ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет в итоге личный опыт продуктивной деятельности учащихся. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта детей и их представлений о мире. Как утверждают разработчики данной технологии, каждый ребенок должен иметь возможность исследовать, познавать, проявлять свою индивидуальность в процессе получения новых знаний и представлений, обогащать свой жизненный опыт.

Кроме этого, в рамках этого педагогического подхода активно применяется метод проектов, который дает возможность педагогу формировать у детей умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания. Способствует развитию творческого мышления, воображения, коммуникативных навыков у дошкольников.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с: гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [8].

Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития являются непременные условиями гуманистического подхода.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.).

Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

«Организация проектной деятельности дошкольников»

Связь работы с научными планами, программами, темами, Объект исследования, Предмет исследования:, Цель исследования:

Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

14 стр., 6706 слов

Обучение чтению дошкольников с общим недоразвитием речи

... работу речевых механизмов и в основном завершает к 5-7 годам звуковое оформление речи ребенка.[38] Мы рассмотрим поэтапность формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи дошкольника. [6 ... структуру речи ребенка. Дети 4-5 лет активно вступают в ... с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Развивается связная речь. Как было показано в исследовании ...

1. Изучить историческую ретроспективу становления проектного метода.

2. Определить цели и задачи проектного метода.

3. Охарактеризовать виды проектов.

4. Выявить специфику организации проектного метода в ДОУ.

5. Подготовить рекомендации для организации проектной деятельности дошкольников.

Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов , адекватных изучаемому вопросу, в частности:

1. Методы накопления фактов (изучение литературных источников, документации).

2. Методы обобщения и осмысления фактов (анализ и синтез, сравнение и анализ).

Практическое значение работы, Структура работы., ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

1.1 История возникновения проектного метода

В настоящее время метод проектной деятельности является инновационным методом применяемым в образовательном процессе. Он стимулирует обучающихся на развитие творческих способностей, неординарность мышления, самостоятельную работу по поиску информации и получение окончательного продукта. Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить, начиная с V века до нашей эры. Сократ создал искусство под названием «майевтика». В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые его собеседник формулирует ранее неизвестные ему утверждения (рождает истину) [12].

В XVI веке появился сам термин «проект» в деятельностях техников и архитекторов. Позднее ученые обратили внимание на связь способностей и задатков ребенка и успех в обучении. При этом процесс обучения должен был происходить на внутреннем уровне ребенка, т.е. ученик, выполняя задания, познает мир, самосовершенствуется, повышает общий уровень знаний и умений.

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов. Лучшие проекты засчитывались студентам как вступительные экзамены.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня: « Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бывает лишь собственной мудростью» [1 6 ]. В процессе исследования темы и создания продукта ребенок не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к совершенствованию и обогащению полученных ранее знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.

4 стр., 1637 слов

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

... интересные формы. Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка. Обновление содержания образования требует от педагогов: применения новых современных форм работы с детьми; интегрированной образовательной деятельности; проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ...

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [7] .

В дальнейшем эта идея была развита другими известными учеными и философами. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо писал: «Что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза». Жак Руссо в своем романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» призывает не давать ребенку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своего собственного опыта и практики [9].

Руссо утверждает, что ребенка нужно воспитывать с интересом, и это хорошо видно на примере Эмиля. Непосредственный интерес ребенка к изучаемому предмету или явлению — вот двигатель, который ведет его по пути познания. Жан-Жак Руссо считал, что обучение ребенка должно быть максимально наглядным, информация предоставляемая для изучения более емкой, конкретной и основываться на примерах.

И.Г. Песталоцци активно развивал идею о том, что только лишь соединение обучения с трудом соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Основной задачей школы, по мнению И.Г. Песталоцци, было развитие умственных, физических и нравственных задатков учащихся. Он считал, что детям в первую очередь необходимо дать полную, развернутую картину мира, формировать навыки систематизации, обобщения знаний и умение делать выводы, и лишь после этого вооружать детей конкретной информацией [6].

В первой трети XX столетия развитием идеи метода проекта и внедрения его в образовательные учреждения занимались многие ученые и педагоги. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, У. Х. Килпатрик и многие другие.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи. Школы, организованные по методике Дьюи, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий и формы получения знаний. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Роль педагога заключалась в оказании помощи детям для достижения запланированного.

С именем Джона Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов, ориентированного на организацию обучающей деятельности детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-1910 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США. У. Килпатрик говорил: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» [18].

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения — «Все из жизни, все для жизни». Ребенок самостоятельно исследует окружающий мир, познает его возможности, механизмы взаимодействия явлений, предметов, человека. Исследовательская свобода детей является главным элементом методики обучения. Деятельные умы, считал Д. Дью, не могут развиваться без исследовательской свободы [11] .

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Цели и содержание внеклассной работы Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения ...

В начале XX века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е. Г. Кагаров в 1926 году писал: «Что такое «метод проектов»? Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение У. Килпатрика).

Е. Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

  • исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

  • школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

  • дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

  • проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Одним из разработчиков проектного метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко.

Работа в классе происходит между учителем и одной не большой группой учеников. Остальные являются наблюдателями этой работы. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носит неэффективный характер. Он предлагал организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи.

В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. Затем каждая бригада отдельно и самостоятельно выполняла поставленную задачу, по завершению старший (бригадир) отчитывался перед учителем.

Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б).

Несмотря на это некоторые элементы метода проекта были заимствованы и реализованы в различных формах организации системы образования.

Трудовая школа — выявление индивидуальных особенностей ребенка, введение их в трудовую деятельность.

Метод учебного исследования (1920-е гг.) — при помощи учителя исследовать уже известные факты на теории и практике.

3 стр., 1121 слов

«Методы обучения детей дошкольного возраста с расстройствами ...

... методов обучения детей с РАС, коррекции имеющихся у них проблем и терапии в целом. Разработка и использование методов обучения детей с РАС тесно связаны с ... и особенностей когнитивной деятельности: Аутизм (греч. ... работе речь будет идти о РДА, с учетом раннего и дошкольного возраста детей с установленным диагнозом. Таким образом, в дальнейшей работе будем опираться на понимание РДА (в том числе РАС), ...

Студийная работа — самостоятельная работа подгруппы учащихся, без установления четкого расписания и при помощи педагога.

Комплексный метод (1923 год) — бессистемность изучения дисциплин, выдвижение центральных тем, практическая направленность

Звеньевой метод — разделение труда в детском коллективе при работе с определенной темой и организация их самостоятельной работы.

Летняя школа (1931) — приобретение трудовых навыков политехнического воспитания и развития практических навыков[6].

Во всем мире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе по этому вопросу данные отсутствуют.

Повторный интерес к методу проектов возник в 1960-1990-е годы XX века. Педагоги вновь начинают прибегать к данному методу. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию, которое предусматривовало продуктивное обучение[3].

В России в 60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.

В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия. Основным элементом которой является формирование умения у детей решать большое количество задач за не большой промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей [2].

В 70-80-х годах XX века в педагогике появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом: «Творчество учителя — творчество ученика». Они считали, что главными показателями успешности деятельности педагога является его способность провести урок с максимальным участием учеников в нем, возможность и умение строить процесс обучения с учетом личности ученика, его способностей и задатков. Их работы положили начало развитию педагогике сотрудничества. В.Ф. Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности и учебе. Для этого В.Ф. Шаталов предельно ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом данной организации процесса обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов, самостоятельно могли находить творческие решения, планировать и прогнозировать результат своей деятельности, исправлять допущенные ошибки [14] .

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к получению знаний, изучению материала, а так же развивает творческие способности, формирует желание достичь успеха, путем создания продукта проекта.

1.2 Цели и задачи проектного метода

С момента рождения нас окружает неведомое, новое, не понятное. Ребенок инстинктивно старается все проверить, исследовать, изучить. Он засыпает взрослых вопросами: «Зачем, почему, как, что будет если?» Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Для того чтобы поиск ответов на все интересующие его вопросы был наиболее интересным, необходимо найти такой метод, который отвечал бы всем необходимым требованиям: был интересен ребенку, давал правдивую и соответствующую его возрасту информацию, безопасный и, что не мало важно, мог объединить в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Именно проектная деятельность позволяет гармонично соединить процесс воспитания и обучения.

Проектный метод направлен на развитие и реализацию творческого потенциала детей, способствует повышению их интеллектуального уровня, формирует волевые качества характера.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применение метода проектов в процессе образования и воспитания подразумевает совместную деятельность взрослых и детей. Выбор проблемы (темы) проекта, план его реализации, результат (продукт) происходит с учетом интересов и личных качеств учащихся.

К особенностям педагогической технологии «метод проектов» можно отнести:

  • возможность приобретения умения формулировать проблему, планировать пути ее решения, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;

    9 стр., 4086 слов

    Психофизиология профессиональной деятельности персонала

    ... приемы. Общая психофизиология, Возрастная психофизиология, Дифференциальная психофизиология 1.1 Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности Психофизиология -- ... деятельности организма и его систем работе головного мозга, показать зависимость психической деятельности ... процессы. По Лурии, психофизиология -- это физиология целостных форм психической деятельности, она ...

  • возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого;

  • позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Цель метода проектов: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

К задачам метода проектов можно отнести:

1. Комплексное развитие умений и навыков учащихся (исследовательские, волевые, познавательные, коммуникативные, рефлексивные и др.).

2. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым. Как и любой другой метод обучения и воспитания он предполагает использования различных учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий. Итоговый продукт метода проекта предполагает презентацию этих результатов, а так же возможность углубления изучения поставленной проблемы в будущем. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная деятельность;

  • четкая структура (план) проекта.

Результат и успешность применения данной технологии в системе образования и воспитания детей напрямую зависит от умения детей самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, использовать в своей деятельности исследовательские методы. Помочь ребенку овладеть данными навыками и умениями задача педагогов и родителей.

1.3 Классификация и виды проектов

Существует множество классификаций видов проектов, так как они отличаются разнообразием целей и задач исследования, степенью занятости в реализации проекта самих участников, длительностью применения метода проекта и др..

14 стр., 6664 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... умственного развития детей с патологиями речи. Объект данной работы: диагностика умственного развития детей. Предмет данной курсовой работы: психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей с патологиями речи. ... путь помочь тем, кто еще не освоил мир слов. Игровая деятельность детей с патологиями речи формируется только при непосредственном воздействии и руководстве педагога. ...

У. Килпатрик выделял четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале ХХ в. профессор Коллингс предложил следующую классификацию образовательных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, изготовления поделок к праздникам, устройство клумб.

К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ.

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

В практике современных ДОУ используются все выше перечисленные виды проектов, а так же возможно их слияние, например: исследовательски-познавательный, познавательно-игровой, информационно-творческий. Технология проектной деятельности позволяет педагогу проявить свою личную креативность в организации проекта, определении его типа, постановки проблемы. Но независимо от типа проекта, все они:

  • в определенной степени неповторимы и уникальны;

  • направлены на достижение конкретных целей;

    15 стр., 7053 слов

    «Развитие детей раннего возраста в условиях дополнительного ...

    ... работы в данной курсовой работе. Цель: Объект исследования: развитие детей раннего возраста Предмет исследования: развитие детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования Задачи исследования: Изучить: о собенности развития детей раннего ... дальнейшем превращается в специальную оринтировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное наблюдение, ...

  • ограничены во времени;

  • предполагают совместную деятельность при решении поставленной проблемы.

При организации проекта педагог в первую очередь опирается на возрастные психо-физиологические особенности развития детей, оказывает помощь в реализации проекта, направляет и корректирует деятельность детей.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило — между группами воспитанников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

По продолжительности они бывают: краткосрочными (1-2 недели), средней продолжительности (до 3 месяцев), долгосрочные (более 3 месяцев).

1.4 Специфика организации проектного метода в ДОУ

Дошкольное образование, получаемой ребенком в детском саду, является первой ступенькой в системе непрерывного образования ребенка. Современный детский сад — это образовательное учреждение, которое ориентированно на каждого воспитанника с учетом его особенностей, потребностей, интересов, возможностей. Работая в тесной связи с родителями воспитанников современные педагоги уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школьной жизни (образование), но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности в принятии решений, креативности мышления и др.).

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектная деятельность, как никакая другая форма совместной деятельности взрослых и детей, позволяет оптимально развить познавательные способности дошкольников, формировать волевые качества, стремление к познанию (исследованию) нового. Данный метод позволяет каждому ребенку почувствовать себя первооткрывателем, победителем, укрепляет веру ребенка в свои силы и возможности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка, способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях, мотивировать детей на поиск новых проблем и путей их разрешения, создание ситуации успеха, улучшение эмоционального климата в коллективе дошкольников.

Целью применения педагогом метода проекта в своей образовательной деятельности должен стать творчески активный, разносторонне развитый, целеустремлённый, умеющий прогнозировать и анализировать свою деятельность ребенок.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что: ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Но так как обучение происходит через игру и сам проект, по своей первоидеи, является игрой — дошкольникам проще принять его. Таким образом, обучение происходит более естественно, без насилия над личностью ребенка и с учетом его возможностей и интересов [17].

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Широкий круг возможностей в определении продукта проекта дает возможность взрослым, из ближайшего окружения ребенка, быть вовлеченным в его «другую» жизнь, стать партнером в игре по поиску решения проблемы. Как часто современные родители могут проявить свою изобретательность, креативность, удивить своего ребенка? Проектная деятельность многообразна и в силах решить эту задачу.

Однако метод проекта предъявляет высокие требования и к профессиональным качества педагога, являясь своеобразным индикатором его готовности к применению в своей деятельности инновационных технологий, стремлению саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

  • Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.

  • Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.

  • Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности:

  • формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;

  • педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;

  • педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;

  • по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.

ВВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

В данной главе были рассмотрены теоретические основы организации проектной деятельности в ДОУ. Было дано определение понятия проектная деятельность — интегрированная деятельность взрослых и детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Целью проектной деятельности является формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, умения планировать и прогнозировать результаты своих исследований.

Успешность применения метода проектов напрямую зависит от профессионализма педагога, его желания самосовершенствоваться.

Метод проектов основан на совместной деятельности взрослых и детей, допускает различную степень активного участия в проекте всех участников, способствует сплочению детского коллектива. Путем создания ситуации успеха позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным исследователем.

Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

2.1 Алгоритм организации проектов

Сегодня метод проектов широко используется в работе дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Перед планированием проектной деятельности педагог должен четко сформулировать для себя ответы на несколько вопросов: «Для чего нужен проект?”, «Ради чего он осуществляется?”, «Что станет продуктом проектной деятельности?”, «В какой форме будет презентован продукт?” Ответы и послужат той отправной точкой, с которой начнется работа по подготовке и реализации проекта.

Работа над проектом включает в себя:

  • выбор темы (постановка проблемы);

  • изучение литературы по теме проекта;

  • составление плана действий;

  • распределение времени и меры участия в реализации проекта всех заинтересованных сторон (педагоги, дети, родители).

Взвешенный и продуманный выбор темы проекта является одним из условием его успешной реализации. Они могут быть самыми разными, могут быть предложены как самими детьми, так и воспитателем. Главное, перед началом работы над проектом, в окружении детей должно произойти что-то побуждающее их к дальнейшей деятельности (искать, выяснять, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать).

Задача педагога на данном этапе — осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого ее изучения, либо (младший дошкольный возраст) использовать наводящие вопросы наталкивающие детей на выбор темы (предмета) для исследования. При постановке проблемы педагог так же должен учитывать возрастные особенности воспитанников, их увлечения и интересы, быть «на одной волне» с детьми своей группы.

Работа над проектом имеет четко оговоренные сроки и реализуется в различных видах деятельности детей (исследовательской, творческой, познавательной).

Роль педагога на данном этапе заключается в создании среды, позволяющей свершиться всем замыслам детей. Взрослые по необходимости направляют, помогают, подсказывают, знакомят детей с возможностями, свойствами явления или предмета, являющегося объектом исследования. Деятельность педагога включает в себя:

  • проведение наблюдений, опытов, экспериментов;

  • организацию игр, экскурсий;

  • проведение бесед и консультаций для родителей и сотрудников ДОУ (возможно использования приема «домашнее задание», для активизации родителей);

  • широко используется художественная литература (стихотворения, загадки, сказки и др.).

Заключительный этап работы над проектом это его презентация, которая может включать в себя проведения различных развлекательных мероприятий, фотовыставки, организация досуга, создание альбомов и др. Важно учитывать, что это не просто завершающее мероприятие, а именно значимое, прежде всего для детей, событие.

Педагог, презентуя проект, должен подчеркнуть вклад каждого ребенка в создание продукта, так как именно при создании него раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения представления, полученные в ходе реализации проекта. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя чувство гордости за достигнутый результат.

2.2 Роль воспитателя в реализации проекта

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал и не только, как было уже сказано выше для дошкольников, но и для профессионального роста педагогов ДОУ. Использование метода проекта дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

Без постановки проблемы (цели) невозможна работа над проектом. Дошкольники, в силу своего возраста, нуждаются в координаторе, которым и является воспитатель. Он должен понимать, что только способность организовать свою деятельность, как своеобразный проект, является залогом успешного будущего. Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий [15].

Можно выделить несколько профессиональных компетентностей педагога, использующего метод проекта в своей деятельности:

  • способность организации и креативного использования предметно-развивающей среды;

  • способность принимать решения;

  • способность организовать группу детей, их родителей, других сотрудников ДОУ в единую команду ( «зарядить на победу»);

  • умение оценивать уровень эффективности проведенной работы;

  • обладание навыками рефлексии.

В практике своей работы я достаточно активно использую данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. И действительно, как заранее можно определить сколько ситуаций, тем, проблем мы с детьми решим исследовать? И тем не менее злоупотреблять данной технологией не стоит. Во всем должна быть мера. Считаю, 5-7 краткосрочных или 2-3 долгосрочных проекта в один учебный год достаточно.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более самостоятельными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к окружающим их сверстникам и взрослым. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Так как моя группа имеет эколого-вале логическую направленность многие наши проекты имеют экологическую тематику. Особенно хотелось бы поделится впечатлениями о краткосрочном проекте « Берегите птиц!», в рамках которого мы организовали экологическую акцию «Поможем вместе». Результатом нашего проекта было изготовление кормушек для птиц из бросового материала. В акции приняли участие не только родители воспитанников, но и жители нашего микрорайона!

В нашей группе есть уголок экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности детей и поддерживания их интереса к исследовательской деятельности. Совместно с детьми мы постоянно пополняем его материалами и нетрадиционным оборудованием для проведения опытов и экспериментов. Результатом краткосрочного проекта «Вода-удивительное вещество» стало создание картотеки опытов и экспериментов с водой. В ходе работы над информационно-исследовательским проектом «Земля полна загадок» нами была организована коллекция минералов, дети познакомились с профессиями геолог и археолог.

В рамках работы по формированию у дошкольников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) нами был организован познавательно-игровой проект «Витаминка» итогом которого стало развлечение для детей и родителей «В гостях у доктора Витаминкина».

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта. Активное участие родителей способствует формированию у детей чувства гордости за своих близких, повышается самооценка, укрепляются родительско-детские отношения. Но прежде чем вовлекать родителей нами были организованы мероприятия, направленные на ознакомление их с методом проекта: проведен семинар-практикум, разработаны памятки.

Хотелось бы подчеркнуть, что, главным в реализации метода проекта являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

В данной главе были представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в условия ДОУ. Отправной точкой и залогом успеха является правильная постановка проблемы. Сама работа над проектом проводится в несколько этапов:

  • постановка проблемы, изучение и подбор литературы, составление четкого плана реализации проекта;

  • практический этап включает в себе: наблюдения, игры, НОД, беседы с детьми и родителями, консультации, использование художественной литературы и др.;

  • на заключительном этапе происходит презентация проекта (организация развлечения, выставки, создание коллажей, поделок и др.), а так же возможно планирование дальнейшей работы по выбранной теме.

Не маловажным для успешного использования метода проекта в учебно-воспитательном процессе является уровень компетентности педагога, его желания само развиваться и самосовершенствоваться, умения взглянуть на знакомый предмет по новому, глазами своих воспитанников. В проектной деятельности педагог не наставник, а партнер и соавтор открытий дошкольников.

ВЫВОДЫ

Наша научно-исследовательская работа была посвящена организации проектной деятельности дошкольников. Нами был проанализирован как сам метод проектов, так и его значение для развития познавательных способностей, творческого потенциала дошкольников. Изучение этих аспектов показало, что метод проектов – это педагогическая технология направленная на совместную деятельность взрослых и детей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Целью нашего исследования являлось разработка методических рекомендаций для организации проектной деятельности дошкольников.

Реализации поставленной цели, способствовало решение частных задач.

В первой главе, мы изучили ретроспективу становления метода проекта, раскрыли цели и задачи проектной деятельности, охарактеризовали виды проектов и сделали вывод, что проектная деятельность дошкольников является эффективным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей.

В практике современных ДОУ используются: исследовательские, познавательные, познавательно-игровые, информационные, информационно-творческие проекты.

Технология проектной деятельности позволяет педагогу проявить свою личную креативность в организации проекта, повысить свой уровень профессиональных знаний по проблеме, расширить и обогатить развивающую среду группы. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что дошкольники не всегда могут выступать инициаторами выбора темы для исследования, их необходимо подводить к выбору, наталкивать. Использование метода проекта способствует гармоничному развитию дошкольников, формированию волевых качеств личности ребенка, позволяет педагогу создать ситуацию успеха для каждого воспитанника.

Во второй главе нами были представлены методические рекомендации для организации проектной деятельности в условиях ДОУ. Предложена последовательность работы педагога над реализацией проекта, даны рекомендации по выбору темы проекта. Так же нами была определена роль педагога, его профессиональные умения. Были приведены примеры работы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Таким образом, мы можем сказать, что проблема исследования организации проектной деятельности дошкольников, действительно актуальна, более того она представляет интерес для многих педагогов-практиков.

После проведенной нами работы по затронутой проблеме, можно утверждать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- с.27

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.- с.480

3. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. – с.139

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. – с.64

5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. – с.302

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – с.512

7. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. — М., 1893. — с. 138.

8. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. – с.116

9. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. – с.336

10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. – с.96

11. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.272

12. Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. – с.160

13. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – с.80

14. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: “Педагогика”, 1987. – с.159

15. Газиева М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Молодой ученый. 2017. №17. – Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/151/42751/ (дата обращения: 20.03.2018).

16. “Цитаты и афоризмы” [Электронный ресурс] /Афоризмы и цитаты Мишеля Монтеня – Режим доступа: / (дата обращения: 24.03.2018).

17.У меня растут года [Электронный ресурс] / Проектная деятельность в ДОУ – Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8099-proektnaya-deyatelnost-v-dou.html /(дата обращения: 06.04.2018).

18.Файловый архив студентов [Электронный ресурс] / Теоретические основы использования метода проекта – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5178583/page:2/ (дата обращения: 18.04.2018).