Консультирование родителей и детей младшего школьного возраста

Проблема консультирования родителей и детей младшего школьного возраста является актуальной на сегодняшний день, так как именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребёнка.

Семья для ребенка — первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Л.С. Выготский отмечал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье.

Зачастую родителю проще обратиться к консультанту-профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих «взрослых» проблем.

Большой процент обращаемости к консультантам родителей детей младшего школьного возраста проистекает в основном по двум причинам: они хотят знать, соответствует ли уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы причины его низкой успеваемости в школе или плохого поведения. Задача специалиста состоит в том, чтобы показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, самое главное, негативную или пассивную роль самих родителей в сложившейся ситуации.

Психолог, контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изучения проблемы.

Цель исследования: изучить особенности консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: психологическое консультирование. , Предмет исследования: консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагается, что психологическое консультирование родителей и детей младшего школьного возраста помогает в решении проблем дезадаптации ребенка в системе школьного обучения, а также внутрисемейных проблем.

Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психологическую и методическую литературу по проблеме психологического консультирования;

11 стр., 5390 слов

Отношение родителей и детей как психологическая проблема

... ]. Задача родителей в младший школьный возраст заключается в способствовании восприятию ребенком грядущего поступления в школу как желаемого и важного события, подтверждения взросления; содействовать созданию действительного образа школы и верного отношения к учебной ...

2. Изучить особенности психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста;

3. Осуществить теоретический анализ и сделать выводы об особенностях психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста.

Проблемы психологического консультирования семьи достаточно хорошо раскрыты в работах Ю.Е.Алёшиной, И.В.Гребенникова, Е.Г. Силяевой, Л.Б.Шнайдера, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, В.И. Леви и др.

Изучением проблемы психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста занимались И.В. Дубровина, М.К. Акимова, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, О.Г. Прохорова, A.M. Прихожан, О.Г. Зверева, А.Н. Ганичева и другие.

Практическая значимость исследования: знание особенностей психологического консультирования родителей и детей младшего школьного возраста поможет психологам, педагогам грамотно организовать работу с родителями и их детьми, оказать помощь в решении проблем, типичных для данного возраста.

Структура курсовой работы: материалы исследования изложены в 2 главах, 5 параграфах на 39 страницах; библиографический перечень включает 31 литературных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы консультирования в психологии

1.1. Представления о консультировании в психологии

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему [21].

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования [2].

8 стр., 3656 слов

Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению

... синдром Ушера». Первоначально испытанный глубокий шок при известии о нарушениях зрения и слуха у ребенка требует значительного времени для «выстраивания» определенной психологической защиты и достижения родителями ... диагнозе «синдром Ушера» первыми чаще всего узнают родители ребенка. Именно родителям сообщает офтальмолог об особом состоянии зрения (пигментном ретините) и о специфических проблемах со ...

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту [25].

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

  • Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.
  • У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.
  • Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта [21].

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:

1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.

2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.

3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:

  • консультирование и просвещение педагогов;
  • консультирование и просвещение родителей;
  • консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе [4; 9].

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, с также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта [4].

10 стр., 4718 слов

Идеал «естественного» развития психолога. Проблема дилетантизма в психологии

... классиков. естественным развитием «Естественное» развитие психолога–профессионала имеет даже некоторые преимущества: 1) психолог сам определяет вектор своего профессионального и личностного развития, выступая ... работе: просто некому квалифицированно оценивать работу, что порождает для психолога «соблазн» работы с прохладцей, или превращения работы в сплошное «развлечение» для себя и своих клиентов ...

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования [2].

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог).

Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников [18].

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы).

Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;

2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико- педагогические консультации;

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;

22 стр., 10822 слов

Модели работы психолога с семьей

... для работы психолога в образовании. Достижения педагогической психологии активно используются педагогами, которые осознают потребность в психологическом осмыслении образовательных ситуаций и сотрудничают с психологом. Развитие педагогической психологии и ее тесная связь с практикой ...

7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента. Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования [19].

Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться полным дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, чем он профессионально занимается, узнав о характере его работы и о тех проблемах, которые в ней возникают. Делать это надо не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные полезные рекомендации [17, с. 23].