«Воспитание культуры общения младшего школьника в различных видах деятельности.»

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения культуры общения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе.

Д ети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению с родителями и сверстниками. Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то оно лишено того содержания обаяния, уважения и доверия. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в период младшего школьного возраста происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми [1].

Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать свою личную и групповую деятельность, понимать ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать в разных жизненных ситуациях. Характер общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение всей его жизни [3].

Школа — главный помощник в становлении личности ребёнка.

Проблема воспитания культуры общения в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни [11].

Цель исследования:, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания культуры общения младшего школьника;

2. Рассмотреть разнообразие видов деятельности младшего школьника, дать им характеристику;

3. Выделить возможности воспитания культуры общения младшего школьника разнообразными видами деятельности .

26 стр., 12990 слов

Исследования: «Воспитание культуры поведения у младших

... организации? Тема исследования: «Воспитание культуры поведения у младших школьников в образовательной организации». Ограничение: младший школьный возраст - это период жизни ребенка с 7-11 лет, т.е. 4 года обучения. Объем выпускной квалификационной работы не позволяет ...

1. Теоретические основы культуры общения младшего школьника

Различные аспекты культуры общения и процесса ее формирования затрагивали в своих трудах отечественные педагоги – классики: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. В 70 — 80-е годы ХХ века интерес к детальному изучению культуры личности в целом и культуры общения в частности резко возрос. В этот период А.А. Леонтьев разрабатывает общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в учебно-воспитательном процессе. В системе российского образования проблеме воспитания культуры общения придается особое значение. Вопросы воспитания культуры общения учащихся отражены в работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Г.А.Цукерман, О.И. Даниленко [3].

Что же необходимо понимать под понятием «культура общения»?

Поиск смыслового значения строится на определении точек пересечения двух ее основополагающих понятий – культуры и общения.

Культура, как сложный феномен, не имеет однозначного толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей, результата или способа человеческой деятельности, системного качества общества и др. В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Л.Н. Коган подчеркивал двойственность культуры : с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им материальных и духовных ценностей, с другой – качественная характеристика человеческой

деятельности, показывающая, насколько эта деятельность соответствует

определенным требованиям и нормам.

целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться от общечеловеческих ценностей. В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает фундаментальное правило нравственности: «НЕ поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» [8].

В Толковом словаре В.И.Даля написано, что «общенье – это сообщенье, сообщество, взаимное обращение»; «общаться» значит «приобщаться, соединяться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться»

С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев) общение понимается как процесс установления целенаправленного контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей или осуществить целенаправленное воздействие на формирование отдельной личности в процессе коллективной деятельности (личностно ориентированное общение).

Более простое определение дается М.И. Лисиной. Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Как и у всякого объекта научного изучения, у общения выделяют ряд присущих ему свойств: общение есть взаимонаправленное действие; оно подразумевает активность каждого из его участников; участники рассчитывают получить отклик (ответ) от партнера по общению; каждый из участников этого процесса выступает как личность. Значение общения для человека велико. Общение для человека — среда его обитания. Без общения,

16 стр., 7971 слов

Исследование взаимосвязи психологической культуры и поведения сотрудников. Часть

... друга. Психологическая культура общения требует от человека достаточно большого внутреннего усилия, способности преодолеть ситуативные настроения и побуждения, способности управлять собой. Основу для научной разработки понятия психологической культуры, как внутренней культуры человека, ...

как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает

организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что культура общения — понятие многогранное. Это и

Культура общения – явление социальное, значит оно имеет норму. Социальные нормы – это правила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.

Культура общения личности

В структуре культуры общения можно выделить следующие

ценностный,

когнитивный,

поведенческий,

Эффективность воспитания культуры общения обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение отношений?

Для этого необходимы два условия:

первое – выбрать эффективные воспитательные методы, формы и средства;

второе – правильно организовать воспитательную работу [15].

Рассмотрим подробно воспитательные методы, формы и средства. Чтобы они давали эффективный результат, необходимо соблюдать требования:

— методы, формы и средства должны быть гуманными, не унижающими ребенка, не нарушающими его прав (это относится к детям любого возраста);

— методы, формы и средства должны быть реальными, осуществимыми, требующими логического завершения.

Методы воспитания культуры общения учащихся можно разделить на несколько групп:

— методы мотивации поведения личности (этическая беседа, рассказ, пример поведения из жизни и литературы, дискуссии, соревнования);

— проблемно-поисковые методы (проблемные задачи, спорные ситуации, проектирование);

— нетрадиционные методы (сказкотерапия, ролевые игры, игровые ситуации);

  • мотивационный (построение модели культурного человека);

-операциональный (акцентирование внимания учащихся на позитивных примерах поведения в ситуации общения);

— рефлексивный (переход культурно – нравственных правил общения во

внутренний план действий) [13].

Культура общения младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми. Наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии общительных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

14 стр., 6929 слов

«Роль общения в младшем школьном возрасте»

... младших школьников в общении с окружающими (Лисина М.И., Смирнова О.Е., Рузская А.Г.)[26;43]; о роли общения в образовательном процессе (Кон И.С., Зимняя И.А., Коломинский Я.Л.)[17]; – о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, сформулированные в ...

Следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают [15]:

действенные умения;

риторические умения;

умение вести диалог;

умение слышать и слушать и вести спор;

умение вставать на точку зрения другого;

умение работать сообща для достижения общей цели.

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Специфическая особенность контактов младших школьников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьников младшего школьного возраста [15].

И ещё одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из – за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников.

16 стр., 7846 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

... роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на ... личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, ...

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди младших школьников младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 10 к 15 годам. На протяжении младшего школьного возраста культура общения младших школьников друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы [15]:

первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших младших школьников эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младших школьников, взрослому или одиночной игре;

второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является функция – назначение речи быть средством общения.

Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты функции речи представлены в поведении школьника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения школьников необходимо именно через формирование речи общения.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: В. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского и др.

3 стр., 1372 слов

Педагогическая характеристика делового общения в профессиональной деятельности

... общение дизайнера с клиентами образует целостную социально-психологическую структуру профессиональной деятельности. Деловое общение в профессиональной деятельности ... подчинением некоторым ограничениям. 2. В педагогике выделяют пять видов делового общения — познавательное, убеждающее, экспрессивное, ... особенности письменной и устной речи, владеть техников речи, знать основы риторики публичного ...

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества – в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации).

Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

C точки зрения педагогики (например, А. А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).

Более простое определение дается М. И. Лисиной: общение – это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).

Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек [17].

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым.

6 стр., 2905 слов

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

... казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным. Вербальное и невербальное общение – это ... мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в ... развития общества. Нет другого способа сохранить и передать информацию и знания будущим поколениям, кроме как через устную и письменную речь. Формы языка Под вербальными ...

I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству с взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения [19].

Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Б. Ф. Ломов выделяет три функции общения:

— информационно-коммуникативная;

— регуляторно-коммуникативная;

— аффективно-коммуникативная.

Каждая личность выполняет множество функций: служебные (например, подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т. д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т. д.), что и обусловливает разные виды общения.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

— общение есть взаимонаправленное действие;

— оно подразумевает активность каждого из его участников;

4 стр., 1878 слов

Учебная деятельность детей с нарушением слуха

... познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ... речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в ... педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение ...

— участники его рассчитывают получить отклик / ответ от партнера по общению;

— каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

— организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

— формирование и развитие межличностных отношений;

— познание людьми друг друга;

— общение – необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется так называемый продукт общения – образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [21].

Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

— коммуникативную (передача информации);

— интерактивную (взаимодействие);

— перцептивную (взаимопринятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры общения у детей младшего школьного возраста.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

5 стр., 2215 слов

Игровая деятельность детей раннего возраста

... содержание игровой деятельности детей; Игры-фантазирование Знать особенности развития данного вида игр в дошкольном возрасте, влияние их на развитие личности ребенка. По возможности привести примеры. Сравнить данный вид игры с другими творческими играми детей. Режиссерские игры, ...

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность [15].

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей младшего школьного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в школу, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с учителем и другими работниками школьного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения [13].

Наиболее важными нравственными качествами, которые мы желаем видеть в наших детях являются:

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца» [20].

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду [6].

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения [9].

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем любая другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка и характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения. Именно поэтому взрослые должны стать эталоном, грамотным примером для подражания своему ребенку в привитии культуры общения.

Детская речь основана на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его речевых способностей. Задача воспитателя, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им речевые навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [12].

Таким образом, при воспитании культуры общения младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

2. Разнообразие видов деятельности младшего школьника и их характеристики

С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: внеурочной, игровой, трудовой, общения и досуговой. Каждый из шести названных видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте [10].

1. Учебная деятельность. Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция[13].

Компоненты учебной деятельности. Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.

Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.

важная и сложная педагогическая задача.

Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.

Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки.

Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям [18].

2. Необходимо обеспечить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по воспитанию культуры общения у детей младшего возраста. Здесь открываются еще большие возможности. Учитель может разработать программу по курсу «Культура общения», может организовать систему занятий под общим названием «Культура общения». С детьми, требующими особого внимания со стороны взрослого, проводится индивидуальная работа. Массовые мероприятия – КВНы, викторины, конкурсы, соревнования – способствуют сплочению детского коллектива, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Когда ребёнок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нём возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Трудовая

Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.

4. Игровая деятельность. Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влияет на развитие детей [7].

Известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного педагогического поля. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та

деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Выделим наиболее важные функции игры: социокультурное назначение игры; функция межличностной коммуникации; функция самореализации человека в игре; коммуникативная игра. Именно через сюжет игры педагог может вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в культуру общения не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника.

Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой деятельности. Дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет — не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения.

В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, для игры в классики нужна специальная тренировка.

Игры приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр и имел время для занятий ими.

Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус [7].

5. Общение. Расширяется сфера и содержания общения ребенка с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

Особенностями

Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание , деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

В старших группах детского сада между детьми существует уже довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада. Это объясняется появлением нового вида деятельности — учебы, переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения — общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты.

Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс).

Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

в процессе учебной работы в школе и дома;

информирование взрослых о своих делах и делах в школе;

запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;

запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, в этом случае к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще всего бывают девочки.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В. Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам:

предыдущий опыт общения;

пространственная близость (место жительства, соседство в классе);

совместная деятельность и игры.

Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность. Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения. Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек).

Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.

Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональной вовлеченности можно выделить

Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения. Первый — это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:

ориентированных на общение дома и в школе;

ориентированных на общение на улице.

У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.

Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей. [17]

6. Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию культуры общения. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения, выступать и говорить.

К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С.А. Шмаков).

Остановимся на методах, которые выделяет С.А. Шмаков более подробно.

1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например если в игре они выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.).

Игра помогает выявлять знания, степень общения и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.).

Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.

2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.

3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.

4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.

6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.

3. Возможности воспитания культуры общения младшего школьника разнообразными видами деятельности

Существуют самые разнообразные возможности воспитания культуры общения, которые педагог может использовать в своей работе. Выбор их зависит от целей и задач воспитания, от конкретной ситуации общения, от особенностей детского коллектива, от активности и творчества самого учителя.

Сложность воспитания культуры общения состоит в том, что оно обращено к сознанию ребенка и требует от него активного участия. В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Задача педагога — направить отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребёнку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договориться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; не нарушать тишину в классе шумным вторжением. Такие формы общения легче усваиваются ребёнком, если учитель его поддерживает, следит за тем, как он ведёт себя с одноклассниками, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством учителя приобретают опыт положительного общения. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение приобретает особую сдержанность [8].

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она в свою очередь, предполагает наличие у школьника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Серьезное внимание необходимо уделять практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры речевого общения.

В этой связи можно говорить о широком и узком понимании культуры

речевого общения. В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений).

В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и другие.

Воспитание речевой культуры общения предполагает: введение в активный словарь ребенка достаточного количества этикетных стереотипов; формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Конечно, речь и поведение взаимосвязаны. Поэтому освоение ребенком речевых норм осуществляется в единстве с изучением основных правил поведения [21].

Рассмотрим некоторые основные нравственные качества, которые должны быть сформированы у каждого ребёнка:

Вежливость:, Деликатность:, Скромность:, Общительность:

доброжелательности, приветливости к окружающим.

Общение является одним из важнейших средств воспитания. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребёнку усвоить определённые нормы и правила поведения, характер отношений. Педагог должен формировать в классе положительные межличностные отношения и уважительные отношения между детьми.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка. В процессе его развития происходят изменения всех психических процессов, которые коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности культуры общения младших школьников. Этот уровень зависит от выбранных воспитательных методов, форм, средств и правильно организованной воспитательной работы [16].

Характерными принципами воспитания культуры общения младших школьников является:

создание коммуникативно-информационной среды, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

создание деятельностно-стимулирующей среды, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства [10].

Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, скрывающим его сущность, относят цели обучения, содержания, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики можно выявить особенности развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает слияние образовательной, воспитательной и развивающей задач в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает самоцелью, а условием развития школьников. Моменты воспитания культуры общения можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения младших школьников. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками.

Первая форма – эмоционально – практическое культура общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому.

Далее у младших школьников наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться.

Особое место в таком взаимодействии занимает – подражание. Младшие школьники как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях младшие школьники не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она уже достаточна, сформирована у младших школьников. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении младшие школьники действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении младшие школьники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения младших школьников этого возраста.

Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Младшие школьники внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других младших школьников свои промахи и неудачи. В этот период младшие школьники огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах [3].

Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого младшего школьника. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Младшие школьники много разговаривают друг с другом, чем со взрослым. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают контакты, то со сверстниками младшие школьники взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

К 10-ти годам значительно возрастает число контактов. Младшие школьники рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении младших школьников. Наряду с этим между старшими и младшими школьниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Младший школьники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

Развитие в сфере культуры общения младших школьников происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для младшего школьника.

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности культуры общения у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы [18].

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Воспитание культуры общения обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается культура общения, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».

Для того чтобы определиться с методом воспитания культуры общения младших школьников рассмотрим некоторые методы и формы организации воспитания культуры общения младших школьников в различных видах деятельности.

Игра как возможность воспитания [14].

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности [7].

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

социокультурное назначение игры;

функция межнациональной коммуникации;

функция самореализации человека в игре;

коммуникативная игра;

Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам и отношений между действующими лицами.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в культуру общения не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшего школьника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечают познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений.

Развлекательная деятельность.

Развлекательная деятельность дает возможность младшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать умения и навыки общения, воспитывают у себя деловые черты характера.

Деятельность по интересам.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития младших школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младших школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако на равне с развитием способностей младших школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.

Досуговая деятельность.

Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию культуры общения. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.

Воспитание культуры общения младших школьников средствами народных игр.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами [7].

В свободное время можно проводить сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговариваем с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п.

Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

На сегодняшний день возможности или выбор методов достаточно разнообразен и в выборе конкретной методики, дидактической игры следует руководствоваться решаемой задачей, чтобы достичь единой цели – обучить и привить детям умение культурно общаться.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только, когда с ним разговаривайте, или поучайте, или приказывайте ему. Вы воспитывайте его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуйтесь или печалитесь, как вы общайтесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты – всего это для ребенка имеет большое значение».

Понаблюдайте, как разговаривают между собой школьники во дворе, в школе, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли взрослые обращаются к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляют слово «пожалуйста», благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Нередко родители любовно называют своего сына или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляет свойственное школьникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших [9].

Между тем каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильным, ошибочных.

Формирование культуры общения важно для нормального развития ребенка. Общение – один из наиболее важных факторов, формирующих личность человека.

Общение рассматривается в различных гуманитарных науках и имеет свои особенности видения, что и определяет каким должно быть формирование культуры общения. К примеру, в социологии под общением понимается способ существования внутренней эволюции или же способ поддержания так называемого «status quo» в структуре общества в той степени и мере, в которой эта отдельно взятая эволюция предполагает взаимодействие отдельной личности с обществом, которое невозможно другими способами (без общения).

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту предполагает:

— умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции;

— культуру речи, т. е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культура общения личности – полиструктурное образование, включающее три основных компонента: нормативно-ценностный (нравственный), когнитивный (познавательный) и поведенческий. Педагогический процесс формирования культуры общения младшего школьника – это целенаправленное создание условий для полноценного развития в структуре личности каждого компонента с приоритетом нравственного как основы культуры общения [17].

Нравственный компонент формируется через принятие ребенком установки на развитие культуры общения как культуры сотрудничества, а не соперничества. Развитие поведенческого компонента предполагает системный подход и обусловлено сложившейся или специально созданной организационной структурой группы. В младшем школьном возрасте нет предпосылок для полноценного развития когнитивного компонента культуры общения. Информирование детей по тем или иным вопросам должно носить контекстный характер.

Традиции отечественной педагогической теории и практики не позволяют свести сложный многогранный процесс развития культуры общения к формированию у младших школьников только положительных поведенческих стереотипов. Совершенствование нравственного компонента — основная задача формирования подлинной культуры общения личности. Поэтому отбор содержания, методов, средств и форм организации для реализации задач формирования культуры общения младших школьников должен осуществляться с точки зрения положительного или отрицательного их влияния на нравственное становление младшего школьника.

Что касается поведенческого компонента культуры общения (владение средствами

Когнитивный компонент культуры общения (понимание сущности и функций общения, эталонные представления о культуре общения, знание этикетных норм, критериев оценки собственного общения и общения других людей) выступает в качестве дополнительного, хотя он более других подвержен быстрому изменению. Это зачастую приводит в педагогической теории и практике к попыткам абсолютизировать данный компонент, а его содержание представить в качестве основного критерия оценки культуры общения личности.

Формирование культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Младший школьник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения [17].

Таким образом, рассмотрев возможности воспитания культуры общения младших школьников можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать культуру общения младших школьников.

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что воспитание культура общения основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании культуры общения необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы, что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/svobodnoe-obschenie-detey-kak-vospityivayuschaya-deyatelnost/

  1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов – М.: Просвещение, 1983г.

  3. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 485 с.

  4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990.

  5. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер, 2000. – 304 с.

  6. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики. 2006 – 144 с.

  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

  8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

  9. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов – М.:2006 – 76 с.

  10. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов – М.: Гардарики, 2006

  11. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003

  12. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

  13. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методика начального обучения». – Караганда: Издательство КарГУ, 2004. – 211 с.

  14. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

  15. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. — 188 с.

  16. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.

  17. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога /Курган, 2004 г.

  18. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.

  19. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

  20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

  21. Словарь-справочник по теории воспитательных систем/ Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  22. Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003

  23. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.

  24. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974 — 80 с