«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Содержание скрыть

Актуальность исследования

Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий [1].

Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание педагогов и психологов различных направлений на протяжении многих столетий. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, Н.Н. Поддяков, Н.Н. Савенков) показывают, что умственное развитие старших дошкольников значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими требует формирования все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности»[1,с.15].

Однако все эти исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективных средств развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению путем развития исследовательской деятельности.

20 стр., 9549 слов

«Методы (формы) исследовательской деятельности дошкольников» ...

... Основная часть 1.1.Значение исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Что такое исследовательская деятельность? Анализ литературы показал, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность» . Исследование – это бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к ...

Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования:

задачами исследования

— провести анализ научной литературы по проблеме исследования;

— подобрать комплекс методов и методик, отвечающий цели и логике исследования;

— провести исследование на предмет изучения исследовательской деятельности как средства развития познавательного интереса;

— представить и проанализировать результаты эмпирического исследования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:, Методологической основой исследовательской работы, Методы исследования:

-организационная группа методов представлена сравнительным методом;

-эмпирическая группа методов включала наблюдение, беседу, анкетирование;

-методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученного фактического материала.

Методики исследования:, База исследования, Практическая значимость исследования, Структура курсовой работы, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ

1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).

Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).

В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т.Б. Куликова, М.И. Лисина, Л.К. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.).

Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Е.И. Щербаковой, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка [16].

15 стр., 7324 слов

Познавательная деятельность и ее основные формы

... и ценностных ориентации. Короче: при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. ... Проблема субъекта и объекта познания в истории философии Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема ... выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в качестве субъекта ...

Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина).

Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [14].

Оптимизация познавательной активности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях [17].

Следует рассмотреть позицию Д. Б. Годовиковой, которая считает, что познавательная активность это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по следующим показателям:

-внимание и особый интерес к предметам;

-эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);

-действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их разнообразие и смена одних типов другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете;

-постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

Таким образом, по мнению Д.Б. Годовиковой, как ребенок осуществляет процесс своего знакомства с окружающим, свидетельствует о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета[19].

Г. И. Щукина определяет следующие уровни активности:

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ... рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы: - уточняются и ... Ганошенко). Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, конструирование, лепку, ...

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, так как здесь имеет место степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться человеком, а пути ее решения новые, нешаблонные, оригинальные.

По основным функциям А. М. Матюшкин все виды активности делит на два крайних типа:

-адаптивные – обеспечивает приспособление;

-продуктивные – составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований.

Продуктивные формы активности и соответствующие им психические процессы составляют существенно отличительный тип активности, базисом которого является поисковая познавательная активность субъекта.

По мнению А.М.Матюшкина в продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются:

— как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачиваемая в системе ориентировочно – исследовательской деятельности;

-как исследовательская познавательная активность, вызываемая в проблемных ситуациях в условиях обучения, в общении;

-как личностная активность, выражающаяся в форме интеллектуальной инициативы, надситуативная активность саморегуляции личности.

Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника).

Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, игры, учения.

Таким образом, А.М. Матюшкин делает вывод, что продуктивные виды активности и соответствующие им психические процессы составляют существенно отличный тип активности, базисом которой является познавательная активность субъекта.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности.

Так же нами изучены работы современных авторов: Э.И. Бахтеевой, Е. А. Меньшиковой, Д. А. Моловичко, В.В. Щетинининой, В. С. Юркевич. В них подразумеваются модели развития познавательной активности в настоящее время. Они рассматривают активность в рамках различных видов детской деятельности (В.В. Щетинина в поисковой деятельности, Н.В. Кудикина в игре, Д.А. Моловичко в учебной деятельности).

21 стр., 10021 слов

Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного ...

... из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. ...

В отечественной психологии в понимании активности можно выделить два подхода:

активность как деятельность (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.В. Коротаева, Т.И. Шамова);

активность как черта личности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Шорохова, Т.И. Шамова).

Ученые полагаются на оба подхода при определении познавательной активности, так как они дополняют друг друга.

В психолого-педагогической литературе указаны такие движущие силы развития познавательной активности, как:

противоречия между познавательными запросами ребенка и его реальным уровнем развития;

между сформировавшимися способами получения знаний и потребностью в более сложных формах познания и др. (А.Г. Асмолов, Е.А. Меньшикова);

потребности человека (Н.Ф. Добрынин, И.Л. Баскакова, М.В. Гамезо).

Выделяют задачи образования и воспитания детей, способствующие развитию познавательной активности:

  • потребность включения ребенка в деятельность (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский);

возможности развивать умственную деятельность (А.И. Крупнов, В.Д. Мозговой);

формировать интеллектуальную деятельность: учить обобщению, умению находить разные решения, необходимо развивать и совершенствовать способы и приемы умственной деятельности, развивать любовь к интеллектуальной деятельности (В.С. Юркевич);

обучать самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке (Ю. Н. Кулюткин) [13].

Развитие познавательной активности дошкольников является одним из основных направлений в процессе становления личности ребенка, так как невозможно переоценить роль познавательной активности в жизни ребенка. Необходимость ее развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

1.2. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста

К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе» [8,с.45]

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и других.

4 стр., 1878 слов

Учебная деятельность детей с нарушением слуха

... вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными ... аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда ...

В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников, на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия; специфику игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения. Опираясь на рассматриваемые в исследованиях наиболее существенные, с точки зрения особенностей возраста, психологические новообразования старших дошкольников, составим психологический портрет ребёнка 5-7 лет с описанием основных видов его деятельности.

Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации»[8,100].

Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка к всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач»[10,101]. Ребёнку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Одним из основных новообразований старшего дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник «испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков» [7,с.102].

Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования: в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.

33 стр., 16401 слов

Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

... работы с загадкой для развития связной образной речи детей. Вышеизложенное определяет проблему исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста Тема: Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного ... в целом результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Такая учебная деятельность включается затем - при изучении ...

В этот период продолжает развиваться образное мышление. На шестом году жизни ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается c вязная речь.

«Ребёнок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование подводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельность, появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни» [15,с.55].

Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя – грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.

1.3. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников

5 стр., 2079 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития ... принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются. Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти: заметное по сравнению с нормой снижение ...

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения, это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия [12].

13 стр., 6017 слов

Исследование слуха у детей

... удалось ли аудиологу наладить с ребенком контакт. Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как ... познавательных и эмоциональных навыков. Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность использовать возможности своего остаточного слуха. В таких случаях дети ...

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому.

Значение исследовательской деятельности для детей:

-обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

-развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций;

-формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Поддяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

-проблемная ситуация;

-проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);

-выдвижение гипотез;

-подбор материала для проверки гипотез;

-проверка гипотез;

-формулирование и оформление вывода.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

-подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

-изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

-предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;

-побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам;

-постановка конкретных вопросов на обобщение, логику;

-постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Чтобы добиться наиболее успешного усвоения детьми алгоритма действий педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам, которые в своих исследованиях выделили И.А. Ильницкая и Л.В. Остапенко.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям [6].

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования. Например:

раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме(список литературы)»;

раздел 2 «Что я узнал о. (сбор информации по теме исследования)»;

раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;

раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»;

раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;

раздел 6 «Мои выводы»;

раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)» [26].

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения, восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца, подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).

Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;

коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Выводы по первой главе

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проведённый в первой главе исследования, позволяет сделать следующие выводы.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего развития.

Особенностями развития познавательной активности старших дошкольников являются: переход от познания ближнего окружения к познанию окружающего мира; интенсивность познавательного развития, проявление познавательной активности в разных видах деятельности; выражение в вопросах, рассуждениях, экспериментировании; самостоятельность и оригинальность.

Важным средством развития познавательной активности старших дошкольников является исследовательская деятельность, которая способствует развитию познавательной активности дошкольников, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.

Анализируя вышесказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).

Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ

2.1 Особенности организации и ход исследовательской работы, Цель исследования:, Объект исследования, Предмет исследования

задачами исследования

— провести анализ научной литературы по проблеме исследования;

— подобрать комплекс методов и методик, отвечающий цели и логике исследования;

— провести исследование на предмет изучения исследовательской деятельности как средства развития познавательного интереса;

— представить и проанализировать результаты эмпирического исследования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования, Практическая значимость исследования

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе нами бал осуществлен анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования. Результатом стало уточнение понятий познавательная активность, старший дошкольный возраст, исследовательская деятельность рассмотрение в теории взаимосвязи между данными феноменами. Были выбраны методики, для обследования уровня познавательной активности.

На втором этапе изучили результаты обследования уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе

Таким образом, правильно организованная работа, поможет выявить уровень познавательной активности и правильно организовать работу с детьми.

2.2. Исследование уровня познавательной активности.

Процесс организации исследовательской работы базировался на принципах отечественной психологии: принципе детерминизма, принципе единства сознания и деятельности, принципе активности и принципе системности (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Я. Рубинштейн).

Теоретическим обоснованием

Существует множество методик, которые позволяют установить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, мы использовали следующие методики: диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Любознательный, активный» стандартизованная анкета (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова) [19].

Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

Автор: В.С.Юркевич.

Цель

Подготовка исследования: подобрать вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях.

Инструкция: эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить (Приложение 1).

Ход выполнения:

Обработка данных

высокий – 9 ответов и выше;

средний – от 3 до 8 ответов

низкий – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ

высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру;

средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная;

низкий уровень – ребёнок удовлетворяется односложной информацией, например, его интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.п. Результаты оформляются в таблицу.

«Любознательный, активный» Стандартизованная анкета

Автор: В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова.

Цель: выявление наличия, силы и устойчивости познаватель​ной потребности.

Оборудование: стандартизированная анкета, включающая 7 во​просов, адресованных взрослым, имеющим отношение к воспи​танию ребенка (родителям, воспитателям).

Ход обследования. Испытуемым дается анкетный лист с вопро​сами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов (Приложение 2).

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребно​сти определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно, 17-26 баллов – умеренно, менее 17 баллов – слабо. Результаты оформляются в таблицу.

В ходе исследования использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы. Требования к проведению эмпирического исследования выдержаны, так как были определены цели, проведен анализ условий, произведена регистрация фактов.

2.3.Представление и анализ результатов эмпирического исследования на предмет изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Результаты исследовательской работы представлены нами в следующем порядке:

1. Представление и анализ полученных фактических данных по проектной методике «Древо желаний» (В.С.Юркевич);

2. Представление и анализ полученных фактических данных по стандартизованной анкете «Любознательный, активный» ( В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова ).

Анализ данных полученных по проведению методики «Древо желаний», был оценен по трем уровням: высокий, средний, низкий. На основании полученных результатов нами была составлена таблица.

Таблица 1

Результаты диагностики познавательной активности у старших дошкольников по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич

Анализируя данные таблицы можно увидеть, что результаты исследования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста распределились следующим образом:

Высокий уровень – 3 человек (15%)

Средний уровень – 11человек (55%)

Низкий уровень – 6 человек (30%)

Результаты анализа эмпирических данных респондентов нашего исследования, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Данные исследования после проведения методики В.С. Юркевича «Древо желаний» по всей выборке в процентном соотношении

Вывод: проведенная диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.

3 детей отвечали на вопросы быстро и четко, в ответах прослеживалось стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо наблюдался интерес к миру, из их ответов можно сделать вывод о высоком уровне развития познавательной активности.

11 детей не достаточно развита

6 детей предложенное задание выполнили с большим трудом, долгое время думали над вопросами, из чего можно сделать вывод о низком уровне развития познавательной активности.

Результаты исследования по

Таблица 2

Результаты диагностики познавательной активности у старших дошкольников

Продолжение таблицы 2 Анализируя данные таблицы можно увидеть, что результаты исследования познавательной потребности у детей старшего дошкольного возраста распределились следующим образом:

выражена сильно – 5 человек (25%)

умеренно – 8человек (40%)

слабо – 7человек (35%)

Результаты анализа эмпирических данных респондентов нашего исследования, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Данные исследования по анкете «Любознательный, активный» Ю.А.Барановой, В.С.Юркевича по всей выборке в процентном соотношении

Вывод: проведенная диагностика позволила выявить преобладание средней и низкой степени выраженности познавательной потребности у старших дошкольников.

Проведение диагностики позволило не только выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения эксперимента, но и определить направления работы с данной группой. Так как были выявлены низкие показатели, то становится целесообразным проведение формирующей работы для повышения уровня развития познавательной потребности дошкольников.

Выводы по второй главе

Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента нами была использована методика В.С. Юркевича «Древо желаний» и стандартизованная анкета «Любознательный, активный» В.С. Юркевича, Ю.А. Барановой .

Вся диагностика проводилась как индивидуально с каждым ребенком, так и в групповой форме. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников, изучались перспективные планы воспитателей. Проведен анализ программы по которой работают педагоги в данном учреждении, а именно «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [20].

Анализ программы показал, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией.

Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

В ходе проведённой диагностики, нами было выявлено, что уровень развития познавательной активности у детей в основном соответствует среднему и низкому уровню.

Для повышения уровня познавательной активности у старших дошкольников мы предполагаем необходимо разработать ряд мер, которые будут способствовать развитию познавательной активности детей и поддерживанию интереса к исследовательской деятельности.

Рекомендуется оформить и оборудовать в группе:

Центр «Хочу все знать» (картотека

Клуб знатоков «Я познаю мир» (обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов), мониторинг (презентации научных работ).

Игровой центр( игры словесные, развивающие игры и упражнения.

Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

— изготовление макетов: горы, вулканы;

— копилка «нужных ненужных» вещей;

— плановые опыты;

— опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

-оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

Важным является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим необходимо организовать мероприятия, которые помогут понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с семьей:

-анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

-домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

— акция «Вместе с ребенком» (еженедельно), привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

— родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Я познаю мир»;

— поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «Хочу все знать!» ребенку;

-консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

— индивидуальные консультации по осуществлению акций;

— оформление наглядной информации в родительском уголке.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проводимой работы мы рассматривали исследовательскую деятельность как средство развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Мы предполагали, что уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет существенно выше, если в процессе обучения будут использоваться различные формы исследовательской деятельности.

Целью нашей работы стало: теоретически обосновать и предложить систему работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

В процессе проводимого исследования нами были проанализированы проблемы развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе, была сделана характеристика возрастных особенностей старшего дошкольника, описана исследовательская деятельность.

Предложенная нами гипотеза в начале исследования нами доказана. Немаловажное значение в развитии познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. Каждый ребенок должен комфортно себя чувствовать в окружающем предметном мире.

А вот предметная среда не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

«Познание» основывается на чувствах удивления, восхищения миром на желание и способности искать, экспериментировать. В решении каждой проблемы помогают символические изображения методов исследования: прочитать в книге, спросить у другого человека; провести опыт, понаблюдать. Эти методы стимулируют активность детей, развивают логическое мышление, активный и пассивный словарь, наблюдательность, любознательность.

Работа с детьми предусматривает использование таких средств развития, как музей, зоны макетов и коллекций.

Наша работа, выполненная в рамках изучения познавательной активности старших дошкольников может послужить началом глубокого исследования исследовательской деятельности как средства в развитии познавательных процессов дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov/

1. Абдрахманова А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. — № 3. — С. 38-41.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. — СПб.: Речь, 2005. 128 с.

3. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа». М.,1999, 205с.

4. Исматуллаева М.Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика // М., 2011, 416 с.

6. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016. — № 3.- 194с.

7.Кудикина Н.В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности.// — 2007. — № 9. — С. 85-89.

8. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников. // 2011. — № 3. — С. 180-182.

9. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей//2012. — № 5. — С. 116

10. Мижериков В.А. Педагогика: учеб.пособие. М.: 2014. 624 с.

11. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития. // 2012. — № 12. — С. 162-165.

12. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Детство-Пресс: 2010.128 с.

13. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.302 с.

14.Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012- № 4. — С.441-444.

15. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.26с.

16. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. — 1980. — №2. — С. 83-92

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к методике «Древо желаний»

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

«Любознательный, активный»

Стандартизованная анкета (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова)

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребёнок, когда предлагают загадку?

а) помучиться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца?

а) постоянно, слушает до конца

б) иногда, не всегда слушает до

конца

в) редко

5

3

1

4

Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением

а) очень положительно

б) когда как

в) скорее равнодушно

5

3

1

5

Часто ли ребенок задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) редко

5

3

1

6

Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

а) да

б) не всегда

в) нет

5

3

1

7

Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной теме)

а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось

5

3

1