«Воспитание патриотизма в современном российском обществе»

Международный обмен культурным опытом сопутствует развитию человечества. Государства не имеют возможности соответствовать потребностям всех своих граждан, не прибегая к мировому культурному опыту. В условиях современной глобализации затрагивается большинство жизненных сфер человека. Расширяется научное, политическое, экономическое, социокультурное взаимодействие. Расширение открытости стран мира привело к возрастанию степени привязанности к мировым культурно-информационным процессам и унификации культурной среды.

В Российской Федерации наряду с процессами, происходящими в мире, также происходили структурные изменения, которые привели к исчезновению идеологической цензуры и усилению информационного воздействия телевидения и сети Интернет. Указанные процессы способствовали формированию общественного сознания социальных и возрастных групп российского населения, а также определили основные проблемы современного общества: снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма, проявились тенденции к обесцениванию патриотического сознания, девальвации духовности.

Патриотизм, как нравственная основа гражданского сознания, также является ключевым фактором в общественном развитии отдельно взятой страны, в связи с чем, современное российское общество испытывает острую необходимость в реорганизации системы воспитания, переориентации ее на воспитание патриотизма, гражданственности, духовных, нравственных и волевых качеств личности и гражданина.

Цель работы: изучить формы и методы воспитания патриотизма в современном российском обществе.

Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие воспитания, отразить основные подходы к его рассмотрению;

  2. объяснить сущность понятия патриотическое воспитание;

  3. показать роль патриотического воспитания в формировании ценностей российского общества;

  4. проанализировать современное состояние патриотического воспитания в России.

    8 стр., 3935 слов

    Религиозное воспитание и религиозное просвещение в современной школе

    ... наиболее важно рассмотреть современную трактовку понятия религиозное воспитание. В словаре Ожегова понятие религия определяется как одно из направлений общественного сознания; сложившиеся непоколебимые убеждения, ... начала очень привлекательно и актуально. 1. Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением Понимание религиозного воспитания - одна из наиболее острых и ...

Объект исследования: патриотическое воспитание в условиях современной России.

Предмет: формы и методы патриотическое воспитание в условиях современной России.

Научная разработанность темы.

С научной точки зрения проблемой патриотического воспитания ученые и ключевые общественные и государственные деятели были обеспокоены достаточно давно: так Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев прививали патриотизм посредством своего творчества. Идеи народности и патриотизма, как основы культуры российского общества, выдвинуты в работах В.Г. Белинского, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, А. В. Водовозова, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, П. Ф. Лесгафта, В. В. Розанова, В. Н. Татищева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Приобщение к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям через постижение родной культуры и национальных ценностей постулировали Д. С. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

В современной российской науке проблемы ценностных ориентаций рассмотрены в работах А. В. Мудрика, В. М. Кузнецова, И. С. Артюховой, А. С. Шарова; формирования ценностных отношений – в работах Г. П. Савкиной, Л. В. Куликовой, А. Д. Солдатенковой.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса воспитания

§ 1. Понятие воспитание, его сущность

Воспитание патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы.

Первые концепции воспитания были сформированы в средние века. Теорию авторитарного воспитания представлял И.Ф. Гербарт. По его мнению, главная цель воспитания – это управление детьми, подавление детской резвости, определение детского поведения и внешнего порядка посредством приказа и надзора за детьми . [18]

Ж.Ж. Руссо, напротив, считал, что ребенка необходимо уважать и стимулировать его естественное развитие. На основании данных идей была сформулирована теория свободного воспитания . [10]

Рассматривая педагогику СССР, необходимо отметить взгляды П.П. Блонского, А.П. Пинкевича. По мнению П.П. Блонского, воспитание является организованным, преднамеренным воздействием на развитие любого живого существа. А. П. Пинкевич считал воспитание преднамеренным, планомерным воздействием, с целью развития полезных свойств. Данное воздействие произ водится одним человеком над другим . [3]

В современной науке не существует единого определения понятия воспитание. Современные ученые рассматривают данный процесс с позиций объекта педагогического процесса, которым выступает ребенок. В соответствии с данными взглядами, формирование личности происходит под влиянием внешних процессов.

4 стр., 1679 слов

Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка

... понимаются другие возрастные группы). Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка Особенности развития детского коллектива Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. На ...

Рассмотрим некоторые определения понятия воспитания, в рамках данного подхода. Итак, воспитание – это целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества . [9]

Воспитание в специальном педагогическом смысле — процесс и результат

Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, которые обеспечивают нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду . [17]

Воспитание в широком социальном смысле — влияние на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, которая призвана развивать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений . [15 ]

Воспитание — сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от различных факторов, главным из которых является отношения между воспитанником и педагогом . [ 22 ]

Анализируя данные концепции, можно сделать вывод, что современная наука воспринимает процесс воспитания как развитие социального взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Таким образом, процесс и направления деятельности воспитываемого зависят от целей, поставленных педагогом. Соответственно, результат деятельности воспитываемого – показатель эффективности действий воспитателя.

Главным результатом педагогического и воспитательного процессов является развитие нравственной, гармоничной личности. Однако, помимо влияния педагога, личность воспитанника подвержена воздействию социальной среды, бытового окружения. В связи с чем, важно отметить, что процесс воспитания должен являться совокупностью процессов становления:

  1. нравственного облика (терпеливость, гуманность, добродушие, сострадание);

  2. нравственной позиции (благородство, бескорыстность, способность стойко преодолевать сложные жизненные обстоятельства);

  3. нравственных чувств (чувство долга и ответственности, честь и др.);

  4. нравственного поведения (благовоспитанность, послушание) . [ 26 ]

    5 стр., 2404 слов

    «Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»

    ... его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей. Знания о ролях касается отношения ребенка ...

Для эффективности воспитательного процесса разработаны методы воспитания. Приведем для примера классификацию методов воспитания, разработанную Г.И. Щукиной . [ 27 ]

  1. Методы формирования сознания личности:

    1. убеждение,

    2. рассказ,

    3. объяснение,

    4. разъяснение,

    5. лекция,

    6. этическая беседа,

    7. внушение,

    8. инструктаж,

    9. диспут,

    10. доклад,

    11. пример;

  2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

    1. упражнение,

    2. приучение,

    3. педагогическое требование,

    4. общественное мнение,

    5. поручение, воспитывающие ситуации;

  3. методы стимулирования поведения и деятельности:

    1. соревнование,

    2. поощрение,

    3. наказание.

Подводя итог, можно отметить, что нами рассмотрены основные подходы к определению понятия воспитание, его сущность, рассмотрена история становления концепций о воспитании, и рассмотрены основные методы воспитания. В контексте рассмотрения воспитания патриотизма наиболее подходящей является группа методов формирования сознания личности.

4 стр., 1965 слов

Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации

... телесных и социальных проявлений. IІ Социокультурная среда и личность Специалисты в области культурологии, педагогики, теории и методики ... обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); б) формы и методы организации ... или происходят патологические процессы в организме ( душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или ...

§ 2. Разновидности воспитания

Главная задача процесса воспитания – формирование гармонично развитой личности, в связи с чем, существует необходимость равномерного и всестороннего охвата всех сфер жизни в процессе воспитания. В связи с этим, с точки зрения направленности воспитательных целей, можно привести следующую классификацию видов воспитания:

  1. умственное, основными задачами которого являются усвоение знаний, формирование мировоззрения, развитие интеллекта, познавательных интересов и познавательной активности;

  2. физическое, направленное на укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение работоспособности, развитие двигательной активности, нравственное воспитание (развитие качеств смелости, дисциплинированности, ответственности);

  3. трудовое, формирующее основные трудовые действия;

  4. политехническое, способствующее развитию экономического мышления, технических способностей;

  5. нравственное, основанное на общечеловеческих ценностях, моряльных нормах;

  6. эстетическое, главными задачами которого являются формирование эстетических идеалов, чувств . [ 7 ]

Следующая классификация видов воспитания сформирована на основании положения о влиянии социальной среды на воспитываемого. Руководствуясь данной точкой зрения, можно выделить следующие виды воспитания:

  1. социальное,

  2. семейное,

  3. религиозное.

Рассмотрим более подробно каждый их них.

Социальное воспитание тесно связано с процессом социализации. «Превращение биологического индивида в социальный субъект происходит в процессе социализации» . [2] Процесс социализации – это процесс усвоения и развития социо-культурного опыта, усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит . [ 19 ]

9 стр., 4478 слов

Влияние внешних факторов на социальное развитие организации

... работы является изучение влияния внешних факторов на социальное развитие организации. Задачами данной курсовой работы являются: 1. Изучить основные элементы внешней среды организации; 2. Выявить степень влияния внешних факторов на социальное развитие организации; 3. Изучить проблемы в социальной сфере организации; Метод исследования работы ...

С точки зрения психологии процесс социализации выглядит как освоение личностью социальных ролей, получение опыта социальных отношений в сферах деятельности, общения и самопознания. Основными методами социализации в данном случае являются освоение, присвоение, обогащение и передача опыта социального взаимодействия . [ 11 ]

Сходные идеи выдвинуты Б.В. Селивановым. По его мнению, социальное воспитание – это освоение индивидом моральных ценностей, выработка нравственных качеств, следование нормам и правилам социума; приобщение индивида к человеческим ценностям при сознательном самоопределении . [ 21 ]

Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов. Социальное воспитание является более узким процессом, по сравнению с социализацией личности, и проявляется, как процесс приспособления личности к условиям социальной среды, со способностью изменять ее в соответствие со своими личностными особенностями.

Основной целью социального воспитания является формирование и развитие личности, способной выполнять необходимые социальные роли.

Социум является ближайшей социальной средой, осваиваемой ребенком. В процессии развития ребенка, его социальная среда расширяется посредством включения его в различные социумы, такие как образовательные учреждения и т. д . [24] В связи с этим, важное значение имеют установки, подаваемые социальной средой: в процессе становления и развития индивид может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные . [ 7 ]

В контексте рассмотрения воспитания патриотизма, необходимо отметить важность социальной роли – гражданина.

В процессе семейного воспитания развиваются основные личностные качества индивида, т. к. именно в семейной среде ребенок получает базовые знания о мире, обществе, в котором он проживает, их основных нормах и ценностях.

Спецификой семейного воспитания является полное слияние с жизнедеятельностью ребенка, длительный временной диапазон влияния, постулирование чувств, как основы семейных отношений . [13] Следующей особенностью семейного воспитания можно считать транслирование различных ценностных ориентаций, связанное с разным возрастом членов семьи.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... функционирование системы патриотического воспитания, 2) формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли ... «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе». Школа не должна ставить вопрос: ... событиями как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Это оказало негативное влияние ...

Важность семейного воспитания, также обусловлена основными функциями семьи:

  1. репродуктивная,

  2. воспитательная,

  3. хозяйственно-бытовая,

  4. экономическая,

  5. сфера первичного социального контроля поведения членов семьи,

  6. духовного общества – обогащение личности индивида,

  7. социально-статусная,

  8. досуговая,

  9. эмоциональная . [ 14 ]

Как отмечено выше, одной из основных функций семьи является воспитание. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь в зависимости от возраста. Главное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в основе воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие . [ 12 ]

Исходя из вышесказанного, можно выделить значимость семейного воспитания. Семья является основой в процессе воспитания. Большая часть всех наших умений берет начало в семье.

Еще одной разновидностью воспитания является религиозное — трансляция мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам вероучения определённой конфессии.

Религиозное воспитание считается составной частью относительно контролируемой социализации. В процессе религиозного воспитания используются разные методы, присущие социальному воспитанию: урочная система, семинары, лекции; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры. Религиозное воспитание осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений; средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде религиозным воспитанием занимаются верующие родители, родственники или члены религиозной общины . [ 25 ]

32 стр., 15746 слов

«Организационнопедагогические условия формирования основ патриотизма ...

... РФ. Главной задачей Программы – формирование патриотизма у детей, любови к Родине, толерантности в отношении к людям. В понятие «патриотическое воспитание» на различных исторических этапах нашей страны, ... истории родной страны, воспитания любви к своей родине и гордости. И.А. Рыбаловой были определены и рекомендованы принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников: 1. Принцип ...

Важность религиозного воспитания связана с постулированием нравственных ценностей, как законодательной религиозной основы. Более того, в государствах, где помимо светских институтов широко распространены и религиозные, патриотическое воспитание может от части строиться и на религиозных догмах.

Глава 2. Патриотическое воспитание как основа культурных ценностей Российской Федерации

§ 1. Патриотическое воспитание, содержание, функции

В современной России воспитание патриотизма, передача традиционных духовных и нравственных ценностей является сегодня одним из актуальных направлений воспитательного процесса. В условиях международного культурного обмена и распространения массовой культуры, традиционные Российские ценности отошли на второй план, именно поэтому вопросы патриотического воспитания приобрели такую важность.

«Патриотизм – это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым не поддержкою не справедливых притязаний, а откровенным в оценке её пороков, грехов и в раскаянии за них» . [ 23 ]

Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества . [ 13]

Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества . [ 20 ] Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

В современном российском общественном сознании отношение к данному понятию далеко от однозначного. Мнения ключевых деятелей российской политики подтверждает данный факт. Так, Геннадий Зюганов считает, что «обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Мы, современные коммунисты-патриоты, коммунисты-государственники, являемся законными наследниками идеологии русского патриотического социализма. Эта идеология опирается на вековой жизненный опыт нашего народа, которому от века присущи и любовь к Родине, и жажда справедливости. Процветания и могущества Россия достигала только тогда, когда эта любовь и эта жажда соединялись в единый порыв. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России». В противовес его мнению, Ирина Хакамада утверждает, что относится «к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

27 стр., 13073 слов

Патриотическое воспитание

... патриотизм - в деятельной гражданской позиции". В данном разделе показываются условия формирования у учащихся мировоззрения, как основы в воспитании патриотических чувств, и идеала гражданина. ... получила достойного применения; Цель данной работы сравнить идеи патриотического воспитания в СССР и России; Объектом изучения является патриотическое воспитание. Методом исследования является изучение книг, ...

Патриотизм

Источником патриотизма является привязанность к языку, традициям. В условиях образования национальных государств патриотизм становится частью общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Основной целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания на основе традиционных ценностей.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты такого феномена как ценности. В исследовании В. И. Добренькова показано 3 подхода к понятию ценности:

  1. Ценность = субъективное представление об объекте, бытующее в определенной среде, группе;

  2. Ценность = благо само по себе;

  3. Ценность = идее, как социальному ориентиру, являющемуся общезначимым образцом, выступающим условием целеполагания, противопоставляема сущему . [ 4 ]

В качестве определения, относящегося к первому подходу можно привести определение из Философского энциклопедического словаря: «Ценность — термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности» . [ 8 ]

Ко второму подходу можно отнести следующее определение, данное в Социологическом энциклопедическом словаре: «Ценность (от англ. value; нем. W ert) — особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» . [ 16 ]

Большинство современных определений придерживаются третьего подхода:

Относительно традиционных российских ценностей социолог В. И. Добреньков утверждает, что их формированию способствовали суровые климатические условия, заставлявшие людей объединяться. Поэтому среди определяющих российскую культуру ценностей он выделил коллективизм, общественное благо и милосердие . [ 4 ]

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [ 13 ]

Патриотическое воспитание, являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности российских социальных и государственных институтов, включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты. Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития . [ 5]

§ 2. Основные задачи патриотического воспитания современной России

В современном российском обществе налицо тенденции упадка патриотического воспитания. Одними из наиболее важных причин сложившейся ситуации являются:

  1. отсутствие единой государственной структуры патриотического и нравственного воспитания;

  2. отсутствие механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

  3. использование идей патриотизма политическими силами в качестве механизма подчинения;

  4. трансляция ценностей массовой культуры в СМИ;

  5. процессы межкультурного обмена, связанные с глобализацией мирового сообщества.

В связи с указанными тенденциями основными направлениями

  1. формирование мировоззрения, основанного на патриотических ценностях;

  2. формирование патриотической направленности личности, путем развития чувства уважения символов РФ;

  3. Становление и развитие активной гражданской позиции;

  4. Привлечение религиозных конфессий;

  5. Создание условий для усиления патриотической направленности СМИ;

  6. Воспитание граждан в духе законности;

  7. Формирование толерантного общества.

Для эффективного решения данных задач необходимо прививать чувство патриотизма и приверженности традиционным национальным ценностям с детского возраста. Среди наиболее распространенных видов работы в данной области можно выделить следующие:

  1. организация встреч с ветеранами, экскурсий, различных конкурсов, затрагивающих ключевые исторические события;

  2. формирование культуры общения, основанной на традиционных ценностях, преподавателями учебных заведений;

  3. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, основанный на традиционных ценностях.

Основными видами деятельности по формированию патриотически направленного сознания у детей являются:

  1. учебная деятельность – изучение основ и истории государства на уроках;

  2. досуговая деятельность – организация культурно-массовых мероприятий, посвященных истории и культуре государства;

  3. туристическая и военно-спортивная деятельность – организация военно-полевых сборов, развивающих готовность к защите государства;

  4. общественная деятельность;

  5. семейно-бытовая деятельность — формирование уважительного отношения к семье, родословной;

  6. трудовая деятельность.

Также для реализации основных поставленных задач государству необходимо разрабатывать федеральные программы, направленные на формирование и совершенствование системы патриотического воспитания граждан России.

На данный момент в Российской Федерации разработаны следующие программы:

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122), основной целью которой является развитие социальной активности, духовности, гражданской ответственности;

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795), отражающая основные задачи патриотического воспитания.

Данные программы реализуются следующим образом: развивается сеть организаций патриотического воспитания молодежи; поддерживается наследие Советского Союза (поддерживается уровень патриотического воспитания, существующий в Суворовском, Нахимовском училищах, продолжают работу военно-патриотические клубы, ДОСААФ); образован государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, занимающийся принципиально вопросами организационных, методический и информационных задач; патриотическое воспитание установлено основной целью федеральных, региональных органов власти, общественные организации и религиозные объединения, учреждения культуры и СМИ.

Заключение

Мировой процесс глобализации способствует как положительным, так и отрицательным изменениям. С точки зрения межкультурного обмена, система патриотических ценностей российского общества, находится в глубоком кризисе.

Повышение интереса к традиционным ценностями российской культуры, среди которых

Воспитание патриотизма должно проводиться в социальной, семейной и религиозной среде, предпочтительно с детского возраста, т. к. именно в этот период происходит формирование базиса представлений о мире его культурных, нравственных и моральных нормах, становление собственного Я и самоопределение.

Для развития патриотизма в России должны быть решены приоритетные задачи, результатом которых станет формирование мировоззрения, основанного на российских патриотических ценностях; формирование патриотической направленности личности, путем развития чувства уважения символов РФ; становление и развитие активной гражданской позиции; патриотическая направленности СМИ; формирование толерантного общества.

На данный момент Российская Федерация осуществляет ряд мер, для улучшения ситуации в области патриотического воспитания, среди них – действие федеральных программ, нацеленных на развитие системы государственных организаций, транслирующих российские патриотические ценности.

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М. Педагогика, 1989.

  2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. — 2011. — № 3.

  3. Геллерштейн Л.С. Проблема соотношения биологического и социального в советской педагогике (20-е годы).

    Советская педагогика, 1981. № 6.

  4. Добреньков, В. И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

  5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8.

  6. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.

  7. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. — 2011. №9.

  8. Ильичёв, Л. Ф., Ковалев, С. М., Панов, Г. В. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983

  9. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Ведение в педагогику М. Просвещение, 1975

  10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики М.: Просвещение, 1982

  11. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Педагогика, 2010.

  12. Куприянов Б.В. Методы воспитания как структуры взаимодействия взрослого и ребенка // Демократическая школа. — 2014. №2.

  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах: Т. 1. — М.: Педагогика, 2012.

  14. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. — 2002. №5.

  15. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. – М.: Пед. общество России, 2001.

  16. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. Норма-инфра, 2000

  17. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология Учебник для студентов пед. ин-тов. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979

  18. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. М., 2001

  19. Плахова М.Г., Фрадкин Ф.А. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. — М.: ИТПИМИО, 2009.

  20. Савотина, Н. Научное осмысление российского патриотизма / Н. Савотина // Педагогика, 1968. №1.

  21. Селиванов Б.В. Этика. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.

  22. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 2013.

  23. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998

  24. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. — М.: АПН СССР, 2000.

  25. Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. — Челябинск: Изд-во ГПУ, 2014.

  26. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый, 2016. № 8.

  27. Щукина Г.И. Воспитание и развитие детей // Вопросы воспитания и обучения: Лекции по педагогике. М.: Учпедгиз, 1960.