«Труд детей в природе»

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Организация педагогического процесса в детском саду сопряжена с целым рядом проблем, среди которых – низкая экологическая грамотность педагогов, серьезные изменения в экологической субкультуре детства экологическая депривация дошкольников, трудности в проведении диагностики их экологической воспитанности и др. Учет этих проблем требует особого внимания к выбору технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

На протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство» и др. Внедряются специализированные программы экологического образования: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина – Новикова), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), программы « Природа и художник» (Т.А. Копцева), « Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Природа. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова), «Планета – наш дом» (И.А. Белавина, Н.К. Найденская) и др.

16 стр., 7765 слов

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»

... экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Выявить формы и методы руководства игровой деятельностью, направленной на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать серию игр, направленных на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. ... природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. ...

Несмотря на имеющийся интерес к проблеме сохраняется противоречие между необходимостью экологического подхода детей к труду в природе и недостаточной методической проработанностью данного процесса. Исходя из данного противоречия, вытекает проблема, каким образом осуществляется экологический подход к труду детей в природе.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами данной темы исследования: Труд детей в природе как путь формирования у дошкольников корректного отношения к природе

Цель исследования: изучить пути формирования корректного отношения детей к природе и определить место труда в природе в данном процессе.

Объект исследования: процесс формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: труд в природе как метод воспитания корректного отношения детей к природе.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленное и систематическое использование труда детей в природе в ДОУ и семье будет способствовать успешному формированию корректного отношения детей к природе.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.

  2. Выявить наиболее эффективные условия использования труда в природе как метода воспитания корректного отношения к природе.

  3. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания корректного отношения детей к природе через труд в природе.

  4. Разработать практические рекомендации по применению труда детей в природе.

Методы исследования:

  1. Изучение методической и научно-педагогической литературы.

  2. Изучение педагогической документации.

  3. Педагогическое наблюдение за детьми.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, анализа результатов диагностики, приложения, заключения, списка литературы.

13 стр., 6451 слов

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

... формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 1.1 Межличностные отношения как ...

Для практической части исследования мы изучили условия экологического воспитания в подготовительной к школе группе ДОУ96, подготовили задания и вопросы детям для диагностики отношения детей к природе, перспективный план по применению труда в природе, конспекты трудовых занятий.

Глава 1.Формирование у детей отношения к природе в процессе труда

    1. Основные проблемы формирования у дошкольников корректного отношения к природе

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающим мире и природе. Все это оказывает отрицательные влияния на развитие личности ребенка в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношения ко всему что его окружает, т.е происходит явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетним возрасте начинает складываться свое отношения к различным сторонам окружающий действительности, это отношение выражается прежде через проявления заботы о людях, природе. У дошкольников умение быть корректными формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослого, а также в совместной деятельности. Итак, необходимо учитывать, что нравственные образы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но через практические формы взаимодействия с природным окружающим. Усвоение детьми нравственных норм и правил корректного отношения проявляются у них и в слове, и в действии. Сложность формирования у ребенка такого нравственного качества, как корректность, заключатся в том, что оно является интегрированным, т.е зависит от многих составляющих: трудолюбие, ответственность, настойчивость, интерес и т.д. Именно в детском саду педагог имеет возможность целенаправленно формировать такое качество, как корректность, помимо этого и родители должны способствовать формированию этого качества.

Общение ребенка с природой и миром заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за все, что в ней происходит. Дети должны понять, что следует не только чувствовать объекты природы, но и оказывать им непосредственную помощь.

Воспитание у дошкольников корректного отношения к животным и растения проходит как на занятиях, так и повседневной жизни.

Важно отметить, что родители воспитанников не отрицают важности формирования у детей корректности, однако часто они не знают, где ребенок может, проявить ее в семье, и не создают соответствующих условий. {16 С.86}

11 стр., 5404 слов

Реферат взрослые и дети

Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой ... дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей. Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и ...

Формирование отношения к природе происходит на разных стадиях развития трудовых навыков:

  1. Запечатление работающих людей. Как правило, этой стадии в литературе уделяется мало внимания, из-за чего она не введена в практику деятельности дошкольных учреждений в качестве самостоятельного метода обучения. Как доказали психологи у малышей и дошкольников мышление не словесно-логическое, а наглядно-образное. Они вводят в свою память сведения об окружающем мире путем запечатления событий реально происходящих вокруг них. Психологи и физиологи иногда образно называют такой способ восприятия информации «умственное фотографирование» или «запись на внутренний магнитофон». Эта запись осуществляется с фотографической точностью, без какого бы то ни было анализа, переосмысления происходящего.

  2. Работа с помощью взрослых. Эта стадия начинает формироваться с того момента, как ребенок приобретет простейшие двигательные трудовые навыки. Из-за слабости мыслительных процессов и незрелости двигательных реакций он еще не способен выполнять осмысленные действия самостоятельно, но взрослые, стимулируя его развитие, помогают осуществлять необходимые действия. Дошкольная педагогика накопила много приемов позволяющих вовлечь ребенка в активную деятельность: это работа малыми дозами, работа руками детей, игра и др. Данная стадия сравнительно короткая продолжается 2-3 года.

  3. Помощь взрослым. Эта стадия начинается примерно с 3-х летнего возраста. Внешнее оформление данного способа обучения может быть разнообразным. Иногда взрослый непосредственно просит оказать помощь или даже дает указания сделать что-то; иногда же, играя, он притворяется не умеющим и тогда ребенок кажется самому себе умным, сильным и ловким.

  4. Работа рядом с взрослым. Эта стадия формирования трудовых навыков описана в литературе, но на практике многие взрослые, особенно родители её часто игнорируют. Зачастую они требуют, чтобы дети самостоятельно выполняли необходимые действия, но сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, в принципе данным навыком не исполняет указания родителей. Причина заключается в том что, на определенным этапе своего развития дети могут работать только в том случае, если кто то из взрослых что, то делают рядом. Дети как бы подзаряжаются от взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции без такого контакта со взрослым дети работать неспособны. Данная стадия особенно ярко выражена с 3-5 лет, но отдельные её проявления можно пронаблюдать и позже даже у взрослых.

  5. Работа под явным контролем взрослых. Если ребенок успешно реализовал предыдущую стадию, он плавно и спокойно переходит в следующую – начинает работать самостоятельно под наблюдение или контролем взрослого. Обычно первые попытки такой деятельности можно начинать с 4 лет. Если предыдущая стадия опущена, переход к 5 стадии осложняется. Он сопровождается многими конфликтами как с ребенком так и со взрослым. Максимального выражения данная форма работы приобретает к 5-6 годам.

    5 стр., 2244 слов

    Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми

    ... общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит как смена нескольких целост­ных форм общения. Основные формы общения детей со взрослыми Формой общения Ситуативно-личностное общение Ситуативно-деловая форма общения Внеситуативно - познавательная форма общения (3—5 лет). Третья форма общения ребенка со взрослым ...

  6. Работа над неявным контролем взрослых. К 5-6 годам многие трудовые навыки уже освоены и у ребенка проявляется желание самостоятельно работать. Если взрослые чрезмерно опекают ребенка, если они продолжают общаться с ним в рамках предыдущей стадии, возникает конфликт. Чтобы не создавать ненужных конфликтов, имеет смысл при формировании трудовых навыков не пропустить 6 стадию — работу ребенка под неявным контролем взрослых. Это позволит не затормозить развитие самостоятельности подрастающего человека и в тоже время предотвратить возможные опасные для здоровья ситуации.

  7. Самостоятельная работа без контроля взрослых. Данная стадия формирования трудовых навыков имеет сравнительно небольшой удельный вес не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Однако, соблюдая принцип опережающего обучения, необходимо вводить с 5-6 лет, т.е. задолго до того как все навыки станут автоматизированными. Позже её роль будет неуклонно возрастать, но доминирующей она станет только у взрослых. Если данная стадия окажется опущенной, у ребенка будет задерживаться формирование способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности, вследствие чего станет невозможной полная реализация всех потенциальных возможностей как продуктивный, так и психологический и социальный сфер личности {16 С. 88}

  8. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде. В дошкольном возрасте данная форма работы встречается еще реже, чем предыдущая, но и её надо вводить сравнительно рано – примерно с 6 лет. Основание для этого является те же положения в психологии, которые названы в предыдущей стадии. В общей структуре продуктивной деятельности она займет у шестилеток всего 2-3%.

На всех стадиях необходимо воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Закреплять умение вести себя в природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять мусор. Закреплять знания детей о местных растениях, учить распознавать и называть их, научить различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умения по уходу за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Продолжать учить наблюдать за жизнью растений, уточнять представления о зависимости роста растений от условий. Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы. Закреплять представления детей о сезонных явлениях в природе:

Труд на прогулках по сезонам:{10 С. 147}

Осень. День укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди и дуют холодные ветры. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые исчезают. Листья деревьев и кустарников меняют окраску и опадают, трава желтеет и увядает. Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни вызвано похолоданием, недостатком тепла, света. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов. Продолжать знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах, с работой на полях.

3 стр., 1356 слов

Переживание природа значение для человека

... признак данного явления. Так как переживание – это явление присущее только человеку, то для выявления предельно общего признака необходимо дать определение самого человека: Человек – это существо, делающее сознательный ... субъектом, представим структуру явления переживания в виде схемы. 3. Диалектика переживания. Диалектика это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а ...

Зима. Холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы — льдом. Деревья и кустарники без листьев, зимующие птицы приблизились к жилью людей. Учить детей распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Приучать самостоятельно, подкармливать птиц, беречь деревья и кустарники.

Весна. Увеличивается день, становиться теплее, тает снег, реки освобождаются от льда. Набухают почки, появляются листья и цветы. Прилетают птицы, пробуждаются животные от зимней спячки. Дать представление о том, что изменения в живой природе связаны с потеплением необходимых условий для жизни растений и животных. Учить распознавать и называть первые цветы по листьям и цветкам.

Лето. Наступает жаркая погода. Растут и цветут растения, созревают ягоды, фрукты и овощи, в лесу появляются грибы. Сформировать у детей представление о том, что летом есть все условия для роста растений. Приучаем детей самостоятельно выполнять труд на участке( уборка кустарников, песка с участка, поливка цветников, и тд.).

    1. Экологический подход к труду детей природе как путь воспитания корректного отношения к природе

В организации любого труда – совместного воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке природы, коллективного ли на участке, на огороде или комнате природы – для формировании корректного отношения к природе необходимо четкое выделение трех этапов:{17 С. 78)}

  1. осмотр – наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

  2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

  3. заключительное наблюдение, позволяющие оценить полноценность среды обитания для живых объектов;

Нельзя чтобы труд превращался в беседы, утомляющие ребенка. Смысл труда – дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы. Он должен увидеть, что незря трудился. Воспитатель и ребенок радуются и любуются результатом своей работы.

Существует несколько форм организации труда в природе:

1. Индивидуальные поручения – применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности.

8 стр., 3658 слов

Историческая природа социальных издержек

... же предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки, правительство должно обложить налогом экономическую деятельность, связанную с дополнительными общественными издержками (например, выброс ... выделял частные, индивидуальные и социальные издержки. Пигу рекомендует нейтрализовать негативные экстерналии (издержки) налогами, а позитивные экстерналии - субсидиями. Только в начале ...

2. Коллективный труд – в природе дает возможность формировать навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

3. Дежурство – является одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предлагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда, а природе, формируются общественные мотивы труда.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д. Дети должны понимать, что уход в уголке природы требует достаточно много усилий. Дежурство должно выполняться в уголке природы с любовью и со всеми требованиями к растениям и животным. Уход за растениями осуществляется в присутствии воспитателя, поручается 2-3 детям самостоятельно выполнять работу, например, поливать цветы, протирать листья и т.д.{14 С.78}

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Применяя, труд для формирования корректного отношения к природе педагог определяет, содержание труда в зависимости от возрастных особенностей детей. Младшие группы . Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке.

Средняя группа . Воспитатель вместе с детьми осматривает растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть, также в средней группе в конце года дети обтирают растения, сажают горох на грядке, поливают клумбу.

Старшие группы. В этом возрасте ребенку поручают вырастить растение например в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. Также в этом возрасте вводятся дежурства детей в уголке природы.

7 стр., 3284 слов

Проблема безопасности детей

... каждый, включая детей. Бытовая электротехника очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ... искорка и поджечь ковер или даже одежду ребенка. Если ребенок слишком близко подходит к пламени, это также ... мясорубок; утюг также не должен оставаться доступным для детей; следует удостовериться, что домашнее электрооборудование централизованно заземлено; установите ...

Во всех группах воспитатель формирует отношение к природе через обогащение опыта трудовой деятельности, развивает устойчивость познавательного интереса, стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации. Дифференцированный характер интереса: его направленность на эмоционально-познавательное общение с природными объектами или получения о них информации при чтении и рассматривании энциклопедии, природоведческой литературы; выбор для общения и познания — преимущество животных и растений, группу живого или определенные объекты природы {12 С. 147}

Весьма важным является самостоятельное создание необходимых условий для жизни питомцев — обитателей живого уголка, цветника и огорода, удовольствие от достижения положительных результатов труда, соблюдение в собственном поведении правил гуманного отношения к живым существам, предупреждение негативных поступков других детей, исправление с небольшой помощью взрослого последствий таких поступков.

В процессе труда детей в природе педагог следит за проявлениями доброжелательного гуманного отношения к любым живым существам, окружающим ребенка, осознанием значимости такого отношения для живого, терпимости к внешне непривлекательным животным и растениям, пониманием того, что любовь к живому – это не стремление скорее взять к себе, сжать в ладони, а созерцание красоты окружающего, ощущение запахов природы, восприятия мелодии и звуков, помощь живому, переживания чувства удовлетворения от правильного общения с природой, единение и согласия с живущими рядом, окружающим миром.

Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход. Труд в природе – это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного и неблагополучного состояния окружающего.

Экологический взгляд на трудовую деятельность выдвигает новые требования к ее организации и методике проведения. Значительная роль отводиться на корректное отношение ребенка, на внимание состояние живого объекта и условий, в которых он находится. Первоначальный осмотр позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря корректному отношению ребенка труд становиться осмысленным, экологически целесообразным {15 С.48}

Таким образом, воспитывая у детей корректное отношение к природе, ребенку необходимо полностью влиться в трудовую деятельность, понимать, для чего нужно беречь, свою природу, зачем за ней ухаживать и заботиться. Чтобы ребенок мог усвоить природу для этого необходимо поддержка воспитателей и близких ему людей.

    1. Создание условий труда детей в природе

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

3 стр., 1481 слов

Социально-экономическое содержание труда

... семь специальных функций труда: социально-экономическую (репродуктивную), продуктивную (креативную, или творческую), социально-структурирующую (интегративную), социально-контролирующую. социализирующую, социально-развивающую и социально-стратификационную (дезинтегративную). Каково же содержание социальных функций трудовой деятельности? Социально-экономическая (репродуктивная) функция ...

Из необходимых условий успешного применения труда в природе как метода формирования корректного отношения к ней мы выделяем следующие:

-ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающие экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение учебного года;

-организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: например, природоохранной (зимняя подкормка птиц, уборка уголка природы и т. д.);

-систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений, за живыми объектами;{21 С.225}

Для труда детей в природе необходимо иметь достаточное количество оборудования (Приложение 2), которое должно соответствовать следующим требованиям:

Выводы по первой главе

В первой главе мы выявили ряд проблем формирования у дошкольников корректного отношения к природе, все проблемы решаются в ходе воспитательного процесса. Итак, что такое корректность?!

Корректность – это уважительное и заботливое отношение к природе, к людям окружающим ребенка, тактичность в обращении к взрослым и сверстникам.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое и корректное отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и об их сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Трудовая деятельность должна быть регулярной, воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, дав каждому свое задание, при работе у детей приобретаются навыки трудовой деятельности. Труд в природе имеет образовательное значения, трудясь в природе, у детей формируется знания о сезонных изменениях, свойств и качеств растений, способы выращивания, и тд., дети учатся устанавливать связь между условиями и образом жизни растений в природе и в уголке природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. У детей проявляются такие качество как заботливость, корректность, бережность по отношению к природе, в связи с этим труд для детей становится осмысленным и целенаправленным. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это основа для воспитания устойчивого интереса и желания к трудовой деятельности.

Забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Глава 2. Совместная деятельность воспитателя и детей в экологоразвивающей среде как метод формирования первых практических умений корректного взаимодействия человека и природы

2.1. Анализ результатов диагностики отношения детей подготовительной группы к природе

Практическая часть нашего исследования проводилась на базе ДОУ №96 г. Томска в подготовительной группе. Педагоги работают по программе «Детство», кроме того, они применяют материал из парциальных программ «Юный эколог» (Николаева С.Н.), «Наш дом -природа» (Рыжова Н.А).

В группе имеется уголок живой природы, в котором живет большая черепаха и аквариумные рыбки, разнообразные комнатные растения, центр воды и песка, коллекции семян и другого природного материала, гербарии, муляжи овощей и фруктов, разнообразное оборудование для труда детей и уголке природы и на участке, уголок дежурства, мини-лаборатория, календари и дневники наблюдений.

Опытные педагоги, работающие, в этой группе успешно используют, современные технологии экологического воспитания. Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных — становятся предметом детских наблюдений в обычной повседневной жизни. На прогулке ребята с удовольствием следят за голубями, за игрой собак, за быстро двигающимися облаками и т. д. Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные явления природы, рост и развитие растений и животных.

Богатая экологическая развивающая среда в данной группе позволяет успешно использовать труд по уходу за растениями и животными для формирования у детей желания и умения заботиться о живых существах. Во время прохождения практики в начале учебного года, наблюдалась не всегда адекватная реакции на поведение живущий в группе черепахи, (дети могли пугать черепаху, не проявляли желания по чистить клетку и т.п.).

Мы наблюдали за работой воспитателей в данном направлении, и сами учили детей, как правильно кормить и ухаживать за черепахой. К середине учебного года дети не просто проявляли интерес к рыбкам и черепахе, но и сами пытались оказать определенную помощь к животным и растениям, овладели достаточными знаниями и умениями, необходимыми в трудовой деятельности: умение ставить цель, выявлять главное в работе, планировать свои действия с материалом, договариваться о распределении трудовых действий и т.п.

В начале учебного года нами была проведена диагностика экологической воспитанности детей данной группы. В диагностике использовались практические задания, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, конспекты занятий (Приложение 1).

Задание 1.

Цель: выявить умения ребенка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:

1. выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в уходе и объяснить свой выбор;

2. ответить, каким станет растение после ухода за ним;

3. рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

4. подобрать необходимое оборудование для предстоявшего вида труда;

5.объяснить, как узнать, что уход достаточен.

После воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Задание 2.

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы:

? Любишь ли ты животных и растения?

? С какими животными существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

? Зачем нужны животные и растения?

? Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

? Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 3.

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает развлечения, а не помощи живому существу:

? Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

? Как бы ты поступил на его (ее) месте?

? Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

Задание 4.

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.

В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и его целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет).

Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

? Как ты узнал, что все это живое?

? Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

? Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек)?

? Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:

? Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

? Как нужно ухаживать за животными (растениями)?

? Как ты думаешь, что делает человек, чтобы быть здоровым?

? Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной) силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой персонаж) перепутал животных и место их обитания». Задаются вопросы:

? Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называются конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

? Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

Беседа с ребенком может проводится полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).

Задание 5.

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 6.

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в уголке природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли, животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности. Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

? Как себя чувствует живой объект?

? Как ты это узнал?

? Как ему можно помочь?

? Хотел бы ты помочь животному или растению?

? Почему ты хочешь ему помочь?

Результаты нашей первой диагностики получились не удовлетворительные, мы можем сказать что, в трудовую деятельность включились 70% детей, отношение проявили к труду 60% детей, а трудовыми навыками владеют 80% детей.

"Труд детей в природе"

2.2. Описание содержания работы с детьми по формированию корректного отношения к природе в процессе труда

Во время формирования корректного отношения к природе у дошкольников мы использовали разнообразные формы труда детей в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Кроме того, мы проанализировали отдельные педагогические ситуации, которые наблюдались во время повседневной работы.

На одной из прогулок на участке детского сада, мы с детьми организовали работу по уборке листьев с территории детского сада. Сначала мы собирали разнообразные листья, веточки сломанных деревьев, цветы для того, чтобы высушить их, а потом использовать для поделок, после чего мы начали убирать оставшиеся листья. Ребята с удовольствием помогали убирать свой участок детского сада, чтобы было приятно на нем играть, работа проводилась дружно со всеми детьми, двое – трое таскали листья, а остальные сгребали по кучкам. Во время работы дети научились различать листья разных пород деревьев, узнали разные виды цветов. После проведенной работы с детьми, ребята постоянно пытались сохранить свой участок в чистоте.

В утренние часы мы предлагали детям помочь полить цветы и покормить рыбок, на что дети по- разному реагировали на наши просьбы, но чаще всего с удовольствием отзывались на наши поручения.

Периодически мы поручали двум-трем детям обтирать растения, остальных детей просили поиграть, объясняв, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставили на скамеечки или на пол, если растения высокие. Ребята с удовольствием начали помогать своим воспитателям в уборке уголка природы. Но для начала мы предложили детям посмотреть, как нужно правильно вытирать пыль с листьев, показывали, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, и напоминали, что лист может сломаться. Затем дети закатывали рукава, и самостоятельно принялись за дело. Во время работы мы наблюдали за каждым ребенком и заметили, что ребята выполняют свою работу с большим удовольствием, стараются выполнить все аккуратно.

Большую роль в формировании отношения к растениям и животным играет организация труда на огороде, эта работа помогает решить множество воспитательно-образовательных задач, которые осуществлялись нами в летний период:

1. Формировать у детей элементарную систему знаний о размножении растений.

2. Знакомить с разными семенами растений и приемами их посева.

3. Учить способам ухода за растениями (младшая – подготовительная группа).

4. Учить устанавливать экологическую зависимость между растениями и неживой природы (почва, вода, свет, тепло).

5. Знакомить с разными видами безопасных удобрений (минеральными и органичными), их влияние на рост и развитие.

6. Формировать интерес к огороду, знакомить с правилами гигиены при роботе с землей.

В процессе решения данных задач мы давали детям разнообразные задания, которые они выполняли успешно.

2.3 Анализ результатов практической работы с детьми

Для проверки результатов мы провели контрольную диагностику, применяемую нами на первом этапе. Результаты диагностики получились удовлетворительные.

"Труд детей в природе"

Выводы по второй главе

В начале исследования было выявлено, что у детей не достаточно развиты трудовые навыки, что, дети проявляют отрицательное отношение к труду. Поэтому нам пришлось провести первую диагностику трудовой деятельности, которая показала не удовлетворительные результаты.

Мы проводили с детьми различные трудовые действия, игры, упражнения, беседы, занятия касающиеся труда, пытались любыми способами привлечь ребенка к трудовым действием.

После проведенной работы с детьми, мы провели контрольную диагностику, которая показала положительные результаты всей работы: на данный момент мы можем сказать что, в трудовую деятельность включились 100% детей, отношение проявили к труду 90% детей, а трудовыми навыками владели 100% детей.

После проведенной работы, мы вместе с воспитателем разработали следующие рекомендации для родителей:

        1. Быть личным примером для детей.

        2. на прогулке находить у других людей положительные примеры и указывать это детям.

        3. Быть естественными с детьми.

        4. Находясь на природе с детьми, напоминать, что мусорить на природе, не засорять водоемы.

5. Больше рассказывать детям о положительном влиянии природы.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что цель исследования — изучить пути формирования корректного отношения детей к природе и определить место труда в природе в данном процессе – достигнута, так как в работе представлены различные трудовые действия, которые были проведены с детьми.

Гипотеза, которая заключалось в том, что мы предполагали, целенаправленное и систематическое использование труда детей в природе в ДОУ и семье будет способствовать успешному формированию корректного отношения детей к природе, доказана, так как в данной выпускной квалификационном работе представлены различные трудовые действия для развития трудовых навыков детей и проанализированы результаты проведенного экспериментального исследования.

Во время проведения диагностики были решены все поставленные во введении задачи: была изучена литература по данной проблеме, были выявлены наиболее эффективные условия использования труда в природе как метода воспитания корректного отношения к природе, была разработана и апробирована экспериментальная методика воспитания корректного отношения детей к природе через труд в природе.

В результате проведенного исследования было установлено, если приобщать детей к природе с младшей группы, то у них зарождаются гуманное отношение к ней, проявляющиеся в заботливости, корректности, самостоятельности, инициативности. Это дает возможность усложнить содержание детского труда в природе.

В данной работе достаточно подробно были раскрыты следующие моменты: понятия и особенности трудовой деятельности, цели и методические задачи при обучение детей трудовым навыкам.

Все выдающие воспитатели и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: А.Я. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский он был за то, чтобы «вести детей в природу» чтобы сообщить им все доступное полезное для умственного и словесного развития.

В конце данной работе можно сказать, что главным методом экологического воспитания детей – является совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. В трудовой деятельности дошкольников у детей формируются такие качества характера, как заботливость, корректность, положительное отношение к природе. Природа имеет глубокое нравственное содержания, свидетельствующие о важности и необходимости проявление бережного, заботливого и корректного отношения ко всему живому. Проявляя корректность к живым существам, ребенок руководствоваться разными мотивами: пониманием, что это хороший поступок, желанием услышать похвалу, одобрение со стороны взрослого.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/trud-detey-v-prirode/

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, СПб, 2003;

  2. Николаева С.Н. Юный эколог , 2004;

  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания, 2004;

  4. Николаева С.Н. Воспитание экологическая культура дошкольном детстве, 2004;

  5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, 2005;

  6. Рыжкова Н.А. Невидимые ниточки природы, 2003;

  7. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой , М, 1983;

  8. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде, М, 1983;

  9. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду, М, 1989;

  10. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) – СПб.: «Детство – пресс», 2000;

  11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999;

  12. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду- М., Мозаика-Синтез, 2007.

  13. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе, М. 1976;

  14. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду, М. 1992;

  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников, М. 2005;

  16. Журнал дошкольное воспитание №8, М. 2009;

  17. . Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Москва: Просвещение,1980.

18. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Москва:Просвещение,1967.

19. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников срастениями.

20..Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического нравственного воспитания детей. МГПИ им. В.И. Ленина. Москва, 1963.

21. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Москва: Просвещение, 1973,

22. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природе. Москва: Просвещение, 1965.

23. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. Москва: Просвещение,1989.

24. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва: Новая школа,1993.

25. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.МоскваНоваяшкола,1995.

Приложение 1

Делаем кормушку

Сделайте с ребенком кормушку для птиц – это и познавательная игра, и польза животным. Для этого вам пригодится пакет из-под сока, молока или пластиковая бутылка, коробка из-под новогоднего подарка. "Труд детей в природе"

Вырежьте большое аккуратное окошко, а лучше два (с противоположных сторон).

Потом привяжите красивую ленточку, на которую повесите кормушку. А затем вместе повесьте ее на дерево. И каждый раз, когда идете на прогулку, берите с собой немного корма.

Трудовая деятельность в процессе игры

Снежные скульптуры .

Если вы решили в зимний день вылепить снеговика, не забудьте взять с собой бутылку воды. Это отличный «клей», с помощью которого вы можете соединять между собой фрагменты будущей «скульптуры».

Покажите ребенку, как с помощью обычных формочек можно делать из снега такие же куличики, как из песка. А потом скрепите их с помощью «клея» (воды).

Лепим из снега

Одно из самых любимых занятий детей зимой — лепка из снега. Этот процесс будет веселее, если взять из дома какие-нибудь предметы (морковку, большие пуговицы, старый шарф или поломанные солнцезащитные очки).

Представляете, какой интересный получится снеговик?

Чтобы ему было не скучно, слепите ему подружку — снежную бабу. Ей можно надеть платок, а на шею повесить бусы из рябины. Красота!

Думаете, что из снега можно слепить только снеговика и снежную бабу? Ошибаетесь! Из снега можно слепить все, что угодно: черепаху, колобка, зайчика, мышку. А еще башню, ледяную горку, крепость из снежных комков

Кто из вас самый меткий?

Сначала выбираем цель (большое дерево или забор).

Из снега лепим снаряды-снежки. А теперь отправляем их точно в цель.

После каждого удачного поражения цели хлопаем в ладоши — получилось! Еще один вариант: попасть снежком в ведерко.

Снежная дуэль

В эту игру интереснее играть втроем: мама, папа и малыш. Мама с ребенком — на одной стороне, папа — на другой. Но, конечно же, победит дружба!

Кексы для Снегурочки "Труд детей в природе"

Игра подходит для самых маленьких. Из снега можно слепить пирожки руками, а можно применить разнообразные формочки. Из ведерка можно сделать кулич: плотно утрамбовываем его снегом, переворачиваем, стучим лопаткой, убираем… получился высокий кулич. Кулич украшаем веточками и ягодками рябины.

Кто найдет клад?

Если снежный покров небольшой, то попробуйте с детьми раскопать снег до самой земли и посмотреть, что под ним. А там… маленькое чудо — зеленая трава. Расскажите детям, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит.

А если ваша прогулка проходит в лесу, найдите старый трухлявый пень и отделите кусочек коры. Под ним вы увидите спящих насекомых — они тоже заснули на зиму. Но когда придет весна и их согреет солнышко, они снова проснутся.

Приложение №2

Для труда детей по уходу за растениями и животными в распоряжении воспитателя должно быть следующее.

Фартуки — белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.

Щетка-сметка, совок — для сметания крошек со стола, со скатерти или индивидуальных салфеток. Размеры: щетка-сметка— диаметр ручки—2,3 см; совок—12X12 см, длина ручки— 8—10 см.

Щетка половая, совок для мусора. Размеры: щетка — длина 20 см, длина ручки — 100—110 см, диаметр — 2—2,3 см, совок — 12X12 см, длина ручки

12—14 см. Тазы, ведра, подносы.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группах это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках подвешиваются щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полочках хранятся тазы для уборки, для стирки кукольного белья, зажимы, ведерки; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой— для хранения клеенчатых фартуков.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д.— из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь. Лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см. Деревянная лопата для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см. Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см. Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками—100 см, длина бортов —30—40 см, диаметр колеса — 12 см.

Трамбовка для снега. Движок для сгребания свежевыпавшего снега. Скребки металлические. Санки, корзины или ящики для перевозки снега на санках. Ведра вместимостью 1,5—2 л. Лейки вместимостью до 2 л.

Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см. Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Все это и есть создание условий для детей для их комфорта в природе, бережного и корректного отношения к ней.

Приложение 3

Конспект занятия на тему «Как растет растение»

Задачи. 1. Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии растении, его последовательности и закономерной направленности; 2.Помочь детям в установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в разных условиях среды, между стадиями развития; 3. Помочь детям в накоплении опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Предварительная работа. Наблюдения за особенностями внешнего вида растений. Серия опытов «Растения – живые», посадка растений, длительные наблюдения за их ростом и развитием, составление рассказов о растениях.

Ход занятия. 1 часть

Сюрпризный момент. В группу к детям приходит Незнайка. Приносит бумажный искусственный цветок.

Незнайка. Посмотрите, какой красивый цветок я вырастил. У него есть стебелек, листочки, даже цветок – это живое растение.

Дети(сеются).

Это неживое растение. Это сделанный цветок. Он не вырос.

Незнайка. Я все понял: если есть цветок, значит растение неживое. (Внести цветущие растение).

Дети. Это живое растение. Оно выросло. У него есть корень, стебель, листочки и цветок

Воспитатель. Ребята Незнайке надо доказать, что – это живое растение, что оно выросло. Будем доказывать? (Будем)

2 часть.

Воспитатель. Ребята, зачем растению цветок? (чтобы были семена).

Зачем созревают семена? ( Чтобы из них были еще такие же растения).

А сейчас ребята выберите семена разных растений, (дети подходят к столу и выбирают натуральные семена или картинки с изображениями семя и плодов, выставляют на стенд или выкладывают на стол.

Незнайка. Такие разные семена! И что же из них вырастает? Я знаю – березовые семена, из них дуб может вырасти. А вот горошина – из нее вырастет береза. (Дети не соглашаются).

Дети. Из березовых семян вырастет только береза, из горошины – горох.

Воспитатель. А как же вырастит растение?

Незнайка. Я все знаю. Положу семена в коробку ,потрясу и пусть растут.

Дети. Нет.

Воспитатель. Что нужно растению, чтобы оно выросло? (Вода, питание в земле, тепло, свет.)

Незнайка. А, теперь все понял! (Выставляет элементы модели наоборот, в неправильной последовательности: семечко проростком – корнем – вверх, листьями в землю, перепутаны стадии роста: плод прежде цветка).

Сейчас я возьму семечко. Помочу – семечко проросло. Теперь положу в землю – положу так, чтобы корешок вверх торчал, чтоб ему светло было, а листочки вниз, в землю. Потом будет плод, потом цветок. И вырастит красивого цвета – он самый главный у растения. (Дети исправляют ошибки, мотивируя каждую стадию роста, его последовательность и направленность, обсуждая каждый элемент модели).

Воспитатель. Ребята, правильно рассказал Незнайка? (Нет).

А как же растет растение и почему? Надо рассказать Незнайке и доказать, чтобы он все понял. ( Дети раскладывают модели последовательности роста и рассказывают, как растет растение.)

Воспитатель. Хорошо рассказали. Понял, Незнайка?

Незнайка. Так много говорили – ничего не понял! Или: «Ну про горох я понял. А вот дерево, конечно, по-другому растет»

Воспитатель. Расскажите Незнайке, как растет дерево – можете про любое. (Показывает Картинки тополя, ели, рябины и др.) Рассказывайте по порядку и объясните, почему оно так растет, а не по другому. Смотрите на картинки – они вам помогут.

Незнайка. Ну может быть и так, но сами вы не видели как растет растение. И, моет быть, все путаете.

Воспитатель. Расскажите Незнайке о том растении, которое вы сами выращивали: как оно росло и почему. (Предлагает взять дневник наблюдений и рассказать)

Незнайка. Ну, все теперь я действительно знаю как растет любое растение. Спасибо вам большое ребята!

Тема : «Путешествие в зимний лес».

Цель: Формирование системы экологических знаний и представлений через активную деятельность детей.

Задачи:

Образовательная:

— уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании.

Развивающая:

— закреплять умение детей составлять описательные рассказы.

Воспитывающая:

— воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Познавательная:

— Познакомить детей со способом изготовления кормовой смеси для птиц.

Оборудование: демонстрационный экран, декорации зимнего леса, емкости с кормом для птиц, кормушка.

Сюрпризный момент : гости: Лесовик, птицы – снегири.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, а куда вы должны отгадать сами? Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать её и узнаете, куда мы с вами пойдем

— «Весной одевается,

Осенью раздевается» (ЛЕС).

На экране появляется иллюстрация зимнего леса.

(Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром, деревья стоят голыми и зеленеют ели и сосны. А какой в лесу свежий воздух, морозный. Давайте подышим этим чистым воздухом. (Дыхательная гимнастика).

-Ребята, обратите внимание как тихо в зимнем лесу, и кажется: нет никого во всем лесу. Но прислушайтесь, я слышу, что скрипит снег, кажется, кто — то идет. (Появляется Лесник).

Лесник :- Здравствуйте, дети, я рад, что вы пришли ко мне в гости в мой зимний лес, а то мне скучно здесь одному, только птички не дают мне скучать, радуют своим пением. Давайте их послушаем. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит аудиозапись пения птиц).

-Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь, на стульчики и внимательно слушайте.

1.Вот вещунья — белобока,

А зовут её: (Сорока) (Лесник по очереди достает из шкатулки фото птиц и отдает в руки детям за правильный ответ).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто же это : (Воробей)

4. Это птица мирная,

Хоть и без квартирная.

Гнёзда строить не мастак,

Приютится на чердак.

Станет солнце пригревать,

Птица любит ворковать.…(Голубь)

5. Кто присел на толстый сук

И стучит «Тук-тук, тук-тук»

(Дятел).

6. На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его: (Скворец)

7. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.(Синица).

8. В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.(Жаворонок)

Лесник: — Молодцы, ребята, все загадки отгадали, хорошо знаете птиц.

Воспитатель: — Ребята, скажите, на какие 2-е группы можно разделить этих птиц? (На зимующих и перелетных).

— Давайте, птиц разделим на две группы. У меня есть два круга, в один круг посадим перелетных птиц, а в другой круг – зимующих. На магнитной доске размещены 2-а круга, дети делят птиц на 2-е группы, размещая в один круг перелетных, в другой зимующих. Дети по очереди подходят к магнитной доске, помещают птицу в определенный круг, объясняют свое решение.

Лесник: — Ребята, раз вы ко мне в лес наведались, то я хочу познакомить вас со своими пернатыми друзьями. Отгадайте, кто они?

Пусть я птичка — невеличка

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

— Правильно, ребята, это снегири. И они прилетели ко мне в гости. (Выносит клетку со снегирями).

— Знакомьтесь, это мои друзья, два снегиря. С красной грудкой мальчик его я зову Кеша, а с серой грудкой девочка, я ее зову Чика.

Воспитатель: — Ребята, подойдите к ним по ближе, давайте рассмотрим птиц. (Дети рассматривают птиц).

А теперь давайте их опишем, а поможет нам в этом схема. (Воспитатель показывает схему, по которой дети составляют описательный рассказ).

Воспитатель: — А сейчас давайте с вами встанем в кружочек и поиграем в игру, которая так и называется «Снегири».

ФИЗМИНУТКА «СНЕГИРИ».

Воспитатель :- А чем ты, Лесник, кормишь своих пернатых друзей?

Лесник: — Да что сам ем, то и им даю кушать.

Воспитатель: — Ребята, правильно поступает Лесник, что кормит снегирей со своего стола? Полезна ли им такая еда? (Ответы детей).

-Ребята, а давайте расскажем Леснику, что любят кушать Снегири и научим его делать кормовую смесь для них. Ведь все птицы разные, и у каждой птицы свой любимый корм.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоят емкости наполненные: 1-семечками подсолнуха, 2- просо, 3- почками и молодыми побегами деревьев,4- семя льна, 5- семена репейника, 6- ягоды рябины, 7- плоды ранетки, 8- морковь сушеная, 9- кедровые орешки, 10- хлебные крошки, 11- сало. Дети рассматривают содержимое емкостей, определяют что в них находится и выбирают тот корм, который подходит для снегирей .Насыпают в отдельную емкость и смешивают корм.

Воспитатель: — Возьми от нас в подарок эту смесь и угощай ею снегирей.

Лесник: — Спасибо, вам, ребята, что научили меня готовить кормовую смесь для снегирей, то – то им понравится мое угощение. А на память о нашей встрече я вам хочу подарить кормушку.

Воспитатель: — Какая красивая кормушка. Мы ее обязательно разместим у себя на участке, и будем ждать в гости птиц. И может быть, в следующий раз к нам на кормушку прилетят именно эти снегири с которыми мы сегодня познакомились– Кеша и Чика.

Воспитатель и дети прощаются с Лесником и благодарят за подарок.