Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания и формировании личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка в процессе воспитания и обучения. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередование труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Совершение системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Ананьевой В.А., Баркан А.И., Венгер Л.А., Доронина А.М., Дьяченко Н.А., Егорова Б.Б., Змановского Ю.Ф., Иванов Г.П., Козлова И.М., Кудрявцева В.Т., Латохиной Л.И., Меньковой С.В., Нестерова В.А., Правдова М.А., Самсоновой А.В., Фершаловой Т.Д., Шевригина Б.В. и др.

12 стр., 5747 слов

Спортивные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста ...

... в системе физического воспитания дошкольников Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Цель курсовой работы: изучить значение спортивных игр как эффективного средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту. Задачи курсовой работы: Определить место ...

Всё выше изложенное определило тему настоящего исследования «Физическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель исследования — улучшить показатели физических качеств детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающими технологиями.

В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

  • Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
  • Разработать программу физического воспитания детей дошкольного возраста основанную на здоровьесберегающих технологиях.
  • Применить данную программу на практике.

Объект исследования. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Здоровьесберегающий компонент физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Гипотеза. Предполагается, что процесс физического воспитания детей дошкольного возраста будет протекать более эффективным, если будут применяться здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, что позволит улучшить показатели физических качеств данных детей.

Положения, выносимые на защиту:

  • Экспериментальное содержание программы, влияющие на улучшение показателей ФП.
  • Результаты полученные в ходе эксперимента.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, 5-и таблиц, выводов, практических рекомендаций, библиографический список состоит из 52-х источников.

ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

10 стр., 4973 слов

Воспитание физических качеств дошкольников

... воспитания физических качеств и формирования двигательных действий у детей 3-6 лет 1.1 Воспитание физических качеств в дошкольном возрасте как процесс и результат занятий физическими упражнениями В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. Воспитание физических качеств ...

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средства передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными двигательными и различными видами деятельности (трудовые операции).

Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольные теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.).

В этом возрасте преобладает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мыть рук, забота о костюме, обуви и т.д.).

Полученные знания позволяет детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность).

Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено доброе, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

9 стр., 4195 слов

Воспитание физических качеств

... о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более ... толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с ...

Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используется: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигает при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельные значения: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышает работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащие особе вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом, благотворно влияют на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

13 стр., 6152 слов

Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего ...

... является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время ... с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом ...

Ни в какой другой период физического воспитания связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетие всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог Сухомлинский В.А. подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы.

Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы по физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждении проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которого происходит главнейшее изменение в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его организации.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоения которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при условии детьми программы с учетом возрастных обоснованностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные знания программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик Запорожец А.В. предупреждает об опасной позиции сторонников, так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доведет его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д.) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенны в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействую процессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.

4 стр., 1522 слов

Физическое развитие

... двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений. Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.а также его здоровье объективным ...

Таким образом, можно выделить следующие условия и факторы успешной организации физического воспитания детей:

  • Уметь и анализировать степень физического здоровья и двигательного развития детей.
  • Формировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.
  • Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
  • Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.
  • Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
  • Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

1.2 Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции преобразования национальной системы физического воспитания детей, которая способствовала бы кооперации усилий вузов, учреждений и ведущих специалистов в этой области. Накопленный определенный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоначального решения. Это: изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;

  • разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в федеральных, муниципальных, региональных дошкольных учреждениях;
  • обоснование путей решения проблем физической культуры детей дошкольного возраста.

Особенности возрастного развития детей-дошкольников обусловлены следующими факторами:

13 стр., 6359 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

... разработанной программы физического воспитания. Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста 1.1 Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно ...

  • возрастным диморфизмом;
  • слабой выраженностью полового диморфизма физического развития детей и началом формирования психических различий в поведении мальчиков и девочек.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последний десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15%) и увеличилось — детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья ( с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%).

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.

Одна из важнейших задач воспитания — поиск необходимого времени дл обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры. Что можно предложить в качестве механизма решения этой проблемы? Таким механизмом может быть интеграция различных видов учебной деятельности в структуре учебных программ детских садов. Приемом может служить осуществленное Правдовым М.А. объединения физкультурных занятий с освоением алфавита в старших группах детского сада №5 г.Малмыжа Кировской области; освоение иностранного (английского) языка на уроках физической культуры в начальных классах по программе, предложенной Меньковой С.В. Результаты этих исследований позволили: увеличить в два раза время освоения алфавита и выполнения физических упражнений; интегрировать познавательную и двигательную активность, которая привела к повышению эффективности решения образовательных и оздоровительных задач.

Несмотря на несомненную пользу интеграции различных видов учебной деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия специалистов, способных и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одном лице. Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детских дошкольных учреждениях.

Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физкультурными упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов, как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требования лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

4 стр., 1785 слов

Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

... повредит его здоровью. Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они ... состоянии и правильно соотнесет ее с вредным влиянием компьютерной техники. Поэтому специалисты рекомендуют соблюдать санитарно-гигиенические нормы по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников[11]. Компьютерные игры ...

В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (разрешение площадей для занятий физическими упражнениями).

Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно- хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ — насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Проведенные экспериментальные исследования в детских садах Кировской области (г.Малмыж, ДОУ №2 «Солнышко», №5 «Колобок», №4 «Колокольчик» и др.) свидетельствуют об эффективности внедренной в практику методики проведения занятий с использованием искусственной физкультурно-развивающей среды. В таких залах, организованных как внутри помещения детского сада (групповая команда), так и на территории ДОУ (веранда, переоборудованная под физкультурный зал), располагаются тренажерные устройства и различного рода спортивный инвентарь и оборудование, в том числе стенка для скалолазания в зале (10х4х2,5м).

Особую роль в занятиях физическими упражнениями играет цветовое насыщение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовая гамма зала и информационная среда являются факторами, обуславливающими взаимодействие внешней и внутренней среды, обеспечивающими жизнедеятельность и развитие ребенка. Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развития анализаторных систем и ориентирования в пространстве. При этом решаются такие частные задачи, как формирование восприятия пространства за пределами зала, «видение сквозь стены», движение солнца и луны, планирование занятий с учетом высоты солнечного зенита и фаз луны (растущая и убывающая).

Система образования испытывает в настоящее время значительные трудности в плане распределения в строго ограниченных временных рамках все больше возрастающего объема учебного материала, рекомендуемого для различных образовательно-воспитательных учреждений.

Одним из путей решения данной проблемы является накопленный более чем за 12 лет опыт научно-исследовательской и методической работы, проводимой на базе детских дошкольных учреждений Кировской области. Интеграция как основополагающий принцип позволяет организовывать в дошкольных учреждениях физкультурно-спортивную базу, обеспечивающую эффективность всего комплекса воспитательно-образовательных мероприятий с детьми всех возрастных групп. Разработанная физкультурно-оздоровительная программа «Родничок» показала эффективность ее внедрения в практику. Особенность это программы — организация физкультурно-оздоровительной, развивающей среды на основе активизации сенсомоторной активности ребенка. На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещение залов. Например, для проведения командно эстафетного бега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, делается разметка пола, стен, потолка, которые служат ориентирами для построения и перестроения. Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детского сада.

17 стр., 8077 слов

«Физическое развитие детей дошкольного возраста»

... физическому развитию детей дошкольного возраста. Методологическую основу исследования, Методы исследования:, Структура работы:, Глава 1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста 1.1 Сущность понятия физического развития Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает ...

физический дошкольный упражнение здоровьесбережение

1.3 Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно- полезным трудом.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям развития способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческому деятельности о самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленных на сохранение их здоровья. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд автора на ребенка, на закономерности его развития , а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры.

Доронова Т.Н. — кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтения самому важному предмету воспитания — физической культуре. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Дороновой Т.Н. раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа «Развитие», в котором заложены два теоретических положения. Теория Запорожца А.В. о само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Венгер Л.А. о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.

?Кудрявцев В.Т. — доктор психологических наук, Егоров Б.Б. — кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно — развивающей работы:?

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра учреждения, школах. Кудрявцев В.Т. и Егоров Б.Б. указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное сохранение здоровья детей в условиях физического воспитания, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшается показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе «Основы безопасности дошкольников» Ананьева В.А. автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пищи ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Змановского Ю.Ф. и его коллег, методические рекомендации Баркан А.И., Латохиной Л.И., Шевригина Б.В., Цыбуля Н.В., Фершаловой Т.Д. и др.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений по сохранению здоровья детей позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

Таким образом, можно выделить общие задачи сохранения детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

  • Научить детей определять свое состояние и ощущения.
  • Сформировать активную жизненную позицию.
  • Сформировать представления о своем теле, организме.
  • Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
  • Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  • Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
  • Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
  • Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1 Методики диагностики физического здоровья дошкольников

В работе использованы следующие методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы.
  • Педагогический эксперимент.
  • Тестирование.
  • Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология.

Педагогический эксперимент являлся основным методом исследования и проводился с целью выявления эффективности применения предложенной нами методики воспитания гибкости. По классификации Б. А. Ашмарина (1985) эксперимент был естественным (по условиям проведения), в виде опытных уроков (по способу комплектования учебных групп), закрытым (по осведомленности исследуемых), сравнительным (по направленности), и параллельным (по логической схеме доказательств).

В эксперименте были использованы следующие тесты (В. И. Лях, 1998):

1. Тест «Лечь- сесть».

Для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса. Критерии оценки — число повторений поднимания туловища из положения на спине в сед за 1 минуту.

. Поднимание и опускание прямых ног.

Испытуемый лежит на спине на мате, прямые ноги вместе, руки лежат на мате за головой, пальцы переплетены. Партнер расположен со стороны головы тестируемого и удерживает его за руки. По сигналу испытуемый поднимает прямые ноги (угол 45º) до касания пальцами установленной гимнастической палке или другие пригодного для этой задачи предмета, затем опускают их, до касания пятками мата. Экзаменатор фиксирует касание и число выполняемых циклов движений за 30 или 60 секунд.

. Наклон туловища вперед в положение седа.

Испытуемый садиться на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед — вниз. При помощи рулетки измеряется расстояние от груди до пола (скамьи).

Данный тест выявляет уровень развития гибкости занимающегося.

. «Мостик».

Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние тем лучше результат. Позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.

. Разведение ног в стороны.

Испытуемый стремиться как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед — назад с опорой на руки. Результат — расстояние от вершины угла, образуемого ногами до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.

Методы математической статистики. Полученные в ходе эксперимента результаты были подвергнуты математической обработке по общепринятым методикам (Ю. Д. Железняк, П. К. Петров, 2002).

Для интерпретации данных использовались:

1.средней арифметической величины:

М = ∑М/n , где

М — средняя арифметическая величина, ∑- сумма, n — число вариантов.

2.среднего квадратичного отклонения

s= + (Vmax-Vmin)/ К, где

Vmax — наибольший показатель,- наименьший показатель,

К — табличный коэффициент.

3.средней ошибки

m = +s/√‾n, где

m — показывает диапазон результатов

4.средней ошибки разности

если t >табличного, то P <0,05; значит разница достоверна.

Сравнительная ошибка средних результатов проводилась по критерию t-Стьюдента.

Достоверность различий, показателей считается существенной при уровне значимости Р 0,05 и Р 0,01, что признается надежным в педагогических и медико-биологических исследований.

При использовании этого метода исследования получаются данные подтверждающие или опровергающие выдвинутую в исследовании гипотезу. Данный метод позволяет с наибольшей точностью узнать насколько эффективны были решения поставленных задач.

Полученные данные для оценки достоверности результатов были обработаны статистически.

2.2 Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился с дошкольниками ДОУ №5 г.Малмыжа.

Вся программа исследований была выполнена в три этапа:

На первом этапе (сентябрь — декабрь 2010) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и разработка программы воздействия на дошкольника ДОУ №5.

Определялись цели, задачи и методы исследований.

На втором этапе (февраль 2011 — март 2011) проводился педагогический эксперимент.

На третьем этапе (январь — апрель 2012) исследование завершилось статистической обработкой полученных данных и их интерпретацией, обобщением и представлением всех полученных материалов в виде дипломной работы.

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Методики физического здоровья дошкольников

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность).

Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Нами проведен констатирующий эксперимент, определяющий уровень физического здоровья в условиях сохранения физического здоровья в ДОУ №4 г.Малмыжа.

В ходе наших исследований с помощью просмотра и анализа медицинских карт изучалась статистика заболеваний простудного характера в течение учебного года.

В качестве критерии оценки уровня заболевания детей использовались два показателя:

.количество заболеваний простудного характера (за год);

.количество детей, пропущенных по болезни (за год).

Исходя из медицинских карт обследования детей, предложенных педагогам и родителям анкет, анализ заболеваемости детей дошкольного возраста в ДОУ №4 г.Малмыжа показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок — 63%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем — аллергические заболевания и болезни органов пищеварения. 34% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 27% — со стороны носоглотки; невротические проявления отмечены у 32% детей младшего и у 29% старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 24% дошкольников; 17% имеют отклонение со стороны сердечнососудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7 летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышенное артериальное давление. Расчет числа детей с отклонениями и заболеванием органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы и др.), мочеполовой, эндокринной систем. Достаточно высок процент кариеса.

В настоящее время акцентируется внимание на децелирации населения, то есть на то, что в России за последние 10 лет стало в четыре раза больше низкорослых детей. А рост ребенка, по мнению медиков, один из важных показателей здоровья нации.

Данное положение подтверждается и нашими исследованиями. В процессе эксперимента в ДОУ №4 г.Малмыжа проведен анализ весоростовых показателей за последнее десятилетие. За основу взяты шкалы индивидуальной оценки физического развития дошкольников, разработанные и опубликованные В.Ю.Давыдовым.

Оценка данных длины тела мальчиков в 2004 г. Составила (по шкале В.Ю.Давыдова) 4 балла во всех возрастных группах, в 2007 г. — для детей 4 и 6 лет — 5 баллов и 5 лет — 4 балла. К 2009 г. Этот показатель заметно снизился и оценивается во всех возрастных группах лишь на 3 балла. Аналогичные изменения наблюдаются и при измерении массы тела детей.

Значительное отставание отмечено практически во всех исследуемых параметрах. За последние пять лет у детей наблюдаются тенденции к снижению показателей ЖЕЛ, динамометрии и как следствие — результатов тестирования в беге на 200 м (выносливость) и метании мяча (скоростная сила), заметно снизились и результаты дошкольников в беге на короткие дистанции. Таким образом, имеющиеся данные подтверждают гипотезу о том, что в настоящее время наметилось значительное ухудшение как в состоянии физического развития, так и в уровне физической подготовленности детей. Все это ставит перед специалистами в области физической культуры, просвещения и медицины задачу разработки научно обоснованных программ. В дошкольном физическом воспитании наиболее реальным, как утверждают психологи, является формирование мотивов достижения цели. Для изучения реальных мотивов достижений в ДОУ №4 г.Малмыжа использовалась методика столкновения мотивов Л.К.Максимова и М.В.Митюхина. Детям предлагалось выбрать одно из заданий:

повторить движения, с которыми они не справились на занятиях, или поиграть;

для тех, кто хочет улучшить достигнутый результат, попробовать выполнить более трудное задание или повторить еще раз то, которое уже выполнялось ранее;

детям говорили, что задания одинаковы по трудности выполнения и можно выбирать любое, но тот, кто предпочтет первое задание, должен справиться с ним самостоятельно, а второе — может рассчитывать на помощь педагога.

Для проявления мотивации достижения учитывалась частота ее индивидуальных проявлений во всех исследуемых ситуациях. В данном случае к началу проведения эксперимента средний уровень мотивации определен у 7 детей средней группы, низкий — у 19 и нулевой — у 56 дошкольников (табл. 1).

Таблица 1 Результаты частоты проявления мотивации достижений дошкольниками в начале эксперимента

ГруппаУровни актуальных мотивов достижениявысокийсреднийнизкийнулевойабс. %абс.%абс.%абс.%Мальчики,4 года—92,489,83137,8Девочки, 4 года—56,11113,42530,5Для изучения мотивов двигательной активности (Нестеров В.А., Воротилкина И.М., Могилев В.Е.) детям индивидуально предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца ребенку показывали соответствующий содержанию рисунок — внешнюю опору для запоминания.

По данным частоты выбора мотивов выявлено, что 92,4% мальчиков и 88,7% девочек в физической культуре привлекает только игра. Здоровыми, сильными и красивыми хотят стать 6,5% мальчиков и 9,3% девочек, заслужить похвалу воспитателя — соответственно 1,1 и 2,0% детей. Следовательно, большинство детей не понимают смысла занятий физическими упражнениями, не видят необходимости в овладении основными движениями и не представляют, что с помощью физических упражнений можно добиться красоты и здоровья.

Таким образом, перед нами изначально встала задача — сформировать мотивацию к достижению поставленной перед детьми цели. Мотивацию к достижению цели можно сформировать только в том случаи, если цель, поставлена перед ребенком, достижима, реальна. В противном случае уже к шести годам мы увидим длинную «скамейку запасных» на всех занятиях по физической культуре и играх на прогулках и добьемся у большинства детей стойкого отвращения к выполнению любых двигательных действий.

3.2 Программа физического воспитания

Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативности образовательных программ, у воспитанников дошкольных образовательных учреждений происходит увеличение в первую очередь умственной нагрузки. Образовательный процесс многих детских садов, даже коррекционной направленности, перегружен дополнительными занятиями.

Для улучшения состояния здоровья детей дошкольного возраста существует целый ряд методов. Наиболее эффективным из них является физическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования систем организма, играет важную роль в укреплении здоровья детей.

С учетом изложенного, проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. В связи с этим нами предложена программа физического воспитания детей дошкольного возраста.

Общая цель данной программы состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Программа позволяет сохранить здоровье ребенка и заложить фундамент культуры будущего взрослого человека, в которые входят:

положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

мотивация к занятиям физическими упражнениями;

начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умение ориентироваться в пространстве (игры, танцы и праздники), культура поведения, самостоятельность;

уровень физической подготовленности, соответствующий нормам.

Согласно разработанной нами программе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском дошкольном учреждении должна строиться с учетом следующих условий:

формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;

формирование этой потребности через систему любимых для детей физических упражнений;

исключение стрессовых ситуаций на занятиях физическими упражнениями;

использование многовариантных форм, средств и методов занятий физическими упражнениями с дошкольниками;

составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с учетом психофизического состояния ребенка на каждый день;

личностно ориентированный подход к работе с дошкольникам;

интегративный характер построения занятий детьми дошкольного возраста;

использование упражнений с учетом времени года;

проведение большей части физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе;

использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон моторики ребенка с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма в онтогенезе;

включение в практику физического воспитания детей упражнений, способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих формирование правильной осанки, сводов стоп (профилактика плоскостопия), мелкой моторики, а также крупных групп мышц (выполнение упражнений с большой амплитудой), способствующих эффективной работе внутренних органов;

использование упражнений, различных по направлению выполнения в пространстве, из различных исходных (необычных) положений, а также сочетание известных для малыша движений с элементами нового;

корректный подбор физических упражнений (особенно для детей в старших группах) по половому признаку (силовых упражнений для мальчиков, и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию для девочек и т.п.);

обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;

формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями;

формирование представлений об основах здорового образа жизни, а также элементах самоконтроля за состоянием своего здоровья и здоровья окружающих;

диагностика уровня физического развития и физической подготовленности дошкольников в течение всего года;

учет уровня сформированности двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств по индивидуальному приросту;

привлечение родителей к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;

привлечение к организации занятий физкультурными упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста детей старших групп (помощь в показе упражнений, проведение элементов разминки, организация игр с помощью воспитателя и др.);

преемственность в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы (проведение совместных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий на физкультурно-спортивной базе школы).

В предложенной программе мы намеренно отказались от распределения материала по возрастным группам, поскольку, если природа наградила ребенка определенными способностями, не нужно искусственно тормозить их развитие. Вместе с тем, мы не ставим своей целью достижение высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Задача в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого.

В данной программе мы придерживаемся личностно ориентированного подхода каждому из дошкольников. Именно этому способствует предложенная нам методика построения функционального профиля.

Суть в ней состоит в том, что при оценке индивидуальных величин различных показателей физической, функциональной подготовленности и работоспособности нами была использована методика обычного статистического ранжирования, по результатам которого строились карты функционального профиля.

Преимущества этой методики в условиях комплексного исследования в малых группах заключаются в следующем:

простоте выявления лидеров и аутсайдеров;

повышение мотивации аутсайдеров в улучшении каждого показателя (возможность поднять рангом выше, тем более что некоторые показатели у них лучше, чем у лидеров).

Такая многовариантность соотношения уровня развития тех или иных качеств и состояний, естественно, вполне логично предопределяет и выбор соответствующих рекомендаций. На каждого ребенка заводится «Карта здоровья», в которой не реже двух раз в год заносятся результаты контрольного тестирования. В группе имеется доска спортивных достижений, на которой дети отмечают (карандашами разных цветов) свои достижения за неделю. И, естественно, каждый ребенок стремится продвинуться к намеченной цели — уйти из группы аутсайдеров и повысить отстающие показатели. Родителям даются индивидуальные рекомендации использования средств оздоровительной направленности и индивидуальных комплексов, разработанных для каждого их занимающихся.

Разработанная нами программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий с использованием методики биоуправлениям на обратных связях (БОС).

Эти мероприятия включаются в режим дня: в утреннюю гимнастику, физкультпаузы между различными видами занятий в группе, в занятия физической культурой. Они направлены на обучение детей основным двигательным и гигиеническим навыкам, навыкам правильного дыхания, овладение основами закаливания, самомассажа, приемами психической саморегуляции; профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата, изучение и формирование мотивации достижения успеха у дошкольников как условия, необходимого для выявления и коррекции потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Обучение дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни осуществляется по методологии БОС, которая представляется в виде срочной или коротко отставленной информации о результатах выполнения движения или на промежуточных этапах обучения движениями или навыкам ЗОЖ. Мы предположили, что весь процесс обучения движениям как основной субстанции здоровья и навыкам ЗОЖ (закаливание, элементы аутотренинга, релаксации) должен представлять собой процесс формирования сохранения здоровья дошкольников.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами (для детей с3 лет температура воздуха в помещении +18- +20°С) проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: «чувствую себя хорошо» — квадратик закрашивается в голубой цвет, «чувствую себя плохо» — в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.

Многие авторы отмечают эффективность воздействия дыхательных упражнений на различные стороны функционального состояния организма. В связи с этим для коррекции отдельных показателей дыхательной системы детей и доведения их до уровня оптимальных в разработанной нами программе в качестве дополнительных воздействий на занятия физической культурой включается комплекс дыхательных упражнений, разработанной на основе рекомендации кафедры физиологии и химии и включающий в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания «Ха».

Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.

Обучению грудному и брюшному дыханию приводится с помощью специально разработанных игровых упражнений («Шарик», «Трубач», «Петух», «Мяч» и т.д.).

После глубокого вдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки. Ставится задача, как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильности дыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на живот ставится кубик. Выполняется упражнение «дыхание животом»: кубик поднимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоит неподвижно (зрительная ОС).

Для профилактики простудных заболеваний с детьми разучивается и регулярно применяется точечный массаж: по инструкции воспитателя ребенок использует сильное пальцевое давление непосредственно на точку в течение примерно 1,5-3 минуты. Ощущение в процессе выполнения давления в разных точках неодинаково: в одних — напряжение, в других — болезненность. Поэтому давление должно быть достаточно сильным, чтобы выполняющий массаж прочувствовал границу между приятным, энергичным нажатием и причинением боли. При выполнении массажа детям предлагается проанализировать свои ощущения. По результату анализа педагог может понять, правильно ли ребенок выполняет задание или необходимо корректировать его действия. В одном сеансе массируется не более 4-5 точек.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста в настоящее время доказана экспериментально, причем достигается с помощью психической саморегуляции управления эмоционально-вегетативными функциями, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и для оздоровления, в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства.

С этой целью, согласно разработанной нами программе, в режим дня и в занятия физической культурой включаются такие методы, как:

гетеротренинг, способствующий снятию возбуждения, вызванного эмоциями или физическими перенапряжениями (применялся в завершение физкультурного занятия);

подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультпауза.

Комплексы гетеротренинга с соответствующим музыкальным сопровождением применяются с целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп и направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги.

С целью профилактики нарушений ОДА используются элементы йоги или суставной гимнастики. Предполагается, что это может способствовать профилактике дефектов осанки, нарушений в работе внутренних органов, а также травма.

Состояние здоровья детей определяется комплексной оценкой уровня здоровья и физической работоспособности: в результате анализа медицинских карт (динамика простудных заболеваний в течение периода исследований) и по результатам унифицированного степ-теста.

Дополнительно к основной программе используются специальные методы закаливания:

полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.п.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводилось ежедневно после завтрака в течение 2 недель поочередно;

стелеотерапия — пребывание в искусственной соляной пещере, основным лечебным фактором которым является высокодисциплинированная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре +18- +240 (курс — не менее 10 сеансов два раза в год, продолжительность сеанса — 15-20минут).

«Соляная пещера» воссоздает климат лучших горных и морских курортов. Во время сеансов происходит влажная сверхдисциплинированная ионизация воздуха, вдыхание которого обеспечивает улучшение кровообращения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, нормализацию клеточного дыхания, восстановлению тонуса бронхов. В течение каждого сеанса используется функциональная музыка, что способствует психотерапевтическому расслабляющему воздействию на нервную систему ребенка, снятию нервного напряжения, стресса;

использование в помещениях, где находятся дети, электронных воздухоочистителей «Супер-плюс» способствует очищению воздуха от пыли, вирусов, бактерий, обогащению легкими отрицательными аэроионами;

кислородный коктейль, в приготовлении которого использовались натуральные соки и гидролизат казеина (курс — 15 дней, два раза в год за 30 минут до еды).

Данная программа была апробирована в Доу №5 г.Малмыжа. В исследованиях участвовали 42 ребенка (18 мальчиков и 24 девочки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрена организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявлены проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проведена диагностика физического здоровья дошкольников; проанализирован аспект сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания; рассмотрены возможности разработанной программы физического воспитания.

.Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее. В процессе разработки программы физического воспитания дошкольников изучен эффект использования приемов биоуправления путем насыщения каналов обратных связей при: обучении движениям и формировании первых навыков ЗОЖ у дошкольников; использовании нетрадиционных средств восстановления, приемов ЗОЖ и формирования основных движений; составлении карт функционального профиля и акценте на их динамике для укрепления мотивации; обучении приемам релаксации и саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения; использовании систем дыхательных упражнений для совершенствования аэробных возможностей и т.д.

.Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию разработанной нами программы, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям, физическим упражнениям.

Проведенные исследования в области совершенствования физического воспитания позволили сделать нам следующие выводы.

Мощным оздоровительным средством для детей дошкольного возраста является рационально организованная активность.

Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психологическому развитию.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в разработке программы физического воспитания детей дошкольного возраста достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-fizicheskoe-vospitanie/

.Антонов Л.Н. «Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] /Антонова Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. — М.:Изд-во МГОУ, 2004.

.Борисова И.П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005. №10.

.Бутова С.В. «Оздоровительные упражнения на уроках» // «Начальная школа», 2006, №8.

.Вайнер Э.Н. «Формирвание здоровьесберегающей среды в системе общего образования» //Валеология.-2004.-№1.

.Волошина Л. «Будущий воспитатель и культура здоровья» // Дошкольное воспитание.2006.-№3.

.Довыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г., «Методика оценки физического развития подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград,1973.

.Дронов А.А. «Профилактика нарушения осаеки и укрепление мышечного корсета» // начальная школа, 2006, №3.

.Змановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми».-М.:Медицина, 1989.

.Змановский Ю.Ф. «Здоровые дошкольники» // «Дошкольное воспитание».1995, №6.

.Ишмухамедов М.Г. «Нетрадиционные средства оздоровления детей» // «Начальная школа»,2005.- №1.

.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л., «К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях» // «Начальная школа», 2006, № 4.

.Карасева Т.В. «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» // «Начальная школа», 2005.-№ 11.

.Лукьянова В.С., Остапенко А.А.,Гузенко В.В. «Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея» // «Школьные технологии».-2004.- №1.

.Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционного-развивающего обучения» // «Начальная школа»,-2006.- №6.

.Науменко Ю.В. «Здоровьесберегающая деятельность школы» //Педагогика.-2005.- №6.