Развитие навыков бесконфликтного поведения в старшем дошкольном возрасте

Актуальность. Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности во все времена придавалось большое значение.

В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом специального внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте. Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для дошкольника его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала конфликтов у дошкольников. Конфликты у дошкольников имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников. Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом работы педагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников.

7 стр., 3415 слов

Методический «Детская одаренность: признаки, виды, особенности ...

... одаренности. Тема методического реферата: Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. Цель методического реферата: теоретическое изучение детской одар ... одаренности в детском возрасте. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники ...

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, А.В.Запорожец и др. Они считают, что в дошкольном возрасте конфликты чаще всего возникают по поводу игры, так как она является ведущей деятельностью дошкольников. Согласно полученным данным, дети старшего дошкольного возраста конфликтуют из-за распределения игровых ролей, а так же по поводу правильности игровых действий. Анализ исследований позволил нам выявить противоречие между необходимостью предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников в детском саду и недостаточной разработанностью соответствующих условий, а также не владение воспитателями способами предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников. Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Проблема исследования – как развивать навыки бесконфликтного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте. Цель исследования — выявление психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Объект – конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста. Предмет – психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой исследования явились положения о высокой восприимчивости детей к психолого-педагогическим воздействиям Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, С.Т. Якобсона; теория о сущности личности К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; положения о развитии и усложнении установок, на основе которых появляется возможность саморегуляции поведения А.В. Ермолина, Е.П. Ильина, Я. З. Неверович; положения о сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения А.А. Бодалева, В.О. Агеевой, Н.В.Гришиной, Н.И. Леонова, А.Г. Здравомыслова; теории конфликта: психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм); социотропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигле); поведенческая (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс).

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что процесс развития навыков бесконфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при целенаправленном создании следующих психолого-педагогических условий:

  • использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  • обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения.

Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования нами определены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие конфликта, его психологическую характеристику и причины возникновения.

53 стр., 26349 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...

... использования методики в диагностическом процессе работы по выявлению психологического состояния детей среднего дошкольного возраста и влиянию на него ... практически нет. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. ... семейного воспитания. Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей позволили психологам дать описание ...

2. Выявить особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте.

3. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Реализовать на практике систему занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.

5. Определить эффективность системы занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались

1.Теоретический анализ литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/formirovanie-beskonfliktnogo-obscheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

2. Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова) . 3. Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

4. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость мы определили педагогический путь предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста через специально организованные психолого-педагогические условия: использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; использование психогимнастических этюдов. Практическая значимость исследования заключается в возможности организации обоснованных нами педагогических условий педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при решении задач по предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Данное дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. База эмпирического исследования: ГБОУ Лицей № 1557. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек, возраст детей от 5 до 6 лет.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.1.Понятие конфликта, его психологическая характеристика и причины возникновения

Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии.

Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического представления о природе индивида, а также с позиций когнитивной психологии, с бихевиористской позиции и с позиций ролевых подходов.

Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф.Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального конфликта Л. Козера, теория конфликтологии У.Ф. Линкольна, когнитивная теория М. Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В связи с таким разнообразием теорий, посвященных проблемам конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия, которые зависят и от их точки зрения на природу биологического и социального, и от взгляда на конфликт как на личностное или массовое явление и т.д. 1 М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию. Конфликт — это генератор новых структур. Как можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.2

5 стр., 2483 слов

Психология преступных групп и преступных организаций

... в группе в период ее функционирования. "Лицо" любой группы определяет система внутригрупповых социально-психологических явлений, отражающих содержательно ее психологию. В психологии группы можно выделить три группы явлений: 1) межличностные отношения; 2) явления, отражающие единый характер психологии ...

Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также – планированием целенаправленных действий. 3

К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как внутриличностные, так и межличностные конфликты. С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. 4 В теории социального конфликта Л. Козера, конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции конфликта — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.5 Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии — конфликтологии — У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения конфликта: конфликт — это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов.

В отечественной психологии наиболее распространено следующее определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. 6

6 стр., 2743 слов

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)

... Д. А. на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации» отметил, что «без участия молодежи в инновациях мы не сможем создать то самое технологическое ... ускоряя тем самым трансформацию аморфных квазигрупп в группы интересов с осознанными целями и сформулированными программами действий. Особенно это характерно для конфликтов по поводу средств жизнеобеспечения, уровня ...

Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров выделяют социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, социально-бытовые. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности людей и разрешение которых выводит группу на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними нет. Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А.А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных: — трудовым процессом;

  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя;
  • -личностным своеобразием членов группы.7 По мнению Е. Мелибурды, поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов: