Формы организации и методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Содержание скрыть

Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия (Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам 2009, Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. — 2014).

Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

Принципиальное условие эффективности оздоровительного физического воспитания и развития детей дошкольного возраста — это понимание ими жизненной необходимости физических занятий. Обязательным требованием является формирование практических умений и навыков, связанных с физической культурой (личная гигиена и гигиена физического воспитания; обеспечение безопасности жизнедеятельности; физические упражнения; режим дня; питание; закаливание).

(Савельева Н.Ю., Организация оздоровительной работы в ДОУ,2005).

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в физическом воспитании дошкольного учреждения. (Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016).

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективной формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формы организации и методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».

Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы и методы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем исследовательской работы проверить эффективность форм и методик организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

15 стр., 7391 слов

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста ...

... повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях. Задачи исследования 1) провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; 2) провести диагностику двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурном занятии; 3) провести работу по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии; ...

Практическая значимость исследования : заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям и инструкторам по физической культуре решать вопросы, связанные с оздоровлением дошкольников.

Структура работы: работа выполнена на 38 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, вывода, списка литературных источников составляющих 21, 2-х таблиц и приложения.

1. Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

1.1 Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольником

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образования и который регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Считается, что около 80 % знаний и умений ребенок приобретает в дошкольном возрасте, посещая детский сад, еще по 10 % приходится на школу и последующую жизнь. Это касается и здоровья детей, только при правильном двигательном режиме, правильном питании, соблюдении гигиенических норм можно сохранить здоровье подрастающего поколения. Поэтому именно к детям дошкольного возраста следует обратить особое внимание, как специалистам, работающим с ними, так и их родителям.

С детьми дошкольного возраста должны работать опытные специалисты по физической культуре, чтобы вести постоянную и целенаправленную работу по сохранению и укреплению их здоровья, совершенствованию их физических качеств, приобретению ими двигательных навыков и умений. Физическое воспитание детей дошкольного возраста, методика сохранения и укрепления их здоровья, не должны оставаться в стороне от прогрессивных методов обучения. Чтобы добиться хороших результатов в физическом воспитании дошкольников, привитии навыков здорового образа жизни, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1].

Таким образом, в Стандарте прослеживаются два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

27 стр., 13114 слов

Организация взаимодействия между работой логопеда и родителей ...

... дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств при взаимодействии с родителями. Объект исследования: дети дошкольного возраста с дислалией. Предмет исследования: особенности логопедической работы и по устранению дислалии у дошкольников с использованием наглядных средств. В дипломной работе выдвинута ...

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.

Здоровье дошкольника во многом связано с поведенческими стереотипами, сложившимися в ранние годы жизни в семье. Семейный климат, режим, распорядок дня семьи — один из комплексных показателей, сказывающихся на распространенности отдельных заболеваний. Каждый третий ребенок, не соблюдающий режим дня, имеет неудовлетворительные показатели здоровья [2].

При реализации данной проблемы большое значение имеет окружающая среда, а это значит, что в детском саду и дома надо создать такие условия, которые служили бы наглядным примером, образцом для детей. Но всегда надо помнить, что особое значение для детей дошкольного возраста имеет личный пример педагога и родителей.

Самое убедительное объяснение теряет свою ценность, если взрослые допускают отступления от правил. Разночтения между получаемыми знаниями и действительностью не могут не оказать тормозящего влияния на формирование умений, на автоматизированное и сознательное их освоение.

Одной из главных проблем дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. В последние годы медики констатируют ухудшение здоровья детей. Мониторинг состояния здоровья детей по последним данным НИИ педиатрии за последнее десятилетие свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, а у 70% детей имеются различные отклонения и нарушения.

Таким образом, проблема оздоровления детей является наиболее актуальной. Целью физического воспитания в детском саду является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Система закаливания детей дошкольного возраста организована с целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным биологическим природным и социальным факторам. В календарный план педагогов включается проведение процедур закаливания, которые назначаются детям медицинским персоналом и контролируются им. Особое внимание следует обратить на назначение закаливающих процедур в повседневной жизни, так как они составляют основу здорового образа жизни.

Вопросу питания дошкольников надо уделять серьезное внимание. Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение [13].

Вопрос о формировании ценностного отношения к здоровью одновременно с физическим воспитанием освещается во многих исследованиях. Разработанные методики, позволяют вырабатывать у детей дошкольного возраста понимание полезности физической культуры для укрепления здоровья, развития организма и воспитывать стремление самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

О необходимости ведения активного образа жизни с самого раннего возраста говорят и пишут многие специалисты, особо следует отметить работы М.В. Антроповой, В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман и других. Проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения рассматриваются и на государственном уровне.

В данном направлении разрабатывается много программ и методик, авторы которых В.И. Лях, А.П. Матвеев, Г.Б. Мексон, Ю.А. Янсон ищут пути и способы приостановить и переломить тенденцию ослабления здоровья нации в физическом и духовном плане.

32 стр., 15527 слов

«Формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего ...

... ценностей здорового образа жизни у дошкольников, и особенно у детей с ослабленным здоровьем. Объект исследования - формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. ...

1.2 Ценностное отношение к здоровому образу жизни дошкольников

Здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней либо физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие.

По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье — это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения либо завершения дела» [6, с. 90].

Ценностное отношение к здоровью — это особое отношение человека к здоровью, выражающееся в осознании его ценности как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся активно-позитивным стремлением к его сохранению и укреплению.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», определим содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса либо цели.

Процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В настоящее время у дошкольников представления о здоровом образе жизни сформированы недостаточно, а в отдельных случаях отсутствуют вообще.

Потенциал ребенка дошкольного возраста в области его интеллектуального, морального и физического развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем, упущенные в детстве возможности в последующем не восполняются либо восполняются с трудом. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни — таким должен быть алгоритм воспитания.

Для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и т.д.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

У детей дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни [7, с. 14]:

  • активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
  • заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
  • дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Таким образом, дошкольный возраст — «период фактического формирования личности человека, в ходе которого он выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности…» [12, с. 24], а следовательно, и как субъект формирования здоровья.

10 стр., 4973 слов

Воспитание физических качеств дошкольников

... воспитания физических качеств и формирования двигательных действий у детей 3-6 лет 1.1 Воспитание физических качеств в дошкольном возрасте как процесс и результат занятий физическими упражнениями В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. Воспитание физических качеств ...

Задачи и содержание воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Создание здорового образа жизни для ребенка является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Продуманная организация питания, закаливания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

В приобщении дошкольников к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Таким образом, к задачам формирования осознанного отношения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни относятся: накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи [4].

При реализации данной проблемы большое значение имеет окружающая среда, а это значит, что в детском саду и дома надо создать такие условия, которые служили бы наглядным примером, образцом для детей. Но всегда надо помнить, что особое значение для детей дошкольного возраста имеет личный пример педагога и родителей. Самое убедительное объяснение теряет свою ценность, если взрослые допускают отступления от правил. Разночтения между получаемыми знаниями и действительностью не могут не оказать тормозящего влияния на формирование умений, на автоматизированное и сознательное их освоение.

Система закаливания детей дошкольного возраста организована с целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным биологическим природным и социальным факторам. В календарный план педагогов включается проведение процедур закаливания, которые назначаются детям медицинским персоналом и контролируются им. Особое внимание следует обратить на назначение закаливающих процедур в повседневной жизни, так как они составляют основу здорового образа жизни.

Вопросу питания дошкольников надо уделять серьезное внимание. Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение.

Вопрос о формировании ценностного отношения к здоровью одновременно с физическим воспитанием освещается в исследованиях З.И. Нестеровой [13, с. 97 — 101]. Разработанная ею методика, с точки зрения автора, позволяет вырабатывать у детей дошкольного возраста понимание полезности физической культуры для укрепления здоровья, развития организма и воспитывать стремление самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

В этой связи, здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

10 стр., 4939 слов

Влияние личности педагога на развитие и воспитание ребенка

... и обоснованным выбор темы нашего реферата «Влияние личности педагога на воспитание и развитие ребенка». И целью своей работы мы видим рассмотрение личности педагога - как авторитета для ребенка способного развивать и воспитывать своим примером. 1. Место педагога ... воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития ...

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

* дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

* Бережное отношение к окружающей среде, к природе

* Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

* Формирование понятия «не вреди себе сам» [6].

Таким образом, при формировании ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни у дошкольников используются методы и приемы, стимулирующие ребенка к действию: наглядные, практические, проблемные ситуации, экспериментирование.

1.3 Формы организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Комплексная система воспитания ребенка дошкольного возраста, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, включает в себя несколько направлений: обеспечение физического и психологического благополучия, охрану и укрепление здоровья, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Следует учитывать возраст детей, имеющиеся условия и конкретную систему действий. Это требует от специалистов физического воспитания и воспитателей высокого профессионализма, серьезной теоретической и методической подготовки, гуманного отношения к детям, установления партнерского стиля общения.

Специалист по физической культуре, работающий с детьми, должен уметь [1]:

  • организовать группу детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
  • неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности, больше слушать детей, меньше говорить самому;
  • быть терпеливым и выдержанным, в совершенстве владеть приемами релаксации и правильного дыхания и уметь помочь детям освоить их;
  • знать отечественные и зарубежные методики укрепления здоровья, нетрадиционные методы физического, психологического самосовершенствования;
  • владеть партнерским стилем общения с детьми;
  • уметь предоставить детям возможность самим увидеть проблему и способы ее решения;
  • уметь предусматривать проявление возможных отрицательных эмоций у детей и вовремя предупреждать их;
  • создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • развивать способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
  • выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной работы;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;

— уметь диагностировать физическую подготовленность и физическое развитие детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя несколько основных разделов:

1. Диагностика физического развития.

2. Организация двигательной деятельности.

3. Лечебно-профилактическая работа, закаливание.

4. Планирование и организация физических мероприятий.

5. Совместная работа детского сада, родителей и медиков по воспитанию здорового ребенка.

6. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Всем работникам детских дошкольных учреждений (ДОУ), специалистам физического воспитания, работающим в ДОУ, необходимо переосмыслить работу с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, физического образования и физической культуры, но и обучения и воспитания в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, общения и т.д.

6 стр., 2888 слов

«Обучение здоровью , воспитание культуры здоровья.»

... между педагогами , медицинскими работниками в процессе обучению здоровью и воспитания культуры здоровья. Безусловно , культура здоровья детей формируется не стихийно, а развивается в результате активной ... ориентированных на ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Педагог должен создать все условия для полноценного физического ,психического ,духовно-нравственного развития ...

В течение дня важно выполнять физиологически обоснованные движения. Одним из главных моментов физического воспитания, на мой взгляд, является реализация потребности детей в движении за счет широкого использования в учебном процессе циклических упражнений на выносливость, как самого доступного и эффективного средства физической подготовки. Физкультурные занятия должны решать проблемы тренировки сердечно сосудистой и дыхательной систем, терморегуляции организма, дать должный эффект в укреплении здоровья каждого отдельного индивидуума. Необходимо отказаться от жесткой методики проведения физкультурных занятий, от их однообразия.

Нормативы физической подготовленности должны учитывать уровень физического развития детей, состояние их здоровья, а также их жизненный опыт.

Цели и задачи дошкольных образовательных учреждений:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Как известно, в период детства (3 ? 10 лет) осуществляется комплекс мер, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, закаливание и физическое развитие детей, создание условий для проявления ими творческих способностей, становления общечеловеческих ценностей.

По завершении периода детства ребенок должен: быть развит духовно и физически, ориентирован на общечеловеческие ценности, владеть приемами самоорганизации. При этом период детства рассматривается как период, обладающий самостоятельной ценностью в жизни детей, к завершению, которого ребенок приобретает:

  • определенный, соответствующий возрасту уровень детской компетентности;
  • коммуникативные навыки, позволяющие вступать во взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
  • необходимый уровень познавательных способностей;
  • произвольность поведения и проявления эмоционально-аффективных переживаний;
  • ценностные ориентации.

Учитывая тот бесспорный факт, что ребенок проживает свое детство, а взрослые организуют этот процесс, физкультурные работники должны преследовать несколько целей [2]:

  • создание условий, способствующих формированию физически развитой и психологически здоровой личности ребенка;
  • реализация творческих возможностей в пределах своей компетентности, т.е. психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей;

— активное вовлечение родителей и педагогов дополнительного образования в процесс воспитания и обучения детей.

Каждая из отмеченных целей конкретизируется через соответствующие задачи:

1. Создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения:

  • организация развивающей среды в группе;
  • учет индивидуальных особенностей развития ребенка и особенностей детской группы;
  • обеспечение социально-психологической поддержки ребенка;
  • прогнозирование процесса развития ребенка;
  • реализация развивающих программ;
  • проведение коррекционных и адаптивных процедур.

2. Активное вовлечение родителей и педагогов дополнительного образования в процесс физического воспитания:

  • формирование у родителей осознанного отношения к целям и задачам воспитания детей;
  • включение родителей и педагогов дополнительного образования в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию детей;
  • формирование у родителей позитивного отношения к овладению знаниями психологии и педагогики, основами медицины и валеологии.

Деятельность образовательных учреждений периода детства включает два процесса: воспитательно-образовательный и воспитательно-оздоровительный. Понятие «воспитательно-оздоровительная работа» представляется более широким по сравнению с понятием «физическое воспитание», под которым нередко понимается лишь развитие моторики.

Основными разделами воспитательно-оздоровительной работы образовательных учреждений периода детства являются:

  • организация рационального двигательного режима детей;
  • реализация системы эффективного закаливания, применение психологических средств и методов;
  • обеспечение полноценного питания и создания условий организационно-оздоровительных режимов для детей.

Необходимым вступительным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является диагностика, т. е. комплекс тестов, включающих определение исходных показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья и т.д. Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению физического, психического здоровья детей, по их оптимальному физическому развитию и двигательной подготовленности. В работе с детьми следует соблюдать принципы рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию [2]:

  • преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересеченной местности, походы и т.д.);
  • ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе;
  • частая смена упражнений при многократной (10 ? 12 раз) повторяемости одного упражнения;
  • проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме;
  • моторная плотность занятий по физической культуре — 80 % и более;
  • обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре;
  • осознанное отношение детей к выполнению упражнений;
  • мышечное расслабление, постановка правильного дыхания — необходимые компоненты занятий по физической культуре;
  • преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства;

— особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре.

Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребенка на данном занятии.

Необходимо соблюдать основные принципы физического воспитания:

  • принцип развивающего обучения — предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями;
  • принцип воспитывающего обучения — работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т.п.;
  • принцип всесторонности — обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъема функциональных возможностей организма;
  • принцип систематичности — последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
  • принцип сознательности и активности детей — сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;
  • принцип индивидуального подхода — основывается на учете разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Для сохранения и укрепления здоровья детей очень важно проводить закаливающие процедуры и при этом соблюдать принципы реализации системы эффективного закаливания: —

одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей;

  • проведение занятий по физической культуре босиком ? эффективное закаливающее средство при условии его постепенного внедрения;
  • ведущими научно обоснованными методами закаливания являются контрастные ванны и души. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребенка;
  • циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на занятиях (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
  • отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, горячие и холодные обтирания и т.д.

Большое значение в работе с детьми дошкольного возраста имеют принципы применения психологических и психопрофилактических средств и методов:

  • выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей;
  • применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений;
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении;
  • обучение детей приемам мышечного расслабления — базового условия для психического и физического самосовершенствования;
  • организация комнаты психологической разгрузки в образовательном учреждении и по возможности уголка живой природы в каждой группе.

Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми, имеющими аффективные и невротические проявления;

  • рациональное применение «музыкотерапии», для нормализации эмоционального состояния детей.

Следует уделить внимание принципам реализации оздоровительных режимов:

  • организация режима для детей в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля, основные компоненты которого физическая культура и умственная работа, а также эмоциональная реактивность в режиме дня;

— стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении (если в детском дошкольном учреждении эти моменты в основном соблюдаются, то в домашних условиях они часто требуют корректировки).

Остальные компоненты режима — динамические.

Сохранение и развитие здоровья ребенка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребенка.

Подводя итоги главы, отметим, что вопросы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях внедряются здоровье сберегающие технологии.

В дошкольных учреждениях ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы.

Традиционными являются:

1. утренняя гимнастика;

2. подвижные игры;

3. динамическая пауза на занятиях;

4. подвижные игры на прогулке и спортивной площадке;

5. индивидуальная работа над совершенствованием движений.

Период дошкольного детства является базой для формирования у ребенка многих компонентов, необходимых для дальнейшего успешного развития. Формирование представлений о здоровом образе жизни играет важнейшую роль для всестороннего развития ребенка в дальнейшей жизни, т.к. потребность в сохранности своего здоровья, умение заботиться о нем, во все времена играла важнейшую роль в жизни человека. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования , В работе определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организации и методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

2. Изучить методику физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в МБДОУ № 8 г. Шахтерск.

3. Обосновать эффективность методики физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в МБДОУ № 8 г. Шахтерск.

Одна из методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста — это внедрение программы дыхательной гимнастики. Программа была разработана в МБДОУ № 8 с целью улучшения вышеперечисленных показателей, а так же для профилактики органов дыхания дошкольников. Программа была включена в систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Комплекс дыхательной гимнастики основывается на разработках упражнений, предложенных для детей А.Н. Стрельниковой «Здоровячок» [21].

Для достижения цели систематического использования дыхательных упражнений и их результативности, они были внесены в структуру физкультурного занятия с уменьшенной дозировкой, заменяя ими обычный комплекс общеразвивающих упражнений. Но т.к. дыхательные упражнения не могут заменить собой другие упражнения, а только лишь служат дополнением к ним, то они чередовались на занятиях по физической культуре с обычными упражнениями.

Так, из восьми занятий в месяц — одно занятие было полностью построено на использовании комплекса дыхательных упражнений. В остальных же занятиях, лишь включались различные элементы дыхательной гимнастики, во вводной и заключительной частях. Для этого, были использованы специальные игры для профилактики заболевания дыхательной системы — «Король ветров», «Воздушный шар», и другие.

В процессе проведения утренней гимнастики в МБДОУ № 8 осуществлялось чередование общеразвивающих упражнений с комплексами дыхательной и звуковой гимнастики в соотношении 1:1. Итогом использования такой дыхательной гимнастики стали досуги и развлечения, которые были построены на основе хорошо знакомых детям упражнений и подвижных игр [17].

Методическими рекомендациями к проведению такой дыхательной гимнастики служат:

Педагоги и родители, в обязательном порядке, предварительно должны сами освоить комплекс дыхательных упражнений. , Нельзя заниматься дыхательными упражнениями за 20 минут до еды и 1 час после нее.

Комплексы могут быть использованы в работе с детьми разного дошкольного возраста, но при любом возрасте необходимо начинать с упрощенной формы выполнения, которая постепенно усложняется.

Комплексы необходимо чередовать в течение двух недель, можно варьировать.

Необходимо сказать, что закаливающая носовая гимнастика, может проводиться сидя, стоя либо лежа. Если по началу, оказывается, что дышать носом трудно, необходимо делать время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни либо высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух необходимо через нос. Дыхательные упражнения были включены во все режимные моменты в течение дня. Упражнения по методу очистительного дыхания проводились во время физкультурных пауз на занятиях, после физической нагрузки, для снятия напряжения, усталости. Делался глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, его учили выполнять упражнения в виде различных игровых образов.

Звуковые и дыхательные упражнения в МБДОУ № 8 проводились ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, в гимнастике по пробуждению, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей (в летнее время их лучше проводить на свежем воздухе, во время прогулки. Наиболее интенсивно упражнения проводить в осенне-весенний период, когда наблюдался подъем заболеваний верхних дыхательных путей).

Упражнения проводились как в состоянии покоя, так и при ходьбе. Для полной эффективности дыхание проводилось в течение 3 минут. Комплекс дыхательных упражнений для применения в старшей группе приведен в приложении 1.

2.2 Методическое обеспечение процесса физического развития средствами дыхательной гимнастики

Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна. Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный реестр Российской Федерации под №2214812.Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу либо по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна [17].

Педагогическая целесообразность: Внедрение здоровье сберегающих технологий в деятельность ДОУ требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой вне конкуренции [19].

Преимущества данного метода: По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  • сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
  • восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
  • является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
  • для занятий гимнастикой не требуется особых условий — специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.

д.), помещения и пр.;

  • после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
  • обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов
  • на клеточном уровне;
  • дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;
  • активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания;
  • жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20- 30%;
  • снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;
  • гимнастика показана и взрослым и детям.

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок — максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни» [17].

Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

  • хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
  • сахарный диабет;
  • болезни сердца;
  • язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
  • заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой

  • способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой [19].

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики.

2. Воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.

Оздоровительные задачи:

1. Улучшать — дренажную функцию бронхов.

2. Восстанавливать — нарушенное носовое дыхание.

3. Повышать — общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно — психическое состояние.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4 — 6 лет.

Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (октябрь — май).

Формы режим занятий: фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»

Улучшенная дренажная функция бронхов.

Восстановленное носовое дыхание.

Повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус.

Улучшенное нервно- психическое состояние.

Таблица 2.1

Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика

Список детей

пол

возраст

Проба Генчи

Звуковая проба

ЖЕЛ

Методика проведения диагностики

1. Звуковая проба — Пс. И.п. — стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив цифру, произносимую в этот момент).

Единица измерения — секунды (с).

2. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) — М /с — И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а затем делает глубокий выдох, закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит до желания сделать вдох. По секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения — секунды (с).

3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — М /с — Измеряется с помощью спирометра.

И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем глубоко вдохнув и взяв мундштук спирометра в рот, не закрывая задней части прибора, делает долгий максимальный выдох. Проводится два последовательных измерения. Максимальный показатель прибора фиксируется. Единица измерения — литр (л).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Контрольное итоговое занятие с открытым показом для родителей.

2.3 Диагностическая основа управления процессом физического развития дошкольника и ее использование

В процессе эксперимента в МБДОУ № 8 были опробованы и разучены дыхательные упражнения, которые направлены на развитие функциональных возможностей дыхательной системы дошкольников. После завершения эксперимента это положительно отразилось на снижении уровня заболеваемости, что может быть увидено по отображенным данным в работе. Статистические данные об уровне заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями и острыми респираторными заболеваниями дошкольников 5-6 лет приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Статистические данные о состоянии уровня заболеваемости

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень заболеваемости (ОРВИ, ОРЗ)

Перед началом эксперимента

В период эксперимента и после

Сен

Окт

Ноя

Дек.

Всего

Янв.

Фев.

Мар

Апр.

Всего

1

Даша

+

1

+

+

2

2

Валерия

+

1

+

1

3

Алеша

+

+

+

3

+

+

2

4

Полина

+

+

2

+

1

5

Никита

+

+

2

+

+

2

6

Виолета

+

1

+

+

+

3

7

Мария

+

1

+

+

2

8

София

+

1

+

+

2

9

Алена

+

+

2

+

+

2

10

Маша

+

1

0

11

Оля

2

0

12

Арина

1

0

13

Оля

+

+

2

0

14

Арина

+

1

+

1

15

Настя

+

+

+

3

+

1

16

Ангелина

+

1

0

17

Таня

+

+

2

+

1

18

Алик

+

1

0

19

Арина

+

+

2

0

20

Юра

+

1

+

1

Средний показатель

31

Средний показатель

21

Примечание: «+» — заболевание ОРВИ либо ОРЗ

Средний показатель до проведения эксперимента — 31 случай , Средний показатель после проведения эксперимента — 21случай

Из приведенной выше таблицы можно увидеть, что средний показатель уровня заболеваемости ОРВИ и ОРЗ до проведения эксперимента был равен 31 случаю, а после же проведения эксперимента стал 21 случай. Таким образом, можно наблюдать снижение заболеваемости.

То есть, использование дыхательной гимнастики, в качестве средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность не только повышения основных показателей системы дыхания, но и снижения простудных заболеваний дыхательной системы. Разработанная программа дыхательной гимнастики может быть с успехом включена в систему физического воспитания детей в системе ДОУ. Ее элементы могут быть использованы в различных режимных моментах ДОУ (гимнастика, проводимая с детьми после сна, во время прогулок, в течение водных процедур и др.).

Таким образом, физическая работоспособность и уровень здоровья детей в значительной мере зависят от возможностей самого организма, которые в процессе онтогенеза и в результате физической тренировки возможно повысить. И важную роль в этом процессе играет применение комплексов дыхательных упражнений. Уже начальные этапы в значительной мере, по истечении определенного времени, способны привести к повышению резервных возможностей организма, в которые входят и резервы мощности дыхательной системы.

Другими словами дыхательные упражнения выступают в качестве наиболее эффективного средства, оказывающего воздействия на резервы мощности дыхательной системы. Обучение дыхательным упражнениям детей дошкольного возраста преследовало прямую задачу — укрепление дыхательных мышц, в особенности брюшного пресса и диафрагмы, и повышение основных показателей внешнего дыхания. Для этого дыхательные упражнения соответствующей направленности могут включаться в режим дня детского сада как упражнения утренней гимнастики, физкультминуток, занятий физической культурой и в различные режимные моменты дня.

Такие мероприятия выступают в качестве неотъемлемой составляющей укреплении здоровья организма ребенка.

Выводы

1. В ходе изучения теоретических основ организаций и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми были изучены педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, что позволило сделать следующие выводы.

Проблема формирования здоровья детей во все периоды развития общества рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых, но в тоже время ее практическая реализация всегда имела прямую зависимость от социальных, экономических, политических и религиозных факторов. Об этом свидетельствуют фундаментальные труды следующих педагогов: в Западной Европе — Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори и др.; в России — И.И. Бецкого, Г.Н. Теплова, Ф.И. Янкович де Мириево, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.А.Прокопович-Антонского, А.П. Куницына, П.Н. Енгалычева, И.М. Ястребцова, А.Г. Обобдовского, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, А.П. Щапова, Д.Д. Семенова, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, Е.Н. Водовозовой, В.А. Сухомлинского и др.

2. Изучена методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Здоровячок», которую разработала Алексанра Николаевна Стрельникова. По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  • сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
  • восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
  • является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
  • для занятий гимнастикой не требуется особых условий-специальнй одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.) помещения и пр.;
  • обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов;
  • дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;
  • гимнастика показана и взрослым и детям.

3. Эффективность гимнастики Стрельниковой заключается в том, что при выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелехова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок — максимальный результат.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/fizkulturno-ozdorovitelnaya-rabota-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-kursovaya/

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/.

2. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н.Кузнецова и др. М.: Гардарики, 2012. 164 с.

3. Винник И.Ю. Физическая культура для малышей /И.Ю.Винник. М: Просвещение, 2011. 150 с.

4. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. М.: ВЛАДОС, 2009. 365 с.

5. Красильников Е.А. Педагогические основы физического воспитания Е.А.Красильников. М.: Просвещение,2009. 160 с.

6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике, 2005. 90 с.

7. Лебедев А.Н.Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста: Коррекционно — развивающая программа /А.Н.Лебедева. М.: Школьная пресса, 2012. 166 с.

8. Меренков А.В. Рыбцова Л.Л. Кольцова В.А. «Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления» Ек., УрГУ 2010 г.190 с.

9. Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №13.3. С. 60-62.