V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу

С того самого момента, когда мы засыпаем, мы оказываемся в мире безграничных возможностей. В наших сновидениях мы можем быть кем нам поведется и делать что нам вздумается. В мире сновидений нет ничего не возможного. Возможно, оказаться на Марсе, или в далеком прошлом, где-нибудь в первобытных пещерах, а можно в один миг подняться по карьерной лестнице и заработать миллионы, или наоборот, потерять все, что было нажито своим долгим трудом.

Сны зачастую запутаны и их сложно расшифровать. Но иногда наши сны, такие узорные и реалистичные, что нам очень нелегко провести черту между реальностью и мечтами.

Так какое же объяснение имеет в жизни человека его сновидения? Было бы этично, предположить, что сновидение — это только объект пережитых переживаний человеком в течение суток, но так ли это наяву? Что означают сны, стоит ли им доверить? Наши сны могут сказать нам больше, чем любая цыганка, волшебник-проповедник или психологический тест, если расшифровать значение сновидения. Психология сна неоднократно убеждалась, что сновидения имеют доступ к нашему бессознательному, который в другое время чаще всего закрыт. Сны стремятся донести до нас психологические послания — о нашем состоянии или том, чего не хватает, о возможностях решении проблем, способах меняться в лучшую сторону.

Глава 1. Основные теории сновидений

1.1. Анализ теории сновидений З. Фрейда

Зигмунд Фрейд полагал, что сны — это способ освобождения несбывшихся потребностей индивида посредством его психики без пробуждения своего тела. По его предположению физические раздражители, утренние переживания и различные мечты воспроизводятся в реальном сне, строясь в нем. Сновидение само по себе не появляется, а его появление связано с определенными трудностями, вставшие перед человеком, хотя это явно и не показывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть показано как осуществленная потребность, как альтернативный путь для удовлетворения нот бессознательного. Эти изменения делают модифицированное желание важным для эго, если изначально желание было неприемлемо для бодрствующего сознания.

По толкованию сновидений Фрейда, выделяется пять отдельных процессов, делающих скрытое желание приемлемым для эго:

  • Смещение. Скрытое желание во сне предстает в другом образе.
  • Проецирование. Желание спящего переносится в сновидении на другого человека.
  • Символизация. В сновидении разыгрываются или воплощаются в жизнь подавляемые мысли и желания.
  • Сгущение.

Отдельные элементы, связи и отношения объединяются в сжатый, концентрированный образ, формируя единое представление.

33 стр., 16215 слов

«Сновидения — в психологии»

... людей, окружающих их. По Фрейду, сновидения ребенка – это, прежде всего, простые явные желания. Взрослые тоже видят сны, отражающие их желания, с той лишь разницей, что желания ... Обьект : Категория сноведений в психологии. Предмет : Сноведения как проявления ... сны отражают действительные проблемы взрослых людей. Так, кошмары свидетельствуют о трудности в общении с другими людьми, о проблемах на работе ...

— Вторичная обработка. Это финальная стадия сновидения. Здесь не согласующиеся компоненты реорганизуются и предстают в форме четкого, понятного смысла сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.

В 1932 году Фрейд написал кучу лекций, в которых он перебирает теорию сновидений (2001, стр. 272).

На сновидениях он доказал точность психоанализа, в котором симптомы невротического заболевания имеют выраженный смысл, и служат какому-то намерению. Он исследовал полную аналогию между постройкой снов и невротических симптомов, считая процесс выздоровления подобным перевоплощению спящего человека в бодрствующего.

Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его потаенными мыслями, то сновидение может воплощать всё, что хранят скрытые мысли, и может быть сменено ими (т. е., намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.).

Таким образом, бессознательная работа мысли человека (непубличные мысли) не идентичная работе сновидения. Но именно из-за мерки скрытых мыслей снов мы узнаем, что все эти трудные душевные процессы могут протекать бессознательно. Сновидение является короткой сборкой из ассоциаций, а его части выступают как бы отборными понятиями всего их большого количества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «прикасаются к ним намеками». Встретившись с проблемой возбуждения в сновидении, Фрейд допускал, что во всей теории сновидений этот случай самый слабый. Если сновидение является исполнением скрытых желаний, то во сне нереальны мучительные ощущения. «При поврежденных неврозах все представляется по-другому, в таком случае сновидения переодически подводят к страху», и он не опасается признать, «что в таком случае роль сновидения не срабатывает» (Фрейд, 2001, с. 285).

При всем этом он резюмирует, что с использованием его метода можно расшифровать ни все сновидения, «но столь многие, что это подтверждает в пригодности метода». (2001, стр. 276).

Бессознательное влечение и есть писатель сновидений, его действующая сила. «Как и любое другое влечение, оно движется не к чему иному, как к личному удовлетворению это и есть смысл всего сна». По суждению Фрейда, в каждом сновидении влечение должно появится как проявление. Охотное удовлетворение желания проходит галлюцинаторное как реальное. Потаенные мысли сна искажаются и иллюстрируются. Если ранее Фрейд требовал, что сновидение есть исполнение желания, то отталкиваясь от последних раздумий, он сделал вывод, «что сновидение является попыткой исполнения желания» (2001, 286).

6 стр., 2625 слов

Толкование сновидений

... психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений. — З. Фрейд. «Толкование сновидений» Основные положения теории сновидений Фрейда: Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; ... что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет ...

В тридцатой лекции, которую он назвал «Сновидения и оккультизм», Фрейд полагал, что сновидения помогут в понятии такого явления как телепатия. «Телепатией мы зовем тот факт, когда события, происходящее в какое-то определенное время, и в тот же момент осознается другим в пространстве лицом, при этом известные нам методы сообщения нельзя принимать в расчет. Безглагольным посылом является то, что это явление касается человека, к которому другой человек, принимающее известие, имеет глубокий эмоциональный интерес» (2001, 289).

Телепатическое явление имеет мало единого со сновидениями, он может возникать и в состоянии бодрствования. По суждению Фрейда, положение сна все же возможно особенно подходящее для приема телепатического послания. Во сне телепатическое известие исполняет ту же значимость, что и всякий обратный остаток дневных воспоминаний. И как оно есть на самом деле, оказывается замененным в результате процесса сновидения, подчинившись ее установки. Фрейд приводил пример сна, вследствие которому «явно высокоразвитый человек без мельчайших оккультных наклонностей» смог узнать о зарождении близнецов у его дочери, хоть и она жила далеко от него, за день до того момента, как прибыла телеграмма с новостью об этом случае. Фрейд уверен, что не сновидение показывает нам какой-то багаж о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что использование психоанализа в дальнейшем «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом» (с.291).

По его теории, событие индукции, или же передачи дум, крайне похожий к телепатии, и обозначает, что «душевные дела одного лица, его соображения, состояния возбуждения, волевые побуждения смогут переходить насквозь свободное пространство другому лицу в отсутствие применения знакомых приемов извещения словами и знаками» (с.291-292).

Фрейд заявляет, что при лечении пациентов психоаналитическим способом у него сформировалось чувство, что «занятия профессиональных провидцев скрывают в себе благоприятную возможность в особенности совершенного исследования за передачей мыслей» (с.292).

Безусловно, не всегда эпизоды в одинаковой мере неопровержимы, однако «очень велика возможность реальной передачи мыслей» (с. 293).

Фрейд приводит пока что ряд образцов с своей практики, рассматривая все за и против, и признается, «что, согласно-моему, чаша весов и тут клонится в пользу передачи мыслей» (с. 300).

И он никак не единый из специалистов, кому доводилось испытывать эти «оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 г. Лена Дейч «опубликовала подобные исследования и исследовала их обусловленность взаимоотношениями перенесения среди больным и аналитиком» (с. 300).

Фрейд считает, что справедливое отношение к способности передачи мыслей, а одновременно с тем и телепатии, может быть с поддержкой психоанализа. Впервые Фрейд повстречался с ними в начале 20-х годов и «испытал ужас перед опасностью нашему научному мировоззрению». Через 10 лет (в 1932 г.) он еще размышлял по-другому, и считал, что же передача мыслей благодетельствует распространению научного вида мышления на столь трудно постижимую духовную сфера. «Ведь телепатический ход, обязано находиться, в том и заключается, что какой-либо-то психический акт одного лица пробуждает тождественный психический акт у второго лица» (с. 301).

10 стр., 4546 слов

Дисциплина «Семиотика» Семиотика сновидений

... мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им. Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Формирование сновидений - активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна ...

Фрейд намечал, что та основа, что находится среди обоими психическими актами, легко сможет находиться физическим процессом, и в этом случае сходство с телефонным аппаратом была б несомненной. Он разрешает себе пофантазировать о том, чтобы имелось, «если бы можно было б усвоить данным физическим эквивалентом психического акта». Охватив бессознательное посреди физическим и тем, что именуется «психическим, психоанализ подготовил основу с целью гипотезы таких процессов, как телепатия» (с. 301).

Размышления Фрейда отходят в феномены осуществления совместной воли в огромных колониях насекомых. «Возможно, это проистекает путем подобной прямой психической передачи» (с. 301).

В этом случае допускается представить, что же это первоначальный, архаический ход коммуникации среди отдельными созданиями, который существует наряду с остальными средствами извещения при помощи символов, улавливаемых органами чувств. В пламенно возбужденных массах, либо при иных обстоятельствах, это давнее средство выступает на главный план. Фрейд предполагает, что телепатия, невзирая на ее тяжелую доказуемость, может быть достаточно популярным феноменом, в том числе и в душевной жизни чада.