«Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях ДОУ»

Содержание скрыть

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из задач является задача обеспечения безопасного здорового образа жизни.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Л.П.Анастасовой[2].

Проблема находит отражение и в трудах методистов Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б, Князевой Н.А разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» методики, средства, формирования навыков безопасного поведения у детей в ДОУ. Существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Одни исследователи делают акцент на предупреждении бытового детского травматизма, предлагают проводить с детьми беседы, игры, другие дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр, театрализованные представления. Разрабатываются программы, по которым с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым [11].

Коллективы дошкольных образовательных учреждений работают по реализации задач в области безопасности жизнедеятельности. Идет поиск форм, методов, обобщается опыт педагогов и дошкольных учреждений.

Однако, практика показала, что использование игры в основном привлекает и развлекает детей, но не способствует реализации основной задачи — обучения детей умению наблюдать, видеть, понимать и осознавать реальную опасность.

9 стр., 4321 слов

ИКТ в дошкольном обучении

... и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и ... личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В ходе игровой деятельности дошкольника, ...

противоречие

проблему исследования:

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике дошкольных образовательных учреждений определили тему исследования « Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях ДОУ».

Цель исследования:

Объект: процесс формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Предмет: игра как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Гипотеза: формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с использованием игры будет эффективным, если:

-работа ведётся на диагностической основе, т.е. выявляет исходный уровень сформированности навыков безопасности жизнедеятельности;

-игры будут включаться в разнообразную НОД;

-воспитатель использует личностно-ориентированный и деятельный подходы при организации работы с детьми.

Задачи:

-изучить состояние проблемы формирования навыков безопасного поведения у детей ДОУ в психолого-педагогической литературе;

-определить критерии и показатели уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности;

-выявить и экспериментально проверить влияние игры на процесс формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

-разработать программу по

Методы исследования

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение.

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.

Методы математической обработки результатов.

Этапы работы:

I этап — Констатирующий.

Сроки проведения: февраль 2015 года.

Цель:

II этап — Формирующий эксперимент

Сроки проведения: сентябрь 2015 года – ноябрь 2016 года.

Цель: реализовать программу формирующего эксперимента.

III этап — Контрольный (Констатирующий 2)

Сроки проведения: декабрь 2016 года.

Цель:

13 стр., 6128 слов

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

... о живой природе. Планируя работу по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи: Формировать знания о живой природе; Воспитывать у детей любовь к природе ... Для того, чтобы он собственными глазами увидел всё в своей красе, услышал звуки, обонял его запахи. Е.Н. Водовозова отмечала «Природа даёт ребёнку знания, умения, навыки ...

Практическая значимость работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Состояние проблемы формирования основ безопасности у дошкольников в психолого-педагогической литературе

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)[1].

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются: « Конвенция о правах ребенка». Закон Российской Федерации «Об образовании». «Концепция дошкольного воспитания», Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина, освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.

Авторы программы «Детство »: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. предполагают в разделе «Экологическое воспитание» с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение).

В разделе «Социально-нравственное воспитание» ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения [19].

14 стр., 6975 слов

Проявления застенчивости в поведении детей дошкольного возраста и их коррекция

... поведении детей дошкольного возраста. Предмет исследования: содержание коррекционных - развивающих игр и упражнений, направленных на снижение проявлений застенчивости в поведении у дошкольников. Цель курсовой работы: ... коррекционной работы с застенчивыми детьми дошкольного возраста; показать формы и методы работы с родителями; ... озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие”. ...

Главная цель по формированию у детей безопасного поведения — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе рекомендована к использованию программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Программа разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений: ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; здоровье ребенка; эмоциональное благополучие ребенка; ребенок на улицах города, такое структурирование нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая: игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами; обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи); использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов; экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил убедиться в том, что одним из важнейших решений проблемы безопасности детей дошкольного возраста является интеграция совместных усилий родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам безопасности жизнедеятельности для формирования у детей понятий безопасного поведения, воспитания соответствующих навыков и привычек; формирования представлений об опасных для человека ситуаций и способах поведения в них;приобщение к правилам безопасного для человека и поведения;передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Изучение литературы позволило познакомиться с разнообразными формами

В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуются различные комплексные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Так, например, Программа воспитания и обучения в детском саду авторы:

Программа «Радуга» авторы:

Программа «Мы»

5 стр., 2080 слов

Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

... современным образовательным программам и технологиям. В играх, влияющих на развитие ролевого поведения ребенка, содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, ... поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Игра как ...

Комплексная программа развития ребенка «Истоки», авторами которой являются:

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [5] .

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры) К.Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления[3].

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.

этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.

этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта[14].

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Таким образом, анализ литературы показывает, что большинство исследователей высказывают единую точку зрения о необходимости уже в дошкольном возрасте закладывать основы безопасного поведения, умения анализировать ситуации вокруг, принимать решение в разных жизненных ситуациях: на улице, в быту. Мы выражаем солидарность в данном вопросе и понимаем, что педагогам, родителямнеобходимо, во-первых, создать безопасную среду для ребенка, ведь лучшая защита ребенка это родители, воспитатели; во-вторых, в повседневном кропотливом труде, прививать детям опыт безопасного поведения. В нашей работе мы уделили внимание формированию навыков безопасного поведения в быту, с целью профилактики бытового травматизма.

1.2. Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях дошкольных учреждений

3 стр., 1019 слов

Безопасность ребенка дома

... можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени. Безопасность ребенка дома Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Дети в возрасте до 7 ... представляющие опасность жизнедеятельности ребенка необходимо выключить и по возможности изолировать от ребенка. Игрушки не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок пытаясь достать ...

Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Игра даёт ребёнку, по мнению А.Н. Леонтьева «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, что неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В игре происходит уточнение, обогащение и систематизация знаний и представлений ребенка, они приобретают практикоориентированную направленность, эмоционально проживаются и трансформируются в личные установки, мотивы. Условность игры позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.

«Игра никогда не бывает просто игрой. Играя, люди учатся развивать способность взаимодействовать с неизвестным…[поэтому игра]… является базисом нашей будущей адаптации к непредсказуемому будущему миру. Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. [4]

Исходя из выше сказанного, мы убеждаемся в том, что игра может выступать как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях дошкольных учреждений. Изучение методической литературы позволило познакомиться с разнообразными играми по основам безопасности жизнедеятельности и спецификой их использования в практической работе с детьми.

Дидактические игры, НОД в игровой форме, Игры- упражнения,, Игровые обучающие ситуации, Игры драматизации, Игровые тренинги, Сюжетно-ролевые игры

Таким образом, изучение данного вопроса убеждает нас в правильности выбранного для дальнейшей работы метода. Ведущие педагоги и психологи предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. Таким образом, игра позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.

9 стр., 4369 слов

Безопасность ребенка до 7-ми лет

... безопасность ребенка дома; 3. Рассмотреть понятие безопасности ребенка на улице. В написании курсовой работы использована следующая литература: Гусейнов Н.Д. Педагогика воспитания. – М., 2001; Драгунский Н.К. Безопасность ребенка дома. – М., 1999; Мамонтов Л.А. Безопасность ребенка; ...

1.3. Программа «Безопасный дом» по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей с использованием игр

Для реализации задач формирующего эксперимента была разработана программа «Безопасный дом». Для реализации поставленных задач по формированию основ безопасности детей было взято одно направление –профилактика бытового травматизма. В программе определена актуальность, цель, задачи, содержание, формы работы, подобраны игры.

Актуальность заключается в том, что

В программе выделены задачи:

1. Уточнение и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту.

2. Формирование представлений об источниках опасности в доме (острые предметы, пожароопасные предметы, электроприборы).

3. Формирование навыков безопасного поведения дома у детей через игровую деятельность.

4. Формирование умений оценивать опасную ситуацию и стремиться ее предотвратить.

Содержание

Условиями реализации программы являются следующие аспекты:

1. Научно-методические, заключаются в подборе методической и научно-публицистической, художественной литературы, иллюстраций, изучении методических разработок по использованию игр по безопасности жизнедеятельности.

2. Организационно-педагогические, заключаются в изучении педагогом возрастных особенностей детей; во взаимодействии со специалистами ДОУ для интеграции различных областей деятельности.

3. Материально-технические, заключаются в необходимости использования

представления воспитанниково

— правилах пользования электроприборами и бережном обращении с ними;

— опасных предметах;

— нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

— опасных для жизни ситуаций, грозящих их здоровью и здоровью окружающих;

— умении предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

— соблюдении правил безопасного поведения в различных ситуациях;

— бережном отношении к себе и другим людям;

— необходимости вызова врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»;

— безопасных предметах для игр;

Предполагаемыми результатами освоения программы могут быть сформированные практические навыки воспитанников :

-называть свой адрес, имя, отчество и место работы родителей;

-называть телефоны полиции, скорой помощи, пожарной части;

-соблюдать правила поведения в ситуациях опасных для здоровья;

4 стр., 1759 слов

Безопасность детей дома, в школе и на улице

... большее время должен представлять наибольшую безопасность: Окна в зале, спальни и выход на балкон должны быть наглухо закрыты, за исключением форточек или фрамуг. Все электроприборы представляющие опасность жизнедеятельности ребенка ...

-объяснять правила поведения в быту;

-использовать телефон для вызова служб спасения.

Данная программа представлена нами в приложении2., ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Исследуя опыт дошкольных организаций, можно отметить, что на протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика формирования навыков безопасного поведения ребенка.

Анализ психолого–педагогической литературы убеждает нас в том, что возраст 3-7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования основ безопасности жизнедеятельности. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своей безопасности является наличие у него потребности сохранности своей жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком навыков безопасности жизнедеятельности.

Мы можем выразить уверенность в том, что полученные ребенком знания и представления о себе, безопасности жизнедеятельности позволят ему найти способы сохранения своего здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно вести себя в сложных ситуациях.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Для того чтобы убедиться в правильности выдвинутой гипотезы нами намечены и проведены эксперименты, получены результаты, которые отражены во второй главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОУ

2.1 Актуальный уровень развития навыков безопасности жизнедеятельности у детей

Экспериментальная работа по выявлению у детей средней группы навыков безопасности жизнедеятельности, через игровую деятельность, проходила на базе МБОУ «Яйская ООШ №3», средняя группа «Малышок» п.г.т. Яя — экспериментальная группа (10 детей).

Дети средней группы МДОУ «Чайка» — контрольная группа (10 детей).

На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления:

-знаний и представлений, которые имеются у ребёнка о безопасности жизнедеятельности;

-умений различать опасности дома, на улице, с незнакомыми людьми;

-умения действовать в предложенных ситуациях.

Для реализации задач констатирующего эксперимента были рассмотрены критерии оценки знаний, о навыках безопасного поведения. Выделили когнитивный и деятельностный критерий . Определены показатели и уровни.

К когнитивному критерию были определены показатели:

-имеются ли у детей средней группы знания об основах безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях.

-умеют ли отличить опасные ситуации

К деятельностному критерию были определены показатели:

-умеют ли дети действовать в предложенных ситуациях.

7 стр., 3284 слов

Проблема безопасности детей

... закрываются на ключ, можно оставлять только предметы, безопасные для ребенка; особое внимание следует уделить ящику со столовыми ... домашние химикаты также представляют потенциальную опасность для детей; необходимо знать уровень токсичности тех химикатов, которые вы используете, и ... включая детей. Бытовая электротехника очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ...

-умеют ли действовать в сложной неопределенной ситуации.

-умеют ли видеть свои действия «со стороны».

На основе критериев и показателей были разработаны уровни, подобранны диагностические методики. Использовались следующие методы экспериментально работы: анкетирование, беседа и тестирование.

«Ребёнок один дома»

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 1

«Опасно — не опасно».

высокий уровень

Средний уровень

Получают знания только под контролем взрослых

Низкий уровень, Диаграмма 2

«Можно и нельзя».

высокий уровень

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 3

«Расскажи, что не так».

высокий уровень

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 4

Сравнительный анализ представлен нами в диаграмме 5, где мы можем увидеть следующие результаты.

Диаграмма 5

Можно отметить, то в основном дети находятся на среднем и низком уровне. В заданиях допускали неточности, неверные суждения, ошибочные выводы. Данные наблюдения нацелили нас на проведение формирующего эксперимента. В процессе, которого мы реализовали разработанную нами программу «Безопасный дом».

2.2. Реализация п рограмма «Безопасный дом» по формированию навыков основ безопасности жизнедеятельности

Следующим этапом работы был формирующий эксперимент. Цель — привитие

Детские дошкольные организации

приложении .

В рамках

Основным содержание тематического плана являлись подобранные нами дидактические игры , которые дополнялись наблюдениями, беседами; просмотрами мультфильмов по пожарной безопасности, чтением художественных произведений; подвижными играми; продуктивными видами деятельности рисование, аппликации; просмотром презентацийпо правилам безопасности жизнедеятельности в быту; работой с родителями.

Работу организовали таким образом, чтобы разные виды деятельностибыли посвящены целиком одной теме и способствовали глубокому «погружению» воспитанников в данную проблему.

НОД строились так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем воспитанники приступали к игре. Во время НОД и игровой деятельности до сведения воспитанников доводились разные проблемные ситуации в доме и детском саду, случаи нарушения безопасности жизнедеятельности другими детьми, ребята учились давать оценку таким нарушениям.

Реализация программы началась в сентябре. Воспитанники познакомились с новым понятием «бытовые электрические приборы». Цель была направлена на формирование понятия «опасные бытовые электроприборы». Воспитанники учились рассказывать и сравнивать бытовые приборы , находили выход из сложной ситуации. У детей формировались представления об опасностях, которые могут причинить бытовые приборы. Дети поняли, что нельзя самим пользоваться бытовыми предметами без разрешения взрослых. В ходе наблюдения за тем как взрослый человек режет хлеб ножом, дети видели и понимали опасность, которую может причинить нож.. В качестве закрепления была предложена дидактическая игра «Подбери игрушку Танюше», входе которой с детьми закреплялись представления о предметах быта, которыми можно (нельзя) играть.

Работа с родителями была построена на проведении анкетирования «Безопасное поведение в быту», в ходе анкетирования повысился образовательный уровень родителей по, безопасному поведению в быту.

Следующая тема мероприятий в октябре знакомила воспитанников с понятием «предметы быта». На основе имеющегося опыта в ходе НОД дети обнаруживали опасные ситуации, выявляли, кому и чем она грозит. Обогащали свой опыт по осторожному обращению с потенциально опасными предметами. Дети отгадывали загадки о предметах быта, тем самым закрепляли представления о них. В совместной деятельности с взрослым воспитанники закрепляли знания о предметах быта. На этом этапе была предложена дидактическая игра «Убери на место». Воспитанники закрепили представления о правилах безопасного поведения, у детей сформировались знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивали наблюдательность, внимание. Итог игры показал, что большее количество детей усвоили данную тему. Работа с родителями представляла собой азбуку безопасности для родителей. В данной работе создавались условия для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста, обозначили круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В ноябре была представлена серия мероприятий посвящённых понятиям, предупреждающим детей о безопасности жизни и здоровья, объединенных темой НОД «Как вести себя, чтобы не попасть в беду». В ходе НОД воспитанники закрепили представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту и на улицах. Получили необходимые знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами. Закрепили правила противопожарной безопасности, закрепили умения вырезать ножницами, создавали сюжетные композиции. В ходе беседы «Наша группа» воспитанники учились находить на плане групповой комнаты те места, в которых опасно ходить и играть, в те периоды времени, когда накрывают на стол, несут еду и другие. Учились соблюдать правила безопасного поведения в этих ситуациях. Создавали предупреждающие знаки. В процессе дидактической игры «1,2,3, что может быть опасно – найди» дети закрепляли представления об источниках опасности в доме, развивали сообразительность и внимание. Родителям была представлена папка-передвижка «10 нельзя для ребёнка». Она способствовала расширению представления об опасностях подстерегающих ребёнка в стенах дома.

Декабрь начался с НОД «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна», новым понятием для детей, «электричество, ток». В ходе НОД воспитанники закрепили свои знания об основных правилах безопасного поведения в быту. Учились видеть опасные предметы в повседневной жизни и предупреждать их. Воспитанники получали представления о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности. Обобщались знания детей об электричестве. Расширялись представления детей об опасном и неопасном электричестве, о том, где оно «живёт» и как помогает человеку. Воспитанниками закреплялись представления о назначении бытовых электроприборов (пылесос, стиральная машина, телевизор).

Беседа «Мы играем» научила детей обнаруживать опасные ситуации, которые могут возникнуть в ходе игр. Воспитанники учились определять связь между силой воздействия на предмет и изменением его движения. При чтении художественного произведения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» дети приобщались к художественной литературе, развивали нравственные нормы поведения и взаимоотношения. Дидактическая игра «Можно – нельзя» способствовала формированию представлений о том, что контакты с животными могут быть опасны. Консультация для родителей «Будь бдительным» помогла решить очень важные проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Февраль начался с НОД «Осторожно огонь!», новым понятием для изучения стало «средства пожаротушения». Воспитанники расширили представления о правилах пожарной безопасности и о средствах пожаротушения. Узнали поближе о роли огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную стороны. Воспитанникам очень понравилось наблюдение за пожарной машиной и пожарными. В ходе наблюдения закрепили правила поведения при возникновении пожарной ситуации. Дети познакомились с историей создания пожарной службы, номерами телефонов пожарной службы. Дидактическая игра «Мы спасатели» способствовала закреплению представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях. Подвижная игра «Пожарная тревога» способствовала развитию быстроты реакции ребёнка. Опрос проведённый среди родителей «Правила поведения при пожаре» показал, что большинство родителей знают как вести себя при пожаре и проводят с детьми профилактические беседы.

«Электричество и электроприборы», так звучит тема мартовских мероприятий. В ходе НОД дети закрепили понятие «электричество», «Электрический ток». Познакомились с причиной появления «статического электричества». Расширили представления о том где «живёт» электричество и как оно помогает человеку. Познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами в быту. В ходе наблюдения « Как пользоваться электроприборами», дети узнали больше об электроприборах и об их назначении для людей, о правилах пользования ими. Познакомились с возможной опасностью, которой таит в себе электрический ток, познакомились с правилами использования электроприборов. Аппликация «Телевизор» способствовала продолжению обучения пользование ножницами. Интересной детям показалась дидактическая игра «Светит – греет» в ходе, которой дети закрепили представления о бытовых предметах и их назначении. Так же состоялись беседы с родителями по правилам безопасного поведения в быту.

В апреле мероприятия были направлены на знакомство с важными профессиями. В процессе НОД дети расширяли и конкретизировали представления о профессиях людей: пожарник, медсестра, полицейский. О роли каждой профессии в спасении людей. В словесной игре «Вызов службы спасения» дети упражнялись правильно объяснить происшествие, которое случилось с героями разных сюжетов художественных произведений.

В конкурсе рисунков воспитанники совместно с родителями раскрыли свои таланты и показали свои знания очень важных профессий служб спасения 01, 02, 03.

Девиз мероприятий следующего месяца звучал так: «Моя безопасность — в моих руках». В ходе НОД детизакрепляли знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома, в быту; учились пользоваться номерами служб спасения 01,02,03; обучались основам личной безопасности.

С воспитанниками проводилась беседа

Таким образом, реализация

Нам было интересно узнать, каковы результаты после проведенной работы, поэтому была поставлена задача проведения контрольного этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группе.

2.3. Результативность работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности при реализации программы «Безопасный дом»

Экспериментальная работа по выявлению у детей старшей группы навыков безопасности жизнедеятельности, через игровую деятельность, проходила на базе МБОУ «Яйская ООШ №3», дошкольная группа «Малышок» п.г.т. Яя — экспериментальная группа (10 человек).

Дети старшей группы МДОУ «Чайка» — контрольная группа (10 человек).

На этом этапе был проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности проведённой работы с использованием методики констатирующего эксперимента.

«Ребёнок один дома»

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 6 Диаграмма 7

Результаты констатирующего Результаты контрольного

эксперимента эксперимента

«Опасно — не опасно».

высокий уровень

Средний уровень

Получают знания только под контролем взрослых

Низкий уровень, Диаграмма 8 Диаграмма 9

Результаты констатирующего Результаты контрольного эксперимента эксперимента

«Можно и нельзя».

высокий уровень

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 10 Диаграмма 11, Результаты констатирующего Результаты контрольного эксперимента эксперимента

«Расскажи, что не так».

Средний уровень, Низкий уровень, Диаграмма 12 Диаграмма13, Результаты констатирующего Результаты контрольного эксперимента эксперимента

На следующей диаграмме 14 нами приведены сравнительные данные экспериментальной группы, по итогам констатирующего и контрольного эксперимента анализ показал следующие результаты

Диаграмма 14

Полученные данные свидетельствуют о результативности проведённой работы так как отмечается положительная динамика.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Проведение экспериментальной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей в быту с использованием игры, прошла успешно. Дружный состав единомышленников: воспитатели, заведующая. Включились в реализацию программы «Безопасный дом», проходило на базе МБОУ «Яйская ООШ № 3»дошкольная группа «Малышок». Предложенная программа «Безопасный дом», наполненная не только интересным материалом, но и заданиями практической направленности, играми, игровыми ситуациями, могла быть реализована только при командном подходе.

После проведенной работы дети уверенно себя ведут в предложенных ситуациях связанных с

Мы считаем, что программа «Безопасный дом» помогла формированию навыков безопасности жизнедеятельности в быту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить, что цель нашей работы достигнута.

Поставленные задачи решены: изучено состояние проблемы формирования навыков безопасного поведения у детей ДОУ в психолого-педагогической литературе. Определены критерии и показатели уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности, детей дошкольного возраста. Разработана и реализована программа «Безопасный дом» по формированию навыков безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в быту с использованием игр.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-obj-dlya-doshkolnikov/

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: С-Пб/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина; под ред. Авдеевой.– «Детство-пресс», 2002г . — 195 с.

2. Анастасова, Л.П

3. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] К.Ю. Белая,

В.Н. Зимонина. – М.: Академия, 1998. — 236с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /

Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 374с.

5. Григорович, Л.А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л.А. Григорович. — М.: Гардарики, 2006. — 192с.

6. . Сборник статей [Текст] / В.В.Давыдов. – Изд. Томск: «Пеленг», 1995. — 144с.

7. Занков, Л. В. . — 3-е изд., дополн. [Текст] / Л.В. Занков. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.

8. Зимонина, В.Н.

9. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. — Москва: Смысл, 2009. – 423 с.

10. Мартынов, С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей [Текст] / С.Мартынов. – М. 1991.-205с.

11. Мельникова Н. Один дома. Дошкольное воспитание [Текст] / Н.Мельникова, Л.Захарова, Л.Шакурова. №10. 1999.-45с.

12. Михайленко, Н.Я.

13. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: СПб/ С.Л. Рубенштейн. — Питер, 2006.- 376с.

14. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России. 2005.- 198с.

15 . Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1976. — 304 с.

16 Издательство «Просвещение» — учителю [Электронный ресурс]/ – Режим доступа

17. Мадынская, С.Ф. Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности, детей дошкольного возраста, в специально организованной деятельности и вне занятий» [Электронный ресурс]/– Режим доступа , свободный. Заг. с экрана

18.

19.

20. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России. Анализ современных программ [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

21. Статья по теме: Актуальность работы по ОБЖ в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

22. «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ» [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

23. Творческая разработка по теме « Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями» /материал (старшая группа) [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

24. Консультация для педагогов «Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения» /План-конспект [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

25. Консультации для воспитателей «

26. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

27

28. Формирование основ безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

29. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

30. Курсовая работа «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (старшая группа) [Электронный ресурс]/- Режим доступа: , свободный. Заг. с экрана

Приложение 1, Критериально — оценочный аппарат исследования

Таблица 1

Критерии

Показатели

Методика

Уровни

1. Когнитивный

— имеются ли у воспитанников старшей группы знания об основах безопасности жизнедеятельности в быту;

— умеют ли отличить опасные ситуации.

Методика №1.

Беседа по вопросам

Тема для беседы: «Ребенок один дома».

Методика №2.

Диагностическая игра -тест «Опасно — неопасно»

Высокий уровень, Средний уровень, Низкий уровень —

2.Деятельностный

— умеют ли воспитанники действовать в предложенных ситуациях

— умеют ли действовать в сложной неопределенной ситуации;

— умеют ли видеть свои действия «со стороны»;

Методика №1., Методика №2., Высокий уровень, Средний уровень:, Низкий уровень:, Высокий уровень, Средний уровень, Низкий уровень:, Приложение 2

Принято: Утверждаю:

На заседании педагогического Директор МБОУ «Яйская оош№3»

Совета МБОУ «Яйская оош№3» ___________Н.Г. Булаева

Протокол №3 от «28» августа 2015г. Приказ№291 от «31» августа 2015г.

ПРОГРАММА

«БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА «МАЛЫШОК»

Составители программы

Анохина И.Н

Руководитель: преподаватель

профессиональных модулей.

Пенькова А.Г.

Яя, 2015

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………

Содержание……………………………………………………………………..

48

49

Методическое обеспечение программы……………………………………….

49

Условия реализации программы………………………………………………

49

Предполагаемые результаты освоение программы…………………………..

50

Перспективный план работы по программе «Безопасный дом»…………….

51

Список источников……………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………..

64

65

Пояснительная записка

МБОУ «Яйская ООШ №3», дошкольная группа «Малышок»

Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан – наших детей.

Актуальность.

Правила и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Безопасность — это не сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому участившиеся случаи детского бытового травматизма с участием детей, говорят о том, что дети не имеют практических навыков поведения в ситуациях подобного рода. Поэтому профилактика бытового травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Цель программы:

Формирование практических навыков безопасного поведения детей в быту.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту.

2. Формировать навыки безопасного поведения дома у детей через практическую деятельность.

3. Способствовать формированию навыков разумного поведения; научить адекватно вести себя в различных ситуациях.

4. Закрепить правила безопасного поведения и практические навыки в условиях игрового пространства.

5. Формировать представления об источниках опасности в доме (острые предметы, пожароопасные предметы, электроприборы ит.д.)

6. Учить детей правилам адекватного поведения в опасной ситуации.

7. Довести до сознания детей, к чему может привести несоблюдение правил безопасности.

Содержание

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных бытовых ситуациях.

Методическое обеспечение программы

Методы:

словесный: рассказ, беседа, вопросы, пересказ, прослушивание музыкальных произведений;

наглядный: рассматривание иллюстраций, репродукций.

Условиями реализации программы являются следующие аспекты:

1. Научно-методические, заключаются в подборе методической и научно-публицистической, художественной литературы, иллюстраций, изучении методических разработок по использованию игр по безопасности жизнедеятельности.

2. Организационно-педагогические, заключаются в изучении педагогом возрастных особенностей детей; во взаимодействии со специалистами ДОУ для интеграции различных областей деятельности.

3. Материально-технические, заключаются в необходимости использования

Предполагаемыми результатами освоения программы могут быть представления воспитанников о:

-правилах пользования электроприборами и бережном обращении с ними;

-опасных предметах;

-нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

-опасных для жизни ситуаций, грозящих их здоровью и здоровью окружающих;

-умении предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

-соблюдении правил безопасного поведения в различных ситуациях;

-бережном отношении к себе и другим людям;

-необходимости вызова врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»;

-безопасных предметах для игр;

Предполагаемыми результатами освоения программы могут быть сформированные практические навыки воспитанников:

-называть свой адрес, имя, отчество и место работы родителей;

-называть телефоны полиции, скорой помощи, пожарной части;

-соблюдать правила поведения в ситуациях опасных для здоровья;

-объяснять правила поведения в быту;

-использовать телефон для вызова служб спасения.

Результаты работы по программе могут быть представлены на итоговых тематических занятиях, тематических праздниках, совместных выставках рисунков детей и взрослых, защите ВКР.

Перспективный план работы по программе «Безопасный дом».

«Бытовые электрические приборы».

Цель

Наблюдение

«Нянечка режет ножом хлеб»

формировать представления у детей об

развивать у детей понимание того, что нельзя самим пользоваться

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, сообща заниматься, находить выход из сложной ситуации

Просмотр мультфильма:

«Кошкин дом»

Дидактическая игра:

«Подбери игрушку Танюше»

Цель