Педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка

Содержание скрыть

Введение

Педагогика — это искусство, искусство ведения ребенка по жизни, искусство обучения, воспитания и развития. Во все времена первостепенной задачей педагогики, как науки являлось именно воспитание, деятельность педагога, преследующая основную цель духовного обогащения и взращивания подопечных. Но основная задача педагога — это не просто «взращивание» подопечных, а формирование разносторонней, образованной, гуманной и нравственной личности.

В 90 — е годы XX века начался качественно новый этап педагогической мысли в России, связанный с возрождением гуманных общечеловеческих ценностей, несущий в себе духовно — воспитательную значимость воспитания личности. Становление и развитие этого этапа в истории отечественной педагогики тесно переплетается с именем великого русского педагога, основателем русской национальной педагогики — К. Д. Ушинского. (1, 16)

Эти традиции не забыты и в современное время. Сейчас всё чаще педагоги говорят о том, что в современном, постоянно меняющемся мире информационных и цифровых технологий при воспитании подрастающего поколения не остаётся места для моральных ценностей, духовности, разумного, доброго, вечного. А ведь именно благодаря воспитанию этих качеств происходит не только оптимальное обучение, воспитание и развитие ребёнка, но и его успешная социализация в обществе.

актуальным с

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.

Проблема исследования:, Цель исследования

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения на тему курсовой работы;

2) рассмотреть антропологические представления К. Д. Ушинского о развитии детей;

3) раскрыть основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

4) Провести опытно-экспериментальное исследование и выяснить, как педагоги массовой школы оценивают вклад К. Д. Ушинского в историю отечественной педагогики; используют ли они идеи К. Д. Ушинского в своей практике. Оценить результативность методической системы К. Д. Ушинского.

3 стр., 1038 слов

Возрастная психология и педагогика « Педагог-новатор И. П. Иванов. ...

... в к-рой идёт постоянный поиск и апробация новых форм воспитания К. м. легла в основу творчества известных педагогов Караковского, А. А. Като-ликова, Р. Г. Подболотовой, А. ... Н. Тубе-льского, М. П. Щетинина и др., стала составной частью педагогики сотрудничества, способствовала перестройке ...

5) Дать практические рекомендации для педагогических работников, основанные на идеях К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии детей.

Очевидно, что К. Д. Ушинский внёс огромный вклад в историю русской отечественной педагогики. Он одним из первых представил человека как предмет воспитания. Именно поэтому объектом нашего исследования будет являться процесс воспитания детей, основанный на методических советах К. Д. Ушинского.

предметом

методологическую основу

Почти все они рассматривали человека как предмет воспитания и обучения. педагог ребенок воспитательный процесс

Проблема обучения и воспитания вообще имеет многолетнюю историю своего изучения, и, несомненно, этот вопрос актуален и в настоящее время.

Значительное влияние на становление личности ребёнка имеет именно воспитание: семейное и школьное. В современной школе крайне актуальным становится вопрос «Как воспитать ребенка так, чтобы он носителем нравственных ценностей и культуры?»

Для выявления влияния идей К. Д. Ушинского на деятельность современных педагогов нами были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) беседа.

Практическая значимость, База исследования, Структура работы:

1. Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского

Как воспитать ребенка так, чтобы он стал носителем культуры и духовных ценностей? Этот вопрос актуален во все времена. Ответ на него смог дать великий русский педагог К. Д. Ушинский. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского крайне востребована и в наше время.

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт. Глинка — наш народный композитор». (19, 26)

В этой главе мы рассмотрим ретроспективу жизни К. Д. Ушинского, а также рассмотрим основные идеи его труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

1.1 К. Д. Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и юношеские годы в имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

После получения общего образования молодой Константин Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. Московские профессора оказали огромное влияние на становление взглядов Ушинского, поэтому, когда в 22 года Константин Дмитриевич был назначен исполняющим обязанности Ярославского юридического лицея, свои идеи о народности воспитания он активно внедрял в лекции. Критика в адрес народного образования, по мнению руководства лицея, плохо влияла на молодежь, поэтому скоро профессорская деятельность молодого Ушинского прекратилась. ( 8, 210)

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д. Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

9 стр., 4216 слов

К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России

... вклад как в научную разработку теоретических проблем воспитания, так и в дело совершенствования практики русской народной школы. Данная работа посвящена рассмотрению педагогической деятельности Константина Дмитриевича Ушинского. Биография К.Д. Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 ...

Затем в течение 3-х лет К. Д. Ушинский работал инспектором в Смольном институте благородных девиц.

Деятельность Ушинского в Смольном институте была признана чуть ли не революционной; лекции, проводимые им вызывали шквал неудовольствия со стороны руководства.

В 1862 г. он был уволен из Смольного института благородных девиц. Ушинскому было предложено покинуть институт и выехать заграницу для составления учебника по педагогике. Фактически, этот выезд заграницу являл собой замаскированную ссылку.

Тяжелые переживания за судьбу народного образования не могли не отразиться на здоровье выдающегося педагога. Тяжелая болезнь легких дала о себе знать. Но, несмотря на все тяготы, болезнь и фактическую ссылку, в 1864 году выходит в свет потрясающая учебная книга «Родное слово» и «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для родителей и учителей».

Кладезем педагогической мысли К. Д. Ушинского явилось главное его произведение — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», написанное педагогом в 1867 году. (4, 113)

Напряженная общественная работа, тяжелая болезнь легких подорвали здоровье талантливого ученого и лишь ускорили его смерть.

Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

После тяжелейшей общественной работы и написания своего главного педагогического труда, 22 декабря 1870 года Константин Дмитриевич скончался. Ушинский был похоронен в Киеве, на территории Выдубецкого монастыря. (18, 78)

До сих пор мы глубоко чтим и уважаем память этого поистине великого педагога. К. Д. Ушинский был не просто педагогом, но Просветителем. Сейчас утверждена медаль имени К. Д. Ушинского, издано полное собрание его сочинений. Имя К. Д. Ушинского носит улица в городе Ярославле, а также Ярославский педагогический университет.

1.2 К.Д. Ушинский — основоположник педагогической антропологии

Как необходимо воспитывать своих учеников? Какие методологические основы взять в качестве ведущих?

На эти, казалось бы, риторические вопросы нашел ответы основатель научной отечественной педагогике — К. Д. Ушинский.

Впервые именно им был поставлен вопрос о всестороннем изучении человека учителем.

В педагогической и профессиональной литературе времен Константина Ушинского не нашлось ответов, которые бы объясняли суть и смысл воспитания. Ни в психологии, ни в философии не было подходящей концепции, раскрывающей процесс становления личности.

фундаментальную проблему воспитания

антропологическими

Педагогика, по мнению Ушинского — это собрание правил педагогической деятельности, своего рода — методические советы по воспитанию и обучению.

Педагогическая антропология же, по мнению Константина Дмитриевича — это не отдельная учебная дисциплина. Это знание, стоящее на стыке нескольких наук — естественных и гуманитарных. Прежде чем реализовывать педагогическую деятельность, учитель должен узнать хотя бы основы естественных наук о человеке. (23, 31)

Только распространением между воспитателями разнообразных антропологических знаний, на которых основывается искусство воспитания, можно способствовать развитию самого искусства воспитания.

14 стр., 6922 слов

Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных ...

... воспитанности многих современных детей. Целью курсовой работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей. Объект : воспитание педагогической культуры родителей. В качестве предмета данного исследования ...

Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Эта книга не спроста не названа ни психологией, ни педагогикой. Труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выходит за границы времени Ушинского, это новая область познания, не существовавшая ранее. Педагогическая антропология находится на стыке педагогики и естественных наук о человеке.

В хорошо знакомой Ушинскому психологии складывались такие пограничные дисциплины, как психофизика и физиологическая психология, в антропологии появились ее разновидности — физическая, социальная и культурная антропология.

Следя за структурными изменениями внутри наук, Ушинский отразил и учел их в своем опыте построения педагогической антропологии.

Такое понимание педагогической антропологии определило саму структуру произведения Ушинского. (6, 45)

Развитие по Константину Дмитриевичу, представляет собой цепь переходов от процесса к процессу. Так, физиологические процессы сменяются психофизиологическими, они, в свою очередь, психологическими. Психологические процессы, как одна из последних ступеней развития, сменяется духовными или психоидеологическими процессами. К последним можно отнести нравственность, духовность, язык. Эти духовные процессы порождаются не самим индивидом, а целой исторической жизнью народа и даже человечества.

С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди широких масс русского учительства после смерти К.Д. Ушинского К.К. Сент-Илер пытался приблизить научные факты, приведенные в работе К.Д. Ушинского, к практике воспитания. В 1894 г. вышло сокращенное издание «Педагогической антропологии» в одном томе для удобства использования в качестве учебника педагогики, подготовленное К.К. Сент-Илером и Л.Н. Модзалевским.

Именно К. Д. Ушинский явился родоначальником системы специального изучения человека как предмета воспитания. Ушинскому удалось в своих трудах согласовать естественную природу человека и педагогическую теорию и практику. Он вел педагогику к идеалу антропологического универсализма. Все знание о человеке должно служить фундаментом для педагогики — о душе, о теле, о человеческом общежитии.

Константин Дмитриевич первым заговорил о том, что воспитание — неотъемлемый фактор развития. (7, 57)

Педагогическая антропология

Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие. В настоящее время наблюдается активное возрождение идеи К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в деятельности современного учительства. (11, 5)

педагогическая антропология

1.3 Основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Рассматривая основные идеи труда Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», можно заметить основные постулаты современной дидактики.

Важнейшее требование, выдвигаемое К. Д. Ушинским — строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей , систематически изучать детей в процессе воспитания . “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.( 25, 19)

11 стр., 5438 слов

Профессиональное педагогическое мышление учителя начальных классов ...

... профессионального педагогического мышления учителей начальных классов на этапах профессионализации. Общая цель конкретизируется в следующих задачах: выявить уровневые характеристики ППМ учителей начальных классов на этапах профессионализации; провести сравнительный анализ уровневых характеристик ППМ учителей начальных классов и учителей ...

Главной задачей гуманистической педагогики

Знания основ психологии и физиологии значительно обогащают каждого учителя. Именно фундаментальные и системные знания о природе человека, его душе, возрастных кризисах и психических проявлениях составляют необходимую основу для воспитания и обучения детей в практике любого педагога. (25, 76)

Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста. антропология педагогический ушинский воспитание

основы дидактики

К. Д. Ушинский дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения ”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. ( 25, 118)

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

2. Содержание и результаты опытно — экспериментального исследования

Непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах. Перед современными педагогами стоит главная задача — охватить все возможности воспитания, использовать все возможные резервы, а быть может, и заглянуть за горизонт.

Сложная задача — понять и принять и воспитателя и воспитуемого. Для ее решения К. Д. Ушинский предлагает проникнуть в саму суть, в природу человека, понять его сущность. Воспитание обязано исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании. «Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д. Ушинский.

2 стр., 896 слов

Роль учителя в жизни человека

... Роль учителя в жизни человека Популярные сегодня темы Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в ... учитель начальных классов остаётся для людей светлым пятном, человеком, с которым трудно прощаться при переходе в средние классы, ... это, педагог продолжает ... жизни, первым наставником и учителем для любого человека являются его родители. Но социум устроен таким образом, что воспитание ...

Учитель сможет полноправно называться учителем только тогда, когда его урок будет для учеников СО-бытием, то есть совместным бытием.

В настоящие время просматривается тенденция обращения к трудам великого педагога К. Д. Ушинского. Тематика курсовой работы подтверждает это и раскрывает актуальность идей Константина Дмитриевича. Многие учителя уже пересмотрели свою методическую воспитательную работу, опираясь на постулаты, описанные Ушинским, кому то ещё предстоит это сделать. Ведь как гласит народная мудрость «Учитель учится всю жизнь».

В данной главе мы рассмотрим механизм исследования по тематике курсовой работы, а также предоставим практические рекомендации для учителей по обучению, воспитанию и развитию детей.

2.1. Результаты анкетирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара

По теме исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательной школы № 57 г. Краснодара.

Целью эксперимента является

На основании полученных данных составить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию для практикующих педагогов.

Задачами нашего исследования являются:

1) провести анкетирование среди педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара;

2) выявить, используют ли в своей работе педагоги МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара систему методических советов К. Д. Ушинского по обучению, воспитанию и развитию детей;

3) опросить педагогический коллектив, работающий по системе К. Д. Ушинского на предмет результативности данной системы;

4) на основании исследования труда К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выработать и представить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию детей.

Для достижения цели и задач были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

4) анкетирование;

5) тестирование;

  • В эксперименте участвовали 25 учителей из МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара. Из них 15 учителей являются педагогами начальной школы, остальные 10 — учителей — предметники.

Члены педагогического коллектива, участвующие в исследовании:

1) Каргаполова Татьяна Ивановна — учитель начальных классов

2) Волошина Виктория Александровна — учитель начальных классов

3) Базарнова Екатерина Николаевна — учитель начальных классов

4) Пахомова Татьяна Фёдоровна — учитель начальных классов

5) Симоненко Татьяна Андреевна — учитель начальных классов

6) Науменко Татьяна Витальевна — учитель начальных классов

7) Бирченко Наталья Анатольевна — учитель начальных классов

8) Баранова Анна Андреевна — учитель начальных классов

9) Сафонова Ирина Михайловна — учитель начальных классов

20 стр., 9596 слов

Экологическое воспитание детей на х в начальных классах

... воспитание детей на уроках в начальных классах»; выявить сущность экологического воспитания; раскрыть особенности экологического воспитания на уроках; выявить условия эффективности экологического воспитания на уроках; разработать методику педагогического эксперимента по формированию экологического воспитания на уроках Объект: экологическое воспитание Предмет: процесс экологического воспитания на ...

10) Сташ Маргарита Пшимафовна — учитель начальных классов

11) Ильинская Елена Вячеславовна — учитель начальных классов

12) Суханова Татьяна Викторовна — учитель начальных классов

13) Месропян Нуне Декартовна — учитель начальных классов

14) Конарева Людмила Васильевна — учитель начальных классов

15) Фанян Анна Людвиковна — учитель начальных классов

16) Романова Ирина Викторовна — учитель химии

17) Моринец Александр Сергеевич — учитель географии

18) Прибоченко Анастасия Васильевна — учитель русского языка и литературы

19) Ветрова Оксана Александровна — учитель русского языка и литературы

20) Сиваков Владимир Петрович — учитель биологии

21) Слюсаревский Евгений Павлович — учитель ОБЖ

22) Житарюк Татьяна Дмитриевна — учитель физической культуры

23) Резникова Наталья Владимировна — учитель информационных технологий

24) Щукарева Людмила Михайловна — учитель истории

25) Хмель Алла Николаевна — учитель алгебры и геометрии

Опытная работа включала в себя следующие этапы:

I этап — констатирующий эксперимент.

В период констатирующего эксперимента были использованы три метода: анкетирование, тестирование и беседа с педагогическим коллективом. Соответственно, констатирующий этап состоял из трех подэтапов.

Первый этап, Цель анкетирования, Метод анкетирования

У истоков анкетирования стоял Сэр Фрэнсис Гальтон— английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.

Этапы проведения анкетирования:

1. Подготовительная беседа (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).

2. Про анкетирования с испытуемыми.

3. Под итогов анкетирования. Анализ полученных данных.

Итак, при проведении анкетирования нами была разработана и апробирована на практике следующая анкета для учителей.

Второй этап констатирующего эксперимента:, Цель тестирования:, Тестирование

В 1864 Дж. Фишер изобрел и апробировал на практике первые тесты для определения уровня обученности учащихся. Термин тестирование впервые ввел американский психолог Дж. Кеттелл (1890).

Сейчас существует широкое разнообразие тестирований, применяемых в различных областях, как педагогики, так и психологии, так и социологии.

Третий этап констатирующего эксперимента:, Цель беседы

Также выявлено, что 14 учителей не устраивает уровень воспитанности детей в их классе, остальные учителя явных признаков невоспитанности у своих учеников не отметили.

Все опрошенные очень высоко оценивают вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной научной педагогики, однако о его системе обучения, воспитания и развития слышали лишь 9 педагогов. Кроме того, мы выяснили, что 10 педагогов слышали об антропологических представлениях К. Д. Ушинского, но лишь в общих чертах, а 4 учителя и вовсе не имеют понятия о такой системе взглядов и затрудняются с ответом.

6 стр., 2614 слов

Педагогические идеи К.Д. Ушинского

... Сам же автор обрел звание Учителя русских учителей. Вклад Ушинского в теорию воспитания и образования покоится на двух ведущих идеях всего его педагогического наследия: народность и антропологизм. ... помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором ...

Результаты исследования отражены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень знаний педагогов о системе обучения, воспитания и развития К. Д. Ушинского

2) Результат проведения тестирования педагогического коллектива

По данным, полученным в ходе исследования с использованием теста (Приложение 2), установлено, что 14 учителей оценивают уровень воспитанности в своем классе как средний, остальные же педагоги дают высокие оценки данному показателю анкеты. Выявлено, что практически все учителя в своей практике используют методы наказания и поощрения (19 учителей), остальные мнения распределились по-разному. 4 педагога используют методы этической беседы, оставшиеся 3 учителя прибегают к формированию воспитанности через собственный пример. При этом 5 педагогов сомневаются, действенны ли их методы воспитательной работы.

На вопрос «Что значит «развивать ребенка» мнения распределились следующим образом: 6 учителей выбрали вариант ответа А, 8 ответили, что это вариант Б, лишь 3 учителя выбрали вариант В, 8 коллег затруднились с ответом.

Всего 7 из 25 опрашиваемых используют в своей практике антропологические знания о воспитании и развитии, выработанные К. Д. Ушинским. Однако при этом все опрашиваемые хотели бы повысить уровень воспитанности в своих классах. 22 учителя из 25 согласились использовать в дальнейшей практике методические советы К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии.

Наиболее важные для исследования показатели отражены в диаграммах 2, 3 и 4.

Диаграмма 2. Методы воспитания, используемые в практике педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара

Диаграмма 3. Использование на практике опыта воспитания и развития К. Д. Ушинского

Диаграмма 4. Использование системы антропологических взглядов К.Д. Ушинского в будущей практической деятельности

3) Результат беседы с педагогическим коллективом

По результатам беседы с педагогическим коллективом, выяснено, что многие учителя отмечают у обучающихся снижение мотивации к учению и считают, что причиной может выступать недостаточное развитие ребенка.

Нами выяснено, что в некоторых классах ученики допускают нарушение дисциплины, как на переменах, так и на уроке. Учителя признают, что, по их мнению, это свидетельствует об общей невоспитанности данных учащихся. Чаще всего, в качестве наказания за дисциплинарные поступки выступает укор, беседа или запись в дневник. Почти все учителя считают, что объективным критерием воспитанности может выступать вежливость учащихся, знание и соблюдение правил этикета.

Выявлено также, что 90% опрошенных считают нужным проводить в классах дополнительную работу по формированию воспитанности школьников. 100% опрошенных заявили, что прочитали бы труды К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Однако, 3,2 % не собираются применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

Сравнительные показатели уровня воспитанности в классах

В ходе проведения констатирующего эксперимента, мы выяснили, что учителя, использующие в своей практике методическую систему советов и рекомендаций, данную К. Д. Ушинским, отмечают, что уровень воспитанности в их классах довольно высокий, по сравнению с другими классами. Таким образом, из 7 учителей, работающих по данной системе, 6 отмечают ее результативность.

17 стр., 8014 слов

Религия и воспитание человека

... [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога ... воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия ... последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет ...

Данные наблюдения отражены в диаграмме 5.

Диаграмма 5. Результативность применения методической системы К. Д. Ушинского

Таким образом

Выявлено, что учителя, работающие по системе К. Д. Ушинского постоянно, отмечают высокую результативность данной системы, так как уровень воспитанности учащихся в этих классах довольно высокий.

2.2 Методические советы и рекомендации по обучению, воспитанию и развитию

На основании полученных результатов исследования нами было принято решения разработать систему методических советов и рекомендаций, исходя из представлений К.Д. Ушинского о проблеме обучения, воспитания и развития.

Данные методические рекомендации могут быть полезны учителям общеобразовательных школ, социальным педагогам, педагогам-организаторам, а также воспитателям.

Методические рекомендации учителям, основанные на идеях К.Д. Ушинского

1) Сделайте воспитание и развитие ребенка искусством. Ведь педагогика — искусство ведения ребенка по жизни, искусство обучения, воспитания, развития.

2) Первостепенной задачей любого учителя является именно воспитание, деятельность педагога, преследующая основную цель духовного обогащения и взращивания подопечных.

3) Воспитание должно включать в себя духовный и нравственный компонент. Не пренебрегайте моральными качествами в процессе воспитания! Будьте и сами примером для ребенка.

4) Цель воспитания согласно Ушинскому, «сам человек, а в человеке его душа». Воспитывайте душу и духовное в своих учениках!

5) «… всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, такое направление и примет ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории и в педагогической практике».

6) Воспитание должно создавать условия, способствующие пробуждению и развитию духовной жизни формирующегося человека. Первое из них — восстановление целостности, органической иерархичности человеческой природы. «Зная человеческую природу, понимая хорошо, что удовлетворение материальных потребностей не есть еще удовлетворение всех потребностей человека …воспитатель не оставит неразвитыми высших душевных и духовных потребностей человека и сделает девизом своей воспитательной деятельности слова Спасителя: не о хлебе едином жив будешь»

7) Только «своя», «излюбленная», свободная деятельность развивает и воспитывает, подчеркивает педагог. Развивающаяся и обогащающаяся новым содержанием «своя» деятельность захватывает всего человека, все сферы его души и становится источником ее развития.

8) Ценности воспитания — это «генеральные понятия», регулирующие всю педагогическую деятельность. Таковыми являются: свободный творческий труд как ценность; ценности переживания, связанные с переживанием другого человека как уникального и неповторимого; ценности отношения, связанные с «работой совести», свободой воли.

9) Ребенка необходимо вводить в мир человеческих ценностей, предлагать цели (задачи, труд), которые наполняли бы постоянно раскрывающуюся пустоту души, обогащали ее смыслами и переживаниями.

10) Воспитание призвано обеспечить различные виды духовной практики ребенка, чтобы обогатить его душу. Духовные практики становятся средством воспитания души. Они не являются придуманными и искусственно навязанными, но вытекают из самой природы человека.

Педагогике, видимо, еще предстоит осмысление возможностей современного научного знания о человеке в отношении воспитания его души. Следует признать, что сегодня весьма успешно используется знание о природе человека в целях воспитания и развития.

Сильное воспитание, подчеркивал К.Д. Ушинский, проникнуто традицией и должно соответствовать законам развития человеческой природы. Сегодня эти идеи русского педагога для научной педагогики и воспитательной практики приобретают новое звучание и безусловную актуальность.

Заключение

К. Д. Ушинский создал особую область познания — педагогическую антропологию, определив ее как науку о человековедении. Её основу составляет целостное научное знание о человеке. Синтез научного знания о природе человека, по мнению Ушинского, служит объяснению и пониманию не только сущности воспитания, но и самого развития, которое он рассматривает как многоуровневый, иерархический процесс восхождения от физиологических процессов к душевным, от них — к духовным.

Целью воспитания, согласно Ушинскому, является «сам человек, а в человеке его душа». Предпосылки органичного, целостного развития ребенка ученый-педагог видит в природе его души.

Главнейшим из всех стремлений человека Ушинский считал стремление к сознательной деятельности. Это стремление должно особенно культивироваться в процессе воспитания. Можно сказать, что им разработана собственная теория деятельности и воспитания человека как ее субъекта. Эта теория нашла выражение в обосновании положения о развивающем характере обучения и нравственном значении труда. Деятельность, по Ушинскому, есть жизнь, не удовлетворяющаяся простым существованием, развивающая физические, умственные и нравственные силы, необходимые для человеческой деятельности.

Педагогическая антропология

В результате проведения исследования были выполнены основные его задачи и сделаны следующие выводы:

1) воспитание и развитие ребенка неразрывно связанно между собой; осуществляя целенаправленное воспитание, мы развиваем личность ребенка всесторонне;

2) одной из главных задач педагогов сегодня является именно воспитание; воспитание в духе идей педагогической антропологии;

3) следует развивать данное направление среди современного учительства, постоянно внедрять в практику работающих педагогов идеи естественного воспитания и обучения К.Д. Ушинского.

Процесс развития и воспитания

Проведя исследование по теме курсовой работы мы сделали следующие выводы:

1) Проанализировав теоретическую базу посредством анализа научной литературы, делаем вывод, что проблемы, о которых говорил К. Д. Ушинский, актуальны и в наше время.

2) Основные представления К. Д. Ушинского об антропологическом развитии ребенка находят широкий отклик в современной учительстве.

3) Мы рассмотрели идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Основная идея данного научного труда — «Только посредством понимания сущности природы человека можно начинать его естественное воспитание» особенно актуальна в наши дни.

4) В ходе опытно — экспериментального исследования выявлено, что многие педагоги знают о системе антропологических взглядов К.Д. Ушинского на обучение и воспитание. Отмечена результативность методической системы К. Д. Ушинского в классах, где учителя используют рекомендации Ушинского.

5) Разработанные методические советы и рекомендации, основанные на идеях К. Д. Ушинского составлены в духе педагогической антропологии и будут полезны практикующим педагогам.

Таким образом, цели и задачи исследования можно считать полностью достигнутыми.

К.Д. Ушинский оставил своим коллегам огромный клад под названием «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Наша задача сейчас — суметь правильно воспользоваться этим кладом, направить процесс воспитания в нужное русло. Ведь от того, что мы вложим в подрастающее поколение, зависит будущее России.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rebenok-kak-predmet-analiza-ushinskogo/

1) Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: / Учеб. Пособие для студентов пед. вузов по дисц. «Педагогика» Междун. Академ. Наук пед. Образования; под. Ред. Васильевой З.И.. — М.: Академия, 2002. — 414 С.

2) Бельский В.Ю. Ушинский К.Д. о национальном характере воспитания // Социально-гуманитарные знания — 2003 — № 6 с.203-213.

3) Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. — 2004 — № 15 с.70-76.

4) Большая современная энциклопедия. Педагогика. — Минск ИООО «Современное слово», 2005. — 376 С.

5) Василевская В.Я. Учения Ушинского К.Д. о воспитании // Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети — М., 1993 — с.150-189.

6) Горкика А.П. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999 в 2-х томах, том — 2 , с.497-498.

7) Гончаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. — М.: Педагогика, 1974. — с.145-156.

8) Демков М.И. Краткая история педагогики. — СПб., 1904. — 432 С.

9) Егоров С.Ф. В в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. Под ред. Егорова С.Ф. — М., Академия, 2001. — 317 С.

10) Егоров С.Ф. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания. — М.; Б.И. 1994. — 205 С.

11) Ефимов А.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность этетического воспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. и просветителей народов России: Учебное пособие — Чебоксары, 1992. — с.4-7.

12) Ильина Н.А. Путь к родному слову: педагогическое наследие Ушинского К.Д. в практике современной школы / Ильина Н.А., Шамков Н.А.// Начальная школа 2007, № 12, с.4-6.

13) Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М.: Ин-т общего образования, 1999. -352с.

14) История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 451 с.

15) Лебедев П.А. Ушинский К.Д. / Первый читатель Тубельский А.Н. — М.; Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 222 С — (Антология гуманной педагогики).

16) Матвеева Н.М. Ушинский К.Д. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов. — М.; Школьная пресса, 2003. — 191 С.

17) Медведков А. П.. Краткая история русской педа-гогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916, с. 114.

18) Мижериков В.А. Психолого — педагогический словарь. Р.- на — Д.; Феникс. 1998, с.540.

19) Модзалевский Л. Н.. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д. Ушинского». СПб.,1869, с.162

20) Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. / под ред. Сластенина В.А. — М.; Академия 2002. — 335 С.

21) Степашко Л.А. Философия и история образования: учеб. Пособие для студентов вузов/ Рос. Акад. образ.; Моск. Психол.-соц. Ин-т 2-е изд.. доп. И перераб. — М: Флинта. 2003. — с.320, 431.

22) Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.:, Просвещение, 1968. — 371 С.

23) Ушинский К.Д. Педагогические идеи. — М.; 1971. — 80 С.

24) Ушинский К. Д. /Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе

25) Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» «Фаир — Пресс», 2004, — 532 с.