«Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования»

Версия шаблона

3

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

Тема

Диагностика как методика исследования воспитательного процесса

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

контракта

  1. Диагностика как методика исследования воспитательного

процесса…………….. 2

Воспитание – это основная категория педагогической науки. В отечественной педагогике основы воспитания заложил К.Д. Ушинский в конце 19 века. В 20-30 годах 20 века теорию воспитания разработал А.С. Макаренко.

В педагогической литературе встречается множество определений этого понятия. Их формулировки зависят от методологического подхода. В отечественной теории воспитания можно выделить два направления в определении «воспитания».

В основе первого лежит взгляд на ребенка, как на объект педагогического процесса, то есть важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Такой взгляд характерен для традиционной педагогики, в которой учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает развитие гуманистических идей, которое способствовало рождению новой педагогической парадигмы: ребенок становится субъектом воспитания, то есть в центр научной картины мира выдвигается человек.

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в разных социальных институтах: семье, детском саду, школе, гимназии, лицее, техникуме и т.д.

4 стр., 1565 слов

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка ...

... науки — психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями (ППДДРН), занимающаяся разработками методов и методик распознавания и измерения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением речи. ППДДРН включает в себя следующие составляющие: медицинскую диагностику; педагогическую диагностику; психологическую диагностику; логопедическую диагностику. Психолого-педагогическая ...

Итак, воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.

На эффективность воспитательного процесса влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и многих других факторов, порой даже таких незначительных, как настроение и самочувствие педагога и учащегося.

Материальные условия, включающие обстановку в кабинете, наличие современного оборудования в мастерской, не являются определяющими, но в успешности воспитательного процесса и они играют не последнюю роль.

От отношения к учащемуся зависит выбор воспитательной технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарного или личностно-ориентированного (по Г.К. Селевко).

В работе любого воспитателя можно выделить алгоритм его деятельности, то есть последовательные этапы, составляющие цикл работы:

  1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.

  2. Планирование работы.

  3. Реализация плана (выполнение работы).

  4. Анализ и оценка результатов работы.

После этого можно ставить новые задачи, если решены прежние. Проводя анализ

работы, мы чаще вспоминаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, конкурсах

и почти не задумываемся о том, какими наши ученики были и какими они стали и какими бы мы их хотели видеть. Наверное, многие думают, что это и так ясно, ведь ежедневно общаясь мы и без того знаем своих учеников. Но на самом деле это не всегда так.

1глава основной части

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

    16 стр., 7692 слов

    Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы

    ... понятия эстетическое воспитание Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.) эстетическое Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся ...

  2. определение результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

  5. оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

  1. выявление относительного уровня развития учащихся;

  2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

  3. выявление потенциальных возможностей развития.

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение , осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование , которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики [1]:

  1. Изучение

а) сбор данных;

б) сравнение;

в) интерпретация;

г) анализ.

  1. Прогнозирование.

  2. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

Изучение

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

25 стр., 12448 слов

«Особенности организации психологической помощи детям дошкольного ...

... деятельности. Объектом данной работы является задержка психического развития Предмет: психологическая помощь детям с задержкой психического развития. Задачи: 1. Раскрытие сущности основных понятий; 2.проанализировать литературу по данной проблеме. 3. Обобщить полученный результат. Структура: курсовая ...

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на [3]:

  1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности).

  2. Диагностические (для количественного измерения).

  3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений).

  4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Неэкспериментальные методы

Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с учениками. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.

Анкетирование

Анкетирование представляет собой методический приём получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

  1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?»).

    Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы думать о том, что вы что-либо сделали не так?»).

  2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

  3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

    9 стр., 4175 слов

    Психология развития

    ... психологии. Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником ... интерес представляют упоминавшиеся выше дневниковые наблюдения Ч. Дарвина за развитием его сына Френсиса, которые были ... психологии предостерегал американский психолог В.Джеймс в своей книге "Беседы с учителями о психологии" (1899). Он считал, что психология ...

  4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.

Достоинствами анкет являются

  • Массовость обследования.

  • Большая скорость сбора информации.

  • Лёгкость обработки результатов.

  • Возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

  • Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками.

  • Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.

  • Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

2 глава основной части

Анализ продуктов деятельности

Это метод позволяет учителю получать психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Например, анализ результатов контрольной работы по математике, рисунков, чертежей позволяет сделать вывод об уровне развития мышления, знаний умений и навыков ученика.

Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путём анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлечённости, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.

Наблюдение

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

9 стр., 4253 слов

По деловому общению “Жесты проявление внутреннего состояние собеседника ”

... скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что ... ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается ... бизнеса и предпринимательства. Во время деловых встреч, бесед, переговоров, необходимо, с одной стороны, контролировать движения и ...

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путём, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

  4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

  6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоёмкий.

  • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.

  • Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

  • Наблюдению не поддаются интимные ситуации.

  • Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.

  • Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Беседа

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

12 стр., 5832 слов

Психологический эксперимент

... вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Вторая ...

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом.

Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

стандартизованной

В первом случае беседа ведётся по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления чётко сформулированных вопросов. Это даёт возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

  1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных.

  2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы по близости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

  2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

  3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.

    15 стр., 7488 слов

    По методике преподавания проблемного эксперимента

    ... превращения знаний в убеждения. В методической литературе, В учебном химическом эксперименте наиболее общими являются следующие компоненты: 1) изучение химических объектов (веществ и химических реакций), ... солей, которые обычно демонстрируются учащимся. Выполнение только этих экспериментов приводит учеников к поверхностному решению вопроса о взаимодействии металлов с растворами солей. Ведь в ...

  4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

  5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументированно говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

  6. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

  7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

  8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

  9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

  10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость.

  11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30–40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести

  • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.

  • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

  • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

  • Учащиеся более серьёзно относятся к вопросам.

    7 стр., 3458 слов

    История и общая характеристика тестов личности

    ... тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности. Из истории тестов История психологического теста ... экспериментов. Предлагая ... тесты (оценивающие отдельные черты личности, мотивы, эмоции, ценности и пр.) Личностные тесты могут включать в себя следующие, История конструирования личностных тестов ...

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

3 глава основной части

Диагностические методы

Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.

Тестирование

Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.

Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоёмкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

Нежелательно, чтобы тесты содержали расплывчатые и неопределённые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека своё понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.

Различают следующие виды тестов [1]:

  1. Тесты достижений.

    1. Тесты развития.

    2. Тесты интеллекта.

    3. Тесты общей результативности.

    4. Тесты школьной успеваемости.

    5. Специальные тесы, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.

  2. Психометрические личностные тесты.

    1. Личностные структурные тесты.

    2. Тесты на интересы и установки.

    3. Клинические тесты.

В педагогике применяются главным образом тесты школьной успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).

Самой гибкой и чаще всего используемой формой является выбор решения из четырёх или пяти предложенных.

проективные тесты

Более сложным проективным тестом является тематический апперцепционный тест. Тестирование заключается в интерпретации фотографий, ситуации на которых преднамеренно неопределённы. Испытуемому даётся задание на основе фото составить рассказ, в котором было бы отражено то, что было в прошлом, что происходит сейчас, что произойдёт в будущем, что думают и чувствуют герои его рассказа. Интерпретация рассказов, ведущаяся по определённым правилам, позволяет исследователю получить богатую информацию о психологических особенностях человека.

Проективные тесты обладают рядом достоинств:

  • Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.

  • Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.

В то же время использование проективных тестов в школьной практике затруднено несколькими обстоятельствами.

  • Они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.

  • По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.

  • Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.

  • Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.

Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.

Помимо проективных тестов в психологических исследованиях часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести к одной из двух групп:

  1. «да», «верно», «ко мне относится»;

  2. «нет», «неверно», «ко мне не относится».

В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение между полярными точками, выражающими противоположные свойства данной черты.

Экспериментальные методы

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для ученика, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (свето- и звукозащитных кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в определённой степени реальные жизненные ситуации, но часто всё же далёк от них. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, как ни один другой метод, он даёт возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень их надёжности и достоверности позволяет не только описывать, измерять, но и объяснять психические явления.

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент отличается тем, что ученики, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Моделирующий эксперимент

Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение психических явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

Формирующие методы

Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить её способности и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путём активного формирования интересующих исследователя качеств. «Попутно» решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

Анализ

Для учителя исключительно важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся всё больше и больше отходят от формальных норм школы и общества. Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависит поведение отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяются симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется её доверием.

В группах различают структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий [1].

Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.

Коммуникативные структуры и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании методов наблюдения и естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются социометрические шкалы.

Прогнозирование

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

Сообщение результатов

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

Воспитание в целостном педагогическом процессе-это специально организованная воспитательная работа по обеспечению целенаправленного управления процессом развития личности.

Воспитание заключено во взаимодействие растущего человека со взрослым и окружающим обществом(социальной средой),процесс становления психических свойств и функций,целенаправленная перестройка системы отношений и деятельности человека.

Для реализации задач и целей воспитания создаются специальные детские и взрослые общности-институты воспитания. Это своего рода искусственная среда,в которой моделируется система взаимоотношений завтрашней реальности. Например,если это воспитание:

  • нравственное,то в человека «закладываются» основы нравственной культуры,психологические установки и готовность к нравственной жизнедеятельности,осваиваются нормы морали и правила этикета поведения;
  • умственное(интеллектуальное),в человеке развивают интеллектуальные способности,умственные качества,то есть,его вооружают знаниями и способами их добычи и прочее;
  • трудовое,формируют нравственное отношение к труду,трудолюбие и аккуратность;
  • физическое,то человека знакомят с правилами физического здоровья и здорового образа жизни в целом,а так же приобщают воспитанников к участию в различных спортивных соревнованиях;
  • гражданское или политическое,молодежь готовится к активному участию в жизни государства,общественных и политических институтов,формируется гражданская позиция личности,осознание внутренней свободы и ответственности,так же воспитанников готовят к деятельности,направленной на реализацию политических прав и обязанностей;
  • эстетическое воспитание,формирующее устойчивые потребности к восприятию и пониманию произведений искусства,то человек приобщается к миру искусств во всех его проявлениях.

В процессе такого воспитания формируется эстетическое сознание,в котором закрепляются идеальные образцы высокого искусства,происходит установка на положительное восприятие ценностей мирового искусства;

  • правовое,человека знакомят с нормами правового поведения в обществе,подготавливают к будущей встречи с законом;
  • экономическое,в человеке развивают экономическую активность,направленную на преодоление социального иждивенчества,воспитывают стремление к материальной независимости;
  • экологическое,создаёт психологические установки на бережливое использование природных ресурсов,формирует экологическое сознание-взгляды и идеи оптимального соотношения взаимодействий общества с природой в зависимости от определённых жизненных потребностей людей;
  • Все виды и направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны,дополняют друг друга и и составляют единое содержание воспитания.

Основным механизмом воспитания является усвоение системы гуманистических ценностей,которые составляют основу гуманитарной науки.

Для того,что бы ценности приобрели побудительный стимул к действию,человек должен их воспринимать и присваивать себе,как неотъемлемую черту своего характера. Гуманистические ценности должны стать необходимым объектом потребности человека,а задача воспитательной работы как раз и заключается в воспитание правильных нравственных потребностей.

Цель гуманистического воспитания в целостном педагогическом процессе-это идеал всесторонне и гармонично развитой личности.

п/п

Понятие

Определение

1

Диагностика

(от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание)общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

2

Целенаправленность

наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей. наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

3

Планирование

до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства).

Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

4

Самостоятельность

наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

5

Естественность

наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях. наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

6

Систематичность

наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом. наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

7

Объективность

учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты. учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

8

Фиксация

данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него. данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

9

Метод анализа документов

один из наиболее используемых методов в

социально-педагогической деятельности. один из наиболее используемых методов в

социально-педагогической деятельности.

10

Развивающую (воспитательную)

создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности. создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности.

1

Краткий педагогический словарь:Учебное справочное пособие/Андреева Г.А.,Вяликова Г.С.,Тютькова И.А.-М.:В. Секачев.2007.-181с.

2

Столяренко,Алексей Михайлович. Психология и педагогика:учеб. пособие для студентов вузов/А.М. Столяренко.-2-е изд.,перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-527с

3

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1985

4

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М., 2000. – Ч.1.

5

Сластенин В.А. , Исаев И.Ф. Педагогика.

М., 2005.

6

Подластный И.П. Педагогика.

М., 2001

7

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А.

М., 1999.

8

ГрищенкоЛА., Алмазов БЛ. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых детей. Свердловск, 1987.

9

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.

10

Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984.