Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально — практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте — маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда — все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их интересы однообразны: компьютеры, куклы Барби, модели машинок, игровые приставки. Зачастую у детей, которые посещают детский сад, родители работают, и дома они занимаются своими бытовыми делами, уделяя лишь малую часть времени своему ребенку, поэтому на плечи педагогов ложится всестороннее воспитание и развитие детей. А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе?

Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. формирование начал эстетического отношения к окружающей действительности у детей занимает значительное место.

Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне — развитой личности.

Ребенок рождается в семье. Первоначальный круг общения ребёнка ограничен родителями и родственниками и вся ответственность по формированию эстетического вкуса ложится на их, в первую очередь, плечи. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Именно в семье закладываются основы, первый фундамент эстетической культуры, в то время когда особенно активно развивается умственная активность детей. Потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических эталонов, культурный климат в семье.

8 стр., 3585 слов

Формирование эстетической культуры современных детей и подростков Специальность

... работы - Задачи : на основе анализа литературы познакомиться с понятием эстетической культуры; изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся; выявить уровень сформированности эстетической культуры ... детей, ритмики их движений и т.д. [8; 237] 1.2 Эстетическое воспитание личности в современных ... уже в раннем возрасте. В настоящее время ... направленные на взаимодействие семьи и школы. ...

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит не только воспитание эстетического отношения к природе, искусству, но и к труду, общественной жизни, быту.

Знакомство с красотой в жизни воспитывает ум и чувство ребёнка, способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие. Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности известно, что для любого дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны. Эстетическое развитие — это результат эстетического воспитания.

Одной из наиболее важных проблем в педагогике является проблема эстетического воспитания и развития дошкольников. Как отмечено в работах В. Г. Белинского эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [19].

формировать умение у детей видеть прекрасное вокруг себя есть система эстетического воспитания.

Только при участии всех взрослых: педагогов, родителей, кто причастен к формированию личности с раннего возраста, эстетическое воспитание будет плодотворным.

У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является семья.

Семья является непосредственным фундаментом для развития разносторонней личности, именно в семье закладываются первые «кирпичики» в развитии ребёнка. Именно она помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, музыке поэзии и т.д., можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Эстетическое воспитание в семье должно быть таким, чтобы своевременно и достаточно полно использовалось все возможности развития. Такое воспитание должно включать в себя: обучающую деятельность детей в форме: объяснения, показа произведений искусства, наблюдения слушание музыки, рисования и пения, положительного примера и т.д.

В первую очередь эстетическое восприятие закладывается при помощи родителей, в возрасте от года до семи лет ребенок начинает осознавать общую ценность прекрасного для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Так образуются разногласия между требованиями семьи, общества и недостаточным уровнем эстетического воспитания старших дошкольников.

Какие же формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье? Это главная проблема эстетического воспитания.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».

16 стр., 7693 слов

«Эстетическое воспитание в условиях начальной школы»

... Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, ...

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

Объектом исследования — эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.

В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

Исходя из цели, объекта, предмета данного исследования были определены следующие задачи:

  • Изучить психолого — педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях.
  • Экспериментально проверить серию заданий и дидактических игр по формированию основ эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в семье.

4. Разработать проект, единой системы, «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»

Научная значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам и действительности, чувствам других людей; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников в семье.

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Анализ литературы показал, что эстетическое воспитание является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическое воспитание непосредственно связано с термином «эстетика», обозначающим науку о самом прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает «ощущение, чувство». Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно — творческой деятельности [24; 10].

24 стр., 11576 слов

Развитие связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных ...

... списка и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-го ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ развитие связный речь дети Современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие речи в качестве одной из основных задач дошкольного образования. ...

Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие наличность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты — по мнению ученых Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, [11].

Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [26].

Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности это с точки зрения В.А. Сластенина.

С.Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия эстетическое воспитание эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [25].

В целом ряде исследований Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С.Лабковская, Е.А.Флерина , выделяются задачи эстетического воспитания детей .

Задачи эстетического воспитания:

1. Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в жизни.

2. Учить ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина и т.д.).

3. Учить ребенка активно и все более качественно проявлять себя в различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов, пересказе, а также в творческой деятельности (в творческой игре, рассказывании, рисовании, лепке,

С точки зрения Н. А. Ветлугиной выделены следующие задачи эстетического воспитания в семье:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.[26].

8 стр., 3766 слов

Эстетические взгляды Аристотеля

... с подходящей материей. Концепция Аристотеля отражает свойственный античности взгляд на сущность творчества. Учение об искусстве как мимесисе было лишь ... эстетических взглядов Аристотеля. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали также первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве. ...

Огромную роль исследователи отводят на выявление условий эстетического воспитания детей. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в семье: дом, обстановка в доме, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них.

Своим внешним видом, разнообразием содержания, гармонией линий и форм, цветом, они способствуют формированию эстетического восприятия, основ эстетического вкуса, эстетических чувств.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная, музыкальная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Четвертое условие — индивидуальный подход и учет всех возрастных и индивидуальных особенностей , создание соответствующих условий для эстетического развития ребенка.[11]

Выделяются также основные средства эстетического воспитания. По мнению В.И. Логинова, П.Г. Саморукова средствами эстетического воспитания является все то, что родитель сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей. [11].

Как описывает Е.А. Флерина в своей книге «Эстетическое воспитание дошкольника» в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, общественной жизни).

Опрятный и красивый вид помещения, светлая, спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки, скульптура, опрятный вид детей и взрослых это не только радует ребенка, но и воспитывает в нем культурно — эстетические привычки, развивает вкус. Она считает, что все виды искусства, которые воздействуют на ребенка и, которые являются доступными для их восприятия глубоким и ярким средством эстетического воспитания.[22].

Основная точка зрения нашего исследования строится на признании положения о том, что важнейшим средством эстетического воспитания является семья.

Итак, изучение психолого-педагогической литературы нам дало возможность познакомиться с сущностью эстетического воспитания, его задачами и условиями осуществления.

1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении . Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[21; 162].

3 стр., 1464 слов

Эстетическое воспитание студентов ВУЗов

... данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть сущность эстетического воспитания студентов вузов средствами изобразительного искусства, музыки, театра, дать понятие об эстетической культуре ... 1, с. 121]. Целью эстетического воспитания студента является высокий уровень эстетической культуры личности, ее способность к эстетическому освоению действительности. Эстетическая культура, в свою очередь, ...

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

Цель эстетического воспитания по мнению В.Н. Шацкой служить формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты [18; 14]. Автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству это видно из определения. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Дошкольник, общаясь с эстетическими явлениями в жизни, не только развивается эстетически, но и духовно. Но при этом ребёнок не осознаёт эстетическую сущность предметов, для него это является развлечением и без вмешательства взрослого у ребёнка могут сложиться неправильные представления о ценностях и идеалах.

Художественное развитие ребёнка является важнейшей частью эстетического воспитания, которое используется в качестве воспитательного воздействия средствами искусства. Художественное воспитание формирует специальные способности и развивают в ребёнке в таких видах как изобразительном, декоративно-прикладном и др., видами творчества дарования

Художественная деятельность также является условием и средством эстетического воспитания, как организованная воспитателем, родителями, так и самостоятельная. Ребёнок воспитывается в деятельности- это одна из закономерностей воспитания. Вся деятельность связанная с такими видами искусства как: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музыцирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, является художественной деятельностью

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать, тот и другой фактор необходимы и взаимосвязаны [21; 167]

Первое и главное условие для формирования человека высокой культуры является эстетическое воспитание. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.

Первая группа, направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Положительного результата в эстетическом воспитании можно добиться реализуя обе группы задач, так как они тесно взаимосвязаны.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет большой отпечаток на всю последующую жизнь и откладывается в его душе. Поэтому общение со всеми взрослыми, встречающиеся на небольшом отрезке его жизни, поведение окружающих людей, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, и фиксируется в его сознании.

Организация детского быта — чистота, порядок, удобство, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. играет существенное значение в эстетическом воспитании ребенка. Уже с 2-3 — летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красоту творит сам человек. «Не место красит человека, а человек место»

Эстетическое восприятие предметов происходит через их форму, цвет, величину. Огромную роль в жизни ребёнка играет игрушка, она не только должна быть привлекательной для ребёнка, но и целой. В этом случае мы разовьем, а ребёнке те эталоны красоты, которые необходимы в эстетическом воспитании.

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве, музыке, окружающей среде. Если дошкольник видит вокруг себя только прекрасные и красивые вещи, он будет считать это идеалом, и в дальнейшей своей жизни будет стремиться к этому идеалу.

Художественный вкус неразрывно связан с эстетическим идеалом, как и части эстетической воспитанностью. Художественный вкус — это способность судить о прекрасном, наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, так как и эстетический идеал, этим определяется уровень эстетической воспитанности.

Способность созерцать красоту окружающей действительности, любоваться, ухаживать, а не разрушать её является важнейшим признаком эстетической воспитанности.

Cпособность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом тесно связанна с элементом любования. Возникновение гаммы возвышенных чувств и морального удовлетворения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности соединились все элементы: эстетическая развитость и эстетическая образованность, элементы эстетической воспитанности — эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у детей это только зарождается, но они у детей уже существуют, их надо развивать — это составляющая основа более поздней эстетической зрелости ребёнка.

Только путём доведения исполнительский навыков до автоматизма мы воспитаем эстетически развитого ребёнка, в этом случае он будет тянуться к более совершенному. Убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека есть его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду.

Определение эстетической воспитанности помогает нам сделать работу, по эстетическому формированию детской личности, более определенной и целенаправленной.

3 Эстетическое воспитание ребенка в семье

эстетический воспитание дошкольный прекрасное

Эстетическое воспитание ребенка неразрывно связанно с домом и в первую очередь возникает с эстетики быта. Главное необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в квартире или доме располагала этому воспитанию. порядок, и не только в доме или в квартире, но и в одежде, игрушках, на полках, книгах и т.д., необходимо поддерживать порядок абсолютно во всем, так как именно это зарождает в ребенке тягу к прекрасному, всё это располагает к эстетическому воспитанию. Не нужно специально тащить в дом всевозможный антиквариат, чтобы дом был похож на склад или музей. Например, не стоит развешивать на стенах все семейные фото, их просто можно собрать в альбомы.

Нагромождать безмерным количеством старинных безделушек тоже не имеет смысла, вместо этого целесообразно купить хорошие художественные репродукции, статуэтки, интересные вазы.

Но если ребёнок сам не будет всё это видеть, надо направить его внимание, можно привлечь его к творческой деятельности, обсуждать с ним вопросы приобретения мебели, музыкальных инструментов, картин, привлекать его к трудовой деятельности по украшению дома двора, выращиванию цветов.

Важно, чтобы ребенок познакомился с поэзией и музыкой как можно раньше. Уже сегодня, для тех родителей, которые заняты, существует многочисленное количество развивающих центров, есть программы для раннего развития детей, где занимаются непосредственно эстетическим воспитанием дошкольников, с ними прослушивают различную приятную и спокойную музыку, посещают различные галереи и т.д. Но для тех родителей, которые ограниченны по времени совсем не обязательно приходить на различные курсы или в центры — можно слушать тихую и спокойную мелодию дома, когда ребенок играет или почти засыпает.

Начиная с дошкольного возраста тогда когда дети 4-5 лет смогут понимать смысл прочитанного можно знакомить с поэзией. Для начала целесообразно выбрать стихотворения наиболее известных художественных писателей, которые легко читаются — это улучшит результат восприятия.

Нужно помнить, что не всегда современные книги с яркими рисунками заинтересуют ребёнка своим содержанием. Поэтому не нужно рисковать — покупайте книги известных мастеров с простыми и интересными сюжетами, а главное подходящие по возрасту. Огромное значение имеет внешний вид книги, она не должна быть порвана, разрисована и т.д. Знакомить с классической литературой лучше всего начинать подбирая интересные произведения по возрасту, но самое главное, не читать сложные тексты — это может отбить охоту к книгам даже любознательных детей.

Любовь к рисованию у ребенка можно прививать, когда он уже начинает ходить и осознанно может держать в руке карандаш, кисть, восковые мелки. Для очень маленьких можно приобрести пальчиковые краски, для детей старшего возраста — наборы красок и кистей, альбомы.

Петь можно начать с очень раннего возраста — это тоже имеет Большое значение для эстетического воспитания. Для этого родителям не обязательно иметь музыкальное образование — ведь можно иногда петь вместе детские песни, колыбельные, пропевать вместе с ребёнком потешки, включать музыку и подпевать. Несмотря на свою незначительность, многие родители не задумываются об этом, ведь пение позволяет во многом помочь развитию ребенка, исключить многие проблемы с психологическими стопорами, с произношением.

Немаловажное значение в эстетическом воспитании ребенка играет личный пример родителей. Очень хорошо, если есть с кого брать пример в семье, если взрослые заинтересованы различными видами искусства.

Таким образом, из всего вышесказанного для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия: Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение), насыщенность быта произведениями искусства, самостоятельная активная деятельность детей, осуществления индивидуального подхода к ребёнку. И конечно, самым важным фактором развития эстетического воспитания ребёнка, является его семья.

Выводы по I главе

Таким образом, цель теоретического обоснования и решения первой задачи изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигнута. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить основные подходы к определению понятия эстетический вкус, познакомиться с методами, принципами, задачами и содержанием работы по формированию эстетического вкуса.

Для дальнейшего эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивый палас, посуда, целые книги, игрушки, опрятный вид взрослого и т.д. все это создает эмоциональное настроение, приучает к красоте окружающих предметов. Дети чутко реагируют на все красивые предметы, хотят их иметь. Так, например ребёнок будет тянуться за целой игрушкой, а не сломанной. Будет оценивать красивое платье другого ребёнка, тем самым обращая внимание на свой внешний вид.

Изучение эстетического воспитания в семье, дает возможность решить вторую задачу — познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях, а так же провести параллель между первой и второй выдвинутыми во введении задачами. Для решения третьей и четвертой задач в совокупности, которые позволят найти подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы.

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

2.1 Методики исследования

Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Такой метод будет эффектен в том случае если взрослый использует произведения искусства с высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки не только точно воспроизводит текст, но и эмоционально-образно его исполняет. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
  • метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Лучше всего его использовать когда воспринимаемое явление прекрасно и ребёнок отчётливо это видит, а также в сравнении;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях.

Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

  • метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод взрослый предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Таким образом, ребенок в семье учится думать, находить решение, искать, пробовать. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций.

Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность — искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства — раскрыть красоту окружающей действительности человека, творение его рук, явление природы.

Знания о различных видах искусства детям сообщают с раннего детства в семье, в детском саду. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с декоративными игрушками, картинками, музыкой, книгой. Старшим дошкольникам в каждой семье надо сообщать знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и так далее у детей формируют знания о выразительных различных средствах искусства.

Большая работа родителями должна проводится по обучению детей техническим навыкам: рисовать красками, фломастерами, карандашом, мелками и т.д.; собирать конструктор; использовать разные способы вырезывания ножницами. Так же в любой семье должны учить детей работать с пластилином.

Таким образом, эстетическое воспитание в семье в области изобразительного искусства должно осуществляться с каждым ребенком, но для этого необходимо тщательно придумывать задания, продумывать методы и приемы, особое внимание обратить на наглядные методы, главным образом поощрять и хвалить ребенка.

2.2 Констатирующий эксперимент

Экспериментальная работа проводилась нами в МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм». Всего экспериментом было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста (11 девочек и 9 мальчиков).

Также был проведен в эксперимент для родителей этих детей. Все исследования проходили во вторую половину дня без нарушения педагогического процесса.

На основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал выявление особенностей понимания детьми старшего дошкольного возраста красоты (как основы формирования в семье художественного вкуса) в ситуации мотивированного выбора: «Выбери картину, которая кажется тебе красивее других».

При выборе картины проявилась индивидуальность, связанная с полом, генотипом, микро- и макро средой, опытом, а также эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки выбирали картины: «Царевна — Лебедь», «Аленушка»

(11 %).

Мальчики — «Богатыри», «Иван-Царевич везет царевну на сером волке» (9 %).

Было отмечено, что дети зачастую не употребляли значение «красивая» по отношению к картинкам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сопереживания, сочувствия), свойства души, а также красивые человеческие качества.

Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

  • Определить уровень представлений дошкольников о средствах выразительности:
  • а) композицию построения картины;
  • б) определить настроение произведения;
  • в) гармонию цвета.
  • Выявить степень эмоциональных проявлений выработанных в семье.

Опираясь на показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к состоянию «красивое», предложенными Р.М. Чумичевой [23]:

  • Полнота представлений о средствах выразительности.
  • Степень эмоциональных проявлений.
  • Активность в деятельности

Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.

критерии

Показатели

уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Характер представлений о средствах выразительности

Оценить гармонию цвета

различные цветовые сочетания называют без затруднений

различные цветовые сочетания называют относительно полно

различные цветовые сочетания не называют

Определить

определяет посредством ритма, цвета, позы, жестов, мимики героев

Испытывает затруднение в определении

определить

Определить композицию картины

выделяет главное в содержании произведения — формой, ритмом, цветом

выделяет главное в содержании произведения с помощью вопросов взрослого

главного не выделяет, но перечисляет узнаваемые предметы.

Степень эмоциональных проявлений

Проявление чувств (мимические, действенные)

Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует

Не всегда внешне проявляет чувства

Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям

Активность в деятельности

Интерес

Испытывает интерес к произведениям живописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру

относительный интерес к произведениям живописи

жанры произведения живописи не интересуют

Инициативность, самостоятельность

самостоятельно, с удовольствием рассматривает альбомы с иллюстрация ми, самостоятельно делится впечатлениями с детьми, проявляет инициативу

Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями

инициативы не проявляет

С целью изучения у детей старшего дошкольного возраста в семье характера представлений о средствах выразительности, были заданы вопросы: «Почему ты считаешь эту картину красивой?» 6 детей (30 %) без затруднений отвечали на вопрос, мотивируя содержательными выразительно-изобразительными качествами. Описывали картину сочными красками, называя различные оттенки цвета. 5 детей (25%) затруднялись определить цветовое сочетание в картине. 9 дошкольников (45%) не могли оценить гармонию цвета.

Определяя настроение картины, 5 человек (25%) отвечали, что по цвету можно чувствовать радость или грусть 7 человек (35%) определяли настроение картины по одному признаку. 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.

Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%).

3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов родителей. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами, опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением. Описание цвета отсутствует. главного в произведении не выделялось.

Характер представлений о средствах выразительности у детей старшего дошкольного возраста были зафиксированы в гистограмме

Представления дошкольников о средствах выразительности

 констатирующий эксперимент 1

Диагностика выявления уровня эмоциональных проявлений детей позволила получить следующие данные: 4 детей (20 %) рассказывали о картине эмоционально, проявляя то радость, то печаль (в зависимости от от рассматриваемой иллюстрации)

детей (15 %) недостаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не хотят делиться впечатлениями.

детей (65 %) не проявляли никаких чувств, эмоций, отказались беседовать

На основе ответов детей была определена степень эмоциональных проявлений у опрошенных нами детей старшего дошкольного возраста. Результаты графически представлены в гистограмме

Эмоциональные проявления

 констатирующий эксперимент 2

Таким образом, можно сделать вывод, что у большей части детей старшего дошкольного возраста уровень эмоциональных проявлений находится на низком уровне.

С целью определения активности в деятельности детей были выделены следующие показатели:

  • интерес;
  • инициативность, самостоятельность и речевое общение.

В процессе наблюдения фиксировалась степень проявления интереса: чем больше вопросов возникает у детей в процессе рассматривания картины, тем выше возрастает их интерес к этому вида искусства, проявляется их эстетическая активность.

Почти все дети обратили внимание на появление картин, по очереди подходили рассматривать, но только 7 детей (35 %) стали обсуждать то, что видят, стали делились своими эмоциями и впечатлениями:

Мне нравятся то что нарисовано, потому, что лес как настоящий и кажется что из-за куста выскочит волк. Эта самая красивая, на ней изображено много света, море и красивый песок.

Дети между собой обменивались впечатлениями, при этом многие видели и обсуждали именно красоту сочетания красок. Продолжительность устойчивого внимания и рассуждений детей составляла более 5 минут. Таких детей мы отнесли к высокому уровню.

Средний уровень — дети задавали не более 3 вопросов, свое внимание фиксировали не более 3 минут, интерес к картинам не большой, мимика и жесты эмоционально не окрашены 8 детей (40%)

Низкий уровень. Дети не проявляли интереса к представленным картинкам. Больше минуты не задерживались и не задавали вопросов — 3 детей (15 %).

Результаты работы по определению уровня активности в деятельности представлены в гистограмме

Определение уровня активности

 констатирующий эксперимент 3

Таким образом, можно сделать вывод: что большинство детей интересуются произведениями живописи и с желанием рассматривают и делятся впечатлениями от произведений, но недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность.

Одна из задач констатирующего эксперимента предусматривала проведение анкетирования родителей детей экспериментальной группы.

Таким образом, мы пытались выяснить отношение родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой проблемы.

Родителям было предложено ответить на вопросы:

  • Что такое эстетический вкус?
  • С какого возраста можно его формировать у детей и каким образом?
  • Кто может формировать эстетический вкус детей?

На второй вопрос: «С какого возраста можно формировать эстетический вкус и каким образом?»

% родителей считают эстетический вкус нужно формировать с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить, надо чаще обращать внимание ребёнка на красоту окружающего мира и красивых вещей.

% считают, что вкус развивается тогда, когда ребенок видит и различает красивые вещи, родители должны предлагать на выбор тот или иной предмет для ребенка, и наверняка, считают они, будет развиваться вкус.

% родителей утверждают, что должна быть связь с искусством, музыкой, чтением художественной литературы, танцами. Перечисляли музеи, выставки, но никто не связал возможность формирования вкуса при ознакомлении с живописью.

На третий вопрос, кто должен заниматься с детьми и формировать эстетический вкус?

% родителей ответили, что все взрослые должны воспитывать эстетический вкус, кому не безразлично будущее детей.

% считают, что это долг родителей воспитывать человека.

% родителей считают, что вкус развивается сам собой, что дети с возрастом будут воспринимать тот или иной предмет в окружении.

Таким образом, проанализировав ответы родителей, нами был сделан вывод: родители правильно оценивают необходимость формирования эстетического вкуса ребенка, но вместе с тем недооценивают то, что восприятие ребенком произведений искусства оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности и вкуса.

Вместе с тем, данные констатирующего этапа эксперимента позволили сделать неутешительные выводы о недостаточном уровне сформированности эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в семье.

На первом, констатирующем, этапе экспериментальной работы представления дошкольников о представлении «красивом» (как основы формирования художественного вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью отсутствовали. У детей старшего дошкольного возраста существует вполне самостоятельное мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать о том, что дети не равнодушны к произведениям живописи, они замечают ее проявления и обозначают словом «красиво». Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня сформированности эстетического вкуса старших дошкольников после проведенных занятий, дидактических игр, бесед со взрослыми.

В психолого-педагогической литературе предлагается немало программ изучения личности, где в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей уровня культуры детей различные исследователи рекомендуют рассматривать их отношение к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П.Т. Лихачев, В.А. Яковлев и др.), активность жизненной позиции (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Васильева, А.И. Кочетов, Т.К. Ахаян, А.В. Зосимовский).

Е.Н. Бондаревская, В.И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении уровня воспитанности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.

Таким образом, критерии — это признаки, на основании которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:

  • критерии должны отражать основные закономерности формирования личности;
  • с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;
  • качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
  • критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
  • критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-историческом пространстве.

Хотя ученые выдвигают в качестве критериев далеко не одно и то же и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня.

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности ребенка. Эта модель включает следующие компоненты:

  • развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей);
  • общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов;
  • степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера;
  • освоение предметно-эстетической деятельности.

Свою модель из восьми основных показателей дает М.А. Верб:

  • понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;
  • знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;
  • информированность о заметных явлениях современной художественной культуры;
  • эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству;
  • умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;
  • умение отличить истинную красоту от мнимой красоты в искусстве, поведении, быту;
  • наличие разносторонних эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных предпочтений;
  • развитость тех или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности .

Для выявления уровней сформированности эстетической культуры детей нами были избраны следующие критерии и показатели.

Когнитивный:

  • сформированность эстетических знаний (представлений и понятий);
  • степень проявления интереса к эстетическим знаниям.

Эмоционально-волевой:

  • развитость эстетических чувств;
  • сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения эстетической деятельности;
  • степень проявления усилий в совершенствовании своих эстетических способностей.

Мотивационный:

стремление к прекрасному и другие социально значимые мотивы в эстетической деятельности.

Деятельностный:

  • сформированность эстетических умений и навыков;
  • активность, инициативность, самостоятельность в эстетической деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены три уровня сформированности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста в семье.

Высокий уровень. Для таких детей характерна сформированность эстетических представлений, понятий и умений, развитость интереса к эстетическим знаниям, которыми они умеют оперировать в своих суждениях, в практической эстетической деятельности, стремление реализовать в ней полученные эстетические знания. Детям с этим уровнем присущи развитые эстетические чувства, они эмоционально воспринимают все прекрасное и негативно относятся к безобразному. Они владеют необходимой способностью к волевому напряжению, умеют управлять своей деятельностью, поддерживать произвольное внимание, добиваться запланированных результатов. Дети осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, критически подходят к себе, стремятся преодолеть имеющиеся у них недостатки. В мотивационной сфере важное место занимает стремление к прекрасному, другие социально значимые мотивы (ответственность перед товарищами, коллективом и др.), проявляется высокий уровень саморегуляции, эстетического отношения к действительности. Они с удовольствием помогают родителям в работе по дому, активно участвуют в жизни коллектива, гордятся им и проявляют инициативу; с глубоким уважением относятся к родителям и другим членам своей семьи, охотно заботятся о них.

Такие дети ответственны, настойчивы и последовательны в труде, умеют организовать свой труд и видят в нем наряду с необходимостью красоту. У этой категории детей наблюдается устойчивость всех компонентов сформированности эстетической культуры.

Средний уровень. У детей этой группы имеются частично сформированные эстетические представления, понятия и умения, однако они не прочны. В суждениях дети старшего дошкольного возраста оперируют ими неумело, редко используют их в практической деятельности. У них отсутствует заинтересованность в их совершенствовании и применении. Интерес к эстетическим знаниям проявляют ситуативно, избирательно. Эстетические чувства развиты у них недостаточно. Они проявляются в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент. У них недостаточно для их возраста сформированы волевые качества, необходимые для эстетической деятельности; слабо развита концентрация внимания. Дети этой группы осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, но часто допускают халатность. Личные переживания неудач заставляют их браться за дело, но хватает их ненадолго. Они не стремятся к совершенствованию своих способностей, социально значимые мотивы у них не развиты, в мотивационной сфере их эстетической деятельности преобладают узколичные мотивы. Товарищам помогают лишь тогда, когда они импонируют им, в эстетической деятельности инициативу берут на себя редко, заботу о членах семьи проявляют недостаточно, в домашних делах участвуют неохотно. Добросовестно работают лишь под контролем. Настойчивы в труде лишь тогда, когда возникает опасность получить низкую оценку труда.

Низкий уровень. Для детей данного уровня характерна частичная сформированность эстетических понятий, представлений, умений. Эти дошкольники не умеют оперировать имеющимися знаниями. У них не развиты эстетические интересы и соответственно эстетические способности и чувства, нет стремления и к их развитию, хотя под влиянием определенных стимулов они могут участвовать в эстетической деятельности. Слабо развиты воля, внимание. Могут концентрировать внимание в эстетической деятельности лишь при строгом контроле. Часто не осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, товарищам помогают крайне редко. В работе требуют постоянного напоминания, инициативу в коллективных делах не проявляют, хотя успехи коллектива их радуют. Заботу о семье они проявляют лишь на словах, в домашнем труде участвуют лишь при строгом контроле.

Охарактеризованные уровни сформированности эстетической культуры дошкольников являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе детей от более низкого к более высокому уровню.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по формированию основ эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в семье, имела положительный результат: грамотное воспитание у детей старшего дошкольного возраста в семье, чувство красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям. Знания, полученные в ходе выполнения заданий, детей старшего дошкольного возраста будут востребованы в дальнейшей жизни. Убедились, что семьи, хоть и не все, педагогически правильно формируют эстетический вкус у детей дошкольного возраста.

Выводы по II главе

На первом, констатирующем, этапе экспериментальной работы представления дошкольников о красоте произведений (как основы формирования эстетического вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью отсутствовали. У детей старшего дошкольного возраста существует вполне самостоятельное мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать о том, что дети не равнодушны к произведениям, они замечают ее проявления и обозначают словом «красиво». Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня сформированности эстетического вкуса старших дошкольников после проведенных заданий, дидактических игр дома и в детском саду, бесед со взрослыми.

Таким образом, на этапе решения третьей задачи были выявлены ярко выраженные основы эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста в семье, что имело положительный результат: грамотное воспитание у детей из разных семей, чувство красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям. Знания, полученные на занятиях в детском саду и заданиях дома, дошкольниками будут востребованы в дальнейшей жизни, что позволяет подтвердить выдвинутую мной гипотезу; что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.

проводятся задания и дидактические игры в семье, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся проделанная работа — дает возможность обозначить период, характеризующий становление эстетического развития, совершенствующий под воздействием воспитания, направленного на решение задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для которого необходимо понимание ребенком прекрасного в искусстве и в жизни, чтобы накопить элементарные эстетические впечатления. Следовательно, мысль о ведущем месте в осуществлении эстетического воспитания принадлежит семье — верна. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Изначально в семье дети приобретают такие навыки и умения наблюдать за явлениями окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в доме, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить.

Работа по эстетическому воспитанию в семье связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором должны участвовать все, и семья и социум. Ребёнку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов для того чтобы научиться видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни,.

Во всей системе учебно-воспитательного процесса, эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, то что может быть прекрасным имеет воспитательное значение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Семья является одним из основных и главных средств эстетического воспитания — это можно увидеть анализируя литературу. Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания, главное этот интерес развивать и основным помощникам в развитии ребёнка является семья.

Корректность выдвинутой гипотезы и теоретическое изучение проблемы нашего исследования, а так же результаты педагогического эксперимента подтвердили её и позволили сформулировать следующие выводы:

Исследование доказало что формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье возможно.

На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.

Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий.

Семья как важнейший компонент эстетического сознания формируется с момента рождения ребенка. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять влиянию негатива, становится ориентиром в понимании красоты и в жизни, и в искусстве, а итоге — важнейшим фактором развития эстетического воспитания.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

  • В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

Приложение

Проект «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»

Цель проекта: Развивать у детей способности видеть красоту окружающего мира через музыку, живопись, литературу.

Задачи:

  • Способствовать созданию целостной картины мира, расширению кругозора.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, формировать все компоненты устной речи через художественное слово.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Побуждать воспроизводить художественные образы через движение, звук.
  • Развивать способности воспроизводить услышанное и увиденное через изобразительное искусство, различать характер и
  • Вызвать желание слушать музыку, различать тембр, колорит музыкальных произведений, подбирать соответствующие музыке произведения живописи.

Схема реализации проекта

Название проекта «Эстетическое воспитание дошкольников».

Вид проекта: Исследовательско — творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь — май)

Планируемые результаты

  • Построение и внедрение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
  • Расширение знаний детей о природных материалах и способах действия с ними.
  • Развитие ручной умелости.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Формирование творческой личности.
  • Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей воспитанников ожидаемыми результатами

Реализация проекта

Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат эстетического развития — человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

На прогулке — дети наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, познают эстетическую сущность природы.

На музыкальных занятиях — содержание включает сезонный репертуар: песни и музыкальные пьесы о временах года. При разучивании песен, знакомстве с произведениями классического репертуара дети последовательно усваивают информацию о природе, связывают ее с тем, что узнали на прогулке.

На занятиях изобразительной деятельностью — дети знакомятся с пейзажной живописью, анимацией, натюрмортом, и другими видами живописи.

На занятиях по чтению художественной литературы — дети знакомятся с произведениями писателей и поэтов о явлениях природы, поэтической красоте слова, воспевающей родную природу.

Перспективное планирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov/

1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. — 2008. — №3. — С.29

  • Аюева И. Воспитывай личность //Дошкольное воспитание. — 2009. — №2. — С. 8
  • Бочарова Н.Е.

Как приобщить детей к искусству //Дошкольное образование. — 2009. — № 11.

  • Л. Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2008. — №5. — С.28
  • Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок- М, 1987.
  • Воробьева Д.И.

Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. — СПб., 1995.

  • Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М. и др. — СПб., 1996.
  • Дошкольная педагогика.

/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1988

  • Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. — М., 1975
  • Дронова О.

Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. — 1996. — №6. — С.97

  • Дронова Т.Н. и др. Из детство в отрочество: Программа для родителей и воспитателей. — М., 1997.
  • Дубровская Е.

А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

  • Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей //Ребенок в детском саду. — 2002. — №2. — С.62
  • Золочевский С.А.

Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. — М., 1994..

  • Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. — М.: Высшая школа, 1986
  • Исток: Программа художественно-творческого развития детей дошкольного возраста /Воденникова Т.А., Демчук В.Г., Кошелева Е.В.

и др. — Курган, 1996.

  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Методическое пособие для воспитателей. — М., 1985
  • Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников
  • Коган Л.Н.

Искусство и мы. — М., 1995.

  • Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — М., 1985.
  • Лихачёв Б.Т.

Методологические основы педагогики. — Самара.: Бахрат, 1998 г.

  • Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. — М., 1972. — С.212
  • Халезова Н., Чумичева Р.

Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. -1985. — № 3. — С.52-54.

  • Эстетическое воспитание в детском саду. /Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1962.
  • Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

/Под ред. В.В. Колокольникова. — М., 1962.

  • Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. /Под ред. Р.И. Капустиной. — Шадринск, 1999.