Труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения.

В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Основная цель Программы – «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [9].

Новая воспитательная система нашей страны ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования.

Прогрессивные отечественные педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Процесс воспитания чувства патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла отражение во многих работах современных педагогов (Н.В. Алешина, О.Н. Баранникова, О.С. Богданова, Е.Н. Воронова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Комратова, В.И. Луговинов, М.Д. Маханева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.).

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Цель исследования – сформулировать и обосновать педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

25 стр., 12461 слов

Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма

... Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников. Предмет исследования : воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различны е формы во внеклассной и внеурочной работе. Цель исследования: изучить услови я патриотического ...

Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.

Гипотеза исследования – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

  •  разработать программу, включающую комплекс НОД, направленный на формирование ценностного отношения к родному краю и стране;
  •  осуществить отбор методов, приёмов, литературных произведений, способствующих воспитанию патриотических чувств у детей;
  •  проводить на практике формы работы с детьми, способствующие проявлению патриотических чувств в деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.

2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

3. Разработать программу по патриотическому воспитанию «Мой край – мой дом» и реализовать ее на практике.

4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты с первоначальной. Сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.

Методы исследования: анализ педагогической, исторической литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОО.

База исследования ЧДОУ «Детский сад № 132 ОАО РЖД» г. Екатеринбурга.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика патриотического воспитания

В данном параграфе рассмотрим понятие патриотическое воспитание через составляющие его понятия: «воспитание» и «патриотизм»

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовнонравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4].

Если заглянуть в «Толковый словарь русского языка», автором которого является С.И. Ожегов, то можно увидеть другое определение понятия воспитание. В данном словаре воспитание определяется как «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

Еще одно определение предлагает И.П. Подласый. Он определяет воспитание как «специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач» [29, с. 31].

12 стр., 5727 слов

«Воспитание патриотизма в современном российском обществе»

... и волевых качеств личности и гражданина. Цель работы: изучить формы и методы воспитания патриотизма в современном российском обществе. Задачи исследования: раскрыть понятие воспитания, отразить основные подходы к его рассмотрению; объяснить сущность понятия патриотическое воспитание; показать роль патриотического воспитания ...

Воспитание – это творческий и целенаправленный процесс взаимодействия педагога и ребёнка по построению условий организации усвоения ценностей общества, которые связаны с социально-культурной жизнью и, что даёт основу для развития индивидуальности ребёнка и самоактуализации личности. Автором данного понятия является Л.И. Маленкова [23, с. 26].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что воспитание – это прежде всего взаимодействие между ребёнком и педагогом, в результате чего возникает процесс передачи культурно-исторического опыта с целью подготовки к самостоятельной общественной жизни подрастающее поколение. Главным образом данный процесс направлен на духовнонравственные аспекты жизни.

Существуют различные виды воспитания, например, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и др., но именно патриотическое воспитание занимает главное место и требует особого внимания.

Для того чтобы понять сущность патриотического воспитания, необходимо разобраться, что же такое «патриотизм».

Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно.

Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа» [17, с. 293].

Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст и добавляют свои собственные определения и важные аспекты.

Так, например, по мнению Е.Н. Вороновой, патриотизм – соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [6, с. 19].

В.А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине [32, с. 307].

Близкий к приведенному определению звучит трактовка И.Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [37, с. 352].

Н.Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее» [15, с. 11].

В нашем исследовании нельзя оставить без внимания слова К.Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению, является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. Ушинский К.Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [35, с. 160].

32 стр., 15746 слов

«Организационнопедагогические условия формирования основ патриотизма ...

... Программы – формирование патриотизма у детей, любови к Родине, толерантности в отношении к людям. В понятие «патриотическое воспитание» на различных исторических этапах ... детей дошкольного возраста начальных знаний по истории родной страны, воспитания любви к своей родине и гордости. И.А. Рыбаловой были определены и рекомендованы принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников: ...

Таким образом из вышесказанного следует, что патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Патриотизм – это любовь к Родине – большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Основными характеристиками патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. Кроме того, для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к патриотическому воспитанию детей особые требования.

Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. По мнению В.А. Сластенину, как и любое нравственное чувство оно включает в себя следующие компоненты [32, с. 309]:

1) когнитивный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий о Родине (большой и малой), о жизни народа, истории страны, природе родного края, Вооруженных силах России, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

2) эмоциональный компонент – переживание личностью положительных эмоциональных чувств и эмоционального отношения к своей стране, краю, родному городу (селу), гордость за трудовые и боевые успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение природой родного края, стремления участвовать в общественно полезном труде;

3) поведенческий компонент – осознанное поведение в разных видах деятельности, демонстрирующее чувство патриотизма у ребенка (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческих продуктивных видах деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему [32, с. 309].

Таким образом, воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение компонентов, представленных выше.

Рассмотрим еще одно определение патриотического воспитания. И так, патриотическое воспитание – это взаимодействие воспитателя и ребёнка (воспитанника), которое направлено на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического поведения [16, с. 7]. Автором данного определения является Н.В. Ипполитова.

Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется на основе понимания природы и сущности патриотизма, а также его компонентов.

При проведении анализа литературы, выяснилось, что патриотическое воспитание может рассматриваться в нескольких направлениях:

30 стр., 14941 слов

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

... работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей ...

1) патриотическое воспитание это, прежде всего, явление социальное и оно напрямую связано с передачей жизненного опыта подрастающему поколению. Это подготовка ребёнка к труду на благо своего Отечества, это развитие и формирование личности, которая способна защищать и любить свою Родину, отстаивать её интересы, ценить культурные ценности, сохранять и приумножать традиции народа [15, с. 23]. Это также и «стремление к обеспечению безопасности личности, общества и государства, готовности к победе в вооруженной борьбе» [18, с. 98];

2) патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [19, с. 63];

3) патриотическое воспитание – это «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями» [25, с. 41]. Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо осмыслить, понять и принять к руководству в жизни и деятельности. Для формирования этого чувства необходимо использовать все многообразие форм воспитательной работы;

4) патриотическое воспитание – это, прежде всего, процесс влияния и воздействия на психологию личности, коллектива и общества в целом. Воспитатель детского сада обязан знать психологию детей дошкольного возраста и осуществлять патриотическое воспитание ребёнка, всего детского коллектива, при этом важно учитывать возрастные психологопедагогические особенности детей [26, с. 127].

В.И. Луговинов совершенно справедливо заметил, что «решая проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [22, с. 5].

Как известно, такое чувство как «любовь к Родине» зарождается еще в первые годы жизни у ребёнка. Этому способствует патриотическая атмосфера в семье, в детском саду, в окружающей ребёнка действительности.

Основным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве, принятие и усвоение норм поведения и взаимоотношений. Авторами этой мысли являются Л.Ф. Грибовая и Н.Г. Комратова [20, с. 15]. Патриотическое воспитание дошкольников должно осуществляться в единстве с эстетическим, физическим, нравственным и социально-личностным развитием детей.

Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [1, с. 21].

В настоящее время существует ряд проблем, которые связаны с патриотическим воспитанием детей, а именно дошкольников

Первая проблема связана с недостаточным уровнем патриотизма у детей по всем трем его компонентам: когнитивному (представления и понятия ребенка о своей стране, месте своего проживания; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах), эмоциональному (способность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям) и поведенческому (сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки).

4 стр., 1785 слов

Теоретические основы исследования процесса социализации детей ...

... различными "Я" ребёнка; диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. [17, с.103]. 1.2 Специфика процесса социализации детей старших дошкольников (6-7 лет) Дошкольный возраст - яркая, неповторимая ...

Вторая проблема заключается в недостаточно развитых у воспитателей и педагогов ДОО профессиональных знаний, умений и навыков по патриотическому воспитанию детей. При этом воспитатели детского сада хорошо осознают необходимость такой работы, испытывают потребность в изучении накопленного опыта работы по данной проблеме, нуждаются в методической и консультативной помощи для проведения воспитательных мероприятий, привлечении к сотрудничеству родителей.

И, наконец, третья проблема, это организация взаимодействия и тесного сотрудничества педагогов детского сада с родителями воспитанников.

Таким образом, мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, преданность ей; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. Для дошкольников патриотизм – это высокое чувство любви к Родине – большой и малой, к ее природе, людям, традициям. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении (при руководящей роли педагога), которое направлено на формирование чувства патриотизма. В понятие чувства патриотизма входят когнитивный компонент (представления и понятия), эмоциональный компонент (чувства) и поведенческий компонент (умения, навыки), которые реализуются в сфере социума и природы. Эти компоненты патриотизма могут служить критериями для оценки его уровня у детей дошкольного возраста. Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется способностью педагогов четко следовать сущности патриотического воспитания дошкольников определенного возраста, его цели и задачам, правильный и методически грамотный отбор содержания, форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников.

1.2. Задачи и содержание патриотического воспитания детей в

дошкольной образовательной организации

Психологические особенности детей дошкольного возраста определяют задачи и содержание патриотического воспитания.

Л.С. Выготский в своих работах отмечал тот факт, что в старшем дошкольном возрасте появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы по патриотическому воспитанию [8, с. 326]. Прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей ребёнка.

А.М. Виноградова, отмечает, что росту социального начала в чувствах способствует ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями общественного жизни, а также происходит формирование правильного отношения к фактам жизни [7, с. 55]. О.С. Богданова и Л.И. Катаева заметили, что эмоциональные переживания в данном возрасте имеют более глубокий и устойчивый характер. И этот факт имеет большое значение в самом процессе формирования у старших дошкольников любви к Родине, к своему Отечеству. В этом возрасте ребёнок уже способен проявлять заботу о своих близких и окружающих его людях [3, с. 23].

И.Ф. Свадковский подчеркивает важность возникновения «ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» подрастающего ребенка, опыт его чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития» [31, с. 91].

3 стр., 1389 слов

Воспитание базовой культуры личности дошкольника

... (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность). В процессе формирования базовой культуры личности дошкольника рождаются и развиваются такие составляющие личности ребенка, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в ...

Так как в дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы, вследствие чего увеличивается и общая произвольность поведения, этот факт важно учесть в патриотическом воспитании. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка набирает обороты способность управлять своим поведением. Ребёнок способен сдерживать непосредственные побуждения, подчиняет свои поступки необходимым требованиям [34, с. 121].

Таким образом, все это способствует тому, что «в старшем дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой» [37, с. 424].

Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что «в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих» [34, с. 123]. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственно-патриотических качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние, как отмечает Л.С. Выготский, «начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива, общества, страны» [8, с. 69].

Таким образом, новооб‫ﺍ‬разования детей ста‫ﺍ‬ршего дошкольного воз‫ﺍ‬раста в их психолого-педагогическом развитии (развитие эмоций и ч‫ﺍ‬увств, мышления, п‫ﺍ‬роизвольности поведения и т.д.) позволяют говорить о предпосылках, благоп‫ﺍ‬риятных для пат‫ﺍ‬риотического воспитания. И хотя в старшем дошкольном воз‫ﺍ‬расте только начинается формирование воли, нравственных идеалов – это тоже имеет важное значение для пат‫ﺍ‬риотического воспитания.

Задачи патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.

Анализ сов‫ﺍ‬ременных основных об‫ﺍ‬разовательных программ ДОО «От рождения до школы», «Детство» и др.) показал, что, начиная с первой младшей группы ставится задача по «воспитанию у детей патриотических ч‫ﺍ‬увств – любви к Родине, ее п‫ﺍ‬рироде и людям» [28, с. 61].

Во второй младшей группе – ставятся задачи: «дать пе‫ﺍ‬рвые представления о родной ст‫ﺍ‬ране (название родного города, поселка), знакомить с родной культу‫ﺍ‬рой, с изделиями (игрушками) на‫ﺍ‬родных мастеров, «воспитывать любовь к Родине и знакомить с «военными» профессиями» [28, с. 87].

В средней группе задачи пат‫ﺍ‬риотического воспитания расширяются. Воспитатели «п‫ﺍ‬родолжают воспитывать любовь к родному к‫ﺍ‬раю; рас сказывать детям о самых к‫ﺍ‬расивых местах родного города (поселка), его достоп‫ﺍ‬римечательностях; дают детям доступные их пониманию п‫ﺍ‬редставления о госуда‫ﺍ‬рственных праздниках, о Российской а‫ﺍ‬рмии, о воинах, которые ох‫ﺍ‬раняют нашу Родин‫ﺍ‬у (пограничниках, мо‫ﺍ‬ряках, летчиках)» [28, с. 140].

15 стр., 7493 слов

Воспитание дошкольников любви к родному краю через живопись

... интерес к общественной жизни страны, к своей стране, к ее ценностным ориентирам [11, с. 5]. Теоретическое значение работы. В работе рассмотрены основные вопросы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание и роль формирования любви к ...

В старшей группе ставятся задачи по «расширению представлений детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родин‫ﺍ‬у, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войн храбро с‫ﺍ‬ражались и защищали нашу ст‫ﺍ‬рану от в‫ﺍ‬рагов прадеды, деды, отцы; по ознакомлению детей с разными родами войск (пехота, мо‫ﺍ‬рские, воздушные, танковые войска), боевой техникой» [28, с. 175].

В подготовительной к школе группе задач, кото‫ﺍ‬рые воспитатель решает в ходе патриотического воспитания детей, становится намного больше. Авторы п‫ﺍ‬рограммы «Детство» выделяют 3 задачи патриотического воспитания ста‫ﺍ‬рших дошкольников:

1. Обогащать п‫ﺍ‬редставления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические ч‫ﺍ‬увства.

2. Формировать п‫ﺍ‬редставления о многооб‫ﺍ‬разии стран и народов ми‫ﺍ‬ра, некоторых национальных особенностях людей.

3. Развивать инте‫ﺍ‬рес к отдельным фактам исто‫ﺍ‬рии и культу‫ﺍ‬ры родной ст‫ﺍ‬раны, формировать начала гражданственности [12, с. 126].

В программе «От рождения до школы» задачи патриотического воспитания старших дошкольников более конк‫ﺍ‬ретны и расширены:

1. Расширять п‫ﺍ‬редставления о родном крае. П‫ﺍ‬родолжать знакомить с достопримечательностями региона, в кото‫ﺍ‬ром живут дети.

2. Углублять и уточнять п‫ﺍ‬редставления о Родине – России. Поддерживать инте‫ﺍ‬рес детей к событиям, п‫ﺍ‬роисходящим в ст‫ﺍ‬ране, воспитывать ч‫ﺍ‬увство гордости за ее достижения.

3. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во в‫ﺍ‬ремя праздника или другого то‫ﺍ‬ржественного события; когда звучит гимн, все встают, а м‫ﺍ‬ужчины и мальчики снимают головные уборы).

4. Расширять п‫ﺍ‬редставления о Москве – главном городе, столице России.

5. Продолжать расширять знания о государственных п‫ﺍ‬раздниках. Рассказать детям о Ю.А. Гага‫ﺍ‬рине и д‫ﺍ‬ругих героях космоса.

6. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам [28, с. 237-238].

Содержание нравственного воспитания определяется на основании его задач («Рис. 1»)

Представления о родном крае, чувство любви к Родине составляют основное содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе накоплении знаний о жизни общества, о природе и труде людей, эти представления и чувства ступень за ступенью формируются у детей. Основные направления патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Представле

Любовь Уважение к Уважение к Интернацио ния о

к родной людям своей Вооруженным нальное родном крае и природе страны силам страны воспитание России

Рис. 1. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотизм – это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.

В системе воспитательной работы с дошкольниками, как отмечает О.Н. Баранникова, необходимо использовать предпосылки формирования патриотизма, а именно:

  • привязанностей ребёнка к своему месту жительства;
  • участие в труде на благо Родины;
  • озабоченность неудачами Отечества;
  • гордость за успехи Отечества [2, с. 119].

С чего начинается Родина для маленького ребёнка? Родина для ребёнка начинается с улицы, на которой живёт, где находится детский садик, куда он ходит. В общем смысле Родина ребёнка начинается с родных мест.

3 стр., 1287 слов

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей ...

... проблему экологии глазами детей. Понять, в нужном ли направлении мы идем, увидеть плоды своей воспитательной работы. Что может передавать творческая экологическая работа ребенка? природа места россии ... Экологическое воспитание для дошкольников – в чем польза? Наша задача, как родителей, так и педагогов, заложить в ребенке правильное отношение к экологии – к окружающей среде. Ведь проблема экологии ...

Со временем дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках, регионах России. В.А. Волович, совершенно справедливо заметил, что, воспитывая любовь к родному городу, ребёнка необходимо подвести к пониманию того, что его город — это частичка Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу и т.д. [26, с. 51].

Формирование у детей представлений о людях родной страны, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к Родине является. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.) [26, с. 53].

Привитие уважения и признательности к тем людям, кто стоит на страже завоеваний Родины и обеспечивает мирные условия жизни, является основной и важной частью патриотического воспитания дошкольников. Автором данного замечания является И.Ф. Мулько [25, с. 31].

Задачей воспитателя заключается в предоставлении детям доступных сведений о Вооружённых силах страны. И именно на этой основе необходимо воспитывать любовь к защитникам Отечества, чувство гордости за них, а также стремление быть похожими на наших военных – быть такими же смелыми, здоровыми, дружными и ловкими [25, с. 32].

Ещё одной важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. «На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируются интерес к ним, чувство дружбы» [20, с. 147].

Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

1.3. Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной

организации по патриотическому воспитанию

Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию – это практическая деятельность, которая обеспечивает достижение цели и решение задач патриотического воспитания. Л. С. Выготский утверждает, что «нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания» [8, с. 328]. В этом процессе руководящая роль принадлежит взрослому – педагогу, воспитателю, родителям.

В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому направлению патриотического воспитания используются определенные методы и средства.

Любовь к родной природе и малой родине – и есть основа воспитания патриотизма у дошкольников. Основной задачей воспитателя является воспитать у ребёнка любовь к родной природе, научить видеть и чувствовать красоту природы, стремиться сохранить и уберечь ее богатства. Любовь к природе будет крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в данном направлении, начиная с младшей группы. Можно проводить с детьми прогулки и экскурсии в лес, парк, поле, на пруд, к речке или морю, все это позволит научить воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею [2, с. 45].

Если использовать в своей работе с детьми произведения художественной литературы и искусства, то представления и впечатления о родной природе будут наполняться смыслом и станут более глубокими. При знакомстве с родной природой необходимо делать акцент на её красоту и разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в наших лесах и многое другое.

Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и т.д. Для того, чтобы воспитать у дошколят стремление своим трудом уберечь природу, воспитателю необходимо организовать такие мероприятия как уход за комнатными растениями, кормление птиц, животных (например, белок в парке), рыбок. Для детей это огромная радость и удовольствие. Если взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать любовь к природе у детей не составит особого труда.

Е.Н. Воронова заметила, что когда мы воспитываем у детей любовь к родному городу, то важно подвести ребёнка к пониманию, что его город – это частица Родины, так, как и в больших, и в маленьких местах есть много общего. Ведь везде трудятся люди на благо человека (учителя, врачи, воспитатели, строители и т.д.), соблюдаются традиции, помнят и чтят героев, защитивших от врагов Родину, повсюду живут люди разных национальностей, трудятся, помогают друг другу, отмечают общие профессиональные и общественные праздники. Человечество бережёт и охраняет природу [4, с. 25].

Воспитатель знакомит детей с достопримечательностями улицы, на которой они живут, рассказывает о том, чем славится их город, село. Дошкольники знакомятся с людьми, которые прославились своим трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. В результате у ребёнка появляется гордость за свой родной край.

И.Г. Добрицкая и О.С. Колпачук отмечает, что в рамках патриотического воспитания необходимо знакомить дошкольников с событиями прошлого. Для того, чтобы появилось уважение к героизму и мужеству советских людей, которые сражались за Родину и отдали свои жизни за неё в Великой Отечественной войне, необходимо познакомит ребёнка с памятниками этим героям. Здесь дети могут возложить цветы. В продолжении данной работы необходимо познакомить детей с городамигероями, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации [19, с. 68].

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является «формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и т.д. – выбор зависит от воспитателя)» [24, с. 184]. Здесь, по мнению Н.Г. Комратовой и Л.Ф. Грибовой, «надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, смелость, умение защищать свою Родину и др.)» [20, с. 140]. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой» [20, с. 143]. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о его общественной оценке – наградах и поощрениях.

В воспитании у дошкольников любви и уважения к труду и трудящимся помогают книги: «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Почта» С. Маршака и др. Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий: вместе с воспитателем они подбирают этот материал, оформляют альбомы. Тема труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках.

Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии. «Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых» [11].

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. Поэтому в процессе патриотического воспитания у детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки» [1, с. 198]. Это достигается беседами, чтением рассказов и стихотворений («Мы – военные» С. Маршака, «Твои защитники» и «Про нашу пехоту» Л. Кассиля и др.).

Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни солдат.

Воспитанников старшего возраста «знакомят с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Посещение памятников, возложение, цветов становится традиционным» [2, с. 124]. Важно, чтобы дети узнали от воспитателя, чем занимаются солдаты в мирное время: проводят военные учения, участвуют в строительстве, помогают при чрезвычайных ситуациях спасать людей и т.д.

Дети с восторгом встречают гостей-военных. Со старшими дошкольниками воспитатель посещает школьные музеи боевой славы, знакомит их с частью экспонатов местного музея [11].

Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные силы страны» воспитатель обращается не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение всего года.

Растить детей интернационалистами – одна из сложных задач воспитателя. Из его рассказов, из книг, которые он читает детям, из иллюстраций, кино, видео и диафильмов они узнают о многонациональном составе населения нашей страны, а также о других странах.

Методы воспитания основ интернационализма разнообразны: это рассказы воспитателя и чтение книг (например, «Братишки», «Твой праздник» А. Барто, «Страна, где мы живем» С. Баруздина), приглашение в детский сад гостей – представителей разных национальностей и стран, слушание народных сказок, национальной музыки, исполнение песен и плясок, рассматривание произведений народного творчества.

Свои представления о людях разных национальностей дети отражают и углубляют в играх с куклами, изображающими людей разных национальностей, в играх в «путешествия» (едут в гости в другие страны и края, везут подарки, выступают с концертом, принимают у себя гостей и т.п.).

Педагог помогает в их подготовке, организации и оформлении [20, с. 149].

Воспитывающиеся в детском саду дети разных национальностей исполняют на родном языке песни, национальные пляски. Дошкольники на собственном опыте убеждаются в том, что все они живут дружно и весело.

Интересен опыт переписки и обмена посылками между детьми разных национальных стран (куклами, одетыми в национальные костюмы, игрушками, рисунками, фотографиями).

Так крепнет дружба детей разных национальностей.

Для формирования у детей начал интернационализма воспитатель использует события и факты из жизни нашей страны, отражающие дружбу народов: декады национального искусства, помощь в уборке урожая и др. [19, с. 79].

Реальная действительность насыщена яркими фактами и событиями, которые привлекают внимание дошкольников, но в которых им еще трудно самостоятельно разобраться. Педагог «расширяет и углубляет их интерес к общественной жизни страны, воспитывает положительное отношение ко всему, что дорого россиянам. Из обилия событий и фактов он отбирает наиболее яркие и доступные детям: всенародные праздники, всероссийские субботники; дети узнают о пионерах и их организации, о государственной символике, гербе, флаге, гимне» [6, с. 104].

Педагог организует наблюдения за подготовкой к праздникам: внимание дошкольников обращается на украшение улиц и помещений детского сада, они готовят выступления на праздничном утреннике; со старшими детьми проводятся беседы, в которых раскрывается основная идея каждого праздника [2, с. 132]. Они узнают о том, что взрослые встречают праздники трудовыми подарками; дети и сами активно участвуют в предпраздничной уборке помещения и участка, украшают их, готовятся к праздничному утреннику.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п. Приобщаясь к традиционным всенародным праздникам, дошкольники потом с удовольствием их вспоминают, отражают в своей игровой и изобразительной деятельности.

В целом учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста требует широкого применения в педагогической работе по патриотическому воспитанию игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и «путешествия» (в прошлое и настоящее).

Каждая тема патриотического воспитания должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, лепка, конструирование).

Итоги работы над темой могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Так используется принцип интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности и принцип комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны – словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники. ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОО

2.1. Диагностические методики определения уровня патриотического

воспитания у дошкольников

Исследование проводилось на базе Частного дошкольного образовательного учреждения – «Детский сад № 132 ОАО РЖД» г. Екатеринбурга. В нем приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы. Возраст детей 6-7 лет.

Для определения первоначального уровня патриотизма у старших дошкольников был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа: изучить первоначальный уровень патриотизма у старших дошкольников.

В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы решались следующие задачи:

1. Определить критерии и показатели для оценки уровня патриотизма у старших дошкольников.

2. Дать характеристики уровням патриотизма у старших дошкольников – высокому, среднему, низкому.

3. Подобрать диагностические методики и методы для оценки уровня патриотизма у старших дошкольников.

В ходе решения первой задачи на основе анализа литературы нами были конкретизированы критерии и показатели для оценки уровня патриотизма у старших дошкольников на основе трех компонентов (когнитивного (знаньевого), эмоционального и поведенческого), выделенные в работах О. Алексеевой и Л. Петропавловской [1] и Н.В. Алешиной [2].

Данные критерии представлены в Табл. 1.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки уровня патриотизма у детей старшего

дошкольного возраста Критерии Показатели 1.Когнитивный Представления и понятия ребенка о названии страны, своем адресе; о (знаньтевый) достопримечательностях родного края, города; о флаге, гербе, гимне компонент России; природных богатствах России, ее природно-климатических

зонах, ландшафтах. 2.Эмоциональнй Способность проявлять положительные эмоции по отношению к компонент общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду. 3.Поведенческий Сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, компонент оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие,

считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками,

анализировать свои и чужие поступки.

В ходе решения второй задачи на основе выделенных критериев и показателей были определены уровни патриотизма у старших дошкольников и дана их характеристика (см. Табл. 2).

Таблица 2

Характеристика уровней патриотизма у старших дошкольников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Ребенок знает название Ребенок знает название Ребенок не знает названия страны, свой адрес; страны, свой адрес; страны, своего адреса, не называет и узнает (по затрудняется при узнает флаг, герб, гимн фотографиям) определении флага, герба, страны; у него достопримечательности, гимна России; затрудняется отсутствуют знания о зеленые зоны родного назвать достопримечательностях города, 4-5 улиц; знает и достопримечательности, родного города; плохо узнает флаг, герб, гимн зеленые зоны, улицы, знает названия улиц; не России; называет площади города (делает это может назвать природные природные богатства после пояснений взрослого); богатства России,

затрудняется назвать природно-климатические

Продолжение таблицы 2 России, знает природно- природные богатства зоны. Не проявляет климатические зоны, России, природно- положительные эмоции по ландшафты. Всегда климатические зоны. Не отношению к проявляет положительные всегда проявляет общественным событиям и эмоции по отношению к положительные эмоции по явлениям, общественно общественным событиям и отношению к полезному труду. Не явлениям, общественно общественным событиям и заботится об окружающей полезному труду. Заботится явлениям, общественно природе, не проявляет об окружающей природе, полезному труду. Чаще дружелюбия, не считается с близких, оказывает всего заботится о близких, интересами товарищей, не помощь, проявляет проявляет дружелюбие, но умеет договариваться с дружелюбие, считается с не считается с интересами ними, не оказывает интересами товарищей, товарищей, не умеет помощи, не может умеет договариваться, договариваться с ними, не анализировать свои и чужие анализировать свои и оказывает помощь; поступки даже при помощи чужие поступки. анализирует свои и чужие взрослого.

поступки с помощью

взрослого.

В ходе решения третьей задачи констатирующего этапа нами были подобраны 3 диагностических задания для оценки уровня патриотизма у старших дошкольников:

1) диагностическая беседа (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская) [1];

2) экспериментальная ситуация (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская) [1];

3) трудовые поручения (автор Н.В. Алешина [2]).

Для изучения когнитивного (знаньевого) компонента патриотизма старших дошкольников использовалась диагностическая беседа.

Цель: определить осознанность и полноту представлений и понятий ребенка о названии страны, своем адресе; о достопримечательностях, зеленых зонах родного поселка, улиц; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах.

Оборудование: фотографии с достопримечательностями и природными зонами поселка; иллюстрации флага и герба России; аудиозапись гимна России; иллюстрации с разными природно-климатическими зонами и ландшафтами России.

Процедура проведения. Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 9 вопросов:

1. Как называется страна, в которой ты живешь?

2. В каком городе ты живешь?

3. На какой улице, в каком доме ты живешь?

4. Какие еще улицы города ты знаешь?

5. Какие достопримечательности и природные зоны нашего города ты знаешь? Рассмотри фотографии и назови их.

6. Рассмотри иллюстрации и скажи, что на них изображено (иллюстрации флага и герба России).

7. Послушай этот музыкальный фрагмент. Что это за произведение? (Звучит гимн России).

8. Какие природные богатства России ты знаешь?

9. Рассмотри эти иллюстрации и расскажи, что ты знаешь о климате нашей страны, о том, в каких природных условиях живут люди, чем они занимаются?

Критерии оценки:

  • высокий уровень – 3 балла: имеет осознанные и полные представления и понятия о своем поселке, России, государственной символике, ее природе;
  • средний уровень – 2 балла: представления и понятия ребенка не вполне осознанные и фрагментарные;
  • низкий уровень – 1 балл: не имеет осознанных и полных представлений и понятий о своем поселке, России, государственной символике, ее природе.

Для изучения уровня эмоционального компонента патриотизма старших дошкольников использовалась экспериментальная ситуация.

Цель: оценить способность ребенка проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям.

Оборудование: иллюстрации и фотографии с историческими явлениями, имеющими для России важное значение (Победа в Великой Отечественной войне, полет Ю. Гагарина в космос, строительство БАМа, Зимняя олимпиада 2014 г. в Сочи, проведение массовых мероприятий в городе, где проживает ребенок и т.д.).

Процедура проведения. Каждому ребенку индивидуально предлагается рассмотреть эти иллюстрации и фотографии, рассказать, что на них нарисовано, высказать свое отношение к изображенному. При рассказе ребенка фиксируются его эмоциональные реакции на изображения, эмоциональность его рассказа.

Критерии оценки:

  • высокий уровень – 3 балла: испытывает положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям.
  • средний уровень – 2 балла: не всегда испытывает положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям;
  • низкий уровень – 1 балл: не испытывает положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям.

Для изучения поведенческого компонента патриотизма у старших дошкольников использовались задания по выполнению трудовых поручений общественного характера (автор Н.В. Алешина [1]).

Цель: оценить сформированность у ребенка умений общественно полезного труда, заботы об окружающей природе, близких людях.

Метод: наблюдения за деятельностью детей во время выполнения трудовых поручений (общественно полезный труд).

Процедура проведения. Каждому ребенку предлагается выполнить следующие задания:

1) убрать игрушки в групповой комнате после коллективных игр (задание давалось паре детей);

2) убрать участок (уборка проводилась весной; участок был разделен на части, распределенные между группами детей (по3-5 чел.);

3) помочь педагогам украсить музыкальный зал для праздника (задание давалось парам детей).

Критерии оценки:

  • высокий уровень – 3 балла: при выполнении всех трех трудовых поручений ребенок проявляет достаточно развитые умения общественно полезного труда, заботы об окружающей природе и близких людях.
  • средний уровень – 2 балла: ребенок проявляет диагностируемые умения при выполнении только двух трудовых поручений или выполняет задание не до конца (отвлекается, уходит и занимается другими делами);
  • низкий уровень – 1 балл: ребенок все трудовые поручения выполняет не до конца или не выполняет их совсем.

Максимальное количество баллов, которые каждый ребенок может получить за выполнение всех диагностических заданий, – 9.

Распределение детей по уровням патриотизма производилось по следующей шкале:

  • высокий уровень – 8-9 баллов;
  • средний уровень – 5-7 баллов;
  • низкий уровень – 4 балла и меньше.

Таким образом, методика констатирующего (начального) этапа опытно-поисковой работы разработана с целью получения объективной информации об исходном уровне патриотизма (по трем его критериям (компонентам) у испытуемых старших дошкольников.

2.2. Результаты диагностики детей

Результаты диагностики первоначального уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста которые занесены в сводный протокол (Приложение 1).

Количественные результаты диагностики по когнитивному компоненту патриотизма у старших дошкольников на начальном этапе опытно-поисковой работы представлены на Рис. 2.

Основной Основной

высокий

уровень

средний

уровень

низкий уровень

Основной

Рис.2 . Исходный уровень патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста по когнитивному критерию, в %

По данным («Рис. 2») видно, что на начальном этапе опытно-поисковой работы низкий уровень когнитивного компонента патриотизма имеют 55% (11 детей), средний уровень – 45% (9 детей).

Высокого уровня не обнаружено. Следовательно, преобладает низкий уровень.

Анализ результатов диагностической беседы показал, что дети с этими уровнями когнитивного компонента патриотизма могут лишь правильно назвать страну, в которой они живут и свой домашний адрес. На остальные вопросы они не смогли правильно ответить. Даша, Маша и Толя не знают о достопримечательностях и зеленых зонах родного города, его исторические достопримечательности, дети не могут назвать его улицы. Илона, Настя, Олег не знают о том, какой у России флаг и герб, как звучит гимн России (сказали: «это какая-то песня, музыка такая важная, торжественная)». Рома, Света, Уля не смогли рассказать о природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах.

Количественные результаты диагностики по эмоциональному компоненту патриотизма у старших дошкольников на начальном этапе опытно-поисковой работы представлены на Рис. 3.

Основной Основной

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Основной

Рис. 3. Исходный уровень патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста по эмоциональному критерию, в %

Данные, представленные на («Рис. 3»), показывают, что на начальном этапе опытно-поисковой работы низкий уровень эмоционального компонента патриотизма имеют 65% (13 детей), средний уровень – 35% (7 детей).

Высокого уровня не обнаружено. Следовательно, преобладает низкий уровень.

В экспериментальной ситуации, когда детям предлагалось рассмотреть иллюстрации и фотографии по прошлому и настоящему России, рассказать, что на них нарисовано и высказать свое отношение к изображенному, большинство детей не справились с этим заданием. Они не узнавали исторические события нашей Родины (даже при помощи наводящих вопросов взрослого), не проявляли положительных эмоций в их отношении, Некоторые дети отказывались рассказывать что-либо, говорили: «Не знаю, что это такое» (Настя, Саша); или неправильно называли исторические события (Владик, Коля, Илона, Уля).

Количественные результаты диагностики по поведенческому компоненту патриотизма у старших дошкольников на начальном этапе опытно-поисковой работы представлены на Рис. 4.

Основной Основной

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Основной

Рис. 4. Исходный уровень патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста по поведенческому критерию, в %

Данные, представленные на («Рис. 4»), показывают, что на начальном этапе опытно-поисковой работы низкий уровень поведенческого компонента патриотизма зафиксирован у 70% (14 детей).

Владик, Даша, Лариса, Маша, Денис, Катя, Слава не выполнили до конца все три трудовых поручения. Дима, Паша, Никита и Тимур вообще отказались помогать украшать музыкальный зал к празднику, сказали, что у них есть другие дела (игра в машинки).

Денис, Оля, Рената, отказались убирать игрушки после коллективных игр, сказали: «Это не мы играли, не будем убирать». Вика, Галя, Слава не участвовали в уборке участка, никак это не объясняли, просто занимались другими делами. У этих детей не сформированы умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки.

Средний уровень поведенческого компонента патриотизма имеют 30% (6 детей).

Аня, Илона, Коля, Настя, Олег, Рома, Уля ответственно подошли к выполнению двух трудовых поручений из трех: уборке игрушек после коллективной игры и подготовке музыкального зала к празднику. Но при уборке участка эти дети не проявили ответственности: играли и разговаривали с другими детьми, говорили, что слишком грязно и они боятся испачкать одежду.

Количественные результаты диагностики патриотизма у старших дошкольников (по сумме трех диагностических заданий) представлен на Рис. 5.

Основной

Основной

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Основной

Рис. 5. Исходный уровень патриотизма у старших дошкольников по сумме

трех критериев (компонентов), в %

Полученные данные, представленные на («Рис. 5»), свидетельствуют о том, что низкий уровень патриотизма является преобладающим: он имеется у 70% (14 детей).

Средний уровень патриотизма имеют 30% (6 детей).

Высокого уровня не обнаружено.

Дадим характеристику выделенным группам детей.

Первая группа. Старшие дошкольники с низким уровнем патриотизма не имеют осознанных и полных представлений и понятий: они не знают названия страны, своего адреса, не узнают флаг, герб, гимн страны; у них отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка, его улицах; эти дети не могут назвать природные богатства России, ее природноклиматические зоны и ландшафты. К историческим общественным событиям и явлениям нашей страны и к общественно полезному труду они не проявляют положительных переживаний и интереса. Во взаимоотношениях со сверстниками эти дети о них не заботятся, не проявляют дружелюбия, не считаются с интересами товарищей, не умеют договариваться с ними, не оказывают им помощи, не могут анализировать свои и чужие поступки даже при помощи взрослого.

Вторая группа. Старшие дошкольники со средним уровнем патриотизма знают название страны, свой адрес; но затрудняются при определении флага, герба, гимна России; затрудняются назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади поселка (делают это только после пояснений взрослого); затрудняются назвать природные богатства России, ее природно-климатические зоны. Эти дети не всегда проявляют положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду. Они стараются заботиться о близких, проявляют дружелюбие, но при этом не считаются с интересами товарищей, не умеют договариваться с ними, не оказывают ту помощь, которая им нужна в данный момент. Эти дети не умеют сами анализировать свои и чужие поступки, а делают это только при помощи взрослого и ориентируются при этом на его (а не свои собственные) оценки.

Таким образом, на основании результатов констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста патриотизм как нравственное чувство воспитан не в полной мере по всем трем его компонентам – когнитивному (знаньевому), эмоциональному и поведенческому. Возможными причинами этого является то, что родители не придают особого внимания этой проблеме, имеется и недостаточное внимание к данному вопросу со стороны педагогов детского сада. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни города, в своей речи пользуются штампами, их знания об истории России, ее государственной символике и атрибутике, поверхностные, бессистемные. Эмоциональное отношение к Родине не сформировано, слабо проявляется. Дети не проявляют стремления к общественно полезному труду. Это объясняется неумением родителей и некоторой части воспитателей правильно организовать патриотическое воспитание старших дошкольников в детском саду и в семье. Это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения программы патриотического воспитания в подготовительной к школе группе детского сада.

2.3. Проектирование и реализация программы патриотического

воспитания детей старшего дошкольного возраста

(подготовительная группа)

В данном параграфе представлена разработанная нами программа на учебный год «Край родной – дом родной».

Данная программа создана для систематизации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а именно для подготовительной группы дошкольного учреждения.

Целью программы является организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции, а также Развитие основ нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Далее представлена структура и содержание программы «Край родной – дом родной».

Программа по патриотическому воспитанию «Край родной – дом родной»

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте начинают своё становление такие чувства как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, ответственность и гордость за свою Родину, желание трудиться на благо своей страны, беречь и преумножать её богатства. А в общем, все эти чувства можно объединить одним словом – это патриотизм.

Без уважения к истории и культуре своей Родины, к ее государственной символике воспитывать чувства уверенности в себе и завтрашнем дне, чувства собственного достоинства и быть полноценной личностью просто невозможно. Нельзя быть патриотом, если вы не чувствуете незримую связь с Родиной, не знаете, как любили и берегли ее наши предки, деды и отцы.

Патриотические чувства могут быть сформированы у ребёнка уже в детском саду, при условии, если ведется целенаправленная и систематизированная воспитательная деятельность, направленная на патриотизм.

Периоду дошкольного возраста свойственна открытость, непосредственность и эмоциональность. Именно в этом возрасте наиболее важно уделить внимание формированию чувств патриотизма, так как сам патриотизм зарождается в человеческом сердце. И та, непосредственность и эмоциональность ребёнка, поможет в развитии и становлении чувств патриотизма.

Неотъемлемой частью нравственного, социального и личностного воспитания детей дошкольного возраста, называется патриотическое воспитание.

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о России, о ее символике, о природных богатствах и климате нашей огромной страны, о месте, где живет сам ребенок, его достопримечательностях и людях, которые трудятся на благо страны, об обычаях, истории, культуре.

Принципы реализации программы

Основными принципами программы «Край родной – дом родной» являются:

1. Принцип развивающего образования. Целью данного принципа является необходимость развития психологических и социально-личностных составляющих качеств ребенка.

2. Принцип сочетания научной обоснованности и практической применимости. Содержание данной программы полностью соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3. Принцип индивидуализации. Данный принцип достигается за счет учета наличного уровня развития патриотизма у каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

4. Принцип полноты, необходимости и достаточности. Здесь речь идёт об осуществлении решения цели и задач только при условии, что есть необходимый и достаточный материал.

5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие представления, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

6. Принцип интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

7. Принцип календарно-тематического планирования.

Цели Программы

Целью программы «Край родной – дом родной является:

1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

2. Развитие основ нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачи Программы

Для достижения поставленной цели программы «Край родной – дом родной», необходимо решить ряд задач:

1. Расширить и углубить представления и понятия детей об истории России, ее государственной символике и гимне; о достопримечательностях и людях родного города (поселка); о природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах (когнитивный компонент патриотизма).

2. Развивать нравственно-патриотические качества и положительные эмоциональные чувства по отношению к Родине: гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город (поселок) (эмоциональный компонент патриотизма).

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия (эмоциональный компонент патриотизма).

4. Привить навыки общественно полезного труда, сформировать представления о труде как духовной ценности (поведенческий компонент патриотизма).

5. Через совместные виды детской деятельности развивать умения детей заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки (поведенческий компонент патриотизма).

6. Повысить профессиональные знания, умения воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории России, родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Программа «Край родной – дом родной» реализуется по 3 направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями воспитанников.

Работа с детьми представлена в перспективном тематическом планировании, построенном с учетом принципа комплексно-тематического планирования, в котором отражены темы непосредственно образовательной деятельности, ее цели и задачи (табл. 3).

Таблица 3 Перспективное календарно-тематическое планирование патриотического

воспитания детей старшего дошкольного возраста

(подготовительная к школе группа)

Месяц Тема НОД, Цель Задачи

социальной

акции,

праздника 1 2 3 4 Сентябрь Исходный Оценка первоначального уровня патриотизма у детей

мониторинг Октябрь Наше Привитие чувства гордости, Развивать представления

государство РФ глубокого уважения и детей о государственной

почитания Российской символике российского

Федерации – герба, гимна, государства, их

флага. историческом

происхождении.

2. Обобщить знаний

детей о Государственном

флаге.

3. Воспитывать уважения

к могуществу Российской

державы, любви к Родине,

чувство гордости за свою

страну.

Социальная Привитие навыков 1.Сформировать

акция по уборке общественно полезного представления о труде как

территории труда. благе и духовной ценности.

детского сада 2. Поощрять стремление

быть полезным людям,

трудиться на благо других

людей.

Продолжение таблицы 3

3.Овладение трудовыми

навыками.

Праздник Воспитание уважения к 1. Формировать представление

Белых памяти павших за о защитнике Родины,

Журавлей. свободу нашей Родины. смелости, отваге, долге перед

Отечеством.

2. Привить навыки

общественно полезного труда

по украшению музыкального

зала детского сада к

общественно значимому

празднику. Ноябрь Я люблю свой Знакомство с трудовой 1. Развивать

детский сад деятельностью любознательность, умение

сотрудников детского вести диалог.

сада, с многообразием 2. Воспитывать нравственные

профессиональных качества по отношению к

навыков, которыми они окружающим, уважение к

владеют. людям труда. Декабрь Родной свой Закрепление и Познакомить с историей

край люби и расширение знаний о возникновения города, его

знай родном городе. достопримечательностями,

зелеными зонами, с историей

возникновения предприятий,

их влиянием на экологическое

развитие края.

Праздник Развитие умений детей Привить навыки

«Новый год». заботится об общественно полезного труда

Украшение окружающей природе, по украшению музыкального

зала. близких, оказывать зала детского сада к

помощь окружающим общественно значимому

людям, проявлять празднику.

дружелюбие, считаться с

интересами товарищей. Январь Моя семья Укрепление связи 1. Развивать интерес к своим

поколений в семье, близким, друзьям.

воспитывать уважение к 2. Формировать

представителям старшего познавательный интерес к

поколения. представителям старшего

поколения.

3. Воспитывать уважения и

почитания людей старшего

поколения. Февраль День Формирование 1. Познакомить детей с

защитников представлений о понятием «Защитники

Отечества защитнике Родины через Отечества», с особенностями

образы реально службы солдат разных войск.

существовавших 2. Обобщить: наша армия –

личностей, былинных армия

Продолжение таблицы 3

богатырей освободительница,

миролюбивая и гуманная.

3. Привить навыки

общественно полезного труда

по украшению музыкального

зала детского сада к

общественно значимому

празднику. Март Наши Знакомство с глобусом и 1. Обобщить и расширить

космонавты физической картой интерес к космическим

Земли, историей исследованиям.

освоения космоса и 2. Развивать поисково первым полетом в познавательные способности,

космос, совершенным логическое мышление

Ю. Гагариным Апрель Этот день Закрепление знаний 1. Обобщить и расширить

Победы детей о том, как знания детей об истории

защищали русские люди Великой Отечественной

свою Родину в годы войны.

Великой Отечественной 2. Рассказать о героях

войны, как живущие войны, о том, как народ чтит

помнят о них. их память: в честь героев

слагают стихи и песни, им

воздвигают памятники.

3.Привить навыки

общественно полезного труда

по украшению музыкального

зала детского сада к

общественно значимому

празднику. Май Россия – Формирование 1. Расширять представления

великая представлений о том, что детей о родной стране и Дне

держава Российская Федерация Победы как государственном

(Россия) – это огромная празднике.

многонациональная 2. Воспитывать чувство

страна с великим гордости за свою страну,

прошлым и будущим. любви к ней.

3. Формировать

гражданскую позицию на

примере рассказа о людях,

прославивших Россию.

4. Развивать историческую