Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Диагностические задания.

5. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ художественно — эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным если проводятся занятия, дидактические игры, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

Методологическую основу исследования составили:

  • концептуальные идеи, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина);
  • положения педагогики и психологии о значении, взаимосвязи и взаимозависимости восприятия и творчества в детской изобразительной деятельности (С.Л.

Рубинштейн, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.);

  • концепция понимания детского искусства как части мировой художественной культуры (Б.П. Юсов, Н.Н. Фомина).

В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБУ лицея № 67 с/п детский сад № 172 « Русалочка», в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).

8 стр., 3793 слов

Влияние музыки на формирование личности ребенка

... влияние музыки на воспитание детей - это приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ...

Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д. Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д.

дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову)[11, c.45]. К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью [3, с.29]. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном — двух видах искусства – оно любит все виды искусства.

14 стр., 6807 слов

По Педагогике «Игрушка в жизни ребенка» занимательные факты

... игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, ... окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, ...

Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла [15, с.18]. Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания. Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.

Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека[21,с.32].

Рассмотрим подробнее живопись.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.

11 стр., 5282 слов

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

... имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже ... пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета. Живопись делится на: 1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под ...

Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости.

Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.

Выделяется монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных сооружений), декоративно-театральная (встречающаяся в театре), миниатюрная (радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая, о которой и пойдет речь в дальнейшем.

Название «станковая живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст (станок, мольберт).

Станковая живопись создается в мастерской художника.

Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами:

  • пейзаж,
  • натюрморт,
  • портрет,
  • сюжетно-тематические картины.

Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.

Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.

Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание .

Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его душевное состояние, определяемое замыслом художника. В портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним[4,с.2].

11 стр., 5314 слов

Особенности приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству ...

... изобразительное искусство. Предмет исследования: особенности приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи. Цель: изучение особенностей приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи. ... детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, ...

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), — в контрастной гамме.

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Детям старшей группы дают для рассматривания разнообразие натюрмортов; особенности средств выразительности, индивидуальность творческой деятельности художников.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры, цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами.

Композиционному центру подчинены все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания всего произведения начинается с восприятия композиционного центра, благодаря этому устанавливается связь элементов картины, чем и достигается целостность восприятия произведения.

Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством размещенных объектов, а некоторыми элементами художественной выразительности. Такими элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева и справа, тон и цвет изображенных объектов.

В процессе ознакомления детей с живописью выделяют три этапа.

По мнению Р.М. Чумичевой, на первом этапе ознакомления с живописью используют искусствоведческий рассказ.

Структура рассказа:

Сообщение названия картины, фамилии художника.

  • О чем написана картина?
  • Что самое главное в картине? (композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение).

  • Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения).

  • Что красивого показал своим произведением художник?
  • О чем думается, что вспоминается, когда смотришь эту картину?

Искусствоведческим рассказом создается интерес к данной картине, формируется умение внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.

20 стр., 9779 слов

Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни

... Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.[19] Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с живописью, ... данных. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ 1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема Восприятие - ...