Педагогические условия использования устного народного творчества в воспитании и развитии детей

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы цель которых, воспитывать в человеке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий безусловно правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через художественную литературу. Почему именно литературу? Да потому, что искусство, литература- богатейший источник побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подрожать героям, которые эму симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Детская литература- это искусство. Как искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной форме — в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.

Поэтому при отборе литературных произведений нам педагогам, необходимо прежде всего видеть, какая позитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм поведения.

Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.

19 стр., 9154 слов

Роль детской литературы в воспитании детей

... воспитания . » « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . » 2 Познавательное значение детских книг . Тематика научно - познавательной литературы для детей . В своем философском развитии В. ... художественную книгу . » Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического , нравственного воспитания . « Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей ...

1. Роль произведений русского устного народного творчества в духовно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста

1.1 Фольклор в жизни малышей

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим, внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много вековое существование в народной поэзии, педагогики? Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, мелодию , действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора- пестушка , потешка, прибаутка — уже в самих названиях своих отмечают эту функцию — воспитывать развлекая Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» , «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков- « Чики, чики ,чикалочки», «Ай тюшки,тюшки».

11 стр., 5111 слов

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

... приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры ... детей. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. ...

Повторение в различных комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность- одно из необходимых условий, приближающих произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- « Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.

1.2 Воспитательная ценность малых форм устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)

К малым формам народного творчества относятся так же пословицы, поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы указывали имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть- играй, да дело знай», иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб).

30 стр., 14941 слов

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

... патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей ...

Иногда выделяются некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа).

В этой загадке признаки репы (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца, масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их мышление, пытливость, наблюдательность.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

  • помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков;
  • систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Народ — единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.).

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни — не их, а о них. Главное назначение песни — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

6 стр., 2694 слов

Русские народные сказки как средство воспитания нравственных ...

... ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании. Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретают новые знания о жизни: ... детей в героическом. Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В ... событий. Традиционная форма ...

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

А баиньки, баиньки

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьке

Будет мой сынок ходить

Новые валенки носить.

Какая девушка хороша:

У ней кисейны рукава,

Кисейны рукава

В косе ленточка ала,

Вы пожалуйте сюда!

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность — важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок — тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является — дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать — нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть — глаз божий».

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон — пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

7 стр., 3052 слов

«Сохранение исторической преемственности поколений через изучение ...

... для формирования нравственных основ молодого поколения. Сейчас мы заглянем в историю народных праздников и исследуем некоторые их особенности. Рождество ... Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры ... ловили и бранили неженатых мужчин – везде свои правила и традиции». Миф 7: «Масленица связана с проводами зимы и встречей ...

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм — это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Патриотизм — дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб — батюшка, Волга — матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам — счастье семье», «Дятла стук услышишь — день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа — малая вселенная — и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Землю мы до сих пор называем матерью — и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.

Как же называли Богиню Земли?

Некоторые ученые считают, что ее имя — Макошь (ма — мама, кошь — кошелек, кошара, счастье, судьба).

А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается — Макошь — всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом — Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба — отца.

Мог ли такой человек учинить Земле-кормилице «Лунный пейзаж», отравить чистое небо дымом и ядовитыми газами?

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра — удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.

«Игры не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить, Он привык в недетские игры играть Он как воин воспитан был»

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства.

Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

10 стр., 4765 слов

Отношение к детям в семье: от древности до наших дней

... детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям ... наши предки считали имя важной частью человеческой личности. После прохождения древних обрядов юноши и девушки считались взрослыми, совершеннолетними, готовыми продолжать традиции своих древних Родов. Если до ...

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица — переломная пора, любимый народный праздник.

Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий — обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях.

Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение — блины.

Этот всеми любимый праздник восходит к традициям Древнего Рима 1 века до н.э. Богиня Юнона, супруга Юпитера, дарила людям хорошую погоду, урожай, удачу в делах. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка. 1 марта женщины несли цветы к храму Юноны и прошли счастья в семье. Мужчины дарили женам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь.

Ты — женщина,

Ты — книга среди книг,

Ты — свернутый, запечатанный свиток,

Ты — женщина,

Ты — ведьмовский напиток,

Ты — женщина, и этим ты права.

Традиционно традиция этот день мы помогаем детям почувствовать аромат обаяния, даем знания о том, как сохранить букет свежим, учим как дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное — уважение к женщине, матери, подруге.

5 стр., 2161 слов

Реферат сказки пушкина для детей

... жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в ... является очень смелым и новым шагом для литературы того времени. . Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Пушкин экспериментирует: сказки о попе и о медведихе написаны ...

Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

Еще один праздник интимный и романтический, отмечается 14 февраля в Европе с 13 века, а в России с начала 90-х годов. При подготовке к празднику дети проявляют свои творческие возможности, фантазию, выдумку. Здесь можно иметь лепить, рисовать, печь, вязать.

Традиционно отмечаем «День невинных обманов» (1 апреля) — напоминание о древнем празднике весны, который справлялся в апреле и сопровождался играми и шутками. В этот день желаем друг другу как можно чаще смеяться. Смех снимает напряжение, понижение давления, преодолевает жизнь, 3 млн.смеха = 15 млн. физ.зар.

В образовании традиций входят и обряды.

С древнейших времен в обряд входило одаривание «Любишь подарки — люби и отдарки», напоминает пословица.

У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

На масленицу дарили пряники с надписями: «Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники.

Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.

Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки — фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить парфюмерию, косметику, немудреные самоделки — вышивку, плетение, рисунки.

Так в годы войны одним из главных сувениров, отсылаемых на фронт, оказался кисет — вещь сугубо мужская, но делают-то его женщины. Сшитый и вышитый он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.

Без кисета у махорки

Вкус не тот уже.

Слаба.

Потому так дорог он был солдату.

В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины.

Традиция живет в старом и новом.

Дети до сих пор любят старинный способ выбора считается в игре и придумывают новые.

Шел козел по лавочке,

Считал свои булавочки,

1,2,3,4,5

Выходи, тебе искать.

В гараже стоят машины

Волга, Лада, Жигули

От какой берешь ключи?

В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях — это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет — земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

2 стр., 806 слов

Творческий проект «Сказка — ложь , да в ней намек…»

... волшебниками, ведь мы творили разные чудеса. Рефлексия Мы работали над творческим проектом «Сказка ложь, да в ней намек…». Выбрали мы этот проект, потому, что хотим поделиться нашим опытом написания ... после чего они задумывались и исправлялись. Эти сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми. Так появился наш первый сборник сказок «Сказки о ленивых детях». Затем мы учили наизусть стихотворение Ирины ...

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков — естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого — свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими. сказка воспитание дошкольник устный

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших — все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения.

1.3 Сказки — для ума и души закваски

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские писатели с присущим им мастерством образно им живо рассказывают, А под влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов. Народные художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию. Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки или заставки Присказка, как правило, несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку». Необычность, юмористический характер такого вступления сразу привлекает внимание детской аудитории, а в дальнейшем оно поддерживается уже фабулой сказки. Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде « сейчас они в этой избушке живут , нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена. Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех сказок для детей, тем не менее они свидетельствуют о мудрости и чуткости народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка. Присказки, зачины и концовки составляют обрамление сказок.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему: «молодец-удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило, каждой из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так, колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто а тереме живет?»

Подобное построение сказок облегчает слушателям восприятие их. Часто встречающиеся в сказках диалоги, живой язык, острый юмор отдельных эпизодов так же составляют их большую художественную ценность. В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описание природы или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой- герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты- «море синее», «лес дремучий» и так далее.

Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.

Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» — путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, сто герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера — добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери сильнее его- выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он идёт с кассой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из которого выходит победителем. Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он трудолюбив , рассудителен, не оставляет товарища в несчастье. Народная фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляя спасать петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли. Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки. Вот царевна- лягушка-девушка, по злому волшебству превращается в лягушку. Она умная, энергичная, и слушатель с самого начала воспринимает этот образ как положительный. Принимая человеческий образ, царевна- лягушка оказывается, согласно сказочной традиции, такой, «что не в сказке сказать, ни пером описать». Моральные ценности волшебных сказок представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижением цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . в страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

1.4 Воспитательная ценность русских народных сказок

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство- естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент- и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому, что в них- «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого- что выбрать из одежды, до жизненно важного- как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во много формирует для себя картину Мира и взаимности от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.

2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

2.1 Эмоциональное погружение детей в сказку

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов- дошкольников: дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так что бы сказка- была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями- сказочными героями. Я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Использовать сказочную форму
  • для интеграции личности ребенка;!
  • для психоречевого развития;
  • для совершенствования вербального языка;
  • для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;
  • для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;
  • для развития креативного мышления, фантазии, вооброжения

эмпатии ребенка;

  • для расширения сознания и совершенствования взаимодействия

с окружающим миром;

  • для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики,

как базы для развития речи, интеллекта;

  • для развития творческих способностей ребенка.

В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со сказкой: Сказка для чтения, 2. сказка для театрализации.

Как же читать ( рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки- это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

При чтение я слижу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть предварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации. Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

2.2 Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. В частности я стараюсь пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Мы рассматривали картины В Васнецова « Богатыри» «Витязь на распутье» «Бой Добрыне Никитича со Змеем Горынычем» Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на « театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие , которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы — сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют — сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Знакомство со сказками можно завершить и по-иному — « изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские рисунки к ним.

В работе по ознакомлению со сказкой, я стараюсь вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов.

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, еженедельно родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком в выходные дни посещают библиотеку, рисуют иллюстрации к заданной сказки, изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Работая с родителями по выполнению домашних рекомендаций мною разработаны памятки для них .

Так же родители сделали нам много ксерокопии, разукрашек по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-роливые игры. Сказка и игра- самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно. Я использую, совестно с другими специалистами, сказку в игровых физкультурных занятиях (используются игры со сказочными героями), в музыкально-ритмических занятиях, основанные на народных плясках и хороводах. Во взаимодействии с музыкальным руководителем была поставлена сказка «Теремок». Совместно с библиотекой Д,К «Энергетик» мы организовывали викторины «Отгадывание и толкование загадок по сказкам», что способствует развитию понятия и обогащению словарного запаса.

2.3 Драматизация сказок дошкольниками

Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. Драматизация может проявиться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, то есть театральная постановка сказки. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. В старшей группе при работе над драматизацией сказок основной задачей является развитие у каждого ребенка интонационной, жестовой и мимической выразительности. В подготовительной группе углубляю работу по использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов. Драматизирую сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается»,