Особенности приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи

На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Некоторые ученные считают, что особую роль в становлении изобразительной деятельности дошкольников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики, живописи.

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это — высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений.

Объект исследования: изобразительное искусство.

Предмет исследования: особенности приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи.

Цель: изучение особенностей приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить механизмы и особенности восприятия картин пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству средствами пейзажной живописи.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение.

1. Изобразительное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Значение живописи в развитии ребёнка

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием». В.Г. Белинский.

«…. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

24 стр., 11764 слов

«Труд детей в природе»

... использования труда в природе как метода воспитания корректного отношения к природе. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания корректного отношения детей к природе через труд в природе. Разработать практические рекомендации по применению труда детей в природе. Методы исследования: Изучение ...

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Учитывая значимость пейзажа в развитии дошкольников, нужно:

1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:

  • создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
  • показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:

развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.

3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществлять в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений.

На прогулках обращать внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего — солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

3 стр., 1453 слов

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

... детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: 1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; 2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в ...

Придавать большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрировать яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов помогает более качественно достичь поставленной цели, изучение пейзажа.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

2. Восприятие детьми живописи

К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему? Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.

Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение, прочитанное им воспитателем на занятии или родителями дома.

Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?

Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерно и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

14 стр., 6732 слов

Особенности формирования у детей знаний о видах изобразительного искусства

... видами искусств В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников ...

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения. Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.).

Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.

В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый — эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Например: «Мне понравилась картина «Новый район Ленинграда» (художник Е.А. Галунов).

Она рассказывает о строительстве красивых домов, о новой части города. Здесь красные дома и белый снег. Мне она понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают. Об этом говорят лица рабочих на переднем плане картины: серьезные, сосредоточенные. Они думают о том, чтобы построить хороший, прочный, красивый дом. В этой картине все заняты, кажется, что все движется — люди, машины. Красиво». (Саша Б.)

Второй — это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенных на картине людей. Рассказывая о картине «Гвардейское знамя» (художник А.В. Сафонов), ребенок говорит: «Мне понравилась картина «Гвардейское знамя», потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Это было нелегко. Они мужественные. Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная». (Володя Р.)

Опыт работы показал, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине. Например, отвечают так: «Художник рассказал о труде хлеборобов, чтобы мы знали, как они работают — с утра и до захода солнца, чтобы вырос хлеб, а мы его берегли» (о картине «Ужин трактористов», художник А.А. Пластов).

20 стр., 9779 слов

Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни

... Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.[19] Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с живописью, ... данных. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ 1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема Восприятие - ...

«Эту картину художник написал для того, чтобы мы узнали, как строят дома, что людям помогают машины» (о картине «Новый район Ленинграда», художник Е.А. Галунов).

Однако понять замысел художника, идею произведения (о чем картина) им удается не сразу. Они воспринимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, переданные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности, между главным и деталями): «Эта картина не о мужчинах, а о солдатах. Они на войне, один ранен, а другой с автоматом» (о картине «Разведчики», художник Ф.В. Савостьянов).

«Эта картина о крестьянах, которые землю свою родную защищали. Они стоят рядом друг с другом, если одного убьют, то другой станет на его место. Это русские крестьяне. Картина темная, невеселая» (о картине «Первая весна», художник А.П. Краснов).

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью: «Художник показал красоту труда хлеборобов, мысли людей о хлебе. Вот они идут по полю, лица серьезные, и думают, что сделать, чтобы хлеба было больше. А хлеба много, он золотой, тяжелый. Красиво» (о картине «Хлебное поле», художник Н.П. Ерышев).

«Художник сам увидел разноцветный луг, красивый от цветов, настроение у него стало радостным, вот и нам рассказал про эту красоту» (о картине «Сенокос», художник А.А. Пластов).

Но к такой относительно высокой оценке эстетической значимости содержания произведения дошкольник подходит, исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок («Картина красивая, потому что много разных красок»).

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г.П. Сорогин).

Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями развития — невысокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия. Рассматривая вместе с детьми портрет «Девочка с куклой» (художник В.А. Тропинин), дети обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка — она бережно прижимает руками куклу. У ребят возрастает интерес к содержанию картины.

Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

17 стр., 8334 слов

«Психология» : Особенности восприятия детьми дошкольного ...

... восприятия. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений. 3. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие. Глава 1.Особенности восприятия детей дошкольного возраста Восприятие детей дошкольного возраста Восприятие ... в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы ...

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины: «Картина о дне рождения. Сколько здесь разных красок: красные, синие, зеленые, белые, розовые — всякие, девочка нарядная, весело на дне рождения. А если бы все нарисовать одной краской, то не получилось бы такого веселого дня рождения» (о картине «Гости», художник О.Б. Богаевская).

«Здесь звучит грустная музыка. Художник показал через коричневый и голубой цвет задумчивую музыку. Лицо пианиста задумчивое, он думает» (о картине «Играет Святослав Рихтер», художник Д.Д. Жилинский).

Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови: «Лица у разведчиков грустные, губы сжаты, невеселые, от немцев уходят. Плохое настроение — по лицам видно, потому что на войне. И все здесь темное — лес, река, деревья, даже грязь» (о картине «Разведчики», художник Ф.В. Савостьянов).

Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.

Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник в содержании произведения самое главное располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы: «Дети нарисованы здесь нарядными на переднем плане, чтобы все их увидели, рассмотрели. Они изображены так, чтобы все увидели, как художник любит детей» (о картине «Гости», художник О.Б. Богаевская) .

В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются — в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия. Например, при рассматривании альбома репродукций картин П.П. Оссовского их внимание привлекает репродукция «Сыновья». Произведение сложное, в нем выражена боль, горе людей, потерявших близкого человека — отца. Своеобразие композиционного решения здесь — незаполненность пространства четвертым человеком.

14 стр., 6949 слов

Формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов

... ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов. Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников - иллюстраторов. Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, ... изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура ... мгновение», и помогает человеку увидеть связи и ...

О чем говорили дети?

Смотри, как грустно здесь.

Кажется, у них беда.

Может быть, у них умер папа.

Сыновья и мама пришли к морю ловить рыбу и вспомнили папу.

Они трудятся, им тяжело без сильного папы, но они дружные, вот все

рядом, вместе.

А здесь, в левом углу, пусто.

Художник показал, что мальчики помогают маме вместо папы.

  • Художник написал картину для того, чтобы люди увидели, как трудно без папы и без мамы, чтобы все увидели, если не будет папы, будет грустно и тяжело.

Удивительная детская проникновенность в содержание произведения, умение эмоционально сопереживать с другими!

Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении живописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систематической работе по ознакомлению с живописью. При рассматривании подлинников картин в музее дети обращают внимание на различную технику письма: «Мазки здесь грубые, толстые, а здесь их почти не видно, они мелкие»,— определяют ребята. Они пытаются догадаться, почему художник именно так написал свое произведение. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на дошкольников более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи.

Овладев умением выделять средства выразительности в жанровой живописи, старшие дошкольники легко переносят его на другие живописные жанры. Рассматривая, например, портрет, самостоятельно приходят к выводу, что в портрете люди написаны иначе: «В жанровой живописи всегда много людей и они в движении, а в портретах — неподвижные, думающие» — такие ответы можно слышать от детей.

Следует отметить такую особенность восприятия бытового жанра (сельскохозяйственный труд) пейзажной живописи в сельском и городском детском саду. Сельские дети воспринимают пейзаж и темы сельскохозяйственного труда в произведениях художника ярче и эмоциональнее, более оживленнее строится беседа. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что темы этих картин близки опыту ребенка, это его среда, в которой он живет.

3. Пейзажная живопись

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Пейзаж (местность, страна, родина) — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафтов, городов, исторических памятников, растений. Пейзажем называют также произведения этого жанра.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выделять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской, речной и др. виды. В современной действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными. По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа.

Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи Левитана И. часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами.

11 стр., 5282 слов

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

... изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления ...

Художников, работающих в области пейзажного жанра называют пейзажистами. Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубокого содержательного и демократического искусства. Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стен Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVI веке.

Пейзаж — традиционный жанр станковой живописи и графики. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVI века, благодаря творчеству Питера Рубенса, Питера Брейгеля, Альбрехта Альтдорфера, Никола Пуссена и др.

Особую линию развития получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников, выполненных тушью на шелке, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, выделением декоративных мотивов, более активной ролью человека в природе.

В русском изобразительном искусстве пейзаж получил значительное развитие с конца XVIII, а в XIX столетии стал одним из ведущих жанров. Лучшими мастерами пейзажной живописи в России стали художники Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан, Серов, Коровин.

Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.

Познавательная функция.

Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении пейзажа у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений.

7 стр., 3121 слов

Дети Арбата как знаковое произведение перестройки

... его Рыбаков, Домбровский, другие. Но мы ясно видим властолюбца, одержимого идеей безмерного могущества. Люди для него - только материал для достижения чудовищных целей. В "Детях Арбата" А.Рыбаков ... истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение "Дети Арбата". В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких ...

Коммуникативная функция.

Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка — показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Имеют ввиду следующую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как-бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной отзывчивости отражает познание им искусства лишь на уровне рационального, логического мышления. В самом произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционально-насыщенного. Следовательно, и познание пейзажей должно осуществляться на основе единства эмоционального и рационального, что обусловливает речь воспитателя и ребенка.

Обучающая функция.

С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как — бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у ребенка формируются и развиваются не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формируются и расширяются научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета, техники изображения. В результате ребенок осваивает своеобразную терминологию, тем самым, расширяя свой словарный запас.

Воспитательная функция.

Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

Эстетическая функция.

При ознакомлении детей с пейзажной живописью детей учат видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством — в собственной художественной деятельности.

Регулятивная функция.

Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе — морали и законов государства, осуществляет социализацию человека — его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию регулирует поведение людей, их отношений друг к другу.

Социально-преобразовательная функция.

Через воздействие на сознание людей, в соответствии с которым они вырабатывают цели своей практической деятельности искусство воздействует на все стороны жизни общества: на производство (например, на отношение человека к труду, на создание красивых вещей и объектов и т.д.), на социально-политическую деятельность (способствует сплочению людей, их значительному участию в политической борьбе), на духовную жизнь ( вызывает интерес к научному и художественному творчеству).

Культурная функция.

Развивая сознание людей, их чувства, способность к воображению, знания, искусство, в том числе и пейзажная живопись, способствует творческой деятельности в различных сферах жизни общества, умению создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру.

Аксиологическая функция.

Общение с живописью формирует у человека не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.

Компенсационная функция.

Расширяя социальную практику человека, живопись дает ему возможность пережить непрожитое, неиспытанное лично, компенсирует недостаток различных переживаний (таких, например, как счастье, любовь или горе, страдание), которые нужны ему как важные стимулы жизни и могут возникнуть под влиянием новых обстоятельств.

Гедонистическая функция.

Пейзажная живопись вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение мыслящего «глаза» и «уха» видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которое дает человеку искусство, его жизнь оказывается ограниченной, односторонней и бессмысленной.

Оздоровительная функция.

На этой основе пейзажная живопись способна успокаивать и утешать людей, снять психическое напряжение (которое особенно усилилось в период научно-технического прогресса), преодолеть отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека. Искусство издревле используется медициной в профилактике и лечении психических болезней.

Престижная функция.

Интерес к искусству, к пейзажной живописи является важным показателем духовной культуры человека, а обладание художественными произведениями (их репродукциями) оказывается фактором престижа и комфорта. Поэтому общение с пейзажной живописью и ее коллекционирование становится нормой поведения людей.

Прогностическая функция.

Искусство подготавливает человека к встрече с будущим — с новым обществом, новыми открытиями в науке и технике, новыми видами деятельности и новыми людьми. Многие авторы фантастических пейзажей могут предвосхитить наше будущее, предугадать, как будет выглядеть наша Земля через десятки лет, что ждет человечество в далеком космосе, какие просторы открываются в подводном мире. Ярким примером такого неординарного видения мира является творчество летчика-космонавта Леонова. Разве он мог тридцать лет назад, рисуя фантастические лунные пейзажи, предугадать, что его видение мира полностью подтвердится научными исследованиями?

Прогрессивное искусство в образе нового человека показывает эстетический идеал прекрасного и возвышенного, критерии которых только зарождаются. Прогнозы, которые дает пейзажная живопись, способствует научному познанию мира и участию людей в построении будущего общества.

4. Содержание и формы организации работы по приобщению детей к пейзажной живописи

Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны).

Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:

1. Вводная часть.

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

2. Основная часть.

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.

После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других — светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»).

Одним из часто встречающихся методов работы — это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинакового понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления в речи. Есть следующие уровни понимания пейзажной живописи ребенка:

  • высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?
  • средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.
  • низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

Также есть и показатели уровней эмоционально — личностного отношения дошкольников к произведениям пейзажной живописи.

В свободное от занятий время или по желанию ребят используют разнообразные дидактические игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил . . . ?» «Найди общее», и т.д.

Экскурсии. Выставки.

Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий в «Зал искусств». В некоторых современных ДОУ есть условия для организации выставок репродукций пейзажей. Здесь дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях. По желанию детей можно подготовить из числа воспитанников «экскурсоводов», которые самостоятельно смогли бы рассказать о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.

Индивидуальная работа.

Проводится с детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

Если с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного — двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей.

Развлечения.

Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура может быть следующей (разберем на примере одного из них).

Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:

  • эмоциональный рассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебном мире красок (такой рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливает эмоциональное воздействие на детей);
  • выставка репродукций картин;
  • конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
  • проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
  • викторина о картинах и их художниках;
  • мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художника.