«Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»

Эссе

Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности, Технология воспитательной деятельности, Стратегия воспитания, Тактика воспитания, Техника воспитания, Воспитательный прием, Средства и приемы составляют основу методов воспитания, Средства воспитания, Приемы воспитания

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

  • достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием работников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах труда;
  • соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;
  • оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;
  • уровень мастерства и искусства руководителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:

1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;

2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичность работы педагога-воспитателя;

6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.

Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих педагогов?

Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,, В-четвертых,

В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития детей, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.

24 стр., 11619 слов

Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...

... эстетического воспитания младших школьников посредством творчества? Объект исследования - творческая деятельность младших школьников, направленная на их эстетическое воспитание. Предмет исследования - теоретические и практические основы использования средств творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников. Гипотеза исследования - предположение о том, что эстетическое воспитание ...

Успешно работающие педагоги убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям создаются уникальные и эффективные воспитательные системы.

Во-первых,, Во-вторых,

Очевидно, что и в настоящее время целесообразно использовать комплексные формы как системоинтегрирующие факторы процесса воспитания. Под комплексной формой понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

Каждую разрабатываемую комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых совместных и индивидуальных дел. Разумеется, эти дела разные для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Но существует схожая логика последовательности звеньев в разных комплексных формах.

Например, первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три задачи:

1) доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы;

2) вызвать интерес детей к участию в ней;

3) принять индивидуальные или комплексные задания самому себе или самим себе.

Следующим шагом в развертывании комплексной формы может стать проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности (похода, клуба и т.п.), поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных или групповых поручений.

Третье звено – этап конкретных дел.

Затем следует «привал» (финиш как завершающий этап) – это место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов.

Апробация комплексных форм позволила определить условия их использования в процессе воспитания детей. Они следующие:

  • наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения (включение элементов сюжетно-ролевых игр, моментов таинственности, загадочности, романтики);
  • социально ценная и личностно значимая направленность совместной деятельной и индивидуальной деятельности, ориентация ее содержания, приемов и методов организации на формирование у воспитанников знаний и умений самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации и саморефлексии;
  • учет возрастных особенностей в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;
  • выделение этапов в организации совместной деятельности;
  • предоставление детям свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности сообщества;
  • существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности»;
  • обеспечение наглядности отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме (карты, схемы, стенные газеты, уголки, и т.п.)

Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.

9 стр., 4064 слов

Технология воспитания

... взаимодействия. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, ... детей международной технологии «шаг за шагом». Изучением и разработкой педагогических технологий воспитания ... деятельности, организуемой на уроке. ( 21, 88 ) А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин “педагогическая техника” и использовал понятие “педагогическая технология”. В деле воспитания, ...

Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности.

Пятая черта деятельности успешного воспитателя – это технологичность работы педагога-воспитателя.

Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали в практике воспитания такие технологии, как:

  • технология КТД;
  • технология моделирования воспитательной системы;
  • технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности;
  • технология подготовки и проведения личностно ориентированного;
  • игровые и коммуникативные технологии;
  • технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.

Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности воспитателя.

Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:

1) состояние (ход) воспитательного процесса;

2) его результативность (эффективность).

Советы педагогу- воспитателю:

Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.

Научись все видеть и слышать, а кое-что не замечать.

Главное достоинство — это чувство справедливости.

Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

Всегда найди то, за что можно похвалить ребенка.

Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка

Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.

Жалок воспитатель, лишенный чувства юмора.

Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче понять ребенка.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются.

К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Материальные условия, включающие обстановку, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно — ориентированная.