«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Анализ понятия « познавательный интерес»

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. [

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е. Соколова пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах… Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [Т.Е. Соколова с.265]. В внеурочной деятельности действует множество интересов. «Весь вопрос в том, —насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить. Правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [17, с.274].

К.Д. Ушинский писал: познавательный интерес-это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания внеурочной деятельности и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков. По мнению Г.И. Щукиной, интерес побуждает школьника заниматься с увлечением не только на уроке, но и в ходе внеурочной деятельности. Под влиянием глубокого интереса школьник самостоятельно отыскивает книги по интересующей его теме, постоянно формирует вопросы, адресованные себе и другим, от решения которых зависит более глубокий подход к её изучению. К сожалению, учитель не всегда ставит перед собой задачу: сформировать познавательный интерес ученика как мотив учения. [20, с.196].

5 стр., 2447 слов

«Воспитательные результаты и эффекты урочной и внеурочной ...

... отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное ...

П.Я. Гальперина познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Мы всегда помним, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. П.Я. Гальперина [6, с.266].

Познавательный интерес для младшего школьника является важным новообразованием. Ценность его состоит в том, что он активизирует все психические процессы, выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. Познавательный интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный тонус…» [3, с.67].

Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

Познавательный интерес — важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет, личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. [4, с.54].

Огромную роль познавательному интересу придавал П.Я. Гальперин: «Непосредственный интерес -вот великий двигатель единственный, который ведет верно и далеко». К.Д. Ушинский убедительно показал, что познавательный интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности [6, с.102 ].

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях ... словами соединить материальные интересы работника со стратегическими целями организации [2]. Это определяет и цели компенсации: Привлечение персонала в организацию (система компенсаций должна ...

Таким образом, познавательный интерес играет огромную роль в жизни ученика. Познавательный интерес несет в себе построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно побуждает их на интерес. Так мы переходим к проблеме формирования познавательного интереса у личности младших школьников">младших школьников.

1.2 ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. [1]

Л.Н. Вахрушева утверждает: «Что проблема познавательного интереса- одна из наиболее трудных в педагогике. Проблема познавательного интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.» [4, с.55].

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Проблему формирование познавательного интереса исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся. [2]

4 стр., 1866 слов

Классификация методов обучения

... организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения. 1 Классификация методов обучения В современной педагогической ...

Сегодня педагогические исследования оперируют психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности. Особенности современного движения педагогической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих детей, не добиваясь развития их познавательных интересов. [8, с.63].

Таким образом, глубокие социально — экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы формирования познавательного интереса младших школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике не нова. Многие учителя начальной школы знакомы с дидактикой – методической системой развивающего обучения Л.В. Занкова, направленной на развитие у детей познавательных интересов, процессов анализа, синтеза и обобщения, на формирование систематических знаний. Однако универсального инструмента, способствующего решению этой проблемы в начальном обучении, до сих пор не существует. [1].

Я.А. Каменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, а Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая сделать учебу, насколько это возможно, интересной, К.Д. Ушинский советовал не превращать учение в забаву. Интересное учение, по его мнению, не исключает работу с усилием, а способствует ей. Г.И. Щукина характеризует учебную деятельность как кульминацию развития интереса, являющегося важнейшим побуждением любой деятельности, в том числе учебной. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

24 стр., 11973 слов

Индивидуальный подход в обучении изобразительной деятельности ...

... В работах нашли отражение проблемы определения качества результатов детского изобразительного творчества, критериев оценки детского рисунка, формирования самооценки, развития декоративности в изобразительной деятельности дошкольников, выявления эффективности обучения изобразительной деятельности. В процессе творческой изобразительной деятельности развивается ...

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. [5].

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Мы всегда помним, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. [7, с.52].

Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования познавательного интереса, в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности. Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В связи с этим, прежде всего, необходимо изменить концептуальный подход к самой учебной деятельности. Это означает, что из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) учащийся превращается в субъект обучения, который сам осознает, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. [1]

Таким образом, учитель не только источник знаний, он создает среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. В.А. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «испод вольного» овладения знаниями, а учеба — самый серьезный и кропотливый труд ребенка, и должна быть радостным трудом. Мы глубоко убеждены в том, что сам процесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации. «В тонкой сфере воспитания дол​жна постоянно присутствовать познавательная деятельность — без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». [ 14, с.270].

21 стр., 10075 слов

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной ...

... о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР. Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности Задачи: ... деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии ...

Итак, рассмотрев понятия познавательный

В следующей главе мы рассмотрим, подбор диагностик для в

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ

2.1 Подбор диагностик для выявления уровня сформированности познавательного интереса в начальной школе

«Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).

Цель — выявить уровень познавательного интереса младших школьников, через внеурочную деятельность. Методика модифицирована нами применительно к содержанию воспитательной работы. Мы предположили, что наличие познавательного интереса у ученика обнаруживается при явно выраженной корреляции между выбором конверта, предметное содержание которого ещё для него не определено точно и особым интересом к чтению книг на избранную тематику. Степень же развития исследуемого интереса зависит от характера выполнения предложенных в конвертах заданий. Раздел 1 носит репродуктивный характер. Задания, отнесенные к разделу 2, были рассчитаны на эффективное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации. Задания раздела 3 носили творческий характер, требовали от испытуемого активного поиска, догадки, проблемного подхода, а также наличия волевого компонента в познавательной активности личности.

Перед испытуемым выкладывались 7 конвертов:

конверта Название конверта Направление во внеучебной деятельности

1. Праздник сказки (Г.К. Андерсен «Дюймовочка») Познавательные воспитательные дела

2. Праздник леса Экологические воспитательные дела

3. Праздник Рукодельницы Нравственно-трудовая проблематика

4. Праздник Здоровья Аспект здорового образа жизни, интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям

5. Праздник Музыки «Где живут нотки» Эстетические воспитательные дела

6. Праздник Дружбы и Счастья Этические воспитательные дела

7. Конверт с надписью «Пустой» Отсутствие интереса к какой-либо деятельности

Ученику предлагалось выбрать любой конверт и отвечать на те вопросы, на какие он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать в том случае, когда ответы на вопросы, с точки зрения ученика, были исчерпаны. Разрешается самостоятельно работать над поиском ответов по дополнительной литературе и представить их потом. Экспериментальные задания выполнялись с каждым учеником классного коллектива отдельно. Метод сочетался с наблюдением и интервью, уточняющими ответы школьника. Примеры содержаний заданий для эксперимента с учащимися третьего класса.

9 стр., 4024 слов

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников

... основе этого формируется деятельность индивидуума; 5) является ведущей деятельностью младших школьников и имеет определенное содержание. Учебно-познавательная деятельность учащихся начальных классов должна отвечать целям развивающего и воспитывающего обучения и выполнять следующие функции: привитие младшим школьникам ...

Праздник Дюймовочки

Раздел 1

Почему ты выбрал этот конверт?

Какие сказки ты прочитал во 2 и 3 классе?

Кого из сказочных героев ты хотел бы пригласить к нам в класс?

Раздел 2

Расскажи, какие события происходят в сказке «Дюймовочка».

Назови, кто из героев этой сказки тебе нравится? Почему?

Кто кому помог в этой сказке? Раздел 3 (можно выполнить дома)

Раздел 3

Сколько сантиметров составляет рост у Дюймовочки?

Что ела и пила Дюймовочка?

Расскажи начало сказки.

Продолжи предложение «Ночью она спала в колыбели, а…».

Праздник Рукодельницы

Раздел 1

Почему ты выбрал этот конверт?

В каких сказках есть трудолюбивые герои?

Чем ты любишь заниматься?

Раздел 2

Расскажи сказку «Рукодельница и ленивица».

Приведи пословицу о труде.

Кто из героев этой сказки тебе больше нравится?

Раздел 3

Почему Рукодельница спустилась в колодец?

Где ночует солнышко?

Почему пальто, шапка и варежки в мороз греют?

Хочешь ли ответы поискать в книжках и принести их завтра?

Праздник Музыки

Раздел 1

45 стр., 22306 слов

Психодиагностика и методика развития познавательных процессов младшего школьника

... особенности психодиагностики и разработать коррекционную программу развития познавательных процессов младших школьников. 4. 5. Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности школьного психолога в работе с учащимися младших классов. ...

Почему ты выбрал этот конверт?

Какую музыку ты любишь?

Кто сочиняет музыку?

Раздел 2

Знаешь ли книги о музыке и музыкантах?

Какую ноту кладут в суп?

Назови музыкальные инструменты.

Раздел 3

На чем играл каждый из бременских музыкантов?

В какой сказке красиво поют птицы?

Кто хотел стать музыкантом, но не хотел учиться?

Диагностическими показателями познавательного интереса:

  1. характер выбора конверта (случайный или вполне направленный);

  2. содержание выбранных познавательных заданий (чему он оказывает предпочтение: решению познавательных задач или же заданиям репродуктивного характера);

  3. характер выполнения задания (элементарные действия или оригинальный подход);

  4. эмоциональное выражение деятельности школьника (увлеченно, безразлично);

  1. корреляция между содержанием выбранного конверта и стремлением к самостоятельному расширению познавательного кругозора в избранной области;

  2. наличие волевого начала, укрепляющего познавательный интерес в устойчивое образование личности (желание работать по дополнительной литературе).

    [9].

Методика «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тождественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону. Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с перечнем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние других детей.

I. Напиши фамилию, имя.

24 стр., 11959 слов

По психологии «Развитие познавательных процессов детей младшего ...

... эксперимента Цель - выявление уровня развития познавательных процессов у младших школьников 8-9 лет в контрольной и ... уровня развития памяти у учащихся вторых классов контрольной и экспериментальной групп Опосредствованная и непосредственная ... диагностики опосредованного запоминания ("Пиктограмма")". В качестве критериев оценки, по данной методике, являются сдедующие: Первым критерием является — ...

II. Прочитай все пункты от 1 до 12.

III. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2. Выводить правила на уроках математики.

3. Выполнять упражнения по русскому языку.

4. Узнавать, откуда произошли числа.

5. Самому составлять упражнения по русскому языку.

6. Решать задачи по математике.

7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.

8. Самому составлять задачи.

9. Узнавать правила написания слов.

10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

11. Узнавать о математических действиях.

12. Выводить правила на уроках русского языка.

Обработка данных. На основе выбора любимых занятий определяется характер интереса к содержательной и процессуальной стороне учения:

пункты 1 и 10 — свидетельство интереса учащегося к занимательности;

пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребенка фактов;

пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;

пункты 3 и 6 — подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;

пункты 2 и 12 соответствуют поисково-исполнительскому уровню;

пункты 5 и 8 отражают творческий уровень. [11].

Методика «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан)

Цель. Выявление напряженности познавательной потребности. Материал. «Письмо», в котором несколько слов зашифровано. Внизу листа прилагается шифр. Ход проведения. За 5 минут до окончания занятия экспериментатор говорит, что пришло письмо. От кого оно — неизвестно. Несколько слов в письме зашифровано. Внизу на листочке приложен шифр. Каждому ребенку дается листочек с письмом. Под руководством экспериментатора расшифровывается первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. Через 10 минут экспериментатор предлагает желающим расшифровать оставшиеся слова и узнать, от кого пришло письмо. Нежелающие могут сдать листочки. Обработка данных. Оценивается познавательный интерес на основе следующих показателей: интерес к предложенной деятельности, возврат к расшифровке письма.

Итак, мы рассмотрели методики формирования познавательного интереса младших школьников. Выяснили, что для развития познавательного интереса более результативным будет являться познавательная направление внеклассной деятельности. Также мы рассмотрели несколько, по нашему мнению, интересных и эффективных методов, таких как, «Методика с конвертами» , «Перечень любимых занятий», «Таинственное письмо». Теперь, имея представление о методиках формирования познавательного интереса, и формах проведения, мы можем перейти к рассмотрению и анализу опыта педагогов-практиков. [5].

2.2 Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме исследования

Мы познакомились с работой Артыкова Дильбар Саидалиевны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара ». Тема опыта: «Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников». Она считает, что в процессе применения информационно-коммуникационных технологий происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

  • развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого видов мышления
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

А.Д. Саидалиевна выделяет, качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.

В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

А.Д. Саидалиевна отмечает, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

1.обеспечить положительную мотивацию обучения;

2.проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

3.обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

4. усовершенствовать контроль знаний;

5.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

6.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

7.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Также в нашей работе мы изучили опыт работы

По мнению Г.И. Чередниченко, в условиях использования информационных технологий меняются требования к профессиональной компетенции учителя. Для меня, как учителя, работающего в школе, определяющей своей целью повышение уровня подготовленности учащихся по предмету, повышение познавательной активности учащихся, важно определить для себя определенные профессиональные характеристики. Это, прежде всего, знание сущности компьютерных технологий, умение планировать результаты обучения, владение методами, формами, средствами, которые используются в новых технологиях. Чередниченко считает, что в процессе работы над проблемой формирование познавательного интереса посредством обучения в информационной среде. Следует отметить, что познавательный интерес является особо важным компонентом учебной деятельности. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес — не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что необходимо задуматься над проблемой использования информационных технологий в современной школе, так как это реальная потребность времени, которая необходима всем тем, кто заинтересован в формировании универсальных и ключевых компетенций у учеников. Исходя из положительного опыта работы, можно сделать вывод, что педагогическую технологию обучение в информационной среде для формирования познавательного интереса могут использовать учителя всех предметов, применительно к учащимся любого возраста.

Таким образом, Изучив, позитивный педагогический опыт педагогов по исследуемой проблеме мы можем сделать вывод о том, что развить познавательные интерес во внеурочной деятельности можно, благодаря целенаправленной работе, которая является сложным и длительным процессом, требующим постоянного внимания.

Таким образом, рассмотрев диагностики для выявления познавательного интереса у младших школьников и опыта педагогов — практиков по данной проблеме мы пришли к выводу о том, что педагогу необходимо систематически развивать познавательные интерес во внеурочной деятельности, потому что именно возраст младшего школьника является оптимальным периодов всего интеллектуального развития. В ходе работы нами были собраны такие материалы, и диагностика познавательного интереса у младших школьников. Данный материал может быть применен на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросом формирования познавательного интереса занимались многие ученые. Данная тема на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Поэтому мы посвятили свою работу изучению и выявлению познавательного интереса у младших школьников. Темой нашего исследования является: «Использование информационных коммуникативных технологий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса младших школьников». Целью нашего исследования являлось: выявить условия формирования познавательного интереса в младшем школьном возраста с применением ИКТ. В нашем исследовании для достижения поставленной цели были поставлены и решены несколько задач.

Решая первую задачу

Решая третью задачу нашего исследования мы изучили передовой опыт педагогов-практиков по исследуемой проблеме. На контрекных примерах, представленных учителями, мы смоги увидеть, как педагоги применяют ИКТ во внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса у младших школьников. Таким образом, сделали вывод о том, что формирования познавательного интереса успешно реализуется и помогает учащимся достичь своих результатов.

Подводя итог работы, мы можем считать, что задачи исследования решены, а цель достигнута.

Гипотеза, выдвинута в начале: формирование познавательного интереса младшего школьника с использованием ИКТ будет проходить более успешно, если:

1. Учитель будет ознакомлен с особенности познавательного интереса

2. Учитель будет владеть ИКТ

3. Учитель овладеет диагностиками для выявления познавательного интереса

Таким образом ИКТ является

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ikt-vo-vneklassnoy-rabote-v-nachalnoy-shkole/

  1. Афанасенко, Л.Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников [Электрон. ресурс]:Режим доступа: 05.10.2015

  2. Библиофонд электронная библиотека студента, тема: развитие познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа: 30.09.2015.

  3. Битянова, М.Р. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.

  4. Вахрушева, Л.Н. журнал начальная школа [Текст]/ Негру, Л.Н. развитие познавательного интереса к природе у второклассников. 7, 2015

  5. Вяткин, С.В Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа: 23.10.2015

  6. Гальперина, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. — М.: МГУ, 1972. — С.260-273.

  7. Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. — 142 с.

  8. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд.., — М .: Издательский центр « Академия», 2012 – 228с.

  9. Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников [Электрон. ресурс]: Режим доступа: 11.10.2015

  10. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ирина Гелиевна Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 192с.

  11. Клепенин, С.В. Рефератик.Ру Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html 11.10.2015

  12. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. — М.: Знание, 1979.-47 с.

  13. Нечаев, М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно- методическое пособие. – М.: УЦ « Перспектива», 2012. -104 с.

  14. Полат, Е.С Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ Е.С Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.]; под ред. Е.С Полат. – М.: Издательский центр « Академия», 2006. – 400с.

  15. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2008. – 368с.

  16. Селеванов, Г.И Развития познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа: 11.10.2015

  17. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий [Текст] /Т.Е. Соколова // Начальная школа.- № 3.-2004.- с. 292.

  18. Степанова, С.В. Ежемесячный научно- методический журнал начальная школа [Текст]/ А.С. Мазниченко // Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения слов. 7,2011.

  19. Степанова, С.В. Ежемесячный научно- методический журнал начальная школа [Текст]/ И.Ю. Кравчева// Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности Стр. 85- 1 ,2014

  20. Ушинский, К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/К.Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.

  21. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М. : Просвещение, 2012 . – 56с.