Детская литература как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования — особенности воздействия детской литературы на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы — определить специфику воздействия детской литературы на развитие познавательных интересов старших дошкольников.

Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть психологические особенности старшего дошкольного возраста;

2. определить роль художественной литературы в развитии речи и восприятия дошкольников;

3. рассмотреть особенности сохранения интереса к книге у дошкольников;

4. исследовать специфику подбора литературы для чтения старшим дошкольникам.

1. Особенности психологического развития и восприятия дошкольников

1.1 Психологические особенности старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит развитие личности. Таких ее важных сторон, как эмоционально-мотивационная регуляция, формирование основных личностных качеств (даже внутренней позиции), психологические новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности).

Соответственно, этим сторонам личности у старшего дошкольника происходит развитие мотивов (познавательных учения, касающихся приобретения знаний, умений и навыков; самоутверждения, успеха, результата, самооценки, демонстрации своего достоинства, способностей, изобразительного действия, привлекательной деятельности; мотивов общения и деятельности) В этом возрасте дети способны к самосознанию, руководствуются определенными нравственными нормами, способны даже к нравственной саморегуляции. Усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений. Важны и необходимы оценки поведения. Здесь особенное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

Активизируется саморегуляция, личностная и нравственная. Складывается определённая нравственная позиция. Наблюдается стремление к признанию и одобрению, потребность в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, чувство долга. Определяется отношение к окружающим (не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни).

Старший дошкольник в состоянии разумно объяснить свои поступки. У него формируются начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. У старшего дошкольники формируются личностные качества, самосознание, волевая регуляция поведения, «внутренние позиции», система отношений к себе, людям, окружающему миру. Внутренняя позиция-исходное начало для волевых качеств (независимости, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности).

18 стр., 8902 слов

Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста ...

... развитию гибкости и динамичности детского мышления . На протяжении дошкольного возраста В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности ... окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на вс ... ребенка , от особенностей его личности ; ... деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу ...

Старший дошкольник склонен к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит вокруг, делает все возможное, чтобы добиться поставленной цели. Демонстрирует качества личности. Готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно такие важные качества личности, как инициативность, воля, независимость, самостоятельность (не только в играх, но и в жизни).

«В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения». Старший дошкольник способен правильно оценить себя, свои успехи, неудачи, личностные качества (в игре, учении, труде, общении).

Особенно важно, что в старшем дошкольном возрасте формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно-деятельностная сферы личности.

Более широко рассматривается психологическая характеристика этого возраста, в том числе в обобщенном виде, на основе чего, в целях их оптимального эстетико-экологического воспитания старших дошкольников на вооружение берутся следующие психологические особенности данного вопроса: активность и непосредственность эмоций, яркое проявление чувств; наблюдательность с выделением существенного, сравнением, обобщением, установлением причинно-следственных связей, устойчивость внимания; обостренность о чуткости восприятия, его целенаправленность; хорошая память, управляемое мышление, его логичность; способность к логической речи, рассуждению, умозаключению, логическому высказыванию своего мнения, к оценочному отношению; способность к наглядно-образному мышлению, на основе которого формируются обобщенные знания; различие жанровых особенностей, форм и выразительно-изобразительных средств литературы и искусства; способность и активность к художественному творчеству, при этом чувство цвета, ритма, форма, композиции; индивидуальное самовыражение; способность к импровизации, сочинительству; любовь к игровой ролевой деятельности, ее разнообразие, богатство содержания, творчество, воображение, фантазия; познавательно-практическая деятельность, поисковая, «исследовательская» активность, инициатива, самоорганизация, дисциплина, культура деятельности, самоконтроль и самооценка; управляемость волевой сферой, саморегуляция; потребность в общении, групповая солидарность, коллективизм; трудолюбие, труд для других, уважение к труду, видение его результатов; планирование игры, занятий, труда; формирование нравственных принципов, норм поведения и отношений с окружающими.

1.2 Роль художественной литературы в развитии речи и восприятия дошкольников

11 стр., 5245 слов

«Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего ...

... проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Раскрыть понятие сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать психолого—педагогические особенности работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Раскрыть роль русской народной сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного ...

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

5 стр., 2006 слов

Методы обучения и воспитания детей со сложным дефектом

... становится в старости слепоглухими. Методы обучения и воспитания детей со сложным дефектом Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд, что требует упорядочивания форм ...

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

10 стр., 4847 слов

Образы детей в произведениях А. Платонова

... отражение в его произведениях, в данном случае в детских рассказах; переживания, полученные в детстве, повлияли на формирование определенных мотивов в них. Основными темами рассказов Платонова являются тема семьи, тема взаимоотношения ребенка и матери,ребенка и общества, в ...

2. Развитие интереса к книге у дошкольников

2.1 Сохранение познавательного интереса к книге у дошкольников

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Гербарт).

Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.

Такой подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Однако подобное утверждение правомерно, если на нем не ставить точку и иметь в виду два следующих важных обстоятельства:

Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны (волю, интеллект, чувства).

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения (а средство есть не что иное, как внешнее воздействие), мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому, что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности. Ребенка могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять, однако, самого существа познавательного интереса, которое состоит, как сказано выше, в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса.

И яркий факт, и эффективный опыт — явления преходящие, и вполне вероятно, что интерес, возникший на их основе, так же быстро угаснет, как и родился. С другой стороны, эти внешние стимулы могут вызвать состояние заинтересованности данным частным случаем, ситуативный интерес действия и, будучи редкими, случайными, не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала.

Таким образом, ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на дошкольника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Главная беда такого ограниченного, одностороннего подхода к оценке познавательного интереса состоит в том, что, отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов. Таким образом, сам методический прием педагога понимается порой как некое магическое, автоматически срабатывающее средство, т. е. управление процессов учения, происходит нередко вслепую, наугад.

5 стр., 2369 слов

Обучение детей дошкольного возраста

... обучении дошкольников сочинению сказок Существует несколько этапов работы над сочинением сказок. 1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям ...

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению, С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?

Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

Восприятие вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его. В современной дидактике приобщение дошкольников к книге определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны. Первая из них — это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература. Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами.

Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, О.С. Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.И. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти», после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

14 стр., 6706 слов

Обучение чтению дошкольников с общим недоразвитием речи

... видоизменяет работу речевых механизмов и в основном завершает к 5-7 годам звуковое оформление речи ребенка.[38] Мы рассмотрим поэтапность формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи дошкольника. [6 ...

В учебном пособии «Детская литература» З.А. Гриценко указывает, что необходимым элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок — особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — удовлетворить читательские интересы детей. В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия. Для удовлетворения многообразия читательских интересов желательно создать в групповой комнате библиотеку, где будет представлена детская художественная литература разных жанров, детские справочники и энциклопедии, и т.д.

2.2 Подбор литературы для чтения старшим дошкольникам

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. Этот круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и прекрасными детскими книжками. В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии. Поэтому мы, не предлагая конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного возраста, приведем названия некоторых наиболее интересных литературных сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читательскими интересами детей группы, а также личным педагогическим опытом.

Произведения для детей 2—3 лет Русское народное творчество.

Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток…»; У Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду…»; «Привяжу я козлика…»; «Как у нашего кота…»; «Котик серенький…»; «Киска, киска…»; «Пошел котик на торжок…»; «Кисонька-Мурысенька…»; Сорока-белобока; «Идет коза рогатая…»; Ладушки; «Водичка-водичка…»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.

Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка ряба; Репка; Теремок.

Фольклор народов мира.

Малые формы фольклора. «Горкой, горкой…» (белорусск.); Едем, едем на лошадке (шведск.); Курица (англ.); Ласковые песенки (азерб.); «Ой, в зеленом бору…» (укр.); Ой, как весело (эст.); Рыбки (франц.); Соловей-соловушка (лат.); Топ, топ (польск.); Я козочка (лит.).

Сказки. Горшок каши (нем.); Как лисичка бычка обидела (эск.); Крошка Малышка (шотл.); Упрямые козы (узб.).

13 стр., 6220 слов

Иллюстрация в книге для детей

... изложенные теоретические и методические положения создают основу для совершенствования работы с детьми дошкольного возраста, выявляя новый комплекс осмысления синтеза книжной иллюстрации и литературных текстов в целях эстетического развития юных читателей. 1. ...

Произведения русской классической литературы.

В. Жуковский. Котик и козлик; Птичка. — А. Кольцов. Дуют ветры буйные.— М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный…» — И.Никитин. «На дворах и домах снег лежит полотном…» — А. Плещеев. «Травка зеленеет…» — А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…»; «[…яблоко] Оно сежу спелого полно…» — Л. Толстой. «Была у Насти кукла…»; «Пошла Катя поутру…»; «Деду скучно было…»; «Спала кошка на крыше…» — К.Ушинский. Васька; Два козлика.— А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря…» — С. Черный. Жеребенок.

Произведения современной русской и зарубежной литературы.

А. Барто. Бычок; Лошадка; Слон; Зайка. — В. Берестов. Мишка, мишка, лежебока; Искалочка; Больная кукла. — Е. Благинина. С добрым утром; Аленушка; Дождик. — А. Введенский. Песнь машиниста; Мышка.— Л. Квитко. В садочке.— М. Клокова. «Воробей с березы…»; Мой конь. — С. Маршак. Детки в клетке; Сказка о глупом мышонке. — Ю. Мориц. Страшилище; Цветок; Очень задумчивый день. — В. Сутеев. Цыпленок и утенок; Три котенка; Кто сказал «мяу»? — И. Токмакова. «Как на горке снег, снег…»; Глубоко ли, мелко; На машине ехали. — С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как увидит — убежит…» — Д.Хармс. Веселые чижи; Веселый старичок; Удивительная кошка. — В. Хорол. Зайчик. — Е. Чарушин. Кошка; Курочка; Как Томка научился плавать. — К. Чуковский. Цыпленок; Закаляка; Свинки; Поросенок. — Д. Биссет. Га-га-га (англ.).

— П. Воронько. Спать пора; Обновки (укр.).— М. Карем. Мой кот; Цыпленок (франц.).— В. Пальчинкайте. Троллейбус (лит.).

Произведения для детей 3—4 лет Русское народное творчество.

Малые формы фольклора. Барашенька; «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Божья коровка; «Волк-волчок шерстяной бочок…»; «Гуси вы, гуси…»; Дедушка Егор; «Заинька, войди в сад…»; Иванушка.

Часть I: Младший дошкольный возраст.

«Как без дудки, без дуды…»; Ласточка; Петушок; «Под горкой на речке…»; «Свинка Ненила»; Совушка; «Тили бом!..»; «Уж ты, зимушка…»; «Уж ты, радуга-дуга…»; «Улитка, улитка…».

Сказки. Коза-дереза; Кот, петух и лиса; Лиса и журавль; Маша и медведь; Петушок и бобовое зернышко; Снегурушка и лиса; Теремок.

Фольклор народов мира.

Малые формы фольклора. Где ночует солнце? (арм.); Заяц; Па¬лочка (кабард.-балк.); Козленок (тадж.); Люли, люли, моя крошка (лит.); Перчатки; Храбрецы (англ.); Дедушка Рох (польск.); Дождь, дождь; Ручки, спляшите (франц.); Купите лук; Лошадка пони (шотл.).

Сказки. Бременские музыканты (нем.); Воробей и лиса (болг.); Как собака друга искала (мордовск.); Кого испугались (алб.); Колосок (укр.); Почему кот моется после еды (лит.); Почему у зайца губа рассечена (эст.); У солнышка в гостях (словацк.).

Произведения русской классической литературы.

А. Блок. Зайчик. — А. Кольцов. «Дуют ветры буйные…»; — А. Плещеев. «Уж тает снег…» — А. Пушкин. «За весной, красой природы…»; «Ветер, ветер, ты могуч…»; Зимняя дорога. — И. Суриков. «Первый снег пушистый…» — Л. Толстой. «У Вари был чиж…»; «Саша был трус…»; «У Миши были сани…»; «Нашли дети ежа…»; «Сел дед пить чай…»; Три медведя.— Ф. Тютчев. «В небе тают облака…» — К. Ушинский. Уточки; Коровка; Бишка; Спор зверей. — А. Фет. «Чудная картина…»; «Ласточки пропали…» — С. Черный. На коньках.

13 стр., 6413 слов

А: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры ...

... слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Задачи работы: - рассмотреть вопросы особенностей усвоения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР; - изложить методику обследования и коррекции слоговой структуры слов; - рассмотреть влияние игровых технологий на преодоление нарушений слоговой структуры. ... описанные особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному ...

Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Я. Аким. Откуда; Елка наряжается. — 3. Александрова. Мой мишка; Мишка; Большая ложка. — А. Барто. Девочка-ревушка; Машенька; Девочка чумазая; «Вот с насиженной гнилушки…»; Ути-ути; У Кирюши петушок. —. В.Берестов. Про машину; Снегопад.; — Е. Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот какая мама; «Улетают, улетели…»; Мы пускаем пузыри. — А. Введенский. Кто; Сны; Черный кот; На лыжах. — С. Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота; Сказка об умном мышонке; Кто колечко найдет. — Ю. Мориц. Ручеек; Ежик резиновый. — Н. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки. — Я. Тайц. Кубик на кубик; Ага. — И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как на горке…»; Голуби.— Д. Хармс. Кораблик; Таксик и бульдог; Кошки. — Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко; Никита-охотник. — К. Чуковский. Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка; Краденое солнце; Мойдодыр; Путаница. — А. Шабад. Лесенка. — Л. Берг. Рыбка (англ.).

— А. Босев. Трое (болг.).

— Ф. Грубин. Очки (чешек.).— У.Дисней. Приключения маленького щенка (амер.).

Основные принципы выбора и чтения книг дошкольникам.

1. Интереснее всего для любого человека информация о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема — «О детях». Далее книги о природе, о животных и приключениях.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться взрослому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому — вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. Когда ребенок вырастет, рекомендация взрослого «прочитай — это мне в твоем возрасте нравилось» существенно повлияет на детское чтение.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Соглашаясь с этим положением, нужно принять и то, что интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Попробовав несколько раз, отложите эту книгу. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет ему по вкусу или он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).

7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10 раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые нюансы, особенности, новые смыслы, которые в первый раз не заметил. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя, как правильный читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете с более старшими детьми спокойно начинать с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять.

9. Особо хотелось бы оговорить вопрос с чтением на втором языке. Вне всяких сомнений, чтение на втором языке (особенно близкородственном, как например, украинском для русскоязычного населения) будет полезным для ребенка. Слушая произведения на другом языке, ребенок развивает в первую очередь свое языковое чутье, расширяет свои представления об окружающем мире. Важность чтения на украинском языке, который является государственным, позволяет значительно расширить свои горизонты в дальнейшем, иметь большие перспективы. В дошкольном возрасте это все делать легче. Но при этом нужно помнить, что обучение говорению на втором языке стоит начинать тогда, когда ребенок хорошо освоил родной, то есть около 3 лет. При этом желательно, чтобы взрослый, который читает на украинском, произносил слова правильно, соблюдая языковые нормы. Однако при этом чтение на родном языке должно составлять основную долю времени.

Заключение

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями. Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет. Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка — игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Непременно следует прививать интерес к чтению книг. Не обходимо подбирать стихотворения, сказки, рассказы с учетом возраста. Читать следует эмоционально, выразительно, с наслаждением. Показывать красочные иллюстрации. Это один из главных шагов в развитии познавательного интереса у ребенка.

Уже годовалому малышу полезно показывать картинки в энциклопедиях и хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Например, можно познакомить малыша со всем разнообразием животного мира. Пусть знает, что существует много пород собак и кошек, что медведь бывает не только бурым, как в сказке о колобке, но и белым. Но следует помнить, что нельзя настаивать на чтении и заставлять.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/literatura-dlya-doshkolnikov/

1. Абрамов, С.И. Значение эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании детей.[Текст] / С.И. Абрамов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2008. — № 8. -С. 10-12.

2. Алексеева, Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография [Текст] / Л.С. Алексеева // Под ред. В.В. Макаева. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. — 168 с.

3. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет).

[Текст] / Е.В. Алфеева: Дис. канд. псих. наук. — М., 2000. — 194 c.

4. Астахова И.В., Погожина И.Н. О взаимосвязи уровней развития логических операций классификации, сериации и сохранения у детей дошкольного возраста [Текст] // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 3. — С. 33-35.

5. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры [Текст]// Образование и общество. — 2001. — № 3. — С. 44-47.

6. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет [Текст]// Вопросы психологии. — 2003. — № 4.

7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 342 c.

8. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. [Текст] — М.: Сфера, 2002. — 231 c.

9. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. [Текст] — М.: Роспедагентство, 2005. — 217 c.

10. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся [Текст]// Искусство и образование. — 2007. — № 5. — С. 64-66.

11. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2005. — 5 c.

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. [Текст] СПб: ИП, 2003. — 185 c.

13. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]/ сост. В. Н. Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2011.-202 с.

14. Севкова О.Н. Эстетическое воспитание как важный фактор становления и формирования подрастающего поколения [Текст] — М.: Академия, 2000. — 236 c.

15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2005. — 153 c.

16. Смирнова Е.О. Детская психология. [Текст] — М.: Владос, 2003. — 208 c.

17. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. 2004. № 1.- С. 21-22.

18. Флерина Е.А. Игра и игрушка. // Пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Под.ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Проев, 1973. — 111 с.

19. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971. — 223 c.