Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации

Содержание скрыть

Введение, Актуальность.

По мнению Третьякова П.М., методическая работа — в дошкольной образовательной организации — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Передовой педагогический опыт, как известно, представляет собой такую практику обучения и воспитания, которая дает устойчивые высокие результаты. Деятельность, приводящая к таким результатам, характеризуется широким спектром качеств: от высокой исполнительности, репродуктивности — до творческого уровня, новаторства. Границу между исполнительским мастерством и новаторством провести трудно. Освоив известные методики, педагог обычно начинает экспериментировать — находить и использовать новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетать старые.

Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития детей; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.

Проблема исследования, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1. Изучить теоретические основы исследования проблемы методической работы в дошкольной образовательной организации.

2. Изучить различные подходы к пониманию сущности методической работы в дошкольной образовательной организации.

3. Определить уровень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта.

4. Разработать проект по организации работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта в дошкольной образовательной организации.

Теоретическая база исследования:, Экспериментальная база исследования:, Методы исследования:, Структура исследования:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

12 стр., 5615 слов

По психологии «Организация социально-педагогической работы ...

... Все это является свидетельством того, что дети из неблагополучных семей имеют множество причин для пополнения рядов трудновоспитуемых, противоправных, наркозависимых людей. 1.3. Специфика работы социального педагога с неблагополучной семьей Доктор педагогических наук А.В. Мудрик ...

1.1. Различные подходы к пониманию сущности методической работы в дошкольной образовательной организации.

На дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. Для этого важен педагог с высокой профессиональной компетентностью. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Изучению актуальных вопросов организации методической работы в дошкольной образовательной организации в частности, и передового педагогического опыта, посвящены исследования многих современных авторов: Белой К.Ю., Виноградовой Н.А., Волобуевой. Л.М., Дубровой В.П., Милашевич Е.П., Елжовой Н.В., Казаковой И.Н., Турбовского Я.С., Терегулова Ф.Ш., Скаткина М.Н., Фалюшиной Л.И., Шамовой Т.И. и многих других.

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований позволяет выделить разные подходы к определению методической работы.

М.М.Поташник дает такое определение методической работе:

«Под методической работой в школе подразумевается целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и конкретно анализе затруднений учителей, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обучение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов»[19, с. 27]. Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.

По определению Гончаровой С.Ж., «методическая работа представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода, применения методик» [15, с. 25].

Третьяков П.И. считает, что «методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом» [25, с. 54].

Белая К.Ю. определяет методическую работу как деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива[3].

Васильева А.И. раскрывает методическую работу в дошкольной организации как комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно творческого уровня и методической квалификации воспитателей [6].

По мнению, Дубровой В.П. «методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель — обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост»[10, с. 15].

14 стр., 6501 слов

Имидж современного педагога в дошкольной образовательной организации

... исследования определяется: необходимостью выявления педагогической сущности имиджа педагога дошкольной образовательной организации, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных исследователей; потребностью педагогов дошкольной образовательной организации в методических рекомендациях по изучению, оценке и целенаправленному ...

Все исследователи едины в том, что методическая работа — это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, Белая К.Ю., Конаржевский Ю.А., Орлов А.А., Третьяков П.И., Шамова Т.И. и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта и объекта методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему воспитанию и обучению детей. Таким образом, методическую работу в дошкольной образовательной организации можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Организация методической работы построена на следующих принципах:

1. Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

2. Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.

3. Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

4. Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение учебного года.

5. Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требую от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов дошкольного учреждения.

6. Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

7. Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в дошкольном учреждении твоей системы методической работы [30].

Белая К.Ю. считает, что целью методической работы в дошкольной образовательной организации является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса[4].

По мнению Васильевой А.И., целью методической работы является формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта[6].

Виноградова Н.А., анализируя различные подходы к определению задач методической работы в дошкольной образовательной организации, выделяет задачи, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи методической работы

Задачи

Шамова Т.И.

Цели и задачи методической работы являются системообразующими ее компонентами.

Симонов В.П.

Повышение профессионального и культурного уровня педагога.

Совершенствование методов взаимодействия принципов демократизации, гуманизации и гласности.

Совершенствование организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.

Дуброва В.П., Милашевич Е.П.

Повышение социально-психологической культуры воспитателя.

Повышение педагогической культуры педагога. Повышение уровня образовательного процесса и его конкретных результатов.

Совершенствование специальных умений и навыков воспитателя.

Выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта дошкольной образовательной организации.

В свою очередь, Гончарова С.Ж. формирует задачи в зависимости от типа методической работы. Для образовательного учреждения, находящегося в режиме стабильного функционирования, методическая работа должна поддерживать образовательную среду за счет коррекции образовательного процесса в случае отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения детей. Если же коллектив переходит в режим развития, т.е. на работу в инновационном режиме, то задачами методической работы будет являться создание такой образовательной среды в организации, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Виноградова Н.А. выделяет следующие функции методической работы (Таблица 2).

Таблица 2

Функции методической работы

Пп\п

Функции

управления

Функции старшего воспитателя

1.

Информационно-аналитическая

Формирует данные о профессиональных качествах педагогов, реализации образовательной программы, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике.

2.

Мотивационно- целевая

Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы воспитательной и образовательной работы в дошкольной организации. Помогает педагогам научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.

3.

Планово-прогностическая

Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программы развития ДОО и образовательную, годовой план, планирую методическую работу.

4.

Организационно-исполнительская

Обеспечивает выполнение годового плана работы дошкольной организации . Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей и др. Участвует в организации инновационной и экспериментальной деятельности. Организует проведение промежуточного и итогового мониторинга, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем- аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями.

5.

Контрольно-

диагностическая

Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический) и промежуточный итоговый мониторинг: оценивает качество воспитательного и образовательного процесса, предметно-развивающей среды.

6.

Регулятивно-

коррекционная

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации целостного образовательного процесса, повышении квалификации, экспериментально- поисковой работе и др.

Белая К.Ю. предлагает строить методическую работу в дошкольной образовательной организации как систему, которая может быть спроектирована следующим образом: прогнозирование- программирование- планирование- организация- регулирования- контроль- стимулирование- коррекция и анализ [4].

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольной организации, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного дошкольного образовательного учреждения, предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, и новаторское применение новых форм.

Виноградова Н.А. предлагает следующие формы методической работы в дошкольной организации:

Формы методической работы в дошкольной организации:, Традиционные формы

  • методические объединения;
  • психолого-педагогические семинары;
  • научно-практические конференции и педагогические чтения;
  • школа передового опыта;

Новые формы

  • творческая группа;
  • отрытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
  • диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
  • школа передового опыта;
  • практикумы по разработке методики изучения и обобщения передового педагогического опыта;
  • педагогические экскурсии.
  • индивидуальное наставничество;
  • педагогические консультации;
  • методические выставки;
  • педагогический совет.

традиционные

Методические объединения, Психолого-педагогические семинары, Научно-практические конференции и педагогические чтения., Школа передового опыта.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в дошкольных организациях проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Индивидуальное наставничество., Педагогические консультации., Методические выставки.

педагогический совет

Рассмотрим новые формы методической работы.

Творческая группа

Логическим завершением результатом работы творческой группы являются творческие отчеты педагогов, которые рассказывают о результатах реализации программы экспериментальной исследовательской и научно-методической работы, поделиться своим опытом говорят о проблемах, возникающих в практике образовательной организации, предполагают внедрить инновации.

Открытый показ работы., Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы., Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта., Педагогические экскурсии

Перечисленные формы организации методической работы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают обязательную дифференциацию их по значимости и преемственности:

  • принцип значимости реализуется через отбор наиболее целесообразных форм работы для каждого этапа в развитии профессиональной компетентности и его соответствия ведущему виду деятельности педагога;
  • принцип преемственности заключается в том, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей.

1.2. Передовой педагогический опыт как направление методической работы в дошкольной образовательной организации

В педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «передовой педагогический опыт». Это новаторство, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, а также хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег[16].

Важно чтобы, руководитель дошкольной образовательной организации регулярно информировал воспитателей о достижениях науки и передовой практики, используя при этом все имеющиеся формы методической работы.

Выдающийся педагог Сухомлинский В.А. писал: «Открытие, сделанное ученым, предстаёт перед педагогом как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз заключается творческий труд, передовой опыт педагога» [22, с.35].

Понятие «передовой педагогический опыт» обычно рассматривают в широком и узком смысле слова.

Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство учителя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «…опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством» [21, с. 56].

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Как отмечает Белая К.Ю. «педагогический опыт- это источник новых идей, подходов и технологий. Этот опыт построен на разрешении проблем, возникающих в педагогической практике, проблем, с которыми сталкивается практически каждый воспитатель, поэтому педагогический опыт может выполнять задачи совершенствования и преобразования практики» [3, с.65].

Передовой педагогический опыт- опыт педагогов творчески и ответственно относящихся к своему делу, открывающих новые резервы повышения качества воспитания и образования. Степень новизны и новаторство где могут быть различными. Если педагог воплотил новые идеи, методы, приемы, разработал новое методическое обеспечение, его опыт квалифицируется как новаторство, творчество, исследование. Если он умело апробирует уже имеющийся опыт, то его деятельность квалифицируется как частично- поисковая или определяется понятием педагогическое мастерство.

Шамова Т.И. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  • как образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;
  • как деятельность, в которой воплощены в жизнь опытно- экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты;
  • как новаторство с его творческими находками, открытием нового, оригинального знания [30].

По мнению Белой К.Ю., в качестве передового педагогического опыта могут выступать:

  • технология или элементы технологии;

  • система методических приемов, например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

  • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

  • реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва­риативности и др.);

  • алгоритмы учебных действий по предмету;

  • эффективная система оценки знаний;

  • целостная система педагогической деятельности (требует более длительного периода времени, возможно, не одного года);

  • система работы педагога по какой-либо проблеме;

  • методические рекомендации, подготовленные на основе личного опыта педагогического работника; ­

  • методические разработки НОД, мероприятий и др.;

  • инновационная деятельность;

  • результаты развития детей, результаты мониторинга.

Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы , например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода; низким уровнем воспитанности детей и др. Именно такой опыт подлежит диссеминации в первую очередь.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Турбовский Я.С. выделяет следующие критерии передового педагогического опыта:

1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

5. Новизна. Она проявляется в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Она может проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда.

6. Актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательной организацией (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;

  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

7. Репрезентативность.

Репрезентативность — это:

  • достаточная проверка опыта по времени;

  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

8. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. Передовой педагогический опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому педагогическому опыту, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется [26].

Существуют разные классификации передового педагогического опыта по различным основаниям.

Терегулов Ф.Ш. предлагает следующие виды передового педагогического опыта:

1. В зависимости от количества его авторов:

  • коллективный;
  • индивидуальный;
  • групповой.

2. По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии:

  • эмпирического обоснования;
  • научно-теоретического обоснования.

3. По характеру научной обоснованности:

  • на психолого-педагогический;
  • практически обоснованный.

4. По продолжительности функционирования

  • длительный (функционирующим более 3-х лет);
  • кратковременный (функционирующим до 3-х лет).

5. По видам деятельности:

  • педагогические;
  • управленческие.

6. По характеру вносимых изменений:

  • радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах);
  • комбинаторные (новое сочетание известных элементов);
  • модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).

7. По масштабу вносимых изменений:

  • локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов)
  • модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций) [24].

Глинский А.А. определяет следующие виды передового педагогического опыта:

1. По масштабу:

  • единичный;
  • типичный;
  • индивидуальный;
  • групповой.

2. По новизне:

  • репродуктивный;
  • творческий;
  • новаторский.

3. По качеству:

  • положительный;
  • эффективный;
  • передовой [9].

Бабанский Ю.К. определяет виды передового педагогического опыта:

  • комплексный – очень широкое содержание и в нем определяются задачи обучения и воспитания;
  • коллективный, групповой, индивидуальный – в зависимости от того, кто является автором;
  • эффективный – дает высокие результаты;
  • исследовательский – изучение, эксперимент;
  • репродуктивный результативно и успешно повторяется опыт других;
  • частично-поисковый – в знакомый опыт вносят свои элементы;
  • психолого-педагогический или практический – разработка содержания, методов [1].

В зависимости от цели и степени подготовки педагогов, осуществляющих изучение и обобщение передового педагогического опыта, уровень его может быть различным. Скаткин М.Н. отмечает следующие уровни передового опыта.

I. Первый уровень — достижение мастерства. Безупречное,

гибкое применение всего того, что в педагогике и методике является

новым. Новизна в этом случае проявляется, во-первых, в деталях

(удачно подобранные примеры, оригинально и занимательно состав­

ленные серии заданий, гибко разработанная система поощрений и

оценок, четко поставленная обратная связь — чувство группы, умение

видеть каждого ребенка).

Во-вторых, в сочетании методов и прие­мов, т.е. в оригинальном построении системы занятий, экскурсий,

игр, в необычной и эффективной организации самостоятельной дея­тельности детей.

II. Второй уровень предполагает внесение в педагогическую теорию и практику обучения и воспитания существенно нового — это

могут быть метод и прием (комплекс, набор приемов) обучения и вос­питания, средства обучения, принципиально новые типы пособий.

III. Третий уровень — новаторство. Наиболее крупные новше­ства, требующие изменения программ, общепринятых методик,

учебников, пособий, дидактических материалов, неизбежно входят в

конфликт с установившейся и привычной системой. Новаторство

возможно лишь на основе глубокого понимания законов социального развития, большой образованности автора и его педагогиче­ского чутья [21].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что передовой опыт выделяется из обычной практики работы образовательной организации. Он отражает наиболее актуальные социальные требования современного общества, связан с повышенной активностью деятельности педагогов по сравнению с ее типичным уровнем, устойчиво обеспечивает наиболее эффективное и качественное решение учебно-воспитательных задач по сравнению с уровнем их решения в массовой практике. Передовой педагогический опыт характеризуется более рациональными, оптимальными затратами усилий и средств, опирается на основные педагогические принципы обучения и воспитания на современном этапе, несет в себе элементы новизны в содержании, формах и методах педагогической деятельности.

Выводы по I главе

Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Изучением вопросов методической работы, передового педагогического опыта занимались такие ученые как Белая К.Ю., Виноградова Н.А., Турбовский Я.С., Скаткин М.Н., Шамова Т.И. и другие.

Целью методической работы в дошкольной образовательной организации является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основными задачами методической работы являются:

1. Совершенствование организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

2. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.

3. Повышение педагогической культуры педагога. Повышение уровня образовательного процесса и его конкретных результатов.

4. Совершенствование специальных умений и навыков воспитателя.

5. Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта дошкольной образовательной организации.

Можно выделить следующие формы методической работы в дошкольной организации: традиционные и новые формы.

К традиционным формам относятся: методические объединения, психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции и педагогические чтения, школа передового опыта, методические выставки, педагогический совет.

К новым формам относятся: творческая группа, отрытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы, практикумы по разработке методики изучения и обобщения передового педагогического опыта; педагогические экскурсии.

Передовой педагогический опыт- это новаторство, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, а также хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.

По мнению Белой К.Ю., в качестве передового педагогического опыта могут выступать: технология или элементы технологии, авторские программы, инновационная деятельность, алгоритмы учебных действий по предмету, эффективная система оценки знаний, методические разработки.

Можно определить критерии передового педагогического опыта:

1. Соответствие тенденциям общественного развития.

2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей.

4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.

5. Новизна.

6. Актуальность и перспективность.

7.Репрезентативность.

8. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики.

Существуют классификации передового педагогического опыта по различным основаниям, например, в зависимости от количества авторов, по видам деятельности, по новизне, по качеству и многие другие.

Скаткин М.Н. отмечает следующие уровни передового опыта.

1.Достижение мастерства.

2. Внесение в педагогическую теорию и практику обучения и воспитания существенно нового.

3.Новаторство.

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.Определение уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта.

С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования была организован эксперимент. Эксперимент проводился в детском саду №35 г. Шахуньи Нижегородской области с педагогическим коллективом из 12 человек.

Информационная справка о педагогическом коллективе: 3 сотрудников имеют высшее образование, 8 человек имеют среднее специальное образование и 1 человек находится в процессе его получения. Согласно рис.1 образовательный уровень педагогов МБОУ д\с №35 в процентном соотношении является следующим:

Высшее образование: 25%

Среднее специальное: 67%

Незаконченное высшее: 8%

Рис.1

Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы (Рис.2) и категорией по результатам аттестации (Таблица 3).

Рис .2

Данные рисунка 2 позволяют сделать вывод, что 33% педагогов являются начинающими специалистами, при этом такое количество педагогов имеют педагогический стаж более 10 лет, что позволяет делиться опытом.

Таблица 3

Квалификационная категория педагогов МБДОУ д\с №35

Квалификационная категория педагогов на 2015–2016 уч. год

Планируемая квалификационная категория педагогов на 2017–2020 уч. году

ВКК – 2 человек

ВКК – 2 человека

I КК – 6 человек

I КК – 3 человек

II КК – 1 человек

Не имеющих КК – 3 человека

Из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что на 2015–2016 год у 2 педагогов- высшая, у 6 педагогов- первая, у 1- вторая квалификационная категория, 3 педагогов- не имеют квалификационную категорию. На 2017-2010 учебный год планируется повышение квалификационных категорий у 5 педагогов, что говорит о мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Педагогический эксперимент проводился в несколько этапов.

1. Констатирующий эксперимент. Цель: определение уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта как направления методической работы.

2. Формирующий эксперимент. Цель: систематизировать работу по изучению и обобщению педагогического опыта в дошкольной образовательной организации на основе его научного осмысления и анализа.

Педагогический эксперимент проводился по следующим критериям:

  • уровень новаторства педагогов в дошкольном коллективе;
  • готовность педагогов к освоению новшеств, инноваций;
  • готовность педагогов к изучению и обобщению передового педагогического опыта;
  • готовность педагога к изменениям в образовательной организации, в собственной деятельности.

Для определения уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта как направления методической работы были подобраны следующие методики:

1. Никишина И.В. «Уровень новаторства педагогов в дошкольной образовательной организации».

Цель: выявить уровень новаторства педагогов в дошкольном коллективе. (Приложение 1)

2. Никишина И.В. «Готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»

Цель: выявление готовности педагогов к освоению новшеств, инноваций». (Приложение 2)

3. Урмина И.А. « Методика «Владение научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта».

Цель: оценить готовность педагогов к изучению и обобщению передового педагогического опыта. (Приложение 3)

4. Степанов С.Ю. «Методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности».

Цель: исследование готовности педагога к изменениям в образовательной организации, в собственной деятельности. (Приложение 4)

В результате определения уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта были получены следующие данные. (Таблица 4)

Таблица 4

Сводная таблица по результатам диагностики

№ п/п

Имя, Отчество

педагога

Критерии

Уровни

1.Уровень новаторства

2.Готовность педагогов к освоению новшеств

3. Готовность к изучению, обобщению ППО

4.Готовность педагога к изменениям в ОО

(в баллах)

Владею знаниями и умениями

Хорошо

Слабо

Не владею

1.

Галина Николаевна

В

3,4,7

5

4

1

100

Средний

2.

Валентина Ивановна

С

3,7,8

7

3

0

96

Средний

3.

Елена Александровна

С

1,2,5

4

3

3

127

Средний

4.

Елена Борисовна

Д

3,8,9

6

4

0

167

Высокий

5.

Наталья Владимировна

В

3,5,9

5

4

1

183

Высокий

6.

Наталья Васильевна

С

5,8,12

3

7

0

97

Средний

7.

Зоя Павловна

В

3,9,12

6

3

1

73

Средний

8.

Маргарита Михайловна

С

4,6,12

8

2

0

104

Средний

9.

Наталья Александровна

С

3,8,12

9

1

0

197

Высокий

10.

Любовь Васильевна

В

3,4,10

4

6

0

75

Низкий

11.

Ирина Геннадьевна

Е

3,7,12

5

5

0

154

Высокий

12.

Галина Григорьевна

С

4,11,12

4

3

3

196

Высокий

По результатам диагностики были получены следующие данные:

Высокий уровень- 5 человек (47,6%)

Средний уровень- 6 человек (50%)

Низкий уровень -1 человек (2,4)

Рассмотрим полученные данные по каждому критерию подробнее.

1. По определению «Уровня новаторства педагогов в дошкольной образовательной организации» можно сделать вывод, что большинство педагогов относят себя к группе «С» – 40 %. То есть большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. К группе «В» относят себя 33,3%, к группе «Д» – 13,3%, к группе «Е» – 13,3%. Всего к группам «Д» и «Е», принадлежность к которым свидетельствует о низком уровне новаторства, относят себя 26,6% педагогов.

2. В результате полученных данных по «Готовности педагогического коллектива к освоению новшеств» можно сказать, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов – 20 %; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми – 53, 3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей – 20 %; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины – 26,6 %; потребностью в лидерстве – 6, 6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей – 20 %; потребность в самовыражении, самосовершенствовании – 20 %; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20 %; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах – 6,6%; потребность в риске – 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д. – 46,6 %; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным – 40 %.

3. По данным, полученным в результате использования методики «Владение научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта можно сказать, что 60,5% педагогов — хорошо владеют знаниями и умениями, связанными с методической работой в дошкольной образовательной организации, в частности, с передовым педагогическим опытом; 30,7% — слабо владеют основами изучения и обобщения передового педагогического опыта; 8,8% — не имеют представления об изучении и обобщении передового педагогического опыта.

4. По данным методики «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» можно сделать вывод, что у большинства испытуемых наблюдается средний уровень готовности к творческо-инновационной деятельности.

Большинство испытуемых 93 % осознают необходимость развития собственного творческого потенциала и необходимость инновационного поиска.

У 35% испытуемых наблюдается показатели высокой степени и у 65 % испытуемых показатели средней степени активности в инновационном поиске и осознание рисков,

У 43 % испытуемых наблюдаются высокие показатели, и у 57 % средние показатели осознания необходимости в развитии инновационных умений и осознания, что затраченные усилия являются хорошим заделом на будущее.

У 72 % испытуемых наблюдаются высокие показатели, и у 28 % средние по сформированности понятия, что инновации и творческая деятельность являются ценностью коллектива.

72 % испытуемых осознают на высоком уровне и 28 % на среднем уровне, что инновации объединяют коллектив, повышая уровень готовности к оказанию организационной поддержки друг другу.

58 % испытуемых считают, что инновационные процессы положительно влияют на развитие организации, и темпы их развития оптимальны. 28 % испытуемых считают, что инновационные процессы не всегда положительно влияют на развитие учреждения и темпы их развития оптимальны. 14 % педагогов не согласны с этим утверждением.

Практически все педагоги считают, что индивидуальная творческая деятельность совместима с коллективной и способствует повышению значимости собственной деятельности; осознают риски внедрения инновационной деятельности, но стремятся продолжать творческий поиск.

Все испытуемые осознают, что коллективный творческий поиск не угрожает личным интересам и личные цели согласуются с коллективными.

Таким образом, в результате определения уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта можно сделать вывод, что уровень новаторства педагогов находится на среднем уровне- большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних. В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самосовершенствованием не играют у педагогов значительной роли. Большинство педагогов хорошо владеют знаниями и умениями, связанными с методической работой в дошкольной образовательной организации, в частности, с передовым педагогическим опытом, но есть часть коллектива, которая слабо владеет основами изучения и обобщения передового педагогического опыта или не имеют представления совсем. В определении к готовности педагога к изменениям в образовательной организации, можно сказать, что инновационные процессы положительно влияют на развитие организации, и темпы их развития оптимальны, педагоги осознают риски внедрения инновационной деятельности, но стремятся продолжать творческий поиск.

Поэтому для помощи педагогам по изучению и обобщению передового педагогического опыта педагогов дошкольной образовательной организации необходимо разработать проект по организации методической работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

2.2. Организация работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта педагогов в дошкольной образовательной организации.

На основании полученных результатов исследования, был разработан проект на тему «Школа передового педагогического опыта» для педагогов дошкольной образовательной организации.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МБДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных организаций — это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Данный проект позволит старшему воспитателю или заведующей систематизировать свою работу по этому направлению методической работы и может быть применена в любом МБДОУ, проработавшем не менее 1 года, где есть опытные педагоги.

Пояснительная записка. Данный проект составлен для изучения и обобщения передового педагогического опыта в дошкольной образовательной организации. На основе методической работы дошкольной организации он предполагает показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы.

Объективные предпосылки для использования проекта:

1. Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

2. Готовность педагогов к творческо-инновационной деятельности, новаторству, освоению новшеств.

3. По результатам определения уровня владения научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта педагогов, кто может поделиться опытом по какой-либо проблеме, график посещений для изучения опыта работы данного педагога.

4. Трудности, связанные с изучением и описанием опыта.

Цель проекта: систематизировать работу по изучению и обобщению педагогического опыта в дошкольной образовательной организации на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи проекта:

1. Создать в дошкольной образовательной организации оптимальные условия, необходимые для изучения и обобщения передового педагогического опыта.

2. Помочь педагогу овладеть научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Составить тематический план по организации работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Структура проекта. Проект «Школа передового педагогического опыта» состоит из следующих этапов.

1) Выявление более результативных методов и приемов работы. Изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в МБДОУ д\с №35 создана творческая группа из членов педагогического коллектива: Наталья Александровна– старший воспитатель, Валентина Ивановна, Наталья Владимировна, Елена Борисовна — педагоги- стажисты.

2) Изучение передового педагогического опыта. Изучение опыта – это системное наблюдение за работой педагога со стороны руководителя и старшего воспитателя, анализ его опыта, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт.

Для изучения передового педагогического опыта в МБДОУ д/с №35 используются следующие методы:

  • А) Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний учащихся;
  • сравнение документов (различного характера) автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности;
  • учебно-методических, дидактических материалов;
  • материалов аттестации и др.

Б) Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта для коллег, учащихся, родителей.

В) Анализ: выделение в конкретном педагогическом опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

Г) Синтез: установление связи, причин и следствий.

Д) Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации воспитательных процессов и явлений.

Е) Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым из данного ряда.

Ж) Метод самооценки: метод оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

З) Беседа.

И) Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

3) Обобщение передового педагогического опыта. Обобщение педагогического опыта – фиксирование опыта в рамках теоретических позиций и практических результатов.

Проект по обобщению опыта может быть представлен на практическом, методическом и научном уровне.

— Практический (наиболее часто применяемый) — уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

— Методический (наиболее продуктивный) — уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видеоматериалы).

  • Научный — способствующий мотивации самоактуализации обобщения, включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы;
  • практическая новизна опыта;
  • комплексность опыта;
  • значение опыта для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

В МБДОУ д\с №35 существует три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание. Показ (демонстрация образца выполнения действия) предназначен для педагогов конкретного профиля деятельности, ориентирован на зафиксированную потребность именно в данном опыте, на уровень готовности педагогов к его восприятию и пониманию. Организуя открытый показ, ставится несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми, презентация инновационных приёмов работы с дошкольниками и т.д. В связи с этим представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу методической службы, формы организации бывают разные. До начала просмотра рассказывается о системе работы педагога и предлагаются вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Во время проведения эксперимента были организованы открытые показы (взаимопосещение) форм совместной деятельности с детьми в рамках использования педагогами игровых технологий (ТРИЗ, социо-игровая технология Е.Е. Шулешко, развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Э. Дьенеша и др.).

Благодаря данной форме работы педагоги видят, как работают коллеги, осознают свои недочёты. Кроме того могут использовать позитивный опыт коллег в своей педагогической деятельности.

Обобщение опыта в виде рассказа. Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Лучший опыт педагога, представляется в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати.

Обобщение опыта в виде рассказа должно отличаться следующими чертами:

  • выполнять функции обучения, а не только популяризации и пропаганды;
  • обобщение включает структурирование целей, конкретных задач рассказа, содержания материала, в котором четко прослеживаются элементы опыта, связи в нем;
  • обобщение опыта в форме рассказа должно учитывать особенности слухового восприятия;
  • рассказ об опыте может быть разновариантным, в зависимости от тех аспектов в проблеме, которые необходимо вскрыть, от уровня готовности данной аудитории;
  • рассказ желательно подкреплять наглядно-демонстрационным материалом.

Описание – это более высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь более целостно и системно раскрываются истоки и путь становления опыта.

Требования к описанию опыта:

1. Обоснование актуальности опыта на современном этапе. Его социальная значимость и практическая направленность.

2. Характеристика облика педагога (педагогического коллектива).

3. Условия становления опыта.

4. Изложение сути системы работы, показ наиболее сильных сторон, выделение основных педагогических идей.

5. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.

6. Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.).

7. Описание обнаруженных трудностей, с чем они связаны. Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей работы.

Чтобы изучить и обобщить опыт педагога, сделать полезным для других, был составлен план изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Перспективный план работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта на уровне МБДОУ д\с №35.

№ П\п

И.О. педагога

Тема

Методы сбора

информации

Форма защиты ПО

Методический продукт

1.

Галина Николаевна ( В рамках аттестации)

«Формирование

творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх»

Анализ деятельности педагога в рамках аттестации. Диагностика ЗУН детей.

Творческий отчет, открытые НОД с самоанализом

Портфолио, реферат по методической теме, сценарии НОД

2.

Галина Григорьевна (В рамках аттестации)

«Использование занимательного геометрического материала в работе с детьми»

Посещение НОД, анкетирование, наблюдение, защита проекта

Обобщение опыта на уровне МБДОУ

Обобщение опыта по модульной технологии

3.

Наталья Александровна

Методическая разработка НОД с компьютерной поддержкой

Организация методической выставки

Участие в конкурсе открытых НОД

Методическая разработка НОД с компьютерной поддержкой

4.

Елена Александровна

(Работа по самообобщению)

Формирование звуковой культуры речи у детей с использованием занимательного наглядного материала»

Анализ деятельности педагога, проверка знаний детей

Выступление на городской конференции

Обобщение опыта по модульной технологии

5.

Любовь Васильевна

(Работа по самообобщению)

«Нетрадиционные приёмы рисования как средство коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Посещение НОД. Рецензирование планирования

Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии

6.

Наталья Владимировна

«Обучение детей связной речи с помощью денотативно-графических схем»

Анализ деятельности педагога, проверка знаний детей

Выступление на городской конференции.

Обобщение опыта по модульной технологии.

7.

Наталья Васильевна

(Работа по самообобщению)

«Развитие умственных способностей в дошкольном возрасте посредством дидактических игр»

Посещение НОД. Рецензирование планирования

Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии.

8.

Елена Борисовна

(Работа в рамках аттестации)

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Анализ деятельности педагога в рамках аттестации. Диагностика ЗУН детей

Творческий отчет

Реферат по методической теме

9.

Зоя Павловна

«Дидактическая игра как один из факторов стимулирования познавательной активности детей »

Посещение НОД. Рецензирование планирования

Открытые НОД с самоанализом

Сценарии НОД

10.

Валентина Ивановна

«Организация коррекционной работы с заикающимися дошкольниками»

Посещение НОД. Рецензирование планирования

Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии

11.

Маргарита Михайловна

(Работа по самообобщению)

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Анализ деятельности педагога в рамках аттестации. Диагностика ЗУН детей

Творческий отчет, открытые НОД с самоанализом

Портфолио, реферат по методической теме, сценарии НОД.

12.

Ирина Геннадьевна

«Приобщение ребёнка к миру искусства через социокультурную среду музея и занятий музейной педагогикой»

(«Мы входим в мир прекрасного»)

Анализ деятельности педагога, проверка знаний дошкольников

Обобщение опыта на уровне МБДОУ

Обобщение опыта по модульной технологии

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение и обобщение передового опыта – одно из главных направлений методической работы в дошкольной образовательной организации. Роль старшего воспитателя в этом направлении велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде педагога, осмысливает его, оценивает, анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты.

Выводы по II главе

Опытно- экспериментальная работа проводилась в детском саду №35 г. Шахуньи Нижегородской области с педагогическим коллективом из 12 человек.

Педагогический эксперимент проводился по следующим критериям:

  • уровень новаторства педагогов в дошкольном коллективе;
  • готовность педагогов к освоению новшеств, инноваций;
  • готовность педагогов к изучению и обобщению передового педагогического опыта;
  • готовность педагога к изменениям в образовательной организации, в собственной деятельности.

Для определения уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к изучению и обобщению передового педагогического опыта как направления методической работы были подобраны следующие методики:

1. Никишина И.В. «Уровень новаторства педагогов в дошкольной образовательной организации».

2. Никишина И.В. «Готовность педагогического коллектива к освоению новшеств».

3. Урмина И.А. « Методика «Владение научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта».

4. Степанов С.Ю. «Методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности».

На основании полученных результатов исследования, был разработан проект на тему «Школа передового педагогического опыта» для педагогов дошкольной образовательной организации.

Цель проекта: систематизировать работу по изучению и обобщению педагогического опыта в дошкольной образовательной организации на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи проекта:

1. Создать в дошкольной образовательной организации оптимальные условия, необходимые для изучения и обобщения передового педагогического опыта.

2. Помочь педагогу овладеть научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Составить тематический план по организации работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Структура проекта. Проект «Школа передового педагогического опыта» состоит из следующих этапов.

1. Выявление более результативных методов и приемов работы.

2. Изучение передового педагогического опыта.

3. Обобщение передового педагогического опыта. Обобщение педагогического опыта.

В МБДОУ д\с №35 существует три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.

Чтобы изучить и обобщить опыт педагога, сделать полезным для других, был составлен план изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение и обобщение передового опыта – одно из главных направлений методической работы в дошкольной образовательной организации. Роль старшего воспитателя в этом направлении велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде педагога, осмысливает его, оценивает, анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что изучение и обобщение передового педагогического опыта будет эффективным, если будет разработана система работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта как направления методической работы в дошкольной образовательной организации.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что методическая работа в дошкольной организации рассматривается как комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно творческого уровня и методической квалификации воспитателей.

Передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития детей; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.

Передовой педагогический опыт — это мастерство педагога, обеспечивающее высокое качество знаний учащихся, возможность всестороннего развития и высокий уровень воспитанности.

Основанием для изучения и обобщения того или иного объекта является его востребованность. Материал, помещенный в копилку педагогического опыта, должен отвечать потребностям педагога, руководителей и других работников образовательных учреждений.

Что лежит в основе потребностей педагога? Потребности различны, однако все они возникают из какого-либо противоречия, которое стимулирует его поиск более совершенных путей обучения и воспитания детей.

Назовем некоторые из потребностей:

  • затруднения детей в освоении некоторых тем образовательной области и несовершенство методики преподавания именно этой темы приводят к поиску более совершенной методики (способа, средства, технологии, отдельного приема);
  • необходимость разноуровневого подхода к развитию и обучению детей в одной группе (класс, группа дошкольной образовательной организации);
  • освоение опыта известного педагога (например, все знают, что есть учитель, результаты которого значительно отличаются от других) с целью усовершенствования собственной педагогической деятельности;
  • поиск оптимальных путей обучения и воспитания детей (при наименьших затратах и детей, и педагога достигается наивысший результат – то есть попытка труд познания сделать радостным и не столь утомительным как для ребенка, так и для педагога);
  • интерес к современным образовательным технологиям;
  • затруднения определенной части педагогов в обучении и воспитании школьников;
  • необходимость освоения современных информационных технологий, например, компьютерных.

Изучение и обобщение, передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:

  • выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;
  • определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;
  • выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;
  • изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение и обобщение передового опыта – одно из главных направлений методической работы в дошкольной образовательной организации. Роль старшего воспитателя в этом направлении велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде педагога, осмысливает его, оценивает, анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskiy-opyit-vospitatelya/

  1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982. -130 c.

  2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. − С. 82-85

  3. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.:ТЦ «Сфера», 2013 .- 63 с.

  4. Белая К.Ю.Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. М.: Сфера, 2004.

  5. Быкова В.Г. «Критерии оценки деятельности и личности педагога».-М. «Айрис-пресс», // Завуч.- № 2- 2001.- С. 17-26

  6. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И.Старший воспитатель детского сада: пособие для работников ДОУ. М.: Педагогическое общество России, 1990.

  7. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. — М.: «Айрис-пресс», 2008, С. 35-67

  8. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. — №6. — С. 70-78

  9. Глинский А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении. М.:Академия последипломного образования, 2004. — 128 с.

  10. Дуброва В.П., Милашкевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.

  11. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. — 4-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 264 с.

  12. Заруба Н.А., Нагрелли Е.А.Диссеминация педагогического опыта как средство повышения компетентности педагогов//Непрерывное профессиональное образование.2009, С.87-90.

  13. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.- М.:ТЦ «Сфера», 2005.- 56 с.

  14. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. – М.:ТЦ «Сфера», 2010 .-212 с.

  15. Методическая деятельность: сущность, проблемы, организация /С.Ж. Гончарова; Новокузнец. ин-т повышения квалификации, Новокузнецк Изд-во ИПК, 1999.

  16. Неволина Н.Н. Повышение педагогической компетентности в ДОУ.//Управление дошкольным образованием.2012, №7. С. 72-80.

  17. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.

  18. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995. — С. 65-77.

  19. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 1991.- С.27.

  20. Симонов В.П.Педагогический менеджмент:50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учебное пособие. М.,1997.

  21. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.

  22. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. — Киев.: Радянская школа, 1980. — Т.2, с. 5.

  23. Тебякина А.И., Клемешова И.В. Внутришкольный контроль от «А» до «Я» «. — М.: Аркти, 2007 .

  24. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения /Ф.Ш. Терегулов. – М.: Педагогический центр. – 1992.

  25. Третьяков П.И. Управление по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001.

  26. Турбовский Я.С. Передовой опыт: от формализма к технологии (концепция изучения передового опыта на диагностической основе)/ Нар. образование. – 1990 — № 7.

  27. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. раб.- М.: Линка-Пресс, 2009. — 197 с.

  28. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в шести томах / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1989-1990.Т.6.

  29. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. М.: Арти, 2003.

  30. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Шамовой. М.: Владос, 2001.

Приложение 1.

1. Никишина И.В. «Уровень новаторства педагогов в дошкольной образовательной организации».

Цель: выявить уровень новаторства педагогов в дошкольном коллективе.

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

1. Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

2. Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

3. Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

4. Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учи лей.

5. Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Приложение 2

2. Никишина И.В. «Готовность педагогического коллектива к освоению новшеств».

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества то, что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.

1) Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2) Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3) Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4) Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

5) Потребность в лидерстве.

6) Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

7) Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

8) Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

9) Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

10) Потребность в риске, преодолении рутины.

11) Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

12) Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Приложение 3

3. Методика «Владение научными основами изучения и обобщения передового педагогического опыта»

Уважаемый коллега!

Поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Вопросы

Ответы

Владею знаниями и умениями

Хорошо

Слабо

Не владею

1.

Значение передового педагогического опыта

2.

Признаки передового педагогического опыта

3.

Система работы по изучению передового педагогического опыта

3.1.

Выявление общей методической системы работы

3.2.

Выявление частно-методической системы работы

4.

Анализ по критериям передового педагогического опыта

5.

Обобщение передового педагогического опыта

6.

Формы и методы по обобщению передового педагогического опыта

7.

Этапы работы над обобщением своего опыта работы

8.

Алгоритм изучения и обобщения передового педагогического опыта других педагогов

Приложение 4

4. Степанов С.Ю. «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности».

Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!

утверждения

1

Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.

Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности

Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».

Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете

Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет

Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16

Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18

У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19

Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20

Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.

Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ключ к методике

При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:

от 0 до 80 баллов – низкий уровень,

от 81 до 140 баллов – средний уровень,

от 141 до 200 баллов – высокий уровень.