Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на х литературного чтения

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире . Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей [6].

Одной из основных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей , среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека ,его свободу ,уважение человеческих достоинств ,заботу о людях ,сострадание , принятие другого человека таким ,каков он есть ,то, что в работах зарубежных (Дж. Милль , Дж. Харрингтон, М. Лютер, П. Кинг, Дж. Ролз) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А.Асмолов, Е. Насиновская) ученых определяется понятием «толерантность».

Согласно декларации ЮНЕСКО 1995 гола «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса [16].

Формирование толерантного отношения младших школьников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений младших школьников, их взаимоотношений и общения ,чему посвящено значительное число эксперементальных и теоретических исследований (Еременко О.И., Яковлева Т.В., Ильченко Л.П.,Бадмаева С.В., Бобинова С.В., Гершунский Б.С.).Однако вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей младшего школьного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности – в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования : «Формирование толерантного отношения младших школьников к сверстникам через уроки литературного чтения».

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.

20 стр., 9813 слов

Социометрический статус младшего школьника в коллективе сверстников

... и обусловило выбор темы «Социометрический статус младшего школьника в коллективе сверстников». Цель исследования: изучить социометрический статус младшего школьника в коллективе сверстников. Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников младшего школьного возраста. Предмет исследования: социометрический статус младшего школьника. Гипотеза исследования: личность начинает ...

Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.

Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы , согласно которой формирование толерантного отношения к сверстникам у младших школьников будет проходить успешно, если учитель в процессе проведения уроков литературного чтения:

1) будет знать уровень развития толерантного отношения своих учеников к сверстникам, и учитывать это в своей работе;

2) способствует формированию таких качеств, как забота о другом человеке и справедливость в отношении между людьми, единство с другими или открытость.

3) будет использовать методы и приемы работы с художественным произведением, способствующие формированию толерантного отношения младших школьников к сверстникам (игровые приемы, беседы, тренинги и тому подобное).

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:, Методологическую основу исследования составляют:, Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, в работе использовались :

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование позволяет расширить и уточнить знание о толерантном отношении и процессе его формировании в младшем школьном возрасте посредством проведения уроков литературного чтения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые методы и приемы работы на уроках литературного чтения могут быть использованы в практике начальной школы.

В соответствии с задачами исследования определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного отношения младших школьников к сверстникам.

1.1 Понятие толерантности в научной литературе.

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества — это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего[7].

Понятие «толерантность» берет свои корни в философских основаниях различных мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Сущность толерантности в мировых религиях основывается на свободном единстве людей, взаимопомощи, равноправии, справедливости и милосердном отношении ко всему живому. Понимание толерантности в основных религиях мира изначально сводилось к религиозной терпимости и снисходительному отношению к другим конфессиям. Во всех религиях можно отметить такие качества, как любовь, милосердное отношение к людям, терпимость, равенство и справедливость. Основным качеством, поясняющим сущность понятия «толерантность» исследователи считают братство, единство, или общность всех людей[20].

5 стр., 2171 слов

Реферат толерантность и толерантные отношения

... толерантность предполагает два пути: Толерантный Интолерантный Толерантный путь, Интолерантный путь 4 . Официальный день толерантности 16 ноября 1995 организация ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Позже появилась и эмблема толерантности. ... которая у него имеется, но остается внутри. Сутью такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится ...

Отечественные ученые (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова) также называют одним из важных качеств толерантности единство или открытость к другим людям. Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг другу.

Даже Дейл Карнеги говорил: «Давайте забудем о наших собственных несчастьях, создавая немного счастья для других. Лучшее, что вы можете сделать для самих себя – это с добротой относится к другим.

Значение слова «толерантность» при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливаются из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как это понятие используется в самых разных областях знания [8].

А в «Декларации принципов терпимости», принятой в 1995 г. ООН раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимодействий – толерантности (терпимости).

В документе указано, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии[13].

Однако проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Таким образом, толерантность может быть определена как умение и готовность без критики принимать мнение или поведение, отличающееся от собственного. Условия подобного отношения к заведомо неизвестному явлению социокультурной реальности возникают тогда, когда в распоряжении познающего имеется индивидуальный опыт «обретения» себя через Другого.

Путь нахождения в себе другого, нахождение своего собственного не актуализированного потенциала, бесконечность распредмечивания которого задана бесконечностью появления универсума – это путь развития. Однако даже, исходя из приоритета межсубъектности, невозможно продуктивно взаимодействовать с другим, будучи выключенным из своей самости. Субъект должен опознавать в другом себя, без этого невозможен полноценный диалог. Это положение отражено в бахтинском термине «вненаходимость», обозначающем способность сохранять дистанцию, не растворяясь в партнере, но взаимодействуя с ним.