Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности этого человека, его моральные убеждения, его внутренний мир «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», — говорил К.Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

13 стр., 6082 слов

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

... коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. В связи с развитием психолингвистики эти поиски стали не только интенсивнее, но и результативнее. 1. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии ...

Цель исследования — проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования развитие нравственности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

1.1 Содержание нравственного воспитания

Нравственное воспитание — это:

  • одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
  • целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
  • формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [9, с. 124]

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности . Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

4 стр., 1778 слов

Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей

... проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными « основоположениями», законами природы. Следует отличать, правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены. Коменский пришел ...

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом — формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

  • гуманности;
  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека. [9, c. 125]

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

  • воспитание гуманности как качества личности;
  • воспитание коллективизма;
  • формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. [9, c. 126]

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

10 стр., 4582 слов

Культурологический подход в решении вопросов духовно-нравственного ...

... способствующие реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся. Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической литературы по проблеме исследования. Современный период формирования системы образования в существенной ...

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности — одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. [9, c. 127-128]

1.2 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости . Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. [2, c. 76]

При этом действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

6 стр., 2694 слов

Русские народные сказки как средство воспитания нравственных ...

... потребность детей в героическом. Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ... иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей. Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника, мы определяем следующие задачи: ...

  • формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;
  • воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
  • овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

  • воспитание гуманных чувств и отношений;
  • формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
  • воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
  • воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

На содержание этой группы задач нравственного воспитания оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи формирования моральных ценностей имеют подвижный характер.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм . Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной, связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга . Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

1-й тип — «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 — 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом ...

2-й тип — «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип — «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой. [6, c. 56-57]

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В экспериментах Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствие психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по 3-му типу, старшие — по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствие экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролера».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага — хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни — открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так». [5, c. 38-40]

1.3 Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

8 стр., 3852 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью. В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его ... от эгоистических чувств, отражающих лишь личные интересы). Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятны дошкольнику, поскольку с ...

1. Группа художественных средств : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера , в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

[6, c. 59]

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

  • методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
  • методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
  • методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

  • соответствие метода цели и задачам воспитания;
  • гуманный характер метода;
  • реальность метода;
  • подготовленность условий и средств для использования метода;
  • избирательность отбора метода;
  • тактичность применения метода;
  • планирование возможного результата воздействия метода;
  • терпение и терпимость педагога при использовании метода;
  • преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения ...

[11, c. 24-26]

2. Развитие нравственности детей дошкольного возраста в игре

2.1 Игра как ведущая деятельность в развитии нравственности

Игра для дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие — активности, третьи регулируют взаимоотношения и т.д. [8, c. 41]

Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.

Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарища, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правила и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае, когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.

В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

Дети с помощью воспитателя могут составить «Правила дружной игры»:

  • Всем вместе договориться о правилах игры;
  • Честно соблюдать правила игры;
  • Нарушивший правила не может считаться выигравшим;
  • Не злиться и не драться, если проиграл.

Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:

  • Нет большего позора — не выполнить договора.
  • Уговор дороже денег.
  • Сам себя губит, кто других не любит.
  • Кто зря сердит, у того голова болит.

Используя пословицы и поговорки в работе с детьми, воспитатель дожжен понимать, что уровень обобщения может ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений. [8, c. 42]

20 стр., 9569 слов

Труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети ...

... за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к патриотическому воспитанию детей особые требования. Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. По мнению В.А. ...

Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни. Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами. Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет.

По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований к внутренним мотивам, когда правила становятся для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но они не тождественны. Поэтому руководство педагога должно быть направлено на те и другие взаимоотношения. При этом нельзя забывать, что для возникновения игры необходима потребность к игре, в выполнении роли. Игровые интересы детей требуют внимание педагога: он должен выяснить, умеют ли они играть вместе, какие сюжеты предпочитают, насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли.

Дети старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает настолько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способна к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнении им социальной роли. Так, дети упрекают: «Вася, ты не умеешь играть, ссоришься со всеми. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают». В игре, таким образом, освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.

Сюжетно-ролевые игры не имеют таких четких условий и требований, как игры с правилами. Поэтому здесь требуется значительная самостоятельности детей и их способности перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Их введению в игру способствует литература. Она же помогает расширить сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведения, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, вливается в инсценировку. Важно, чтоб сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащает игру. [8, c. 43-44]

2.2 Программы занятий и развлечений на развитие нравственности детей в детском саду

нравственный игра дошкольник воспитание

Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру.

Проиллюстрируем сказанное на примере сказки «Три поросенка».

Игру «Три поросенка» предваряет чтение сказки в обработке С. Михалкова и обсуждение ее содержания. Начать беседу с детьми можно с вопроса: «Кого мы называем добрым человеком!» этот вопрос позволит детям назвать качества доброго человека и обратить внимание на то, что многие хорошие черты личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому, трудолюбие) взаимосвязаны. Так, доброта — это забота о других, которая проявляется в умении помочь, что в свою очередь предполагает трудолюбие. Все это можно проследить с дошкольниками на примере сказки.

«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все три одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что внешне поросята были очень похожи друг на друга.

«Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лугах.

Но вот наступила осень….

  • Пора нам подумать о зиме, — сказал Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода.

Он предложил всем взяться за работу и построить дом, где можно зимовать вместе под одной крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать на лугу, чем рыть землю и таскать камни.

  • Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, — Сказал Ниф-Ниф и перевернулся через голову….
  • Ну, как хотите.

Тогда я буду один строить себе дом, — сказал Наф-Наф. — Я не буду вас дожидаться».

Воспитатель. Чем же отличаются поросята, внешне так похожие друг на друга. (Наф-Наф трудолюбивый, а братья беззаботные.) Кому из них можно отнести пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

«У ленивого Егорки всегда отговорки», «Кто ленится, тот не ценится»!

«Когда стало совсем холодно, два брата взялись за работу. Ниф-Ниф быстро сделал дом из соломы. Побыстрей старался закончить постройку дома и Нуф-Нуф. Он сделал его из веток и тонких прутьев. Чтобы, как он думал, было теплее. Братья пели песни: «Хоть полсвета обойдешь. Лучше дома не найдешь!». Они отправились посмотреть. Какой дом сделал Наф-Наф. Он натаскал камней, намесил глины и теперь неспеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом. Чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться».

Воспитатель. Как работали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно ли сказать, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли к ним отнести пословицу «Не хвались началом, а хвались концом» (учитывая песню братьев — лентяев)? А как работал Наф-Наф? Можно ли сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук! Как объяснить эти выражения?

Что было дальше с героями сказки. Дети могут рассказать сами, давая им оценки.

Воспитатель. Кому из героев и почему можно отнести пословицы: «Что посеешь, то пожнешь», «Без труда нет добра», «Лениться да гулять — добра не видать», «Ленивые руки чужие труды любят», «Повинную голову меч не сечет», «Лежачего — не бьют»?

Затем можно прочитать детям басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей». После чтения произведения и уяснения детьми его смысла воспитатель выясняет: «Похожа ли эта басня на сказку Три поросенка? (Ответы детей) правильно. Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к муравью. «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она. Не оставь меня друг милый, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». На что Муравей ответил: «Ты все пела. Это дело. Так пойди же попляши». Окончание сказки или басни вам понравилось больше? Хотели бы вы изменить конец сказки или басни и почему?».

В заключении можно напомнить детям народную мудрость: «Труд горек. А плод его сладок. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Игра «Кто больше»

Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых»

Детям раздают по несколько кружочков из цветной бумаги. И они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружочек «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше всего кружочков) получает бант или значок.

Особое внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как например, в приведенном ниже стихотворении.

Вот-те-на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать —

На Валетку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться —

Это плохо, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться.

Пусть немного побранят.

Я. Полонский

Воспитатель. О чем размышляет героиня этого стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что, в конце концов, она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (правдивые, честные, смелые.) Почему?

Стихотворение С. Маршак «Ежели вы вежливы»

И ежели вы

Вежливы.

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьба —

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой.

И с бабушкой

Вы их не перебьете…

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея

Воспитатель. О каких правилах здесь говорится? Назовите их.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла маленькая лисичка по берегу моря. Из воды высунулся бычок — морская рыбка. Лисичка стала дразнить бычка: «Бычок пучеглазый, большеротый, бычок — колючий бочок!» А бычок говорит лисичке: «а ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!». Заплакала маленькая лисичка, побежала домой. «Кто тебя обидел?» — спросила мама. А лисичка отвечает: «Бычок сказал, что я косматая и глаза у меня круглые».

«А ты бычку что-нибудь говорила?» — «Я сказала. Что он пучеглазый и большеротый». «Вот видишь — сказала мама — лисица, — ты первая его обидела».

После чтения сказки воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведением детей, не называя конкретных имен. Затем педагог делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу

Но папа нашелся.

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое

Чудесное слово.

Воспитатель. Когда мы говорим слово «простите»? Какие еще слова, подобные этому, вам знакомы? (Извините, виноват, больше не буду…).

[8, с. 44-54]

Россия — наша родина

Программное содержание: формировать у детей представления о стране, в которой мы живем; вызывать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».

Ход занятия

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, — это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое — это Родина, родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое — Родина? (Рассуждение детей)

Место, где родился человек. — город. Село, деревню — называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Кто где родился? (Ответы детей.) большинство из вас родились в Егорьевске. Значит. Это ваша малая родина. Ваш родной город. Куда бы не занесла вас жизнь. В каких бы дальних городах нашей страны вы не жили. Всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. А многие из вас навсегда останутся здесь жить. Получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днем все краше.

У каждого человека есть еще одна Родина. Родина — это и наша огромная великая страна Россия, в которой мы живем. Большая Родина — это наше государство, Россия, со столицей Москва.

Итог занятия

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться. Любить ее глубоко и нежно. Заботиться о ней. [4, с. 70-72]

Заключение

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с нравственностью, проведя несколько занятий и игр по ее воспитанию, можно сделать следующие выводы.

Для ребенка очень значимо нравственное воспитание, оно составляет часть его жизни, миропонимания.

Мы через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Побуждаем эмоциональность — свойство, которое побуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Прививаем любовь к родине, как к большой, так и к малой, чтобы ребенок испытывал гордость за свою страну, с радостью отзывался о своем родном городе, поистине ценил каждый прожитый день в нем.

В ходе проведенных игр и занятий было выявлено, что дети стали меняться в лучшую сторону, а именно стали более вежливыми, общительными. Стали больше интересоваться своей страной и ее героями.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. — 385 с.

2. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984. — 125 с.

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985. — 196 с.

4. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. — 112 с.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. — 196 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — 318 с.

7. Нечаева В.Г. Макарова Г.А. Нравственное воспитание в детском саду. — М., 1984.

8. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-изд., — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 80 с.

9. Тонковая-Ямпольская Р.В. Шмидт-Кольмер Е. Хабинакова Э. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. — М., 1984. — 284 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1974. — Т.9. — 286 с.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет).

— М., 1980. — 237 с.