Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности

Эстетическое воспитание — это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества).

Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, на занятиях, в быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Целью эстетического воспитания является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует активное участие в искусстве труда, в творчестве по законам природы.

Средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительная деятельность — это важнейшее средство эстетического воспитания, которое имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования, Гипотеза исследования:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным если:

  • Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Выявлена специфика эстетического воспитания дошкольников.

— Разработана система занятий по изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников.
  4. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания.
  5. Разработать систему занятий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, .1 Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми [5].

8 стр., 3867 слов

Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей ...

... актуальна, темой данной курсовой работы является «Аппликация из бумаги на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста». Предмет – процесс осуществления эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации. Объект - эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации. Цель исследования состоит в том, ...

Идеи эстетического воспитания зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического воспитания [4].

В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие [5].

Существует множество определений понятия — эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности [16].

Во-первых, — это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

Во-вторых, задача эстетического воспитания — формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в четверых — развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [28].

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое воспитание служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству [4].

Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание — это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений [16].

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [28].

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического воспитания М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [12].

8 стр., 3789 слов

Эстетическое воспитание средствами искусства

... средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания ... время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и ...

Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути.

Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте [6].

Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими [4].

Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения [5].

Лихачев Д.Б. отмечает, что, такое белое знакомство с шедевром искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения — любование [9].

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора [16].

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты [16].

Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен знать не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях [2].

А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [3].

5 стр., 2351 слов

«Эстетическое воспитание детей» учебно-методический материал

... именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка ...

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категории, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала [23].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал — представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала [28].

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания [18].

1.2 Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ

Эстетическое воспитание — целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам природы [16].

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

  • на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
  • на формирование элементарного эстетического сознания;
  • на освоение эстетической деятельности;
  • на развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений [16].

Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки).

7 стр., 3345 слов

«Воспитание детей искусством хореографии»

... эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство ... Инновационные методы - современные педагогические технологии развития лидерских способностей; - педагогические аспекты творческой деятельности; - методы развития межличностного общения в коллективе; - методы ...

Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов — форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое) [13].

Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми [5].

К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т.д. [19].

Развитие эстетического восприятия, эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок [19].

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать [9].

Эти задачи эстетического воспитания детей взаимно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания дошкольников [11].

Методы, по выражению А.С. Макаренко, — это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников [16].

Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы, направления:

  • на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнивание или сопоставление их;
  • на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки).

    Это могут быть, различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы;

— на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова [16].

11 стр., 5418 слов

Искусство как средство воспитания студента в современном социуме

... участие. 1.2 ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ В своей жизни люди постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эти ... деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (12) Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически ...

К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель, всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.

на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла [16].

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельности [12].

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляются на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу игр. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду [17].

Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении [15].

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада. Участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их [4].

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса [5].

В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование [19].

12 стр., 5599 слов

Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ

... И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, ...

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства [18].

Третье условие — активная деятельность самих детей, их разнообразная деятельность и стойкий интерес к произведениям искусства [26].

Оформление дошкольных учреждений выполнено в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо, соблюдать, чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края [22].

В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой — получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся цветущие растения [12].

Интерьер детского сада не должен быть статичным, необходимо время от времени изменять расположения мебели, вносить новые детали в оформлении, обновлять произведения искусства.

В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература) [16].

Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет) [28].

Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения [27].

Шире следует распределять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, пластмассы).

Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве в качестве украшения (например, такие, как дымковские, богородские) [5].

Не менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь искусством чувств, как говорил П.И. Чайковский [12].

Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом [19].

На занятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями музыкального и изобразительного искусства, литературы, педагог специально учить детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание и различным свойством музыкальных звуков, оттенков цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах [6].

11 стр., 5239 слов

Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников

... чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Объект исследования в настоящей работе - изобразительная деятельность. Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников. Цель ...

Задача воспитателя создать условия для самостоятельной деятельности, а также не нарушая замысла ребенка помочь ему, если возникает такая необходимость [2].

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации [18].

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно-дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и передачи [3].

Эстетические переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтические сценарии, декоративным оформлением зала, коллективным и индивидуальным выступлением, музыкальными играми и развлечениями [28].

Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям, явлениям природы, любимым книгам… [19]

Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней [5].

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах:

  • по принципу управления деятельностью детей;
  • по способу объединения детей;
  • по видам деятельности [16].

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память [8].

Таким образом, дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умные воспитатели способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности [10].

1.3 Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания

Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания [9].

В процессе изобразительной деятельности создаются условия дл развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойства предметов, которые предстоит передавать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Особенно, хочется, остановится на развитии у детей чувства цвета и ритма [6].

11 стр., 5492 слов

Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы ...

... формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы и ... несколько групп игр, развитие интеллекта, познавательной активности ребенка. Тема игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы – дети познают форму, цвет, размер, материал, мир ...

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве, и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорирует его [13].

Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.).

Широко распространено мнение, что дети яркие цвета и сами используют их как средство выразительности [10].

Педагогический опыт показывает, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаш (краски) разного цвета, не вызывает у детей желания применить их. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве [18].

Содержание и методика развития цветового восприятия детей. Усвоения ими цветовых эталонов — спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, Обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета, и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений [15].

У детей дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности [20].

Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях [14].

Большое значение придается материалам, которые используются детьми в играх и занятиях. Даже в детском саду дети имеют в своем распоряжении материалы (бумагу, карандаш, разнообразные мелки и т.п.) до ста цветов и оттенков. Особенно интересным в этом отношении нам показалось использование цветовой перфорированной бумаги многообразных цветов и оттенков. Манипулируя листами этой бумаги, накладывая их один на другой, дети получают разнообразные цветосочетания, видят возможности цветообразования [6].

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления — в процессе рисования, т.е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию [2].

Анализ произведений изобразительного искусства позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок», эталонов: 1) повторяемость — сочетание в рисунке однородных элементов; 2) чередования — сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка; 3) симметрия. Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма; учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических структур [24].

В процессе рисования и лепки развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления [21].

Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии, четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т.п.).

Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус [28].

Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово красивое конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо тоже найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит красиво, ребенок начинает сам находить красоту в других и явлениях. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы [5].

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения [13].

Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связываются с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствуют не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию [18].

Для развития детского изобразительного творчества, решения задач эстетического воспитания важно предоставить детям широкие возможности использования рисования, лепки, аппликации в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Важно, чтобы, входя в помещение детского учреждения, дети и взрослые буквально погружались в атмосферу детского творчества. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для осуществления более широких воспитательных задач. Детские рисунки, аппликационные работы могут быть использованы для оформления детского сада к празднику [4].

Художественно-оформительная деятельность детей может осуществляться как на общегрупповых занятиях, так и вне их.

Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того, что отбирается для изображения (это хорошо знакомые детям и красивые предметы, игрушки, явления природы, общественной жизни, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка) [24].

Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направления не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему их радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей [9].

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других. В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах [20].

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески развитой личности, способность воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное.

Вся система эстетического воспитания нацелена на развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду. Ребенок с раннего детства должен быть окружен произведениями искусства: картинами, произведениями декоративно-прикладного искусства, художественной литературой, музыкальными произведениями. Так же необходима активная деятельность самих детей, их стойкий интерес к произведениям искусства, поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека, готовят концерт, рисуют декорации.

Дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.

Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатления детей, чем содержательнее и интереснее их жизнь. Тем более будет развиваться их воображение, а при условии современного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации, их будет интересными разнообразными и выразительными.

дошкольный эстетический воспитание изобразительный

2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности

1 Особенности эстетического развития младших дошкольников

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей [16].

Развитие детей младшего дошкольного возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений) [15].

Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуется сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают соответствующие реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д. [10].

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств, в процессе их сопоставления: красивый — некрасивый, чистый — грязный, большой — маленький, веселый — грустный и тому подобное. Дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову) [24].

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный характер [7].

Дети младшей группы по-прежнему замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все более преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей [26].

Систематическое обучение детей изобразительной деятельности начинается с 3 лет. Приступая к работе по рисованию с детьми второй младшей группы, педагог должен знать, какими навыками обладают его воспитанники [25].

С первых же занятий у детей воспитывают интерес к результату деятельности, так как поглощены самим процессом, и качество полученных рисунков их не волнует. На общегрупповых занятиях у детей воспитывают умения слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнить соответствующие действия, предложенные воспитателем [26].

Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Ребенок может стучать кончиком карандаша по нарисованным кружочкам-зернышкам и объяснить, что клюет птичка. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать [8].

Изображение предметов и явлений в рисунке требует определенного развития движения руки, координации движений, зрительного контроля. Для создания изображения необходимо развивать наблюдательность, способность останавливать внимание на предметах, явлениях, умение рассматривать иллюстрации [28].

У дошкольников формируется умение выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание, совершенствуется восприятие реальной окраски предметов. Чтобы развить у детей воображение, воспитатель предлагает им придумывать самостоятельно содержание рисунка [15].

Чтобы дети могли освоить изображения предмета, они должны быть самостоятельны, активны. Учитывая их индивидуальные особенности, воспитатель оказывает необходимую помощь: кому показом действий, кому словесным напоминанием, предоставляет возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки умения [16].

Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. выполненные фигурки теперь вызывают у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются освоенные изобразительные умения и навыки [13].

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания [16].

Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у них определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции [17].

Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части дети получают в готовом виде [1].

На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета [13].

2.2 Занятия по рисованию, лепке и аппликации для детей второй младшей группы, Рисование карандашами «Трава для зайчат»

Цель: воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помогать; учить рисовать траву короткими штрихами, побуждать, свободно располагать штрихи на всей поверхности листе; познакомить с зеленым цветом; подводить к пониманию того, что зеленый цвет у травы имеет множество оттенков, и побуждать к отображению их в рисунке.

Материалы к занятию. Цветные карандаши, бумага, размером в альбомный лист.

Рисование «Королева-кисточка рассказывает»

Цель: вызвать у детей интерес к рисованию красками; воспитывать умение беречь изобразительные материалы; учить правильно, держать кисть; обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать.

Материалы к занятию. Королева-кисточка, кисти, краска гуашь одного цвета, бумага — по листа для каждого ребенка.

Рисование карандашами «Трава и кусты»

Цель: продолжать воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им, учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях длинные и короткие прямые линия; поддерживать желание дополнять содержание рисунка словами, жестами, звукоподражанием; учить изображать кустарник с ягодами и цветы.

Материал: цветные карандаши, бумага (половинки от целых листов).

Лепка «Пищащий комочек»

Цель: вызвать у детей интерес к глине как к художественному материалу; учить правильно работать с нею; вызвать интерес в лепке; познакомить со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, лепить; поддерживать стремление к образному обозначению вылепленных изделий и учить придумывать названия для предметов и персонажей; выявить их умения в лепке.

Материал: глина, доски.

Лепка «Улитка»

Цель: вызвать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

Материал: глина, доски.

Аппликация «Коврики»

Цель: воспитывать у детей интерес к аппликации, закреплять знания о правилах наклеивания, побуждать к самостоятельному сопоставлению узора (на полосе) с чередованием кругов по цвету; учить выкладывать из бумажных полосок узоры, знакомые им предметы: домики, деревья, кусты.

Материал: по одной полоске бумаги (5х20 см) с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка; 6 бумажных кругов разного цвета для детей 3 лет; полоски бумаги разного цвета для детей 4 лет; кисти, клей, ножницы.

Аппликация «Укрась шарфик узором»

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать игрушечным персонажам; знакомить с правилами наклеивания, учить выкладывать на бумаге фигуры и наклеивать их; знакомит с правилами работы ножницами, учить держать ножницы и действовать с ними, разрезаю узкие полоски бумаги поперек на квадраты.

Материал: узкие длинные полоски белой бумаги (нескольких размеров) надрезанными с двух сторон в виде бахромы концами, бумажные заготовки для наклеивания в виде узоров, кружков и другое, узкие полоски бумаги двух цветов, ножницы, клей.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, представления об окружающей жизни. В процессе занятий они приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомится с различными формами и положением предметов в пространстве.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке и аппликации.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Заключение

Проблемой эстетического воспитания развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Такие как Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества).

Пронизывая все стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. На современном этапе в детском саду выдвигаются задачи эстетического воспитания: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей; приобщать детей к деятельности в области искусства воспитывая у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни; развивать художественно-творческие способности детей.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Успех работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка, уровень его общего развития. Методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные: метод убеждения, побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному; метод проблемных ситуаций.

Освоение элементарными средствами художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова.

Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатление детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии изображения рисунка и аппликации, будет более интересными, разнообразными и выразительными.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/hudojestvenno-esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov/

  1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] / З.А. Богатеева. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1986.
  3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1985.
  4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1986.
  5. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1982.
  6. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. [Текст] / Г.Г. Григорьева. — М.: 1981.
  7. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. — М.: Просвещение, 1988.
  8. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) [Текст] / Т.Н. Доронова [и др.] Книга для воспитателей детского сада. / — М.: 1994.
  9. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. — М.: Педагогика, 1986.
  10. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1986.
  11. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада / Я.И. Ковальчук. — 2-е издание, дополненное, М.: Просвещение, 1985.
  12. Комарова, Т.С. Учитесь рисовать и лепить [Текст] / Т.С. Комарова [и др.]. — М.: Просвещение, 1987.
  13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] Пособие для воспитателей детского сада / Т.С. Комарова. — 2-е издание. — М.: Просвещение, 1981.
  14. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Педагогика, 1990.
  15. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03. 08. «Дошкольное воспитание» / Т.С. Комарова [и др.]. — 3-е издание, доработанное. — М.: Просвещение, 1991.
  16. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1976.
  17. Кузина, В.С. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.С. Кузина. — М.: 1976.
  18. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова [и др.]. Часть 2; 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Просвещение, 1989.
  19. Лихачев, Б.Г. Теория эстетического воспитания [Текст] / Б.Г. Лихачев. — М.: 1986.
  20. Лепка в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987.
  21. Луначарский, А.В. Об изобразительном искусстве [Текст] / А.В. Луначарский. — М.: Просвещение, 1972.
  22. Флерина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Флерина [и др.]. — 2-е издание. М.: 1985.
  23. Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст] / Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию / Е.А. Флерина. — М.: 1988.
  24. Халезова, Н.В. Лепка в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателя детского сада / Н.В. Халезова. — М.: Просвещение, 1992.
  25. Халезова, Н.В. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду [Текст] / Н.В. Халезова. — М.: Просвещение, 1992.
  26. Халезова, Н.П. Лепка в детском саду [Текст] / Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1979.
  27. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании[Текст] / Н.Я. Шибанова. — Пермь, 1989.
  28. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко. — М.: 1989.