«Овладение эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста посредством диалогов» (стр. 1 )

Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в и представляют собой различные формы отражения реального мира. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

В настоящее время актуальна проблема развития эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста. Внеситуативно-личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди этих средств занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Однако практика выявляет тенденцию всевозрастающей скудности в речи дошкольников слов эмоционально-оценочной лексики. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций, объяснения своих эмоциональных состояний Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Наиболее оптимальным методом овладения эмоционально-оценочной лексикой дошкольниками является диалог. Для маленького ребенка его общение с другими людьми посредством диалога – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности.

13 стр., 6459 слов

Сплочённость коллектива и развитие профессионально-личностных ...

... цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности ... необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих ...

Во многих исследованиях таких психологов, как , , и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства. Проблема формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников представлена в исследованиях, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (, , ).

Особенности применения диалогов в овладении эмоционально-оценочной лексикой дошкольниками изучались В. И. Яшиной, и др. Вместе с тем можно отметить недостаточность исследований, касающихся методики применения диалогов в овладении дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой. Недостаточная разработка проблемы и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Объект исследования – эмоционально-оценочная лексика дошкольников.

Предмет исследования – процесс овладения эмоционально-оценочной лексикой у дошкольников с помощью диалогов.

Цель данного исследования – изучить возможности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста посредством диалогов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие эмоционально-оценочной лексики;

2. Выявить этапы формирования эмоционально-оценочной лексики в онтогенезе;

3. Изучить роль диалогов в овладении эмоционально-оценочной лексикой дошкольниками;

4. Провести диагностику владения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой;

5. Описать и апробировать систему работы по обучению дошкольников употреблению эмоционально-оценочной лексики с помощью диалогов;

6. Дать анализ результатов эффективности работы.

Гипотеза исследования: процесс овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста посредством диалогов будет эффективным, если:

  • овладение эмоционально-оценочной лексикой осуществляется с учетом развития эмоциональной сферы ребенка;
  • организация и проведение диалогов осуществляется в игровой форме, с учетом знания интересов ребенка, развития положительных эмоций.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика.

База исследования: МБДОУ д. с. №12 «Буратино» г. Нурлат.

Структура работы определена логикой исследования и включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложение.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста посредством диалогов

Понятие эмоционально-оценочной лексики

Проблема осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний была поставлена и получила определенную теоретическую разработку в трудах психологов , , Я. Рейковского, и др. В частности, они установили, что важным средством такого осознания, формой выражения эмоций является речь, вербальное обозначение эмоций. Слово является одним из важных факторов, вызывающих сильное эмоциональное возбуждение, с помощью него осуществляется человеком своих чувств; речь помогает закреплению эмоционального опыта, это один из путей воспитания чувств у детей и подростков. В то же время наблюдается и обратное взаимодействие: эмоциональное состояние оказывает влияние на параметры речевого ответа, на способность человека адекватно и полно воспринимать сообщение [17, с.7].

6 стр., 2527 слов

Анализ эмоционально-окрашенной лексики в произведениях А. Макаёнка

... во мнениях по поводу классификации стилей и лексики. Цель нашей курсовой работы – исследование эмоционально окрашенной лексики белорусского языка и её перевода на русский ... рассматривают эмоционально окрашенную лексику через ее отношение к стилю: «Функционально-стилевая принадлежность слова тесно связана с его экспрессивно-эмоционально-оценочными коннотациями. Определенные экспрессивно-оценочные ...

Между эмоциями и словом есть определенная взаимосвязь: слово помогает человеку осознать свои чувства, переживания, а с другой стороны, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на ее понимание другим человеком.

Фактически эмоции сопровождают любую деятельность (в том числе и речевую).

Без опыта эмоциональных переживаний нельзя стать всесторонне развитой личностью. Таким образом, наблюдается определенная взаимосвязь между эмоциями и словом: с одной стороны, именно слово помогает человеку осознать свои эмоции и переживания, с другой, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на её понимание другим человеком.

В есть большое количество слов, которые, наряду с их номинативным значением, имеют и элемент экспрессии, чувства. Подобные слова выражают отношение говорящего к называемому предмету, особого рода оценочность. В этих случаях на лексическое (вещественное) значение наслаивается эмоционально-экспрессивная, оценочная окраска. Эмоциональная оценка связана с выражением чувств человека, его волевых побуждений, отношения к действительности. Эта оценка может быть, как положительной, — тогда она передается через положительную эмоцию, а в речи через означающее положительные явления слово, — так и отрицательной, связанной с отрицательными эмоциями и, соответственно, со словами негативной оценки.

В составе эмоциональной лексики можно выделить следующие три разновидности:

1. Слова с ярким оценочным значением, как правило, однозначные. Заключенная в значении этих слов оценка определенно выражена, что не позволяет употребить слово в других значениях (брюзга, пустомеля), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (дивный, опорочить).

2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении. Так, о человеке могут сказать: шляпа, тюфяк, дуб, выражая таким образом отношение к нему.

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: заключающие как положительные (сыночек, аккуратненько), так и отрицательные (бородища) эмоции. Оценочные значения в таких случаях обусловлены не номинативными свойствами слова, а , поскольку эмоциональную окрашенность здесь создают аффиксы .

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний [17, с.8].

4 стр., 1754 слов

Эмоциональные процессы, управление эмоциями

... интересная книга, приятный собеседник, веселая комедия. Виды эмоциональных процессов У человека имеются основные виды эмоций: 1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в ...

Вопросы обогащения эмоционально-оценочной лексики рассматриваются как в психолингвистической, так и в педагогической литературе. Впервые проблема обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой была обозначена в начале 80-х годов XX века в работах и . Они рассматривали овладение эмоциональной лексикой, как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника, подчеркивая важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, совершенствованием его социальных контактов с окружающими. Особое место исследованию эмоционально-оценочной лексики уделяет в своих работах , раскрывая ее, как средство коммуникации между дошкольниками, личностного, субъективного отношения к тому, или иному предмету, к той или иной ситуации, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка [7, с.34].

  • Лексика
  • Орфография
  • Орфоэпия
  • Пунктуация
  • Синтаксис
  • Словообразование
  • Фонетика
  • Фразеология ;
  • Антонимы
  • Паронимы
  • Омонимы ;
  • Диалектизмы
  • Историзмы
  • Неологизмы .