Формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста

Дипломная работа
Содержание скрыть

Анализ сопоставительной таблицы 9 позволяет заметить, что не у всех детей произошла положительная динамика в уровне сформированности самооценки. У таких детей как Александр В., Артём М., Игорь Т. уровень самооценки после формирующей работы остался неизменным. Следовательно, этим детям необходима дополнительная коррекционная работа, либо углубленная диагностика для выяснения причин наличия стойкого неадекватного уровня самооценки, а также консультация родителей по данной проблеме. Так как в рамках нашей исследовательской деятельности провести такую работу возможности не было, в связи с временными ограничениями, эти рекомендации были переадресованы педагогу–психологу школы.

Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами в начале исследования гипотезы нам необходимо сравнить результаты двух экспериментов в процентном соотношении по коррекционной группе (рисунок 9).

Рисунок 9. – Сравнение результатов двух экспериментов

Таким образом, анализируя рисунок можно заметить разницу в процентах до и после формирующей работы:

  • процент детей с завышенной самооценкой с 36% снизился до 7% (на 29%)

  • процент детей с заниженной самооценкой снизился с 64% до 14% (на 50%)

  • основной процент детей показал адекватный уровень самооценки (79%)

Результаты исследования самооценки младших школьников на контрольном этапе эксперимента подтверждают, что специально–организованная система мероприятий направленная на формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность приводит к формированию у младших школьников адекватной самооценки, но не у всех учащихся.

Выводы по второй главе

Практическая часть нашего исследования проводилась на базе МКОУ «СОШ № 1» среди учащихся третьих классов. В соответствии с первой задачей практической части нашего исследования были подобраны следующие методики для исследования уровня самооценки младших школьников: методика «МЭДОС» (Р.В. Овчарова), методика «Лесенка» (модификация методики В.Г. Щур, С.Г. Якобсон), рисуночная методика «Автопортрет» Р. Бернс. На их основе была проведена диагностика, в результате которой был сделан вывод, что у 52% испытуемых прослеживается неадекватный уровень самооценки – завышенный либо заниженный. Данная группа испытуемых вошла в коррекционную группу.

7 стр., 3456 слов

Особенности формирования самооценки у детей

... данные компоненты находятся в стадии становления. 1.2 Особенности самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные ... и развитие. Задачи: 1. Уточнить понятие самооценки, как составляющей личности в дошкольном возрасте. 2. Рассмотреть структуру и функции самооценки у дошкольников. 3. Раскрыть особенности самооценки у детей ...

Для решения второй задачи исследования на формирующем этапе эксперимента была разработана программа коррекции неадекватного уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Основными направлениями коррекционной программы стало осуществление коррекции понимания собственного «Я» и формирование позитивной установки на будущее; коррекция самооценки и восприятия себя как субъекта социальных контактов; коррекция отношения к окружающим. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватный уровень самооценки, был выбран метод сказкотерапии. Цель коррекционной программы – повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально – психологических игр. Программа включала в себя 7 основных тем, в каждую тему входит от 1 до 2–ух занятий. В неделю проводилось 2 занятия. Всего было проведено 10 занятий. Параллельно с коррекционными занятиями был проведен ряд групповых консультаций для родителей и педагогов по проблеме формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста.

На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели методики, используемые в констатирующем эксперименте, проанализировали и сопоставили между собой результаты двух экспериментов и в итоге сделали вывод о том, что в итоге формирующей работы в коррекционной группе процент детей с адекватным уровнем самооценки составил 79%.

Таким образом, в итоге экспериментальной работы было подтверждено, что система мероприятий направленная на формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность приводит к формированию у младших школьников адекватной самооценки.

В первой главе нашего исследования были проанализированы теоретические основы проблемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Было рассмотрено понятие самооценки в психолого-педагогической литературе, выделены особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте и раскрыты пути формирования адекватной на данном возрастном этапе. На основе теоретического анализа литературы был сделан вывод, самооценка — это представление человека о значимости своей личности и ее деятельности, оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

В младшем школьном возрасте самооценка ребенка еще только начинает формироваться и поэтому в большей степени зависит от суждений окружающих взрослых о собственной личности. Именно на этапе обучения в младших классах школы успехи ребенка начинают нести социальный смысл, поэтому этот период так важен для формирования адекватной самооценки ребенка. Необходимо учиться ребенка контролировать свои действия и поступки, быть самостоятельным, уметь контролировать этапы своей деятельности и оценивать ее результативность. Эти умения окажут положительное влияние на процесс формирования самооценки ребенка и как следствие на всю учебную деятельность.

В практической части мы провели исследование особенностей формирования самооценки у детей младшего школьного возраста. На констатирующем этапе эксперимента по итогам диагностики была выделена группа младших школьников с неадекватной самооценкой – завышенной либо заниженной.

На формирующем этапе исследования в данной группе детей была реализована программа коррекции неадекватного уровня самооценки, основанная на методе сказкотерапии. Всего было реализовано 10 занятий по коррекции самооценки у детей.

4 стр., 1739 слов

Особенности самооценки умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

... создаёт основу для формирования СО. Экспериментальные данные (Л.И. Божович, Е.А.Серебрякова, Ж.Нюттен) показывает, что источником самооценки является обобщённое отношение, неограниченное рамкой какой-либо одной деятельности. Самооценка умственно отсталого ребёнка в обычных условиях ...

На контрольном этапе исследования была повторно проведена диагностика самооценки у испытуемых, на основании которой был сделан вывод, что основной процент детей в коррекционной группе показывает адекватный уровень развития самооценки. Следовательно, система мероприятий направленная на формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность действительно приводит к формированию у младших школьников адекватной самооценки.

Таким образом, в процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:

  1. проанализировано понятие самооценки в психолого–педагогической литературе и рассмотрены особенности ее проявления в младшем школьном возрасте;

  2. раскрыты факторы становления самооценки в младшем школьном возрасте и пути ее формирования;

  3. исследованы особенности самооценки младших школьников;

  4. разработана и апробирована программа формирования адекватной самооценки у младших школьников, проанализирована ее эффективность.

Цель исследования достигнута, гипотеза доказана.

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: уч. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2011. – 823 с.

  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – 2–е издание. – СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 2012. – 345 с.

  3. Акимова, Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] / Г.И. Акимова. – М.: Фактория, 2013. – 235 с.

  4. Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ. Медиа Паблишинг, 2010. – 419 с.

  5. Андреева, А.Д. Практическая психология образования [Текст]: учебник для студентов высших специальных учебных заведений / А.Д. Андреева, А.Д. Воронова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 528 с.

  6. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 5 – 7.

  7. Аркушенко, А.П. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.П. Аркушенко, О.Т. Ларина.. – М.: Эксмо, 2011. – 389 с.

  8. Асеев, В.Т. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / В.Т. Асеев. – Иркутск, 2009. – 366 с.

  9. Аспер, К. Ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2010. – 157 с.

  10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Астрель, 2012. – 301 с.

  11. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Р. Артур. – М.: АСТ, Вече, 2011. – 560с.

    9 стр., 4321 слов

    «Психология развития.Возрастная психология»

    ... возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, поэтому можно использовать данные понятия как синонимы. Психология развития включает в себя несколько подразделов: пренатальная и перинатальная психология ... человеком определённые особенности и психические феномены у самого себя; самооценка — используется для ...

  12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: АСТ, 2010. – 446 с.

  13. Бороздина, Л.В. Притязания и самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина, Л.И. Вединская // Школьный психолог. – 2015. – №3. – С.15 – 18.

  14. Букин, А.Г. Родительская школа [Текст] / А.Г. Букин. – М.: АСТ, 2007. – 256 с.

  15. Волкова, Н. Особенности работы педагогов, психологов по формированию самооценки школьников [Текст] / Н. Волкова // Начальная школа. – 2016. – №3. – С. 108–111.

  16. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [текст] / А. Л. Венгер. – М.: Владос–Пресс, 2012. – 160 с.

  17. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2011. – 215 с.

  18. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 432 с.

  19. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие / под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 291 с.

  20. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: АСТ, 2010. – 400с.

  21. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. – изд. 4–е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 315 с.: ил.

  22. Захарова, А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А.В. Захарова // Психодиагностика и школа. – 2013. – №7. – С. 23 – 26.

  23. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 58 – 65.

  24. Захарчук, И.Б. Учащиеся младших классов [Текст] / И.Б. Захарчук // Начальная школа. – 2018. – №2 – С. 101–102.

  25. Зинкевич–Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник [Текст] / Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева, А.М. Михайлов. – СПб.: Питер, 2011. – 158 с.

  26. Зинкевич–Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич–Евстегнеева.– СПб.: Питер, 2010. – 93 с.

  27. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 472 с.

  28. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.– Ростов–на–Дону: Феникс, 2011. – 443 с.

  29. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст] / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2010. – 479 с.

    3 стр., 1216 слов

    Зарубежные школы психологии

    ... развитию различных психологических и психотерапевтических школ. Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека -- этология, использующая другие методы. Гуманистическая психология - направление ... форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. ) Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не ...

  30. Костылёв, Ф.В. Учить по–новому. Нужны ли оценкибаллы. Книга для учителя [Текст] / Ф.В. Костылев. – М.: Владос, 2010. – 164 с.

  31. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко Л.; под ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 431 с.

  32. Кузнецова, Л.Н. Психолого–педагогическая коррекция самооценки школьников [Текст] / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 24 – 26.

  33. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2011. – 197 с.

  34. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, самооценка, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с., ил.

  35. Липкина, А.И. Формирование самооценки школьника [Текст] / А.И. Липкина // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 10 – 14.

  36. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Липкина. – М.: Феникс, 2010. – 167 с.

  37. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – П.: Питер, 2010. – 297 с.

  38. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2011. – 315 с.

  39. Лютова, Е.К. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2010. – 164 с.

  40. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Шутова, В.В. Кисова. – М.: А–Приор, 2010. – 64 с.

  41. Немов, Р.С. Психология образования [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов.– М.: Владос, 2009. – 608 с.

  42. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2010. – 359 с.

  43. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Вече, 2009. – 319 с.

  44. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 240 с.

  45. Ольшанский, Д. Самооценка и самоуважение [Текст] / Д. Ольшанский // Школьный психолог. – 2018. – №4. – С. 9 – 12.

  46. Петрова, Е.А. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник / Е.А. Петрова. – М.: Феникс, 2006. – 419 с.

  47. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе: Диагностика и пути преодоления [текст] / Сорокина В. В. – М.: Генезис, 2012. – 191с.

  48. Рейчлинд, Г. Карманный справочник для родителей [Текст] / Г. Рейчлинд, К. Винклер. – М.: АСТ, 2011. – 186 с.

    13 стр., 6220 слов

    Иллюстрация в книге для детей

    ... изложенные теоретические и методические положения создают основу для совершенствования работы с детьми дошкольного возраста, выявляя новый комплекс осмысления синтеза книжной иллюстрации и литературных текстов в целях эстетического развития юных читателей. 1. ...

  49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2009. – 712 с.: ил.

  50. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 359 с.

  51. Спиркин, А.Г. Основы психологии – Ростов на Дону: Феникс, 2010. –214с.

  52. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 573 с.

  53. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. – М.: АСТ, 2010. – 296 с.

  54. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации [Текст] / А. Фромм. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2009. – 219 с.

  55. Шикова, Р.Н. Формирование самооценки в процессе обучения младших школьников [Текст] / Р.Н. Шикова, Е.И. Бологова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 18 – 20.

  56. Широкова, Г.А. Справочник школьного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 384 с.

  57. Ярушина, И.П. Программа социально–психологической коррекционно–развивающей работы с детьми [Текст] / И.П. Ярушина // Школьный психолог. – 2018. – № 6. – С.5 – 9.

Диагностические методики, Модифицированная методика «МЭДОС» (Р.В. Овчарова)

Цель:

Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.

Материал:

Список утверждений:

  1. Хочешь быть слишком маленьким (большим).

  2. Считаешь себя некрасивым.

  3. Считаешь себя нездоровым.

  4. Считаешь себя слабее других.

  5. Не любишь свое имя.

  6. Не хочешь быть девочкой (мальчиком).

  7. Думаешь, что у тебя мало друзей.

  8. Думаешь, что у твоих знакомых более дружная семья.

  9. Тебе кажется, что дома ты всем мешает.

  10. Тебе кажется, что ты глупее других.

  11. Считаешь себя не очень способным.

  12. Полагаешь, что родители тобой недовольны.

  13. Считаешь, что тебе часто не везет.

  14. Тебе кажется, что учительница тобой недовольна.

  15. Считаешь, что у тебя все получается плохо, что ты ничего умеешь.

  16. Думаешь, что ты плохой мальчик (девочка).

  17. Считаешь, что ты никому не нужен, тебя никто не любит, и часто говоришь об этом.

    36 стр., 17577 слов

    «Использование игровых технологий в преодолении нарушений ...

    ... преодоление нарушений моторики у детей с дизартрией, с использованием игровых технологий. Определить эффективность логопедической работы с детьми. Гипотеза исследования заключается в следующем: успешное развитие моторики у дошкольников с дизартрией станет возможным, если: ...

Обработка и анализ результатов:

Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5–е и 6–е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14–е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания.

Методика «Лесенка»

(модификация методики В.Г. Щур, С.Г. Якобсон)

Цель:

Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает. Всего на лесенке 5 ступеней.

Материал: макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки из 5 ступеней, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка (приложение 1).

Ход эксперимента: Экспериментатор предлагает ребенку мысленно рассадить на лежащей перед ним лесенке детей. «При этом на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка, и экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует. Затем ребенку предлагается поместить фигурку на ступеньку, куда, по его мнению, его поставила бы мама, затем учитель.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции и то, как аргументирует эти позиции ребенок.

Обработка и анализ результатов:

При этом необходимо учитывать и сопоставлять между собой все три выбора ребенка:

  • Е сли ребенок считает, что мама поставила его выше, чем он сам себя, то это свидетельствует о том, что такие дети ощущают твердую поддержку «за спиной», уже имеют выраженную способность критически оценивать себя, как личность. Этот вариант, по мнению автора методики, является благоприятным и соответствует адекватной самооценки.

  • Если ребенок считает, что мама (учитель) его поставила ниже, чем он сам себя, то это характеризует детей, как не благоприятных и этому варианту соответствует заниженной самооценке.

  • Если ребенок считающий, что его мнение и мнение мамы (учителя) совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное, это говорит о завышенной самооценке .

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Тест разработан для выявления индивидуально–типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

6 стр., 2575 слов

Государственная политика защиты детей в годы советской власти

... ребята школьного возраста. Созданные в первые годы советской власти детские дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, ... переданы Наркомату просвещения. В январе 1919 г. созданный Государственный Совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные Районы ...

Цель методики: выявление индивидуально–типологических особенностей человека., Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10×15 см., Инструкция: «Нарисуйте свой портрет»., Общая схема интерпретации результатов методики

Для обработки этого теста разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.

  1. Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой–либо сюжет – игру, танец, прогулку и т.п.

  2. Анализ других проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является «автопортрет», нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом.

  3. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

  4. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка, а при индивидуальном проведении – характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок.

Интерпретация рисунка по методике «Автопортрет», Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

8 стр., 3988 слов

Развитие творчества детей в играх и хороводах (6 лет)

... радостным пребывание детей в детском саду. 1.Значение развития детского игрового творчества Игра как одно ... с использованием мимики, пантомимики, интонации. Музыкальные игры. а) сюжетные: передача образов ... ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в ... игры. Разыгрывание в театральных, режиссерские играх и играх - драматизациях сюжетов сказок, ...

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы.

Приложение 2

Содержание коррекционных занятий

Занятие 1

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально – психологические игры.

Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».

Ход занятия

1. Упражнения для первичного знакомства.

«Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого – либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон).

Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.

«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что …!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили – были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Шустрики – мямли». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем – либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» – мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение).

Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно – как мямлики, а под быструю и веселую – как шустрики.

«Ручеек по выбору». Общение становится невербально–опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.

3. Рефлексия. «Сказочные дома».

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось – улыбающееся личико, не понравилось – грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

Занятие 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения., Методы: Социально – психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Ход занятия, Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Встреча эмоций». Карточки с изображением эмоций раскладываются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.).

Руководитель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Руководитель изображает «хорошую», ребенок «плохую».

«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д. 1. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты).

Руководитель читает детям сказку.

Вопросы для беседы:, Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

«Чего Я боюсь». Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования еще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

«Мы хорошие». Все дети стоят в кругу. Руководитель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой – «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

2. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие 3

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально–психологические игры.

Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

Ход занятия, Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии., Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый».

Устройтесь удобно. Я предлагаю вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет происходить с вами. Закрывайте глазки и слушайте внимательно:

Вот ваши ноги… Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого… Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух – и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем. что – либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо… мое лицо – самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненные трудности – и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядам со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги!

И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Вы дышите ровно, спокойно… и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза – и окажитесь здесь.

3. Чтение сказки «Гадкий утенок». Дети удобно рассаживаются на полу, и руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя когда – либо «гадким утенком»? Как ты поступал в данной ситуации?

«Это я теперь!». Дети рассаживаются на полу, руководитель предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде.

«Веселая зарядка». Руководитель рассказывает, дети показывают.» Каждый из вас – хозяин своего тела! Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы – упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы – крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть – чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону – и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

2. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие 4

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Какой Я. Выбери» Каждому участнику дается карандаш и лист бумаги, разделенный на две части, в правом верхнем углу листа стоит «+», в левом верхнем углу – « – » и следующая инструкция: напиши в–правом столбике под знаком «+» те свои черты характера, интересы и чувства, которые тебе нравятся, а в левом столбике под знаком « – », те, которые не очень нравятся. После выполнения задания, желающие могут зачитать свой перечень остальной группе.

2. Чтение сказки «Золушка». Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку., Вопросы для беседы:

Как жилось Золушке в доме мачехи. Какая она была? Почему принц выбрал именно Золушку? А кем хотите стать вы, когда вырастите?

Рисунок «Я в будущем». Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: нарисовать себя таким, каким видит себя в будущем.

Вопросы для обсуждения:

Как ты будешь выглядеть? Как ты будешь себя чувствовать? Какими будут твои отношения с родителями? Братом? Сестрой? С одноклассниками? С друзьями?

«Хвасталки». Дети садятся на полу в круг. Руководитель предлагает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха». Детям предлагается подумать о каком–нибудь своем достижении. При этом не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает руководитель. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру.

Вопросы для анализа:

Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

«Дизайнеры». Для игры необходимы тюбики губной помады. Каждый ребенок получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги, но аккуратно. Необходимо следить за тем, чтобы украшали всех, в том числе, и руководителя группы.

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие 5

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний.

Методы: чтение сказок, социально – психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями».

Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика–семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

Ход занятия, Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Рыбаки и рыбки». Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и | становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется. (Движения сети должны быть в меру агрессивными).

Чтение сказки «Сказка о маленьком ежике». В данной сказке освещается проблема «изгоя в группе». Дети удобно устраиваются на полу, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

  • Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если: ты пришел в новый класс, тебе надо познакомиться с детьми;
  • дети во дворе играют в интересную игру, ты тоже хотел бы играть с ними, присоединись к ним.

Что бы ты посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись.

«Цветик – семицветик». Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что–то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

«Кораблик». Для игры необходимо одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребенок – капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп, машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде: «Буря!» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются).

3. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие 6

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Мышь в мышеловке». Все дети встают в крут и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезть из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого – то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Если руководитель замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

2. Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка». Дети удобно располагаются, руководитель читает им сказку., Вопросы для беседы: В чем сила маленькой Дюймовочки? Что сегодня можешь сделать ты?

«Назови свои сильные стороны». Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Данное упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

«Сказка». Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а также преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы.

«Соломинка на ветру». Все дети встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде руководителя: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Необходимо вначале выбирать на роль «соломинки» более уверенных детей». Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих.

3. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие 7

Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Дракон». Все дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

2. Чтение сказки Андерсена «Дикие лебеди». Дети усаживаются на полу, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:, Почему Элиза смогла расколдовать своих братьев? Какие трудности пришлось ей преодолеть?

Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, на своем пути мы встречаем множество всевозможных трудностей. Трудности, с которыми мы справляемся, | делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Какие способы преодоления трудностей знаете вы? Вспомните примеры, как вы или ваши друзья преодолели различные жизненные препятствия.

Если ты попадешь в трудную ситуацию, кто сможет помочь тебе? Кого бы ты попросил о помощи?

Давайте подумаем, что значит «на ошибках учатся»? Групповой рисунок «Как мы боремся с трудностями». После беседы руководитель предлагает детям нарисовать способы преодоления трудностей. Совместное рисование на данную тему, поможет ребенку развить уверенность в себе, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

«Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде руководителя дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею… Я смогу… Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

«Паровозик». Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения. Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети – «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого–нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

3. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие 8

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе.

Методы: чтение сказки, социально – психологические игры, беседа., Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки., Ход занятия

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии., Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто».

«Говорят не только слова». Руководитель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:

Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.

Далее детям предлагается обсудить, как было проще говорить: зло или миролюбиво. Дети обсуждают проблему: почему говорить по – доброму и быть добрым сложно и требует особых стараний.

2. Чтение сказки «Заяц с рюкзаком». В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка (детской драчливости).

Вопросы для беседы:

Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью. Что бы ты сказал такому зайцу, если бы повстречал его. Если тебя кто – либо обидит (ударит, обзовет), как поступишь ты.

«Подушечные бои». Для игры необходимы маленькие подушки. Дети разбиваются на две команды. Играющие бросают друг в друга подушками, издавая при этом победный клич, бьют ими друг друга.

«Ругаемся овощами». Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т. д.

«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

  • два мальчика поссорились – помири их;
  • ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;
  • твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.

    3.

Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие 9

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы: чтение сказки, социально – психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Ход занятия

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом; занятии.

«Ветер дует на…» Со словами «Ветер дует на…» руководитель начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые дети собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «у кого много друзей» и т. д. Необходимо дать возможность детям побыть ведущими.

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Вопросы для беседы:

Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова «Один друг лучше ста слуг»?

«Рукавички». Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Руководитель; раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом! договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итоги: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось.

«Строим цифры». Дети свободно двигаются по комнате под веселую музыку. По команде руководителя (музыка останавливается, руководитель поднимает руки с карточками, на которых изображены цифры).

За 1 минуту дети должны из своих тел построить цифру, изображенную на карточке. Если дети справляются с заданием быстро, то время можно сократить.

3. Рефлексия. «Сказочные домики»., Занятие 10, Цель: подвести итог всей проделанной работе., Методики: праздник, беседа, социально – психологическая игра.

Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунок домика с окошками по количеству участников, все для чаепития.

Ход занятия

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

2. «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, каждый в свое окошко, рисунок которого висит на стенде. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. После того, как рисунок будет готов, рядом с ним вывешивают и «сказочные домики» – персональная рефлексия предыдущих занятий. На стенде получается целый сказочный город.

«Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить).

Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».

3. Сладкий праздник.

Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.