Экологическое воспитание детей на х в начальных классах

Содержание скрыть

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, то они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с младшего школьного возраста. Именно такой возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира, нравственно-экологической позиции личности, которая определят отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьём, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — всё это создаёт угрозу существования самой жизни на Земле. Только к концу ХХ века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

На сегодняшний день есть много положительного в уже имеющемся опыте экологического воспитания. Стремительно развивающееся движение по охране природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, волнует каждого жителя на земле. Люди обеспокоились экологическим здоровьем планеты. Образовалась даже так называемая «Партия зелёных», главной целью которой стала охрана среды от загрязнений. Движение «Green peace» — зелёный мир — следит за состоянием окружающей среды во всём мире.

12 стр., 5874 слов

«Экологическое воспитание учащихся»

... быту, в воспитании и обучении. Опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи чело- века. Необходимость дать людям целостную систему экологичеких знаний как в области общих вопросов социально-экологической ... На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначительным. ...

Всё это хорошо, но «минус» состоит в том, что не все интересуются глобальными экологическими проблемами сегодняшнего дня. В экологических кружках и клубах занимаются лишь немногие школьники. Остальных, а они составляют 80% всех учащихся, совсем это не интересует.

В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.

Результаты взаимодействия общества и природной среды неутешительны. И поэтому школой поставлена задача развития экологической культуры младших школьников и воспитателей человека будущего — всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность при этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Вопросами экологического воспитания и образования занимается довольно много педагогов. Огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым педагогам и методистам, как И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, А.Я Герд, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.М. Низова, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий и др. А делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

Всё сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников на уроках.

Цель: выявит возможности экологического воспитания на уроках.

Задачи:

1) изучит психолого-педагогическую литературу по теме «Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах»;

выявить сущность экологического воспитания;

  • раскрыть особенности экологического воспитания на уроках;
  • выявить условия эффективности экологического воспитания на уроках;

разработать методику педагогического эксперимента по формированию экологического воспитания на уроках

Объект: экологическое воспитание

Предмет: процесс экологического воспитания на уроках

Гипотеза: формирование экологического воспитания младших школьников зависит от содержания различных уроков

Методы:

анкетирование

тестирование

21 стр., 10074 слов

» Экологическое воспитание младших школьников на основе ...

... мировоззрение [ 8 ]. В данной работе мы рассматриваем экологическую культуру младших школьников. Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, ...

наблюдения

беседы (рассказ)

практические работы (эксперименты)

игры (дидактические)

ГЛАВА 1. Экологическое воспитание, как часть всестороннего и гармоничного развития личности

1.1 Необходимость экологического воспитания

Не может быть существеннее проблемы для общества, чем проблема воспитания подрастающего поколения. Именно в процессе воспитания закладывается фундамент будущего благосостояния, нравственного и физического здоровья общества.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы школы является экологическое воспитание. Рассматривая его как составную часть единого воспитательного процесса, необходимо, охватив все возрастные категории учащихся, дать им соответствующие знания о различных аспектах взаимодействия природы и общества, воспитать ответственное отношение к природе.

Мир природы — это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Её явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое душевное наслаждение. Проникновение в её тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований. Достижению этой цели будет способствовать развитие у школьников системы естественнонаучных, социальных и этических знаний, формирование опыта практической деятельности, решение конкретных местных экологических проблем, реализация которых возможна не только в рамках учебных предметов, но и в процессе организации внеклассной работы по экологическому воспитанию.

Поступление в школу — важный этап в жизни ребёнка. Появляются новые обязанности, усложняются правила и нормы поведения, возрастают требования со стороны окружающих. Ведущими видами деятельности становятся учение и труд.

Младшие школьники имеют довольно ограниченные представления о многообразии действий и поступков, выражающих заботу о природе или причиняющих ей вред. Вместе с тем они вполне понимают необходимость заботливого отношения к природе, руководствуясь в их чувствах нравственно-эстетическими мотивами: «растения всех радуют», «лес — наш друг». Младшие школьники озабочены плохими поступками взрослых по отношению к природе: «взрослые режут кору деревьев, загрязняют лес банками, стеклом».

Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Однако возрастные особенности младших школьников вызывают и ряд трудностей в их воспитании, обусловленных изменением ведущего вида деятельности с игровой на учебную, постепенной сменой наглядно-образного мышления абстрактным, развитой потребностью к труду в природе при отсутствии соответствующих умений и навыков.

4 стр., 1778 слов

Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей

... проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными « основоположениями», законами природы. Следует отличать, правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены. Коменский пришел ...

Актуальность исследуемой нами проблемы нашла отражение в Концепции воспитания детей и трудящейся молодежи в Республике Беларусь. В соответствии с Концепцией была разработана «Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Эта программа является конкретным воплощением концепции применительно к педагогической практике в реформируемой школе. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для экологического воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на экологическое воспитание в учебной деятельности.

воспитания экологической культуры личности:

  • сочетание различных форм, методов и средств формирования у

обучающихся экологической культуры;

  • повышение экологической культуры педагогов;
  • практическая деятельность обучающихся по охране природы;

взаимодействие учреждений образования с промышленными и

сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и

общественными организациями и объединениями, субъектами

природоохранной деятельности.

1.2 Сущность экологического воспитания

Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

особенности этого процесса:

ступенчатый характер:

  • а) формирование экологических представлений;
  • б) развитие экологического сознания и чувств;
  • в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
  • длительность;
  • сложность;
  • скачкообразность;
  • активность;

во-вторых : огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания;

формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

6 стр., 2550 слов

Труд и формирование сознательной деятельности

... сложно построенной сознательной деятельности ... и те границы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных. Отличия сознательной деятельности человека сводятся к тр Другим условием, которое приводит к формированию ...

  • выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  • воспитание устойчивой воли;
  • формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Понятие экологического воспитания

Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных качеств и твёрдой воли в осуществлении природоохранной работы. В процессе экологического воспитания формируется экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, общения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

  • просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека;
  • развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости;
  • делать выводы, обобщения и заключения;
  • воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе;
  • организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся;
  • прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе;
  • к чему ведёт нарушение экологических процессов;
  • какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

Эффективная реализация функций экологического сознания ведёт к формированию у школьников экологической культуры , которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков её изучения и охраны.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического детерминизма; 2) ...

Экологическая культура рассматривается учёными, как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

определяет экологическую культуру, как качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам её охраны;
  • знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

  • формирование знаний о единстве природы, её значение для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
  • формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам.

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

Цель, задачи и принципы экологического воспитания

Целью экологического воспитания школьников является формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель системы экологического воспитания заключается в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности. И все эти основы экологического воспитания и образования должен сформировать у детей младшего школьного возраста учитель. Ему необходимо выбрать правильные методы и формы работы с детьми на уроке и во внешкольной деятельности. И основными показателями экологического воспитания является понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

  • образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования;
  • возродить забытые народные традиции, национальное педагогическое наследие, рассматривающее вопросы отношения к природе.
  • воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
    16 стр., 7955 слов

    Экологическое образование и воспитание школьников

    ... природоохранной деятельности [16, с. 12]. цель курсовой работы Раскрыть фундаментальные экологические идеи в природоохранном воспитании школьников. Задачи: 1. Изучить теоретические основы экологического образования и воспитания; 2. Определить систему экологического образования и воспитания; 3. ...

экологического воспитания являются:

  • непрерывность его на протяжении всех этапов учебно-воспитательного процесса;
  • многодисциплинированный подход;
  • комплексность решения проблем окружающей среды;
  • краеведческий подход в решении экологических проблем.

3 Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе рассказа, беседы экологического содержания актуализирует знания детей, расширяет и углубляет их, выявляет новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе, способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать её последствия. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. На уроках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изображения объектов природы, с помощью стрелок ученик показывает связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например, трофическая цепь:

комары лягушки аист

Дети показывают стрелочками связи между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются на доске — дети соединяют нужные объекты стрелочками.

Содержание воспитательной работы реализуется через такие её формы , как учебные задания, наблюдение за явлениями в природе и объяснение причин их возникновения, выявление взаимосвязи между сезонными изменениями в природе, заполнение календаря природы, игры и игровые ситуации экологического содержания, посильный общественно полезный труд.

экологического воспитания младших школьников являются учебные задания, направленные на:

19 стр., 9178 слов

«Экологическое воспитание младших школьников» учащихся по экологии

... аспекты взаимодействия школьников с природой. В разрабатываемой Тарасовым Л.В, модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на ... для нашего исследования имеет концепция воспитания экологической культуры школьников, разработанная Лихачевым Б.Т., Дежниковой Н.С. и др., в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; экологической ...

  • формирование знаний об объектах природы, взаимосвязи природы и человека;
  • формирование оценочных суждений и ценностных ориентаций;
  • формирование знаний о мерах по охране природы.

Важную роль в воспитательном процессе играют умения по охране природной среды и поведению в природе, формирование в процессе организации практической деятельности учащихся.

В ходе экскурсий происходит ознакомление с природой родного края, выявление её особенностей. Экскурсии могут включать элементы заочных игр-путешествий по родному краю. При этом расширяются представления о природных богатствах края, разнообразии и красоте его природы. Экскурсии могут включать и элементы поисковой работы.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который прокладывается так, чтобы на нём были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнить естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Работая на «экологической тропе» экологическое воспитание имеет не только информационный, но и деятельностный характер; ребята участвуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы и т.д. Кроме этого, такое посещение природы даёт возможность организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребёнка формируется понятие о развитии объектов, о процессах происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные; прогнозировать последствия деятельности человека; оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.

Специфической формой организации деятельности младших школьников по изучению и охране природы являются игры и учебно-игровые ситуации. Они позволяют ребёнку выбрать собственный образец поведения, соответствующий его интересам, чувствам и убеждениям. Детские игры — отражение жизни. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребёнка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры — соревнования, имитационные.

Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребёнок и не думает учиться, но в результате игры узнаёт что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с картинками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек»; игры загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то в лесу на поляне и т.д. Можно рекомендовать придумать загадку к объекту, который нравится ученику.

17 стр., 8443 слов

Олимпийское воспитание школьников

... воспитания. Цель курсовой работы: изучить особенности олимпийского воспитания школьников. Объект исследования: олимпийское воспитание. Предмет исследования: особенности олимпийского воспитания школьников. Задачи исследования: Описать историю олимпизма. Раскрыть особенности олимпийского воспитания школьников. ... превышает 3-6% [22]. Экологическая ситуация и неблагоприятные демографические и социально ...

Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Ролевая игра является коллективной формой работы. Она содействует усвоению школьниками данного социального и материально-ценностного опыта детей, развивает творческие способности учащихся и их представлений.

Ролевое поведение даёт возможность ребёнку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения вести дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Например, игра «Кто, где живёт?» раскрывает зависимость распространения животных от условий среды обитания.

Игры соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, загадок, проектов, путешествий и т.д. Они широко используются в практике работы школ.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И.В. Цветкова подчёркивает, что: «…метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка». [Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Академия развития, 1997. — с. 72 — 73].

Метод проектов включает этапы: выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время.

4 Экологическое воспитание в процессе обучения

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться её красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяет систему экологического воспитания.

Реализация программных требований по интегрированному курсу «Человек и мир» даёт возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения.

Работа с учащимися по блоку программы «Природа и человек» начинается с уточнения, накопления и систематизации природоохранительных представлений и понятий, показа доступных их пониманию природных взаимосвязей и необходимости сохранения, поддержания их человеком. Уроки проводятся так, чтобы у учащихся появилось желание оберегать природное окружение, оказывать помощь взрослым в его охране.

Большое значение придаётся наблюдениям в природе и экскурсиям, работе с учебным пособием «Природа и человек», дидактическим играм экологической направленности, научно-популярной литературе, разрешению проблемных ситуаций и вопросов.

Первоначально формируются понятия о составных компонентах природы: воздух, вода, почва, растения и животные. Затем постепенно у первоклассников формируется представление, что человек тоже часть природы и связан с ней незримыми нитями. Он пользуется богатствами природы, берёт у неё всё необходимое для жизни. Природа доставляет радость, открывает свои тайны тем, кто любит её, кто с детства привык терпеливо наблюдать её и бережно относиться к ней. Поэтому важно наблюдать и записывать свои наблюдения, анализировать их, делать выводы.

Проведение экскурсий, предусмотренных блоком программы «Природа и человек», также создаёт благоприятные условия для уяснения первоклассниками эстетической ценности природы, её научно-познавательного значения и воспитания гуманного к ней отношения.

Бывая с детьми на природе, учитель приучает их всё замечать вокруг, разглядывать понравившийся кустик, травинку, цветок и выражать своё восхищение природой. Делает всё необходимое, чтобы учащиеся, не просто видели и узнавали деревья и кустарники, животных, уяснили признаки того или иного сезона, но и восторгались их красотой, неповторимостью. Поэтому общение с природой радует и волнует ребят, создаёт хорошее настроение, вызывает чувство восхищения.

Эстетический цикл — литература, ИЗО, музыка, труд — раскрывают эстетическую сущность природы, её неповторимую красоту.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. Экологическое воспитание осуществляется на уроках математики, русского и белорусского языках. Очень важно для учителя усилить межпредметные связи на всех уроках.

5 Основные условия эффективности экологического воспитания

Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них:

  • учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьником;
  • усиление межпредметных связей;
  • реализация краеведческого подхода;
  • взаимодополнение учебной и внеклассной работы;
  • использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых;
  • формирование знаний о взаимоотношениях между природными компонентами.

Известно, что дети младшего школьного возраста проявляют искренний интерес к природе. Пребывание в естественной среде вызывает эмоциональный отклик, положительно воздействует на все их органы чувств. Ребята радуются запахам и ярким цветам, растениям и т. п. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко (ловят насекомых, мучают животных, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, топчут, рвут без нужды растения).

Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Эти примеры говорят о сложности взаимоотношений природа — дети, и поэтому естественного интереса и желания быть с природой недостаточно для экологического воспитания. Поэтому с первого года обучения они знакомятся с историей своего края, его природой, особенностями и спецификой хозяйственной деятельности людей, преумножающих красоту и богатство родной земли. На приозерах местного хозяйства показывается, как используются земли, водоемы и леса, какие применяются меры в целях их сохранения. Каждое дело, выполненное учащимися по охране и преумножению природного окружения, становится нравственной и трудовой «высотой», взяв которую, школьник вправе сказать: «В этом добром деле есть и мой вклад, частица моего труда».

Очень важно приучит ребят восхищённо и уважительно смотреть на всё, что растёт, цветёт, движется. С тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. При осуществлении задач экологического воспитания необходим комплекс таких методических средств и приёмов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

«Природа должна стать для каждого ребёнка не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь её обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения её богатств». [В.М. Минаева Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя, 1987. — с. — 20-25]

Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленении школы, микрорайона, города, села, поддержании чистоты в парках, скверах, пригородных зеленых зонах, у водоемов, ограждении муравейников, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, создании заказников и др.

Воспитанию бережного отношения к природе способствует акцентирование внимания учителя на сочетании учебной и внеклассной работы таким образом, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало бы ее. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

Важны положительные примеры учителя, других взрослых, которые активно влияют на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе. Проявлениями гуманного поведения в природе пронизаны многие произведения М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Ю. Дмитриева, В. Вольского, В. Лукши, В. Жуковича, В. Витки и других писателей и поэтов, герои которых заботливы, добры, отзывчивы к окружающему их миру, предостерегают от бессмысленного зла, жестокости.

Знакомство с профессиями людей, заботящихся об охране природы (санитарный врач, лесничий, лесник, егерь, охотовед и другие), с их постоянными обязанностями и хлопотами приводит ребят к мысли о том, что каждый человек обязан оказывать им посильную помощь и содействие.

Обсуждение с учащимися последствий безответственного и жестокого отношения взрослых и детей к природе (оставленный мусор, вытоптанная трава, пораненные деревья и др.) нацеливает на негативное отношение к этим фактам. Противопоставление им положительных примеров разъясняет суть правильного поведения в природном окружении.

Отношение человека к природной среде включает в себя знания о природе, нравственно-этические нормы и оценки данного общества, эмоционапьно-эстетические чувства, побуждающие к определенному поведению и деятельности. Отсюда видно, что дидактическую основу охраны природы составляют знания о ней, и в особенности, о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами, а также о влиянии на них человека.

У младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, большинство учеников первого и второго классов еще увлечены самим процессом познания: им интересно узнавать что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать; у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои вопросы.

Одним из способом формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. При этом традиционные подвижные игры, характерные для самых младших, достаточно просто насыщаются экологическим содержанием. Это может быть, например, подражание повадкам животных, занесенных в Красную книгу, или игры с мячом с названием тех же животных.

Эффективным приемом для формирования мотивации является постановка проблемы. Суть использования этого приема состоит в том, что ученик для устранения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти ее решение (например, как собрать еловые шишки).

Использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом.

Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за счёт непрерывности педагогического процесса. Требуется хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности учащихся, с ориентацией не только на психологические особенности школьников данного возраста, но и с учётом «естественного календаря природы». Осенью это может быть сбор плодов и семян для зимней подкормки животных, изготовление кормушек и т.д. Зимой — подкормка зверей и птиц; знакомство с их следами, оставленными на снегу. Весной — развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом — знакомство с миром и насекомых.

ГЛАВА 2. Практическое исследование эффективности использования экологического воспитания в процессе обучения

1 Методы и методология исследования

Основой методологического исследования является экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование было проведено в 3 «А» классе в средней общеобразовательной школы № 2 города Ошмяны. В рамках исследования был проведён эксперимент, который состоял из следующих этапов:

Констатирующий эксперимент: анкеты для учителей и анализ документации.

Цель: выявить уровень использования экологического воспитания в учебно-познавательном процессе.

В связи с этим были проведены следующие методы исследования

  • Опросные методы: анкетирование с целью выяснения степени использования и эффективности экологического воспитания

Анализ документации по экологическому воспитанию

  • Наблюдения с целью определения степени влияния экологического воспитания на процессе обучения и особенностей организации и руководства экологического воспитания учителем.

Формирующий эксперимент

Цель: способствовать повышению степени эффективности использования экологического воспитания в процессе обучения и выявление уровня сформированности экологической культуры младших школьников

На этом этапе были проведены уроки:

По курсу «Человек и мир», Классный час-игра на природоведческую тему «Живу тобой, моя природа»

Так же на этом этапе проводилась работа с учащимися. Для выявления уровня сформированности экологической культуры младших школьников было проведено тестирование в 3 «А» классе СШ №2 г. Ошмяны [приложение 2]. Тестирование проводилось в конце преддипломной практики, после того, как с учащимися была проведена целенаправленная работа по повышению уровня сформированности экологической культуры.

Контрольный эксперимент

Цель: доказать необходимость использования экологического воспитания в процессе обучения младших школьников.

В связи с этим проводилось наблюдения с целью выявления необходимости экологического воспитания, применяемых в формирующем эксперименте.

2 Результаты и их анализ

В ходе экспериментального исследования были использованы различные методы. На этапе констатирующего эксперимента проводилось анкетирование с целью выявления степени использования экологического воспитания в процессе обучения. С помощью анкеты [приложение 1] было опрошено 12 респондентов. Анализируя результаты анкеты, я выяснила, что 90% опрошенных систематически используют экологическое воспитание в процессе обучения, 8% — воспитывают экологическую культуру личности только тогда, когда позволяет время или нужно выполнить программу, 2% — не используют такое воспитание в учебном процессе, считая, что этим нужно заниматься во внеурочное время. Не смотря на результаты, все респонденты считают, что воспитывать экологическую культуру младших школьников необходимо, так как младшие школьники имеют довольно ограниченные представления о многообразии действий и поступков, выражающих заботу о природе или причиняющих ей вред. Вместе с тем они вполне понимают необходимость заботливого отношения к природе. Младшие школьники озабочены плохими поступками взрослых по отношению к природе: «взрослые режут кору деревьев, загрязняют лес банками, стеклом». Поэтому, начинать такое воспитание надо именно с раннего школьного возраста. Полученные данные занесены в диаграмму:

Анализ документации и дополнительной литературы показал, что на сегодняшний день начальная школа требует пересмотра приоритетов целей обучения. Особое внимание уделяется развивающей функции обучения и личности младших школьников. Большая роль в решении этой задачи принадлежит курсу «Человек и мир».

1 класс. В названном курсе объединены биологические, географические, обществоведческие и анатомические знания, что поможет формировать у младших школьников представление о единстве человека, общества и природы, даст возможность показать детям как важно сохранить гармонию в отношении человека и природы. В основу блока «Природа и человек» курса «Человек и мир» положена концепция экологического образования и воспитания младшего школьника. Наряду с решением задач умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Важной задачей данного блока является задача формирования экологической культуры младших школьников. Известно, что в возрасте от 6 до 11 лет активно формируется базисная сторона культуры коммуникативная, умственная, эстетическая и нравственная.

Формированию экологической культуры способствует также уяснение детьми всесторонней ценности природы. Уже в подготовительном классе не следует подчёркивать и ставить на первое место материальную ценность природы, так как практика показала, что выпячивание материальной ценности природы способствует формированию у детей потребительского отношения к ней. В подготовительном классе изучается три основных блока предмета: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье».

2 класс. Во втором классе у учеников углубляется интерес к изучению природы, стремление узнать её тайны и загадки. Происходит систематизация природоохранительных знаний, умений и навыков учащихся.

При изучении неживой природы формируются первоначальные знания об основных её свойствах, и подчёркивается важность сохранения чистоты воды, воздуха, почвы.

Использование научно-популярной природоведческой литературы даёт возможность обсуждать конкретные ситуации и поступки, видеть отношение детей к описываемому, давать мотивированную оценку поведения людей, т.е. возникают реальные предпосылки для преодоления негативных проявлений в поведении учащихся на природе.

3-4 классы. уроки в третьем классе по блоку «Природа и человек» направляют внимание учащихся на более глубокое понимание причинно-следственных связей в природе, на необходимость их сохранения и поддержания человеком. Здесь важно, чтобы не только сообщались новые сведения, обобщались и систематизировались знания по использованию и охране природы, но и формировались ценные нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться школьники в практических действиях и поступках.

Решению этих задач способствуют различные методы и проблемы изучения и закрепления новых знаний с самостоятельной работой учащихся, использование наглядных пособий, периодической печати, работа с учебником, демонстрация учебных телепередач, диафильмов, диапозитивов и др.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учётом психологической подготовленности учеников и с учётом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Также на этом этапе проводились наблюдения за учителем на уроках с целью выявления уровня правильной организации и руководства при экологическом воспитании. Я наблюдала уроки по курсу «Человек и мир» и «Математику».

Человек и мир МатематикаТема: «Животные поля» Начало урока организованное, дети настроены на активную работу. Поставлены задачи урока и пути их решения. Домашнее задание проверялось различными способами: — вопросы для коллективного обсуждения (Именно здесь, учащиеся 3 «А» класса самостоятельно определяют правила поведения на лугу, способы охраны животных и растений. Отсюда можно сделать вывод, что экологическая культура у детей присутствует).

— тест для выявления уровня усвоения знаний по теме — индивидуальные задания (работа с гербарием) Объяснение нового материала учитель начал с общеразвивающих вопросов вида: «Зачем поля нужны людям? Какой хоз. деятельностью там занимаются? А только ли людям нужно поле? И т.д.». Далее учитель объясняет о назначении поля в жизни людей и животных. Познавательный рассказ дополнил знания детей о природе и её хозяев. После этого дети знакомятся со статьёй учебника на стр.71-73. Далее на уроке имеет место ПР — составление кластера «Животные поля», которую дети выполнят самостоятельно и описание птицы по плану. После самостоятельной работы учащихся, целесообразно проведение физминутки. Для развития логического мышления учитель задаёт вопросы для размышления о способах уборки урожая с полей: с середине поля следует начинать уборку или с конца. (используются иллюстрации) После этого, дети знают как можно сохранить природное сообщество и животных и птиц, которые там живут. На этапе закрепления учитель предлагает разгадать кроссворд. В конце урока были подведены итоги о проделанной работе. Вывод: Урок построен в здоровьесберегающем режиме. Использовались различные методы обучения:игровой, наглядный, практический, словесный. Продуманное объяснения материала, использование проблемных ситуаций. Наблюдалась высокая активность учащихся, самостоятельность. Подводились итоги каждого этапа урока. Воспитывалась экологическая культура учащихся.Тема: «Приёмы деления с остатком» Организационный момент урока настроил детей на хорошую активную работу. Узнав тему урока, учащиеся самостоятельно ставят для себя задачи урока. На этапе актуализации знаний учителем проведён устный счёт с использованием экологических задач. После их решения учащиеся размышляют, правильно ли поступали герои задач. На этапе изучения нового материала дети знакомятся с алгоритмом для рассуждения при делении с остатком. Далее выполняют все задания в учебнике по этой теме. На уроке было место и для физминутки с экологическим содержанием. Для проверки усвоения знаний учащихся, учитель ввёл самостоятельную работу. На этапе закрепления, учитель предлагает по картинке составить задачу с экологическим содержанием. После решения такой задачи подводятся итоги работы на уроке и рефлексия. Вывод: Организованное начало урока, оптимальное сочетание фронтального и индивидуального способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Главной задачей на уроке — было воспитание экологической культуры детей и с помощью экологических задач учитель добивался поставленной цели. Устный счёт способствовал развитию логического мышления. При изучении новой темы был поставлен проблемный вопрос, совместно проведён поиск решения. В рамках урока подведены итоги работы. Урок прошёл на оптимальном уровне.

В связи с этим был проведён формирующий эксперимент. На этом этапе мною были разработаны и проведены уроки в 3 «А» классе по предметам «Человек и мир», и внеклассное мероприятие (игра) на природоведческую тему «Живу тобой, моя природа» [приложение 4 и 5]. Кроме этого, на этом этапе проводилась работа с учащимися. Для выявления уровня сформированности экологической культуры младших школьников было проведено тестирование в 3 «А» классе СШ №2 г. Ошмяны [приложение 2]. По результатам можно сделать вывод, что у учеников 3-его класса экологическая культура уже сформирована, они умеют правильно вести себя в природе. Результаты тестирования занесены в таблицу [приложение 3].

Для доказательства необходимости экологического воспитания проводился контрольный эксперимент. Проведя его, можно сделать вывод, что дети не противятся познанию в области экологии. Из этого можно сделать вывод, что благодаря целенаправленной работе учителя это положение можно достичь очень много.

Можно выработать определенные рекомендации учителю для повышения уровня экологического сознания и экологической культуры детей.

  • Стараться показать и найти в природе привлекательные стороны, заставлять задумываться над происходящими явлениями, их причинами и следствиями.
  • Знакомить с произведениями искусства, отображающими природу.
  • Заострять внимание детей на том, кок влияет природа на окружающих людей.
  • Помогать детям чаще анализировать свои поступки, самокритично относиться к себе и своим поступкам.
  • В своей работе обязательно использовать занимательный материал.

экологический воспитание урок школьник

Заключение

Экологическая культура — это культура единения человека с природой, гармоничное слияние нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

Экологическая культура предполагает:

Знание закономерностей развития природы и общества (образовательный аспект);, Понимание необходимости беречь природу (нравственный аспект);

  • Умение прогнозировать, предвидеть последствия своего вмешательства в природные взаимодействия (прогностический аспект);

Сознательное соблюдение норм воздействия на природу и ее охрану (поведенческий аспект).

Основным качеством экологической культуры человека является его сознательность в решении ряда экологических проблем. Но для того, чтобы решать определенные экологические проблемы, учащиеся должны владеть определенной системой практических и теоретических знаний и умений. Для этого учитель должен организовать как можно продуктивнее педагогический процесс. В этом случае он должен подбирать более эффективные методы и приемы организации детей, активно проводить экологизацию детей не только во время уроков, но и во внеурочное время. Так как именно во внеурочной деятельности дети становятся более раскрепощенными и податливыми.

В результате своей практической деятельности я убедилась в том, что от развития экологической культуры зависит и формирование у младших школьников бережного отношения к природе. Что и надо было доказать.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekologicheskoe-vospitanie-na-urokah-matematiki/

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь.

2. Аквилева Г.Н., Клипинина З.А. Методика преподования естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднепрофессионального образования педагогического профиля. — М.: Гумонитарное издание центра Владос, 2001. — 240 с.

  • Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 192с.

4. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. — Мн.: Народная асвета, 1987. — 112 с.

5. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

6. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений — М.: «Академия», 2000. — 160 с.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Педагогический стаж:, Категория:

  • По Вашему мнению, имеет ли сегодня место экологическое воспитание в учебно-познавательном процессе?

а) Да

б) Нет

Осуществляете ли Вы на уроках экологическое воспитание учащихся?

а) ДА

б) Нет

в) Иногда, когда время позволяет

На каких уроках, кроме курса «Человек и мир» Вы воспитываете экологическую культуру учащихся?, С помощью каких методов и форм? (нужное подчеркнуть), Беседа (рассказ), Практические работы (эксперименты), Решение экологических задач, Полевые практикумы, Работа на «Экологической тропе», Игра (дидактическая, ролевая, имитационная экологическая, игра-соревнование), Метод проектов

  • Какие дополнительные формы обучения Вы используете для воспитания экологически грамотной личности школьника?

Приложение 2

Тест «Моё отношение к природе»

Цель: Выявление степени сформированности экологической культуры младших школьников.

Для проведения теста целесообразно подобрать соответствующую музыку, которая напоминала бы учащимся о природе. Негромкая, спокойная музыка будет звучать вовремя выполнения теста.

№ВопросыОтветы и баллыДаНетПо-разному1Задумывались ли вы о своём отношении к природе? 2012Делите ли вы природные объекты на «красивые» и «некрасивые»?0213Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2014 Влияет ли природа на ваши настроения? 2015 Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных на картинках и фотографиях?2016Знакомо ли вам муз. произведение связанные с природой?2017 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?2018 Любите ли вы читать описание природы в книгах?2019Вмешиваетесь ли вы в ситуации, когда видите, что кто-то наносит вред природе своими действиями?201

От 18 до 14 баллов — уровень сформированности экологической культуры достаточно высокий, отношение к природе осознаётся глубоко и правильно.

От 13 до 10 — средний уровень экологической культуры. Отношение к природе осознаётся достаточно глубоко.

От 9 и ниже — очень низкий уровень сформированности экологической культуры. Отношение к природе попустительское преобладает антропоцентрический тип экологического сознания. Не проявляется особого интереса к объектам и явлениям природы.

Приложение 3

Уровень сформированности экологической культуры Фамилии детейВысокийСреднийНизкийБарило Евгений+Гарунович Анастасия+Гелай Амалия+Дворянская Оксана+Жданович Артур+Жданович Евгений+Земляков Егор+Зык Никита+Каравай Алексей+Коновалов Павел+Марковская Екатерина+Мордас Дмитрий+Никадон Вадим+Пашкевич Светлана+Плюто Арина+Соколов Артём+Терешко Софья+Шиманский Денис+Шостак Артём+Щербаков Александр+

+ — присутствует

Приложение 4

Тобой живу, моя природа!

Интеллектуальная викторина «Своя игра». III-IV классы

Цель: расширять и углублять знания о мире природы; формировать познавательный интерес к окружающей среде; развивать логическое мышление, самостоятельность, умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Ход мероприятия:

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить о природе, вспомнить представителей фауны и флоры нашей Родины, а также закрепить знания о животных и растениях других климатических зон. Все мы любим природу и хотим жить в согласии с ней.

Тема нашей игры-викторины — «Тобой живу, моя природа!». В игре принимают участие 4 команды. {Представление команд.) Следить за ходом игры и считать баллы будет жюри. (Представление жюри.)

Викторина состоит из трех раундов и конкурса капитанов «Своя игра». Вопросы распределены на пять секторов и имеют определенную «стоимость» (от 10 до 50 баллов).

Право первого хода определяется по жребию. Следующий вопрос выбирает та команда, которая первой правильно ответит на заданный. Если команда отвечает правильно, она зарабатывает соответствующее стоимости вопроса количество баллов; если неправильно, то эта же сумма баллов у команды вычитается.

  • й раунд: «Растительный мир»

Сектор «Прогулка в лес»

(10) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

(20) Какие деревья чаще высаживают в городах? (Липа, тополь, клен, каштан)

(30) Из какого дерева делают спички? (Из осины)

(40) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)

(50) Из каких деревьев получаются самые «жаркие» дрова? (Из дуба, березы)

Сектор «Зеленая поляна»

(10) Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (Подорожника)

(20) Какое растение в народе называют «ветродуйкой»? (Одуванчик)

(30) Какое «хищное» растение встречается в наших лесах? Когда насекомое садится на блестящую капельку росы, волоски этого растения изгибаются к добыче, обволакивают ее пищеварительной слизью, край листочка заворачивается и поглощает жертву. (Росянка)

(40) Этому растению приписывают удивительную силу. По поверью, один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, на цветок нисходит огонь Перуна и ровно в полночь растение зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка сбудутся, человек будет знать обо всем, что происходит в мире. Кто найдет этот цветок, будет счастлив всю жизнь. (Папоротник)

(50) Какое болотное растение можно использовать вместо ваты? (Торфяной мох — сфагнум)

Сектор «Ядовитые растения и грибы»

(10) В шапке красной — враг опасный: полюбуйся, погляди да сторонкой обойди. (Мухомор)

(20) Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная, кто к ней прикоснется, тот не проснется. (Бледная поганка)

: ядовиты все его части, особенно тяжелые отравления развиваются после приема в пищу ягод ландыша.

(40) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Его листья зеленого цвета; ягода — черного. Имеет слабый запах, вкус ягоды сладковатый, но неприятный. Все растение, особенно ягода, ядовито. (Вороний глаз)

(50) Помидору брат, а носит черный халат. (Паслен)

Дополнение: это роскошный куст с пышной кроной и главным украшением — яркими ягодами-плодами, меняющими свой цвет от зеленого до ярко-красного или оранжевого. Ядовит.

Сектор «Легенды о цветах»

(10) Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки)

(20) Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)

(30) Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача (Пеона), который лечил людей отварами цветов. (Пион)

(40) Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как «меч». По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус)

(50) Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый весенний напиток, а в Германии в его честь существует праздник — День весны. (Фиалка)

Сектор «Овощная грядка»

(10) Свое греческое название этот овощ получил за зеленый цвет, в переводе на русский язык оно означает «незрелый». В России этот овощ разводят со времен Ивана Грозного. (Огурец)

(20) Этому овощу поставлено три памятника в Европе (во Франции — под Парижем и в городе Мон-дидье; в Германии — в городе Гарце), а знаменитый Иоганн Себастьян Бах посвятил ему некоторые свои произведения. Этот овощ любим белорусами. (Картофель)

(30) Какой овощ Пифагор называл королем всех пряностей? (Чеснок)

(40) Какой овощ любил Наполеон? (Фасоль)

(50) Благодаря этому овощу южноамериканские индейцы в 1532 году одержали победу над испанскими завоевателями. Этот овощ используют для приготовления приправ к разным блюдам. Индейцы насыпали молотые плоды этого растения на тлеющие угли жаровен, ветер разносил едкий белый дым, вызывающий кашель, чихание и слезотечение, и противник, бросив оружие, убегал. (Красный стручковый перец)

  • й раунд «Животный мир»

Сектор «Домашние животные»

(10) Какая птица имеет гребень, но не причесывается? (Петух)

(20) В Древнем Египте эти животные считались священными. В средневековой Европе этих животных черного цвета сжигали на кострах. А благодаря писателю Редьярду Киплингу читатели знают, что это животное «гуляет само по себе». (Кошка)

(30) У кого рога длинней хвоста? (У козы)

(40) Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь.

(Осел)

(50) Власти Австралии пытаются избавиться от этого животного, неосторожно завезенного в страну. В Австралии и в Новой Зеландии оно приносит большой вред, выедая растительность на пастбищах, повреждая посевы и портя угодья своими норами. (Кролик)

Сектор «Насекомые»

(10) Летающие насекомые, имеют «тигриную» окраску — желтые и черные полосы. Собирая с цветков нектар, опыляют растение. (Оса, пчела)

(20) Мелкое летающее насекомое с длинным тонким жалом; самки питаются кровью. (Комар)

(30) Насекомое, которому «аплодируют». (Моль)

(40) Кто несколько раз рождается, прежде чем стать взрослым? (Бабочка: яйцо, личинка, кокон, непосредственно бабочка)

(50) Какого жука называют «опасным преступником»? Он приносит вред, когда начинает зеленеть картофельная ботва. Жук нападает на нее и пожирает листья. В результате у растения не образуются клубни, куст погибает. (Колорадский жук)

Сектор «Рыбы»

(10) Какая «рыба» помогает чистить бутылки? («Ерш»)

(20) Какая рыба в праздничные дни «надевает шубу»? (Сельдь)

(30) Самая страшная рыба. Зубы у нее крупные и очень острые. Они расположены в пять, а у некоторых видов и в семь рядов. (Акула)

(40) У какой рыбы нет чешуи? (У сома)

(50) Какие «рыбы» водятся только с 21 февраля по 20 марта? (Зодиакальное созвездие «Рыбы»)

Сектор «Птицы»

(10) Самая маленькая птичка наших лесов. Длина ее тела 9-10 см, размах крыльев 15-17см, масса 4-8 г. (Королек)

(20) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

(30) Эта птица прилетает в наши края весной, когда еще холодно, зябко. (Зяблик)

(40) Птица, выкладывающая свое гнездо рыбьими костями. Гнездится в береговых обрывах, где, пользуясь клювом и лапами, роет норы глубиной от 0,3 до 1 м. (Зимородок)

(50) Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой? Похоже, что она ползает по стволам. Приглядевшись, легко увидеть, что птица не ползает, а бегает, притом очень ловко. (Поползень)

Сектор «Сказочный кот»

(10) Этот кот служил маркизу Карабасу. (Кот в сапогах)

(20) У этого кота была корова по кличке Мурка. (Кот Матроскин)

(30) Этого кота придумал Уолт Дисней. (Кот Том из сказки «Том и Джерри»)

(40) Этот кот был рэкетиром. (Кот Базилио)

(50) Эта кошка была любимицей Фрекен Бок. (Матильда)

3-й раунд «Все обо всем»

Сектор «Почему?»

(10) Почему в сильные морозы некоторые птицы прячутся под снег? (Из-за холода. В снегу много воздуха, он сохраняет тепло)

(20) Почему нельзя уничтожать в лесу ядовитые грибы? (Ими лечатся животные)

(30) Почему говорят «как с гуся вода»? (Перья водоплавающих птиц смазаны жиром, с них легко скатывается вода)

(40) Почему медуницу называют «цветок-букетик»? (На веточке цветки розового, голубого, фиолетового цветов)

(50) Почему весной у деревьев клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают их от заморозков)

Сектор «Бюро погоды «

(10) Ласточки летают низко -… (к дождю).

(20) Лягушки квакают -… (к дождю).

(30) Кошка клубком свернулась -… (к морозу).

(40) Паук усиленно плетет сете -… (к хорошей погоде).

(50) Крот нагребает высокие холмики -(к ухудшению погоды).

Сектор «Полезные ископаемые»

(10) Этот красивый и прочный камень широко используется для создания памятников и отделки зданий. (Гранит)

(20) Раньше, много лет назад, на болоте росли растения. Теперь они превратились в топливо и удобрения. (Торф)

(30) Какое полезное ископаемое используют при изготовлении стекла? (Песок)

(40) Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)

(50) Этот минерал, употребляемый в пищу, известен всем с детства. Однако в средние века во время знатных пиров блюда с ним размещали только во главе стола, где сидели хозяин и почетные гости. Остальные гости, бывало, уходили домой, так и не попробовав его.

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Сектор «Верите ли вы?»

(10) Верите ли вы, что рыбы и змеи спят с открытыми глазами? (Да)

(20) Верите ли вы, что 60 кг макулатуры сберегают 1 дерево? (Да)

(30) Верите ли вы, что клюкву называют «северным лимоном»? (Да)

(40) Верите ли вы, что жемчуг известняк? (Да)

(50) Верите ли вы, что у птиц бывает зуб? (Да, у птенцов есть на клюве шишечка, «яйцовый зуб», им птенец разбивает скорлупу)

Сектор «Загадки о природных явлениях»

(10) Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Радуга)

(20) Не огонь, а жжется, Без рук, а рисует, Без зубов, а кусает. (Мороз)

(30) Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)

(40) Расходится детина — удержу нет, Уляжется — не видать, не слыхать.

(Ветер.)

(50) Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает? (Дождь)

Приложение 5

Тема: «Растения и животные различных уголков земли. Растения экваториального леса»

Цели:

  • формировать у младших школьников представление о разнообразии природы на Земле, о причинах этого, об экваториальных лесах как самых уникальных лесах на Земле, выполняющих функцию «легких планеты»;
  • развивать умения объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни;
  • воспитывать восхищение удивительным разнообразием природы.

Оборудование: физическая карта полушарий, иллюстрации с изображением тропических и смешанных лесов, полюсов и жаркой пустыни, саванны или степи, иллюстрации с изображением растений экваториального леса; комнатные растения: фикус, бегония.

Ход урока:

1. Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по физической карте мира и познакомимся с природой других уголков Земли. Мы узнаем, почему так разнообразна природа Земли, почему в одних местах растет лес, в других — жаркая пустыня или вечные льды, а где-то раскинулись травянистые равнины. Итак, в путешествие, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы!

2. Изучение нового материала:

(Дальше организуется работа по вопросам и заданиям учебного пособия на странице 86. В результате работы с рисунками третьеклассники подводятся к выводу о том, что характер растительности на Земле зависит от количества получаемого тепла и влаги. Сделанные выводы учащиеся сравнивают с текстом учебного пособия (с. 87, вверху).

Работа с картой помогает установить, какие закономерности распределения тепла и влаги существуют на Земле. Ученики находят на карте линию экватора. )

Участки Земли на экваторе и вблизи него получают много тепла и много влаги. Но чем дальше от экватора, тем холоднее, т. е. к северу и к югу от экватора количество тепла уменьшается. И холоднее всего на Северном и Южном полюсах.

Почему у нас холоднее, чем на экваторе, но значительно теплее, чем на Северном полюсе.

(В ходе работы заполняется таблица, которая поможет учащимся лучше осознать зависимость характера растительности от количества тепла и влаги).

Характер растительностиКоличество тепла и влагиЭкваториальные лесаМного тепла и влаги круглый годСмешанные лесаДостаточно тепла и влаги, но теплое только лето, а зима холоднаяХвойные леса (тайга)Морозная зима, прохладное лето (но для хвойных деревьев достаточно тепла и влаги)Травянистые равниныДостаточно тепла, но недостаточно влагиЖаркие пустыниМного тепла, но очень мало влаги

Игра «Верно ли, что…»:

  • чем дальше от экватора, тем холоднее;
  • территории, которые расположены на экваторе или вблизи него, круглый год получают много тепла и влаги;
  • жаркие пустыни получают много тепла и много влаги;
  • на полюсах круглый год очень холодно;
  • смешанные леса расположены там, где достаточно тепла и влаги для произрастания как лиственных, так и хвойных деревьев.

Физминутка

А сейчас мы отправимся в далекое-далекое путешествие: за моря и океаны, за дремучие леса. Я буду показывать на карте, а вы следите за мной: переплываем через Атлантический океан и попадаем на материк, расположенный в Южном полушарии, — Южную Америку. Находим на карте самую длинную реку Южной Америки — Амазонку. Земли вокруг этой реки называются Амазонией. Здесь находятся знаменитые амазонские экваториальные леса. Их называют «легкими планеты». Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос на уроке. Чтобы разгадать все загадки экваториальных лесов, нам нужно попасть в самую их глубь (хотя бы на 15 км).

Если мы выполним все задания, то сможем пройти этот сложный путь».

Итак, первое задание «Экваториальные леса на карте». Цена выполнения каждого задания 2 км.

Посмотрите на карту и скажите, где расположены эти леса. Почему они называются экваториальными? Сравните свой ответ с текстом учебного пособия (задания выполняются в группах или парах).

Второе задание.

Какие условия для произрастания растений в экваториальных лесах? Почему? Сравните с текстом учебного пособия и сделайте вывод, правильно ли мы ответили на вопрос.

Третье задание.

Установите с помощью текст учебного пособия главные особенности экваториальных лесов.

Четвертое задание.

Как растения приспособились к условиям жизни в экваториальных лесах, где почти каждый день идет дождь? Посмотрите на два растения (фикус и бегония), которые находятся на столе. Скажите, какое из этих растений могло бы жить в условиях экваториального леса. Почему? Сравни: наши предположения с текстом учебного пособия и узнаем, кто прав.

Опыт: Нальем немного воды из лейки на лист фикуса и понаблюдаем, что происходит е водой (она собирается в капельки, которые стекают вниз по средней жилке листа и черешку, а сам лист практически остается сухим).

Так фикус приспособился к окружающим условиям. Фикусы растут в экваториальных лесах, но там они имеют вид высоких деревьев.

Пятое задание.

Чем отличаются экваториальные и смешанные леса? Почему экваториальные леса богаче, чем смешанные? Ученики сравнивают два типа лесов. Предлагается для заполнения таблица (дается уже заполненная таблица, которая используется в качестве эталона для самопроверки учащихся).

ПризнакиСмешанные лесаЭкваториальные лесаУсловияДостаточно тепла и влаги, теплое лето, холодная зимаКруглый год много тепла и влагиДеревьяВсе лиственные деревья листопадныеВечнозеленыеВысота деревьев20-25 см60 м — самые высокие, средняя высота — 35 мДругие отличияНебольшое количество видов деревьевОгромное разнообразие видов. Доско-видные корни, травянистые растения на стволах, лианы

3. Подведение итогов:

  • Что нового узнали на уроке?

От чего зависит характер растительности на Земле?

Почему на экваторе расположены вечнозеленые леса?

Почему экваториальные или амазонские леса называют «легкими планеты»? (Занимают большую площадь. Здесь очень богатая растительность, вырабатывающая много кислорода.)

  • В последнее время экваториальные амазонские леса стали активно вырубаться из-за ценной древесины, строительства, прокладывания дорог.

Что будет, если леса будут продолжать вырубать?