«Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста»

Введение, Актуальность исследования

Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т.А.).

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.

109 стр., 54149 слов

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста ...

... ]. Цель исследования Объект исследования – лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Гипотеза : у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря: 1) трудности в назывании многих прилагательных; 2) в глагольном ...

Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что недостаточно изучена методика формирования словаря детей. В связи с этим, темой нашей курсовой работы является: «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста ».

Цель исследования:, Объект исследования:, Предметом исследования:, Гипотеза исследования:, Задачи исследования:

  1. Изучить психолог о-педагогическую литературу по теме исследования ;

  2. Подобрать методики и приемы выявления активного словаря детей старшего дошкольного возраста;

  3. Дать понятие количественный анализ по итогам изучения уровня сформированности активного словаря.

Методы исследования:

— теоретические: анализ, обобщение;

— эмпирические: наблюдение, беседа.

Теоретико-методологическая база исследования:, База практики:, Структура работы:

Глава I . Теоретические основы формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста

    1. Особенности формирования активного словаря у детей в онтогенезе

Работа над словом — исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально — закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [1, c. 16].

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения — это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности [8, с. 15].

68 стр., 33564 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...

... Предмет исследования – процесс развития связной речи у дошкольников средствами дидактической игры. Цель исследования – показать особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. ...

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно — действенное и наглядно — образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений,

качеств. Появление словесно — логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном [5, с. 26].

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, усвоение которых детьми на различных возрастных ступенях затруднено.

Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других).

Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова [1, с. 17].

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

29 стр., 14478 слов

«Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ...

... «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Логопедическое обследование детей ... речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В целом в речи этих детей наблюдаются отдельные аграмматичные фразы, замены слов, ... слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей ...

Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Уточнение словаря, т.е. словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды [1, с. 19].

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.

Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).

Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств).

14 стр., 6734 слов

Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

... методическую литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения. 2.Провести теоретический анализ особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. .Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. .На основании теоретического ...

Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи появляются в средней группе, и большое значение приобретают в старших [17, с. 28].

Переход к обобщениям возможен только тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выражённости (кисленький, кисловатый, кисло — сладкий, кислый — кислый, кислующий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная).

В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.).

Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно — разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т.п.).

Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей: собирательные существительные — белизна, красота; отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железнодорожный; слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка-принадлежность для письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

13 стр., 6468 слов

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей ...

... связного высказывания у детей дошкольников возможно при использовании мнемотехники. Мнемотехника, Объект исследования: Предмет исследования: использование приемов мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста связной речи. Цель исследования:, Гипотеза исследования - Для решения поставленной ...

Активизация словаря — это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» специально подчеркнута требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т.д.).

Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский писал, что вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова» [18, с. 127].

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее подходящее слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и сопоставить предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине и свойствам и т.д. (холодный — горячий, толстый — тонкий, утро — вечер).

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков).

В ее традиции уроки родного языка являются уроками воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие).

Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

13 стр., 6016 слов

Логоритмика как средство развития связной речи детей

... направленной на развитие и активизацию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логоритмики; Экспериментально исследовать влияние логоритмических упражнений на развитие и активизацию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ипотезу ...

    1. Особенности формирования активного словаря у детей с общем недоразвитием речи в дизонтогенезе

Проблема развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и по сей день не утрачивает своей актуальности. К тому же в настоящее время ей дан новый импульс, обусловленный вхождением в орбиту логопедии ряда смежных наук, среди которых выделяют лингвистику и психолингвистику.

Интегрированные исследования расширяют представления об организации лексической семантики у детей с речевым недоразвитием, определяют потенции развития одного из кодов языка, как на уровне отдельного значения слова, так и на уровне всей семантической структуры слова в целом. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только значение слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать.

Специальной педагогикой накоплен значительный опыт развития словаря у детей с общим недоразвитием речи. Вместе с тем эффективность логопедической работы по преодолению лексико-семантических нарушений у детей недостаточно высока. Развитие словарного запаса хотя и определяется первичной задачей обучения, однако до сих пор не сложилась целостная система коррекции, базируется на современных представлениях о речевой деятельности, на функционально-семантическом подходе к проблеме овладения коммуникативными единицами языка. Это свидетельствует о необходимости совершенствования логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, а также отобран и структурирован речевой материал с ориентацией на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемой по теме лингвистической информации, усложнением ее характера и форм подачи. Содержание словарной работы предусматривало постепенное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире. Линия алгоритма овладения словом включает: обеспечение детям первичного восприятия слова, а именно семантического определения слова, его отношение с внеязыковой реалией, уточнения произношения; демонстрацию образцов употребления слова. Вставляя слово в словосочетание, предложение, ребенок овладевал синтагматическими связями данной лексической единицей; овладение парадигматическими связями слов, выработка умения подбирать к слову антоним, синоним; закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, не сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генезиса отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии и др.).

19 стр., 9324 слов

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

... отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. Иногда неправильное звукопроизношение связано с дефектной речью окружающих, ребенок говорит плохо, подражая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизно-шения может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка. В ...

Одной из выраженных особенностей речи с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи даже 6-летнего возраста не знают многих слов: Названия ягод, рыб, цветов, животных, профессий и др.

Жукова Н. С. считает, что особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении. В других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с общим недоразвитием речи используют слово лишь при отвлеченной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, дыня — тыква и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, пушистый — мягкий и др. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т. д.).

14 стр., 6787 слов

Особенности воспитания детей игрой

... вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в образовательно-воспитательных учреждениях. ... которое осуществлялось в специальных созданных частных дорогих школах. Дети рабочих и бедноты получали минимум знаний, которые необходимо знать для работы на производстве. Воспитание как ...

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные — с другой, а также выделять оттенки значений.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового состава. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом. В поиске из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания: шкаф — шарф, персик — перец, колобок — клубок и др. По данным В. П. Глухова у детей с общим недоразвитием речи запаздывает процесс формирования семантических полей. О не сформированности семантического поля говорит и количественная динамика случайных ассоциаций.

Целенаправленное развитие словаря имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечается у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных высказываний. Л. Н. Ефименкова считает, что развитие словаря детей с общим недоразвитием речи в коррекционном детском саду должно осуществляться как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающими, так и на специальных коррекционных занятиях. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов — описаний, простых пересказов. В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей[7].

Исходя из этого, учебная и внеурочная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное развитие лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми. Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств развития словаря, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.

Работа по развитию словарного запаса основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства; овладение основными закономерностями лексического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к развитию словарного запаса у детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм, приемов обучения, способствующие активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с обще-дидактическими принципами.

Глухов В. П. считает, что основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей лексически правильной связной речи, являются: коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения; обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения [4 с. 35].

Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирования умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организует беседы на близкие детям темы.

Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    1. Использование методов и методик изучения активного словаря детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы

Выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи; методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные; словесные игры.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

— Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

— Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, — которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

— Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

— Подбор обстоятельств: Учиться можно как?- хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети — вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?).

Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?).

Кошка поймала в саду… (кого?).

Шерсть у кошки… (какая?), когти… (какие?).

Кошка лежала с котятами… (где?).

Котята играли мячиком… (как?).

Или: Дворник взял метлу; он будет…. Пришел почтальон: он принес… . Надо распилить дрова; где наша…? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне…». Затем предложения составляли сами дети, а заканчивала — воспитательница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести… Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша…? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой…».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.

— Распространение предложений. Воспитательница говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?).

Дети идут… (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

— Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике).

Воспитательница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5-6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок: чтобы купить картошки и мяса».

— Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево- ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

— Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

— Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы — голоса.

— Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

— Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет, как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

— Задания на составление предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой-огромный-громадный).

Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова.

Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Выводы по первой главе

Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.

Глава II . Опытно-практическая работа по изучению активного словаря детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы

2.1. Цель, задачи, методы и методики изучения уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Изучив теоретический материал по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что необходимо провести опытно-практическую работу.

Цель: изучить эффективность уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста на основе разработанного комплекса мероприятий.

Задачи:

1.Провести диагностику уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить методики для изучения активного словаря детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-практическая работа по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ д/с «Рябинушка» с.Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан. В дошкольном учреждении функционируют 8 групп. Заведующая детским садом – Давлетбаева А.А.

В дошкольном образовательном учреждении работают 22 педагога: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели 8 групп. В течение практики взаимодействовала со старшим воспитателем, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, помощником воспитателя, воспитателями группы.

Материальная и методическая база детского сада находиться в хорошем состоянии. Оснащение групп соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Имеется просторный физкультурный и музыкальный залы с разнообразным оборудованием, кабинет медецинского работника, кабинет педагога-психолога, кабинет старшего воспитателя, лого-пункт, кабинет заведующего ДОУ. В методическом кабинете имеются необходимые дидактические пособия и методическая литература для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В группе согласно возрасту детей создано предметно-развивающая среда, которая способствует разнообразной и насыщенной деятельности детей. В группе тщательно продумано размещение мебели и оборудования.

Опытно-практическая работа проводилась в старшей группе №4 д/с. Группу посещают 31 детей. Из них 13 девочек и 18 мальчиков.

В опытно-практической работе принимало участие 14 детей старшей группы. Список детей перечислен в таблице №1.

Таблице №1.

Знакомство с базой опытно-практической работы включало в себя беседу с воспитателем старшей группы, с родителями, а так же наблюдение за детьми с целью выявления интереса уровня сформированности обогащения активного словаря.

Для уровня сформированности активного словаря была использована методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Т. Б. Филичева, Н. А. Чавелева, Г. В.Чиркина. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Данная методика представлена в приложение №1.

Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.).

Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке.

Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Данная методика представлена в приложение №2.

Цель: выявить уровень развития активного словаря.

2.2. Качественно-количественный анализ результатов исследования

Мы провели обследования активного словаря старшего дошкольного возраста по методики: Т. Б. Филичева, Н. А. Чавелева, Г. В.Чиркина; О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Результаты обследования представлены в таблице №2.

Таблице №2.

Уровень запаса активного словаря у детей

Анализ результатов обследования показал, что из 14 детей, 3 детей (21,4%) имеют высокий уровень (Вика Г., Эльвина, Валентина) развития активного словаря; 6 детей (42,9%) детей показали средний уровень (Динислам, Эрик, Антон К., Руфина, Павел, Гульназ) развития активного словаря. При ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов; у 5 детей (35,7%) низкий уровень. В то же время большее количество детей имеют низкий уровень развития (Алтынай, Алмаз, Арслан, Антон Б., Даниэль) говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.

По данной таблице составили диаграмму №1:

Диаграмма №1. Уровень развития активного словаря

Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что у детей недостаточно развит активный словарь.

Таким образом, проведенная диагностика позволило не только определить уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста, но и определить направления работы с данной группой.

2.3. Рекомендации и специфика при восстановительном обучении

Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: обогащение словаря синонимов. Развитие атрибутивного словаря, развитие номинативного словаря, обогащение словаря антонимов, развитие предикативного словаря, развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.

В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.Г.С. Швайко[50], О.С Ушакова, Н.В Новоторцевой, В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.А. Седых, Краузе Е.Н.

Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Задачи: Развитие синонимии. Развитие связной речи. Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение» (Краузе Е.Н.)

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

Задачи: Актуализация синонимов. Развитие синонимии. Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что — то или кто — то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

2. Игра «Конкурс слов — сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами — приятелями».

3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово — приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг — (товарищ, приятель); дом — (здание, жилище); дорога — (путь, шоссе); солдат — (боец, воин); труд — (работа); мудрость — (ум); бежать — (мчаться, нестись); смотреть — (глядеть); трудится — (работать); печалиться — (грустить); смелый — (храбрый); алый — (красный, багряный).

Оборудование: мяч.

4. Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик. Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый». (отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).

Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать». (говорить, разговаривать).

Оборудование: солнышко, лучики.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

Задачи: Обогащение словаря прилагательных. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

1. «Назови лишнее слово» (Захарова А.В.)

Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. Крепкий, далекий, прочный, надежный. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.) Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Задачи: Актуализация и обогащение словаря прилагательных . Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного(Захарова А.В.).

Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная…

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».

Светит (какое?) солнце. Солнце -яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

Задачи: Развитие номинативного словаря. Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.)

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Задачи: Актуализация и обогащение словаря существительных. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Угадай, кто так делает?»

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто?(Голубь.) Жужжит кто?(Жук.) Жалит кто?(Пчела.) и т.д.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной — для девочек, в другой для мальчиков.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

Задачи: Развитие антонимии. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания.

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова — «неприятеля»

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, смех, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Задачи: Актуализация антонимов. Развитие связной речи. Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Закончи предложение» (Краузе Е.Н.)

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар… Камень тяжелый, а пушинка… Золушка добрая, а мачеха… Сахар сладкий, а горчица… Дерево высокое, а куст… Дедушка старый, а внук… Суп горячий, а компот… Сажа черная, а снег…

Игра «Сравни!» (Краузе Е.Н.)

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш.

Игра с мячом «Скажи наоборот» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть), Поднять — (опустить), Бросить — (поймать), Спрятать — (найти), Положить — (убрать).

5 направление. Развитие предикативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

Задачи: Развитие предикативного словаря. Развитие словесно-логического мышления. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Найди приятеля» (Седых Н.А)

Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

Задачи: Актуализация и обогащения словаря глаголов. Развитие тактильной чувствительности. Развитие зрительного и слухового внимания.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Кто как кричит?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.)

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

2. Лото «Кто как передвигается?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.)

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

Задачи: Обогащение словаря обобщающих слов. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Выделить из серии слов (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:

Только названия домашних животных: Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Задачи: Актуализация обобщений. Обогащение словаря обобщающих слов. Развитие словесно-логического мышления. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. «Назови одним словом». (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи).

Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты).

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда).

Выводы по второй главе

В процессе диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень развития активного словаря. С высоким уровнем развития активного словаря в группе было трое детей, а низким уровнем – пятеро. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по повышению уровня развития активного словаря у детей обследуемой группы.

Для развития словаря целесообразно использовать: наблюдение природных явлений; беседы, чтение художественных произведений; дидактические игры и лексические упражнения, направленные на: выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы; развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов; формирование лексических значений многозначных слов; задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.

Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающее.

Для повышения уровня развития активного развития словаря, я составила комплекс мероприятия, которые должны улучшить результаты детей: « Дикие животные русских лесов» , «Все профессии нужны – все профессии важны», «Путешествие в зоопарк», «Транспорт». Этот комплекс мероприятий должен способствовать активному развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

В логопедии как в педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования».

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

У дошкольников с общим недоразвитием речи грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Анализ речи детей обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У них выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Дефекты произношения и фонемообразования проявляются в том, что дошкольники не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. В процессе овладения звукопроизношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной звуко-слоговой структуры речи. Звукопроизношение детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме.

Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется за счет реализации единой линии речевого развития ребенка 6-7 лет и характеризуется взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом. Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.

Содержание словарной работы в ДОУ определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в букварях и устной речи.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/obogaschenie-aktivnogo-slovarya-detey/

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. — М., 2006.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г. Арушанова. — М., 2005.

  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М., 1966.

  3. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе/ А.М. Богуш. — Киев: Рад. школа, 1984. — 175 с.

  4. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. — Комсомольск-на Амуре, 1996.

  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.

  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. — 255 с.

  7. Бугреева М.Н. Воспитание внимания и интереса к слову — одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. — 1955. — №2. — С. 22-26.

  8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1996.

  9. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. — М., 1994.

  10. Лепская Н.И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. М.:РАО, 1994.С. 31-40.

  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.:Педагогика, 1986. — 143 с.

  12. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. / Р.С. Немов. — М: Владос, 2001. — 495 с.

  13. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.

  14. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: РАО, 1994, — 129 с.

  15. Программа «Детство» / под ред. Т. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина. — СПб. «Детство-Пресс». 2000. — 51 с.

  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

  17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.

  18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.

  19. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2005. — 384 с.

Приложения

Приложение № 1.

1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.

Цель: