Воспитанность как цель и результат воспитания

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства достижения).

Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма: любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания.

Принцип природосообразности воспитания.

Принцип культуросообразности воспитания.

Принцип незавершимости воспитания

Так же наравне с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания

Принцип коллективности социального воспитания

Принцип центрации социального воспитания

Принцип диалогичности социального воспитания

Главная цель воспитания с позиции гуманизма – заключается в том, что человек должен стать полноценным субъектом деятельности, быть свободным, но ответственным за происходящее в мире.

В действующем образовательном законодательстве широко используются понятия: «свободное развитие личности» и другие. Данные формулировки предполагают демократизацию, прежде всего на первичном уровне — образовательных организаций. Учащимся дается право выбора возможность участия в управлении своей школой, классом.

4 стр., 1711 слов

Роль воспитания в развитии личности

... наследственность, а к социальным – среда и воспитание. Однако и обучение, не относящееся к генеральным факторам, играет большую роль в развитии личности. Роль воспитания в развитии личности Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами ...

Цель курсовой работы заключается в изучении понятия и сущности воспитания как процесса и его роли в становлении личности человека.

Для достижения поставленной цели в данной работе планируется решить следующие задачи:

  1. рассмотреть процесс воспитания как культурно-исторический феномен;

  2. рассмотреть цель воспитания с позиции отечественной и зарубежной педагогики;

  3. рассмотреть социокультурную среду воспитания и воспитательные системы;

  4. рассмотреть воспитательный процесс в школе и дать ему характеристику;

  5. рассмотреть систему воспитательной работы школы;

  6. рассмотреть процесс формирования коллектива и его влияние на развитие и воспитание учащихся;

  7. рассмотреть технологию в воспитательном процессе;

Воспитание как культурно-исторический феномен

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества меняется воспитание, а так же его цель, содержание, средства. История дает много ярких примеров особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно- общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Л. И. Маленков отмечал, что человечество и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание». Ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» есть сущность любого воспитания.

Согласно одной из распространенных концепций процесса воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строиться с учетом результата предыдущей. При таком понимания процесса воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело).

10 стр., 4939 слов

Роль семьи в воспитании ребенка

... указывает на актуальность выбранной темы, «Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения» 1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста Социализация и воспитание детей является серьезной и важной обязанностью ...

Развиваются не только воспитанники, но и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который будучи системой, есть нечто большее, чем просто совокупность компонентов.

Воспитание — непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.

Цель воспитания, ее социальная обусловленность.

Главная цель воспитания — это понимать природу маленького ребенка. Дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому необходимо стремится создать им такое окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Нужно стремится сформировать у наших детей беглость речи, знаний и умений в основных областях, развить у них пытливость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях. Стремится приучить детей к коллективному сотрудничеству, – это развивает в них умение заботиться о других, это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере того как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело.

Сторонники целевого подхода к планированию учебно-воспитательного процесса А. Келли, Д. Поуп, А. Ромишовский считают, что целеполагание должно формироваться с формулирования всеобщей цели для всей системы образования. Наиболее часто эта основная цель формируется как «социальное и личностное становление учащихся», как «развитие их индивидуальных склонностей и подготовка к активной жизни в демократическом обществе». Потом эти основные, поставленные в самой общей форме цели должны быть конкретизированы до технологичных целей деятельности. Как отмечает по этому поводу один из теоретиков педагогического целеполагания Дж. Уайт, «бессмысленно иметь набор желаемых общих целей, если мы не знаем, как их реализовать». Конкретизация цели, таким образом, как существенно необходимый момент педагогического целеполагания.

Одной из главных процедур конкретизации признается выделение из общих целей частных. Так, одним из критериев отбора частной цели должен быть учет степени сформированности личности как точки отсчета в проектировании предполагаемых достижений.

Группу целей можно рассматривать как иерархию в том случае, когда она структурирована в виде генеалогического древа, т.е. когда цель каждого нового уровня определяется достижениями всех целей прилежащего к нему предшествующего уровня.

Одну из наиболее четких иерархий целей выдвигает сторонник систематического подхода к постановке цели А. Ромашевский, он предполагает следующие уровни иерархиризации: цели общества, всеобщие цели воспитания, цели воспитательных институтов, цели учебно-воспитательного процесса, цели урока, цели отдельных воспитательных заведений.

Далее предполагается возможная конкретизация этих целей в частные – задачи по отдельным предметам и видам деятельности: языку и литературе, математике, религиозному, нравственному, эмоциональному и социальному воспитанию, естественным наукам, физической подготовке.

3 стр., 1221 слов

Воспитание приемного ребенка

... не имевшие своих детей, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка, изучают много статей, брошюр, однако смотрят на все только «теоретически», с определенной тревогой за практику. Первый приемный ребенок ставит перед родителями ... к обману, к грубой форме поведения, то есть к тому, что они видели вокруг себя в родной семье. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают ...

Социальная и культурная среда воспитания

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Роль семьи как основной социальной ячейки общества остается определяющей. Семья как общественный институт прошла огромный путь от полигамии , когда в условиях родоплеменных отношений древних людей воспитанием детей занимались все члены рода, до образования разных форм моногамных отношений, когда семью образовывает супружеская пара мужчины и женщины. В настоящее время сохранились формы патриархальной семьи, в которой объединены родственники нескольких поколений, во главе которой стоит человек с авторитарным стилем управления. Однако такие семьи являются редким исключением. Современные семьи представляют собой супружеские пары, объединенные не только на почве экономических интересов, но в первую очередь на основе целей воспитания детей, любви и взаимной симпатии.

В связи со стремительной урбанизацией и индустриализацией, с усложнением социальной структуры мирового сообщества и относительным ростом экономической независимости людей растет вес непрограммируемых, разносторонних и во многом противоречивых воздействий на личность. В условиях современного города, поселка городского типа растет независимость детей от родителей, растет количество относительно независимых источников воспитательного влияния. В результате воспитательный климат современного мира формируется под активным воздействием социальной структуры общества, в условиях появления многих социальных слоев, оказывающих воздействие на каждого человека.

Таким образом, в наше время само понятие семьи, так же как ее основные характеристики, во многом изменились. Если раньше воспитание человека проходило в условиях «большой семьи», включающей два или три поколения, то с середины XX века растет роль «малой семьи», включающей родителей и несовершеннолетних детей. Такая семья получила название «нуклеарной». Наряду с этим растет количество неполных семей, состоящих из одного родителя и детей. В результате этих процессов происходит демократизация внутрисемейных отношений и стиля воспитания детей.

Все формы семьи играют кардинальную, ни с чем не сравнимую роль в воспитании человека, в становлении его как личности. Даже неполная семья представляет собой первый и при этом базовый, социальный коллектив, в котором формируются жизненные цели, моральные и нравственные нормы, правила поведения и общения. Именно семейные отношения, семейная атмосфера, уклад жизни, традиции дома закладывают фундаментальные основы личности, формирующиеся, как известно из психологии, в первые годы и даже месяцы жизни человека. В ходе семейного воспитания формируются понятия добра и зла, справедливости, порядочности, честности, любви к ближним. Начиная с младенчества, семья формирует в ребенке такие качества личности, как уверенность и робость, открытость и подозрительность, спокойствие и тревожность, сердечность и холодность.

5 стр., 2456 слов

Воспитание воли ребёнка

... бы пустым звуком. Глава I . Развитие и воспитание воли ребёнка Воля, как и большинство других высших психических процессов, развивается и формируется в ходе возрастного развития человека, ... являются непосредственные желания и чувства. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен ...

Рациональные условия отношений в семье- это

разумная организация семьи (общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности, традиции взаимопомощи и прочее) и учет возрастных особенностей, участие в занятиях и интересах детей, общие увлечения.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка общества- семья.

В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).

Методы воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания), воспитывающие ситуации.

Средства воспитания: слова, фольклор (сказки), родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат в семье, пресса, радио, теле, режим дня, игрушки, спорт.

Можно ли улучшить взаимоотношения с детьми путем простого соблюдения всего трех нехитрых правил: любить их (что мы и делаем), уважать (что делаем очень редко) и создавать условия для сотрудничества (чего делать не умеем).

Иными словами, надо прислушиваться к мнению ребенка и контролировать свою реакцию на его поведение.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью человека общества. По отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, но высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления.

Поэтому вопрос авторитета в семье, не может разрешиться ни в каких искусственно придуманных приемах. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем, тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и поведением родителей. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон жизни родителей плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет родителям и правильные методы общения с ребенком, и, прежде всего правильные формы авторитета. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это не очень трудное дело.

4 стр., 1994 слов

Воспитательная система А.С. Макаренко

... Макаренко продолжал на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М. Горький интересовался его воспитательной и педагогической деятельностью, оказывал ему всяческую поддержку. Выдающиеся достижения в области воспитания ... - воспитателя, актива и всего коллектива. Сначала субъектом воспитательного процесса является воспитатель, а затем, при повышении уровня ...

Главным основание родительского авторитета только и может быть работа и жизнь родителей, их лицо, их поведение. Семья — это большое и ответственное дело, за которое родители отвечают перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это делают честно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, значит, у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, не надо придумывать ничего искусственного.

Воспитательные системы

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь.

А. С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие.

Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т. д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

3 стр., 1461 слов

Воспитание -как система

... воспитания. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В современной педагогической литературе воспитательная система рассматривается как комплекс социально-педагогических явлений (воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной педагогической деятельности, ... что воспитательная система учебного заведения - не единственный фактор развития личности ...

Субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.

Не всякая совместная деятельность является системообразующей.

Воспитательный процесс в школе и его характеристика

Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление.

Воспитательная система школы — социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система в школе? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции ,т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Воспитательный процесс в школе

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.

3 стр., 1031 слов

«Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»

... оснащенность деятельности воспитателя. Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики: 1) состояние (ход) воспитательного процесса; 2) его результативность (эффективность). Советы ... К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, ...

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: — диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; — проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); — организация педагогического взаимодействия (реализация планов); — проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

принципы воспитания

— принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований;

9 стр., 4472 слов

Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

... являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. Исследование данной работы предопределило ряд задач : определить характерные черты личности; проанализировать процесс взаимодействия воспитания, обучения и развития личности; выявить основные (внутренние и внешние) факторы ...

— принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса;

— принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции;

— принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

— принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

— принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Но его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения;

— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками;

— принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Система воспитательной работы в школе

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.

Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков , которые включают воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспитательная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).

Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно- деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя.

Среди ведущих задач воспитательной системы школы следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.

Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы

образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др. Так, можно выделить основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Ряд педагогов, таких как Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева, А.А.Андреев, Л. В. Байбородова рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, ценностно-ориентационного; функционально- деятельностного, пространственно-временного,

диагностико-аналитического).

Система деятельности педагога представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.

Структура системы деятельности педагога включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную коммуникативную и организаторскую деятельность.

Целеполагающая деятельность — это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально- потребностной сферы.

Формирование коллектива и его влияние на развитие и воспитание школьников

Коллектив — организованная форма объединения людей на основе общей социально значимой деятельности. Нет человека, который за свою жизнь не входила бы в состав многих коллективов, которые формируются и.существуют в самых разных сферах жизнедеятельности: производственно-экономической (звенья, артели, бригады, цеха и т.п.); социальной (общины, общины, лестницы) учебной (класс, школ а кружок) и т д. Без коллектива невозможен процесс социализации личности. Коллектив формирует коллективность как системное качество его участников. Долгое время в основе воспитательной доктрины советской педагогики лежало понимание коллектива как главной цели воспитательной работы, основного средства и формы достижения этой цели. Усиленное внимание к коллективу как воспитательного фактора наряду с избыточным идеологизацией воспитательной работы обусловили ориентацию ее на усредненный продукт воспитательной системы- послушного «винтика» общегосударственного механизма. Осмысление богатого педагогического опыта свидетельствует, что полноценных результатов воспитания не приносила ни одна из крайностей: как культивирование коллективизма, так и культивирование индивидуализма. Важным остается их гармоничное сочетание, что и позволяет решить одну из главных педагогических противоречий — противоречие между общеколлективным «надо» и личностным «хочу».

Принято различать такие виды школьных коллективов:

1) учебные (классный, общешкольный, предметных кружков);

2) самодеятельные организации (коллективы художественной самодеятельности: хор, ансамбли);

3) общества (спортивные, научные и т. д);

4) объединения по интересам;

5) временное объединение для определенных видов деятельности.

Каждый из этих коллективов, если рассматривать его как систему, состоит из определенных компонентов, которые, будучи запущены в действие своим системообразующим фактором, порождают определенное системное свойство, массовую способность влияния на свои составляющие, что и определяет эффективность в воспитательной работе в коллективе и через коллективизм.

Как общешкольный, так и классные ученические коллективы имеют свои органы управления: общее собрание, ученический комитет, совет коллектива зависимости от потребностей и специфики поставленных задач создаются я комиссии, штабы, избираются уполномоченные лица, представляющие интересы коллектива и в то время каждого его члена.

Общешкольные и классные ученические коллективы выполняют ряд функций:

— организации учебно-воспитательной, досуговой деятельности учащихся с целью развития их склонностей и способностей, подготовки к предстоящей самостоятельной жизни;

— формирование опыта общения, реализации существующих общественных отношений, деловых отношений, предусматривающих требовательность, ответственность, контроль, взаимозависимость, взаимоуважение и т.п.;

— реализации в процессе воспитания нравственной сущности личности;

— воспитание коллективистских отношений на основе взаимодействия с членами ученического коллектива, формирование благодаря этому гуманистических качеств личности;

— выполнение роли первичной референтной группы в условиях первичных ситуаций успеха членов коллектива;

— корректировка и

Технология процесса воспитания в начальной школе

Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают теоретики и практики. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений решения этих проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал.

Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения. Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить те, которые можно использовать в работе с учащимися начальной школы. Это технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.

Однако чаще всего используют технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровье сберегающие.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на всех уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра- сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Особое внимание в урочное и внеурочное время уделяется проектной деятельности. Проектную деятельность младших школьников можно рассматривать как исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется на получение новых знаний, в соответствии с учебными программами.

Основной целью проектной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков: осмысленно читать художественные, научно — популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках; Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца; описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения; Видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное — склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде; вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества .

При выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя, мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Мониторинг воспитания и психолого-педагогическая диагностика воспитания

Диагностика воспитанности — это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии. Проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки.

Под воспитанностью понимать уровень развития личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы: всеобщих, общих (традиционных) и специальных (частных) методов диагностики.

В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики- перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания . Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.

Реализация традиционных методов диагностики воспитанности позволяет получить уже более точные результаты. Они уже достаточно разработаны и применяются различными категориями педагогов. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения. Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.

Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ходе беседы педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир ребенка, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции.

Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из этих методов имеет общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

  • метод анализа документов (характеристик, отзывов, рекомендаций);
  • метод эксперимента- проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
  • метод анкетирования (интервью)- содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
  • метод независимых характеристик- оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;
  • биографический метод- социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.

Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы- специальных методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии- психологической диагностике (психодиагностике).

С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г. Айзенка, Р. Кеттела, Дж. Тейлора, Я. Стрелау, а также ряд разработок отечественных психологов.

Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий.

Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни.

Принято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников.

На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника, заканчивающего обучение. Мы полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга.

Заключение

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Современное законодательство в области образования выделяет как приоритетную ценность индивидуальное саморазвитие, успешную самореализацию и самоопределение, что отличает его от прежних целей образования.

Цель воспитания — понимать природу маленького ребенка. Дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка общества- семья.

В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).

Семья — это большое и ответственное дело, за которое родители отвечают перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Методы воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Диагностика воспитанности — это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.

Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-teme-vospitanie-uchaschihsya/

  1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.– Екатеринбург, 1996.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.– Екатеринбург, 1992.

  3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт – Петербург,2005.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2003.

  5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М.: Педагогика, 1982

  6. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. – М., 1982.

  7. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. – М.: Прометей, 1998.

  8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983.

  9. Педагогика//Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 2003.

  10. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. – М.: Школа-Пресс, 2001.

  11. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000.

  12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

  13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах — М, 1999г.

  14. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.– М., 1991.

  15. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Краснодар. Эксперементальный центр развития образования. 1993г.

  16. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. Москва. Новая школа. 1993г.

  17. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т. В. Плахова. — Волгоград: Учитель, 2014г.

  18. Воспитание личности в коллективе. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.