Актуальность проблемы формирования у детей основ пожарной безопасности

Исследование настоящей работы обусловлено остро стоящей проблемой пожарной безопасности в ее социальном аспекте. Под пожарной безопасностью понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей и материальных ценностей. Пожарная безопасность состоит из двух основных направлений: предупреждения и тушения возникших пожаров. Среди лиц, пострадавших на пожаре, 20% составляют дети и подростки. Причиной каждого десятого пожара в стране, согласно классификации, применяемой Государственной противопожарной службой МЧС России, является «неосторожное обращение с огнем детей». Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор, а их последствия негативно сказываются как на здоровье и благополучии отдельных людей, так и на социальной ситуации в регионе (утратившие в результате пожара жилье, имущество и трудоспособность граждане часто пополняют ряды маргинальных слоев общества).

Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение пожаров имеет социально-экономический эффект, повышает уровень благосостояния населения страны.

Актуальность проблемы формирования у детей основ пожарной безопасности при взаимодействии школы и семьи обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у школьников, зависит будущее страны. Одним из направлений в личностной ориентации является формирование у детей основ пожарной безопасности, как составной части развитой личности.

Проблема формирования у детей основ пожарной безопасности имеет глобальное значение, поскольку жизнедеятельность человека в современном обществе немыслима без культурного решения данной проблемы. Культура ведения безопасного образа жизни определяет ее качество и результаты, выступает необходимым условием организации продуктивного творческого труда и самосовершенствования человека.

В этой связи большое значение приобретает исследование проблемы формирования основ противопожарной безопасности у учащихся общеобразовательной школы.

В педагогической теории пока не сложилось единого мнения о содержании и способах формирования пожаробезопасного поведения — последовательности как осознанных, так и не полностью осознаваемых действий алгоритмического и эвристического характера по недопущению загорания, распространению пламени и по самоспасанию в условиях

7 стр., 3064 слов

Пожарная охрана в России

... охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную ... основы пожарной охраны, ... пожарной безопасности, принятые ранее. С принятием "Уложения" были заложены и осуществлены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров. ...

дефицита времени и поражающих факторов огня и дыма. В процессе преподавания предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» младшим школьникам даются сложные инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые они не способны осознать и выполнить.

У многих руководителей образовательных учреждений сложилось отношение к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» как к второстепенному, а в некоторых школах России (г. Белгород, г. Екатеринбург) даже осуществляется постепенное выведение этого предмета из образовательного процесса: вопросы формирования культуры безопасности исключены из раздела «Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях» в 1-4 классах, в связи с чем нецелесообразно ограничиваться рамками курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Проблема формирования у детей основ пожарной безопасности при взаимодействии школы и семьи в науке не исследовалась на должном уровне.

Интенсификация учебного процесса, высокие психоэмоциональные нагрузки предъявляют дополнительные требования к адаптационным ресурсам организма учащихся. Как следствие социальной дезадаптации развиваются нарушения физического и психического здоровья, формируются неадекватные поведенческие стратегии, снижаются когнитивные и креативные способности ученика.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков.

На состояние здоровья школьников оказывают влияние окружающая среда, питание, режим труда и отдыха, внутришкольные и внутрисемейные отношения, физическое воспитание.

Такое положение провоцирует возникновение так называемых «вредных» привычек, которые влекут за собой далеко не безопасные моменты поведения, не обеспечивает должного уровня физического, психического и нравственного здоровья, так необходимых для безопасного развития юной личности и, вообще, существования в наш, напичканный чрезвычайными ситуациями, период.

Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью общества в целенаправленном формировании основ пожарной безопасности школьников при взаимодействии школы и семьи, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научном плане.

Проблема исследования показывает, что причины низкого уровня формирования основ пожарной безопасности, по видимому, заключаются в том, что педагогическая теория не дает достаточного представления о сущности, структуре и специфике взаимодействия школы и семьи в вопросах

образования и воспитания школьников, не раскрывает в полной мере возможности учебно-педагогического процесса для формирования основ пожарной жизнедеятельности.

На основании обозначенной актуальности и проблемы исследования нами была выбрана тема курсовой работы: «Взаимодействие школы и семьи в формирование у детей основ пожарной безопасности».

11 стр., 5006 слов

Общая психологическая подготовка пожарного

... формы и содержание общей психологической подготовки пожарных к действиям в боевой обстановке. Идейно-политическое воспитание. Глубокая идейная убежденность и политическая сознательность являются основой для формирования у пожарного необходимых волевых и моральных ...

Объект курсовой работы

предмет курсовой работы — формирование основ пожарной безопасности в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель курсовой работы, Задачи курсовой работы:

рассмотреть проблему формирования основ пожарной безопасности у учащихся;

  • исследовать методические аспекты формирования основ пожарной безопасности у школьников;
  • исследовать сущность взаимодействия школы и семьи в вопросах формирования у детей основ пожарной безопасности;
  • организовать работу школы по формированию у учащихся основ пожарной безопасности при взаимодействии школы и семьи.

Методы курсовой работы:, Структура курсовой работы.

Глава 1. Теоретические и методические вопросы формирования у школьников основ пожарной безопасности.

1.1. Формирование основ пожарной безопасности у школьников как педагогическая проблема.

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое-кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной пожаров становится отсутствие у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, в нашем случае, опасность возникновении пожара.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.

Формирование основ пожарной безопасности – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, таких, как пожар.

5 стр., 2450 слов

«Формирование у младших школьников основ культуры здорового ...

... и сущность здорового образа жизни; изучить основы формирования у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью; определить наиболее эффективные современные формы и технологии воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни; Методы исследования:, ...

Формирование основ пожарной безопасности – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели.

Формирование основ пожарной безопасности – функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания.

Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры пожарной безопасности у педагога и учащихся.

Формирование основ пожарной безопасности является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Принцип формирования пожарной безопасности ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.

1.2. Методические аспекты формирования основ пожарной безопасности у школьников.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

14 стр., 6698 слов

«Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности ...

... ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе рекомендована к использованию программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», ... имеющих подготовку по основам безопасности жизнедеятельности для формирования у детей понятий безопасного поведения, воспитания ...

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Реализация педагогического условия ориентирования школьника на обеспечение пожарной безопасности в ОУ должна осуществляться в рамках предмета Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может способствовать информационному ориентированию школьника о формировании безопасного поведения. В свою очередь это привело к тому, что в 2004/2005 учебном году в общеобразовательных учреждениях был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), составленный в соответствии с программой «Основы безопасности жизнедеятельности. II-IX (X) классы», утвержденной Министерством образования Российской Федерации. С этого времени в общеобразовательных учреждениях всех типов он изучается каждым учащимся, в том числе и начальной школы, и представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности.

В основу курса положена формула «триады» — система безопасности «природа — человек — общество»: выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих и определяются способы и направления противодействия этому процессу.

Для формирования пожаробезопасного поведения необходимо использовать большинство учебных предметов начальной школы.

Выдающиеся отечественные психологи JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин считали, что у младших школьников, наряду с образным, развивается и логическое мышление, поэтому, формируя учебно-познавательную деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с образным мышлением. В этой связи уже в младшем школьном возрасте формирование пожаробезопасного поведения необходимо начинать с создания представлений о пожарной опасности и безопасности, т.е. целостных образов, складывающихся в сознании детей и определяющих смысловую, целевую и пространственно-временную направленность их поведения в условиях пожара не только в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, информатики, труда и физической культуры.

8 стр., 3911 слов

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

... дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе. Каковы же важные физиологические особенности младшего школьного возраста? Рассмотрим более детально. 1. Глобальная перестройка организма Младший школьный возраст ... для формирования произвольного поведения в будущем. Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии ...

Достижение предполагаемых результатов в деле обучения безопасному поведению возможно при условии обеспечения учащихся и учителей дидактическими средствами: учебными, учебно-методическими и наглядными пособиями, плакатами, видеоматериалами и т. п. Основным структурным элементом учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», раскрывающим содержание обучения в соответствии с программой по курсу, является систематизированный учебный материал в виде сведений, понятий, и правил о дорожном движении, о пожарной безопасности, о здоровье и его охране. Основной текст, представленный в пособии, служит источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Язык основного текста максимально адаптирован к психологическим, возрастным возможностям детей, без нарушения принципа научности. Кто-то скажет, что учащимся 2-го класса, например, легче и проще назвать автобус, троллейбус или трамвай просто машиной, а не маршрутным транспортным средством, как это написано в учебном пособии. «Проще» не всегда означает «правильно». Работа с текстами учебного пособия может быть различной. Все зависит от учителя, его квалификации, опыта работы и возможностей обучаемых. Педагог сам может читать статьи, выделяя по ходу чтения ключевые моменты темы. Читать могут и учащиеся: самостоятельно про себя, «цепочкой» вслух по предложению, абзацу. Главное, чтобы каждое положение, термин той или иной статьи был проработан учащимися.

Безусловно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» дает школьникам информацию, которая становится знанием через ее присвоение субъектом. Тем не менее одного знания ребенком правил пожарной безопасности. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем

многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях «Основ безопасности жизнедеятельности», максимально используя учебный материал.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением

Учеными был обобщен опыт работы разных учреждений и выделены основные направления в работе со школьниками:

  • валеологического просвещения школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.
  • ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.

— с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, способствующий укреплению здоровья.

18 стр., 8870 слов

Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи

... логического мышления. Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР ». Цель работы:, Объект исследования, Предмет исследования:, В работе проявляется гипотеза о том, что ...

  • формирование представления младшего школьника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
  • через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей младшего школьного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.
  • используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
  • в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.
  • профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния младших школьников.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников включает основные принципы его реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов общеобразовательного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями школьников.

Определено, что в силу возраста, вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения в процессе учебно — воспитательной работы. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является важным стимулом общения. В связи с этим становится актуальным использования в учебно-воспитательном процессе дидактических развивающих игр.

В работе Каплан Я. Б. Проблемно-тренинговые ситуации как средство формирования пожаробезопасного поведения младших школьников рассматривались проблемно-тренинговые ситуаций как средства формирования пожаробезопасного поведения младших школьников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены фундаментальными предпосылками формирования пожаробезопасного поведения, выявленными в трудах философов, педагогов и психологов (проблемно-тренинговые ситуации, их функции); личным участием автора в опытно-поисковой работе; проверкой результатов на различных этапах и их сопоставлением до и после опытно-поисковой работы; применением методов статистической обработки данных.

Были вынесены следующие положения:

1. Формирование пожаробезопасного поведения целесообразнее всего начинать именно в младшем школьном возрасте: дети этой возрастной категории более восприимчивы к приобретению знаний, умений и навыков, чем дети среднего и старшего школьного возраста, которые воспринимают знания в этой области как само собой разумеющиеся, очевидные, поэтому, полноценно их не усвоив, оказываются не готовы к их применению на практике.

29 стр., 14207 слов

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

... ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Основы безопасности жизнедеятельности старших дошкольников ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. ЗАДАЧИ ...

2. В отличие от традиционного обучения в рамках курса «Культура безопасности жизнедеятельности», когда на уроках преимущественно осуществляется передача знаний в готовом виде и формирование, в основном, репродуктивных умений и навыков, мы считаем, что для формирования пожаробезопасного поведения младших школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности должны применяться проблемно-тренинговые ситуации, которые за счет реализации присущих им функций, способны придать алгоритмично-эвристический характер самоспасательным действиям детей.

3. Необходимо преодолеть существующее положение, когда разрозненные методические рекомендации по формированию пожаробезопасного поведения младших школьников составлены без учета логической имплицитации. Для этого формирование пожаробезопасного поведения необходимо проводить поэтапно: на информационно-профилактическом и когнитивном этапах сформировать представления и знания о пожарной опасности, а на мотивационном и алгоритмично-эвристическом этапах — представления, знания, умения и навыки пожарной безопасности.

4. У младших школьников необходимо формировать осознанное пожаробезопасное поведение, а не противопожарную деятельность по ликвидации загорания: при обнаружении очага, который неизбежно приведет к пожару, младший школьник должен покинуть помещение и проинформировать о случившемся, а не предпринимать действий по его тушению, т.к. борьба с огнем и дымом — это деятельность взрослых людей или профессионалов.

5. В противовес традиционному формированию у младших школьников навыков осторожного обращения с огнем, не учитывающему фактор времени, мы утверждаем, что целесообразно научить детей в пожароопасной ситуации не прятаться или предпринимать действия по ликвидации огня, а очень быстро выбрать оптимальный безопасный путь самоспасания и спасания других людей.

Выводы по главе 1

При анализе источников литературы было выявлено, что в младшем школьном возрасте формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования основ пожарной безопасности у школьников, готовых действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

В результате сделан вывод о том, что среда школы, основанная на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности младшего школьника в условиях нынешней реальности.

Следовательно, уровень формирования навыков безопасного поведения (в нашем случае – пожарная безопасность), тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике. Отсюда, несомненно, изучение и освоение теоретических и методических аспектов формирования у школьников основ пожарной безопасности, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, ведет к решению педагогической задачи в практическом мышлении ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по пожарной безопасности на полученные знания.

11 стр., 5043 слов

Права и обязанности ребенка в школе дома

... владеть своими правами и выполнять свои обязанности. Право ребенка в школе получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе. Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое ...

Пробовать использование педагогических возможностей проблемно-тренинговых ситуаций как средства формирования пожаробезопасного поведения младших школьников.

Суть которых отражается в следующих положениях:

1) формирование пожаробезопасного поведения — научно обоснованный процесс целенаправленного приобретения в ходе жизнедеятельности и в образовании новых представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимы для осторожного обращения с огнем, обеспечения защиты от поражающих факторов дыма и пламени и овладения действиями по самоспасанию;

2) формирование пожаробезопасного поведения целесообразнее всего начинать именно в младшем школьном возрасте, т.к. дети этой возрастной категории более восприимчивы к приобретению знаний, умений и навыков, которые помогут им избежать виктимной роли в пожарах;

3) проблемно-тренинговые ситуации — совокупность специально созданных экстремальных пространственно-временных обстоятельств, снимающих когнитивно-поведенческий диссонанс младших школьников, — являются средством формирования пожаробезопасного поведения, т.к. они выполняют следующие функции: профилактическую, способствующую предупреждению пожароопасного поведения; имитационную, позволяющую формировать ‘ умения и навыки самоспасания; антифобийную, преодолевающую страх и панику у младших школьников, не подготовленных к реальному пожару; сензитивную, усиливающую одоральные, аудиальные и кинестетические представления об опасных факторах пожара; проектировочно-прогностическую, позволяющую представить и оценить риски и возможные последствия правильных и неправильных действий при пожаре; координационную, связанную с согласованием эвакуационных самоспасательных действий в непригодной для> дыхания среде; пространственно-временную, помогающую принять алгоритмическое решение по самоспасанию и спасанию близких людей вне зависимости от места и времени возникновения пожара; ситуационно-эвристическую, помогающую быстро принять верное нестандартное решение по самоспасанию и спасанию близких людей.

Глава 2. Взаимодействие школы и семьи в вопросах формирования основ пожарной безопасности.

2.1. Сущность взаимодействия школы и семьи в вопросах формирования у детей основ пожарной безопасности.

Актуальным встает вопрос:

Могут ли семья и школа стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей? Преследуемые единую цель по развитию личности ребенка – особое основание сотрудничества семьи и школы в новой образовательной парадигме родитель – субъект образовательного процесса. Не возможно устранить деструктивные процессы в жизни подростков поодиночке.

Основополагающие принципы – семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности. Семья – приоритетная сфера педагогической работы, а школа – партнер семьи в воспитании личности.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, учителю необходимо поступить таким образом, чтобы родители стали не только помощниками, но и соратниками, непосредственными участниками процесса обучения и научения школьников законам и правилам сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в том числе, в обеспечении своей и окружающих пожарной безопасности.

Конечно, в общей системе подготовки населения пожаробезопасной жизнедеятельности должны принимать участие трудовые и учебные коллективы, средства массовой информации и т.д.

В старших классах учащиеся более осознанно, чем в предыдущих классах познают природу пожара, причины его возникновения и законы развития. Также они лучше усваивают информацию о мерах предупреждения возгорания и осваивают способы спасения людей и имущества, оказания помощи пострадавшим. Можно назвать и другие причины, но, как нам кажется, и обозначенные выше достаточно убедительны в пользу обучения старшеклассников пожарной безопасности в курсе ОБЖ.

Предложенная модель непрерывной подготовки школьников основам пожарной безопасности способна обеспечить решение таких главных задач, как:

В основе предлагаемой нами системы не только обучение правилам пожарной безопасности, но и обязательное формирование у учащихся специальных знаний, умений, практических навыков и привычек пожаробезопасного поведения, а также воспитание дисциплинированности и высокой пожаробезопасной культуры.

Обязательными принципами в работе с детьми по их подготовке к пожаробезопасной жизнедеятельности должны быть: взаимодействие образовательной структуры (дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы и т.д.) с социально-педагогической средой; учет возрастных психофизиологических особенностей обучаемых; учет индивидуальных качеств личности обучаемых.

Основная цель школы сделать так, чтобы организация обучения учащихся пожарной безопасности представляла собой стройную систему, элементами которой являются: педагоги, владеющие знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения и воспитания школьников данному предмету; соответствующая учебно-методическая база: специальные программы, литература, учебные пособия и методики, иллюстративные и др. материалы; учебно-техническая база: технические средства обучения, такие как видеотехника, компьютеры, макеты, модели, проекционная аппаратура и т.п.; специально оборудованные классы (кабинеты ОБЖ и т.п.) и тренировочные площадки, а так же другие средства, без которых невозможно качественно и эффективно организовать учебный процесс; и, конечно же, сами школьники.

Таким образом, решение проблемы подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности должно осуществляться с учетом требований инженерии, психологии и педагогики и направлено не только на формирование знаний, умений и навыков обеспечения пожарной безопасности, но и на формирование в целом пожаробезопасной культуры, понятие которой, наряду с отмеченными, включает такие составляющие, как уважение к людям, высокая дисциплинированность и привитое чувство ответственности не только за свою личную безопасность, но и за безопасность окружающих.

Система непрерывной подготовки школьников основам пожарной безопасности должна включать в себя специальную подготовку педагогических кадров, учебно-методическую базу, соответствующую задачам по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Пожарная безопасность»).

Также в систему должна входить организация учебно-воспитательной деятельности во взаимодействии с социально-педагогической средой по специальной технологии и методикам непрерывного и систематического образования.

Положительные результаты в этой работе возможны при условии комплексного подхода к решению задач по формированию у школьников пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения при пожаре и в оказании помощи пострадавшим. Целенаправленная, систематическая совместная деятельность школы с социально-педагогической средой, в первую очередь, с семьями школьников обеспечит эффективную подготовку школьников основам пожарной безопасности. Педагогическими основами создания системы непрерывной подготовки детей к пожаробезопасному образу жизни являются:

1. Цель — сохранение жизни и здоровья школьников в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся окружающей нас техногенной среды. Основная задача – подготовка

человека к пожаробезопасной жизнедеятельности.

2. Содержание подготовки основам пожарной безопасности должно носить интегративный характер и строиться на требованиях «Правил пожарной безопасности», ее «законов» и специальных правилах поведения. Организация взаимодействия школы и семьи в формировании у школьников основ пожарной безопасности должна включать в себя действенно-практические методы, формы и средства образования.

2.2. Организация взаимодействия школы и семьи в формировании у детей основ пожарной безопасности.

В дошкольном возрасте, как уже отмечалось, многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребенка. Естественно, что главным видом деятельности учащихся в течение всего времени пребывания в школе является учеба. Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальная подготовка».

Для полноценного взаимодействия школы и семьи в формировании у детей основ пожарной безопасности необходимо:

  • формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей;
  • освоение педагогами диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • внедрение форм организации совместной деятельности родителей и детей.
  • создание условий для партнерского взаимодействия школы и семьи.

Решить следующие задачи.

  • Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.
  • Разработать программу взаимодействия семьи и школы.
  • Оказать психолого-педагогическую, информационно-правовую, учебно-образовательную, методическую и организационную помощь семье.
  • Создать предпосылки для социальной активности семей.
  • Разработать рекомендации по внедрению в практику работы педагогов предложенных форм сотрудничества.

Организационная деятельность по реализации цели взаимодействия школы и семьи в формировании у детей основ пожарной безопасности.

  • Организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, оформление стендов и уголков для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, обучения детей и т.д.
  • Анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, интервью, вечера вопросов и ответов, опросы общественности, консультации специалистов и т.д.
  • Родительские собрание, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, конкурсы, благотворительные акции, проведение родительских недель, дни открытых дверей и т.д.

Этапы реализации данного проекта.

  • Организационно-подготовительный:
  • проведение педсовета школы с целью актуализации проблемы и создания инициативной группы;
  • проведение диагностической работы с целью изучения состояния семьи;
  • анализ ресурсных возможностей ОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность;
  • подготовка нормативно-правовой базы.
  • Организационно-практический:
  • формулировка задач в работе с родителями и педагогами для согласования их деятельности;
  • определить основные направления деятельности ОУ по взаимодействию с семьей;
  • разработка программы и основных принципов взаимодействия семьи и школы;
  • выработка критериев эффективности проделанной работы, способов оценивания результатов;
  • разработать рекомендации по внедрению в практику работы педагогов предложенных форм сотрудничества.
  • Обобщающе-аналитический:
  • разработать диагностические методики оценки результативности взаимодействия;
  • корректировка программы взаимодействия семьи и школы;
  • оценить влияние взаимодействия на социально-психологический климат школы и семьи.

Критерии эффективности проекта:

  • Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе;
  • Удовлетворенность учителей жизнедеятельностью в школе;
  • Степень информированности общественности;
  • Готовность нормативно-правовой базы;
  • Готовность научно-методических и кадровых ресурсов.

Ожидаемые результаты:

  • Объединение усилий семьи и школы в решении проблем ребенка.
  • Создание единого образовательного пространства.
  • Формирование устойчивой положительной мотивации к сотрудничеству между родителями и педагогами.
  • Модель распространения положительного опыта взаимодействия семьи и школы.

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории сельсовета, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т. п.).

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т. д.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня.

Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация.

Учебный процесс должен строиться с учетом конкретных условий и возможностей школы, ее материальной базы, опыта учителя, уровня подготовки учащихся. Известно, что максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом зависит от контакта учителя с родителями и воспитателями внешкольных учреждений, от их взаимопонимания и ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи. В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок взаимодействует постоянно: проживает, обучается, воспитывается и т.п.

Наивно думать, что школа в отрыве от социально-педагогической среды, в которой происходит почти вся жизнь ребенка, сможет в одиночку справиться с поставленными перед ней задачами по обеспечению безопасности детей. Поэтому, в повседневной работе по обучению и воспитанию учащихся пожарной безопасности, школа должна тесно сотрудничать с соответствующими органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области пожарной охраны, образования, здравоохранения и социальной защиты, общественными организациями, а также и с семьями учащихся. Все это и составляет ту социально-педагогическую среду, от которой в полной мере зависит процесс подготовки детей к пожаробезопасной жизнедеятельности и, в первую очередь, формированию у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыкам безопасного поведения при пожаре и оказания помощи пострадавшим.

Формы и методы такого сотрудничества многообразны. От внесения предложений в соответствующие инстанции по вопросам организации безопасных пожарных условий учащихся в школе, детских внешкольных учреждений, мест массового отдыха детей, посещаемых ими специализированных школ (спортивных, художественных, музыкальных и др.), учреждений культуры (цирков, театров, музеев и т.п.), до непосредственного участия в совместных мероприятиях с ними по обучению и пропаганде пожарной безопасности.

Вопросу взаимодействия школы и семьи в обучении детей пожарной безопасности, привитию им культуры поведения и дисциплинированности на улице, дороге и транспорте в практике уделяется некоторое внимание.

Тем не менее, учитывая особую важность поставленной проблемы перед взрослыми в обеспечении пожарной безопасности детей, сохранения их жизни и здоровья, этот вопрос следует рассмотреть более детально.

В семье ребенок проводит большую часть своей жизни. Поэтому в семье формирование у детей пожаробезопасного отношение к себе и окружающим, обучению навыками безопасно себя вести при пожаре должно рассматриваться наравне с другими задачами их обучения и воспитания. Очевидно, что ведущая роль в обучении и воспитании детей в семье принадлежит именно родителям и, в определенной, но немаловажной степени, старшим членам этой семьи (дедушка, бабушка, дядя, тетя и др., совместно проживающие с ребенком).

Но, нередко взрослые убеждены, что для обеспечения пожарной безопасности достаточно проводить с ними назидательные беседы типа: «Не бери спички!», «Не играй с огнем!» или «Это опасно!». Такого представления, к сожалению, придерживается большинство родителей. В соответствии с ним проводится обучение и воспитание детей в семье: они строятся, в большинстве своем, именно таким образом. Однако практика же показывает, что только знание и выполнение некоторых «Правил пожарной безопасности» (ППБ) абсолютной возможности обезопасить детей не дает. Это объясняется, в первую очередь, тем, что правила излагают в основном лишь норму, т.е. то, как должно быть. А вот как, какими приемами и методами их реализовать, какова «технология» их безопасного выполнения они практически не объясняют. Вот почему без специальных знаний, умений и навыков люди, а, в первую очередь, дети, оказываются не в состоянии безопасно выполнить требования «Правил пожарной безопасности».

В современных условиях жизнедеятельности человека, семьи, общества одних теоретических знаний ППБ оказывается недостаточно.

Причиной неправильного отношения в семье к обучению детей пожарной безопасности явилось то, что до последнего времени государство не уделяло должного внимания вопросам подготовки населения пожаробезопасному образу жизни. Обучение взрослых этому жизненно важному умению – пожаробезопасной жизнедеятельности проходит, как правило, на предприятиях в системе «Техника безопасности». Но, при этом основное содержание занятий было все-таки направлено на изучение лишь «Правил пожарной безопасности». Но даже при такой постановке вопроса обучению населения пожарной безопасности, в определенной мере, уделялось внимание.

Придавая исключительно важное значение роли семьи в формировании у детей пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, обучению их навыками безопасно себя вести при пожаре, учитывая степень подготовленности родителей к этому, сам собой напрашивается вывод: родителей необходимо научить тому, как обучить своего ребенка пожарной безопасности, культуре поведения и дисциплинированности дома, в школе, на улице и в транспорте. Задача школы в этом не очень проста.

Выводы по главе 2

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечиваю­щая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жиз­недеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование у детей основ пожарной безопасности будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.

Формирование пожаробезопасного поведения младших школьников будет успешным, если:

  • начинать формирование пожаробезопасного поведения в младшем школьном возрасте на основе имеющихся у детей не только адекватных, но и искаженных представлений о пожарной опасности и безопасности, разрозненных знаний, несформированных умений и навыков самоспасания, которые будут корректироваться и упорядочиваться в процессе образовательной деятельности;
  • в учебной и внеучебной деятельности, наряду с информацией, содержащей знания в готовом виде, сделать основной акцент на применении способных формировать как алгоритмические, так и эвристические способы самоспасания проблемно-тренинговых ситуаций — имитационных, моделирующих, виртуальных, проектировочных, прогностических, алгоритмических и эвристических, — которые воссоздают условия реального пожара без воздействия на детей опасных факторов;
  • содержание проблемно-тренинговых ситуаций будет соответствовать этапам формирования пожаробезопасного поведения: информационно-профилактическому, когнитивному, мотивационному и алгоритмически-эвристическому;

— в формировании пожаробезопасного поведения младших школьников придерживаться определенной логики: на первом и втором этапах сформировать представления и знания о пожарной опасности, а на третьем и четвертом — представления, знания, умения и навыки пожарной безопасности.

Система формирования у школьников основ пожарной безопасности должна включать в себя специальную подготовку педагогических кадров, учебно-методическую базу, соответствующую задачам по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Пожарная безопасность»).

Также в систему должна входить организация учебно-воспитательной деятельности во взаимодействии с социально-педагогической средой по специальной технологии и методикам непрерывного и систематического образования.

Положительные результаты в этой работе возможны при условии комплексного подхода к решению задач по формированию у школьников пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, основ безопасного поведения при пожаре и в оказании помощи пострадавшим. Целенаправленная, систематическая совместная деятельность школы с социально-педагогической средой, в первую очередь, с семьями детей обеспечит эффективную подготовку школьников основам пожарной безопасности.

Заключение

Актуальность проблемы формирования у детей основ пожарной безопасности при взаимодействии школы и семьи обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у школьников, зависит будущее страны.

В педагогической теории пока не сложилось единого мнения о содержании и способах формирования пожаробезопасного поведения — последовательности как осознанных, так и не полностью осознаваемых действий алгоритмического и эвристического характера по недопущению загорания, распространению пламени и по самоспасанию в условиях

дефицита времени и поражающих факторов огня и дыма. В процессе преподавания предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» младшим школьникам даются сложные инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые они не способны осознать и выполнить.

У многих руководителей образовательных учреждений сложилось отношение к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» как к второстепенному.

Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью общества в целенаправленном формировании основ пожарной безопасности школьников при взаимодействии школы и семьи, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научном плане.

Педагогическими основами создания системы непрерывной подготовки детей к пожаробезопасному образу жизни являются:

1. Цель — сохранение жизни и здоровья школьников в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся окружающей нас техногенной среды. Основная задача – подготовка

человека к пожаробезопасной жизнедеятельности.

2. Содержание подготовки основам пожарной безопасности должно носить интегративный характер и строиться на требованиях «Правил пожарной

безопасности», ее «законов» и специальных правилах поведения. Организация взаимодействия школы и семьи в формировании у школьников основ пожарной безопасности должна включать в себя действенно-практические методы, формы и средства образования.

Формирование основ пожарной безопасности является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность

неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является

объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Формирование пожаробезопасного поведения целесообразнее всего начинать именно в младшем школьном возрасте: дети этой возрастной категории более восприимчивы к приобретению знаний, умений и навыков, чем дети среднего и старшего школьного возраста, которые воспринимают знания в этой области как само собой разумеющиеся, очевидные, поэтому, полноценно их не усвоив, оказываются не готовы к их применению на практике.

В отличие от традиционного обучения в рамках курса «Культура безопасности жизнедеятельности», когда на уроках преимущественно осуществляется передача знаний в готовом виде и формирование, в основном, репродуктивных умений и навыков, мы считаем, что для формирования пожаробезопасного поведения младших школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности должны применяться проблемно-тренинговые ситуации, которые за счет реализации присущих им функций, способны придать алгоритмично-эвристический характер самоспасательным действиям детей.

Необходимо преодолеть существующее положение, когда разрозненные методические рекомендации по формированию пожаробезопасного поведения младших школьников составлены без учета логической имплицитации. Для этого формирование пожаробезопасного поведения необходимо проводить поэтапно: на информационно-профилактическом и когнитивном этапах сформировать представления и знания о пожарной опасности, а на мотивационном и алгоритмично-эвристическом этапах — представления, знания, умения и навыки пожарной безопасности.

У младших школьников необходимо формировать осознанное пожаробезопасное поведение, а не противопожарную деятельность по ликвидации загорания: при обнаружении очага, который неизбежно приведет к пожару, младший школьник должен покинуть помещение и проинформировать о случившемся, а не предпринимать действий по его тушению, т.к. борьба с огнем и дымом — это деятельность взрослых людей или профессионалов.

В противовес традиционному формированию у младших школьников навыков осторожного обращения с огнем, не учитывающему фактор времени, мы утверждаем, что целесообразно научить детей в пожароопасной ситуации не прятаться или предпринимать действия по ликвидации огня, а очень быстро выбрать оптимальный безопасный путь самоспасания и спасания других людей.

Учебный процесс должен строиться с учетом конкретных условий и возможностей школы, ее материальной базы, опыта учителя, уровня подготовки учащихся. Известно, что максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом зависит

от контакта учителя с родителями и воспитателями внешкольных учреждений, от их взаимопонимания и ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи. В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок взаимодействует постоянно: проживает, обучается, воспитывается и т.п

Наивно думать, что школа в отрыве от социально-педагогической среды, в которой происходит почти вся жизнь ребенка, сможет в одиночку справиться с поставленными перед ней задачами по обеспечению безопасности детей. Поэтому, в повседневной работе по обучению и воспитанию учащихся

пожарной безопасности, школа должна тесно сотрудничать с соответствующими органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области пожарной охраны, образования, здравоохранения и социальной защиты, общественными организациями, а также и с семьями

учащихся. Все это и составляет ту социально-педагогическую среду, от которой в полной мере зависит процесс подготовки детей к пожаробезопасной жизнедеятельности и, в первую очередь, формированию

у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыкам безопасного поведения при пожаре и оказания помощи пострадавшим.

Возможно приобретение положительного опыта взаимодействия семьи и школы в вопросе формирования у детей основ пожарной безопасности, если будут объединены усилия семьи и школы в решении данной проблемы, будет создано единое образовательное пространство при формировании устойчивой положительной мотивации к сотрудничеству между родителями и педагогами.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pojarnaya-bezopasnost-dlya-detey/

1.http://do.gendocs.ru/docs/index-177321.html ?page=2

2.http://cyberleninka.ru/article/n/shkola-semya-i-sreda-v-podgotovke-shkolnikov-osnovam-pozharnoy-bezopasno.

3. http://ppt4web.ru/pedagogika/formirovanie-partnerskogo-vzaimodejjstvija-shkoly-i-semi.html

4.http://www.dissland.com/catalog/problemno_treningovie_situatsii_kak_sredstvo_formirovaniya_pozharobezopasnogo_povedeniya_mladshih_sh.html

5. http://www.scienceforum.ru/2013/10/3503.

6. http://psychlib.ru/mgppu/disers/SkripnikLU/Slf-a-022.htm