Сюжетно-ролевая игра как средство формирования полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа
Содержание скрыть

В детстве у человека складываются первые представления о самом себе, формируется самосознание. Уже в дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль.

Формирование полоролевой идентификации связано с развитием самосознания. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, роль которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является игра, в которой дети подражают поведению родителей, воспитателя, врача и т.д.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Долгое время, в силу ряда объективных и субъективных причин, гендерная социализация оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание учёных. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

В настоящее время центральным направлением в воспитании детей является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учёта их гендерных особенностей.

Итак, проблема нашего исследования: каковы гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект — формирование полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — формирование полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

5 стр., 2097 слов

Политическая социализация личности

... групп политической социализации сле­дует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др. Вторичная политическая социализация Вторичный этап политической социализации личности ... различия лежат такие основания, как возраст, нали­чие политического опыта и уровень политической идентифика­ции личности. Первичная политическая социализация, Политизация —, Персонализация —, Идеализация ...

Цель исследования – выявить влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание старших дошкольников, способствующее полоролевой социализации детей.

По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерных особенностей детей дошкольного возраста;

2. Изучить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.

4. Проанализировать гендерные особенности детей дошкольного возраста

5. Провести экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей, психологов, педагогов (Игорь Семенович Кон, Татьяна Александровна Репина, Виктор Алексеевич Крутецкий, Шон Меган Берн, Виктор Ефимович Каган).

Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Проблема изучения гендерных особенностей детей дошкольного возраста, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины и др.),- одна из важнейших и актуальных проблем психологии.

Усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения для того или иного пола, т.е. процесс формирования гендерных особенностей — неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Поэтому необходимо совершенствовать дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков с учётом их психофизических особенностей.

Методы исследования, Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы обусловлена анализом и обобщением психолого-педагогической литературы по данной теме. Практическое значение работы заключается в создании системы нацеленных на гендерное воспитание приёмов и методов обучения дошкольников игровым действиям в соответствии с их полоролевой идентификацией.

Глава 1. Сюжетно-ролевая игра как фактор полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

1.1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

36 стр., 17564 слов

«Поликультурное образование в структуре социально-коммуникативного ...

... детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России. Вопросы поликультурного ... Социализация ребёнка дошкольного возраста ... работы по развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста ...

На протяжении нескольких столетий проблема социального назначения мужчин и женщин рассматривалась различными учеными: Аристотель, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философии дифференциация маскулинного и фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности.

Термин «гендер» употребляли в своих работах такие исследователи как, Р. Столлер и Н.И. Абубакирова. Данное понятие «гендер» исследователи рассматривают не через биологическую характеристику пола, а через существование мужских и женских социальных ролей, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Н.И. Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин .

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе .

Проблема гендерной (полоролевой) социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических гендерных (половых) различий и гендерной (полоролевой) дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются «гендерная идентичность» и «гендерная роль».

Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже – гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, – в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида .

По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая – понимание константности своего пола, – формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.

15 стр., 7215 слов

Содержание, развитие и особенности гендерной психологии

... возможностей женщин и мужчин. Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости ... структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии ...

Значимость участников гендерной социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играет семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует, и существование которой он поддерживает Гендерная идентичность − аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность − это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться .

Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль − дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности .

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация − это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?» .

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации

14 стр., 6742 слов

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

... условий для гендерной социализации дошкольников. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Объект: воспитание детей дошкольного ...

В изучении проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста выделяются три направления исследований:

  1. психологический подход, ориентирований на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.);

  2. этический подход, сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полевого воспитания, воспитания чувства чести и достоинства мальчиков и девочек (Л.А. Арутюнова, Л.А. Байкова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.М. Гоголина, О.Р. Кунц, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.);

  3. функциональный подход, посвященный формированию сексуальной культуры дошкольников (Ю.В. Гаврилов, А.В. Меренное и др.).

Анализ литературы свидетельствует о том, что существует ряд теорий воспитания в процессе гендерной социализации (традиционная психоаналитическая, социального научения, когнитивного развития, новая теория пола, теория самоактуализации, теория полоролевого воспитания), которые раскрывают механизмы формирования полоролевых предпочтений, культуры взаимоотношений полов, становления женской/мужской индивидуальности, влияния на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья, группа сверстников и средства информации.

В соответствии с этими подходами, гендерная социализация детей дошкольного возраста − это процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной гендерной социализации.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  1. когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина);

    26 стр., 12933 слов

    Гигиеническое воспитание и обучение детей в условиях дошкольного учреждения

    ... воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Выявить особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста ... получить помощь при затруднениях. 1.2 Гигиеническое воспитание детей Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены ...

  2. эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман);

  3. поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С. Кон, Д.В. Колесов, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина).

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Внушение и убеждения часто используются родителями как способы воздействия на ребенка. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике, выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, – говорят девочке, – ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Реализация гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т.д.

4 стр., 1712 слов

Особенности воспитания мальчиков

... воспитание мальчиков и девочек имеет много общих черт, но в тоже время обладает своими специфическими особенностями, обусловленными различиями в физическом и психическом развитии. Очень часто в школе и в семье, в ... начнёт курить сам, тайком. Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное ... игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. ...

Таким образом, проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, психологии и др.), − одна из важнейших и актуальных проблем дошкольной педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования педагогов.

1.2. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста

Анализ практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерной социализации. Связано это с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Особенности обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. У мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни .

5 стр., 2160 слов

Составление модели «Современный ребенок»

... играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Для современного ребенка, ... воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо ... А для детей компьютер - целый мир, реальность, пусть виртуальная, но все же реальность, заменяющая в тяжелых случаях ...

Существуют определенные различия у детей разного пола. Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя .

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.

Мальчикам необходимо большое пространство, простор, девочки любят небольшие укромные уголки. Разнополые дети не одинаково относятся к куклам. У девочек чувства активнее, эмоциональнее. Описывая кукол, они употребляют слова: «красивая», «любимая», «родная», «хорошая», стараются упомянуть о деталях одежды и внешности куклы. Мальчики же обращают внимание на возможности своей игрушки: «умеет стрелять», «никого не боится», «всех побеждает» .

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

22 стр., 10687 слов

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр ...

... в полной мере осознают свою роль в обогащении ролевых игр современных дошкольников. Поэтому перед нами встала проблема значения роли воспитателя в обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Объект исследования : процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей ...

Изучение поведения детей позволяет сделать однозначный вывод: мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки − людьми и их взаимоотношениями. Поддающиеся научному определению, измеряемые отличия между полами дают возможность зарегистрировать, как воспринимается один и тот же мир в зависимости от склонностей, предопределенных разным устройством мозга. Среди дошкольников было проведено тестирование с помощью бинокулярного устройства, которое позволяло видеть одним глазом объект, а другим лицо. Девочки запоминали лица и выражение лица, а мальчики вещи и их форму .

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Таким образом, в системе дошкольного образования происходят изменения с учетом гендерного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Определены цели и задачи гендерной социализации детей. Но, к сожалению, в теории и практики дошкольного образования в аспекте гендерной социализации детей дошкольного возраста не учитывается социокультурная среда.

1.3. Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Преобладающим видом самостоятельной деятельности у дошкольника является игра. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как вид деятельности, оказывающий большое значение для его развития. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у ребенка это будет получаться, во многом будет зависеть формирование успешного собственного жизненного стиля. Важно также отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.

А.С. Макаренко высоко оценивал воспитательную роль игр детей: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» .

При длительном анализе детских игр, изучении их содержания разных народов и на различных этапах развития, можно сделать вывод о том, что основным источником игр является жизнь людей, и условия в которых живет ребенок.

Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения областей, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.

Классификация игр остается прежней: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические игры.

Задачи игровой деятельности:

— развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр.

— развивать инициативу, организаторские способности,

— воспитывать умение действовать в команде.

Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В старшем дошкольном возрасте дети договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением подчинение правилам — складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль со стороны товарищей по игре. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон ребенка, а также единство психического и физического развития. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Таким образом, игра имеет большое значение в развитии ребенка. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

1.4. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация творческих игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры: в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

роли, которые исполняют дети в процессе игры;

игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Особенно стоит отметить, что дети возлагают на себя функции взрослых в соответствии со своей половой принадлежностью, так например, девочки подражают маме, учительнице, продавцу, а мальчики воспроизводят в игре – водителя, полицейского, военного и т.д.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются важнейшим выражением связи ребенка с обществом.

1.5. Формирование полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом наиболее эффективно половое воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.д.).

В игровом сюжете раскрывается содержание жизненных ситуаций и отношений. В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье.

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой при организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:

1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.

2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.

3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил сделать вывод, что успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому:

1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.

4. Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи.

Таким образом, формируя позитивное полоролевое поведение, воспитатель организует игру так, чтобы открылась необходимость соотнесения полоролевого поведения ребенка с полоролевым поведением других детей своего и противоположного пола.

Итак, показателями успешности формирования полоролевого поведения у детей данного возраста будут следующие:

  • развертывание в самостоятельной деятельности специфических полоролевых действий и речи, направленной на персонажа (куклу, другого ребенка, взрослого);

парное полоролевое взаимодействие со сверстником как своего, так и противоположного пола.

Выводы по Главе

Во-первых, гендерная роль играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции личности, так как это одна из социальных ролей человека. Это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы символики и стереотипов маскулинности и феминности, всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность преломляет и усваивает в своем сознании и поведении.

К концу дошкольного возраста ребенок осознает неотразимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему образцами, выстраивая гендерную роль.

Во-вторых, реализация данных задач требует подбора ситуаций, направленных на развитие способности детей правильно действовать, справляться с «жизненными» обстоятельствами, адаптироваться к окружающей среде. Выполнение гендерных ролей ребенком создает возможности для накопления моделей гендерного поведения и приобретению детьми опыта в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами.

В-третьих, каждая предложенная детям ситуация в сюжетно-ролевых играх предполагает наличие проблемы и ряда действий, которые ребенок выбирает и проигрывает. Применительно к нашему исследованию создание ситуаций выполнения гендерных ролей − целенаправленный процесс приобщения детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, создание условий для нахождения ими личностных смыслов в идеальном образе мужчины и женщины и формирование стремления действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами.

Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр

Целью эксперимента является развитие адекватных способов маскулинного и фемининного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание развивающей среды, способствующей полоролевой социализации дошкольников в игровой деятельности;

  • активизация представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно-ценных) посредством ролевых игр;

  • воспитание нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности;

  • формирование гендерной компетентности у родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;

Исследование проводилось в старшей группе дошкольного возраста на базе МК ДОУ детский сад Сказка, Кировской области. г. Яранск, группа «Лесовички» в количестве 22 человек, 12 мальчиков, 10 девочек, воспитатель группы Винокурова Наталья Николаевна (Приложение 1).

Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

2.1. Первичная диагностика уровня сформированности полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста

Цель : выявление реальных взаимоотношений и гендерных представлений детей данной группы через игру.

Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

1).

Выяснение понимания детьми своей половой принадлежности.

2).

Выявление представлений детей о роли мужчины (отца и мужа) и женщины (матери, жены) в семье.

Эти задачи решались при помощи следующих методов:

  1. Проективная диагностическая методика «Рисунок семьи», с помощью которой можно определить не только тип взаимоотношений в семье, эмоциональное отношения ребенка к родителям, но и сформированность половой идентификации (Приложение 2).

  2. Устный опрос детей (Приложение 3).

  3. Наблюдение за игрой детей (Приложение 4).

  4. Родительское собрание: опрос родителей (приложение 5)

В ходе устного опороса, большинство детей определили свою половую принадлежность по одежде и прическе характерной для мальчиков или девочек («Я мальчик. Ношу шорты и рубашку», «Девочки в платьях ходят, они заколки и банты носят») данные в приложении 3.

По биологическому признаку определили свою половую принадлежность 4 ребенка из 22.

Затруднились дать ответ, хотя и назвали свою половую принадлежность — 3 детей из 22.

Вывод: как мы видим, большинство детей правильно отождествляют себя с биологическим полом и пытаются указать на характерные его признаки.

На вопрос «На кого из родителей ты бы хотел походить?» мы получили следующие ответы: из 12 мальчиков, 2 хотели бы походить на маму, остальные на папу. Из 10 девочек на маму хотели бы походить 8 девочек.

Вывод: как мы видим, в своем большинстве, девочки хотели бы походить на маму, а мальчики — на папу.

Рисуночная методика показала достаточно неутешительные результаты (Приложение 2) – большинство детей из 15-ти (присутствующих в день диагностики), входящих в экспериментальную группу, обнаружили недостаточный уровень сформированности полоролевой идентификации.

Проанализировав ответы детей, результаты диагностики и наблюдая за их играми на семейные сюжеты мы установили, что положительное или отрицательное отношение к детям противоположного пола зависит от сложившихся у детей представлениях об отношениях родителей в семье.

Исходя из этого, мы условно поделили детей на 3 группы, которые показывают степень сформированности полоролевой идентификации у детей.

1 группа: в рисунке семьи эти дети отражают достаточно признаков, характерных для пола, причем, себя изображают с учетом признаков своей половой принадлежности, у детей этой группы отмечается эмоционально-положительное отношение к родителям, они оказывают посильную помощь в домашних делах. В роли семьянина в играх на семейные сюжеты — доброжелательны, стараются помогать «жене», «мужу», «заботятся о детях».

2 группа: у детей проявляется эмоционально-положительное отношение к сверстникам. Родителям они оказывают посильную помощь по их просьбе, но преобладает потребительское отношение к ним, в рисунке семьи – понятно без подписи, к какому полу относится изображенный член семьи, изображение самого ребенка сходно с изображением родителя одного с ним пола.

3 группа: у детей отмечается отрицательное отношение к детям противоположного пола и отрицательное отношение к родителям. Грубое отношение к партнерам по игре на семейную тему, рисунок семьи – вызывает своей цветовой гаммой тягостные ощущения, фигуры не отличаются друг от друга и без подписи – не понятно – кто есть кто, себя ребенок не изображает вовсе, или изображает очень маленьким, с оружием в руках.

Проводя исследование по играм (Приложение 4), выяснилось, что большинство из группы оппонентов предпочитают совместные игры.

Также дети распределились в выборе роли в игре — 60% выбирают для себя роль ведущего, 22% второстепенную роль, 18 % в качестве наблюдателя за игрой (рис.2.).

Также среди мальчиков был проведен опрос, роль кого они бы хотели исполнять, наибольшее количество ребят выбрали роль водителя, остальные роли выбрали примерно одинаковое количество оппонентов. Стоит отметить, что среди предложенных ролей мальчики выбрали роли преимущественно по половому признаку. Таким образом, дети осознают свою половую принадлежность и роль в обществе, которую они должны выполнять.

Девочкам также задавались вопросы о выборе ролей в сюжетных играх.

Заметим, что девочки наряду с мальчиками, осознанно выбрали роли по половой принадлежности.

На следующем этапе было проведено родительское собрание с целью выявления участия родителей в формировании половых представлений у ребенка.

Итак, в ходе родительского собрания был проведен опрос двадцати родителей по данной проблеме, который показал, что 75% затрудняются в ответах на вопросы, связанных с полоролевым воспитанием детей. Данные занесены (Приложение 5).

Таким образом, в ходе проведенной диагностики мы выявили недостаточно сформированное представление у детей о своей полоролевой принадлежности.

Наблюдая за семьями детей, которых мы отнесли к 1 группе, мы отметили, что там преобладают доброжелательные отношения. Родители любят свой дом, детей, друг друга. Они интересуются жизнью детей в детском саду, дома стараются все дела выполнять вместе.

В семьях детей, которых мы условно отнесли ко 2 группе не все благополучно.

Дети, условно отнесенные к третьей группе, в большинстве своем из семей, которые мы называем «неблагополучными».

2.2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр

Результаты эксперимента показали, что дети правильно отождествляют себя с биологическим полом, но имеют лишь самые общие представления о роли мужчины и женщины в семье. Формирование этих представлений идет стихийно.

Цель данного этапа эксперименты, организация и проведение сюжетно-ролевых игр для расширять представления детей о роли мужчины (мужа, отца) и женщины (жены, матери) в обществе.

Были проведены следующие мероприятия:

— проведение сюжетно-ролевых игр с участием педагога:

Ягоды и фрукты.

Играя с девочкам, воспитатель предлагает им:

покормить своих «детей» − кукол фруктами, но при этом напоминает «мамам», что фрукты куплены в магазине и прежде чем они будут их давать своим «детям», их надо тщательно помыть, осушить полотенцем, разрезать на небольшие кусочки, чтобы «дети» не подавились, а после еды вытереть им рот салфеткой;

сварить из фруктов компот: помыть фрукты, залить их водой, но обязательно добавить в него «сахар», а затем «изюм» или какие-то другие фрукты, которых нет в наборе, с целью привлечения детей к использованию предметов-заместителей (деталей мозаики, мелкого конструктора и т.п.) Компот вместе с фруктами «разливается» по чашкам. Для еды можно предложить детям вместо ложек использовать счетные палочки или другие предметы-заместители. После еды «мамы» вытирают «детям» рот салфеткой или умывают их.

Овощи и грибы.

Играя с девочками и мальчикам, воспитатель предлагает им:

стать кем-то другим (зайчонком, лисенком, бельчонком, лягушонком и т.п.) и купить овощи или грибы в лесном магазине, в котором воспитатель выполняет игровую роль продавца;

«сварить» грибной или овощной суп;

«поджарить» овощи и грибы (отдельно или вместе) на сковороде;

«посушить» грибы;

«законсервировать» овощи и грибы.

Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.п.

Мы организовали и провели работу по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность посредством сюжетно-ролевых игр (приложение 6).

Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей нами использовались беседы «Девочки − будущие женщины», «Мальчики – будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»; дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Нами также использовался анализ поведения и поступков известных персонажей детской литературы, в которой сосредоточены наиболее важные представления о духовно-нравственных ценностях: о том, что такое «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», о том, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы занять достойное место среди людей и самому быть счастливым.

Таким образом, на данном этапе исследования мы провели педагогическую работу, направленную на формирование полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Повторная диагностика уровня сформированности социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В завершении опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Цель этого этапа: выявить динамику гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации контрольного этапа эксперимента решались следующие задачи:

  • провести повторную диагностику уровня гендерной социализации детей среднего дошкольного возраста;

  • сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов.

Критерием результативности опыта является уровень сформированности гендерной устойчивости дошкольников.

Согласно принципу соблюдения равных условий эксперимента, контрольный эксперимент повторял содержание констатирующего эксперимента.

1. Диагностическая методика «Рисунок человека» (Приложение 7).

При анализе рисунков детей нами отмечены положительные изменения. Слабо выраженная гендерная идентификация выражена лишь у 4 (20%) детей.

С 4 (20%) до 10 (40%) увеличилось количество детей с ярко выраженной гендерной идентификацией. В их рисунках четко прорисовывались образы пола.

2. Устный опрос детей (Приложение 8).

Результаты контрольного эксперимента в сравнении с показателями констатирующего эксперимента показали, что у детей увеличились знания о половых различиях человека. У 12 (50%) детей отмечался высокий уровень представлений о строении мужчины и женщины, до формирующего эксперимента высокий уровень отмечался лишь у 4 (35%) детей.

Существенно увеличились представления детей о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения. Примитивные ответы об отличиях мальчиков и девочек во внешнем облике сменились более сложными.

Сравнительный анализ беседы с детьми до и после эксперимента показал, что их представления о социальном статусе мужчины и женщины, поведенческих и внешних различиях полов, а также представления детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье существенно расширились.

3. Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек. Сравнительный анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Наблюдение показало, что мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх.

Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей половой принадлежности. Например, при наблюдении за игрой «Семья» было отмечено, что до эксперимента совместной игры между мальчиками и девочками не получилось, после проведённого нами формирующего эксперимента в игре уже были задействованы дети обоих полов. Конечно же, действие игры носило примитивный характер, но, при включении в игру взрослого (родителя) наблюдалось заметное оживление.

Из наблюдения видно, что после проведенной нами работы дети группы стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующую своему и противоположному полу.

4. Опрос родителей на очередном собрании.

Опрос показал разбросанность суждений родителей. Так 30% родителей из общего числа опрошенных считают, что это необходимо начинать начинается с рождения ребенка, когда они подбирают ему по цвету одежду, покупают разные игрушки. 25% считают, что внимание полу ребенку необходимо уделять на этапе дошкольного детства, 45% утверждают, что это необходимо делать позже. Приведенные данные, показывают, что родители понимают необходимость воспитания ребенка с учетом половых различий, но затрудняются в правильном его осуществлении.

Родители понимают необходимость формирования качеств, характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость не становится реальностью в их семье. Возможно, причинами данного факта являются: недостаток опыта в воспитании ребенка, отсутствие терпения и свободного времени, незнание особенностей развития своего ребенка.

Однако многие родители стали задумываться над воспитанием своих детей в соответствии с их половой принадлежностью.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников, достигнутая посредством разработки системы сюжетно-ролевых игр, организации развивающей среды группы полоролевого воспитания детей, оптимальна.

Заключение

В исследовании дан анализ проблемы гендерной социализации воспитания детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накопления социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста является гендерная воспитанность, которая понимается как интегративное качество, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.

В соответствии с выделенными нами критериями (коммуникативно-поведенческий, познавательный, эмоциональный и ценностный) и их показателями был осуществлен подбор диагностического инструментария для определения начального показателя и динамики гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Обоснована и опытно-эксперименальным путем проверена эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу гендерной социализации детей дошкольного возраста:

создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;

организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

подготовка воспитателей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Из приведенных выше результатов экспериментальной диагностики, бесед с детьми и наблюдения за их игрой, мы сделали соответствующие выводы. Соединив эти выводы и анализ прочитанной в ходе работы литературы, мы заключили, что многие дети не имеют представления об отличительных чертах, свойственных полу, о роли, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина – по одной причине: недостаточно полноценные, эмоционально-теплые отношения с родителями.

Далее в ходе экспериментальной работы, после проведения соответствующих мероприятий, мы пришли к выводу, что наша деятельность по обеспечению положительной динамики уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников, достигнутая посредством разработки системы сюжетно-ролевых игр, организации развивающей среды группы полоролевого воспитания детей, была результативной.

В заключение хотелось бы отметить, что поставленные цели и задачи нашего исследования были достигнуты.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-syujetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-sotsializatsii-detey/

  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1987.-№ 5. — С. 20 — 25.

  2. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? [Текст] / Н. И. Абубрикова // Общественные науки и современность.- 1996. №6. — С. 32 — 39.

  3. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 152-158.

  4. Адлер, А. Воспитание детей: взаимодействие полов [Текст] /А.Адлер. — Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

  5. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. -1991.- №4.-С. 48-52.

  6. Артемова, JI. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре [Текст] / JI. В. Артемова // Психология и педагогика игры дошкольника. М. — 1966. — С. 188-205.

  7. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978. С. 32-36.

  8. Волошина Н.К. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения [Текст] /Н.К. Волошина // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – февраль (№ 343).

    – С.170-172.

  9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62-76.

  10. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства : мат. междунар. летней школы 2002 г. [Текст]. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2002. – 293 с.

  11. Григорьева, Ю.С. Организация педагогического процесса руководства дидактическими (настольно-печатными) играми как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста : уч.-метод. пос. [Текст] / Ю.С. Григорьева, О.В. Лиссер. – Пермь : Пресстайм,2007. – 60 с.

  12. Деркунская, В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4—5 лет [Текст] /В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. // Дошкольная педагогика. — 2008. -№ 7. — С. 11-14.

  13. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному [Текст] /В.Д.Еремеева — Издательство: «Учебная литература», 2008. — 160 с.

  14. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие О.И.Иванова, А.М.Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. — 124 с.

  15. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин [Текст] / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. — 544 с.: ил. (Сер. «Мастера психологии»).

  16. Казарян, С.Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. псих, наук [Текст] / С.Ф.Казарян. — Ереван, 1993. — 32 с.

  17. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 142 с.

  18. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. — № 1. — С. 12-25.

  19. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко. — Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.

  20. Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 54–90.

  21. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. -№3.- С. 165-171.

  22. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] /И.С.Кон. — М.: Просвещение, 1975. – 175 с.

  23. Кон, И.С. Ребёнок и общество : учеб. пос. [Текст] / И.С. Кон. – М. : Academia, 2003. – 334 с.

  24. Коробанова, Ж. Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника [Текст] / Ж. Коробанова // Детский сад от А до Я. -2006.-№1.-С. 148-150.

  25. Крэйг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крэйг. — СПб.: Питер, 2000. 992 с.: ил. (Сер. «Мастера психологии»).

  26. Кудрявцева, Е. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников [Текст] / Е. Кудрявцева, Н. Ледовских Н. //Дошкольное воспитание. 2003. — №3. –С.21-28.

  27. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчин ская; под ред. Е. Д. Божович. М.: Ин-т практ. психологии. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 448 с. (Сер. «Психологи Отечества»).

  28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 200 с.

  29. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] /А.В.Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 208 с.

  30. Мухина, В. С. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Педагогика, 1981. – 216 с.

  31. Мчелидзе, Н. Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада [Текст] / Н.Б.Мчелидзе // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М.: Просвещение, 1966. С. 151-164.

  32. Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте [Текст] /Л.Я.Никонова. – Мн.: Просвещение, 1994. – 93 с.

  33. Новоселова, С. JI. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей [Текст] / С. Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. -1983. № 10. — С. 38-46.

  34. Островская Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада [Текст] /Л.Ф.Островская. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

  35. Половое развитие мальчиков [Текст] / Д.В.Колесов, В.И.Чемоданов, Н.Б.Сельверова и др.; Под ред. Д.В.Колесова. — М. : Педагогика, 1985. — 316 с

  36. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

  37. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы психологии.-1987.- № 4. — С. 159-165.

  38. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек [Текст] / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. 1984. — № 4. – С.28-30.

  39. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? [Текст] / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. 1993. — № 4.

  40. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. – М. ; Воронеж, 2004. – 300 с.

  41. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С. И. Розум. — СПб.: Речь, 2007. — 365 с.

  42. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. 2002. — №4. – С.27-32.

  43. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина [Текст] /В.А.Сухомлинский. — М., 1979. Т. 1. – С.63.

  44. Татаринцева, Н. Е. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. – С. 43–50.

  45. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Р.М.Чумичевой. – Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. – 558 с.

  46. Татаринцева, Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: [Текст] /Н.Е.Татринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.

  47. Чекалина, А. Что такое гендер? [Текст] / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. -2006.-№1.- С. 31-51.

  48. Чеснокова, О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей [Текст] /О. Б. Чеснокова. // Вопросы психологии. -2005.- № 6.- С. 35—45.

  49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.: ил.

  50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. и предислов. А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

Приложение 1., Список оппонентов, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании, Приложение 2, Результаты диагностики:, Рисуночная методика, Приложение 3, Результаты опроса

Детям были заданы вопросы:

— Кто ты, мальчик или девочка?

— Как определил? Откуда это знаешь?

— На кого из родителей ты бы хотел походить?

Приложение 4, Наблюдение за игрой

Детям был задан ряд вопросов:

  1. В какие игры ты любишь играть?

  2. Кем бы ты хотел быть в игре?

  3. Почему нравиться эта роль?

Проводя данное исследование, выяснилось, что большинство из группы оппонентов предпочитают совместные игры (рис.1.)

Рис. 1. Выбор игр для совместного досуга

Также дети распределились в выборе роли в игре — 60% выбирают для себя роль ведущего, 22% второстепенную роль, 18 % в качестве наблюдателя за игрой (рис.2.).

Рис.2. Роль в игре

Опрос мальчиков:

— роль кого они бы хотели исполнять?

Рис. 3. Определение роли мальчики.

Опрос девочек:

— роль кого они бы хотели исполнять?

Рис.4. Определение роли девочки., Приложение 5, Протокол проведения родительского собрания

1. Большакова Н.В.

2. Ушаков Г.Д.

3. Стрекачёва Е.Л.

4. Халатян Н.Н.

5. Иконникова В.Е.

1. Бакланова М.Л.

2. Бусыгина Д.Е.

3. Жаворонкова М.В.

4. Демидова Д.К.

5. Чашечникова Е.Н.

6. Пивоваров А.Г.

7. Пискунова Г.Е.

8. Трушкова С.С.

9. Фукалова Н.Н.

10. Ямбаршева В. Р.

11. Белкин М.М.

12. Николаева С.С.

13. Атеева М.А.

14. Головина Д.С.

15. Оленева Н.Е.

1. Субботина М.А.

2. Черанёва Л.Е.

Итог:

16%

75%

9%

Приложение 6, Организация совместной игровой деятельности девочек и мальчиков

Тема

Вариативность игровых действий

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность

«Семья»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

День рождение куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

Кукла заболела. Вызов скорой помощи.

Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье

В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу).

Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

Непредвиденная дорожная ситуация

На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

«Магазин»

Магазин открывается

Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

Купим одежду кукле

Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

«Автомастерская»

Перерыв на обед

Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

«Парикмахерская»

Новые прически

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики — клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Причешем куклу

Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»

Приложение 7, Результаты диагностики:, Рисуночная методика, Приложение 8, Результаты опроса

Детям были заданы вопросы:

— Кто ты, мальчик или девочка?

— Как определил? Откуда это знаешь?