Культурологический подход в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся

  • Кардинальные изменения в экономической, социальной, политической жизни общества выставляют принципиально новые неисследованные задачи перед всей системой образования. Нужно заметить, что изменяются именно основы установок в учебно-воспитательном процессе, происходит реструктуризация системы приоритетов.
  • Одним из важнейших направлений становится вопрос о дальнейшем развитии образования в России. Произошедшая дезориентация нравственных этических идеалов привела к непростой ситуации, когда все прежние существующие моральные ориентиры в воспитании, к сожалению, перестали отвечать направленным на них целям изменяющейся системы образования, но новые тенденции, которые открывают нам дорогу в будущее, еще не утвердились в обществе.
  • Таким образом, именно сейчас приоритетной задачей в столь сложной обстановке становится поворот к достижениям мирового культурного наследия и всеохватывающим общечеловеческим ценностям.
  • Представление о мировой культуре, ее структуре, сущности дает возможность обосновать и обнародовать внутреннее построение всей воспитательной деятельности, ее содержания и условий осуществления.
  • Основываясь, на законе об образовательной деятельности Российской Федерации, мы видим, что современная модель общего воспитательного процесса, с необходимостью, должна быть переориентирована на нравственные ценности.

    Нужно подчеркнуть, что свобода, от каких бы то ни было идеологических, политических, классовых интересов, позволяет достичь высокого уровня духовно-нравственного воспитания. Исходя из этого, к основным критериям будут, с необходимостью, относится достоинство и суверенность личности каждого человека.

  • Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания должно стать формирование у учащихся культуры, потому что культура — это показательный фактор уровня развития общества, который характеризует все формы человеческих отношений и сил, а также самого человека, прежде всего, как социального субъекта деятельности. Основой культуры является нравственное начало, поэтому она становится источником духовно-нравственного воспитания всех будущих поколений.
  • Духовно-нравственное воспитание можно определить как жизненно важный процесс становления личности в природной, социальной и культурной среде, а также в институциональной системе и сфере духовной деятельности. Этот процесс можно назвать универсальным способом развития общества и его самосохранения, основанном на воссоздании духовно-нравственного опыта предшествующих поколений в личном пространстве ребенка. Духовно-нравственному воспитанию учащихся посвящены работы Е.В.
    16 стр., 7975 слов

    Организационно-содержательные условия духовно-нравственного воспитания ...

    ... духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС. Задачи: провести теоретико-методический анализ литературы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников; определить концептуальное обоснование содержания духовно-нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС; изучить условия организации духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в ...

    Бондаревской, JI.A. Байковой, Н.И. Болдырева, И.П. Подласого, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой, Н.Д. Соколовой, Л.H. Толстого, В.А. Сухомлинского, В.М. Шепёля.

  • Культурологический подход должен обеспечить приобщение учащихся к общечеловеческой культуре, а главное его самореализацию в ней; он должен решить важнейшую задачу в учебно-воспитательной деятельности -содействовать активному становлению личности, способствовать саморегуляции, формировать индивидуальность. Проблемам культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании также уделялось внимание еще в педагогических учениях Платона и Сократа; в произведениях классиков педагогической науки Г.В. Гегеля, Ф.А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Упшнского. Этой проблеме посвящен целый ряд работ современных педагогов в различных напрвлениях:
  • педагогическая деятельность анализируется ими с точки зрения воспроизводства человека, посредствам деятельности в культуре (Н.И. Киященко, Л.A. Беляева, К.В. Кулаев, А.А. Марголис, С.Ю. Курганов);
  • человек представляется как особая духовная ценность всей культуры (И.Ф.

Кефели, Н.А. Бердяев, П.Ф. Флоренский);

  • культура играет заметную роль в современном воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская, B.C. Библер);
  • выражаются идеи об применение культурологического подхода к учебному процессу как компоненту его содержания (Н.Б.

Крылова, И.И. Зарецкая, Х.Г. Тхагапсоев);

  • культурологической подход становится основой гуманистического ориентированного на личность учебно-воспитательного процесса. (B.C. Библер, А.Н. Ростовцев, Е.В. Бондаревская, М.В Богуславский, И.И. Зарецкая, А.П. Валицкая).

Непросто решается вопрос о реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся. Проблема состоит в том, что если точным знаниям безусловно можно научить, то как донести смысл жизни. Вывод неутешительный — духовности научить учащегося нельзя, ее лишь можно взрастить в каждой неповторимой личности.

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.

Предметом исследования стали особенности культурологического подхода к решению вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся.

Таким образом, цель нашей работы состоит в выявлении возможностей и особенностей использования культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся.

В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:

1. На основе историко-логического анализа психолого-педагогической литературы определить структуру, содержание, сущность культурологического подхода и выявить педагогические возможности его применения в духовно-нравственном воспитании.

2. Раскрыть духовные и социально-педагогические предпосылки процесса духовно-нравственного воспитания учащихся.

3. Выявить педагогические условия, способствующие реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической литературы по проблеме исследования.

9 стр., 4122 слов

Выпускная работа ( ) Культурологический подход в обучении и воспитании ...

... Культурологический подход в обучении предполагает приобщение к культуре в широком смысле этого слова. «Основная направленность культурологического аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно ...

Современный период формирования системы образования в существенной мере связан с переориентацией активности учебных заведений на внутренний мир человека. Разумеется, и в педагогике, и в психологии уже разработано немало методологических подходов, которые, во многом дополняя друг друга, позволяют с достаточной полнотой представить основные этапы процесса становления духовно-нравственной культуры учащихся.

В частности, деятельностный подход определяет деятельность как наиболее универсальную форму реализации человеком своей преобразующей активности, имеющей определенную внутреннюю структуру. В рамках деятельностного подхода основными являются такие принципы, как развитие, предметность; единство сознания и деятельности; активность психического отражения действительности в процессе деятельности.

Можно указать на актуальный в современности синергетический поход, который связан с изучением принципов самоорганизации сложных систем. В наши дни идеи самоорганизации часто задают основы нового стиля мышления и нового миропонимания. Применительно к проблеме воспитания значимость синергетического подхода состоит в исследовании особенностей образования новых структур и качеств системы, активно взаимодействующей с внешней средой, при изучении ее динамического поведения.

Применительно к теме нашей работы, наиболее актуальным подходом представляется культурологический подход.

Культурологический подход позволяет характеризовать процесс формирования духовно-нравственной культуры личности исходя из понимания гуманистического идеала, роли духовности, творческой свободы и ответственности при формировании индивидуального стиля в профессии.

Культурологический подход предполагает исследование внутреннего мира человека в контексте его культурного образования, в аспекте того, чем этот мир является для субъекта, каким смыслом для него он наполнен.

1.1 Сущность культурологического подхода

В педагогике понятие «культурологический подход» принято определять как конкретно-научную методологию преобразования и познания педагогической реальности. В ее основании лежит аксиология, которая является учением о ценностной структуре и ценностях мира.

Аксиология предполагает видение всего процесса образования через призму понятия культуры. Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся понимается как культурной процесс, осуществляющийся в высокоинтеллектуальной образовательной среде. Необходимо отметить, что все компоненты процесса наполнены общечеловеческими смыслами и служат личности, свободно проявляющей собственную индивидуальность, как способность к культурному самоопределению и саморазвитию в мире культурных ценностей.

Культура обладает возможностью стать глубинным (пережитым) диалогом общения учащегося и педагога. Основой такого понимания выступают сразу несколько причин:

  • во-первых, образы культуры выделяются нераздельным единством смысловых и чувственных компонентов;
  • во-вторых, мир эмоциональных переживаний подрастающего поколения, находящегося в процессе формирования, в значительной мере нуждается в подкреплении смысловым ядром и высокой эмоциональной интенсивности.

Воспитательные возможности культуры развиваются не только в плоскости передачи определенных норм, ценностей, знаний, традиций. Необходимо учитывать применение учащимся полученных духовно-нравственных ориентиров на практике, то есть включение в жизнь. Культура позволяет раздвигать границы выбора, дает возможность человеку самостоятельно искать ответы на заботящие его вопросы, сопоставлять собственные представления с уже сформировавшимися [10, c. 121].

10 стр., 4719 слов

Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии ...

... культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; меняется смысл, назначение философии. Иначе говоря, если подходить к философским проблемам ... время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с ... философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем ...

«Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем укладе жизни» [9, c. 149]. Богатство суждений и разнообразие чувств выражается у человека в то время, когда расширяется круг общения: соприкосновение с другими культурами и людьми, традициями и обычаями, эпохами и странами. Пребывая в поле такого высокого культурного изобилия, человек становится личностью: учится выработке собственной жизненной позиции, самоопределению, толерантности к чужому мнению.

Нужно учитывать, что люди обладающие возможностью наладить широкий круг культурных контактов, имеют огромные возможности для сравнения. Это позволяет им испытывать удовлетворенность собственной жизнью: культура дает возможность ощутить единство собственной личности. Некоторые исследователя связывают такое состояние с ощущением счастья [6, c. 205]. Присоединение к культуре предоставляет нам возможность почувствовать полноту существования, узнать себя через совершенно другого человека.

Искусство, с необходимостью входит в сферу общения человека и является дополнением «реального общения реальных индивидов».

К сфере реального общения, даже учитывая ее действенность, мы не можем отнести весь потенциал такого широкого понятия, потому что она ограничена у каждого индивидуума границами полученного опыта.

В этом плане сферу художественного общения можно смело назвать безграничной, поэтому «когда мы используем искусство в этом его прямом назначении, то величайшие ценности культуры, которые им наполнены, становятся ценностями каждого,… становятся его позицией» [13, c. 22].

Культурологический подход решения вопросов духовно-нравственного воспитания заключается в особенной организации и качестве взаимодействия учащегося и педагога, отличающегося проникновенностью общения, ценностной насыщенностью и культурными смыслами его содержания.

Образы культуры применимо к аксиологическому аспекту предстают как ценности, в то время как образы классического искусства и культуры — как система духовных и гуманистических ценностей.

Культура является особой формой духовности. Абсолютные ценности жизни даны нам с точки зрения позиции художника, именно поэтому возможности ценностей знаний в существенной степени находятся в зависимости от ракурса исторической ретроспективы. В этом плане классическое искусство всегда в выигрыше. Высочайшей ценностью традиционной культуры, как считает М.К. Мамардашвили, является ясное сознание: абсолютно все, что случается в мире, так или иначе зависит от приложенных тобой личных усилий [8, c. 265].

1.2 Ценностное познание

Проблема целеустремленного введения ценностей в содержание образования и их использование становится особенно актуальной в современности (И.М. Осмоловская, И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, В. Оконь и др.).

Для получения опыта эмоционально-ценностного взаимоотношения с миром необходимо целенаправленное воздействие на психо-эмоциональную сферу учащихся, а именно формирование системы ценностей и мотивации личности.

6 стр., 2706 слов

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся сельской школы

Рассматривая трудовое воспитание учащихся как важную социальную функцию школы, обеспечивающую всестороннее и гармоничное развитие личности. Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде является важными факторами воспитания у них ...

Для подтверждения эффективности психологических механизмов исполнения ценностного содержания познаний в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся следует обратиться к концепции Б.Ф. Ломова [7, c. 169], который предпринял попытку формулирования принципов системного подхода для анализа психических явлений, обосновывая это тем, что система психических явлений располагает иерархическим и многоуровневым характером. Она охватывает ряд взаимозависимых подсистем, которые обладают разнообразными функциональными свойствами:

  • когнитивную — исполняющую функцию познания;
  • регулятивную — реализующую регуляцию поведения и деятельности;
  • коммуникативную — реализующуюся и формирующуюся в процессе общения;
  • креативную — выражающуюся в творческом самовыражении и самоопределении личности.

Из-за этого автору удалось раскрыть диалектическое единство процесса воспитания и обучения.

С точки зрения антропологического и аксиологического подходов сущностными, основными характеристиками личности становятся нравственность и духовность, которые связанны со сферой мотивации внутренне — духовность и внешне — нравственность. До недавних пор довольно глубоко и полно подвергались изучению социальные аспекты нравственности, но интерес именно к ее метафизики начал усиливаться в последнее время.

Нравственность выступает как одна из наиболее всеохватывающих форм личного и общественного миропонимания, а также является совокупностью норм поведения и общезначимых принципов людей по отношению к обществу и друг к другу. Нравственность берет на себя функцию регулирования желаний, чувств и поведения человека в соотнесении с определенными моральными принципами и убеждениями согласно его мировоззрению.

Нравственность далеко не исчерпывается себя традициями обычаями, ее принципы и нормы приобретают мировоззренческое выражение обоснование, преимущественно, в идеалах добра и зла. Она содержит также надлежащее понимание цели человека в жизни и смысла его в ней, сформулированное в нормативно-ценностной форме.

Обусловливающее значение для разрешения нравственных проблем имеет постановка вопроса о происхождении и природе нравственности, которая выражается основной проблематикой этики.

Определяя основания морали, все этические учения можно разделить на две части.

К первой части относятся теории, выводящие нравственные потребности из существующей действительности (социальный детерминизм, позитивизм, материализм и др.).

Теории, которые относятся ко второй части, предполагают основанием нравственности внеисторическое и безусловное религиозное начало.

Подвергнув рассмотрению культурологический подход решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся, мы пришли к выводу, что нет единого понимания этого вопроса. Теоретическая база описания этого подхода невероятно широка, в то время как его применение на практике вообще не рассматривается, либо затрагивается вскользь. Нельзя не сказать об оригинальности идей, который позволяет выразить культурологический подход, но несмотря на это привлекательность такого метода у практикующих педагогов достаточно низкая.

9 стр., 4065 слов

По педагогике «Нравственное воспитание учащихся старших классов ...

... личности. 2.Рассмотреть структуру и функции нравственного воспитания. 3. Обосновать педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников. 4.Формы и методы При выборе методов нравственного обучения следует, прежде всего, опираться на возраст учащихся ... и зла, лжи и истины [3, с. 23]. Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной ...

На основании вышеизложенного можно предположить, что вопросы, которые связаны с востребованием культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся изучены недостаточно. Не изучена возможность применения культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся [15, c. 173 ], не показано его воздействие на формирование основ личности учащихся, не установлена его роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.

воспитание учащийся миропонимание культурологический педагогический

Глава 2. Культурологический подход в решении вопросов духовно-нравственного воспитания

2.1 Социально-педагогические и духовные предпосылки процесса духовно-нравственного воспитания

Социальное сознание России в конце ХХ столетия стало характеризоваться специфическим феноменом: новейшим расцветом и подъемом педагогической мысли с точки зрения гуманизма. Эти изменения пришли на смену представлениям, ставящим в основу развития общества постулаты науки, когда стало самоочевидно, что предоставленная научная картина мира уже не способна предоставить полноценный ответ на сущностные вопросы существования. Такое явление можно считать периодическим, ведь изменения происходят в любом случае. Это явление повторяется, когда в социуме усиливаются деструктивные процессы, в то время как традиционный тип миропонимания, который обеспечивал обществу преемственность стабильность, нуждается в новом переосмыслении.

Среди причин нарушений, происходящих в среде молодежи, ученые отмечают значительный рост духовных и аксиологических моментов, а именно:

  • становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;
  • отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;
  • в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;
  • усилившееся рассогласование систем образования и воспитания ведет к сочетанию противоположных тенденций и ценностей в общественном сознании;
  • образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;
  • роль школы и семьи в процессе воспитания;
  • смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;
  • в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма [16, c. 11].

В свой черед представленные процессы также имеют собственные причины. Если смотреть в перспективе, то на протяжении семидесяти с лишним лет происходило поэтапное разрушение существующего исторического уклада бытия, разрыв с вековыми духовными и культурными традициями.

Создавался новый тип человека. В отечественной истории во времена социализма он постепенно овладевал новым мировоззрением, выхолащивалось и изменялось внутреннее содержание его бытия. Чрезмерная увлеченность достижениями техники и научными открытиями вынудила его искать свой смысл жизни исключительно в материальной плоскости, в достижении лучшего результата существования. В эту пору, сложную для внутреннего развития личности, когда ее духовные инстинкты, которые лежат вне сферы обыденного, были жестоко подавлены, случился переход от одной структуры духовных ценностей к другой.

15 стр., 7279 слов

Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном ...

... условий для эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания. Для психолого-социально-педагогического исследования личности студентов разработан диагностический инструментарий (вопросники, ... деятельности. апробировать программу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. 3.2. Специфика организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в ...

Нужно отметить, весьма важный поворот от бытия к его познанию, таким образом, преходящее практически вытеснило вечное. В нравственном и духовном плане это проявилось в потере критериев для разграничения добра и зла, аннулировании представления и понятия о грехе, провозглашении условности морали. Стало постулироваться неправомерное понимание личности, живущей будто бы вовсе без духовной и психологической сферы.

Необычайно сильно этот разрыв с традициями и корнями сказался на положении молодого поколения. Необходимо понимать, что внутренний мир личности, который даже по своему определению уже сосредоточен на задачах направленных в глубины сознания, стал как бы устремлен вовне, вывернут наружу, произошло разрушение сакральных и неприкосновенных внутренних ценностей.

Итогом этого стало сильное упрощение, уменьшение горизонта духовной жизни, угасание интереса, обеднение содержания, потеря собственной личности, снятие всяких ограничений, устремленность на внешние результаты. Это настроение душевной эмансипации выразилось в борьбе против благообразия во всем: в нравах, вкусах, развлечениях, одежде, внешности. При этом зачастую подчеркивалось аннулирование стыда и эстетики, повиновение моде вопреки собственной индивидуальности. Эти тенденции только нарастали. Наряду с этим демократические изменения во времена перестройки возрос интерес к «духовности» как новоиспеченной сфере бытия, пришедшей на смену общего состояния опустошенности.

Начались поиски неизведанных духовных состояний и ощущений. Невстроенное в духовную традицию массовое сознание стало искать привлекательные ощущения в сектантстве, эзотеризме, лжемистицизме. Необычайно болезненно этот подъем интереса сказался на молодежи, которая не имела внутренних опор и скреп, в результате чего от 3 до 5 миллионов россиян (из них более 30% составляли молодые люди и подростки) в первые перестроечные годы участвовали в деятельности так называемых деструктивных сект [12, c. 9].

Эти, а также многие другие актуальные реалии нашей жизни, такие как алкоголизм, хулиганство, наркомания, самоубийства, токсикомания, свидетельствуют о нравственном ослаблении личности. Необходимо подчеркнуть что на неокрепшую психику учащихся такое воздействие поистине губительно. Таким образом, эти проявления стали симптомами социально-экономического, политического и духовного кризиса, который был усугублен до уровня угрозы существования граждан [14, c. 3]. Закономерным явлением в этих условиях видится обращение общества и государства к традициям духовно-нравственного воспитания, социальной культуре, эстетической культуре, культуре национального сознания, экологической культуре, а также культуре межнационального общения.

Процесс гуманизации приобретает свое значение в направлении от научной тотальности к духовности общества.

Нынешняя гуманистическая картина мира воспитания и образования, хотя и формируется на основах, заложенных педагогикой гуманизма эпохи Возрождения, постепенно вбирает в себя идеи христианского антропологизма и советского гуманизма, что проявляется в постепенном выравнивании значений социума и индивида в воспитании, развитии положений синергетики, увлечении идеями патриотизма. Ее ведущие понятия отражают интерес и особое внимание к личности ребенка, свидетельствуют о необходимости развития как его умственных, эстетических, физических, так и духовных и нравственных начал, большое значение приобретает педагогическое осмысление понятия свободы личности [11, c. 18].

9 стр., 4146 слов

Этнопедагогический подход в воспитании

... в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. Итак, этнопедагогика изучает: 1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, ... культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов- ... национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. О характере народного воспитания ...

Гуманизация в педагогике, ставшая на сегодняшний день доминантой в стратегии образовательной политики, — это, как уже отмечалось, поворот школы к ребенку, уважение к достоинству его личности, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для самоопределения. Гуманистические идеи реализуются путем последовательной индивидуализации всего педагогического процесса и его персонализации. Духовный аспект гуманизации заключается в том, чтобы уравновесить процессы социализации, персонализации и индивидуализации за счет правильного понимания места и роли личности — за счет антропологической, а не антропоцентрической установки.

Гуманитаризация образования, также являясь предпосылкой духовно-нравственного воспитания, представляет собой систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, и тем самым — на формирование духовной зрелости личности. Общечеловеческое содержание школьных дисциплин, в котором заключены общечеловеческие, духовные ценности, в перспективе должно доминировать над предметным знанием, в котором преобладает логический аспект.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что новая, отвечающая духу времени, система образования и воспитания, по-видимому, не будет строиться на выборе какого-либо одного направления — в соответствии с ведущими принципами государственной школьной политики, провозгласившей в образовании, в соответствии с разнообразием мировоззренческих подходов, свободу и плюрализм.

Вместе с тем, уже сегодня очевидно, что при всех вариантах духовно-нравственное воспитание, обращенное к внутреннему миру человека, займет подобающее ему место в новой образовательной парадигме. Социально-педагогическими и духовными предпосылками этого процесса являются гуманизация и гуманитаризация образования, переход педагогического сознания от сциентизма к духовности [17, c. 2].

2.2 Педагогические условия, способствующие реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся

Изучение культурологического подхода с целью возможного его применения в духовно-нравственном воспитании учащихся, рассмотрение психолого-педагогической литературы санкционировали возможность констатации того, что в качестве основания современного личностного гуманистически ориентированного воспитания выдвигается культура во всем своем разнообразии и многоликости. Цель подобного воспитания соотносится с воспитанием в человеке нравственности и культуры, ориентированных на национальные ценности. При этом наблюдается источник, который поддерживает весь процесс развития такой личности, и этот источник находит себя в культуре. Его движущая сила эволюционное развитие. Культура — это хранительница всевозможных нравственных богатств, которые накопило человечество за период своего существования.

25 стр., 12303 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании подростков

... Цель работы: изучить личностно-ориентированное воспитание (принципы, методы, приёмы), рассмотреть личностно-ориентированный подход в воспитании подростков. Для ... роль в процессе познания педагогом личности учащихся принадлежит эмпатии – способности к переживанию, ... воспитание формирует эстетическое восприятие, развивает художественный вкус, творческое начало, а также содействует гражданскому и духовно ...

Этот источник есть условие воспроизводства человека как субъекта ценностного, теоретического и практического отношений к миру. Стержневыми ценностями такого воспитания выступают:

  • творчество как способ развития человека в культуре;
  • культура как среда, питающая и растящая личность;
  • человек как субъект и предмет воспитания[15, c. 67].

Осознание необходимости реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании повлекло за собой необходимость выявления сущности, содержания, структуры культурологического подхода в нравственном воспитании, что позволило дать определение культурологического подхода.

Культурологический подход — это явление многоаспектное, поэтому разделим его понимание на значимые блоки, прежде всего, — это комплексное интегративное педагогическое понятие:

1. содержательно опирающееся на культуру как средство педагогической деятельности;

2. функционально играющее на различных стадиях воспитательного процесса роль его средства, условия, принципа;

3. структурно состоящее из трех слоев:

3.1. ценностно — ориентирующего,

3.2. познавательно — информационного,

3.3. практически — деятельностного;

4. процессуально представляющее собой процесс культуроемкого развития личности.

Практической осуществлением культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся стала культурологическая модель духовно-нравственного воспитания. Структура этой модели исходит из внутреннего содержания культурологического подхода. Она нацелена на определение содержательной стороны культурологической модели по трем направлениям:

  • сформированные качества — это эстетические, нравственные;
  • освоенная деятельность — это навыки и умения поведенческой, общественно-организаторской, трудовой, учебной деятельности, деятельности по самовоспитанию и самообразованию;
  • приобретенные знания — это основные этические принципы и положения, этические представления человечества, принятые в современном обществе.

Реализация культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся представлялась возможной при соблюдении специальных педагогических условий и при квалифицированном и компетентном использовании культурологического подхода. Такими условиями являются:

1. Создание ситуации успеха в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Наличие профессиональной готовности учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся на основе использования культурологического подхода.

3. Учет специфики духовно-нравственного воспитания учащихся.

4. Создание культурологического воспитательного пространства.

5. Учет индивидуально-личностных особенностей учащихся.

6. Актуализация жизненного опыта учащихся.

7. Способность учащихся к культурной самоидентификации[15, с. 104].

При выполнении представленных педагогических условий требуется их адаптация к конкретным условиям использования, потому что данные условия не являются абсолютными и универсальными.

Данные педагогические условия, соблюдение которых необходимо для осуществления культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся, оказывают наиболее интенсивное влияние на реализацию духовно-нравственного воспитания по сравнению с традиционными условиями воспитания. При этом соблюдение данных педагогических условий должно совмещаться с использованием специального технологического обеспечения. Технологическое обеспечение включает в себя:

1. Метод коллективно-перспективного ожидания.

2. Информационно-просветительские методы — это метод беседы и метод индукции.

3. Метод нравственного закаливания.

4. Метод игрового моделирования.

5. Метод имиджирования.

6. Метод голографического подхода.

7. Метод дополнительности.

Применяя данные методы, необходимо учитывать, что ни один метод не применяется изолированно. Только вся совокупность методов духовно-нравственного воспитания в силах обеспечить позитивный результат. Данные методы не являются универсальными, поэтому отбор методов должен напрямую зависеть от культуры, мастерства и профессионализма педагога и должен осуществляться в соответствии с учетом ряда факторов, с конкретными условиями.

В ходе исследования были установлены специальные показатели духовно-нравственной воспитанности, необходимость дефиниции которых была вызвана отличием и специфичностью процесса нравственного воспитания, осуществляемого на основе использования культурологического подхода. В число показателей духовно-нравственной воспитанности были включены:

1. Эстетическая культура.

2. Осознание национальной принадлежности.

3. Гуманизм.

4. Социальная ориентированность.

Реализация культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся повышает его эффективность по сравнению с результатами, полученными после осуществления традиционного воспитательного процесса. Более пристального внимания и подробного исследования требует изучение степени влияния культурологического подхода на другие стороны личности, определение эффективности влияния его на каждый отдельно взятый показатель духовно-нравственной воспитанности, характеризующий то или иное проявление личности, необходима дальнейшая разработка программы нравственного воспитания на основе использования культурологического подхода. Целесообразным видится совершенствование технологического обеспечения и педагогических условий нравственного воспитания на основе использования культурологического подхода. Внедрение в практику работы школ теоретической и методической системы культурологического подхода и рекомендации по их применению позволит расширить и обогатить теорию духовно-нравственного воспитания, внести в нее определенные коррективы, связанные с ориентацией в осуществлении данного процесса на использование культурологического подхода.

Заключение

Таким образом, теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической, философской литературы, идеи о реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся, о его влиянии на течение данного процесса, на развитие отдельной личности позволили прийти к следующим выводам:

1. Реализация культурологического подхода в нравственном воспитании учащихся возможна и педагогически целесообразна, потому что его структура, содержание, сущность способствуют достижению цели нравственного воспитания учащихся.

2. Сущность культурологического подхода заключается в его возможности на различных этапах воспитательного процесса быть использованным как средство, как условие, как принцип этого процесса; содержание культурологического подхода включает ряд культурологических источников: история, география; фольклор; обряды, традиции, ритуалы, обычаи; художественная литература; искусство (архитектура, живопись, кино, музыка, скульптура, театр и т.д.); средства массовой информации; структура культурологического подхода состоит из ценностно-ориентирующего, познавательно-информационного, практически-деятельностного компонентов.

3. Учитывая многоаспектность культуры, компоненты которой соотносятся с многоаспектной деятельностью человека, следует реализовать в духовно-нравственном воспитании учащихся культурологический подход, включающий направления: нравственно — эстетическая культура, экологическая культура, культура национального сознания, культура межнационального общения, социальная культура.

4. Реализация культурологического похода в нравственно воспитании учащихся возможна при создании комплекса педагогических условий, включающего: наличие профессиональной готовности учителя к осуществлению нравственного воспитания учащихся на основе использования культурологического подхода, создание культурологического воспитательного пространства, учет специфики нравственного воспитания учащихся, учет индивидуально — личностных особенностей учащихся, способность учащихся к культурной самоидентификации, актуализация жизненного опыта учащихся, создание ситуации успеха в процессе нравственного воспитания учащихся.

5. Реализация культурологического подхода в нравственном воспитании учащихся возможна при использовании технологического обеспечения, включающего: информационно-просветительские методы: метод беседы, метод индукции; метод топографического подхода; метод игрового моделирования; метод имиджирования; метод коллективно-перспективного ожидания; метод дополнительности; метод нравственного закаливания.

6. Результатом проведенной работы явилось исследование лишь некоторых вопросов реализации культурологического подхода в нравственном воспитании. В перспективе дальнейшие исследования, на наш взгляд затронут: дальнейшую разработку педагогических условий, методико-технологических средств реализации культурологического подхода в нравственном воспитании; исследование вопросов создания воспитательной системы школы, способствующей реализации культурологического подхода в нравственном воспитании; исследование вопросов подготовки педагогических кадров для реализации культурологического подхода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kulturologicheskiy-podhod-v-vospitanii/

Энциклопедии и словари:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ. «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров и др. — М., 1993.

Учебные пособия:

3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — М., 2003.

4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в перво-бытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.И.Пискунова. — М., 2001.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2004.

Монографии:

6. Аргайл М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990. — 331 с.

7. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.

8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — Изд. 2. — М.: Прогресс, 1999. — 365 с.

9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. — 624 с.

Статьи:

10. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. — М.: АПН СССР, 1989. — 149 с.

11. Газман О.С. От авторитарного образования — к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. — М.: УВЦ Инноватор, 1995. — С. 16-45.

12. Итоговый документ международного семинара «Тоталитарные секты и проблемы защиты интересов и прав семьи, детей и молодежи в России. 7 декабря 1995 года». — М., б.и., 1995. — 15 с.

13. Каган М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем // Педагогика и искусство. — М.: Педагогика, 1982. — С. 19-26.

14. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Выступление на VII Международных Рождественских чтениях. — М.: МП, 1999. — С. 1-6.

Диссертации:

15. Колмогорова Ирина Владимировна. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников. Дис. канд. пед. наук: 13.00.06 Шадринск, 2000 193 с. РГБ ОД, 61:00-13/ 1381-4

16. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 гг. (на примере Костромской области): Автореф. дис. … канд. социол. наук. — М., 1994. — 22 с.

Интернет-источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kulturologicheskiy-podhod-v-vospitanii/

17. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / — Электрон. журн. с библиотекой. — М.: OIMRU, 2000 -. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru.