Религиозное воспитание и религиозное просвещение в современной школе

Курсовая работа
  • Данная работа в целом была направлена на рассмотрение вопроса о проблемах религиозного воспитания и религиозного просвещения.
  • Целью данной работы является исследование и изучение проблем религиозного воспитания и просвещения.
  • Задачи данной работы:
  • — раскрыть сущность понятия «религиозное воспитание»;
  • — определить задачи религиозного воспитания;
  • — рассмотреть взгляды на религиозное воспитание и просвещение;
  • — раскрыть основные положения религиозного учения;
  • — выявить влияние религиозного учения на обучение и воспитание в современной школе.
  • Объект исследования: религиозное воспитание и просвещение.
  • Предмет исследования: религиозное воспитание и просвещение дошкольников.
  • Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, систематизация и классификация.
  • Тема «Проблемы религиозного воспитания и религиозного просвещения» выбрана не случайно. Изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, который выражается не столько в материально-финансовом аспекте, сколько в неопределенности целей и содержания образования.

    Важно не только увидеть опасность нравственной опустошенности, на которую обрекают детей, подростков и юношество нынешние дельцы массовой культуры, свободные бизнесмены индустрии развлечений. Забота о духовном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реализацией социальной политики государственных органов. В период выраженной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и народов накоплен бесценный опыт воспитания детей. К сожалению, в изучении педагогических исканий долгое время существовали некоторые методологические просчеты, как следствие прямолинейного толкования, поверхностного отношения к философской специфике взглядов, замалчивание непонятных положений.

  • Общество — это исторически сложившийся социум со свойственными ему этническими и религиозными традициями, системой культурных ценностей.
    8 стр., 3984 слов

    История воспитания и начального образования в России

    ... учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла ... положило начало воспитанию в первобытном обществе. На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, ... религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, ...

    Основные принципы образования созвучны основам религиозной культуры. В их числе: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

  • Сегодня, во времена бездуховности и низкой общественной культуры воспитания, нравственное воспитание на идеях гармонии и божественного начала очень привлекательно и актуально.
  • 1. Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением
  • Понимание религиозного воспитания — одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем. Данная проблема вызывает большой интерес в наши дни, и наиболее важно рассмотреть современную трактовку понятия религиозное воспитание.
  • В словаре Ожегова понятие религия определяется как одно из направлений общественного сознания; сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности.

  • Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
  • Религиозное воспитание — это организованный процесс, направленный на достижение духовно-нравственного совершенства и способствующий спасению личности на основе веры и знания для жизни на земле и в вечности, это совокупность духовных представлений, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
  • Воспитательный потенциал религиозной педагогики — целостность веры и знания, раскрытие которой даёт возможность выработки обучающимися ценностных ориентаций в процессе становления и развития личности, способной к осознанному свободному самоопределению в нравственно-должном и духовно-совершенном.
  • Религиозное просвещение можно определить как деятельность по трансляции специфического вида знания (религиозных доктрин), ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемую профессионально подготовленными лицами (священнослужителями, религиозными педагогами) в отношении учащихся (мирян и будущих священнослужителей).

  • 1.1 Задачи религиозного воспитания и просвещения
  • Задачи религиозного воспитания состоят в:
  • 1) Формировании этичного человека. Этика — это ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому религиозное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог.
  • 2) Формировании духовно-нравственных качеств личности и общества в целом. Они заключаются в сообщении известного круга религиозных сведений и в усвоении правил нравственного поведения.
  • Задачи нравственного и религиозного воспитания очень тесно связаны между собой; религиозное воспитание служит основой для нравственного. Например, в отечественных гимназиях конца XIX — начала ХХ века главной педагогической целью было формирование «устойчивого» нравственного характера, причем ведущее значение придавалось религиозной стороне повеления педагогов и учащихся.
    6 стр., 2694 слов

    Русские народные сказки как средство воспитания нравственных ...

    ... в сказочном повествовании. Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретают новые знания о жизни: ... в героическом. Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ... событий. Традиционная форма ... воспитание уважения к труду людей через трудолюбие героев сказок. Работа с детьми осуществляется в ...

    Религия была призвана духовно укреплять, «цементировать» определенный «строй» жизни и мыслей, обосновывать необходимые принципы и нормы действий и поступков[6, с. 72].

  • Итак, нравственное воспитание очень важно и обязательно, об этом говорят почти все ученые-педагоги. Н.И. Пирогов считает, что главная задача воспитания — «сделать нас людьми»[10, с.36], так же он говорит: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми»[10, с.39]. Можно высказать мнение о том, что очень важно воспитать нравственного человека, но, возможно, при этом не обязательно основываться на религиозных принципах. Идти по религиозному пути или нет, это уже личный выбор каждого человека.
  • 1.2 Характеристика периодов развития религиозного образования в истории России
  • Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В «Слове о Законе и Благодати» заложены духовные основы развития российской государственности и образования.

    В этом смысле имя Иллариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высокообразованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в. Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород. Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

4 стр., 1771 слов

Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года

... A. Н. Радищев (1749—1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,— это формирование человека-гражданина, способного ... иго, которое привело к падению культуры в стране: прекратили свое существование школы для детей бояр и дружинников, уменьшилось количество школ при церквах и монастырях. После освобождения ...

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождали потребности в более широком образовании. Оно давалось в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимались мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI — начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе отечественной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает инициатором и организатором открытия Московского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого создавались народные училища (малые и большие).

6 стр., 2641 слов

Воспитание и школа в Византии

... подвластен религиозному влиянию. Это была гуманистическая личность, физически развитая, светски образованная, чувствующая прекрасное, душевно благородная, с твердым умом. Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был ...

В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российского образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

Период рассвета русского Просвещения представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей [3, с.316].

Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направлении пошло временное правительство.

В постановлениях, решениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования. Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа [4, с.148].

В настоящее время осуществляются попытки возрождения нравственно-религиозных идей досоветского периода.

Итак, можно проследить интересную тенденцию развития нравственно-религиозного воспитания в России. В разные периоды исторического процесса она была ориентирована как на западноевропейские, так и на восточные концепции, но всегда придерживалась исконно русских традиций. Почти на всех этапах развития основу российского образования составляло православное и нравственное воспитание.

10 стр., 4588 слов

Религия как социальный институт

... называется институционализацией. Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. ...

1.3 Значимость религиозного воспитания

Цель образования — снабдить ребенка набором естественнонаучных и гуманитарных знаний, необходимых для жизни в современном обществе и для понимания природных, социальных и техногенных процессов, с которыми имеет дело современный человек. У ребенка должны также развиваться навыки использования полученных знаний и навыки самостоятельного дополнения ранее полученных знаний. Образование должно давать ребенку научно обоснованную картину окружающего природного и социального мира и формировать у него рациональное, самостоятельное, критическое мышление. Естественно, образование должно включать рационально организованные науки о человеке — о его теле, его психике, его взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом в целом.

Мировоззрение ребенка формируется как идеальными, культурными представлениями, так и представлениями о материальной действительности. Понимание грани между культурной идеализацией (присутствующей в религии и искусстве) и жизненной реальностью (с которой человек имеет дело на практике) — это ядро рационального, адекватного мировоззрения.

Если культурные представления начинают вытеснять представления о действительности, то человек лишается способности адекватно действовать в реальном мире: окружающая действительность замещается в его сознании идеальной картиной культурного мира. В образовании не может быть ничего «просто так». Даже поход в парк, в музей или в театр служат цели обучения — ребенка учат воспринимать эстетику природы и эстетику искусства, видеть их общее и их различие, понимать связь одного с другим.

Если он не научится этому — то будет обделен в жизни чем-то очень важным.

Ознакомление с религией должно учить ребенка восприятию разных религий в контексте многогранной мировой культуры, искусства, связи человека с природой и со своей очень непростой историей. Создание такого курса религиоведения представляет собой сложнейшую задачу закладки фундамента для взаимопонимания людей с совершенно разными взглядами на жизнь. Человек с таким багажом знаний о религиях всегда сможет взглянуть на свою жизнь, на свои поступки и мотивы с разных сторон, в том числе — и с позиции любого другого человека, с которым сведет его судьба.

Религиозное воспитание формирует в человеке понятия чести, достоинства, совести, любви к родине и т. д. Религия учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране. Отсутствие такого воспитания приводит к таким явлениям, как преступность, нетерпение, межконфессиональная и межнациональная рознь и конфликты. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, методы и приемы, общепризнанные в педагогике (беседы, клубные занятия для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но они приобретают сакральный смысл, если наполняются специфическим для религиозного воспитания содержанием. В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются своя ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации в социуме[5].

1.4 Возможные проблемы религиозного обучения

И все же необходимо остановиться на некоторых проблемных вопросах, касающихся религиозного воспитании. Большинство ошибок в религиозном или общинном воспитании относится к сфере способов его «выражений». Родители и воспитатели торопятся усвоить детям ряд внешних навыков, не только не связывая их с внутренним миром ребенка, но часто прямо игнорируя его.

21 стр., 10109 слов

«Развитие и реализация образования детей с ограниченными ...

... дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ... по месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по ...

Так же одним из проблемных вопросов является вопрос о преподавании в школе религии: «А следует ли преподавать религию в школе?» И чаще всего дискуссия о преподавании религии в школе сосредотачивается на вопросе о том, как преподавание религии может осуществляться в многоконфессиональном обществе…?

В качестве основных препятствий для религиозного образования оппоненты чаще всего называют: светский характер государства и системы образования, опасность насильственного навязывания ребенку определенной мировоззренческой системы.

На это можно ответить следующее. Во-первых, Церковь никоим образом не стремится подменить или заместить школу в образовательном процессе, но она открыта к сотрудничеству и развитию социального партнерства в образовательной сфере. Такое сотрудничество никоим образом не нарушает принципа светскости государства, который предполагает разделение полномочий и функций органов государственной власти со структурами религиозных организаций[4], однако не запрещает их взаимодействия по широкому спектру общественно значимых вопросов.

Во-вторых, интересы государства и Церкви в образовательной сфере во многом совпадают: это интеграция учащихся в национальную культуру, их социализация в обществе, воспитание на основе целостных духовно-мировоззренческих и этических традиций, формирование российской гражданской и культурной идентичности, профилактика социальных девиаций и т.д. [5]

К сожалению, принцип светскости в российском обществе в настоящее время часто трактуется в понимании атеистической или антирелигиозной идеологии. Однако, если обратиться к опыту большинства демократических европейских государств, светский характер которых не вызывает никакого сомнения (как Западной, так Центральной и Восточной Европы), мы увидим успешную практику преподавания основ знаний о религии в государственных школах.

Поэтому запрет знакомиться с основами религиозной культуры своей страны может означать ущемление прав школьника, в том числе в перспективе его дальнейшего жизненного выбора.

Поэтому школа не может игнорировать такого важного элемента жизни общества, как религия, она должна давать учащимся необходимые знания о ней, в том числе о ее роли в отечественной истории и культуре. Для каждой конфессии главной целью является преподавание «своей» религии как единственно обладающей полнотой истины, т.е. речь, идет о конфессионально ориентированном преподавании.

Также одним из острых вопросов является вопрос о преподавателях. Преподавание религии не может быть делом «светского» преподавателя. Это

должен быть, если не человек в священном сане, то, по крайней мере, верующий учитель или педагог, являющийся носителем мировоззренческих религиозных принципов. Учителя, не принадлежащие ни к одной конфессии и преподающие религию, часто порицаются как люди, легкомысленно берущиеся не за свое дело. Поскольку мировоззренчески нейтрального разговора о религии, с точки зрения тех, кто этой позиции придерживается, быть не может, знать религию и преподавать ее может лишь тот, кто знает ее «изнутри», т.е. только верующий человек, учитель, исповедующий истинную веру. [6].

4 стр., 1952 слов

Психология религии

... James), а также основателя пасторской психологии, религиозной психотерапии А. Бойзена (Anton Boisen). Первые публикации по психологии религии принадлежат перу С. Холла («Моральное и религиозное воспитание детей», 1891), А.Х. Дэниэлса («Новая ...

В современной концепции духовно-нравственного воспитания личности особо подчеркивается роль религиозного направления в воспитательной работе. Авторы-разработчики концепции (А.Я. Данилюк и др.) отмечают: «Чтобы придать модернизации образования нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания традиционные для России религиозные ценности. В культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о вере в Бога; о религиозных организациях; о святости и благочестии. Использование религиозных ценностей в нравственном воспитании, а также нахождение путей взаимодействия религии и школы в современных условиях позволит достигнуть определенного результата. Общественность и все конфессии должны объединить свои усилия в деле правильного воспитания своих детей.

Вывод. В этой главе была раскрыта сущность понятия «религиозное воспитание»; определены задачи религиозного воспитания; было выяснено, что принципы религиозного воспитания направлены на нравственное развитие обучающихся, сделана краткая характеристика периодов развития образования в истории России, определены ценности и проблемы религиозного воспитания.

2. Исследование религиозных воззрений

Религиозная статистика, так же как всякая подобного рода статистика, не может быть абсолютно точной. Однако в какой-то степени она дает общую картину соотношения религиозных исповеданий. Систематические социологические исследования зафиксировали устойчивый рост уровня религиозности населения: по данным Всероссийского центра по изучению общественного мнения, в 1995г. он составлял 18,6%, в 2003г. — 43%. Таким образом, наблюдалась положительная динамика религиозности в России. Около 30% опрошенных считают, что к религиозности пришли самостоятельно. Сверстники, школа оказали влияние на формирование религиозности 3% участников; еще 4% указали на влияние средства массовой информации и моды. Об отсутствии какого-либо религиозного воспитания объявили 22% опрошенных.

В процессе исследования данной темы, было проведено анкетирование определенного количества семей. Полученные данные позволяют говорить о том, что религиозное направление не самый главный аспект в воспитании ребенка, этим самым отводя процесс на второй план. 10% опрошенных семей отводят полезную роль религии, нейтральную роль предпочли 70% и затруднились с ответом всего 20%. Большинство из них уверены в том, что религиозно влиять на ребенка могут те родители, которые сами живут религиозной жизнью. 90% исследуемых семей следуют духовным семейным традициям, при чем все свой опыт получили от своих родителей. 70% семей уверены в том, что насколько преданы они сами религии, зависит то, насколько религиозны будут их дети, и считают, что тех знаний, которые они имеют сами достаточно для того, чтобы воспитать своего ребенка религиозным человеком.

2.1 Опрос по введению курса религии в учебный процесс

Во всех регионах России, участвовавших в эксперименте по введению курса «Основы православной культуры» в учебный процесс, был проведён социологический опрос, задачей которого было выявить, как новая дисциплина влияет на учащихся.

11 стр., 5146 слов

Дошкольное образование Израиля

... в дошкольных учреждениях Израиля. Задачи исследования: 1. Изучить систему образования Израиля 2. Выявить специфику организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях Израиля 3. Дать характеристику системы дошкольного воспитания Израиля. Система образования в Израиле ... уделяется предметам религиозным. * Независимое образование и ... школы (в России это техническое образование) дают ...

На вопрос социологов: «Обсуждали ли вы со своим ребёнком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% родителей учеников из разных школ ответили утвердительно.

Результаты соцопроса выявили, что отношение родителей к новому учебному курсу было неоднозначным и со временем менялось. На первоначальном этапе многие родители настороженно отнеслись к новому предмету: более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, около 48% были против.

К настоящему моменту около 70% россиян положительно относятся к введению в школах «Основы православной культуры», поскольку считают, что религиозное воспитание должно осуществляться и в школе», из них четверть опрошенных заявили, что «целиком положительно» относятся к данной идее, а 44% — «скорее положительно».

Вывод. В данной главе приведены результаты анкетирования для выявления уровня религиозных воззрений и опроса по введению курса религиозного воспитания в школе.

религиозный воспитание просвещение

Заключение

В данной работе мы рассмотрели проблемы религиозного воспитания. В первой главе была раскрыта сущность понятия «религиозное воспитание», сделана краткая характеристика периодов развития образования в истории России, определены задачи религиозного воспитания, выяснены ценности и проблемы религиозного воспитания. Был сделан вывод, что религиозное воспитание основано на гуманистических ценностях. После анализа периодов развития образования, было выяснено, что почти на всех этапах развития основу российского образования составляло православное и нравственное воспитание. Задачи религиозного воспитания состоят в формировании духовно-нравственных качеств личности и общества в целом. Они заключаются в сообщении детям известного круга религиозных сведений и в усвоении детьми правил нравственного поведения.

Задача школы, семьи, общества — развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой «реального бытия» человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/religioznoe-vospitanie-2/

1. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность// Вопросы философии. — 1996 — №2.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999.

4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях

5. Федеральный закон «Об образовании».

6. Гараджа Виктор Иванович профессор социологического факультета МГУ. (Ответ на вопрос: кто должен преподавать религию в школе?)

7. Гончарова Е.Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе // Тульская школа. — 1996, №2, с. 12-13.

8. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии — М.: Просвещение, 1995. — 489 с.

9. История педагогической мысли образования за рубежом и в России. Учебное пособие для педагогических вузов / Международная академия наук пед. Образования; И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др., Под ред. З.И. Васильевой. — М.: Академия, 2001. — 416 с.

10. История педагогики в России. Хрестоматия для вузов / Сост. С.Ф. Егоров. — 2-е изд. — М.: Академия, 2002. — 397с.

11. Коджаспирова Г.Н., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентоввысштх и средних пед. учебных заведений. М.: Академия , 2000, — 176с.

12. Козлова Г.Н. Образ жизни отечественной гимназии конца XIX начала ХХ века. // Педагогика, — 2000 №6 с. 72-73.

13. Косоножкин И.И. К источникам мудрости народной // Дошкольное воспитание, — 1991 №6 с. 43-45.

14. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук. // Педагогика. — 1994., №3 с. 23-26

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

16. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение. — 1988. — 648с.

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Просвещение. — 1995. — 365с.

18. Чернов М.И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее // Советская педагогика. — 1988 №6 с.117-121.