировой капиталистический рынок, а через него в производство товаров. К началу первой мировой войны полностью складывается колониальная система, завершился территориальный раздел мира, сложились колониальные владения самых влиятельных европейских держав:

  • Англия была на 1 месте по владениям, имела 33,5 млн. кв. км с населением численностью в 400 млн. человек;
  • Франция — 10,6 млн.

кв. км с численностью 55 млн. человек;

  • Германия — 3 млн. кв. км с численностью 13, 3 млн. человек. Зиновьев А.А. Запад. М., 2007. С. 372.

В связи с изменением формы капитализма, его переходом в стадию империализма, изменяются методы эксплуатации колоний. Теперь вывоз капитала становится главным методом эксплуатации колоний, т.к. меж монопольная конкуренция на родине не дает больших процентов прибыли от вложенного капитала, отсюда выгодность его вывоза в колонии. Капитал вывозится в различных формах:

1) в форме ссудного капитала (это кредиты и займы);

2) в форме производительного капитала (это станки и промышленное оборудование);

3) в форме непроизводительного капитала (оружие, кредиты на импорт потребительских товаров).

Щербанин Ю.А. Мировая экономика. М., 2004. С. 244.

3 стр., 1465 слов

Развитие экономических взглядов у младших школьников

... работы достаточно актуальна. Объект, проводимого в курсовой работе исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников ... задачи экономического содержания. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны. ...

Резюмируя, колониализм представлял собой глобальное доминирование Запада с шестнадцатого по двадцатый века.

Во время эпохи колониализма происходил неравный обмен ресурсов между коренными жителями и метрополией, дискриминация местного населения, вывоз сырья и ввоз иностранных товаров. Все это способствовало ослаблению развивающихся стран и росту национальных освободительных движений.

Распад колониальной системы начинается в конце 18 века и первой четверти 19 века, в результате войн за независимость от испанского и португальского владычества США и стран Латинской Америки, которые включали в себя Аргентину (1816), Бразилию (1822), Венесуэлу (1811), Гондурас (1821), Гватемалу (1821), Мексику (1810) и Колумбию (1810) и Куба (1898).

Несмотря объявление независимости, страны Латинской Америки были подвержены влиянию США, которая так же становится колониальной империей.

После уничтожения индейцев на их собственной территории началось противостояние с южными соседями. Оно закончились в 1848 г. присоединением Техаса, Калифорнии и юго-западных штатов (Американо- мексиканская война 1846-1848 гг.).

Затем Соединенные Штаты начали захватнические войны с другими колониальными империями с целью передела мира. Первые настоящие колонии США получили после испано- американской войны в 1898 году. Фактическими их колониями стали центрально-американские страны (Куба, Филиппины, Пуэрто-Рико), которые просто поменяли хозяев. Моджинская Е.Д. Распад колониальной системы и идеология империализма. М., 1965. С. 177

Следующий этап связан с кризисом колониальной системы в начале 20 века. Созданное в колониях предпринимательство стало возможным лишь при наличии национальной независимости. Также революция в России 1905-1907 гг, предопределила тенденцию национально-освободительного движения в колониях.

В этот период проходят революции в Иране (1905-1907), В Турции (1908), Индии (1905-1908), Китае (1911-1913).

Затем, в период 1914 по 1945 свою независимость получил Египет (1922), Ирак (1927), Саудовская Аравия (1927), Эфиопия (1941), Сирия (1943), Ливан (1943).

Этот всплеск обусловлен кризисом западной цивилизации после Первой мировой войны и дальнейшими социально-политическими переменами в мире. Бокль Г.Т. История цивилизаций. История цивилизаций в Англии. М., 2000. С. 264.

Наиболее значимый этап распада колониальной системы приходится на период после Второй мировой войны 1945 года. После второй мировой войны, ООН выступил за независимость колониальных народов. С середины 50-х годов началось крушение колониальной системы как формы подчинения и тирании. Начиная с 1945 года, появилось 15 суверенных государств, что составляло 4/5 населения бывших колоний. От колониальной зависимости освободились Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма (1947), Пакистан (1947), Индонезия (1947), Цейлон (1948), Камбоджи (1949), Лаос (1949), Вьетнам (1954), Малайзия (1957) и др. страны. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. М., 2000. С. 187.

Завершающий период начался с конца 60-х годов, до 1975 года. 1960 год считался годом Африки, Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, утвержденная резолюцией 1514, от 14 декабря 1960 года. В документе отмечается, что все народы имеют право на самоопределение, могут свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 26.04.2016 г.) Независимость получили 17 стран Центральной и Западной части Африки. Последняя колониальная империя (Португальская) распалась в 1975 году, с обретением независимости Анголы, Мозамбика и Принсипи.

В 80-х — 90-х независимость обретали обломки колониальных империй, в 1997 году Китай вернул Гонконг и город Макао в 1999 году. Также независимость от Англии получила Белиза в 1990. Моджинская Е.Д. Распад колониальной системы и идеология империализма. М., 1965. С. 283.

Конец 20 века ознаменовал новую стадию, которая исследователи называют неоклониализм и которая существует по сегодняшний день. Это явление представляет собой современное направление глобализации и практики глобального империализма. Мухаев Р.Т. Геополитика. М., 2007. С. 258. Низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынуждает их идти на сотрудничество с развитыми державами, вследствие чего они до сих пор остаются зависимыми. Зависимость предстала в другой форме, развивающимся странам предоставляют крупные займы, цены на товары контролируются развитыми странами, так же выкачиваются ресурсы, выносятся грязные производства, ввозится капитал, используется дешевая рабочая сила.

К методам неоколниализма также можно отнести насаждение коррупции и прямой подкуп политических элит, разжигание конфликтов для передачи подконтрольным лидерам, поставки оружия политическим фаворитам, использование гуманитарной помощи в качестве манипулирования и вооруженные силы якобы для поддержания мира или борьбы с терроризмом и др. Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006. С. 352.

Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий 20 века. Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики. Однако низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынуждает их идти на сотрудничество с развитыми державами, они до сих пор остаются зависимы стран Юга.

Зависимость проявляется в крупных займах, цены на товары контролируются развитыми странами. Развитые страны закрепились на внутренних рынках развивающихся государств, что позволяет выкачивать ресурсы, ввозить капитал, использовать дешевую рабочую силу, получается своеобразная «демократическая колонизация». По факту, развивающиеся страны не освободились от своей зависимости, она просто предстает в другой форме.

1.3 Проблема Севера и Юга в классических парадигмах международных отношений

В проблеме «Север — Юг» имеются различные теоретические подходы. Большинство исследователей склонны полагать, что разрыв между развитыми и развивающимися странами обусловлен как внутренними факторами, так и отношениями между «Севером» и «Югом».

Первый подход к проблеме «Север-Юг исходит из теории классического экономического развития. Согласно теории классического экономического развития уровень благополучия государства определяется наличием эффективного производства, свободного предпринимательства, торговли и технологическими инновациями, не уделяя должного внимания климатическим условиям, географическому положению и природным ресурсам.

Этот подход возник после Второй мировой войны и основывался на том, что промышленное развитие началось в странах «глобального Севера». Бартенев С. А. История экономических учений. М., 2001. С. 171. Индустриализации подверглась сначала Европа, а вследствие колониальной экспансии и в Северной Америке. С одной стороны, это привело к улучшению условий жизни, повышению уровня экономики, способствовало развитию новых технологий, с другой, совершенствовалось вооружение, которое в дальнейшем было использовано для колониальных захватов и удержанию зависимых территорий. Сурин А. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. Пособие. М., 2003. С. 87.

Исследователи полагают, что колониальное наследие стало некоторым тормозом развития стран Юга, но основные препятствия в современном развитии «глобального Юга» кроются в нем самом. Развивающиеся страны будут проходить те же стадии развития, что и развитые. Шараев Ю.В. Теории экономического роста. М., 2006. С. 124. Несмотря на то, что Север продолжает развиваться, темпы развития Юга будут значительно выше, что в конечном итоге позволит догнать страны Севера. Сам Север будет заинтересован в таком развитии, так как по своей природе он ориентирован на либеральные ценности, открытость границ, создание единого экономического пространства.

В конце 20 века теория классического экономического развития переживает свое возрождение и получает название неоклассической. Стимулом для обращения к идеалам рыночного развития стал во многом пример новых индустриальных государств, которые были направлены как раз на общую либерализацию социально-экономической жизни общества, за короткий промежуток времени они заметно улучшили свои социально- экономические показатели. Шараев Ю.В. Теории экономического роста. М., 2006. С. 157. Среди этих стран Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Аргентина, Бразилия и Мексика. Данный феномен способствовал началу множеств исследований, в которых анализировалась связь политических свобод и экономического развития. Основной же проблемой неоклассической теории является поиск пути преодоления значительных различий между развитыми и развивающимися странами.

Сторонники данного подхода остановились на мнении, что развивающиеся страны не в состоянии без посторонней помощи справится со своими проблемами, поскольку испытывают недостаток квалифицированных кадров, обусловленный низким уровнем образования населения и в экономическом плане они все еще зависимы от бывших метрополий. Странам Юга должна быть предоставлена помощь для экономического развитии, а также их демократизации.

При этом сторонники данного подхода подчеркивают, что наиболее важным аргументом в пользу необходимости развивать отношения с Югом служит не столько историческая ответственность Севера, сколько ориентация на будущие отношения. Неоклассическая теория склонна рассматривать их между Севером и Югом как игру с ненулевой суммой, когда в выигрыше могут оказаться и Север, и Юг. Иными словами, взаимодействие может быть выгодным обеим сторонам. Защитники этой точки зрения подчеркивают взаимозависимость мира, необходимость интеграции отдельных его частей в единую мировую систему.

Резюмируя всю эту теорию, можно прийти к выводу, что они противоречат сами себе, колониальное наследие развивающихся государств является тормозом их развития, недостаток квалифицированных кадров, здравоохранение и еще много социальных и экономических проблем которые были указаны в предыдущих главах тормозят развитие. Они не могут развиваться по примеру Севера, если они и будут проходить те же стадии развития, то это будет очень медленно, по причине того, что география и климат так же является важным фактором в развитии государства.

Почему инвестиции в экономику России не так привлекательны, как в развивающиеся страны, находящиеся на Юге? Дело не только в дешевой рабочей силе и невысоких налогов, а также в географическом положении и в первую очередь климате, на нашей территории является затратным строить заводы, потому что из-за холодных зим требуется большее количество затраты энергии, из-за промерзания почвы, технологии на укладку фундамента возрастают и еще множество разных факторов. Их открытость мировому рынку и зависимость от инвестиций развитых стран тормозит их развитие.

Наибольшее обсуждение проблемы социально-экономического разрыва между странами Севера и Юга проходило в рамках неомарксизма. Этот подход подчеркивает структурное расслоение государств на эксплуатируемых и эксплуататоров. Из этого деления вытекает структурная теория, будучи популярная в 1970-1980 годах.

Согласно данному подходу разделение мира обусловлено империалистическими завоеваниями развитых ныне стран, которые смогли это сделать за счет колониальной политики, эксплуатации колоний. Как уже упоминалось ранее, несмотря на обретенную независимость, развивающиеся страны экономически остались зависимы от развитых стран Севера.

На протяжении истории, в экономике развивающихся государств преобладала та или иная отрасль. Эфиопия квалифицировалась на поставках кофе, Ботсвана добывала алмазы, Замбия производила медь и т.д. Неомарксизм указывает, что именно в этой экономической зависимости кроется разрыв между Севером и Югом. Для Севера бывшие колонии так и остаются сырьевыми придатками и источниками дешевой рабочей силы, страны Севера не заинтересованы в динамичном развитии Юга.

Теория неомарксизма выделяет два направления: миросистемный подход, выдвинутый Иммануилом Валерстайном и теория зависимости Ханса Зингера и Руаля Пребиша. Миросистемный подход представляет Север ядром, а Юг периферией, функционирование экономики ядра и периферии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга. Из длительных исторических циклов, рассматриваемых этим направлением страны имеют возможность «передвигаться» в рамках структуры: ядро (развитые страны), полупериферия (новые индустриальные страны), периферия (остальные развивающиеся страны).

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001. С. 133. Эта теория не может объяснить быстрое развитие новых индустриальных стран и в связи с этим становится несостоятельной.

Разрыв между странами Севера и Юга в современной политической экономии является ключевым в теории зависимости. Представители теории зависимости выступают против идеи о стадиях экономического развития, выдвинутого в рамках неолиберализма. Еремин А. М. Собственность — основа всей экономики, общества. М., 2006. С. 236. Согласно этой идее государство последовательно проходит одну за другой одни и те же стадии. Шараев Ю.В. Теории экономического роста. М., 2006. С. 158.

Представители теории зависимости утверждают, что для развивающихся стран — это не стадия развития, а результат эксплуатации Юга Севером. И правда, о каком развитии может идти речь во время колониального периода, колонии практически остановились в развитии, либо оно происходило очень медленно в интересах стран метрополий. Исследователи утверждают, что современные развитые государства никогда не находились в ситуации развивающихся, вынужденных догонять более развитые государства. Из-за неравноправных отношений между странами Севера и Юга экономическая развитость или отсталость не являются «естественными».

В качестве аргумента сторонники этого направления приводят феномен двухуровневой экономики. Суть феномена состоит в том, что некоторые отрасли развивающихся в интересах Севера оказываются «завязанными» на современные информационные и коммуникационные технологии, в то время как другие продолжают отставать в развитии. Франк А.Г. Кризис в мировой экономике. М., 1980. С. 356.

Ответственными за разделение мира на Север-Юг представители теории зависимости считают транснациональные корпорации. Введение инноваций, инвестиций в развивающиеся страны способствует диспропорциональному развитию Юга и усилению разрыва между Югом и Севером. Миронов А.А. Концепции развития транснациональных корпораций. М., 2013. С. 76. Учитывая, что первой транснациональной компанией была ост-индская, а противостояние между странами Севера и Юга началось с Великих географических открытий, это утверждение подвергается сомнению, но несмотря на это, ТНК все-таки имеют большое влияние в развивающихся странах, в целях большей прибыли они используют дешевую рабочую силу, ресурсы развивающихся стран, влияют на политику развивающихся государств.

Третий подход в отношениях Север-Юг представлен неореализмом. В рамках теории неореализма выделяется на правление — меркантилизм. Данное направление основано на том, что развивающиеся страны прежде всего сами должны решить проблему. Экономически развитые страны должны ориентироваться на собственные интересы, а не на опеку развивающихся стран. Сторонники неореализма утверждают, что снабжение продовольствием и медикаментами ведет к повышению рождаемости, но не к перестройке системы хозяйствования. Данный подход отрицает факт взаимозависимости в современном мире, поэтому проблемы развивающихся стран не должны волновать развитые государства. Полунина Г.В. Теоретические и методологические аспекты анализа многоотраслевой экспансии современных монополий. М., 2014. С. 123.

Классические парадигмы международных отношений представляют собой совокупность результатов исследований, посвященных проблеме противостояния Севера и Юга, они представляют большое значение для изучения данного вопроса, как фундаментальный источники, потому что теории имеют большую аналитическую базу. Несмотря на некоторую недосказанность, стоит учитывать, что проблема еще изучается, очень тяжело анализировать столь большой отрезок истории. Каждая из стран имеет свое уникальное историческое прошлое, необходимо время, чтобы систематизировать все факторы влияющие на процесс противостояния и только после этого переходить непосредственно к решению проблемы.

Глава 2. Пути решения проблемы «Север-Юг»

2.1 Роль международных организаций

Перед государствами стоит сложная задача выработать общую программу действий по решению проблемы «Север-Юг», а также создать условия для ее реализации. Каждая страна имеет разную политическую ориентацию, обладает своими национальными, культурными, религиозными и этническими особенностями. Особая роль в решении проблемы «Север-Юг» принадлежит международным организациям, потому что они оказывают экономическую, гуманитарную, здравоохранительную и другие виды поддержек.

Прорывом в сфере международных отношений является учреждение ООН, после второй мировой войны. В послевоенные годы было создано несколько десятков межправительственных организаций. Все они появились для поддержания мира и безопасности, взаимовыгодных торгово- политических отношений между странами и их регулирования. Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986. С. 176.

ООН играет, пожалуй, самую значительную роль во взаимоотношениях «Север-Юг». По инициативе развивающихся государств под эгидой ООН было создано множество специализированных учреждений: ЮНКАД, ЮНИДО, ВОЗ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО и ряд других. Это было сделано для более точечного воздействия и регулирования отношений с развивающимися странами. Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М.,1989. С. 234 Главной целью этих организаций является содействие экономическому развитию государств, предоставление им со стороны стран запада технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи в целях устранения наиболее заметных очагов голода, нищеты, болезней, ликвидации безграмотности, уменьшения безработицы, чтобы предотвратить социально- экономический разрыв.

Одним из значительных специализированных учреждений, которое имеет непосредственное влияние на развивающиеся страны, является МВФ. Международный Валютный Фонд представляет собой международное специализированное учреждение ООН, которое было организовано 27 декабря 1945 года. Фактически начал деятельность 1 марта 1947 года, в этом же году Франция оформила первый кредит. Басовский Л.Е. Мировая экономика. М., 2004. С. 208.

МВФ предоставляет кратко и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства, обычно сопровождаемые наборами условий и рекомендаций. Кредиты могут выделятся как экономически развитым, так и развивающимся государствам.

Страны — члены МВФ должны обеспечивать здоровый экономический рост при сохранении в разумных пределах стабильных цен. Фонд ведет наблюдение за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Разрабатывает и принимает принципы, которыми рекомендуется руководствоваться странам. МВФ проводит консультации со странами- членами для изучения положения и политики этих стран в валютной и экономических областях. Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития. М., 2009. С. 246. Страны постоянно подают МВФ данные о своем экономическом положении, для статистических данных.

Руководящим органом МВФ является совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим и его заместителем. Как правило эти должности занимают либо руководители центра-банков, либо министры финансов. Совет принимает ключевые решения по ряду вопросов, таких как: внесение изменений в статьи соглашений между странами, прием или исключение стран-членов, выборы исполнительных директоров, а также определение и пересмотр долей стран в капитале МВФ. Диденко Н.И. Международная экономика. М., 2007. С. 784.

Принятие решений в МВФ осуществляется голосованием. Доля количества голосов зависит от количества квот в капитале. Каждое государство имеет 250 базовых голосов и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тысяч СДР (специальные права заимствования, искусственная валюта).

Таким образом, решающая сумма голосов обычно принадлежит ведущим государствам. Решение в совете принимается большинством, не менее 50 процентов голосов. По вопросам, которые носят важный и стратегический характер требуется 70 и 85 процентов голосов. Следовательно, США и ЕС могут налагать право вето на ключевые решения и обладают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ, направляя его деятельность в своих интересах. Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986. С. 179. При наличии скоординированных действий, развивающиеся страны могли бы не допускать принятия нежелательных решений, однако достичь согласованности большому числу разных стран очень трудно, так как каждая страна имеет свои интересы и принципы. Так же стоит отметить, что США, обладая 17 процентами всех голосов, обладает правом вето по любому вопросу, руководя порядкам в МВФ, решая, кому давать кредит, а кому нет.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно развитые страны. Только начиная с 80 — х годов фонд начал переключатся на кредитование развивающихся стран. По отношению к развивающимся странам, задачей МВФ является оказание этим странам содействия в достижении макроэкономической и финансовой стабильности, которая необходима для повышения темпов экономического роста и сокращения бедности. Как и другим государствам, фонд предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, адресную поддержку в развитии потенциала, финансовую помощь. Так же способствует интеграции в международную торговую и финансовую систему, предоставляет льготную финансовую поддержку. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2002. С. 318.

Но зачастую, политика и рекомендации направлены не на развитие экономики и создание условий для процветания страны, а просто на исправление платежного баланса. Одним из требований МВФ является свобода движения капиталов, что в свою очередь, для стран с экономическими проблемами превращается в сильный отток капитала. Так же, еще одним условием является отказ от господдержки сельского хозяйства. Именно согласно этому требованию, Мексика из крупнейшего экспортера кукурузы, превратилась в импортера. Так же, чтобы получить кредит, власти страны должны сократить социальные субсидии. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. М., 2001. С. 189. В итоге меры, которые должны быть направлены на поддержку слабой экономики, ставят страну в худшее положение и заставляют брать все новые кредиты. Таким образом, один их главных финансовых инструментов мира превратился в инструмент политического влияния. Предприятия сельского хозяйства начинают разорятся и перестают существовать, люди остаются без работы. Они не получают зарплату, не могут тратить, экономика начинает замедляться, следственно снижаются налоговые поступления, которые являются основным источником дохода. МВФ ставит правительства в такие условия, чтобы финансовые власти страны снова обращались за кредитами.

Всемирная организация здравоохранения, так же специализированное учреждение ООН, образованное в 1948 году. ВОЗ занимается нормотворческой и практической деятельностью, которая направлена на здравоохранение во всем мире, создания искусственного иммунитета, борьбу с инфекционными болезнями, распространением СПИДа и т.п. Организация ведет базу данных, информацию для которой предоставляют официальные учреждения стран-членов ВОЗ. ВОЗ помогает развивающимся странам в создании и изменению структуры и функций органов и учреждений здравоохранения, особенно учреждений по охране материнства и детства, в планировании национального здравоохранения. Организация подготавливает новые кадры, информирует население по проблемам охраны здоровья. Абраменков А.В. Всемирная организация здравоохранения и право на здоровье. М., 2006. С. 31. По данным «Мировой статистики здравоохранения 2014 г.», с 1990 года вдвое сократилось число смертности детей, с 90 случаев смерти на 1000 живорожденных детей, до 46 случаев смертей на 1000 детей. За период с 1990 по 2013 в двое сократилось число женщин умерших в результате осложнений во время беременности. В Африканском регионе ВОЗ каждая четвертая женщина, желающая предотвратить или отсрочить беременность, не имеет доступа к контрацептивам, и лишь каждая вторая женщина рожает с помощью квалифицированного специалиста. Положено начало тенденции к сокращению заболеваемости ВИЧ — в 2013 году новые инфекции были зарегистрированы у 2,1 миллиона человек по сравнению с 3,4 миллиона человек в 2001 году.