«Психология развития.Возрастная психология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

частное образовательное учреждение

«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психология развития и возрастная психология

Автор:

Искандярова Марина Ахтямовна

подпись______________

Руководитель:

подпись______________

Саратов 2018 г.

С самых первых дней своего рождения человек начинает, словно губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из внешней среды: от людей, от вещей, из событий и жизненных ситуаций. И помимо того, что человек начинает развиваться физически, формируется и его психика, его личность. И вряд ли кто-то сможет дать стопроцентно верный ответ на вопрос о том, каким этот человек вырастет. Но если начать разбираться в том, что такое развитие человека, то можно обнаружить, что у этого сложного процесса есть свои закономерности. И по этой причине одной из наиболее важных тем в психологии можно с уверенностью назвать психологию развития.

Для того чтобы понять, что представляет собой психология развития, необходимо разобраться в том, что вообще такое психология развития, и как этот феномен понимается в современной психологической науке.

Психология развития — это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. Поэтому психология развития часто обозначается как возрастная психология, хотя психологию развития смело можно назвать методологической базой возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, поэтому можно использовать данные понятия как синонимы.

Психология развития включает в себя несколько подразделов:

  • пренатальная и перинатальная психология — изучает психическую жизнь ещё не рождённых и новорожденных детей;

детская психология — изучает психическое развитие ребёнка;

  • психология юности и зрелого возраста — изучает психические особенности людей в юношеском и зрелом возрасте;

геронтопсихология — изучает психику людей пожилого возраста.

10 стр., 4830 слов

Психология человека

... моего реферата, является изучение особенностей человеческой психики, их проявление и значение. Познавательные процессы Природа одарила каждого человека способностью к по знанию того мира, в ... и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда тельный, он достаточно полно ...

Психология развития занимается исследованием психики и организма человека в разные возрастные периоды и на всех этапах. Появление психологии развития датируется 1882 годом и связано с выходом книги «Душа ребёнка» немецкого психолога Вильгельма Прейера. Эта работа была посвящена детской психологии. А уже в XX веке психология развития стала самостоятельной наукой. И как у любой серьёзной самостоятельной науки, у психологии развития есть свой предмет, объект, задачи и функции.

Исходя из того, что психология является наукой о человеке и его психических особенностях, объектом психологии развития является человек в процессе своего развития и взросления. Психология развития определяет изменения в психике людей, связанные с возрастом, и пытается их объяснить, понять закономерности, по которым люди приобретают знания и опыт.

Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.

Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:

раскрыть общие закономерности развития человека;

установить причины перехода от одной стадии к другой;

классифицировать возрастные периоды;

создать психологическую картину каждого периода;

изучить ведущие факторы развития.

В связи с поставленными задачами можно выделить и следующие функции психологии развития:

  • описательная функция — описывает особенности развития человека в конкретные возрастные периоды с точки зрения внешних проявлений и внутренних переживаний;
  • объяснительная функция — объясняет и помогает понять причины, факторы и условия изменений в поведении человека, а также его переживания в разные возрастные периоды;
  • прогнозирующая функция — прогнозирует те или иные изменения в поведении и переживаниях человека на каждом возрастном этапе;

корректирующая функция — создаёт оптимальные условия для управления развитием человека.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа развития (взросления) и их динамику. Причём, любые изменения рассматриваются в динамике и с учётом факторов, влияющих на развитие психики человека. В процессе исследований сравниваются закономерности развития на разных этапах, изучаются механизмы приобретения и сохранения знаний и навыков, происходит их сопоставление и дальнейшее выявление факторов, оказывающих влияние на личностный и интеллектуальный рост.

3 стр., 1332 слов

История развития зарубежной социальной психологии

... ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Подводя общий итог, можно выделить следующие моменты в развитии социальной зарубежной психологии: Социальная психология родилась на основе 2 дисциплин: психологии и ...

Для того чтобы было возможным составить наиболее объективное и целостное описание развития психики человека на всех этапах его жизни, сегодня в исследованиях применяется большое количество различных методов.

Психогенетические методы направлены на то, чтобы выделить факторы среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Можно сказать, что изучается «генотипическое-средовое», где под генотипом понимается набор генов, а под средой — негенетические факторы, влияющие на человека. Основными психогенетическими методами являются:

  • близнецовый метод, основанный на сопоставлении двух типов близнецов (монозиготных, развившихся из одной яйцеклетки и дизиготных, развившихся из двух и более яйцеклеток).

    также есть и разновидности близнецового метода: классический, метод контрольного близнеца, метод разлучённых близнецов, семейный метод и т.д.;

метод приёмных детей;

метод анализа родословной (генеалогический).

Психогенетические методы, наряду с психофизиологическими, могут использоваться только специалистами и в специализированных учреждениях, т.к. представляются наиболее сложными и требуют сугубо научного подхода.

Исторические методы или, как их ещё называют, методы анализа документов, изучают жизненный путь человека, особенности наследственности и среды, которые создали особые предпосылки для его духовного становления. В основном, исторические методы изучают тех людей, чья деятельность имела или имеет определённую культурную ценность, но могут применяться и для изучения жизни обычных людей. К данной группе методов относятся следующие:

  • дневниковый;

  • автобиографический;

  • биографический;

  • патографический (описываются болезни выдающихся людей).

Исторические методы представляются очень удобными для применения их на практике даже обычными людьми.

Если у вас есть какой-то человек, который вызывает у вас восхищение, и вы хотели бы поближе узнать о нём, его жизни, условиях, в которых он развивался, его внутреннем мире, то можно использовать биографический или автобиографический метод. Для этого нужно найти и ознакомиться с источниками, в которых содержатся данные о жизни и личности этого человека.

Если вы хотите выявить какие-либо закономерности или важные этапы на пути развития своего ребёнка, то можете использовать дневниковый метод. Записывайте в дневник свои наблюдения касаемо предмета изучения. Данный дневник должен представлять собой своеобразный протокол наблюдений, анализ которых и поможет выявить то, что вам нужно. Кстати, дневниковый метод является очень популярным и на основе наблюдений за своими детьми создали свои теории многие психологи.

4 стр., 1644 слов

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

... развития дошкольника. 1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — этап психического развития ... возрастной психологии, и ... тема работы очень важна и актуальна. Цель работы состоит в изучении периода дошкольного детства и его психологической характеристике. Задачи: определить понятие и изучить основные особенности психического развития ...

Следующая группа методов психологии развития это психологические методы.

Психологические методы можно разделить на две подгруппы.

К первой подгруппе относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:

  • самонаблюдение — используется для того, чтобы выявить человеком определённые особенности и психические феномены у самого себя;

  • самооценка — используется для выявления человеком у самого себя не только особенностей и феноменов, но и стабильных психических качеств.

Ко второй подгруппе относятся социально-психологические методы.

  • беседа — получение информации через общение, где роли участников равны (беседа преподавателя и ученика,беседа отца и сына и т.п.);

  • интервью — получение информации через общение, где один человек задаёт вопросы, является лидером, а второй отвечает, является ведомым (устный экзамен и т.п.);

  • анкетирование — получение информации через ответы людей на заготовленные вопросы;

  • социометрия — получение информации через изучение статуса человека в обществе (группе людей);

  • анализ продуктов деятельности (творчества) — получение информации через контроль знаний (диктанты, сочинения и т.п.)‚ восстановление деятельности от обратного (от результата), графики, рисунки и т.п.;

  • тестирование — получение информации через краткие структурированные испытания (тесты способностей, тесты восприятия, тесты умений и навыков, проективные тесты, тесты на профориентацию, интеллектуальные тесты и т.д.).

Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:

  • биологический возраст — степень развития организма;

  • социальный возраст — степень развития социальных ролей и функций;

  • психологический возраст — особенности психологии и поведения;

    14 стр., 6670 слов

    Воспитание и развитие детей первого года жизни

    ... что мышцы-разгибатели развиты недостаточно. Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, ... 5—6 до 9—10 месяцев и от 9—10 до 1 года. Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими ...

  • физический возраст — количественный показатель развития человека (дни. недели, месяцы, годы).

Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:

  • младенчество (от рождения и до 1 года)

  • раннее детство (от 1 года до 3 лет)

  • дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)

  • школьный возраст (от 6 до 12 лет)

  • юность (от 12 до 20 лет)

  • молодость (от 20 до 25 лет)

  • взрослость (от 25 до 60 лет)

  • старость (от 60 лет)

Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:

До 1 года. Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность: кормить, поить, заботиться. Именно в этот период ребенок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательным и обращать внимание на все, что касается ребенка.

От 1 до 3 лет. В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, можно дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Необходимо больше наблюдать за ним — это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.

3 года. Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы. Это именно тот период, когда необходимо научиться находить точки соприкосновения с ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, нужно больше специализированной литературы, применять знания на практике. Иногда стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, необходимо продолжать наблюдать за ребёнком и использовать в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок можно найти наилучший вариант.

2 стр., 938 слов

Типы общения с детьми по возрастным периодам

... общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый ‒ это старший друг, от которого дети ожидают переживания и взаимопонимания. Таким образом, с возрастом содержание необходимости в общении (содержание мотива общения) ...

4 года. Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги ему читают родители, о чём с ним разговаривают. Лучше всего, если родители будут снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнут учить читать и выводить буквы. В общем, необходимо доводить до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.

5 лет. Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе нужно акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Необходимо знать, что беспокоит ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдать за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение. Особое внимание следует обратить на то, как родители сами ведут себя в процессе обычной жизни, общении с ним и с другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия ребенка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.

6 лет. На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.

7-11 лет. В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к ребенку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самих себя.

4 стр., 1994 слов

Вакцинация на первом году жизни ребенка

... детей до первого года жизни; дети на первом месяце жизни особенно восприимчивы к инфекции. Вакцина АКДС вводится внутримышечно в ягодицу или бедро. План вакцинации Вакцинация ... IPV вакцина не должна быть дана людям с серьезной аллергией к неомицину или ... развитии, из вакцины исключается компонент коклюша. Эти дети могут получать АДС-М вакцину (дифтерия и столбняк). Если была выраженная реакция на ...

12-16 лет. Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если замечается у ребёнка агрессивность по отношению к родителям, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. Необходимо строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения. Такая стратегия позволяет настроить позитивную линию в контроле развития ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.

16 лет — 22 года. В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлении и самой жизни. В этот период нужно оказывать ребёнку еще большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном, Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давлением. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.

23 года — 28 лет. Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями.

14 стр., 6761 слов

Развивающее обучение в интеллектуальном развитии ребенка

... 2. Развивающее обучение в интеллектуальном развитии ребёнка 2.1 Сущность развивающего обучения В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает развивающее обучение, с ... периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта. Познающего окружающий мир и ... каждую шутку. На какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу ...

29 лет — 32 года. Данный период можно назвать переходным, так как многие представления установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины. Ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим сознанием, мировосприятием, осознанием истинных ценностей.

33 года — 39 лет. На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть абсолютно уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулезная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.

40 лет — 42 года. Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чем нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нем.

43 года — 49 лет. Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность. Творческие люди испытывают приливы вдохновения. Все способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.

После 50 лет. После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми, часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые лучшие условия для нормальной жизни в этот период — это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.

Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.

23 стр., 11188 слов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА рабочая программа

... даже месяц, неделя, день. Отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка. Развитие речи является важнейшей задачей. Так как овладение речью перестраивает процессы восприятия, внимания, памяти, ...

Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своими свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие человека.

Развитие человека, его мировоззрение, интересы, потребности, направленность его действий, духовное богатство его личности и другие особенности находятся в прямой зависимости от того, а каких условиях он развивается и, особенно, в период детства и юношества. Личность человека формируется под воздействием ряда факторов. Основными среди них считаются следующие три:

  • наследственность,

  • среда

  • воспитание.

А их, в свою очередь, можно разделить на две большие подгруппы: биологические (наследственность) и социальные факторы (среда, воспитание).

Наследственность — это информация, заложенная в генах человека и передающаяся от родителей к детям. И состоит она из двух частей:

постоянная часть (обеспечение рождения человека человеком);

переменная часть (то, что связывает человека и его родителей).

Как только человек родился, он ещё не личность. Его «Я» ещё не проявлено, у него нет имени, идей, взглядов, вкусов, убеждений, нравов, социального статуса. Можно сказать, что его жизненный путь пока ещё неизвестен, а судьба не предопределена. Но в том, как человек будет развиваться, большую роль играет наследственность. Человек с лучшей наследственностью будет успешнее развиваться в социуме и взаимодействовать с внешним миром. Важным условием является то, что человек, родившийся с определёнными характеристиками, будет развиваться только в их рамках. Таким образом, получается, что человек есть тот, кто он есть, и его наследственные характеристики будут воздействовать на него на протяжении всей его жизни. На деле это выглядит как то, что человек, родившийся с плохой физической наследственностью, не сможет достичь выдающихся результатов в спорте и физической деятельности, а тот, кто родился умственно отсталым, никогда не станет учёным, философом.

Под средой можно понимать природные, климатические условия, в которых развивается человек; государственное устройство, культуру народа, его традиции, обычаи, быт. Но также под средой понимается непосредственно то общество, в котором человек развивается: семья, микроклимат в семье, отношения между родителями, тонкости воспитания, друзья, одноклассники и другие окружающие люди.

То, в какой среде развивается человек, оказывает влияние на его социализацию, формирование знаний, умений, поведения, социальных норм, отношения к культуре, обучению, работе, другим людям. В среде оформляются психологические характеристики человека, его потребности, установки, интересы, стремления, личностные, общественные, политические, идейные и материальные ценности. К примеру, человек, который рос в неблагополучной семье, воспитывался родителями-алкоголиками, общался с детьми из других подобных семей, будет иметь ценности и стремления, отличные от ценностей и стремлений ребёнка, выросшего в достатке, воспитанного культурными людьми (преподавателями, людьми искусства, учёными).

Воспитание — это целенаправленное формирование личности, подготавливающее её к жизни в обществе. Данный фактор носит несколько иной, в отличие предыдущих двух, характер — целенаправленность и осознанность. Ещё одной особенностью воспитания является то, оно всегда происходит в соответствии с социокультурными ценностями того общества, в котором оно осуществляется.

Под воспитанием практически всегда подразумеваются положительные воздействия, причём систематические, т.к. единичные воздействия не приносят результата. Главными в процессе воспитания, как правило, являются родители ребёнка, второстепенные роли играют воспитатели, учителя, преподаватели и т.д. Родители передают своим детям знания, жизненный опыт, обучают каким-то вещам, объясняют, показывают, рассказывают, контролируют. От того, какое воспитание было дано ребёнку, в ощутимой степени зависит и то, каким он вырастет, как будет общаться с другими людьми и вести себя в обществе, какие у него будут моральные и этические нормы, убеждения и прочее. Чтобы сделать из подрастающего ребёнка настоящую личность, нужно прилагать большие усилия к правильному воспитанию. Более важно — это понять механизмы воздействия на ребёнка. Главное в воспитании — это собственный пример.

Факторы, под воздействием которых формируется личность, оказывают своё влияние не одиночно, а комплексно. По этой причине, изучая психологию развития человека, нужно учитывать любые детали, нюансы, события и явления, с которыми сталкивается человек на своём жизненном пути. Только такой подход даст возможность разобраться в том, почему человек (в любом плане) сформировался именно так, а не иначе.

Всё это является неотъемлемой частью развития человека и его жизни. Всякая личность — это уникальное создание, формирующееся под воздействием множества факторов, и процесс этот подчиняется своим законам. Психология развития, а если быть точнее, знания о ней — это ключ к успешному пониманию детей, родителей, родных, друзей, самого себя и человека вообще. Используя полученные знания в нашей каждодневной жизни, мы сможем сделать свою жизнь лучше, успешнее, гармоничнее и счастливее, и всегда достигать взаимопонимания с находящимися рядом людьми!