Возможности внеурочной деятельности в формировании гражданской идентичности младших школьников

В современном обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро в 21 веке стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения проблемы формирования гражданской идентичности на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста с целью укрепления государства и объединения общества. С 2001 года Правительство РФ каждые последующие пять лет издавало постановления о введении и утверждении в действие Государственной программы «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации». В ней представлен комплекс мероприятий, которые направлены на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России. На основе формирования патриотического сознания и патриотических у граждан в данной программе ставятся задачи консолидации общества, поддержания экономической и социальной стабильности, по упрочению дружбы и единства народов многонациональной России [44].

В формировании гражданской идентичности особую роль отвели образованию. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» сказано: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [42].

Одной из приоритетных целей ФГОС общего образования является формирование гражданской идентичности. Гражданская идентичность в контексте ФГОС подразумевается как общероссийская гражданская идентичность (в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития в том же значении используется понятие национальной идентичности) [45].

Ее основу составляет общее для граждан РФ принадлежности к российской нации, осознание своего российского гражданства.

В соответствии с Концепцией воспитания и духовно-нравственного развития основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности — приоритетные нравственные установки и моральные ценности, которые существуют в семейных, культурных, религиозных, социально-исторических традициях многонационального народа РФ и передаются от поколения к поколению, и общая историческая судьба.

6 стр., 2648 слов

Развитие патриотеческого воспитания в России

... национальной духовности и компонент общественного сознания в настоящее время. Могущество любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан. Глава 2. Эволюционные идеи патриотизма в России 2.1. Патриотизм в дореволюционный период развития России В понимании ...

У ребенка в младшем школьном возрасте происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере исторических ценностей, возникновению межнациональных конфликтов. В младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, жизни общества, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства определяют поступки, выражают отношения к окружающему миру, преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, выступают в качестве мотивов поведения. Анализ исследований таких авторов, как Вилкова И.В., Литвин Т.В., Логинова А.А., Шикова Р.Ю.позволил нам определить, что формирование гражданской идентичности в младшем школьном возрасте предполагает формирование следующих структурных компонентов: поведенческого, эмоционально-оценочного, когнитивного и ценностно-ориентировочного [4,12,21].

Формированию российской гражданской идентичности у учащихся в нашей стране, в частности, у учащихся начальной школы, уделяется большое внимание: определен российский воспитательный идеал, в ФГОС начального общего образования формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, которые способствуют этому процессу [45].

Несмотря на это, технология формирования российской гражданской идентичности требует разработки. Наиболее приемлемым с социальной точки зрения представляется такой подход, при котором воспитание российской гражданской идентичности воспринимается как приоритетное, однако одновременно признается важность и ценность поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся. Психолого-педагогической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе школы является системно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Б.Ф.Ломов, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).

Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (включая внешкольную деятельность).

Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе. Необходима планомерная работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Наиболее оптимальным является реализация и создание программ внеурочной деятельности, которые бы позволяли решать в единстве задачи нравственного воспитания учащихся и формирования гражданской идентичности. В системе ФГОС формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности происходит через приобщение школьника к духовному наследию страны. Когда усвоение традиционных, демократических и гуманистических ценностей многонационального российского общества становятся личными убеждениями школьника. Такой подход реализован в программах внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина) [7], в основе которой лежит курс гражданского образования в начальных классах, программе «Юные краеведы Новошешминского района», программе литературного краеведения «Мы – нижегородцы!» (автор В.Ф. Одегова) [24].

Формирование гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности и разработка специальных программ формирования гражданской идентичности младших школьников, которые реализуются в рамках направленной деятельности педагога является актуальным на современном этапе развития общества.

14 стр., 6755 слов

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

... внеурочной деятельности младших школьников. Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год). Провести мониторинг удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности с младшими школьниками. ... развития; формирования ...

Цель исследования: выявить воспитательный потенциал внеурочной деятельности как средства формирования гражданской идентичности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования гражданской идентичности младших школьников

Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников.

Гипотеза исследования — внеурочная деятельность содержит возможности формирования гражданской идентичности у обучающихся, поскольку она имеет:

  • широкое содержание;
  • неограниченные временные рамки;
  • вариативность форм и методов.

Исходя из цели исследования, нами были определены следующие задачи:

1. Определить понятие «гражданская идентичность»;

2. Обосновать содержание процесса формирования гражданской идентичности младших школьников;

3. Разработать программу формирования гражданской идентичности младших школьников, реализуемую в рамках направленной деятельности педагога;

4. Определить результативность экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников

Методы исследования:

  • Теоретические: работа со словарем, теоретический анализ литературных источников;
  • Эмпирические: анкетирование, беседа, анализ практической деятельности;
  • Статистический: количественная и качественная обработка материала методом математической статистики.

Практическая значимость работы состоит в разработке программы по формированию гражданской идентичности младших школьников, которая может быть использована учителями начальных классов в своей профессиональной деятельности.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объемом страниц при компьютерном наборе текста. Список использованной литературы содержит наименования. Работа снабжена приложениями, в которых представлены:

База исследования: в исследовании принимали участие ребенка база исследования, возраст принимающих участие в исследовании детей лет.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников

1.1. Понятие гражданской идентичности. Гражданская идентичность в ФГОС НОО

В данном параграфе рассмотрим понятие гражданской идентичности с точки зрения таких авторов, как А.Г.Асмолов, Т.Водолажская, П.В.Григорьев, Н.Л.Иванова, А.Г.Санина, Р.Ю.Шишкова, М.А.Юшин, а также опишем требования к выпускникам начальной школы с точки зрения ФГОС НОО.

Понятие гражданской идентичности для отечественной научной традиции является относительно новым. Ряд исследователей (Н. Л. Иванова) рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По мнению Н.Л.Ивановой, гражданская идентичность является ещё не устоявшимся и более сложным понятием в психологии, так как соотносится с понятием нации являющейся одним из самых неоднозначных и спорных понятий современной науки [13].

В своих исследованиях Т. Водолажская определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [5].

4 стр., 1517 слов

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших ...

... три вида действий: Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности формирование чувства сопричастности и ... к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к ... значимость исследования. В курсовой работе описаны теоретические аспекты личностных универсальных учебных действий у детей ...

М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Р. Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [39].

По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [6].

Известный российский ученый и психолог А. Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» [5].

При этом А.Г.Асмолов отмечает, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданство имеет личностный смысл. Исследователь А. Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в действии и сознании граждан – залог единства общества, духовной, политической консолидации.

Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:

  • осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;

— – тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами, [5].

Таким образом, при анализе работ, которые посвящены проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления и данное понятие трактуется исследователями неоднозначно, анализируются в соответствии с кругом научных интересов исследователей различные аспекты изучения гражданской идентичности. Под гражданской идентичностью в работе будем понимать осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к природному и социальному миру. В связи с этим личность имеет право самоопределения и свободного выбора в условиях уважения прав других на свой выбор. Важная задача развития личности — достижение гражданской идентичности [1,5].

В ФГОС НОО программа воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы, общечеловеческим ценностям, базовым национальным ценностям российского общества в контексте формирования у них гражданской идентичности;
  • создание системы воспитательных мероприятий, которые позволяют обучающемуся на практике использовать и осваивать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, которая включает внешкольную, внеурочную и урочную деятельность, учитывающую региональную, этническую и историко-культурную специфику;
  • формирование активной деятельностной позиции у обучающегося [45].

Изучив ФГОС, мы выделили требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы:

9 стр., 4167 слов

«Методы формирования сознания личности»

... воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. 3. Методы формирования сознания личности Методами формирования сознания являются: 1. обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, ... действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным ... на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания ...

  • позитивное восприятие своего места в мире и окружающего мира;
  • осознание себя гражданином России;
  • знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;
  • знание государственных праздников и государственной символики;
  • знакомство с основными положениями Конституции РФ, понимание своих обязанностей и прав как гражданина страны;
  • представление о России как многоконфессиональной, многонациональной стране, о народах, которые ее населяют, их культуре и традиции;
  • доброжелательное отношение к окружающим, межэтническая толерантность;
  • основы экологического сознания, знание правил поведения в природе, положительное отношение ко всему живому;
  • чувство гордости за свою страну и патриотизма;
  • признание ценности своего и других здоровья, уважение ценностей семьи;
  • выполнение требований и норм школьной жизни, обязанностей и прав ученика, участие во внешкольных и школьных мероприятиях;
  • выполнение моральных норм в отношении сверстников и взрослых во внеучебных видах деятельности, дома, в школе [45].

Показателями сформированности идентичности у детей можно считать эти требования.

В рамках образовательно-воспитательного процесса начального общего образования в соответствии с моделью структуры гражданской идентичности [15] необходимо обеспечить формирование следующих структурных компонентов:

  • когнитивного (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • ценностно-смыслового (негативное или позитивное отношение к принадлежности);
  • эмоционального (непринятие или принятие своей принадлежности);
  • деятельностного — реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

— ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание учащихся — формирование приоритетных ценностей нравственности и гуманизма, чувства собственного достоинства, ответственности, социальной активности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

— историческое воспитание-знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России, формирование чувства гордости, исторической памяти и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории области, республики, края, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой город (село), семью, род.

16 стр., 7972 слов

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового ...

... формированию здорового образа жизни среди детей. Нам предстоит решить следующие задачи исследования: 1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу. 2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся ... на здоровье детей. 1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – ...

— Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России, государственной символике, основных обязанностях и правах гражданина и учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в мире и в стране, правовая компетентность.

— Патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных святынь и символов, готовность к участию в общественных мероприятиях, знание государственных праздников и участие в них. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

— Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание включает формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их содержанием и социальной значимостью, формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.

— Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся улучшать и сохранять окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению [16].

Таким образом, под гражданской идентичностью в работе будем понимать осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент. Требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы, имеющиеся во ФГОС НОО связаны с воспитательными задачами, такими как ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание, политико-правовое, историческое, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание.

1.2 Психологические особенности младших школьников в контексте развития гражданских качеств личности

В данном параграфе представим психологические особенности младших школьников в контексте нравственного развития и в частности развития гражданских качеств личности.

В системе воспитания подрастающего поколения школа является основным звеном. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. По мнению Ю.К.Бабанского, в воспитании младших школьников такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Тесно связан с нравственным воспитанием учебный процесс [3, с. 352].

27 стр., 13161 слов

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

... форм, видов и принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как теоретический анализ социологической, ...

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, существующих в гражданском обществе. Стержнем воспитания, который определяет нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистических взаимоотношений и отношения детей, опора на эмоциональную отзывчивость, чувства.

Важную роль в развитии гражданской идентичности ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на проблемы и переживания других людей, существующие в обществе. Как свойство личности, эмпатия выступает мотивом различных форм поведения. Сочувствие – это устойчивое свойство, которое побуждает человека к альтруистическому поведению, так как на его основе формируется представление о ценности другого и лежит нравственная потребность в благополучии других людей [26].

Способность ребенка переживать за другого развивается с возрастом и переключается с реакции на физический ущерб человека, на его чувства, реакцию и далее – на реакцию в целом на жизненную ситуацию. Наряду с развивающимся чувством «Я» в младшем школьном возрасте у ребенка складывается представление о «Я» других людей, которое отлично от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их переживания, потребности. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого [38,c.167]. Через эмпатию при воспитании ребенка возможно формирование толерантности, уважения прав других людей, самоуважения, признания права на ответственный и свободный выбор каждого человека. Если ребенок из потребности в самоутверждении совершает нравственный поступок, то его все равно необходимо похвалить. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива — он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия [38, c.159].

Становление гражданской идентичности происходит в рамках нравственного развития, которое отличается заметным своеобразием. В моральном сознании младших школьников преобладают повелительные (императивные) элементы, обусловленные требованиями, советами и указаниями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта — остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети некритически относятся к себе и зачастую не замечают собственных недочетов.

В процессе формирования гражданской идентичности младших школьников следует учитывать психологические особенности, связанные с тем, что дети начинают самостоятельно, активно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка поступков, событий часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает в выборе правильной нравственной оценки детям [19, c.245].

С точки зрения С.Л.Рубинштейна, в формировании гражданской идентичности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в собственных поступках, действиях и поступках окружающих [27].

10 стр., 4807 слов

Проблемы и специфика организации дополнительного образования ...

... развития дополнительного образования, с.2). В связи с чем и определяется основная направленность, миссия дополнительного образования, в Концепции развития дополнительного образования, глава 1: «Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной ...

На определенные роли планирования в нравственном поведении и учебной деятельности детей младшего школьного возраста было направленно внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных методов поведения, самооценки и оценки общественно-политических событий, способности аргументировать и четко выражать свои суждения и точку зрения [23].

Таким образом, критерием сформированности нравственности могут быть только их побудительные мотивы, реальные поступки детей. Способность, готовность и желание сознательно соблюдать нормы морали, участие в общественной жизни образовательного учреждения, готовность и желание участвовать в общественно-политической жизни страны могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках и закрепляя у ребенка такие чувства, как эмоциональную отзывчивость и эмпатию.

Ребенок включается в общественно значимую деятельность в младшем школьном возрасте. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с духовными и социальными требованиями, которые предъявляются ему как к гражданину обществом. Отношение школьника к ним становится фундаментом его будущего отношения к конституционному порядку государства. Именно в этот период формируются первые навыки социально-правового общения учащихся, у них складываются представления о правовых отношениях субъектов права и морали на основе имеющегося опыта социального взаимодействия.

Процесс постепенного осознания ребенком назначения и смысла нормативов должного поведения, постижения им механизмов регуляции социальных отношений сопровождается созреванием в младшем школьном возрасте таких психических новообразований (зарождение самооценки, возникновение внутренних этических инстанций, появление опосредованной мотивации), которые потенциально являются предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребенка, развитию у него адекватных гражданско-правовых представлений [28,29].

Овладение детьми понятиями, оценками, нравственными суждениями, а также познавательный интерес к окружающему миру способствует более осознанному отношению к общественной жизни, а в полной мере запомнить, осмыслить и понять некоторые исторические сведения, значение праздников и традиций, их последовательность, запас знаний об историческом прошлом родины постоянно пополняется за счет развития образно-символического мышления [9].

Таким образом, младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания качеств личности и общечеловеческих ценностей. Известная внушаемость детей, склонность к подражанию, податливость и доверчивость, огромный авторитет учителя начальных классов и уважение, его личностная позиция, создают для успешного воспитания гражданской идентичности благоприятные предпосылки. Педагоги считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, жизни общества, о свободе выбора того или иного способа поведения. Эффективность формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте также связана с тем, что у детей в этом возрасте чувства определяют поступки, господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, выступают в качестве мотивов поведения и выражают отношения к окружающему миру.

4 стр., 1952 слов

Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

... местного значения. 2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные ... взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании. Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, которые инициируются ...

Выводы по 1 главе

1. Под гражданской идентичностью понимается осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. В структуре гражданской идентичности выделяют следующие компоненты: ценностно-смысловой (двойственное, негативное или позитивное отношение к принадлежности), когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), деятельностный (поведенческий – гражданская активность), эмоциональный (непринятие или принятие своей принадлежности).

Школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни способов деятельности, систему знаний, образцов поведения, ценностных ориентации. В связи с этим, воспитание гражданственности у младших школьников является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в ФГОС начального образования. Показателями сформированности гражданской идентичности личности младшего школьника выступают также такие интегративные качества как патриотизм, гражданственность и социально-критическое мышление, которые обеспечивают когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.

2. Начальная школа закладывает основы личностного саморазвития ребенка и формирует у него первичную функциональную грамотность, в том числе и становление основ гражданской идентичности. В младшем школьном возрасте ребёнок включается в общественно значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с духовными и социальными требованиями, которые предъявляются ему как гражданину обществом. Такие психологические новообразования младшего школьника, как зарождение самооценки, возникновение внутренних этических инстанций, развитие эмпатии, появление опосредованной мотивации являются потенциально предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребенка, а известная податливость ребенка и авторитет учителя способствуют укреплению гражданских чувств ребенка.

Глава 2 Возможности внеурочной деятельности в формировании гражданской идентичности

2.1 Сущность внеурочной деятельности

В данном параграфе представим понятие внеурочной деятельности, рассмотрим ее особенности и принципы организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования [2].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность [45].

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы как и деятельность обучающихся в рамках уроков. Но в первую очередь ее задачи включают достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ориентиров, ценностей, интересов человека, потребностей, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих мотивов, интересов.

Основные задачи внеурочной деятельности следующие:

  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • улучшение условий для развития ребенка;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося [2].

Понятие «внеурочная деятельность» – не новое для образования. В систему работы учителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, которые направлены на реализацию тех или иных образовательных задач и целей. На базе школы также организовывалась деятельность кружков, клубов, спортивных, творческих объединений. После уроков большинство детей отправлялись домой и были предоставлены заботами родителей или сами себе или же посещали учреждения дополнительного образования. Существовали также школы полного дня и группы продленного дня. Воспитание зачастую сводилось к проведению мероприятий, фактически было отделено от информационного и социального окружения, от содержания деятельности ребенка в обществе, группе сверстников, в семье и в школе. Но такая организация внеурочного времени перестала удовлетворять школьников, родителей и воспитателей, так как это не только не помогало, но даже в чем-то мешало достижению необходимых образовательных результатов[17].

ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через внеурочную деятельность и учебный план. В современных условиях таким образом значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая становится полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы из второстепенной. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для практического использования отдельных аспектов содержания программ, курсов, учебных предметов и закрепления [45].

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов отводится 10 часов в неделю для внеурочной деятельности. Дети сами выбирают, чем они будут в это время заниматься. Это могут быть спортивные секции, творческие занятия в кружках, детский театр, художественное творчество, экскурсии и посещение выставок и музеев, исследовательская деятельность и выполнение учебных проектов [45].

Отличительными особенностями внеурочной деятельности являются следующие:

  • добровольность участия;
  • возможность выбора формы своего участия детьми;
  • самостоятельность и активность;
  • творчество, личностная значимость деятельность;
  • личностная ориентированность работы педагога;
  • опора на ценностные отношения;
  • сотрудничество представителей разных возрастов и сверстников;
  • системность, которая предполагает выбор средств, методов и форм организации [2].

Основные направления организации внеурочной деятельности выделяются в стандарте. Согласно п. 16 Федеральных государственных образовательных стандартов НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Исходя из особенностей контингента обучающихся структура внеурочной деятельности может дополняться и другими направлениями: адаптационное, поликультурное, для детей с особенностями физического, интеллектуального, психического развития (мигрантов, одаренных, с отклонениями в состоянии здоровья) [45].

В содержание внеурочной деятельности исходя из национально-региональных особенностей социальной среды могут быть включены направления, которые связаны с профессиональной профилизацией, этнокультурой, регионоведением.

Таким образом, сегодня в контексте новых образовательных инициатив, уточняются приоритеты целей данной деятельности, которая, оставаясь индустрией досуга молодежи, подростков и детей, предусматривает значительное усиление социализационного и образовательного потенциала этой сферы.

Формы организации внеурочной деятельности – секции, кружки, конференции, круглые столы, школьные научные сообщества, диспуты, соревнования, олимпиады, научные и поисковые исследования, экскурсии, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений, организаций спорта и культуры, дополнительного образования детей. Для продолжения внеурочной деятельности в период каникул могут использоваться возможности организации оздоровления и отдыха детей, летних школ, тематических лагерных смен, которые создаются на базе образовательных учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений [37].

Для того, чтобы грамотно организовать в современной школе процесс образования, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает специальные рабочие программы внеурочной деятельности по различным направлениям. Эти программы являются составной частью основной образовательной программы каждой начальной школы.

Существуют два принципиально разных пути организации внеурочной деятельности: интегративный и внутришкольный.

Внутришкольный путь предусматривает ориентацию на внутренние финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы школы и внеурочная деятельность организуется в школьном здании силами самих воспитателей и учителей.

Интегративный путь основан на использовании внутренних ресурсов школы во взаимодействии с учреждениями культуры, дополнительного образования, здравоохранения, спорта, общественными организациями и объединениями, социальной защиты.

При этом реализация обоих путей может сопровождаться участием студенческих движений, волонтеров и родителей, безвозмездной помощью общественных организаций. теория и методика

Для понимания процесса организации внеурочной деятельности необходимо охарактеризовать принципы ее организации. Развитие и совершенствование содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности более эффективно будет осуществляться при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гуманистической направленности, которые предполагает субъект-субъектный характер отношений, отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической поддержки в самореализации, самоопределении и самопознании личности.

2. Принцип системности, который предполагает, что внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь, преемственность и целостность между: основными компонентами организуемой деятельности (содержательным, целевым, результативным, технологическим, процессуальным); воспитательной и урочной деятельностью; всеми участниками внеурочной деятельности (социальные партнеры, родители, обучающиеся, педагоги); муниципальной, региональной, классной, общешкольной, дополнительного образования и индивидуальной системами воспитания)

3. Принцип вариативности, который определяет широкий спектр способов, видов и форм организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

4. Принцип добровольности, который предполагает свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, возможность проявления инициативы в выборе способов, темпа, сроков освоения в рамках индивидуальных образовательных траекторий программ внеурочной деятельности, добровольного участия в них.

5. Принцип социальной значимости и успешности, которые направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении коллективных и личностно значимых результатов, создание ситуаций успеха в общественно-значимой и личностной деятельности [2].

В условиях общеобразовательного учреждения внеучебная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбрать свой индивидуальный путь. Получение ребёнком такой возможности означает создание условий для успехов, личностных достижений в соответствии со способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам, его «включение» в занятия по интересам. Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, демонстрировать те способности, которые часто остаются невостребованными основным образованием, реализовать свои качества. Ребёнок может не бояться неудач, сам может выбрать содержание и форму занятий.

Особенности развития внеучебной деятельности в школе заключаются в создании эмоционально-окрашенного и широкого общекультурного фона для:

  • позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания, осуществление «ненавязчивого» воспитания, благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых, «незаметно» формируются духовные, культурные, нравственные ориентиры;
  • воспитание культуры межличностного взаимодействия детей в социуме, семье;
  • ориентация школьников, которые проявляют особый интерес к тем или иным видам деятельности (спортивной, технической, художественной), на занятия, развитие их способностей в учреждениях дополнительного образования;
  • компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения своего пути в образовании и формирования важных личностных качеств.

Успешность развития внеучебной деятельности в условиях школы во многом зависит от уровня её организованности. Выделяют четыре условных уровня.

Первый уровень представляет собой случайный набор секций, кружков, клубов, работа которых полностью зависит от материальных и кадровых возможностей и мало сочетается друг с другом. В такой ситуации внеучебная деятельность, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а его эффективность для развития школы в целом малозаметна. В то же время, занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми для школьников.

Второй уровень при различной направленности видов деятельности отличается определённой внутренней консолидированностью. Но, несмотря на это, в целом работу не удаётся построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за того, что работа педагогов дополнительного образования не координируется в едином учебно-воспитательном процессе школы и нет продуманной программы деятельности.

На третьем уровне происходит развитие внеучебной деятельности детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения и педагоги могут координировать свою деятельность и работают на основе единой образовательной программы.

На четвертом уровне происходит интеграция дополнительного и основного образования детей, организационной и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учётом основных концептуальных идей, которые обеспечивают развитие учреждения в целом. На этом уровне школа может стать «Центром образования». Внеучебная деятельность становится сферой, которая ориентирована на формирование у школьников целостного восприятия мира, создание единого образовательного пространства и на развитие интересов и индивидуальных потребностей личности [2].

Таким образом, под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных и направленную на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования. Отличительными особенностями внеурочной деятельности являются добровольность участия, самостоятельность и активность, творчество, личностная значимость деятельность, опора на ценностные отношения и сотрудничество представителей разных возрастов и сверстников. Внеурочная деятельность опирается на ряд принципов (гуманистический, системности, вариативности, добровольности и социальной значимости) и ее эффективность зависит от уровня организованности.

2.2 Нормативные основы внеурочной деятельности

В данном параграфе рассмотрим нормативные вопросы организации внеурочной деятельности, для этого изучим документы, в которых введено данное понятие, нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие организацию внеурочной деятельности, а также локальные акты, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Часы, которые отведены на внеурочную деятельность, не оплачиваются и не входят в аудиторную занятость [45].

Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Длительность внеурочных занятий зависит от вида деятельности и возраста. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251–03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением оркестровых, танцевальных, хоровых)». Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы наполняемости и формирования групп. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное).

Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, которые отличны от урочной системы обучения. Для развития потенциала талантливых и одаренных детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание курсов, дисциплин, модулей, формы и темп образования).

Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: спортивный, актовый и читальный залы, библиотека, а также центры детского досуга, помещения близко расположенных домов культуры, стадионы, спортивные сооружения [35].

Понятие «внеурочная деятельность» введено в таких документах, как п. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») и п. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») [45].

Нормативными документами, регламентирующими организацию внеурочной деятельности, выступают:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.

№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2.

2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.

№ 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).

Также существуют методические рекомендации по вопросу организации внеурочной деятельности, которые содержатся в следующих документах:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обеспечивают следующие локальные акты:

  • Устав образовательного учреждения;
  • Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
  • Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
  • Положения о формах самоуправления образовательного учреждения;
  • Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;
  • Положение о группе продленного дня («школе полного дня»);
  • Должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
  • Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения;
  • Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
  • Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения;
  • Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
  • Положение об учебном кабинете;
  • Положение об информационно-библиотечном центре;
  • Положение о культурно-досуговом центре;
  • Положение о физкультурно-оздоровительном центре;

— Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения. Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

2.3 Организация и содержание внеурочной деятельности в начальной школе

В данном параграфе рассмотрим особенности и содержание внеурочной деятельности в начальной школе, а также затронем вопрос формирования основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности, раскрытый в программах таких авторов, как Н.Н. Деменева, Ч.Р.Громова, Т.Я. Железнова, В.Ф.Одегова, С.К. Тивикова, Р.Р.Хайрутдинова, Н.Ю. Яшина.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которых в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий и развития интересов [2].

В школе внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать в полной мере требования ФГОС НОО. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [45].

Целью внеурочной деятельности в начальной школе является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметных, метапредметных, личностных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию интеллектуальных, социальных интересов учащихся в свободное время, развитие растущей творчески, здоровой личности с правовым самосознанием и сформированной гражданской ответственностью, которая подготовлена к жизнедеятельности в новых условиях и способна на реализацию добровольческих инициатив, социально значимую практическую деятельность.

На современном этапе развития нашего общества основными задачами воспитания являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизация учебной нагрузки учащихся; воспитание целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, формирование способности к преодолению трудностей, к успешной социализации в обществе.

В начальной школе внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: познавательная, досуговое общение (досугово-развлекательная деятельность), игровая, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (добровольческая, социальная преобразующая деятельность), художественное творчество, производственная (трудовая) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность направлены на реализацию различных форм ее организации, которые отличны от урочной системы обучения, и используются по желанию учащихся. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, круглых столов, секций, диспутов, конференций, викторин, КВНов, классных часов, праздничных мероприятий, олимпиад, школьных научных обществ, научных и поисковых исследований, соревнований. Посещая секции и кружки, учащиеся, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал, прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, музыкальные, творческие, что играет в духовном развитии детей немаловажную роль.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою востребованность и уникальность. Внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими коррекционной и психолого-педагогической поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке письменной речи, почерка и устной речи), групповые и индивидуальные консультации (дистанционные, в том числе) для детей различных категорий.

Формы организации образовательного процесса, чередование внеурочной и учебной деятельности в рамках реализации ООП НОО определяет образовательное учреждение [38].

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (быстрая утомляемость, сложность произвольной регуляции деятельности) приводят к тому, что для детей сложны ограничения двигательного режима, статические нагрузки, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому использование таких форм организации образовательного процесса как экскурсии, целевые прогулки, развивающие игры приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление будет способствовать формированию на первых этапах обучения в школе логического мышления. Предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, которые направлены на их развитие является основным преимуществом внеурочной деятельности.

Эффективнее организовать внеурочную деятельность в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены обед, прогулки, а затем внеурочная деятельность.

Обучающимся, которые посещают группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать подвижные и спортивные игры, прогулки, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (игры, занятия внеурочной деятельности, посещение зрелищных мероприятий, проведение и подготовка викторин, концертов самодеятельности) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10) [18].

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как соревнования и физкультурные праздники, кружки, факультативы (оздоровительных, народных, подвижных игр), разные виды спортивно-оздоровительной деятельности, детские спортивные секции.

Общекультурное, духовно-нравственное направление реализуется через кружки прикладного искусства, художественного творчества: вышивка «гладью», «крестом», мягкая игрушка, лоскутная пластика, коллаж, объемная и плоскостная флористика, роспись по дереву, камням, бумажная пластика, витраж, холодный батик, работа с соломкой, кожей; кружки технического творчества (конструирование — лего), домашних ремесел, посещение музеев, художественных выставок, кино, спектаклей в театре, школе, классе, фестивалей искусств, художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Также для младших школьников интересны такие формы организации занятий внеурочной деятельности, как игры – миниатюры, специально отобранные специалистом компьютерные игры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, просмотр и чтение красочных познавательных программ, прослушивание музыкальных произведений, игра на инструменте.

Через такие формы, как предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», познавательные беседы, «Детская риторика», кружки «Занимательная топонимика», «Путешествие в прошлое», дидактический театр, общественный смотр знаний, олимпиады, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», внешкольные акции познавательной направленности (интеллектуальные марафоны, конференции учащихся), детские исследовательские проекты, школьный музей-клуб реализуется общеинтеллектуальное направление.

В рамках социального направления в основу организации внеурочной деятельности может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа по озеленению школы, класса, работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории», профориентационные беседы, организация дежурства в классе, встречи с представителями разных профессий, выставки детского творчества и поделок, субботники, трудовые десанты, социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, которые организованы взрослыми), социально-образовательные проект, коллективное творческое дело, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Фабрика», «Город мастеров», «Почта»).

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы, как поисково-исследовательская работа в архивах (школьных, семейных) и музейных фондах, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, творческие конкурсы (фотографии, рисунка, песни), военно – спортивные праздники («Юный спасатель», «Зарница»), тематические сборы, волонтёрская деятельность, шефство.

Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от вида деятельности и возраста. В первом классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет — тридцать пять минут, если занятия спаренные – семьдесят минут плюс перерыв длительностью не менее десяти минут для проветривания помещений и отдыха детей. Продолжительность таких видов деятельности как музыкальные занятия, чтение, лепка, рисование, тихие игры, рукоделие должны составлять не более пятидесяти минут в день для обучающихся первых-вторых классов. Рекомендуется на музыкальных занятиях шире использовать элементы хореографии и ритмики. Просмотры кинофильмов и телепередач не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до одного часа для обучающихся первых-третьих классов. [2].

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать опыт и ресурсы организации образовательного процесса, которые сложились в системе дополнительного образования, по развитию мотивации личности к творчеству и познанию младших школьников.

При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности (материально-технических, кадровых.), образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, которые формируются учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций спорта и культуры.

Рассмотрим исследования авторов, в программах которых раскрываются аспекты формирования гражданской идентичности младших школьников в рамках внеучебной деятельности.

В различных регионах Российской Федерации ведется работа по внедрению и разработке подобных программ. Наибольшее распространение получили программы краеведческого характера. Это является вполне закономерным, поскольку для детей любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, к своему дому. Многим детям еще недостаточно доступны понятия, которые связаны с «большой Родиной». Изучение же родного края более наглядно, близко к возрастным и познавательным возможностям ребенка младшего школьного возраста [9].

Изучение родного края способствует формированию социально-экономических, исторических знаний о своей «малой Родине», пробуждает патриотические чувства к родному краю. Доступными и интересными для младших школьников являются программы по природному краеведению. В Явлаштауской школе Сабинского района была апробирована программа по экологическим проблемам родного края. В ней акцент был сделан не только на краеведческом содержании, но и на современных педагогических технологиях, которые позволяют учащимся включаться в активную деятельность. Дети выполняли индивидуальные и групповые проекты (например, «Полезный мусор», «Как очистить нашу речку?», «Елочка»), которые способствуют развитию поведенческой, экологической культуры младших школьников.

При создании программ, которые направлены на становление у младших школьников гражданской идентичности, важно выбирать такие методы работы, которые делают сложные понятия эмоционально привлекательными и доступными. Наиболее адекватными методами для начальной ступени общего образования выступают игровая драматизация, игра, социально-психологические тренинги, использование творческих художественных продуктивных видов деятельности. Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается смысловой, мотивационно-ценностный компонент гражданской идентичности, что вполне адекватно психологическим возрастным особенностям младших школьников и сущностным закономерностям развития самой личности.

В одной из гимназий города Казани была апробирована программа, которая основана на игровой драматизации. Она включала в себя следующие тематические блоки: «Я, моя семья и школа», «Моя малая Родина, мой город», «Родная страна», «Культура страны». Занятия были организованы как игры-драматизации (театрализованные игры по сюжету сказок или литературных произведений), сюжетные ролевые игры, которые иногда носили импровизированный характер. Ученики получали возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни, проигрывая определённые ситуации. Таким образом, игровые формы деятельности обеспечивают вхождение ребенка в социальный мир – мир межличностных и социальных человеческих отношений – и его освоение [37].

В Нижегородском регионе апробирована и разработана программа литературного краеведения «Мы – нижегородцы!» (автор В.Ф. Одегова) [24].

Программа состоит из двух частей. В первой части представлена программа кружка для первого класса «Народные увлечения для развлечения», во второй части – программа литературного краеведения «Нижегородская сторона» для 2-4 классов. Реализация программы предполагает использование учебных пособий, которые содержат произведения нижегородских авторов (очерки, рассказы, стихи), а также произведения устного народного творчества народов Нижегородчины (считалки, пословицы, сказки, загадки, легенды, былины).

В подобранных текстах раскрывается героическое прошлое Нижегородского края, его красота, история и мудрость человеческих отношений. Дети узнают о достопримечательностях Нижнего Новгорода, о художественных промыслах, о знаменитых земляках и народных традициях. Учащиеся получают различную информацию краеведческого характера, пересказывают и читают тексты, участвуют в викторинах, литературно-музыкальных композициях, создают «диафильмы» по сказкам и стихотворениям, осуществляют поиск сведений о выдающихся нижегородцах, выполняют занимательные задания с краеведческим содержанием (разгадывают кроссворды и ребусы), выполняют творческие работы (поделки, рисунки).

Формирование гражданской идентичности целесообразно осуществлять в едином комплексе с нравственным становлением младших школьников. Такой подход реализован в программе внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (авторы Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина) [7], в основе которой лежит курс гражданского образования в начальных классах. Курс прошел широкую апробацию в школах Нижегородского региона. Целью программы «Дорогою открытий и добра» является создание условий для духовно-нравственного развития, становления гражданской идентичности младшего школьника, для социализации растущей личности. на основе условно-концентрического принципа строится программа. В течение 4 лет изучаются четыре тематических блока (основных раздела), которые в зависимости от года обучения имеют разное содержательное наполнение:

1. Родина (Россия, малая родина).

Отечество.

2. Познание мира.

3. Культура моей страны и других стран, культура разных народов.

4. Самопознание, человек и семья.

Первый тематический блок дает детям представление о своей малой родине и России. Дети знакомятся с культурой и природой родной страны, символикой и государственным устройством РФ, народными традициями. Второй тематический блок посвящен различным источникам познания мира, в том числе связанным с наукой и культурой: путешествия, книги, посещение театров, музеев. Особое внимание при этом уделяется знакомству с правилами культурного поведения в общественных местах (в театре, библиотеке), формированию культуры общения. Третий тематический блок предполагает знакомство с культурой разных народов, с другими странами, их обычаями и традициями. Через доступные младшим школьникам средства (загадки, сказки, пословицы, песни) происходит осмысление нравственных качеств, общечеловеческих ценностей, традиций добрососедства. Знакомство с другими странами позволяет младшим школьникам лучше узнать свою страну, так как предусмотрено выявление специфических особенностей и взаимосвязей в культурных феноменах, социальных явлениях, традициях. Это создает у детей определенную картину мира во всем ее природном, социальном и культурном разнообразии. Четвертый блок посвящен ближайшему окружению ребенка – его семье, друзьям, школе, родным. Дети учатся понимать важность семейных традиций, осмысливают семейные ценности, включаются в процесс самопознания, пытаясь понять особенности своих чувств, интересов, характера. Для младшего школьника понятие «дом» является изначальным в принятии и осознании понятия «родина». С любви к своему родному дому, привязанности к близким людям, интереса к месту, где ты живешь и родился, с уважения к культуре своего народа начинается любовь к своему Отечеству [7].

Результаты исследования проблем гражданского образования младших школьников и опыт реализации программ гражданско-патриотической направленности обобщен в статье «Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников» Н.Н.Деменевой [9].

Поиск наиболее эффективных путей формирования основ гражданской идентичности выявил и различные проблемы, которые требуют дальнейшего исследования. Необходимо разработать систему диагностики различных компонентов гражданской идентичности у младших школьников и провести комплексное обследование учащихся. Особенно значимой является дальнейшая разработка программ внеурочной деятельности, в которых были бы четко определены средства формирования деятельностного, ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного компонентов гражданской идентичности с учетом возрастных особенностей младших школьников. Эти программы важно согласовать с программой духовно-нравственного развития и воспитания конкретной образовательной организации. Необходимы и локальные эксперименты, которые позволили бы определить эффективность отдельных методов и форм гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов, их влияние на поведение, чувства и гражданское сознание детей. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности, которую нужно начинать решать на ступени начального образования, используя для этого как возможности учебных предметов, так и специальных программ внеурочной деятельности.

Выводы по 2 главе

1.Огромный потенциал образовательного и воспитательного значения заключается в проводимой в школе внеклассной работе. Она осуществляется параллельно с классной и учебной работой. Внеклассная деятельность направлена на углубление и расширение знаний учащихся, побуждает в них интерес к самосовершенствованию, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей школьников.

2. Приоритет в формировании гражданской идентичности отдается внеурочной форме работы из-за возрастных и психологических особенностей младших школьников. Педагогами проводятся и разрабатываются тематические классные часы, игровые мероприятия, викторины и другие формы организации внеурочной деятельности, которые затрагивают основные исторические события, знания основных обязанностей и прав гражданина, знания истории и ценностей семьи, профессии родителей. Особую роль при проведении этих мероприятий отводят игровой деятельности, мотивирующей последующую работу, проводятся КВН по параллелям, викторины и конкурсы газет.

3.Внеурочная деятельность содержит возможности формирования гражданской идентичности у обучающихся, так как она имеет широкое содержание, неограниченные временные рамки и вариативность форм и методов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-vneurochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov/

1.Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — 2014. — [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — С. 42-45.

2.Агафонова, Е.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе – [Электронный ресурс] – Режим доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ (дата обращения 20.02.2016).

3.Бабанский, Ю. К. Педагогика : курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 213 с.

4.Вилкова, И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. — № 6. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения 17.02.2016).

5.Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.

6. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» — Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращений 20.02.2016).

7.Деменева, Н.Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». 1-4 классы/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина//Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – с. 6-40.

8.Деменева, Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина// Начальная школа. – 2004. — № 2. – с.34-38.

9.Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета – 2014. – №4. – С.6.

10.Диева, А.В. К вопросу формирования гражданской идентичности у младших школьников // Череповецкие научные чтения. — 2012 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.П. Павлова. Череповец: ЧГУ,, 2013. С. 53-54.

11.Ефименко,В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. – 2013.– № 11. – C. 35-42.

12.Желтов, В.В., Желтов, М.В. Политическая социология: Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – 622 с.

13.Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.

14.Ильинская, И.В., Лашкова Г.Н. Воспитание гражданской идентичности у младших школьников на основе краеведческого материала // Череповецкие научные чтения – 2012. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.П. Павлова. Череповец: ЧГУ. — 2013. — С. 71-74.

15.Караханова, Г.А., Панахова, А.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — 2013. — [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — С. 22-25.

16.Караханова, Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — 2015. — [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — С. 151-154.

17.Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 90 с.

18.Краткий курс лекций по дисциплине«Теория и методика воспитания младших школьников» — [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 25.02.2016).

19.Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. – 87 с.

20.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2001. – 350 с.

21.Литвин, Т.В. Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 03.03.2016).

22.Логинова, А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2010.

23.Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. – Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 167 с.

24.Одегова, В.Ф. Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!»//Организация внеурочной деятельности младших школьников. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 – с. 49 – 77.

25.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. начальная школа. – М.: Просвещение, 2010 – 204 с.

26.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. – 2001. — № 6. –С.11.

27.Рубинштейн, C.J1. Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн,- СПб.: Питер Ком, 1999.- 720 с.

28.Cамиева, Б., Сбитнева А.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 4. – С.37-40.

29.Самсонова, Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — 2013. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. — С. 171-173.

30.Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России: Историко-педагогические аспекты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: спец. 13.00.01 / И.В. Суколенов — М.: 2001.- 45 с.

31.Тивикова, С.К. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы. / С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. — Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 84 с.

32.Тивикова, С.К. Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы. Часть 1/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. — Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 72 с.

33.Филонов, Г.Н. Феномен гражданственности в структуре развития личности/ Г.Н. Филонов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 45 – 51.

34.Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников: монография/ под ред. Н.Н. Деменевой, С.К. Тивиковой. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014 – 230 с.

35.Хаблиева, С. Р. Формирование у учителей общеобразовательных школ навыков использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.).

Пермь: Меркурий, 2014. С. 161-163.

36.Хаирова, И.В.Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе обучения русскому языку/ И.В. Хаирова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012.–№ 4.

37.Хайрутдинова. Р.Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований ФГОС/ Р.Р. Хайрутдинова // Теория и практика общественного развития. — Краснодар: ИД «ХОРС», 2012. – № 12. – С.190-194.

38.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарики, 2002. – 520 c.

39.Шикова, Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2009. — № 1. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения 15.12.2016).

40.Яшина, Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: специальность 13.00.01 / Н.Ю.Яшина. — Нижний Новгород, 2002. — 22 с.

41.Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование»/ Н.Ю. Яшина //Начальная школа. – 2004. — № 2. – с.39-42.

42.Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.

43.Образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

44.Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы [Текст]. Государственная программа, Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

45.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31 с.

ЪђЗаголовок 115