Речевая деятельность детей

Введение

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени сформированности, которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Если речевая деятельность начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.

Эта тема была актуальна во все времена и остаётся актуальной до сих пор. Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом по психолингвистике А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Она в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь (речевая деятельность) является главным фактором опосредования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

В детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

Развитие речи в дошкольном детстве — одна из центральных задач воспитания. Однако исследования детской речи показывают, что существуют типичные проблемы развития речи дошкольника: бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и др.

14 стр., 6657 слов

Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей

... деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей ... в восприятии, памяти, мышлении, внимании пожилых людей, с учетом личностных особенностей, особенностей выхода на пенсию, социального статуса и его изменения. При этом проявление компенсаторных ...

Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е.Н., Симонович А.С., Тихеевой Е.И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н.К., Флерина Е.А. и многие другие. Проблемами формирования речи в дошкольном возрасте занимались А.М. Бородич, Л.М.Ворошина, В.В. Гербова, Л.А.Горбушина, Р.П. Короткова, Ф.А. Сохин, Е.И. Лихеева, А.П. Усова, А.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и другие.

В этой работе мы поставили цель выявить возможности активизации речевой деятельности детей в процессе комплексных занятий по обучению родному языку

Объект исследования: речевая деятельность детей

Предмет исследования: активизация речевой деятельности детей в процессе комплексных занятий по родному языку.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста использовать комплексные занятия, то этот процесс протекает более успешно.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста .

2. Выявить уровень развития речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

3. Подобрать серию комплексных занятий по обучению родному языку для детей среднего дошкольного возраста и экспериментально проверить их эффективность.

Были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической, и лингвистической литературы;
  • Эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение;
  • метод диагностики;
  • метод эксперимента;
  • метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников

1.1 Психо-лингвистические основы развития речевой деятельности дошкольников

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная — речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.

Речевая деятельность — это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).

Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.[2]

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

18 стр., 8578 слов

Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

... проблему особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста; - экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста; - разработать методические рекомендации для педагога-психолога. Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста ...

Графически ситуацию общения можно представить так:

Теория речевой деятельности учитывает прежде всего, что коммуникация — это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» — коммуникатор, «ты» — перципиент), высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с этой точки зрения, выглядит следующим образом:

Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:

1) Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие. речевой дошкольный язык обучение

2) Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.

3) Вероятностное прогнозирование (интенция).

Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.

4) Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.

5) Языковое структурирование — это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.[32]

Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено известным отечественным учёным-психолингвистом, профессором И.А.Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом).

Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую).

Однако она может быть и самостоятельной деятельностью; …каждый вид Речевой Деятельности имеет своё «профессиональное воплощение», например, Речевая Деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо- писателя…»

Речевая деятельность определяется своей четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий речевой деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий речевой деятельности и.т.д. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления речевой деятельности. Третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвёртая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение процесса говорения и. т.д.[11]

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе ... условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...

Под углом зрения исследований Анохина, Бернштейна и др., физиологической основой речевой деятельности является специфическая функциональная система или, точнее, сложная совокупность нескольких функциональных систем, часть которых специализирована, а часть «обслуживает» и другие виды деятельности. В обеспечении речевых процессов принимают участие как элементарнейшие физиологические механизмы типа стимул- реакция, так и механизмы, специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности (например, механизм внутреннего программирования речевого высказывания).

Назовём компоненты такой организации:

1.механизм мотивации и вероятностного прогнозирования речевого действия;

2.механизм проговаривания речевого высказывания;

3.группа механизмов, связанных с переходом от плана (программы) к грамматической (синтаксической) структуре предложения; сюда относятся механизм грамматического прогнозирования синтаксической конструкции, механизм, обеспечивающий заполнение, хранение и реализацию синтаксически релевантных грамматических характеристик слов, механизм перехода от одного типа конструкции к другому типу (трансформации), механизм развёртывания элементов программы в грамматические конструкции и.т.д.

4.механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам;

5.механизм моторного программирования синтагмы;

6.механизмы выбора звуков речи и перехода от моторной программы к её «заполнению» звуками;

7.механизмы, осуществляющие реальное осуществление звучания речи.

А.А.Леонтьевым выделены отличительные признаки речевой деятельности[11]:

1. Предметность деятельности. Она определяется тем, что Речевая Деятельность, по образному выражению А.Н.Леонтьева, протекает «с глазу на глаз с окружающим миром». Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов-навстречу…объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается».

2.Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие — промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

3.Мотивированность Речевой Деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

4.Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию её единиц.

5. Фазная («горизонтальная») организация деятельности.

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности.

Одной из специфических особенностей речевой деятельности является ее «биполярность»: это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица её осуществляющих).

Речевую деятельность по многим параметрам следует определять как интеллектуальный вид деятельности. Это вытекает, прежде всего, из природы и свойств предмета речевой деятельности и основных её целей. Предметом речевой деятельности является мысль — мысленное отражение в сознании человека того или иного фрагмента окружающей действительности. [10]

2 стр., 930 слов

Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

... звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. В возникновении речевых нарушений у детей большую роль ... функции организма ребенка развиваются неравномерно, претерпевают в процессе становления ряд критических этапов, отличительными ... человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении. Известно, что психофизиологическое развитие человека в ...

Адекватное (точное и полное) отражение в речи ее предмета (той или иной части окружающей нас действительности) обязательно предполагает детальный объективный анализ отображаемого, задействование всех основных умственных действий и операций и, прежде всего, операций анализа и синтеза. Соответственно, основными целями речевой деятельности являются создание (формирование) и формулирование мысли (определённого мысленного содержания) — для продуктивных видов речевой деятельности и адекватное воспроизведение «чужой» заданной мысли (для рецептивных видов данной деятельности).

Одна из важнейших задач речевой деятельности состоит в адекватном отображении того или иного мысленного содержания при помощи системы специфических знаков-знаков языка и вспомогательных «метаязыковых» (невербальных) знаков. Это, в свою очередь, предполагает осознанный отбор и целенаправленное оперирование данными средствами речевой коммуникации, их дифференцированное использование, что также относится к числу интеллектуальных действий и операций. Важную роль в осуществлении речевой деятельности играет так называемый «смысловой контроль» над процессом ее реализации и результатами, что также невозможно без участия механизма осмысления содержательной стороны речи и ее соответствия языковым нормам данного языка.

Специфической особенностью речевой деятельности (отличающей ее от многих других видов деятельности человека) является то, что она имеет не один, а два варианта реализации. Первым и основным из них является вариант осуществления речевой деятельности в форме речевой коммуникации, речевого общения; вторым — индивидуальная «внутренняя» речевая деятельность, формой реализации которой является внутренняя речь. Второй (по распространенности, но не значимости) вариант реализации речевой деятельности теснейшим образом связан с психическим процессом мышления и всей интеллектуальной деятельностью в целом.[6]

Речевую деятельность человека (как целостный, единый интеллектуализированный процесс, во всём многообразии его проявлений) можно, хотя и с некоторым допущением, определить как своеобразное диалектическое единство мышления и речи (процессов порождения и восприятия речевых высказываний).

Особенность речевой деятельности, отличающая её от других видов деятельности человека, заключается и в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. С помощью языка, как целостной системы знаков, осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе совместной трудовой и другой общественно-полезной деятельности.[28]

Важнейшей особенностью речевой деятельности, по мнению многих психологов, является ее ярко выраженный социальный характер: основной целью этой деятельности является» решение задач социальной связи», социального взаимодействия между людьми.

Из указанных специфических особенностей речевой деятельности человека можно вывести ее основные социально ориентированные «глобальные» функции.

4 стр., 1782 слов

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

... словаря и речи ребенка в целом. Глава 1. Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей. Задачи развития речи детей. Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. ...

Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и, одновременно-основным средством коммуникации. Благодаря речи (речевой деятельности) осуществляется преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.[16]

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь (речевая деятельность) является главным фактором опосредования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

Благодаря речи объектом мысли становится не только то, что навязывается восприятием, возникает возможность оперировать представлениями вещей, вызывать их в памяти, сопоставлять друг с другом и с непосредственно действующим объектом. Включая отсутствующее прошлое в настоящее, речь позволяет фиксировать, выражать и анализировать настоящее. Она накладывает на моменты текущего опыта мир знаков, являющихся ориентирами мысли в тех сферах, где она может следовать по более свободной траектории, соединяя то, что было разъединено, и, разделяя то, что было слито.[20]

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли),
  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
  • чтение (т.е.

восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение — чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».[32]

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка. Основная цель занятий по развитию речи — формирование качественной речи в процессе общения.

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка. сигнификативную Сигнификативная обобщения коммуникативной внешнюю и внутреннюю речь 3.Развитие речи у ребенка С рождения ребенка ... предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и ...

1.2 Проблема активизации речевой деятельности дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Нескомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.[1] Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 — 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.[12]

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.[27]

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити — шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.

Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти — ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития мы отмечаем сочетание дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель[21].

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка, так как сначала ребенок овладевает внешней, звуковой структурой знака.

Поскольку от звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, выяснилась необходимость специальной работы над звуковой стороной речи детей. Было установлено, что именно на основе анализа звукового строя языка у ребенка создается база для осмысления процессов, происходящих в языке. Исследования показали, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка.

Тесная связь развития всех сторон речи особенно отчетливо выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами.[4]

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку только на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Система занятий по развитию родной речи, существующая в дошкольных образовательных учреждениях, создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие связной монологической речи в целом. Ведущим принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях.[10]

Важным направлением работы по активизации речевой деятельности является проведение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности программных задач у каждого ребенка, прослеживания качественных характеристик детей каждой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) и формами речи (диалогической и монологической).

Исследования, наблюдения, тестирование показали, что уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной.[2]

Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.

Анализ результатов исследования показал, что дети допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте. Многие дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их рассказах часто присутствуют элементы повествования и описания. Текст приобретает вид контаминированного. Происходит контаминация двух имен существительных, одно из которых уже известно ребёнку, другое неизвестно, только что услышано, но по звуковой форме близко известному. И незнакомое слово становится основой нового слова, взаимодействуя с ним и принимая на себя значение первого.

Развитие речи в дошкольном детстве — одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

Приведём типичные проблемы развития речи дошкольника:

1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь).

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8.Плохая дикция.[32]

1.3 Характеристика комплексных занятий по развитию речи детей

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной задачей. Систему занятий по развитию речи в разных возрастных группах детского сада разработали научные сотрудники: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова, Т.М. Юртайкина.[28]

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи.

Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.[1]

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

[32]

Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей с друг другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, A.M. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:[33]

  • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На комплексных занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им.[6]

В детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, что может приводить к задержкам речевого развития детей. Занятия, при методически правильной их организации, в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность — речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании. Своеобразием многих занятий по родному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т. д.).

Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.[16]

Широкое распространение получают комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. «Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным»1. Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.[27]

Пример занятия в старшей группе: 1) связная речь — придумывание сказки «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем; 2) словарная работа и грамматика — подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде; 3) звуковая культура речи — отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов, сходных по звучанию и ритму.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.[6]

По результатам изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы. Сила родного языка как средство, развивающего интеллект, речевую деятельность и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реальностью. Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом).

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка

Анализ результатов исследования показал, что дети допускают много ошибок в речевой деятельности.

Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей.

2. Комплексные занятия как средства активизации речи детей дошкольного возраста

2.1 Особенности речевого развития дошкольников (констатирующий эксперимент)

Исследование уровня речевой активности детей проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 48 г.Могилёва». Было опрошено 20 детей в возрасте 4-5 лет.

Приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

Цель исследования — определить уровень активности речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста и на основе полученных данных разработать комплексные занятия .

Опытно-экспериментальная работа проходит в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.

Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни состоят в следующем.

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

К диагностическим методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

Для выявления уровня речевого развития средних дошкольников, мы воспользовались методикой О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной, которые предлагают разные задания (Приложение А).

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками — все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает мышление, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.

Были продиагностированы следующие речевые умения: точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях; понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы; уровень осознания смысловых отношений между словами; гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи; умение вычленять звуки в словах; уровень развития навыка речи; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Уровень речевых умений оценивался по следующим критериям и показателям, которые представлены в таблице 2.1

Критерии и показатели речевого развития

Критерии речевого развития

Показатели критериев

Уровень

речевого развития

звуковая культура речи

Устойчивое чистое звукопроизношение.

высокий

Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован.)

средний

словарь

Нарушение звукопроизношения.

низкий

Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимов.

высокий

Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

средний

Справился с 1-2 заданиями.

низкий

грамматика

Точное формо — и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке).

высокий

При выполнении заданий на формо — и словообразование допустил до 3 инноваций (сюда же относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований “носиков”, “ротиков” и под.- избегание грамматических трудностей).

средний

Более трех инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.

низкий

связная речь

Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества импровизации)

высокий

Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная речь).

средний

Совместное с воспитателем творческого рассказа и /или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

низкий

Результаты диагностики оценивались по трехбалльной системе: высокий уровень — 3 балла за ответ, средний уровень — 2 балла, низкий уровень — 1 балл.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  • в-третьих, активного включения детей.

Анализ детских высказываний проводился по грамматической стороне речевого развития: отмечались случаи неправильного согласования слов, неумение закончить предложение.

Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о примерной равноценности состава групп.

Результаты диагностики речевых умений детей (констатирующий срез)

Группы

Имя

ребенка

1

2

3

4

Средний балл

Уровень

контрольная

1. Настя Д.

2,5

1

3

1

1,8

С

2. Вика К.

2

2,5

3

1,5

2,2

С

3. Дима К.

1,5

2

3

2

2,1

С

4. Женя Н.

1

1,5

1

1,5

1

Н

5. Ваня Ч.

1

1

1,5

1

1,2

Н

6. Настя К.

1

1,5

2

1

1,4

Н

7.Катя Ц.

2

1,5

2

1

1.6

С

8. Настя Ц.

1,5

2

2

1,5

1,7

С

9. Инна Ш.

2

2

1,5

2

1,8

С

10. Настя Б.

1

2

2

1,5

1,8

С

экспериментальная

1. Рома В.

1

1

1,5

1

1,2

Н

2. Андрей К.

2,5

2

2

2

2,1

С

3. Максим С.

3

2

3

2

2,5

С

4. Ярослав Г.

2

1,5

1

1

1,3

С

5. Ира Б.

1

1

1,5

1,5

1,2

С

6. Ваня В.

3

2

2

2

2,2

С

7. Ваня К.

1

1,5

1

1,5

1,2

Н

8. Валя М.

2

1

2

2

1,7

С

9. Вадим Ш.

1,5

1

1

1,5

1,25

Н

10. Вера А.

1

1

1

1,5

1,1

Н

В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню речевого развития детей составило примерно одинаково. Для детей обеих групп оказались очень сложными 2, 4, задания, которые выполнены на низком уровне.

Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляли слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.

задания 4

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в таблице 2.3. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем, не играет особой роли. Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Уровни развития речевых умений детей (констатирующий срез)

Уровень

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

Средний

70%

60%

Низкий

30%

40%

Уровни развития речевых умений (констатирующий срез)

Таким образом, наше исследование по развитию речи старших дошкольников на этапе констатирующего среза доказало, что процесс речевого воспитания в многоаспектен по своей природе. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку. Развитие речи связано также с решением задач нравственного и эстетического воспитания детей.

2.2 Разработка методов и приемов активизации речевой деятельности дошкольников в процессе комплексных занятий (формирующий эксперимент)

Формирующий эксперимент проводился в течение сентября по декабрь 2013г Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Чтобы комплексные занятия были эффективными, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, сознательности и активности в обучении, индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Работа велась по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь и др.

В основе системы активизации речевой деятельности детей мы положили комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе — развитие связной речи.

Главное направление по активизации речи — это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию (Приложение Б).