«Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

« Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д.Родари.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых, распространенных и сложных предложений, вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, грамматики, лексики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность и выразительность.

Исследования известных психологов и педагогов (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как русские народные сказки.

6 стр., 2556 слов

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской ...

... на отдельные слова и выражения, уточняли смысл новых слов, чтобы дети могли их использовать в своей речи. Читая сказку, предлагали детям прочитать сказку по ролям, часто просили повторить сказку, включали в сказку народные ... которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, ...

Актуальность

В методике развития речи дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию народной сказки в развитии речи дошкольников: М.Г.Буняковой, В.М.Водовозовой, Н.В.Гавриш, М.Г.Кургановой, Е.М.Струниной, О.С.Ушаковой и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития речи детей.

Недостаточная разработанность данного вопроса послужила основанием для определения темы нашей исследовательской работы: «Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Новизна темы:, Гипотеза исследования

  • Если русские народные сказки будут отобраны адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;

2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы, синонимы);

3) наличие многозначных слов.

  • Если русские народные сказки будут использоваться не только в непосредственно—образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной жизни.

Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников.

предмета исследования

Методика сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как обмен жизненным опытом, — естественная форма общения и передачи опыта.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Целью нашего исследования явилось определение условий эффективного использования русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этой цели определены следующие задачи :

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть понятие сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать психолого—педагогические особенности работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Раскрыть роль русской народной сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать комплексное планирование по сказкотерапии с использованием русской народной сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

32 стр., 15979 слов

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ»

... Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь ... слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик) [1]. В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие ...

6. Проследить динамику изменения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе эксᴨериментальной работы.

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, Н.В.Гавриш), психолого—педагогические исследования особенностей речи (А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

База исследования:, Практическая значимость исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

1.1 Психолого—педагогическое исследование в области развития речи старших дошкольников средствами русской народной сказки

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, грамматики, лексики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность [28].

На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова, Н.В.Гавриш и др.

Идеи К.Д.Ушинского являются основополагающими в отечественной педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Он говорил, что «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке» [29].

Е.И.Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д.Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа — основа культуры речи детей». Е.И.Тихеева также отмечает, что необходимо работать над выразительностью речи [2].

Также проблема формирования выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи (А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Л.И.Айдарова, Е.М.Струнина, Н.В.Гавриш, Е.В.Савушкина и др.).

12 стр., 5579 слов

Влияние социума на развитие системы языка

... через его носителей. Появление членораздельной речи и развитие языковых систем - несомненный результат деятельности социума, однако, необходимо признать, что язык в свою очередь тоже влияет на развитие общества. Так наличие единого ...

Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и вполне использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.

О.С.Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Одной из важнейших задач речевого развития дошкольников О.С. Ушакова считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [50].

В теории русского языка образность речи принято понимать как выразительно—изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Н.В.Гавриш, О.С.Ушакова, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н.Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В.Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Е.В.Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально—экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно—двигательных и других представлений.

Ученые называют разные средства развития образной речи.

C.C.Бухвостова придавала большое значение в развитии выразительности речи детей малым формам фольклора [53].

Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Т.Б.Филичева и другие одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Он связывает слово с действием, с образом [13].

Л.Б.Фесюкова предлагает использовать для развития образной речи дошкольников приемы ТРИЗ.

Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи старших дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности — русские народные сказки [58].

Сказка — это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

17 стр., 8355 слов

Формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста

... деятельность приводит к формированию у младших школьников адекватной самооценки. В первой главе нашего исследования были проанализированы теоретические основы проблемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Было рассмотрено понятие самооценки в психолого-педагогической ...

Народная сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) русские народные сказки передают отношение людей к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом — к слову обобщающему и только при условии эмоционально—эстетического развития — к слову образному (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, О.И.Никифорова, Н.В.Гавриш и др.) [49].

Исследования О.М.Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое, выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого—либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами [16].

Речь детей не будет образной, если они не будут владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Л.Б.Берегова, В.И.Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте [53].

З.А.Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно—логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [12].

Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С.Карпинская приводит такой пример, когда во время игры в «Кошки—мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, а девочки—то нет!» (из русской народной сказки «Медведь и девочка») [42].

Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образная форма выражения его мысли и чувства.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать народные сказки как средство развития речи детей.

Е.И.Тихеева отмечает, что читая сказку, воспитатель совершенствует умения детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [49].

37 стр., 18253 слов

Влияние волшебных сказок на речь детей дошкольного возраста

... словесного творчества детей дошкольного возраста. 2.Выявить особенности словесного творчества у старших дошкольников 3.Определить педагогические условия развития словесного творчества старших дошкольников под влиянием волшебной сказки и проверить их эффективность. Гипотеза исследования: - определено значение волшебной сказки в развитиии речи дошкольников; - осуществляется целенаправленная работа ...

Е.Н.Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении русской народной сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Также она пишет, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» [8].

Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся и в трудах Е.А.Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором — народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык… В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [3].

Э.П.Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка детей образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [41].

В 90—е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В.Гавриш, Л.А.Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора — народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь детей обогащается различными средствами художественной выразительности.

Н.В.Гавриш, работая над своей диссертацией доказала, что развитие образности речи детей, основывающееся на фразеологизмах, используемых в народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи [53].

Исследования И.Н.Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы [57].

Е.А.Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать им воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [8].

23 стр., 11072 слов

«Особенности развития связной речи детей в старшем дошкольном ...

... средство развития связной речи детей. Цель работы: теоретическое обоснование формирования связной речи дошкольников и изучение современных методик. Задачи: 1)Изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста. 2)Проанализировать задачи и содержание работы по формированию связной речи в ...

Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития речи детей в старшем дошкольном возрасте. Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития речи детей.

Для того, чтобы выявить возможности русской народной сказки как средства развития речи, нам необходимо выяснить особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте.

1.2 Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте

Как нам уже известно, образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Исследования О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, А.М.Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [46].

Исследования психологов (Д.Б.Эльконин, А.Н,Гвоздев, Л.С.Выготский и др.) и методистов (О.С.Ушакова, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, А.М.Бородич, М.М.Алексеева, В.И.Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И.Чуковский называл это особым «языковым чутьем».

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [50].

Исследования С.Л.Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление, в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка, она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительности. Так как сознательная выразительность присуща художественной речи, поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки [31].

7 стр., 3437 слов

Сказки для детей изрядного возраста

... ставшее афористически известным заглавие – "Сказки для детей изрядного возраста": московское нелегальное издание 1884 года. Известные, ставшие хрестоматийными сказки "Медведь на воеводстве", "Орел- ... генералы в какой-то регистратуре, ничего не понимали, даже слов никаких не знали…"? Не напишет – конечно, потому, что ... 1880 года писатель обратился уже к развитию цикла, и основной массив текстов был ...

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л.Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [31].

Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания.

Исследования Л.М.Гурович, Н.А.Орлановой, О.С.Ушаковой, С.М.Чемортан, Р.П.Боша показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых [41].

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С.Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [49].

С.Л.Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей—дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л.Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами, а для этого следует проводить большую и тщательную работу [31].

Как доказано А.М.Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

9 стр., 4347 слов

«роль речи и родного языка в развитии ребенка дошкольного возраста»

... речи в развитии детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть роль родного языка и речи в личностном развитии ребенка, Рассмотреть развитие теории и практики обучения детей родному языку и речи. 1. Роль ... речи в зарубежных странах. И красной нитью в нашем сознании должны звучать слова С.Я. ... сказкам, к поэзии и прозе великих русских классиков. Всё это в ...

Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С.Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [50].

О.С.Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, то есть основная задача состоит не только в том, чтобы понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности в своей речи [47].

О.С.Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально—выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [47].

Н.В.Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [46].

Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения — «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию [16].

Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения).

Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов).

Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования сказкотерапии как средства развития речи у старших дошкольников.

1.3 Русская народная сказка как средство развития речи детей

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи.

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слушают, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал К.Д.Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [50].

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой — герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка—бурёнушка, ясные звёзды, светлый месяц, травушка—муравушка, маков цвет, алый цвет, красное солнышко, зимушка—зима, мороз трескучий, лётчики—соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы [24].

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Например, вороной конь — это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня—чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания. Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

Народные сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

Таким образом, язык народной сказки полон образных слов и выражений.

Е.И.Тихеева отмечает, что читая сказку, воспитатель развивает умение у дошкольников замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [48].

З.А.Гриценко, Л.М.Гурович, Е.И.Тихеева и другие утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может быть по—настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям старшего дошкольного возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.

Задача воспитателя, по М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной, добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно—художественные достоинства, пробудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям [2].

Е.И.Тихеева, Л.М. Гурович, А.М.Бородич, В.И.Яшина, В.И.Логинова, Л.Б.Береговая, Т.Б.Филичева, З.А.Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к нему всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

При работе с русской народной сказкой как со средством развития речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки [53].

Приемы первой группы:

1. Вопросы.

Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»).

Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей сказки. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?», добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?», «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений отом, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки.

Детям предлагают вообразить себя художниками—иллюстраторами, подумать и рассказать, какие иллюстрации они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, воспитатель задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка?», «Какие глаза у ведьмы?», «Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.)

В свободной игровой деятельности дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке — книжном уголке группы. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении дошкольник полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном, самом грустном, самом страшном эпизоде, пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?».

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны из сказки «Заяц—хваста», отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» со слов: «сядут за стол — не нахвалятся» и другие.

Е.А.Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказыванию сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать им воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [8].

М.М.Алексеева, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, Е.М.Струнина, Т.Б.Филичева, В.И.Яшина и другие одним из наиболее эффективных методов развития речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Он связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приобщить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, то есть действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети — артисты [42].

Л.Б.Фесюкова, используя творческое наследие Дж.Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт, предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы — «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

  • придумать несколько однокоренных слов (лес — лесок — лесовичок);
  • срифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

— — составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» и т.д. Также после прочтения сказки Л.Б.Фесюкова предлагает давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием [51].

Также для развития речи автором предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:

  • подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);
  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «пушистохвостая»);
  • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука — мука), а порой и различный контекст (собачий хвост — собачий характер);
  • объяснить этимологию слова (то есть его происхождение).

    В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);