Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание скрыть

Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, научается анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения. Дошкольник способен увидеть главное, заметить скрытые связи и закономерности.

Развиваясь, как личность ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми.

Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности, потому что ребенок обучается, а не учится, у него нет деятельности «учебы». Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Результатом обучения является побочный продукт предметной, изобразительной и игровой деятельности. В современной психологии считается, что основные личные достижения ребенка в первые шесть-семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: моделировании (игровая, изобразительная, конструктивная) и «настоящая», типа самообслуживания.

О собое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.

В психологии и педагогике накоплен богатый опыт по обучению конструирование из строительного материала (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, З.В. Лиштван, A.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др.).

Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике широко используются и другие виды конструирования – из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.

Детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа.

«Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования:

    • будет разработана система обучения конструированию детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей;

      13 стр., 6100 слов

      Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте

      ... Шмит, А. В. Бакушинский и другие. Объект исследования:, Предмет исследования, Цель исследования: Задачи исследования 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. 3. Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 4. ...

    • в процессе обучения используются различные формы, методы и приемы обучения в зависимости от вида конструирования;

    • будут созданы условия для самостоятельной конструктивной деятельности детей с различными материалами.

Цель и гипотеза исследования предопределили решение следующих задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

  2. Изучить особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

  3. Описать средства формирования конструктивных навыков у детей дошкольного возраста

  4. Провести диагностическое исследование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

  5. Составить методические рекомендации для воспитателей по развитию навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

    • Теоретические: анализ психологических и педагогических работ по проблеме исследования;

    • Эмпирические: наблюдение за деятельностью детей на занятиях и в свободное время, диагностическое задание «Помоги зайке» (по Г.А. Урунтаевой) , изучение продуктов детской деятельности; педагогический эксперимент (констатирующий этап);

    • Интерпретационно-описательные : качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования, База исследования:, Структура работы:

1.1. Проблема формирования навыков конструктивной деятельности в психолого-педагогической литературе

Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских и др.

construere

В.Б. Косминская под детским конструированием понимает деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование, по мнению ученого, является довольно сложным видом деятельности для детей, поскольку связано с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых [36].

4 стр., 1771 слов

Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста

... младшем дошкольном возрасте развивается обследовательская деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более ... и об эмоциональном состоянии человека. В конструктивной деятельности дети используют и называют различные детали деревянного конструктора, овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность ...

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы, по мнению В.Б. Косминской, намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, по мнению исследователя, предназначаются для практического использования в игре.

А.Н. Давидчук детское конструирование определяет как процесс сооружения построек таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения [Давидчук]. Исследователь выделяла две стороны конструктивной деятельности детей: строительство-изображение и строительство для игры. В первом случае ребенок стремится, чтобы его постройка была похожа на отображаемый или воображаемый предмет. Во втором – дети строят в соответствии с требованиями игры [5].

Л.А. Парамонова под детским конструированием понимает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала. Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования: техническое, в котором дети отображают реально существующие объекты (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков) и художественное, в котором дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним (из бумаги; из природного материала) [31].

Г. Урадовских в статье «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги» раскрывает цель художественного конструирования – развитие у детей творческих способностей с помощью применения в конструировании действий с символическими средствами. Последние, по мнению автора, относятся к сфере выражения отношения к действительности и позволяют обобщить и выразить эмоционально-познавательный опыт в определенных жизненных ситуациях [38].

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей [13].

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Многие отечественные учение (Д.Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту дети оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению [2, 3]. Практическая деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [33].

24 стр., 11999 слов

Психологические особенности овладения конструктивной деятельностью ...

... ­ющие на процесс самого конструирования [12, с.121]. требования создание замысла Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и ... конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни. 3. Уточнить особенности овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни. 4. Разработать рекомендации по совершенствованию развития конструктивной деятельности у детей ...

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла (Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских) [29, 38]. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проговаривая свои действия и их последствия.

Однако это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:

  1. Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;

  2. Неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);

  3. Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);

  4. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

  5. Неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А. Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А.Парамонова и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне [5, 15, 21, 28].

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов [26].

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

3 стр., 1093 слов

Развитие творчества у детей средней группы в конструировании ...

... характеру деятельности детей : индивидуальное; коллективное. 4. По назначению : имеющие практическое назначение; имеющие художественно – эстетическое назначение. конструирования Работа с природным материалом средневековый конструирования работы с природным материалом с детьми средней группы развития конструирования из природного материала работы с ...

При этом особенно важным, по нашим данным (Л.А. Парамонова и др.), является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т. п.).

Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, модулей и др.) [26-28].

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной [11].

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. п.).

Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объемность предмета. Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяженности предмета, пространственного расположения частей конструкции [28].

В сочетании с названием тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создается представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой. Сооружая ту или иную постройку, малыши отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия. В процессе осуществления замысла у них развивается умение предвидеть этапы своей деятельности, ставить цель и достигать ее. Конструктивные занятия благоприятно влияют на развитие устойчивого произвольного внимания, помогают воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение довести дело до конца. В процессе конструктивной деятельности дети знакомятся с различными постройками и их назначением, геометрическими телами (кубом, призмой, цилиндром, конусом), получают представление о размерах, практически усваивают некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнают, из каких частей состоит постройка, как они называются. В играх и занятиях по конструированию они советуются, помогают друг другу; здесь зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей [28].

5 стр., 2007 слов

«Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста»

... воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются: 1. Создание ... Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию. В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно ... конструкции, объемном изображении. Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе - развивающие функции. В рисунке, лепке, аппликации дети ...

Лиштван З.В. указывала на формирование у детей обобщенных представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Вышеуказанные психические процессы – речь и мышление – находятся в тесной взаимосвязи [14].

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.

Использование в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста многообразия материалов существенно расширяет репертуар творческих решений ребенка, позволяет продуцировать новые идеи. Привлечение ребенка к использованию разнообразных конструктивных материалов не только по их прямому назначению, но для решения других проблем, — самое важное в развитии интеллекта и, в большей мере, креативности.

Итак, конструирование – это сложный вид деятельности, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки. Традиционная практика обучения детей конструированию предлагает различные виды конструктивного материала. Свойства материала определяют и вид конструирования: техническое и художественное.

1.2. Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления [5].

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [38, с 6] Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить платье.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом: «Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина» (Е В Зворигина).

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Продуктивная детская деятельность ... изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребенка ...

Таким образом, ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использования [18].

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию.

Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [5, с. 7].

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий. Например, длина моста должна быть достаточной для соединения «берегов». Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти груз.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения. Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их форм. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция. Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбор деталей, соответствующих конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру. Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способен. Поэтому по ходу конструювання он сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы. Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них «кашу» (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает содержимое. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность созданной им конструкции [5, с. 13].

Таким образом, в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пирамидка становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в «лесовичка» т.д. Иногда ребенок инициирует конструирование, но самостоятельно его реализовать не способен. Тогда ему на помощь приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к конструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В другом случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки [5, с. 13].

14 стр., 6849 слов

Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми ...

... от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ...

Итак, конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:

    • в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

    • в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых)

    • детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

    • конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

    • умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

    • с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования [38, с. 97].

Таким образом, мы видим, что развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.

1.3. Методы и приемы формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность детей в раннем детстве – это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте – это сложная и разнообразная деятельность.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

Перед старшими дошкольниками более отчетливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для нее понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста [18].

В зависимости от поставленных целей и задач в непосредственно организованной образовательной деятельности применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.

10 стр., 4589 слов

Основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

... Кольцовой, Н.Л. Фигуриным и др. Полученные результаты исследований развития и воспитания детей раннего возраста позволили впервые создать научно обоснованную систему развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В течение 6-7-ми лет жизни в развитии ребенка происходят грандиозные прогрессивные ...

Применение того или иного метода или приема зависит не только от поставленных задач, но и от опыта детей, от сложности конструкции. При отборе методов педагог должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства [15, 19].

В обучении художественному конструированию старших дошкольников используют сложные методические приемы, благодаря которым возможности детей в смысле развития конструктивной деятельности расширяются.

Сочетание обучения конструированию в непосредственно организованной образовательной деятельности и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию в дошкольном образовательном учреждении [15, с. 25].

Немаловажно отметить педагогическое значение эмоциональных и занимательных моментов при организации непосредственно организованной образовательной деятельности по конструированию на начальном этапе, когда перед воспитателем стоит задача возбудить у детей новый интерес [11].

Как показывает анализ практики, обучения старших дошкольников конструированию из бумаги строится на подражательной основе – педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки. Данный традиционный подход имеет ряд недостатков:

  1. сложность конструктивной деятельности;

  2. большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически;

  3. процесс конструирования поделки в памяти ребенка не складывается в единое целое;

  4. практически ребенок не имеет возможности опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (т.е. сложить, надрезать и т.п.);

  5. каждый способ конструирования «привязан» к конкретной поделке и представляется только в контексте изготовления.

Л.А. Парамонова совместно с О.А. Сафоновой разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их «распредмечивания» (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а также наполняется конкретным предметным содержанием) [31].

Цель данной стратегии – формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.

I этап.

Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение «образа действия по А.В. Запорожцу»).

II этап.

Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформированно. Таким образом обеспечивается их обобщение.

III этап.

Создание условий для самостоятельного конструирования.

Обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребенка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения – существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее – это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.

Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования (с их помощью есть возможность организовывать содержательное общение детей); обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссерской), рисованием и другими. Чему это способствует? Осознаются способы деятельности, повышается ее продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь [31].

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности – в основном создаются художественно-эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть, как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы («вакса-клякса», «солнечный человечек» и т.п.).

Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разнообразна: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и более распространены в педагогической практике [31].

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами («ори – сгибать, «гами» — бумага»).

Пришла в нашу страну из Японии, где культивируется, как выражение любви к родственникам, друзьям, близким через создание таким путем красивых композиций. С техникой оригами детей знакомят с детского сада. Но, простые на первый взгляд игрушки (журавль, поросенок) требуют огромного количества сгибаний бумаги, последовательность которых запомнить трудно даже взрослым, не говоря уже о детях. Целесообразнее говорить лишь об элементах оригами, позволяющих получит путем простого складывания, как правило, объемную фигуру. На основе последней дети создают разнообразные фигурки.

Близка к оригами техника киригами, также пришедшая к нам из Японии. Киригами включает в себя процесс складывания бумаги в разных направлениях и надрезания. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы и т.д.

Еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – бумажная скульптура. Путем комбинирования разных бумажных форм создается огромное разнообразие поделок (по тематике, по конструкции) [31].

Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги – сложный вид деятельности. Предполагается наличие хорошо развитых пространственных представлений; пробы, неверные действия исключаются, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя; значит нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате, как было сказано выше, у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже знакомого образца. А это не способствует развитию конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством

1) разнообразной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание);

2) обобщенных способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура);

3) создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др.) [11].

Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.

Конструирование из природного материала, по мнению Л.А. Парамоновой, подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей [30].

И.А. Лыкова в программе «Цветные ладошки» разработала новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала. По мнению автора, вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, называется экопластика. Данный термин вводится в один смысловой ряд с понятиями «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». Цель данной стратегии – создание художественного образа и композиции из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры [17].

Технология обучения конструированию из природного материала осуществляется поэтапно.

I этап – подготовка материала.

Шишки подбираются на влажной почве, так они дольше сохраняют форму. Листья собирают, когда они приобретают красивую окраску, и высушивают их в старых журналах. Лесные и грецкие орехи, желуди, каштаны собирают только зрелые. Семена разных растений промывают, высушивают и рассортировывают в разные картонные коробочки. Ягоды шиповника, рябины, бузины лучше использовать свежими, поэтому запасать надо в небольшом количестве, оставшиеся высушить для мелких деталей. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. В детском саду или дома все просушивают, раскладывают по виду и размеру, и хранят в «дышащих емкостях» – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках, либо в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.

II этап — основной.

Рассматривание с детьми природных форм и выявление ассоциаций: на что похоже или что напоминает. Педагог предлагает рассмотреть природные формы в разных ракурсах с целью выявления изменения образа (например, так камешек похож на голову собаки, а если перевернуть вверх ногами – вылитая лягушка).

Применение этого педагогического приема вызывает у детей интерес к экспериментированию в художественном творчестве [17].

Использование художественного слова вызывает эмоциональный отклик, мотивирует к творчеству, развивает воссоздающее пространственное воображение.

Показ воспитателем вариантов использования природных материалов (например, у петушка туловище с головой из пластилина, а хвост и крылья из природного материала, либо наоборот).

Знакомство с некоторыми особенностями объемных поделок. Они могут размещаться в пространстве по-разному: вертикально, горизонтально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ поделки. Даже отдельные части или детали приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Соединять части будущей поделки можно с помощью палочек, трубочек для коктейля, веточек, проволоки (воспитатель демонстрирует разнообразные способы присоединения деталей).

В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. В зависимости от того, как прикрепить детали под углом, изменяя расстояние, или перпендикулярно, получается статичная или динамичная фигурки [17].

В соответствии с задуманным образом дети подбирают природный материал для будущей поделки. Или делают наоборот. Рассматривают природный материал, который есть под рукой, и «слушают», что он осам подскажет. В зависимости от этого составляется композиция.

Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины – что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей.

Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное расположение. В единой композиции фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. Далее завершается оформление отдельных поделок и составляются коллективные композиции.

III этап – заключительный.

Получившиеся композиции используют как экспонаты выставок, для обыгрывания построек, и в качестве декоративного оформления предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно — образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше [17, 6].

Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение как новообразование у старших дошкольников [20, 212].

Итак, умелое руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников включает:

    • целенаправленное и систематическое планирование работы;

    • обеспечение дидактического сопровождения педагогического процесса;

    • анализ и контроль самостоятельной конструктивной деятельности детей;

    • индивидуально-дифференцированный подход;

    • использование разнообразных методов и приемов работы;

    • создание условий для организации детской деятельности с песком, водой и снегом.

В современных дошкольных образовательных учреждениях создана система обучения детей конструированию, которая включает в себя организацию предметно-развивающей среды; методического сопровождения, включающего интегрированное планирование; связь с социумом; работу с родителями.

2.1. Описание организации и методик исследования

После анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования мы заинтересовались тем, как данный вопрос решается в практике ДОУ. С этой целью был организован констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. Он включал в себя наблюдение за деятельностью детей, а также диагностику воспитанников.

Задачей данного этапа исследовательской работы было выявить уровень сформированности навыков конструктивной деятельности.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Белоярский детский сад «Теремок».

В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста.

Основными методами исследования были

    • наблюдение за детьми во время занятий и в свободной деятельности;

    • диагностическое задание «Помоги зайчику» (по Г.А. Урунтаевой) [6].

Уровень сформированности конструктивных навыков у детей исследовался на основе методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, адаптированных в соответствии с возрастными особенностями исследуемых детей.

Диагностическое задание «Помоги зайчику» (по Г.А. Урунтаевой )

Цель: выявить уровень сформированности конструктивных умений при изготовлении подвижных игрушек у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование:, Материал:, Инструктаж:

Критерии уровня развития конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки:

Высокий – ребенок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.

Средний – ребенок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.

Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребенок отказывается от работ.

2.2. Анализ результатов исследования навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В результате проведения диагностического исследования навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты.

В ходе проведения диагностики было выявлено 9 детей (44%), чей уровень конструктивных навыков соответствует среднему. У 7 детей навыки конструктивной деятельности сформированы на среднем уровне. Детей с высоким уровнем навыков конструктивной деятельности в ходе диагностического исследования выявлено не было. Результаты исследования занесены в протокол (см. Приложение А) и оформлены в таблицу 1.

Таблица 1 – Уровни развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Испытуемые

Кол-во

%

Высокий

0

0

Средний

9

56

Низкий

7

44

Результаты исследования наглядно представлены на рис. 1.

Таблица уровни развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста 1

Рис. 1. Результаты исследования конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Качественный анализ результатов исследования показал, что конструктивные навыки детей дошкольного возраста сформированы недостаточно, они носят неполный, фрагментарный характер. Дети умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, надрезать по сплошным линиям, сгибание по пунктирным линиям, неаккуратное выполнение поделки. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют.

Итак, результаты диагностического исследования сформированности навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показали, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности исследуемых навыков. Навыки конструктивной деятельности у них сформированы недостаточно, что требует целенаправленной, систематической работы в этом направлении. Это позволило нам составить методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Методические рекомендации по формированию навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, воображение. Наиболее эффективное средство для этого – конструкторская деятельность детей.

В процессе конструирования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая постройку, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов. Последовательность обследования:

1) целостное восприятие – рассматривание — предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.)

2) определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины

3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже)

4) выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.)

5) повторное восприятие (рассматривание) предмета в целом с определением его общей характеристики ( «вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.)

Подбор и сочетание указанных выше методов и приемов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности.

На занятиях со старшими дошкольниками можно использовать следующие формы организации обучения конструированию

Конструирование по образцу, Конструирование по модели, Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, Конструирование по замыслу, Конструирование по теме, Каркасное конструирование

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации образовательной деятельности по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно-тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

В дошкольном возрасте у детей конструирование тесно связано с сюжетной игрой. Поэтому в детскую конструктивную деятельность из строительных материалов включаются разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.

Конструирование — важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду. Педагоги дошкольных учреждений создают развивающую систему обучения детей от подражательной деятельности к самостоятельной, творческой.

Содержание занятий по конструированию тесно связано с содержанием других разделов Программы воспитания и развития в детском саду, прежде всего с социальным развитием, сенсорным воспитанием, формированием игровой деятельности, развитием речи, а также других видов продуктивной деятельности (лепка, аппликация, ручной труд, рисование).

Конструктивная деятельность детей в детском саду включает работу с различным строительным материалом: набором деревянных деталей, плоскими палочками, конструктором, напольным строительным материалом, мягкими модулями. Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести детей к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности.

Результаты диагностического исследования сформированности навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показали, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности исследуемых навыков. Навыки конструктивной деятельности у них сформированы недостаточно, что требует целенаправленной, систематической работы в этом направлении. Это позволило нам составить методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. — М.: Знание, 2006. – 177 с.

  2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38

  3. Венгер, Л.А. Психология : учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2008, — 336 с.

  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

  5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.

  6. Дворникова, З. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает // Дошкольное воспитание. – 2001. — №5. – с.112-115.

  7. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.

  8. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Елжова. – Изд. – 2-е, перер. И дополн. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с.

  9. Елжова, Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ : Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 342 с.

  10. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 245 с.

  11. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.

  12. Козлова, С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 416 с.

  13. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.

  14. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду : книга для воспитателя детского сада. – М., 2000. – 175 с.

  15. Лиштван, З.В. Конструирование : пособие для воспитателя дет.сада. М., 2001. – 159 с.

  16. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников : вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – с.34-64.

  17. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. – 160 с.

  18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учебное пособие / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 2009. – 272 с.

  19. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду : учебник для пед. вузов / Под ред. Н.П.Сакулиной. – М. – Издательский центр «Академия», 2006. – 267 с.

  20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ.вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

  21. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999 г.

  22. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры . М., 2001. – 210 с.

  23. Общая психология : Учебн.пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 462 с.

  24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2007. – 939 с.

  25. Павлова, Л. Роль сюжетного конструирования в умствнном воспитании ребенка второго года жизни // Дошкольное воспитание. – 2004. — №9. – с.93-96.

  26. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. — 2008. — №17, 18 (233).

  27. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. — №18 (234).

  28. Парамонова, Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании : Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред.Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1980. – С.162-184.

  29. Парамонова, Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст / Л.А. Парамонова, Г.А. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 1985. — №7. – С.46-49.

  30. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 10. – С.76-84.

  31. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду . – М.. – 2002. – 192 с.

  32. Парамонова, Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности : Умственное воспитание дошкольников / под ред. Н.Н.Поддъякова. – М.: Педагогика, 1972. – с. 106-120.

  33. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольников . – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.

  34. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. — №1. – С.16-19.

  35. Психология : учебное пособие / под ред. А.А.Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2009. – 584 с.

  36. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 255 с.

  37. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. — 2005.-№ 2 — С.15-22.

  38. Урадовских, Г.А. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольное воспитание. – 2004. — №11. – с.2-11.

  39. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

  40. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии : Пособие для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.

Приложение А

Результаты наблюдения за выполнением конструктивных умений детей при изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).

исп.

Исследуемые навыки

Использование шаблона

Надрезание по сплошным линиям

Сгибание по пунктирным линиям

Скрепление подвижных деталей

Аккуратность выполнения

1

+

Затруднялся в надрезании

Не точно сгибал

+

Не аккуратное выполнение поделки

2

+

Затруднялся в надрезании

Не смогла согнуть по пунктирам

+

+

3

+

Затруднялся в надрезании

+

Не знала как приклеить колеса

Не аккуратное выполнение поделки

4

+

Затруднялся в надрезании

+

Не знала как приклеить колеса

Не аккуратное выполнение поделки

5

+

Затруднялся в надрезании

+

+

Остатки клея

6

Отказалась выполнять работу

7

+

Затруднялся в надрезании

Не смог согнуть по пунктирам

Отказывался выполнять работу

Отказывался выполнять работу

8

Плохо обвела по шаблону

Затруднялся в надрезании

Не смогла согнуть по пунктирам

Не знает как склеивать