«Сохранение исторической преемственности поколений через изучение особенностей русских народных традиций»

Проблемы, решаемые мной во время проекта:

использование знаний, полученных в процессе исследования особенностей русских народных традиций для сохранения исторической преемственности поколений

Планируемый результат:

проект

Исследовательская деятельность по проекту:, Вопросы для исследования

  1. Назовите православные или языческие праздники, если такие знаете?

  2. Велика ли роль русских народных праздников в вашей жизни?

(да, нет);

  1. Необходимо ли передавать подрастающему поколению опыт его предков. (да, нет).

Анкетирование

Исследуя особенности

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Для моего исследования, необходимо изучить огромное количество информации об особенностях русских народных праздников. В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Рождество, Троица, День Покрова, Масленица и др.. Кроме того, праздник требовал, подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участие всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сейчас мы заглянем в историю народных праздников и исследуем некоторые их особенности.  историческая справка 1

Рождество Христово

Колядки — старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. Рождество христово 1

6 стр., 2556 слов

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской ...

... национальных традициях, донести до них русскую народную культуру. И ... на него терапевтическое воздействие. Поэтому мы в своей работе предлагали родителям использовать колыбельные песни в семейном воспитании, ... дети охотно исполняют частушки на праздниках. «Кто сказал: частушки ... приобщение дошкольников к устному народному творчеству ... детей песнями, утешали, ласкали, внушали. Исследования современных ...

Крещение (19 января).

Крещение января  1

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Святочные гадания.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали «защитные» меры против нечистой силы — очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака — девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены «знаки» судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. «Знаками» могло быть что угодно — сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. Святочные гадания  1

Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка — скорую свадьбу, топот коня — дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

5 стр., 2197 слов

Русские народные праздники

... в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей. На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи ... их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На ...

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Масленица,

Масленица 1 Мы знаем, что время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица 2

Миф 1: «Блины – главный атрибут Масленицы»

Опровергаем: «Об этом молчит «Домострой», написанный в конце ХVI века, об этом молчит «Книга яств во весь год на стол подаваемых» XVII века. Блины есть у многих народов – от Ирландии до Узбекистана и даже Пакистана (чапати).

Славянские страны — Украина, Беларусь, Болгария, Сербия и другие — не знают блин как масленичное блюдо».

Миф 2: «Блины всегда готовились одинаково»

Опровергаем: «Еще сто лет назад блины существенно отличались от современных: не жарились, а пеклись в печи, переворачивать их было не нужно. Традиционные русские блины из гречневой, овсяной и ржаной муки приготовить на современной сковородке практически невозможно, так как если жарить их на плите, они получаются слишком ломкие. Более того, на солнце они были совсем не похожи, в отличии от современных — из пшеничной муки».

Миф 3: «Первый блин хозяйка всегда съедала сама, чтобы попробовать, хватает ли в нем соли, сахара и др.»

Опровергаем: «В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой. Все рассказы про то, что первый блин на Масленицу отдавали комам (якобы медведям) – выдумки последних лет».

Миф 4: «Масленица – исконно языческий праздник»

Опровергаем: «Масленица – это исключительно христианский праздник. Его дата четко привязана к главному христианскому празднику – Пасхе. Его празднуют все христианские народы: греки, румыны, армяне, британцы, испанцы… В России Масленица впервые упоминается уже в христианскую эпоху летописцем Нестором, а описание масленичных обрядов в документах встречается только в ХVI в. У нас нет никаких источников или малейших оснований, позволяющих утверждать, что Масленица — языческий праздник, существовавший до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом уходящий в язычество. Народы России вместе с принятием христианства от русских перенимали и масленичные гуляния».

35 стр., 17206 слов

Вклад выдающихся русских социологов в мировую социологию

... и культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX ... наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих ...

Миф 5: «Масленичное чучело должно быть красивым и ярким, чтобы было видно издалека»

Опровергаем: «Костюм масленичного чучела всегда был старым, ветхим, рваным. Солому для тела Масленицы, предметы ее одежды следовало собирать из разных домов или покупать вскладчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ ветхости, греховности, страстности и тлена, чтобы от него избавиться».

Миф 6: «Масленичные гуляния и обряды были четко регламентированы»

Опровергаем: «Традиции были разные. Например, в вологодском крае на Масленицу свозили в болото всякое старье. В других регионах билась посуда, уничтожались старые вещи, где-то жгли костры, где-то ловили и бранили неженатых мужчин – везде свои правила и традиции».

Миф 7: «Масленица связана с проводами зимы и встречей весны»

Опровергаем: «Ни одна масленичная песня, коих очень много, не упоминает ни зиму, ни весну. Главный масленичный обычай – величание молодоженов и корение незамужних и неженатых. В старину засидевшихся символически женили. Обряд был характерен для многих славян. У русских «выдача замуж неженатых» на Масленицу встречается повсеместно, гораздо чаще, чем сжигание чучела или блины».

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Масленица 3

Прощеное воскресенье

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сеношные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Прощеное воскресенье 1

22 стр., 10518 слов

Обычаи и традиции Шотландии

... временем, и под влиянием чего произошли эти изменения. Рассматривая традиции и обычаи народов Шотландии, мы можем понять, в чем особенности их культуры, и какие ее элементы отличают их ... круги, разбросаны вокруг. О Стоунхендже ещё будет упомянуто позднее, в связи с обычаями шотландцев, имеющими в своей основе языческие обряды. Древнейшие археологические памятники на территории Шотландии ...

Хотелось бы ещё остановиться на некоторых обрядах, так называемого жизненного цикла. Это обычаи, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с рождения. Рождение ребёнка – это очень большое событие в жизни людей.

Рождение младенца., Свадьба в России

Рождение младенца  1 Рождение младенца  2Рождение младенца  3Рождение младенца  4Рождение младенца  5Рождение младенца  6Рождение младенца  7Рождение младенца  8

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым.

Венчание — очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после венчания они острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. Рождение младенца  9

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает «приданым» — постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. «Курник» — это свадебный пирог. Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда молодые муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает их, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Свадьбы в России проходят шумно и весело, с танцами, песнями и многочисленными «играми — испытаниями» для жениха. Рождение младенца  10

Современные обычаи. Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале XX столетия.

22 стр., 10711 слов

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания ...

... работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Глава I . Теоретические основы использования народных традиций ... традициями, обычаями, обрядами и жизненным опытом народа. Таким образом, современная педагогика требует обращения к воспитательному опыту народа, ... использованием этнопедагогических традиций. Предмет исследования: этнопедагогические традиции как ...

Под Старый Новый год

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Вопрос о православных или языческих праздниках, у пожилого поколения не вызвал затруднений, а вот у подростков произошла путаница при делении на православные и языческие. Скорее всего — это результат огромного количества информации, легенд и мифов.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Результаты анкетирования на второй вопрос о том, велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения вызывает оптимизм. Все согласны, потому что молодое поколение должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда — то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. 4 Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе молодого поколения. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

13 стр., 6130 слов

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, ...

... группы и межличностного общения. Именно поэтому для своей курсовой работы выбрал тему «социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом» кроме того, психологический анализ больших социальных групп ... социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп: специфические регуляторы социального поведения-нравы, обычаи и традиции; ...

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества социумом востребованы и актуальны. Что вызывает горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно — нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».

Можно бесконечно говорить о традициях, обычаях и праздниках, настолько интересна эта тема.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо ли передавать подрастающему поколению опыт его предков — это был третий вопрос в моём исследовании. все респонденты дали положительный ответ, что не может не радовать. Г лавную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

5 стр., 2188 слов

По этнопедагогике : «Традиции народной педагогики в современном ...

... условиях обновления содержания образования, касающиеся традиций этнопедагогики. Традиции народной педагогики в современном воспитании школьников 1.1 . Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания младших школьников Исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, колоритности ...

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/narodnoe-vospitanie-i-preemstvennost-pokoleniy/

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М.: Издательство «Русский язык», 1990, — Т.З.- С.380.

  2. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье»// Современные гуманитарные исследования.- 2006г.

  3. Блинова Г.П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. пособие / Г.П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.

  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.

  5. Папкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

6. Интернет-ресурсы.

11 стр., 5111 слов

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

... идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество ... музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям. Цель исследования – провести анализ особенностей русского народного ...