Сенсорное развитие младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника. Но вместе с тем продолжается дальнейшее развитие ребенка по направлениям, заложенным в детском саду. В частности, это развитие сенсорной сферы.

Сенсорное развитие младшего школьника — это дальнейшее развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием и совершенствованием сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка, и его нужно постоянно укреплять. В том числе и на занятиях в младшей школе. Этим и определяется актуальность нашей работы.

Цель работы: рассмотреть особенности процесса дальнейшего формирования сенсорных способностей у младших школьников.

Объект исследования: сенсорное развитие учащихся младшего школьного возраста.

Понятие о сенсорном развитии

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

13 стр., 6463 слов

«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей ...

... игра выступает средством сенсорного развития и воспитания Актуальность темы данного реферата определяется в раскрытии значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования., Объект исследования., Предмет исследования. Цель: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей младшего ...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания, а также воспитания на младшей школьной ступени.

В начальных классах необходимо продолжать работу по сенсорному развитию детей, начатую в детском саду в процессе восприятия и изображения признаков формы и цвета, так как сенсорное развитие интенсивно продолжается и в младшем школьном возрасте. Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет.

сенсорный развитие школьник

Пути развития сенсорных способностей у младших школьников

Очень важно, чтобы ребенок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны — это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Эталоны были созданы в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливается соответствие воспринимаемой действительности тому или иному образцу из системы упорядоченных эталонов.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в сле- дующей последовательности. Сначала школьников знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться в памяти.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить и идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб).

Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребенок совершает соотносящие действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

Обучение детей обследованию формы предмета — это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т.д.).

33 стр., 16410 слов

Социология : сущность, предмет, этапы развития

... Предмет социологии “заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и ... “Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и ...

Однако не многие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма предметов более сложная: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение второстепенных (более мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 7-8 лет уже ребенок должен научиться последовательно обследовать именно такие, сложные формы предмета. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.

В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков — сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребенка было достаточно высоким.

Наиболее сложной задачей для младших школьников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка 7-8 лет нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. И этим действиям можно обучить ребенка уже в дошкольном возрасте, с тем чтобы совершенствовать их в младшей школе.

Несколько иначе обстоит дело с величиной. Аналитическое восприятие этого свойства связано не с выделением и объединением частей сложного целого а с выделением разных измерений предмета — его длины, высоты и ширины. Однако, поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно научить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Нормально развитый ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Рассматривая рисунок, копию картины или саму картину, ребенок, приученный к изобразительному искусству, не воспринимает используемую художником многоцветную палитру как грязь, он знает, что мир состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так как ему известно, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко-гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних предметов с другими. Дети любят рассматривать изображения — ведь это рассказы о жизни, которую они так стремятся постичь. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса.

9 стр., 4100 слов

«Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного ...

... возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления. Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа ... агрессии значительно выше, чем при любой другой эмоции. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста ... формы необходимости в общении, таких как в уважении и сопереживании. Дети дошкольного возраста ...

Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.

Игровые действия, имеющие место на занятиях, направленных на сенсорное развитие младших школьников и сочетающие с учебной деятельностью, помогают ребенку гораздо быстрее и лучше усваивать сенсорную информацию. Он учиться ощущать, сопоставлять форму и цвет предметов, усваивать сенсорные эталоны не замечая этого, легко, а потому осознанно и эффективно.

Заключение

Младший школьный возраст следующая ступень развития ребенка после дошкольного детства. Он имеет свои новообразования, свои психологические особенности. В этот период ведущим становиться новый вид деятельности учебный, но и игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольный период развития, остается важным средством для развития ребенка и дальнейшего формирования у него сенсорных способностей.

Сенсорное воспитание ребенка в младшей школе продолжается, но проходит в несколько иной форме, на учебных занятиях. Сенсорные ощущения и восприятия ребенка усложняются, от него уже требуется не только воспринимать предметы, их форму или цвет, но и устанавливать и анализировать сложные связи между цветом и формой предмета, между простой и сложной формами, между предметами и их положением в пространстве, в плоскости рисунка или картины. Такие сенсорные способности хорошо развиваются на уроках по рисованию, лепке, аппликации и т.д.

Кроме того, игра также способствует развитию сенсорных навыков у детей, ведь она позволяет легче и эффективнее воспринимать окружающий мир и запоминать его.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sensornoe-razvitie-mladshego-shkolnika/

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999

2. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М., 1999

4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М., 2003

5. Фонарев А.М. Ребенок и среда. М., 1974

6. Юдина Е.Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. М., 1999

22 стр., 10699 слов

Особенности развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья

... поводу; Для ребенка они как явление реальное. Воображение ребенка развивается: в процессе всех видов деятельности; под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения. Для развития воображения необходимо: накопление ... машина или орудие. Практика показывает, что приемы диагностики уров­ня развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одно­временно выступают и материалом для его ...