Педагогические условия воспитания толерантности младших школьников

Содержание скрыть

Введение, Актуальность

Социальный заказ диктует необходимость уже с начального звена формировать у младших школьников навыки общения с людьми других культур и наций. Сегодня все общеобразовательные учреждения приступили к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников толерантных качеств личности. Мы рассматриваем именно младший школьный возраст потому, что в этом возрасте формируется рациональный интеллект, возникают предпосылки формирования толерантности как качества личности.

Степень разработанности проблемы.

В педагогической практике (О.В.Рубцова, П.В.Степанова и др.) накоплено достаточно методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

При этом значительная часть предлагаемых педагогических средств воспитания толерантности касается либо подростков, либо старшеклассников.

.

Значимость и актуальность работы мы видим в том, что исследуется недостаточно изученный аспект воспитания толерантности у младших школьников, а именно педагогические условия данного процесса. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса воспитания, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды.

Поиск решения проблем воспитания толерантности у младших школьников определяется необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса:

между потребностью членов общества в реализации собственных прав и неумением/нежеланием соблюдать права окружающих;

29 стр., 14367 слов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

... сущность процесса социализации младших школьников» мы рассмотрели теоретические характеристики процесса социализации и значимость учебно-воспитательного процесса в нём. Во второй главе «Основные направления социализации младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» мы описали педагогический опыт социализации младшего школьника ...

  • между ростом национального самосознания и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию национального многообразия.

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания толерантности у учащихся младшего школьного возраста?

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования:

Задачи:

охарактеризовать педагогическую сущность толерантности;

раскрыть своеобразие воспитания толерантности у младших школьников; дать характеристику толерантности как качеству личности;

  • подобрать и провести серию диагностических методик, выявляющих сформированность толерантности у младших школьников;
  • разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на создание педагогических условий воспитания толерантности у младших школьников.

Гипотеза. Воспитание толерантности у младших школьников будет эффективно, если:

  • используется система занятий, ориентированных на воспитание толерантных качеств личности младшего школьника;
  • методом воспитания толерантности выступает игра, как своеобраз­ная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаи­моотношений и сотрудничества;

используются элементы групповых дискуссий с целью углубления понимания нравственных категорий;

воспитание толерантности осуществляется с

Теоретическую основу исследования

теоретические положения толерантности

исследования воспитания толерантности младших школьников (

Для решения исследовательских задач были использованы методы : изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение передовой практики педагогической работы; диагностические методики (проективная методика «Несуществующее животное», методика «Рассказ о друге», «Тест на определение уровня толерантности» (М.А.Ковальчук), сказка Г.М. Цыферова «Одинокий ослик»), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Практическая значимость исследования, База исследования, Структура работы, Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников

1.1 Педагогическая сущность понятия толерантности

Проблема толерантности является предметом изучения философии, со­циологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее деся­тилетие в условиях гуманистического воспитания.

Этимология термина «толерантность» (от лат., Значение термина «толерантность» в

tolerancia

tolerance

tolerance

kuan

tasamul

22 стр., 10724 слов

«Воспитание культуры общения младшего школьника в различных ...

... исследования:, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания культуры общения младшего школьника; 2. Рассмотреть разнообразие видов деятельности младшего школьника, дать им характеристику; 3. Выделить возможности воспитания культуры общения младшего школьника разнообразными видами деятельности ...

терпимость (русский)

В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживаются разлисия культур, исторического опыта. Так значение слова tolero – «кормить, питать» и глагола tollo – «считать своим ребенком, воспитывать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «обра­зования» личности. Вероятно, расхождения, между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого ас­пекта в структуре данного понятия.

Во всех приведенных определениях толерантности помимо различных нюансов обнаруживается общее значение: толерантность – условие нормального функционирования гражданского общества, условие выживания человечества. Изучение семантики термина «толерантность» позволяет сделать вывод о наличии трех пересекающихся значений, которые составляют основу определений данного феномена: 1) устойчивость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [11, 16, 21].

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответство­вать действительности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16.11.1995 в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это определение под­разумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, национальному или социальному происхождению, собственности и т.д.

В политике

Выделить педагогические аспекты рассматриваемого понятия помогают исследовательские подходы к понятию то­лерантности, которые объективно существуют вследствие социокультурных различий во взглядах и убеждениях авторов, многочисленности контекстов употребления данного понятия.

Ряд ученых понимают толерантность как «идеал и жизненно важный принцип», считая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные от­ношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для разви­тия современного человека и его воспитания. Как отмечал отечествен­ный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» [22].

Необхо­димо понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

В.А.Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности: толерантность как безразличие; как невозможность взаимопонимания; как снисхождение; терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог. Первые три типа отно­сятся к пассивной толерантности, последний – к активной [8].

10 стр., 4643 слов

Роль народного художественного творчества в воспитании личности

... творчества в воспитании личности. Задачи работы: охарактеризовать понятие личности и воспитания; охарактеризовать понятие народного художественного творчества; выявить роль народного художественного творчества в воспитании личности. Объектом исследования является музыкальная педагогика. Предметом исследования является воспитание личности в народном художественном творчестве. Воспитанием личности ...

В содержании понятия «толерантность» А.Г.Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой – с терпимостью, третий – с допуском, допустимостью, до­пустимым отклонением [1].

П.В.Степанов предлагает рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур [18].

Толерантность рассматривается как частный случай ценностного отношения человека к другому человеку наряду с такими феноменами как гуманность, альтруизм. Данное качество проявляется во взаимосвязи с преодолением человеком собственных эгоцентристских установок и переживанием чувства собственной свободы. В.М.Золотухин подчеркивает, что толерантность не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. Толерантность вы­ступает как готовность принять других такими, как они есть, и взаимо­действовать с ними на основе понимания и согласия [6].

Подробный экскурс в историю этого понятия предла­гает Энциклопедия Кругосвет в соответствующей статье, где исследуются психологические особенности дифференцированного понимания феномена толерантности (естественный, моральный и нравственный типы).

Психологический взгляд на основы толерантности включает в себя следующие аспекты:

  • подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности в построении определенных отношений;
  • наиболее важной является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с Другим, как межличностный диалог (диалогический подход).

Проведенный теоретический анализ позволяет нам взять за основу следующее определение толерантности, предложенное М.И.Рожковым, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук [15].

Толерантность – это реализуемая возможность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения.

Нравственный смысл проблемы толерантности заключается в том, что в ее основе лежит не просто терпимость как некая черта характера, а уважение к свободе другого и осознание того, что свобода не является вседозволенностью, и что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого.

Толерантность – интегрированное качество.

В каком возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для воспитания толерантности как личностного качества? Анализ выявленных психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн и др.) возрастных особенностей младших школьников позволяет предположить, что именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности, в том числе и толерантности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом воспитания толерантности:

13 стр., 6298 слов

Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности ...

... личность ребенка младшего школьного возраста. Предметом исследования стала самооценка младшего школьника. Задачами курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ роли обучения и воспитания в школьном возрасте; изучение различных факторов формирования и развития личности; анализ роли самооценки в формировании, развитии, ...

  • интенсивнее происходит процесс общего развития личности;

меняется соотношение нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля , сознательной регуляции своего поведения;

  • новообразованием возраста является произвольность психических процессов,

бурно идет формирование неповторимых черт личности, ее

дети могут разносторонне отражать психические свойства других людей на основе собственного опыта взаимодействия с ними, могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение;

  • появляется потребность в социально значимых, ценных, одобряемых взрослыми делах;

ребенок глубоко переживает свою значимость для других в качестве равноправного партнера;

продуктивно происходит овладение региональной культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления , мировоззрения личности.

Поэтому именно в этот период взрослые должны найти правильные, исходные толерантные позиции, осознать ценность толерантных отношений, необходимость реализации толерантных отношений между людьми.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Опыт практиков показывает, что наибольшую сложность для детей этой возрастной группы представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как к равным [3, 14, 17].

Понятие «толерантность» применительно к младшим школьникам мы связываем с умением участвовать в обсуждениях, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого).

В работе, с учетом предложенной О.А.Спициной структуры толерантности, мы выделили показатели мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов [17] (Приложение 1).

На основе выделенных критериев и показателей в ходе эксперимента были изучены уровни сформированности толерантности у младших школьников, определена эффективность работы.

Воспитание толерантности младших школьников осуществляется

В настоящее время в российском обществе практически отсутствуют объективные условия для воспитания толерантности у молодежи, в том числе и у младших школьников [2].

Связано это, в первую очередь, с падением авторитета государства в обществе, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры, нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как криминализация общества; сокращение возможностей для «честного труда»; распространение бедности; кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей; универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества. В нашем исследовании данные факторы рассматриваются как объективные, поскольку связаны с окружающей людей действительностью: уровнем развития общества, сложившимся типом отношений в обществе, оценкой этого в сознании людей, условиями жизни личности.

7 стр., 3284 слов

«Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа ...

... русле воспитания терпимости у детей З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность. Критерии воспитанности толерантности как качества личности школьника ...

К субъективным факторам мы относим способности и личностные характеристики, практический субъективный опыт, уровень усвоения нравственной культуры.

Влияние и воздействие этих факторов зависит от грамотного использования составных характеристик образовательной среды, в которой развивается младший школьник. Условия жизнедеятельности образует среду обитания ребенка, которая обусловливает мировоспитание личности, так как создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.

Таким образом,

Т олерантность рассматривается как сложное качество личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру; принцип взаимодействия между людьми, ценностной основой которого является выдержка и любовь человека к человеку; цель и результат воспитания, сопровождающийся формиро­ванием определенных социально значимых качеств: устойчивость, терпимость, принятие другого таким, какой он есть, способность защитить права другого и т.д.; результат оптимальной педагогической стратегии и тактики.

Основой толерантности как личностного качества младшего школьника является активная социальная позиция и готовность выстраивать гуманистические отношения между людьми, имеющими разное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения.

1.2 Своеобразие процесса воспитания толерантности у младших

школьников

В стихийном процессе толерантность младших школьников не формируется – для этого требуется целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка. Воспитание как процесс взаимодействия сопряжен с толерантностью – с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития личности.

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, который осуществляется в период становления личности, а также в течение всей жизни. Для успешного воспитания толерантности младшего школьника необходимо наличие предъявленных ребенку образцов и мобилизация у него активного стремления к овладению этими образцами. Данное положение позволяет нам признать значимость деятельностного подхода к организации этого процесса:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность младшего школьника;

ориентация на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

17 стр., 8282 слов

Социальное воспитание детей младшего школьного возраста

... социального воспитания детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: Рассмотреть авторские подходы к проблеме социализации личности. Выявить сущность социального воспитания. Изучить содержание социального воспитания. Выделить реализацию социального воспитания в младшем школьном возрасте. Описать формы организации направлений социального воспитания младших школьников. ...

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей и педагога.

Цель воспитания толерантности: формирование у младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения [15].

В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Какие конкретно задачи должны быть решены для достижения поставленной цели? Это получение детьми знаний о толерантности как важнейшем качестве личности, знания о международных документов по правам ребенка; знание о культуре и традициях народов, населяющих макросоциоум; приобретение практических умений и навыков толерантного поведения в обществе с различным этническим составом.

Основным критерием достижения целей и задач воспитания толерантности выступает сформированность у младших школьников умений конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Содержание деятельности

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с разработанной программой.

  4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:

  • осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

осознания своих возможностей;

  • формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
  • осознания своих достоинств и недостатков;
  • проявление критичности;
  • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
  • проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
  • определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;
  • развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение, прислушиваться к мнению других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
  • углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.

Практические стратегии и механизмы воспитания толерантности у младших школьников пока не разработаны. Думается, они не могут быть универсальными. Для организации данного процесса используются методы и техники, которые позволяют формировать чувства и навыки пове­дения, основанные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций. При этом каждый ребенок соответственно его возрас­тным особенностям и возможностям, должен не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить [17].

16 стр., 7846 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

... роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на ... практикой. Глава I . Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, ...

В педагогической практике накоплены методы, формы и приемы работы по воспитанию толерантности у школьников, связанные с:

организацией деятельности детей в классе;

  • использованием произведений художественной литературы и кинофильмов;
  • организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов);
  • использованием таких приемов, как «Таблица антиподов», «Коррекция позиций», «Акцент на лучшее», «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам» и др.

При этом, мы обратили внимание на утверждение С.Л.Братченко, что в процессе воспитания толерантности значи­мость имеют не сами по себе методы или тематика обучения, а ценности и смыслы, которые актуализируются [4].

Для начальной школы наиболее адекватным методом воспитания толерантности выступает игра, как своеобраз­ная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаи­моотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, «школа произвольного поведения в действии». Игра предлагает «идеальную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме [24].

При организации групповых игр младших школьников особое внимание следует уделять смене ролей в процессе выполнения правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей согласовывать свои действия с окружающими, ставить себя на место другого.

Успешность процесса воспитания в духе позитивного общения младших школьников со сверстниками и взрослыми во многом зависит от того, готов ли ребенок к выстраиванию диалога. В этом случае большое значение имеет подбор развивающих игр, способствующих развитию эмоционального отношения школьника к окружающей действительности, развитию навыков толерантного общения, ослаблению влияние таких факторов социальной среды, которые вызывают у детей чувства страха и отчуждения по отношению к другим; развитию у младших школьников потребности в проявлении искренней дружбы, согласия, взаимопомощи.

Для воспитания толерантности необходимы педагоги, готовые увлечь за собой собственным примером. Согласимся с позицией С.Л.Каганович, что формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный педагог [7].

Автор считает, что задача педагога – главным образом просвети­тельская, т.к. многие проблемы коренятся просто в недостаточной осведом­ленности учащихся начальной школы, в неверном понимании самого понятия толерантности. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброже­лателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

межличностная толерантность, когда в

Таким образом, для воспитания толерантности у младших школьников необходимы такие педагогические условия: использование системы занятий, ориентированных на воспитание толерантных качеств личности младшего школьника, с элементами групповых дискуссий (с целью углубления понимания нравственных категорий), с игрой (своеобраз­ная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаи­моотношений и сотрудничества), с опорой на эмоциональный отклик ребенка.

32 стр., 15982 слов

«Развитие читательской самостоятельности младших школьников ...

... оценки уровня ее сформированности. Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из ...

Глава 2. Практика реализации условий воспитания толерантности у младших школьников

2.1 Изучение сформированности толерантности младших школьников

В ходе педагогической практики была разработана программа исследования с целью изучения сформированности толерантности младших школьников.

В исследовании принимали участие школьники 2 класса МОУ СОШ №1 с. Троицкое Нанайского района Хабаровского края. В исследовании приняло участие 19 второклассников.

Исследовательская работа состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе для получения информации о сформированности толерантности младших школьников был проведен анализ диагностических методик, позволяющих выявить основные показатели толерантности учащихся начальных классов.

На формирующем этапе проводились внеурочные занятия, ориентированные на воспитание качеств толерантности личности младших школьников.

На контрольном этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, делался вывод об уровне сформированности толерантности младших школьников.

На констатирующем этапе исследования изучение уровня сформированности толерантности у младших школьников осуществлялось с помощью следующих методик: проективная методика «Несуществующее животное»; методика «Рассказ о друге»; «Тест на определение уровня толерантности» (Ковальчук М.А.); тестирование; сказка Г. М. Цыферова «Одинокий ослик».

Представим результаты формирующего этапа эксперимента.

Проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим может осуществляться младшим школьников в графической форме. С целью выявления доминирования у младших школьников положительного, либо отрицательного отношения к окружающим была проведена проективная методика «Несуществующее животное».

Анализ рисунков детей показал, что 9 чел. (41%) проявили агрессивное отношение к окружающим. В их рисунках достаточно часто встречались: когти, зубы, клювы .

Высокий уровень агрессии продемонстрировали 8 чел. (36%).

В их рисунках чаще всего встречались злой взгляд, хвост, клыки.

Доброе отношение к окружающим продемонстрировали 5 чел. (23%), в их рисунках были миролюбивые животные, как добрые котята, зайцы, с добрыми названиями. Линии рисунка были равномерные, уверенные.

Наглядно количественные результаты представлены на рисунке.

Наглядно количественные результаты представлены на рисунке  1

Рис. 1. Отношение младших школьников к окружающим по методике «Несуществующее животное»

Для выявления характера восприятия и видения сверстника мы использовали портативную методику «Рассказ о друге».

Проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим может осуществляться не только в графической, но и в вербальной форме. Отвечая на вопросы взрослого о других детях, младший школьник обнаруживает особенности своего восприятия других и отношения к ним.

В ходе беседы педагог спрашивал ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем не дружит. Затем он просил охарактеризовать каждого из названных ребят: «Что он за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?»

При анализе ответов детей выделено два типа высказываний:

качественные описательные характеристики

характеристики друга, опосредованные его отношением к испытуемому: он мне помогает/не помогает, он меня обижает/не обижает, он со мной дружит/не дружит.

Количественные результаты следующие (Рис. 2).

Количественные результаты следующие рис  1

Рис. 2 Особенности восприятия младших школьников других

Как наглядно видно, преобладает число младших школьников (57% опрошенных), которые представили характеристики друга с доминированием местоимение Я («меня», «мною» и пр.).

Следовательно, эти дети воспринимает не сверстника, как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя определенного оценочного отношения к себе, т.е. через призму собственных качеств и характеристик.

43% отпрошенных выделили к

При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие».

С целью выявления уровня толерантности младших школьников (понимание друг друга, помощь друг другу, терпимое отношение друг к другу) был проведен тест на определение уровня толерантности М.А.Ковальчук.

Школьникам было предложено выбрать

Школьникам было предложено выбрать 1

Рис.3. Уровни толерантности младших школьников

По результатам методики, по мнению 36% опрошенных детей (8 чел.), они проявили толерантность в общении со сверстниками и взрослыми. Данную группу характеризовало: ребенок всегда принимает различия между нациями, всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность.

Средний уровень толерантности отметили 36% опрошенных младших школьников (8 чел.).

Они стремились навязать свои идеи, проявляли любозна­тельность. Для данной группы характерно: ребенок иногда принимает различия между нациями, иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность.

Низкий уровень толерантности отметили 18% опрошенных младших школьников (4 чел.).

Для детей данной группы характерно: ребенок не принимает различия между нациями, не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.

Двух младших школьников(10%) мы отнесли к «группе риска». Он не понял задания теста, его ответы были не адекватны.

В целом, мы отмечаем, что в классе доминирует средний уровень толерантности.

С целью выявления, проявляют ли младшие школьники толерантность в практической деятельности, было проведено тестирование, по результатам которого получены следующие количественные данные.

30% опрошенных проявляли толерантность в практической деятельности. Они уверены в себе, могут выразить свое мнение, понимают, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

43% опрошенных младших школьников недостаточно толерантны. Они недостаточно уверены в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение. При этом для них характерно доброе отношение к людям.

27% опрошенных младших школьников не проявляют толерантность. Им необходимо понять себя, чтобы стать более счастливым.

По результатам методики проявление толерантности младших школьников характеризуется средним уровнем.

С целями определить видят ли младшие школьники конфликтную ситуацию, и какие пути для ее разрешения они выбирают; а также могут они осуществить выбор проявления толерантных или интолерантных качеств к окружающим и их поступкам была использована сказка Г.М.Цыферова «Одинокий ослик».

Главный герой сказки Ослик одинок. Хотя он и живет в лесу, где у него много знакомых, но друга нет. И ребенок невольно начинает сочувствовать Ослику. В тот момент, когда главный герой заскучал, к нему пришел маленький Мышонок. Он появился в то время, когда Ослику понадобились помощь, поддержка, и предложил свою дружбу. Казалось бы, встреча героев меняет положение Ослика: он приобретает друга, готового заботиться о нем, но автор вновь называет главного героя одиноким. Ослик не сумел стать другом Мышонку, он дважды предал дружбу. Стыдясь признаться, что его друг всего лишь маленький Мышонок, он лжет и говорит, что подружился с большим слоном. Но поскольку предъявить слона сомневающимся Ослик не может, то собирается солгать вновь, сообщив, что «его друг ушел по грибы».

В кульминационный момент сказки мышонок показывается всем зверям и смело заявляет: «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я», тем самым не давая Ослику солгать вновь. Слова Мышонка написаны заглавными буквами. Его рост оказывается неважным – важно то, что он берет ответственность за свои слова и поступки, а Ослик принижает себя своим обманом. Реакция зверей на обман делает ситуацию, в которой оказался Ослик, не просто обидной, но и позорной. Далее события могут развиваться по-разному. В авторском окончании сказки о Мышонке больше не упоминается, а Ослик отвечает всем, что «это все-таки слон, только не простой, а волшебный. Сейчас он превратился в маленького. Большому в доме тесно. Даже нос приходится в трубу прятать». И герои вместе с автором приходят к выводу, что «даже самый маленький может быть большим другом». А Ослик перестал быть одиноким только тогда, когда сам стал заботиться о других.

Сказка читалась младшим школьникам не до конца. Педагог останавливал чтение в тот момент, когда назрела конфликтная ситуация, и предлагал ученикам самостоятельно придумать и записать окончание сказки.

После выполнения задания ученикам дочитывается сказка до конца и предлагается ответить на ряд вопросов:

1. Понравилась ли тебе сказка?

2. Чем она тебе понравилась и почему?

3. Почему подружились Ослик и Мышонок?

4. Зачем автор упомянул о том, что Медвежонок был сердитым?

5. Почему слова мышонка «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я» написаны заглавными буквами?

6. Когда Ослик перестал быть одиноким?

Первые два вопроса помогали выявить эмоциональное отношение к произведению, его героям. Третий вопрос связан не только с глубиной восприятия текста, но и с умением понять Другого, увидеть мотивы его действий. Четвертый вопрос был задан с целью определить отношение ребенка к герою сказки. Пятый и шестой вопросы призваны были «направить» ребенка на раскрытие главной идеи текста. Таким образом, данная серия вопросов затрагивала разные стороны восприятия младшего школьника, способствовала осмыслению авторской позиции, давала возможность для обобщения прочитанного, а в результате позволяла увидеть позицию ребенка, его отношение к героям и их поступкам, к конфликту и возможности выхода из него.

Количественные результаты представлены ниже.

Количественные результаты представлены ниже  1

Рис. 4. Уровни толерантности младших школьников (по работе со сказкой)

Качественный анализ ответов детей помог нам определить уровень толерантности каждого ребенка и составить общую картину сформированности отдельных компонентов толерантности.

9 младших школьников (41%) характеризовались низким уровнем толерантности. Дети не видели конфликта, а если и замечали его, то никак не пытались его разрешить. Другой вариант: дети боялись конфликта, но ничего не предпринимали, надеясь, что все решится само собой.

10 младших школьников (48%) демонстрировали средний уровень толерантности. Они пытались разобраться в конфликте, наладить отношения, но у них это не получалось. Другой вариант: разногласия проходили сами собой, активных действий для этого никто не предпринимал. Третий вариант: конфликт решался односторонне. Одна сторона принимала и понимала позицию Другого, но остальные герои оказывались незамеченными или оскорбленными. Спорная ситуация разрешалась благодаря тому, что кто-то появлялся со стороны и улаживал разногласия. В итоге конфликт разрешался частично или полностью. Большинство младших школьников этой группы детей предпринимали попытки разрешить конфликт и сохранить мирные отношения, но это не всегда получалось

3 младших школьника (11%) демонстрировали высокий уровень толерантности. Решение исходило от одного или нескольких героев, которые совершали активные действия, объясняли свои позиции остальным, и Другие их понимали. Все участники прислушивались друг к другу и меняли свои позиции.

Проведенные диагностики позволили нам выявить уровень сформированности толерантности младших школьников и соотнести с выделенными критериями и показателями.

Таблица 1, Уровни сформированности толерантности младших школьников

Методика

Критерий толерантности

Уровень сформированности

Высокий

Средний

Низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Проективная методика «Несуществующее животное»

Мотивационный, эмоционально-волевой критерии

5

21

9

42

8

37

Тест на определение уровня толерантности М.А.Ковальчук

Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой критерии

8

37

8

37

6

26

Тестирование, Когнитивный, поведенческий критерии

7

31

9

42

6

26

Сказка Г.М.Цыферова «Одинокий ослик»

Когнитивный, эмоционально-волевой критерии

3

11

10

48

9

42

Таким образом, 27% младших школьников (6 чел.) характеризуется высоким уровнем сформированности толерантности. Для данной группы характерно:

  • изображение миролюбивых животных, линии рисунка были равномерные, уверенные.

уверенность в себе, возможность выразить свое мнение; понимание того, что личная свобода заканчивается так, где начинается свобода других;

  • всегда принятие различий между нациями, всегда интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпимость к обычаям и условиям жизни других народов;

при решении конфликта решение исходит от одного или нескольких героев, которые совершают активные действия, объясняют свои позиции остальным, и Другие их понимают. В идеале все участники прислушиваются друг к другу и меняют свои позиции (по сказке).

41% четвероклассников (9 чел.) характеризуются средним уровнем сформированности толерантности. Для данной группы характерно:

  • избирательный характер толерантности, проявление в конкретной ситуации, к конкретному человеку;

неуверенность детей в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение;

  • иногда принятие различий между нациями, иногда интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпимость к обычаям и условиям жизни других народов;
  • герой пытается разобраться в конфликте, наладить отношения, но натыкается на стену непонимания, после чего опускает руки. Другой возможный вариант: разногласия проходят сами собой, активных действий для этого никто не предпринимает (по сказке);

возникновение конфликта при определенных условиях, т.к. гибкость отсутствует.

32% четвероклассников (7 чел.) характеризуется низким уровнем сформированности толерантности. Для данной группы характерно:

  • обладание низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности;
  • дети напряжены, раздражительны, равнодушны, недоверчивы, стремятся к лидерству, самоутверждению, обладают низким уровнем коммуникативной компетентности;
  • невидение

Количественные результаты представлены ниже (Рис. 5).

Количественные результаты представлены ниже рис  1

Рис. 5. Уровни сформированности толерантности младших школьников

(по результатам изучения)

Таким образом, у учащихся второго класса доминировал средний уровень с тенденцией к низкому. Данный результат мы объясняем небольшим опытом общения, недостатком знаний, эгоцентризмом, свойственным детям данного возраста.

Более того, результаты исследования подтвердили теоретическое положение о том, что в стихийном процессе толерантность младших школьников не формируется – для этого требуется целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, а также создание определенных педагогических условий, способствующих процессу воспитания толерантности младших школьников.

2.2 Э кспериментальная работа по реализации условий воспитанию у младших школьников толерантных качеств личности во внеурочной

деятельности

С целью воспитания толерантных качеств личности младших школьников был проведен комплекс занятий во внеурочное время (модифицированный вариант занятий О.В.Лисиной).

Содержание занятий для младших школьников направлено на привлечение их внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием толерантности, развитие умения общения с разными людьми.

На практике было проведено 10 занятий по 40 минут. Содержание каждого занятия было направлено на формирование и развитие нравственных ценностей учащихся: добро, справедливость, честность, толерантность и др. Тематика занятий представлена в Приложении 3. При проведении занятий мы использовали индивидуальные, групповые и фронтальные организационные формы работы.

Структура занятий включала в себя: ввод в проблему, обсуждение проблемы, выполнение упражнений и игры, выводы и рефлексия.

Содержанием занятий выступали понимание и обсуждение таких нравственных понятий как «добро», «зло», «справедливость», «честность», «толерантность», «традиции», «приветливость», «дружелюбие», «терпимость», «милосердие» и др.

В начале занятий для нас было важным актуализировать представления об основных добродетелях человека поэтому подведение второклассников к содержанию занятия осуществлялось разными способами. В одном случае мы предлагали второклассникам обсудить конкретные ситуации. Например, на 1 занятии «Добро и зло» ребятам предлагало сь порассуждать над такой ситуацией:

« Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал … »

  • Как вы считаете, о чем думал Петя? (« И, наконец, он принял правильное решение »).

  • Какое решение принял Петя?

  • Как оценить его поступок?

В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что доброта – это помощь людям, животным, растениям.

  • А какие добрые поступки совершали вы? (записываются на доске под словом «Добро», обсуждение 2-3 минуты).

  • Почему вы так делали?

По теме «Справедливость и сочувствие» второклассникам была предложена следующая ситуация: «

  • Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было ему поступить?

  • Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (обсуждение 2-3 минуты).

  • Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации, которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.

На занятии «Что такое толерантность» ребята рассуждали о том, как чувствует себя человек, когда он попадает в мир, где он «не такой, как все»? Что мы можем для него сделать? Как помочь ему? Почему хорошо, что мы разные? Что нас объединяет, несмотря на то, что мы разные?

Далее была организована работа с плакатом определений толерантности.

Толерантность – это …

  1. Сотрудничество

  2. Уважение человеческого достоинства

  3. Уважение прав других

  4. Принятие другого человека таким, какой он есть

  5. Способность поставить себя на место другого человека

  6. Признание многообразия

  7. Признание равенства других

  8. Терпимость к чужому мнению, поведению…

В результате обсуждений, второклассники пришли к выводу, что толерантность – это принятие мира и живущих в нем людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, даже недостатками, умение понимать и уважать их непохожесть. Это не покорное терпение, а активное отстаивание равных прав всех людей.

Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства мы формировали в процессе взаимоотношений их со сверстниками во время игры, развивающих упражнений, проигрывании ситуаций. На занятии по теме «Уважение к людям» второклассникам предлагалось проигрывание ситуацию, в которой они будут следовать схеме, помогающей достойно выйти из любых конфликтных ситуаций (спор, оскорбление).

Ребята делились на группы и через 5 мин. показывали свои ситуации. Далее все принимали участие в совместном обсуждении результатов.

На занятии «Что такое толерантность» с целью научиться видеть сходства и различия с другими людьми мы использовали игру «Звездочки и созвездия». На этом же занятии с целью развития коммуникативных навыков общения, повышения уровня согласованности действий в группе мы предложили игру «Бинго». Каждый участник должен найти из членов своей группы игрока, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке: может сварить суп, любит рисовать танцевать, уроки математики, играет в футбол и пр. Первый, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго». Тот, кому удалось собрать пять подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре. Игра продолжалась, пока человек 6-7 не собрали по пять подписей в «Бинго-формуляре».

В процессе проведения занятий мы активно использовали развивающие упражнения. На занятии по теме «Я и группа» ребятам предлагалось выполнить упражнение «Каким я тебя вижу». Цель: способствовать возникновению интереса к другим людям. Ребятам предлагается на основе уже полученной информации представить своего партнера группе, но необычным образом. Представьте своего партнера, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Например: «Павел – напоминает мне плюшевого медведя, так как излучает дружелюбие. Во время беседы с ним я получил большое удовольствие». Пары остаются такие же, как в предыдущей игре.

Традиционным для нас было завершение воспитательных занятий. В конце занятий мы обсуждали, что понравилось и запомнилось, ребята высказывали свое мнение. В качестве помощи предлагались вопросы: Чему научились на занятии? Что было непонятно? Над чем вы еще размышляете? Что вам мешало? Какую игру вы бы провели еще раз?

Далее выполнялся ритуал прощания: каждый второклассник желал классу что-нибудь хорошее, говорил всем комплимент или разыгрывал сценку. После этого задания все встали кружком как можно ближе друг другу, теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто обнимаем всех.

Итак, в процессе воспитательных занятий с второклассниками мы использовали игру (для формирования добрых взаи­моотношений и сотрудничества); элементы групповой дискуссии (с целью углубления понимания нравственных категорий); опору на эмоциональный отклик ребенка (эмоциональное настроение и создание атмосферы доброжелательного взаимопонимания).

Контрольный этап эксперимента позволил выявить результативность и эффективность проделанной работы.

По результатам методики «Несуществующее животное» 37% (7 чел.) проявили агрессивное отношение к окружающим; высокий уровень агрессии продемонстрировали 31,5% (6 чел.); доброе отношение к окружающим продемонстрировали 31,5% (6 чел.).

С целью выявления уровня толерантности младших школьников (понимание друг друга, помощь друг другу, терпимое отношение друг к другу) был проведен тест на определение уровня толерантности М.А.Ковальчук. Результаты находятся в пределах достаточного уровня и практически не изменились по отношению к «стартовой» диагностике (Приложение 2).

С целью выявления, проявляют ли младшие школьники толерантность в практической деятельности, было проведено тестирование. 42% (8 второклассников) проявляли толерантность в практической деятельности; 31,5% (6 чел.) недостаточно толерантны, при этом для них характерно доброе отношение к людям; 26% (5 чел.) не проявляли толерантность (Приложение 2).

Качественный анализ ответов второклассников по сказке Г.М.Цыферова «Одинокий ослик» помог определить сформированность отдельных компонентов толерантности. 31% (6 младших школьников) характеризовались низким уровнем толерантности. Дети не видели конфликта и/или боялись его. 42% (8 младших школьников) демонстрировали средний уровень толерантности. Они пытались разобраться в конфликте, наладить отношения, но у них это не получалось. 26% (2 чел.) демонстрировали высокий уровень толерантности (Приложение 2).

По результатам эксперимента можно констатировать, что 37% (7 второклассников) характеризовались высоким уровнем сформированности толерантности; 37% (7 чел.) – средним уровнем, 26% (5 чел.) – низким уровнем сформированности толерантности. В результате эксперимента увеличилось на 16% число второклассников с высоким уровнем толерантности, сократилось на 5% число второклассников с низким уровнем (Приложение 2).

Наглядно количественные результаты эксперимента представлены ниже.

Далее была организована работа с плакатом определений толерантности  1

Рис. 6. Результаты экспериментальной деятельности

После проведения воспитывающих занятий практически у всех второклассников по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика. Позитивная динамика формирования толерантности обеспечивалась педагогическими условиями, которые характеризовались специфическим содержанием и организацией практической работы с учащимися.

Мы реально понимаем необходимость закрепления сформированного субъективного опыта толерантного поведения ребенка. Поэтому составили рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов.

  1. Для воспитания толерантности у младших школьников необходима с пециально организованная педагогом деятельность воспитанников: игра , познание, развивающие упражнения, элементы дискуссии, общение.

  2. В процессе формирования толерантного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того чтобы младший школьник осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния проживать или восстановить в своей эмоциональной памяти.

  3. В младшем школьном возрасте наиболее востребованными выступают такие методы, формы и средства воспитания толерантности, как художественная литература, игра, воспитывающие ситуации, рассказ, объяснение, личный пример, упражнение, что обусловлено социально-психологическими особенностями данного возраста и своеобразием процесса воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

  4. Методы, формы и приемы воспитания толерантности у младших школьников оказывают целостное влияние на формирование необходимых составляющих толерантной личности.

  5. Результат воспитания во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его ценностей, отношений, педагогической концепции.

Таким образом, воспитание толерантности младших школьников обеспечивается, Заключение

В результате теоретического и практического анализа проблемы исследования мы пришли к следующим выводам.

Толерантность мы рассматриваем как

Основой толерантности как личностного качества младшего школьника является активная социальная позиция и готовность выстраивать гуманистические отношения между людьми, имеющими разное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения. Это возможно только при наличии мотивации и осознания ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознание того, как важно это качество для общества (социальная цель)

Толерантность как целостное образование имеет свою структуру, которая выражается в соподчиненности ее компонентов (мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого), а также критериев и показателей.

Цель воспитания толерантности: формирование у младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств личности. В основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Основным критерием достижения целей и задач воспитания толерантности выступает сформированность у младших школьников умений конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

В ходе констатирующего эксперимента выявлено доминирование среднего и низкого уровней толерантности учащихся второго класса. Данный результат мы объясняем небольшим опытом общения, недостатком знаний о толерантности, эгоцентризмом, свойственным детям данного возраста. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили теоретическое положение о том, что в стихийном процессе толерантность младших школьников не формируется, для этого требуется целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, а также создание определенных педагогических условий, способствующих данному процессу воспитания.

В процессе формирующего эксперимента мы апробировали систему воспитательных занятий, ориентированных на воспитание толерантных качеств личности младшего школьника, которые проводились во внеурочное время. В ходе проведения занятий использовались элементы групповых дискуссий (с целью углубления понимания нравственных категорий), игры (для формирования добрых взаи­моотношений и сотрудничества), опора на эмоциональный отклик.

После проведения воспитывающих занятий практически у всех второклассников по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика, которая обеспечивалась педагогическими условиями, которые характеризуются специфическим содержанием и организацией практической работы с учащимися.

Результаты исследования подтвердили теоретическое положение о том, что в стихийном процессе толерантность младших школьников не формируется – для этого требуется целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка, а также создание определенных педагогических условий, способствующих процессу воспитания толерантности младших школьников.

Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза доказана.

Проделанная работа позволила обозначить перспективы дальнейших исследований: специфика воспитания толерантности у детей в развивающих системах обучения начальной школы; генезис и динамика воспитания толерантности у детей школьного возраста и др.

Список использованной литературы и источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vospitanie-tolerantnosti-u-mladshih-shkolnikov-2/

  1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. – 223 с.

  2. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л.В.Байбородова // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1(34).

    – [Электр.ресурс]. – Режим дос­тупа: URL: http :// vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/19_19/.

  3. Богданова, В.В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования / В.В.Богданова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2006. – №6. – [Электр.ресурс]. – Режим дос­тупа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-mladshih-shkolnikov-ponyatie-model-formirovaniya

  4. Братченко, С.Л. Психологические основы толерантности учителя / С.Л.Братченко, Е.В.Алексеева // Монологи об учителе. – СПб.: СПбАППО, 2003. – С.165-172.

  5. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З.Вульфов //Внешкольник – 2002. – №6. – С. 12-16.

  6. Золотухин, В.М. Толерантность / В.М.Золотухин – Кемерово: ЮТУ, 2001. – 145 с.

  7. Каганович, С.Л. Пути формирования толерантного сознания в российской школе / С.Л.Каганович – [Электр.ресурс]. – Режим доступа: URL: http :// www . tolerance . ru / p teacher kabinet . shtml

  8. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А.Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 2. – С. 46-54.

  9. Лобашов, В.Д. Толерантность учебного процесса / В.Д.Лобашов

    //Образование в современной школе. – 2005. — №6. — С.8-16.

  10. Мурашов, А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима / А.А.Мурашов // Мир образования – образование в мире.– 2003.–№3. – С. 189-194.

  11. Первый в учебном году – урок толерантности // Справочник классного руководителя. – 2008. – №5. – С.2-3.

  12. Перфильева, Л.П. Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников как актуальная проблема педагогической науки и практики / Л.П.Перфильева // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010. – С. 14-18.

  13. Полищук, О.Н. Формирование толерантного мышления и поведения / О . Н . Полищук // Начальная школа. – 2012. – №12. – С. 8-11.

  14. Рожков, М.Н. Воспитание толерантности у школьников. / М.Н.Рожков, Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 191 с.

  15. Рубцова, О.В. Этническая толерантность: ищем, пробуем, реша­ем… Материалы научно-практической конференции и методические рекомендации. / О.В.Рубцова – [Электр.ресурс]. – Режим доступа: URL:

    http :// www . ifap . ru / library / book 292. pdf

  16. Спицина, О.А. Формирование толерантности у первоклассников в адаптационный период /О.А.Спицина // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С. 11- 14.

  17. Степанов, П .В. Воспитание толерантности у школьников : теория, методика, диагностика / П.В.Степанов – М.: АПКиПРО, 2003. – 84 с.

  18. Таранова, Е.В. Как создавалась система воспитания толерантности у учащихся 3-го класса / Е.В.Таранова – [Электр.ресурс].

    – Режим доступа: URL: http :// www . articles /412915/ .

  19. Тюкавкина, Н.В. Воспитание толерантности как фактор социализации младшего школьника / Н.В.Тюкавкина // Управление качеством образования. – 2009. – № 5. – С. 57- 61.

  20. Шалин В.В. Образование и формирование культуры толерантности / В.В.Шалин – [Электр.ресурс]. – Режим доступа: URL: http ://

    his . I September , г и/ article . php ? ID .

  21. Шрейдер, Ю.А. Вопросы толерантности / Ю.А.Шрейдер. –

    [Электр.ресурс]. – Режим доступа: URL: .

  22. Элиасберг, Н.И Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования. / Р.И.Элиасберг – [Электр.ресурс].

    – Режим доступа: URL: http :// www . ifap . ru / library / book 326. pdf .

  23. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б.Эльконин – М., 2001 – 226 с.

Приложения, Приложение 1, Критерии и показатели толерантности младших школьников

Критерии

Показатели, Мотивационный

позитивные личностные и социальные установки;

— позитивные коммуникативные установки.

Когнитивный

представление о проявлениях толерантности в поведении;

— представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта;

— знания о способах проявления сочувствия, поддержки;

— знания о способах вступления в контакт и отказа от него;

— умение просить и принимать помощь.

Эмоционально-волевой

проявление терпимого отношения к другим;

— самообладание, выдержка, волевое регулирование состояния.

Поведенческий

проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения;

конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.

Приложение 2

Методика

Констатирующий эксперимент, Контрольный эксперимент

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

М етодика «Несуществующее животное»

4

21

8

42

7

37

5

26

8

42

6

31

Тест на опр

7

37

7

37

5

26

8

42

6

31

5

26

Тестирование

6

31

8

42

5

26

7

37

7

37

5

26

Сказка Г.М.

2

11

9

48

7

37

5

26

8

42

6

31

Приложение 3, Тематика внеурочных занятий второклассников

п/п

Тема занятия

Цель, задачи

1.

Добро и зло.

Цель: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.

2.

Добрые отношения с друзьями.

Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия;

Формирование навыков точного межличностного восприятия.

3.

Справедливость и сочувствие.

Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.

4.

Честность и лживость.

Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.

5.

Уважение к людям.

Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам.

6.

Что такое толерантность?

Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.

7.

Жизненные ценности людей. Толерантность.

Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы.

Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…)

8-9.

Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.

10.

Толерантность к другим. Толерантное общение.

Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми.

Повышение уровня толерантности и сплоченности в группе.