Развитие экономических взглядов у младших школьников

В последнее время в современном мире происходят коренные изменения экономического характера, обусловливающие потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой деятельности, и если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно рекомендует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

На протяжении многих лет работы в младших классах у отечественных учителей сформировался определённый опыт по развитию экономических навыков у школьников посредством проведения исследования ими в таких предметах как: „Человек и свет”, „Человек и общество”, „Мая Радзіма Беларусь ”, классных, воспитательных, информационных часов и некоторых внеклассных мероприятий, а также просто делового общения учеников со своими сверстниками и учителями. Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Из вышесказанного видно, что тематика данной работы достаточно актуальна.

Объект, проводимого в курсовой работе исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроках, содержащих элементы экономики.

Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
  • выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;
  • выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания основ экономической культуры младших школьников.

Значимость данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ экономического образования для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к экономическому воспитанию детей и по рассматриваемой проблеме.

10 стр., 4916 слов

Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе

... во внеклассной игровой деятельности. Гипотеза исследования: формирование благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по ...

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Экономическое воспитание учащихся как система

Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [1].

В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.

В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе и потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире

Основная цель экономического воспитания – раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ. На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

Наряду с практической деятельностью необходимо широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики. Анализу и обсуждению могут быть подвергнуты газетные и журнальные статьи, радио- и телепередачи во внеурочное время. Из этих материалов ребята узнают о передовых формах организации труда, производства.

В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного и систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяйстве.

Экономическое воспитание школьников органически связано с образованием, многие его задачи решаются в процессе обучения как важнейшего воспитательного процесса.

36 стр., 17654 слов

«Трудовое воспитание младших школьников» проект

... подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Трудовое воспитание младших школьников выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у ... образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития ...

Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры.

Благодаря экономическому воспитанию, младшие школьники познают значение природных ресурсов для человека и проникаются бережным разумным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Учитывая выше изложенное, уже в начальных классах школы целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся

Основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет взаимосвязи. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно- методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству.

Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом; с взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения.

7 стр., 3163 слов

Педагогические условия экономического воспитания младших школьников

... и структуру экономического воспитания младших школьников в учебном процессе. 4. Выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формирование основ экономической культуры младших школьников. Гипотеза исследования: ...

Основным критерием эффективности экономико-воспитательной работы с младшими школьниками является проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию[8].

Экономическое воспитание как система может быть раскрыто в следующих аспектах: гносеологическом, процессуально-деятельностном, субъективно-личностном.

Гносеологический аспект предполагает нормы, знания, ценности. Поэтому важной проблемой содержания экономического образования школьников является определение: что, когда, в каком объёме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды.

Процессуально-деятельностный аспект анализа экономической культуры определяется содержанием и организацией деятельности, откуда следует значимость той активности, которой обусловлено освоение культуры. Погружение ребёнка в мир экономики основывается, как правило, на двух подходах:

  1. репродукция известного человечеству опыта
  2. „открытие” истин в моделируемых педагогом и приближённых к реальной жизни ситуациях.

В субъективно-личностном аспекте значимость приобретает составляющие культуры, которые становятся чертами личности.[4]

Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.

1.2 Экономическая культура младших школьников

Культура (лат. cultura) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека.

В настоящее время определений культуры существует более 250, что является свидетельством реальной сложности данного явления и его включенности в многочисленные социальные контексты, а значит, в итоге – и универсальности.

С точки зрения культурологии образования, культура представляет собой сумму духовных достижений человечества, результат и процесс творчества, творческое самовыражение людей, память человечества, совокупность знаковых систем, совокупность материальных и духовных ценностей, внутренние достижения личности, приобщающие ее к сумме достижений общества. Областью данного исследования является экономическая культура младших школьников. Чтобы определить ее сущность, необходимо выяснить содержание понятия «экономическая культура».

Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.