Особенности развития детей в дошкольном возрасте

Содержание скрыть

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Примерно с 5лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и т.д. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения [1].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Изучение умственной структуры ребёнка дошкольного возраста всегда поможет любому человеку понять процессы развития своего ребёнка и тем самым помочь наиболее активно развить в нём какие-либо способности.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения [2].

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и памяти.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть особенности развития детей в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели, следует решить ряд задач, а именно:

  • рассмотреть основные антропометрические показатели развития детей дошкольного возраста;
  • обозначить факторы, влияющие на рост и развитие ребенка;
  • рассмотреть моторное развитие детей дошкольного возраста;
  • рассмотреть психофизиологические аспекты развития дошкольников;
  • проанализировать состояние здоровья детей дошкольного возраста.

Объектом данной курсовой работы выступают дети в возрасте от 3 до 7 лет.

10 стр., 4929 слов

Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

... Так, именно ведущая деятельность каждого возрастного периода позволяет фиксировать особенности психического развития детей на том или ином возрастном этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью этого возрастного ...

Предметом исследования выступают особенности развития детей в дошкольном возрасте.

Информационной базой для данной работы выступают труды исследователей и учёных в области психологии и педагогики, периодические издания, методические рекомендации специалистов, работы специалистов в области медицины и здравоохранения, Интернет-ресурсы.

1. Закономерности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Изменение основных антропометрических показателей

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.

Для анализа физического развития детей использовали также метод индексов. Определялся весо-ростовой индекс Кетле, который определяет, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста. Для определения этого индекса необходимо массу обследуемого (в граммах) разделить на рост (в сантиметрах).

Индекс Кетле = масса (г) / рост (см), Определяли крепость телосложения дошкольников по индексу Пинье по формуле:

Х = Р — (В + окр.);

где

Х — индекс Пинье, Р — рост (см), В — масса тела (кг), окр. — окружность грудной клетки в фазе выдоха (см) /30/.

У всех дошкольников определялись также психофизиологические показатели: развитие речи, восприятие, память, внимание, мышление, мелкая моторика.

Как правило, оценка физического развития обследованных детей ограничивается сопоставлением их размеров тела со стандартами физического развития (соматометрия).

В этом случае ведущими антропометрическими признаками являются рост, вес и окружность грудной клетки в паузе (т. е. при свободном дыхании).

У детей до 3 лет в программу антропометрического обследования включается исследование окружности головы, но оно несет лишь терапевтическую информацию и к оценке физического развития отношения не имеет.

Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов. Все обследования производят на обнаженном ребенке, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвонковых хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увеличивается в среднем на 1 кг. Температура воздуха в смотровых помещениях ДОУ должна быть не менее 20°C, а число освидетельствованных должно составлять не более 60-80 человек в сутки [3].

3 стр., 1183 слов

Развитие мозга ребенка

... Таким образом, в развитии мозга ребенка установлено более раннее ... развитие мозга. Функциональные особенности коры головного мозга человека (в т. ч. обеспечивающие сложные когнитивные функции) являются результатом гибкого взаимодействия между механизмами роста ... мозга меньше, чем у мужчин. Абсолютный объем мозолистого тела одинаков, хотя отношение объема мозолистого тела к объему переднего мозга ...

Измерение длины тела производят с помощью вертикального деревянного ростомера. Ребенок устанавливается спиной к его вертикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и межлопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и козелок уха расположены в одной горизонтальной плоскости, перпендикулярной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и затем снимаются показания с точность до 1 см.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост (табл.1, табл. 2.)

Таблица 1. Центильная таблица для мальчиков, Таблица 2. Центильная таблица для девочек

Определение массы тела проводится натощак или не ранее 1,5 ч после приема пищи на рычажных медицинских или электронных бытовых весах с точностью до 100 г. (табл. 3).

Таблица 3. Нормы набора веса у детей до 7 лет

Окружность грудной клетки измеряется прорезиненной сантиметровой лентой, которая должна время от времени заменяться новой, так как быстро изнашивается и вытягивается (рекомендуется заменять ее через 450-500 исследований).

Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток (они хорошо выявляются при поднятии рук вверх), спереди прикрывает нижние сегменты околососковых кружков. При измерении необходимо натянуть ленту, слегка прижав мягкие ткани. Конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. При измерении грудного периметра паузы исследуемому предлагают громко считать или разговаривать. Точность измерения 0,5 см.

Возрастная группировка проводится на основании периодичности антропометрических.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте изменение антропометрических показателей у детей дошкольного возраста происходит стремительно и во всех направлениях. Меняется рост, вес, строение организма. В дошкольном возрастом очень важным является сохранение естественного процесса изменения антропометрических показателей, однако важно следить за отсутствием отклонений в развитии, потому что именно в данном возрасте легче всего исправить многие потенциальные дефекты в развитии.

1.2 Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].

14 стр., 6993 слов

Наличие ребенка в семье как фактор ее сплоченности

... теоретическая значимость работы заключаются в развитии представлений о влиянии детей на уровень сплоченности брака. Практическая значимость результатов дипломного исследования состоит в ... на роль детей как фактора сплоченности брачных отношений; обосновать выбор диагностических инструментов исследования уровня сплоченности семейных отношений; провести эмпирическое исследование уровня сплоченности в ...

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.

2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].

Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

3. Личная гигиена. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.

3 стр., 1465 слов

Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста

... организации сна детей дошкольного возраста дома и условиях ДОУ.(1,2,3,4,5) Для нормальной жизнедеятельности, для восстановления сил необходим регулярный полноценный отдых. Такой отдых обеспечивает сон, 5 являющийся физиологической потребностью организма. Чередование сна и бодрствования ...

4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно — гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная двигательная активность;
  • нарушение организации питания;
  • отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • неблагоприятные экологические факторы;[2]

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

2. Особенности психомоторного развития дошкольников

2.1 Развитие моторной деятельности

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных способностей, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

4 стр., 1826 слов

Психология музыкального восприятия

... «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» М., 1995, диссертация). У активного слушателя ... поводу вызываемых музыкой переживаний. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. ... восприятие. Выделяют также реальное восприятие - оно конкретно, неповторимо и отсюда - множественно. Изучение реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией. ...

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции) (табл. 3).

Таблица 3. Развитие моторной деятельности у детей

Развитие двигательных способностей у детей до 7 лет является фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе. Эти способности облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.) [6].

Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные способности (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.).

Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными способностями. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

5 стр., 2041 слов

Факторы определяющие развитие памяти у человека реферат по психологии

... в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека Запоминание. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого ...

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд).

Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

2.2 Психофизиологическое развитие детей дошкольного возраста

Как известно, биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития. На 1 этапе (от внутриутробного развития до 3 лет) формируется базис мозга. Мозговые системы организуют в этот период умение ребенка сводить глаза на цели, видеть вертикально и горизонтально и т.д. Успешность рождения зависит от зрелости мозговых систем. Формирование отклонений в поведении и развитии у детей начинается не в школе, а с внутриутробного развития. Под воздействием ритма от сердца и дыханиям матери у эмбриона к 5 месяцам развивается вестибулярный аппарат. Если мама часто работала за компьютером, пользовалась электроприборами, работала при неоновом освещении, это скажется на фомировании ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваютя при помощи покачивания или сосания соски. Особенно ранима система внимания, опирающаяся на значительное число структур мозга.

НА 2 этапе (ОТ 3 ДО 8 ЛЕТ) формируется доминантность полушарий. При раннем обучении ребенка языкам, математике, компьютеру (до 5 лет) может произойти искажение развития, что может повлечь за собой псевдолеворукость, заикание, дизартрию, навязчивые движения, тики, сбой имунной системы. Такой ребенок зачитывает энциклопедию до дыр, оставаясь при этом беспомощным в быту [7].

На 3м этапе (от 8 до 15 лет) закрепляются приоритеты полушарий, особенно левого, что позволяет ребенку выстраивать перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать. Человек умеет регулировать свое поведение, эмоции, речь.

От детей мы ждем, чтобы они самостоятельно связывали информацию с реальностью. Когда требования взрослых не совпадают с психофизиологическими возможностями детей, возникает внутренний конфликт — способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации ребенком.

9 стр., 4254 слов

Ощущение и восприятие

Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства. 2. Ощущения. Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение ... играет значительную роль, у человека — меньшую. Исследования показывают, что у собак чувствительность превышает чувствительность человека примерно в тысячу раз! 6. С помощью слуха индивид ...

Дифференцированное обучение с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде цепочки:

1. Мотивационный этап.

2. Операционный этап.

Следует помнить, что из правополушарных детей получаются отличные танцоры, артисты, гимнасты, т.к. они обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Интуиция, невербальное общение у таких детей развито лучше, чем у остальных, поэтому они успешны в командных видах спорта.

Следует помнить, что из правополушарных детей получаются отличные танцоры, артисты, гимнасты, т.к. они обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Интуиция , невербальное общение у таких детей развито лучше, чем у остальных, поэтому они успешны в командных видах спорта.

Левополушарные дети обладают чувством времени и ритма, поэтому из них выходят неплохие чтецы, музыканты детского оркестра. Мышечно они очень выносливы, им следует выбирать преимущественно одиночные виды спорта.

Воспитателям и руководителю ИЗОдеятельности нужно знать, что успешнее в оперировании образами, эмоциональнее правополушарные дети. Память и мышление у них наглядно-образные, они лучше справятся с подведением итогов, говорят и пишут они быстро, но не всегда хорошо, мыслят в трехмерном пространстве. У них качественнее работы по аппликации, лепке, ручному труду. Левополушарники контролируют свою речь и поэтому она более точна, конкретна, им проще отвечать у доски. Мало внимания обращают на чертеж, лучше мыслят на плоскости, легче осваивают знаки, цифры.

1. Результативный этап [8].

Задача педагога — объективное сравнение, анализ результатов и прогнозы на будущее. Взрослый должен тактично показать ребенку результаты его труда. Дошкольник корректирует свою работу при поддержке педагога, сам оценивает свой результат и сравнивает его с оценкой педагога. Это воспитывает осознанное отношение к итогам, что должно стать стимулом к предстоящей деятельности. Полезно организовывать взаимопомощь детей — правополушарникам могут помочь «левые» выявлением различий, способами выделения нужных деталей. А «правые» могу помочь «левым» в выделении сути, сопоставлении фактов, применении схем. Если в группе преобладают правополушарные дети, остальные попадают в группу «риска», т.к. могут получить размытое представление об изучаемом явлении. Педагог должен индивидуально или в подгруппе повторить материал для «левополушарных». В группе с преобладанием «левополушарных» остальные дети могут «завязнуть» в деталях. Педагогу полезно проводить комплексные занятия, нестандартно проводить итоговые занятия — в виде досугов, викторин, брейнрингов, творческих вечеров совместно с семьями воспитанников.

Исходя из представленных материалов видно, что в дошкольном возрасте психофизиологические особенности у детей сильно разнятся. Этому следует уделять особенное внимание, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей.

2.2.1 Восприятие и запоминание

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления. В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым. Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму. Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий. Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

8 стр., 3552 слов

Виды нарушений памяти

... на формирование процессов памяти. В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять ...

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов. Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени. Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев. Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.

Способы развития восприятия у дошкольников Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества. В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества [9].

В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них — память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и верно направлять, контролировать её развитие. Память ребенка нуждается в регулярных тренировках, особенно в свете подготовки к первому классу школы.

В соответствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды памяти у дошкольников.

— Традиционно разделяют память на кратковременную, долговременную и оперативную. Физиологический механизм кратковременной памяти отличается от такового у долговременной, именно поэтому мы, как правило, не помним в деталях мелкие события повседневной жизни. У ребенка дошкольного возраста необходимо тренировать все виды памяти. Тренировка долговременной памяти развивает эрудицию ребенка и прививает ему способность систематизировать усвоенное, тренировка кратковременной — повышает качество и объем воспринимаемой информации за заданный промежуток времени (что непосредственно связано с успешностью усвоения школьной программы в дальнейшем), тренировка оперативной — способность выполнять повторяющиеся действия, действовать согласно алгоритму.

— По участию воли в акте запоминания память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольно запоминается больше информации, нежели при волевом усилии. Непроизвольно запоминается что-то яркое, интересное, необычное. Именно поэтому рекомендуют многие развивающие упражнения для детей этого возраста организовывать в игровой, занимательной форме. Так ребенок сможет запомнить, а главное — усвоить заметно больше информации, нежели при сухом, «урочном» изложении.

Упражнения на развитие произвольной памяти — одни из необходимых в дошкольном возрасте. Непроизвольная память — это память естественная, при непроизвольном запоминании объекты знания запечатлеваются без усилий со стороны человека. Следовательно, экономятся силы ребенка. Однако тренировка произвольной памяти сильнее развивает ребенка интеллектуально.

— Память также разделяют на опосредованную и непосредственную. Непосредственное запоминание — это запоминание механическое. Оно происходит без участия мышления, понимания. Опосредованное — то, которое сопровождается определенным мозговым усилием. Этот тип запоминания имеет свои плюсы и минусы. Плюсы непосредственного запоминания — отсутствие напряжения при запоминании. Минусы — неосмысленность.

У ребенка в возрасте до семи лет процесс развития памяти и восприятия тесно связан с развитием сознания (рис. 2).

Рисунок 2. Характеристики сознания.

У ребенка в возрасте 5-6, как было сказано выше, всё ещё преобладают непосредственные процессы запоминания. Именно поэтому дети с необъяснимой порой для взрослых легкостью запоминают большие объемы информации. Этим надо умело пользоваться — расширять его словарный запас, обучать иностранным языкам, запоминать фактические данные об окружающем мире. Всё это знания, которые не требуют (поначалу) осмысления. Взрослые, как правило, запоминают новые сведения, знания, опосредованно, логически и ассоциативно связывая их со своим предыдущим опытом. У взрослых людей это сознательный процесс. Именно поэтому, например, взрослому человеку довольно трудно изучить иностранный язык с нуля — большое количество «сухой», не требующей осмысления информации («зубрение» лексических единиц) взрослый осваивает в трудом.

— Память бывает двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально весьма дифференцирован — у каждого человека, и ребенка в том числе, имеется преимущественный сенсор для запоминания. Кто-то лучше запоминает картинки, а кто-то звук. В соответствии с этим людей уже с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики), довольно редок среди детей [10].

Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Для взрослого припоминание зачастую механический процесс, так как запоминание базируется на готовых схемах, но при этом включается в логические связи, осмысляется. У ребенка же эти процессы проходят совершенно иначе — запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда — мыслительный акт.

Преобладание у детей конкретно — образного мышления определяет и тип упражнений, тренирующих память. Даже самые абстрактные понятия, скажем, запоминание чисел, усваиваются лучше, если ребенок соотносит это с некими конкретными, желательно знакомыми и яркими образами.

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте процесс восприятия обострен, в то время, как процесс запомининия нуждается в дополнительных тренировках, для более быстрого развития.