Реферат здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

Число новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Среди причин этого:

— Аномальное, травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;

— Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация психопатизация определенного числа взрослых – родителей, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;

— Кризисное, переходное состояние нашего общества ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

— Раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Поэтому в течение всего учебного года в работу педагога-психолога и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

1.Здоровьесберегающие технологии в практике педагога –психолога системы образования

Н.К.Смирнов считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов 1 . Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” М.: АРКТИ, 2003 стр 68

2 стр., 976 слов

Чему дети могут научить родителей

... что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора. 5. Уделяйте время совместным занятиям Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка ... проблему и попытайтесь вместе найти выход. Психолог Джон Готтман в своей книге утверждает: «Если вы раз за разом будете объяснять детям, что их чувства неуместны или необоснованны, ...

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

В образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

  • это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

14 стр., 6859 слов

«Здоровьесберегающие технологии в

... здоровьесберегающими технологиями понимают все те психологопедагогические технологии, методы и программы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии ...

Применение в работе МДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации МДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов МДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании : обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задача здоровьесберегающих технологий – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Установление контактов с социальными партнёрами МДОУ по вопросам здоровьесбережения. Освоение педагогами МДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей . Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей . Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

2. Элементы здоровьесберегательных технологий педагога- психолога в системе образования

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

В этой работе мы раскроем здоровьесберегательных технологии из практике пепагога- психолога (Подробно см в приложении )

Элементы здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Психогимнастика

В свободное время

Обеспечить помещением и наглядным материалом

Психогигиена

Во второй половине дня

Использовать спокойную музыку

Проблемно-игровые (игротренинг, игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Заключение

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в МДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников.

2. Взаимодействие специалистов МДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!

Приложение

Элементы здоровьесберегающих технологий

С

К

А

З

К

О

Т

Е

Р

А

П

И

Я

Перед сном, после сна, во второй половине дня

СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА

Сказка про то, как одежда обиделась

Сказка про электрический ток

Мишкина помощь

Как черепашонок до моря добирался

Широкое небо

Как Ежунька уроки делать научился

История со счастливым концом

Сказка про Зайца-грязнулю

Сказка про медвежонка

Сказка про больные зубки

Почему нужно кушать?

Сказка про жадину

Сказка про Зайца-забияку

Сказка про лисенка

Сказка про Колю-ябеду

Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях

Сказка про животных во дворе

Сказка о маленькой помощнице

Сказка про «сонных» человечков

Сказка про ночные страхи

Т.д

А

Я

А

Проводится в любое удобное время

Для детей 3-4 лет

«Машина» , «какая у кого песенка?», «Слова» ,«Мышка и кошка»

«Котенок — шалун», «Утята» «Кошки — мышки» ,«Лодочка»

«Игрушки» Игрушки», «Насекомые над лугом»«Ежик»

«Грибы», «Умывание» «Ласточка» ,«Покажите пальцем» , «Мышки — шалунишки» , «Компот» , «Помощники» «Смелые гуси» «Пироги» , «Бутончик» , «Осенние листья» , «Заботливое солнышко», «Есть игрушки у меня» «За ягодами» Кораблик» «Кормушка»

детей 4–5 лет

«Игрушки», «Осенние листья», «Овощи», « Фруктовая ладошка»,«Грибы» ,«За ягодами», « Осень», « Транспорт», « Дикие животные»,«Домашние животные» ,«Рыбка» ,«Снежок» «Кормушка» , «Елочка»

детей 5-7 лет

«Налим» , «Дудочка» ,«Дай молочка, Буренушка!»

«Козлик», « Перчатки и мышата», « Жирафы и слоны», « Бабушкин кисель» «Зайки-побегайки» «Веселая старушка» «Как мы маме помогали» «Юля и варежка» «Улей» «Пять рыбок» «Десять котят» «Осень» «Мышка и часы» «Гном» «Белки-непоседы»

«Шла кукушка» «Маша-хозяйка» «Домик гномика» «Упрямые козлики» «Толстые поросятки» «Иголка и наперсток» «Кот-повар» «Пять грибов» «Ветер, ветер, ветерок» ,«Мышонок»

«Считалка»

Е

Второй половине дня

Игры на вытеснение страхов у детей

Игра «Прятки» Игра «Лохматый пес» Игра «Пятнышки» Игра «Мы охотимся на льва»ь Игра «Жмурки» Игра «Кто первый» Игра «Автобус» Игра «Собака лает и кусает за пятку» Игра «Гневная гиена» Игра «Смелый заяц» Игра «Сова» Игра «Болото» Игра «Мой страх» Игра «У медведя во бору» Игра «Бой петухов» Игра «Страшный стул» Игра «Баба Ёшка, кто я?» Игра «Баба-Яга» Игра «Пчелка» Игра «Охотники» Игра «Коридор» Игра «Пчёлка в темноте» Игра «Смешные мышки» Игра «Пугало, пугало, покажись!» Игра «Храбрые черепашки», Игра «Хозяин горы» Игра «Поиск клада», Игра «Найди пару»

Игры на преодоление страха темноты у детей

«Потанцуйте», Игра «Что в углу?». Игра «Страшный зверь». Метод неоконченных предложений Рисование на темы

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей Тренинг по развитию эмоциональной сферы, вытеснению страхов у детей

К

О

М

М

У

Н

И

К

А

Т

И

В

Н

Ы

Е

И

Г

Р

Ы

Второй половине дня

От 3 до 5 лет

Охота на тигров, Зеркала, Передей мяч, Зевака, Дотронься…

Ау! Кого укусил комарик? Две игрушки — поменяемся местами, Раздувайся,пузырь, Слушай команду, Ласковое имя, Эхо, Встань на кого посмотрю, Кто к нам в гости пришел?, Сапожок, Проверка знаний, Добрые эльфы, Сосны, елочки, пенечки.,Назови Магазин, Чей предмет?, Позови ласково, Все наоборот

От 5 до 7 лет

Сиамские близнецы, Ладонь в ладонь, Тропинка, Небоскреб (автор — К. Фопель), Доброе животное дракон, Сложи картинку,

Улитка, Крокодил, Менялка, Запрещенное движение, Слушай хлопки, Комплимент, Пожелание, Сделай подарок, День наступает, всё оживает… ,Дрозды, Рисунок на спине, Найди друга (для детей с 5 лет), Секрет (для детей с 6 лет), Рукавички (для детей с 5 лет) Дотронься до… ,Царевна-Несмеяна, Тень (для детей с 5 лет) Испорченный телефон, Холодно – горячо, право – лево, Кто быстрее?, Пирамида любви, Волшебники, Игра с юлой, Цепочка слов, Собери чемодан, Эхо, Взаимное цитирование, Сундучок, Картинная галерея,

Объясни Незнайке!, Я бросаю тебе мяч, Художник слова, Коробка добрых поступков, Конспиратор.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-pedagoga-psihologa/

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

3.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

4. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

5. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

6. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.

7. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003